6. Epidermal Barrier Dysfunction in Atopic Dermatitis / M.J. Cork et al. // J. Inv. Dermatol. 2009. Vol. 129. P. 1892-1908.
7. Improvement in pruritus in children with atopic dermatitis using pimecrolimus cream 1% / J. Fowler, A. Johnson, M. Chen et al. // Cutis. 2007. Vol. 79. P. 65-72.
ПЕТРОВА ТАМАРА ИВАНОВНА. См. с. 465.
ЛУТКОВА ТАТЬЯНА СЕРГЕЕВНА - кандидат медицинских наук, доцент кафедры педиатрии, клинической иммунологии и аллергологии, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары ([email protected]).
LUTKOVA TATIANA SERGEEVNA - candidate of medical sciences, assistant professor of Pediatrics, Clinical Immunology and Allergology Chair, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.
АНДРЕЕВА НАТАЛИЯ ПЕТРОВНА. См. с. 268.
МАГАРШАК ОЛЬГА ОЛЕГОВНА - кандидат медицинских наук, старший научный сотрудник лаборатории вакцинопрофилактики и иммунотерапии аллергических заболеваний, Научно-исследовательский институт вакцин и сывороток им. И.И. Мечникова, Российской академии медицинских наук, Россия, Москва ([email protected]).
MAGARSHAK OLGA OLEGOVNA - candidate of medical sciences, senior scientific worker of vaccinal allergic diseases prevention and an immunotherapy laboratory, Mechnikov Research Institute of Vaccines and Sera, Russian Academy of Medical Sciences, Russia, Moscow.
УДК 616-051+159.9:61
С.Н. РОМАНОВ, Е.Л. НИКОЛАЕВ, А.В. ГОЛЕНКОВ
СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АДАПТИВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ЛИЧНОСТИ У СТУДЕНТОВ И ВРАЧЕЙ
Ключевые слова: адаптивные характеристики личности, временная перспектива, социальная поддержка, профессиональная дезадаптация, врачи, студенты.
Исследованы взаимосвязи психологических особенностей восприятия временной перспективы и адаптивных характеристик личности у 37 врачей и 42 студентов медицинских специальностей. В обеих группах выявлено общее снижение адаптивного потенциала и антисуицидального барьера личности. Врачи представляют группу риска по тревожным и депрессивным расстройствам, аутоагрессивному поведению. Адаптивными характеристиками личности являются позитивное отношение к прошлому и направленность на будущее, удовлетворенность социальной поддержкой. Для врачей особо значима инструментальная и эмоциональная поддержка, для студентов - социальная интеграция.
S.N. ROMANOV, E.L. NIKOLAEV, A.V. GOLENKOV COMPARATIVE STUDY OF PERSONALITY ADAPTIVE TRAITS IN MEDICAL STUDENTS AND DOCTORS
Key words: personality adaptive traits, time perspective, social support, professional maladjustment, medical doctors, students.
The interrelations of psychological specific features of time perspective perception and adaptive personality traits in 37 doctors and 42 medical students are studied. Decrease in level of adaptive potential and antisuicidal personality barrier is revealed in both groups. Doctors are at risk for anxiety and depressive disorders, auto-aggressive behavior. Positive attitude to the past and focus on the future, social support satisfaction are among personality adaptive characteristics. Instrumental and emotional support are especially importantfor doctors, social integration - for students.
Необходимость повышения качества медицинской помощи, оказываемой населению, ставит перед государством и обществом, помимо множества организационных и экономических вопросов, проблему сохранения и подготовки кадрового потенциала для отечественного здравоохранения. В этой связи остро стоит задача поддержания здоровья
медицинских работников, повышения не только уровня их профессионального мастерства, но и адаптационного потенциала личности для успешной и эффективной работы в современных социально-экономических условиях. Это же касается и студентов медицинских специальностей - будущих работников системы здравоохранения.
Данная проблема в последние годы становится предметом пристального научного интереса [1-4, 6-9, 13]. В большинстве приведенных работ психологические исследования медицинских работников и студентов направлены на выявление личностных характеристик, способствующих формированию дезадаптации или различных нарушений. В данной работе представлены результаты попытки обращения к сохранным сторонам личности, ее адаптационному потенциалу, который, в числе прочих, связан с комплексом психосоциальных факторов [10]. Малоизученным, но перспективным направлением исследования потенциала личности является изучение отношения человека ко времени [5, 14] и его личностной структуры временной перспективы, которая соответствует когнитивным процессам, определяющим жизненный опыт личности во временных рамках прошлого, настоящего и будущего [1, 2, 11, 12, 15-17].
Целью исследования было определение взаимосвязей между психологическими особенностями восприятия временной перспективы и адаптивными характеристиками личности у врачей и студентов.
Исследование проводилось в двух группах испытуемых. Первую группу составили студенты медицинских специальностей Чувашского госуниверситета в количестве 42 человек, в числе которых - 6 мужчин и 36 женщин, чей средний возраст -22,00±1,21 года. Во вторую группу испытуемых вошли 37 врачей лечебных учреждений г. Чебоксары (3 мужчины и 34 женщины со средним возрастом - 44,00±7,99 года), чей средний стаж работы в медицинском учреждении составил 20,54±7,85 года.
В ходе клинико-психологического исследования использовались следующие психодиагностические методики: опросник временной перспективы Ф. Зимбардо в адаптации А. Сырцовой, опросник оценки профессиональной дезадаптации О.Н. Родиной, опросник социальной поддержки Р-802Ц-22 в адаптации А.Б. Холмогоровой, опросник депрес-сивности А. Бека. Полученные данные обрабатывались методами математико-статистического анализа (нахождение средних величин, проверка достоверности различий по критерию Стьюдента и критерию Фишера, корреляционный анализ).
По результатам изучения особенностей восприятия временной перспективы в обеих группах установлено, что и в первой, и во второй группах испытуемых отмечается сбалансированный профиль временной перспективы. В то же время имеются определенные различия. У студентов максимальные значения показателей приходятся на фактор «позитивное прошлое», что определяет доминирование в их личностной структуре позитивной реконструкции прошлого опыта, положительных оценок минувших событий, осторожности, осмотрительности, здоровых взглядов на жизнь. Для врачей с приоритетом по фактору «будущее» более актуальны стремление к отдаленным целям, планирование своего поведения, ощущение нехватки времени, высокая организованность. Среди присущих им черт - больше признаков активности, добросовестности, постоянства.
Достоверные различия между группами выявлены по значениям фактора «негативное прошлое» (р = 0,04), что характеризует врачей, в сравнении со студентами, как более пессимистичных и имеющих больше неприятных воспоминаний о прошлом, что объективно согласуется с их большим возрастом и жизненным опытом. Данные показатели могут свидетельствовать либо о наличии объективных эмоциональных травм и пережитых негативных переживаний в прошлом, либо о склонности личности к негативной реконструкции неоднозначных и позитивных событий, имевших место в реальности. Такие индивидуально-психологические особенности оценки собственного опыта могут также быть связаны с низкой самооценкой, низким уровнем субъективной оценки счастья, агрессивными тенденциями, являться предикторами формирования тревожных настроений и депрессивных переживаний.
Определены достоверные различия между студентами и врачами и по фактору «фаталистическое настоящее» (р = 0,02). В личностных характеристиках врачей эти различия проявляются меньшей удовлетворенностью жизнью, большими ощущениями безнадежности и бесперспективности жизни, уверенностью в невозможности планировать свое будущее, убежденностью, что удача приносит больше, чем упорная работа. Данные проявления ориентированности личности на высокую степень предопределенности судьбы и неспособности планировать свою жизнь также положительно соотносятся с проявлениями агрессии, тревоги и депрессии.
Применение специального опросника А. Бека на оценку депрессивных состояний позволило определить уровень выраженности в обеих группах аффективных нарушений. Так, если у студентов депрессивные симптомы не определяются (7,61±5,61 балла), то у врачей они достигают уровня умеренно выраженной депрессии (11,95±9,74 балла), что подтверждает приведенные выше данные, полученные при изучении особенностей временной перспективы. В сравнении со студентами у врачей также достоверно выше когнитивно-аффективные (р = 0,02) и соматические проявления депрессии (р = 0,03). В то же время, если в обеих группах одинаковая доля испытуемых никогда не думала о самоубийстве (76,19 и 78,37%), то среди студентов несколько больше тех, к кому иногда приходят суцидальные мысли, но уровня намерений никогда не достигают (21,43 против 18,91%). Настораживает, что в обеих группах имеются испытуемые, готовые при подходящем случае совершить самоубийство. Причем их доля одинакова как среди молодых людей, только овладевающих профессией и имеющих, как правило, более оптимистическое мировосприятие (2,38%), так и среди зрелых профессионалов, в полной мере столкнувшихся с жизненными трудностями и проблемами (2,72%).
Анализ результатов по методике оценки профессиональной дезадаптации показал, что средние значения по обеим группам соответствуют снижению психофизической адаптации до уровня умеренной дезадаптации (33,74±17,91 и 34,86±19,37 баллов), который проявляется ухудшением состояния здоровья, снижением настроения, некоторой тревожностью, повышением утомляемости и снижением активности поведения. У студентов это в большей мере, чем у врачей, находит отражением в снижение мотивации к основной деятельности (р = 2,40).
Различий по средним значениям уровня социальной поддержки в группах испытуемых не выявлено. Показатели опросника находятся в пределах нормативных значений. Это свидетельствует о том, что все испытуемые адекватно воспринимают взаимодействие с окружающими и близкими и не испытывают недостатка в поддерживающих эмоциональных и инструментальных отношениях, достаточно интегрированы в социальные связи на своем социальном уровне.
Для определения в группах испытуемых уровня адаптивного потенциала личности проводился анализ значимых, на уровне достоверности р < 0,05 и р < 0,01, корреляционных взаимосвязей между фактором позитивного прошлого и фактором будущего временной перспективы личности, с одной стороны, и показателями других психодиагностических методик - с другой.
Так, у врачей обнаружились отрицательные взаимосвязи ориентации на будущее с общим уровнем дезадаптации, снижением мотивации к деятельности, ощущением усталости и особенностями психических процессов, в то время как у студентов таких взаимосвязей не было. Связь ориентированности на будущее и эмоциональных сдвигов есть в обеих группах. Прямая зависимость прослеживается между уровнем социальной поддержки и ориентацией на будущее в обеих группах. У врачей ориентированность на будущее также связана с эмоциональной и инструментальной поддержкой и социальной интеграцией, чего не отмечено у студентов.
В обеих группах фактор позитивного прошлого отрицательно связан с когнитивно-аффективными проявлениями и общим уровнем депрессии. В группе врачей также обнаружились обратные взаимосвязи позитивного прошлого с ощущением
усталости, нарушением сна, особенностями социального взаимодействия и снижения мотивации к деятельности. В группе студентов выявлена взаимосвязь позитивного прошлого с общим уровнем дезадаптации, особенностями социального взаимодействия и эмоциональных сдвигов.
Итак, результаты исследования адаптивных характеристик личности в двух группах испытуемых свидетельствуют, что общий уровень адаптивного потенциала личности снижен и у врачей, и у студентов медицинских специальностей. Особое внимание должен вызывать факт снижения антисуицидального барьера личности в обеих группах. Врачи представляют собой группу риска по формированию тревожных и депрессивных расстройств, аутоагрессивному поведению.
Протективными и адаптивными характеристиками личности является ее позитивное отношение к прошлому и направленность на будущее. Важную роль играет наличие системы естественной социальной поддержки - близких, друзей, родственников, коллег. Ее позитивное содержание у студентов определяется возможностью включения в определенную сеть социальных взаимоотношений, в рамках которых отмечается совпадение ценностей и представлений о жизни. У врачей значимость микросоциальной среды определяется потребностью личности в инструментальной и эмоциональной поддержке со стороны окружения, что не только позволяет получать практическую материальную или экономическую помощь, но и дает возможность ощущать позитивные чувства духовной близости, общности, доверия, тепла.
Литература
1. Алехин А.Н., Андрюшевич О.В. Актуальность психологического сопровождения студентов в период начала обучения в вузе // В мире научных открытий. 2010. № 3-1. С. 121-122.
2. Большакова Т.В. Личностные детерминанты и организационные факторы возникновения психического выгорания у медицинских работников: дис.... канд. психол. наук. Ярославль, 2004.
3. Водопьянова Н.Е. Синдром «выгорания» у врачей-стоматологов // Стоматолог. 2002. № 7. С. 35-39.
4. Голенков А.В., Андреева А.П. Скрининг злоупотребляющих алкоголем студентов в медицинском вузе // Наркология. 2010. № 2. С. 71-74.
5. Кузнецов О.Н., Алехин А.И., Самохина Т.В., Моисеева Н.И. Методические подходы к исследованию чувства времени у человека // Вопросы психологии. 1985. Т. 31, № 4. С. 140.
6. Ларенцова И.Л. Изучение синдрома эмоционального выгорания у врачей-стоматоло-гов // Клиническая стоматология. 2003. № 4. С. 82-86.
7. Николаев Е.Л., Комиссарова Н.И., Григорьева Н.Н., Герасимова М.Н. Потенциал здоровья студенческой молодежи: личностные и поведенческие факторы риска // Научно-медицинский вестник Центрального Черноземья. 2010. № 39-3. С. 16-21.
8. Николаев Е.Л., Орлов Ф.В., Трясугина М.А., Голенков А.В. Медицинская психология в системе вузовской подготовки менеджеров здравоохранения // Медицинская сестра. 2010. № 7. С. 44-47.
9. Петрова Е.В., Семенова Н.В., Алехин А.Н. Закономерности развития и особенности синдрома эмоционального выгорания у врачей и медицинских сестер психиатрических учреждений // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2011. № 12. С. 194-199.
10. Суслова Е.С., Николаев Е.Л. Психологические механизмы совладания при дезадаптации личности: культуральный аспект // Вестник Чувашского университета. 2006. № 1. С. 281-288.
11. СырцоваА. Возрастная динамика временной перспективы личности: дис.... канд. пси-хол. наук. М., 2008. 317 с.
12. Сырцова А., Соколова E.T., Митина О.В. Методика Ф. Зимбардо по временной перспективе // Психологическая диагностика. 2007. № 1. С. 85-106.
13. Юрьева Л.Н. Профессиональное выгорание у медицинских работников: формирование, профилактика, коррекция. Киев: Сфера, 2004. 272 с.
14. Holman Е.А., Silver R.C. Getting «stuck» in the past: Temporal orientation and coping with trauma // J. of Personality and Social Psychology. 1998. Vol. 74. P. 1146-1163.
15. Lukavskà K., Klicperovâ-Baker M., Lukavskÿ J., Zimbardo P.G. ZTPI - Zimbardüv do-taznik casové perspektivy // Ceskoslovenska psychologie. 2011. Vol. 55, № 4. P. 356-373.
16. Zimbardo P.G., Boyd J.N. Putting Time in Perspective: A Valid. Reliable Individual-Differences Metric // J. of Personality and Social Psychology. 1999. Vol. 77, № 6. P. 1271-1288.
17. Zimbardo P.G., Boyd J.N. The Time Paradox: The new psychology of time that will change your life. N.Y.: The Free Press, 2008.
РОМАНОВ СЕРГЕЙ НИКОЛАЕВИЧ - аспирант кафедры социальной и клинической психологии, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары ([email protected]).
ROMANOV SERGEY NIKOLAEVICH - post-graduate student of Social and Clinical Psychology Chair, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.
НИКОЛАЕВ ЕВГЕНИЙ ЛЬВОВИЧ - доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой социальной и клинической психологии, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары ([email protected]).
NIKOLAEV EVGENI LVOVICH - doctor of medical sciences, professor, head of Social and Clinical Psychology Chair, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.
ГОЛЕНКОВ АНДРЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ. См. с. 315.________________________________________________
УДК 616.12-009.72:615.814.1
М.Ю. САПОЖНИКОВ, Н.В. СПАСОВА, В.Б. ЛЮБОВЦЕВ,
А.А. САПОЖНИКОВА, А.Ф. ПАВЛОВ
БИОРИТМЫ ПОГЛОЩЕНИЯ ЛАЗЕРНОГО ИЗЛУЧЕНИЯ ТОЧКАМИ АКУПУНКТУРЫ «МЕРИДИАНА» СЕРДЦА ПРИ ЛАЗЕРНОЙ РЕФЛЕКСОТЕРАПИИ БОЛЬНЫХ СТЕНОКАРДИЕЙ НАПРЯЖЕНИЯ
Ключевые слова: лазеротерапия, дозирование излучения на точки акупунктуры, стенокардия напряжения.
Изучена динамика длительности лазерного воздействия на точки акупунктуры «меридиана» сердца, определяемой по изменению величины биопотенциала в конечной точке «меридиана». Описаны биоритмы поглощения лазерного излучения точками акупунктуры при лазерной рефлексотерапии больных стенокардией напряжения.
M.Yu. SAPOZHNIKOV, N.V. SPASOVA, V.B. LYUBOVTSEV,
A.A. SAPOZHNIKOVA, A.F. PAVLOV BIORHYTHMS ABSORPTION LASER ACUPUNCTURE POINTS «MERIDIAN» HEART PATIENTS WITH LASERREFLEXOTHERAPY ANGINA Key words: laser therapy, dosage of radiation on acupuncture points, angina pectoris.
The dynamics of the duration of laser irradiation on acupuncture points, «meridian» of the heart, determined to change the value of the endpoint biopotential «meridian». We describe the biorhythms of the absorption of laser radiation in laser acupuncture points acupuncture angina pectoris patients.
Позитивное стимулирующее влияние низкоинтенсивного лазерного излучения проявляется в относительно узком интервале доз облучения, а затем исчезает или даже сменяется угнетающим действием [5, 11]. Только при правильном выборе длины волны, мощности, длительности и места воздействия электромагнитные поля обладают полезными свойствами [10, 11]. Избыточное количество процедур лазерной терапии (ЛТ) может привести к развитию нежелательных последствий в виде осложнений основного заболевания [2, 13]. Лазерная биостимуляция клеток и тканей подчиняется физиологическому закону зависимости ответной реакции биологического объекта от силы действующего раздражителя, в соответствии с которым при превышении допустимого уровня силы энергетического воздействия развивается угнетение реакций организма.
Превышение оптимальных доз лазерного воздействия может приводить к дисфункциональным изменениям в организме [7].