Научная статья на тему 'Психологическое исследование личности врача в отношении к профессиональной деятельности'

Психологическое исследование личности врача в отношении к профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1331
308
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ ВРАЧА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООТНОШЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PHYSICIAN PERSONALITY / PROFESSIONAL SELF-ATTITUDE / PROFESSIONAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Воронин Александр Николаевич, Николаев Евгений Львович

Представлены результаты психологического исследования личностных характеристик в отношении к профессиональной деятельности врачей. Установлено, что врачебная деятельность планового характера сопровождается более высоким уровнем профессионального самообвинения личности. Стаж и возраст способствуют росту профессионализма, уверенности, преодолению внутренней конфликтности, а также ограничению личностного роста и профессионального развития врача.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL STUDY OF PHYSICIAN PERSONALITY IN ATTITUDE TO PROFESSIONAL ACTIVITY

The results of psychological research for personality characteristics of physician professional self-attitude are presented. It is found that routine medical care is accompanied by high level of personality professional self-accusation. Length of service and age contribute to growth of professionalism, confidence, overcome internal conflicts and limiting personal growth and professional development of a physician.

Текст научной работы на тему «Психологическое исследование личности врача в отношении к профессиональной деятельности»

14. Fredrickson B.L. The role of positive emotions in Positive Psychology: The Broaden-and-Built Theory of Positive Emotions // American Psychologist. 2001. Vol. 56 (3). P. 218-226.

15. Isen A.M., Daubman K.A., Nowicki G.R. Positive affect facilitates creative problem solving // Journal of Personality and Social Psychology. 1987. Vol. 52. P. 1122-1131.

ВЕЛИЕВА СВЕТЛАНА ВИТАЛЬЕВНА - кандидат психологических наук, доцент кафедры возрастной, педагогической и специальной психологии, Чувашский государственный педагогический университет, Россия, Чебоксары ([email protected]).

VELIEVA SVETLANA VITALYEVNA - candidate of psychological sciences, assistant professor of Age-related, Pedagogical and Special Psychology Chair, Chuvash State Pedagogical University, Russia, Cheboksary.

УДК 159.9.072.43 ББК 88.4

А.Н. ВОРОНИН, Е.Л. НИКОЛАЕВ

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ВРАЧА В ОТНОШЕНИИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Ключевые слова: личность врача, профессиональное самоотношение, профессиональная деятельность.

Представлены результаты психологического исследования личностных характеристик в отношении к профессиональной деятельности врачей. Установлено, что врачебная деятельность планового характера сопровождается более высоким уровнем профессионального самообвинения личности. Стаж и возраст способствуют росту профессионализма, уверенности, преодолению внутренней конфликтности, а также ограничению личностного роста и профессионального развития врача.

A.N. VORONIN, E.L. NIKOLAEV PSYCHOLOGICAL STUDY OF PHYSICIAN PERSONALITY IN ATTITUDE TO PROFESSIONAL ACTIVITY

Key words: physician personality, professional self-attitude, professional activity.

The results of psychological research for personality characteristics of physician professional self-attitude are presented. It is found that routine medical care is accompanied by high level of personality professional self-accusation. Length of service and age contribute to growth of professionalism, confidence, overcome internal conflicts and limiting personal growth and professional development of a physician.

Несмотря на внедрение новых методов лабораторно-инструментальной диагностики, введение стандартов оказания медицинской помощи, врач остается ключевой фигурой лечебно-диагностического процесса, так как именно он ответствен за жизнь и здоровье пациента. В свою очередь, успешность выполнения врачом своих профессиональных обязанностей зависит от множества факторов, в числе важнейших из которых - здоровье самого врача [8, 9, 10] как представителя группы риска не только по развитию синдрома эмоционального выгорания, которому посвящено множество работ в отечественной литературе [3, 5], но и по развитию алкоголизма среди врачей [11], а также распространенности суицидального поведения [12]. Большинство исследований направлены на изучение предпосылок и факторов ведущих к эмоциональному выгоранию [4, 6], которое впоследствии может явиться причиной профессиональной деформации [7]. Последняя, в свою очередь, негативно влияет на выполнение врачом своих профессиональных обязанностей [1]. В свете вышесказанного немаловажными и, одновременно с этим, недостаточно изученными остаются вопросы профессионального самоотношения личности как одного из факторов, влияющих на трудовую деятельность врача.

Цель работы - изучение структуры самоотношения личности врача как субъекта профессиональной деятельности с учётом его медицинской специальности, пола, возраста и стажа работы.

Объект исследования - специфика личности врача в его отношении к профессиональной деятельности. Предмет исследования - профессиональное самоотношение врача.

В исследовании участвовал 51 человек в возрасте от 23 до 71 года, имеющих высшее медицинское профессиональное образование и работающих врачами в медицинских организациях Чувашии. Средний возраст испытуемых на момент исследования составил 37,4±12,0 года. Распределение по полу было следующим: 80,4% представлено женщинами, 19,6% - мужчинами.

Все испытуемые заполняли специальную анкету, включающую, помимо вопросов демографического плана, также вопросы о профессиональной деятельности. Диагностика отношения к профессиональной деятельности проводилась при помощи Опросника профессионального самоотношения, предложенного К.В. Карпинским и А.М. Колышко [2].

Для достижения цели настоящего исследования и проведения достоверных сопоставлений все испытуемые условно разделены на несколько групп сравнения. По параметрам экстренности-плановости трудовой деятельности сформированы следующие группы: группа 1 - группа специалистов, специфика профессиональной деятельности которых связана с оказанием экстренной медицинской помощи для спасения жизни больного (анестезиологи-реаниматологи, акушеры-гинекологи, хирурги); группа 2 - группа специалистов, оказывающих плановую медицинскую помощь в амбулаторных или стационарных условиях и имеющих больше времени для обдумывания медицинской проблемы и принятия решения (терапевты, кардиологи, неврологи, психиатры). При сравнении показателей учитывалась продолжительность работы испытуемых - рубежом в данном исследовании стал пятилетний стаж, по которому производилось отграничение начинающих врачей (группа 3) от специалистов, имеющих сложившийся клинический опыт (группа 4). Отдельные группы врачей, различающиеся по возрасту, не выделялись, так как в данном исследовании возраст напрямую соответствовал стажу работы врачом, т.е. меньший возраст - меньшему стажу, больший возраст - большему стажу.

Математико-статистическая обработка полученных данных производилась с помощью анализа средних величин, определения относительных величин, подсчета ¿-критерия Стьюдента для определения степени достоверности сравниваемых значений.

Результаты исследования и их обсуждение. При сравнении личностных характеристик испытуемых с учётом специфики их профессиональной деятельности выявлено, что достоверные различия по самоуверенности в профессии, самопривязанности в профессии, саморуководству в профессии, самооценке личностного роста в профессии между первой и второй группами не прослеживаются.

Также можно отметить, что у врачей группы 1 и группы 2 одинаково проявляется внутренняя конфликтность профессионального самоотношения, а также формируемые описанными выше характеристиками самоуважение, самоэффективность, самоуничижение в профессии и общий показатель эффективности профессионального самоотношения (табл. 1).

В то же время выявлены достоверные различия по личностным характеристикам врачей, связанным с проявлениями самообвинения в профессии. Так, врачи группы 2, занятые оказанием плановой помощи, имеют более высокие показатели самообвинения, что характеризует их как людей, более склонных к самобичеванию, излишней самокритике и болезненному переживанию ситуаций профессионального неуспеха, нежели как врачей, чьей спецификой является экстренная медицинская помощь. Испытуемые группы 2

чаще стараются избегать необходимости решения сложных задач, требующих высокого напряжения, но, одновременно с этим, их профессиональная деятельность имеет для них большую значимость, когда их даже незначительные успехи намного повышают уверенность в собственной личности и ее силах. Данные результаты можно объяснить спецификой профессиональной деятельности испытуемых. Так, врачи группы 2, работающие в условиях оказания плановой медицинской помощи, реже сталкиваются с клинически «тяжёлыми» пациентами, требующими быстрого принятия ответственных решений, их деятельность более рутинная, в большей степени регламентирована стандартами оказания медицинской помощи. Врачи плановой медицинской помощи, как правило, занимаются лечением хронических заболеваний у больных, которые им давно известны, и «очередной курс лечения» приводит, как правило, к улучшению состояния пациентов (в случае с хроническими заболеваниями -возвращение в состояние ремиссии). Экстренные ситуации в профессиональной деятельности возникают у них реже, вследствие чего могут восприниматься как «профессиональный неуспех», надолго запоминаться и болезненно переживаться. С другой стороны, даже небольшие успехи в лечении того или иного «хронического» пациента могут восприниматься как значительный успех и повышать уровень уверенности специалиста в себе.

Таблица 1

Сравнение значений показателей Опросника профессионального самоотношения у испытуемых врачей с учетом специфики профессиональной деятельности

Показатель Г руппа 1 (п = 14) Г руппа 2 (п = 37) Достоверность различий

Ї Р

Самоуверенность в профессии 11,14±1,99 10,51 ±2,91 0,74 0,23

Самопривязанность в профессии 12,64±4,8 11,41±2,96 1,11 0,14

Саморуководство в профессии 21,71±2,89 20,86±3,24 0,86 0,20

Самооценка личностного роста в профессии 8,93±1,14 8,81±1,90 0,22 0,41

Самообвинение в профессии 12,93±2,87 14,68±3,02 1,87 0,03

Внутренняя конфликтность профессионального самоотношения 22,86±6,53 23,27±8,27 0,17 0,43

Самоуважение в профессии 23,07±4,05 21,92±5,25 0,74 0,23

Самоэффективность в профессии 30,64±3,86 29,68±4,70 0,68 0,25

Самоуничижение в профессии 36,50±9,17 37,95±10,15 0,47 0,32

Общий показатель позитивности профессионального самоотношения 112,79±13,66 109,05±16,35 0,76 0,23

При сравнении начинающих врачей с врачами, имеющими стаж работы более пяти лет, у начинающих специалистов (группа 3) выявлены более низкие значения личностных характеристик по таким психологическим параметрам, как самоуверенность в профессии, самопривязанность в профессии, самооценка личностного роста в профессии, а также по самоуважению в профессии и общему показателю позитивности профессионального отношения (табл. 2). Достоверно более высокие значения по показателям внутренней конфликтности профессионального самоотношения и самоуничижения в профессии также определены в группе начинающих врачей.

Более низкие значения показателей самоуверенности в профессии в группе испытуемых с небольшим стажем работы свидетельствуют о меньшей выраженности в структуре их личности веры в собственные профессиональ-

ные возможности, склонности считать себя менее умелыми и компетентными в складывающихся ситуациях, чем их старшие коллеги. При сравнении себя с окружающими, более опытными врачами, данные испытуемые склонны преувеличивать оценку и значимость своих коллег, преуменьшать собственный вклад в общее дело, не задумываться о лидерстве в коллективе.

Таблица 2

Сравнение значений показателей Опросника профессионального самоотношения у испытуемых врачей с учетом стажа профессиональной деятельности и возраста

Показатель Г руппа 3 (п - 21) Г руппа 4 (п - 30) Достоверность различий

1 Р

Самоуверенность в профессии 9,62±2,58 11,43±2,54 -2,49 0,008

Самопривязанность в профессии 9,62±2,50 13,23±3,44 -4,1 0,0001

Саморуководство в профессии 20,71±3,33 21,37±3,03 0,74 0,23

Самооценка личностного роста в профессии 8,38±1,96 9,17±1,46 -1,65 0,05

Самообвинение в профессии 14,81 ±3,14 13,77±2,97 1,2 0,12

Внутренняя конфликтность профессионального самоотношения 25,24±7,96 21,70±7,41 1,62 0,05

Самоуважение в профессии 19,24±4,45 24,33±4,16 -4,18 0,0001

Самоэффективность в профессии 29,10±4,94 30,53±4,08 1,3 0,13

Самоуничижение в профессии 40,52±9,91 35,47±9,37 1,85 0,04

Общий показатель позитивности профессионального самоотношения 103,24±16,87 114,87±12,90 -2,79 0,004

По показателям самопривязанности в профессии более молодые врачи также имеют достоверно более низкие значения, нежели их коллеги с большим стажем работы. Данные показатели отражают большее стремление испытуемых группы 3 развивать свои профессиональные навыки и умения, в отличие от их более опытных коллег, у которых становятся выраженными признаки излишней самонадеянности, нежелания саморазвития, отрицания возможности и необходимости дальнейшего совершенствования своих профессиональных навыков.

Оба вышеперечисленных показателя имеют общие черты, главной из которых является вера в собственные профессиональные навыки и возможности, в связи с чем они объединяются в фактор профессионального самоуважения, показатели которого у врачей с меньшим стажем работы также менее выражены.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что с увеличением стажа работы возрастает уверенность специалиста в собственных профессиональных силах и возможностях, собственной значимости, что является закономерным итогом роста профессионализма и опыта. Одновременно с этим наблюдается негативная тенденция, выражающаяся в снижении стремления к продолжению совершенствования профессиональных навыков и умений. Последнее утверждение, на наш взгляд, заслуживает большего внимания. Отсутствие мотивации к саморазвитию у врачей с большим стажем работы, вероятно, связано с тем, что, выработав собственные, проверенные на практике паттерны диагностики, лечения и действий в клинически сложных и неотложных ситуациях, они чувствуют себя профессионально уверенно, успешно и не желают экспериментировать и апробировать новые профессиональные подходы. Это не характерно для врачей с небольшим опытом работы, у которых

еще не выработаны собственные профессиональные «стереотипы». Поэтому понятно неустанное стремление молодых специалистов к развитию профессиональных навыков, а также ориентиры на значимость своих более опытных коллег. С другой стороны, не является ли «остановка в развитии» их более опытных коллег одним из факторов формирования у них с годами признаков «синдрома эмоционального выгорания»?

По показателям самооценки личностного роста в группе 3 получены более низкие значения, свидетельствующие, что выбранная испытуемыми профессия не является той деятельностью, самооценка которой определяет содержание самоотношения в целом. Вероятно, это связано с тем, что с ростом стажа работы увеличивается количество профессиональных успехов, что является важной составляющей чувства собственного достоинства. Врачи с большим стажем работы уже добились определённых результатов, карьерного роста, поэтому они, гораздо в большей степени, ассоциируют своё положение с профессиональной деятельностью, в отличие от их более молодых коллег, которые, в силу своего возраста, не имеют достаточного опыта профессиональной деятельности, а следовательно, и каких-либо серьёзных успехов и достижений, чтобы рассматривать эту сферу жизни как основную сферу самореализации.

По показателям внутренней конфликтности профессионального самоотношения врачи группы 3 имеют достоверно более высокие показатели, чем врачи с большим стажем работы. Это свидетельствует о том, что врачи с небольшим стажем работы ощущают некоторые противоречия между собственными личностными качествами и необходимостью развития профессиональных навыков, необходимых для работы по выбранной профессии. Они могут испытывать определенное чувство «неловкости», «неумелости» при произведении каких-либо действий, при необходимости принятия решений, ощущают свою ненужность, невостребованность своих личных качеств в выбранной профессии, а потому нередко могут думать о том, что в какой-либо иной сфере деятельности их личностные качества пригодились бы в большей мере. Полученные результаты объясняются недостатком профессионального опыта в применении собственных возможностей в профессиональной сфере деятельности. Врачи с небольшим стажем работы, столкнувшись с реальной клинической практикой, порой слишком долго раздумывают над принятием решения, в отличие от более опытных коллег, которые большинство действий осуществляют «автоматически», затрачивая меньше времени и душевных сил. Это особенно актуально во врачебной сфере деятельности, где каждое решение несёт на себе груз ответственности за здоровье пациента, а принимать его приходится в режиме дефицита времени. Таким образом, молодые врачи, наблюдая за тем, как «быстро» и «легко» решают сложные задачи их более опытные коллеги, склонны считать, что у них, как у начинающих специалистов, еще отсутствуют необходимые для работы во врачебной профессии личностные качества, благодаря наличию которых их старшие коллеги добиваются существенных результатов в своей профессиональной деятельности.

По показателю самоуничижения в профессии, проявляющегося ощущением невостребованности своих личностных качеств в процессе трудовой деятельности, достоверно более высокие значения установлены у испытуемых в группе 3. Данный показатель включает в себя психологические параметры внутренней конфликтности профессионального самоотношения и самообвинения в профессии. Если первый показатель описан чуть выше, то по второму - достоверных различий между группами 3 и 4 не обнаружено, что указывает на то, что врачи с меньшим стажем работы, так же как и их старшие коллеги, не склонны винить себя в допущенных на работе каких-либо промахах и недочётах.

По показателю самообвинения в профессии достоверных различий между группами 3 и 4 не обнаружено. Также отсутствуют различия между группами по показателям саморуководства в профессии, самообвинения в профессии и самоэффективности в профессии, что мы могли бы ожидать с учетом меньшего возраста и профессионального стажа испытуемых группы 3. В то же время по общему показателю позитивности профессионального самоотноше-ния можно констатировать, что врачи с меньшим стажем работы в меньшей степени адаптированы к условиям выбранной сферы профессиональной деятельности, чем их более опытные коллеги.

Достоверно значимых гендерных различий при исследовании профессионального самоотношения врачей не выявлено, что, возможно, связано с объёмом выборки.

Таким образом, в ходе исследования личностных характеристик профессионального самоотношения врачей различных специальностей, пола, возраста и стажа выявлено следующее:

1. Врачебная деятельность, связанная с оказанием медицинской помощи планового характера, сопровождается определенными негативными показателями, относящимися к высокому уровню профессионального самообвинения личности, что отличает ее от деятельности, связанной с работой в условиях экстренной медицинской помощи. Излишняя самокритика и болезненное переживание профессиональных неудач могут стать факторами, способствующими дезадаптации личности врача.

2. Стаж и возраст врача, с одной стороны, способствуют росту его профессионализма, уверенности, ощущения собственной значимости, преодолению внутренней конфликтности, с другой - могут стать естественным ограничителем для его личностного роста и профессионального развития.

3. Гендерная специфика по данным различиям не установлена.

Данные выводы носят ориентировочный характер и нуждаются в уточнении и подтверждении на большем объеме выборки, а также в соотнесении с результатами, полученными по другим личностным характеристикам исследуемого контингента.

Литература

1. Галако Т.И., Асанбаева Э.М. Проблемы и последствия профессиональной деформации врача-психатра // Вестник Кыргызско-Российского славянского университета. 2008. Т. 8, № 5. С. 104-106.

2. Карпинский К.В., Колышко А.М. Разработка опросника профессионального самоотноше-ния // Психологическая диагностика. 2012. № 3. С. 106-107.

3. Купирякова Ю.А. «Синдром эмоционального выгорания» врачей как индикатор состояния российского здравоохранения // Социальная политика и социология. 2011. № 3. С. 90-94.

4. Ларенцова Л.И., Гоинин В.М., Любимова Д.В. Роль психических и социальных факторов в формировании синдрома «эмоционального выгорания» врачей-стоматологов // Стоматология. 2008. Т. 87, № 1. С. 89-95.

5. Малыгин В.Л. Распространённость синдрома эмоционального выгорания у врачей различных специальностей // Проблемы исследования синдрома «выгорания» и пути его коррекции у специалистов «помогающих» профессий (в медицинской, психологической и педагогической практике): сб. науч. ст. / под ред. В.В. Лукьянова, С.А. Подсадного. Курск: КГУ, 2007. С. 108-110.

6. Малыгин В.Л., Искандирова А.Б., Пахтусова Е.Е. Социальные и профессиональные факторы риска формирования выгорания у врачей психиатров и наркологов // Прикладные информационные аспекты медицины. 2008. № 11. С. 71-75.

7. Недуруева Т.В. Состояние выгорание как источник возникновения профессиональноличностных деформаций врачей // Психологическое сопровождение лечебного процесса: материалы Всерос. науч.-практ. конф., посвященной 75-летию Курского гос. мед. ун-та и 10-летию кафедры психологии и педагогики. Курск: Курский гос. мед. ун-т, 2010. С. 220-226.

8. Николаев Е.Л., Суслова Е.С. Дискурс и психическое здоровье личности: современные взгляды // Вестник психиатрии и психологии Чувашии. 2010. № 6. С. 87-126.

9. Романов С.Н., Николаев Е.Л., Голенков А.В. Сравнительное исследование адаптивных характеристик личности у студентов и врачей // Вестник Чувашского университета. 2012. № 3. С. 469-473.

10. Health care professionals - attitudes towards their own health [in Croatian] / S. Kumbrija,

S.B. Milakovic, J.D. Jelinic et al. // Acta Med. Croatica. 2007. Vol. 61. P. 105-110.

11. Nikolaev E., Golenkov A., Andreeva A., Bulygina I. Alcohol Dependence in Doctors in Chuvashia // Papers of the 34th Annual Alcohol Epidemiology Symposium of the Kettil Bruun Society (KBS 2008). Victoria, British Columbia (Canada), 2008. P. 117.

12. Stack S. Suicide risk among physicians: A multi-variate analysis // Arch. Suicide Res. 2004. № 8. Р. 287-292.

ВОРОНИН АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ - аспирант кафедры социальной и клинической психологии, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары ([email protected]).

VORONIN ALEXANDER NIKOLAEVICH - post-graduate student of Social and Clinical Psychology Chair, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.

НИКОЛАЕВ ЕВГЕНИЙ ЛЬВОВИЧ - доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой социальной и клинической психологии, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары ([email protected]).

NIKOLAEV EVGENY LVOVICH - doctor of medical sciences, professor, head of Social and Clinical Psychology Chair, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.

УДК 159.922.4 ББК Ю9 88.4

А.Н. ЗАХАРОВА

ЭКОНОМИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭТНОМЕНТАЛИТЕТА НАСЕЛЕНИЯ ЧУВАШИИ*

Ключевые слова: этноменталитет, экономический региональный менталитет, российская полиментальность, Чувашская Республика, экономическое сознание и поведение.

Проведен анализ экономико-психологических аспектов этноменталитета населения Чувашии. На основании авторского подхода к феномену «экономического менталитета в структуре российской полиментальности» как тесной взаимосвязи различных видов менталитетов с экономическим поведением населения рассматриваются специфические особенности Чувашской Республики, оказывающие влияние на формирование экономического сознания и поведения населения.

A.N. ZAKHAROVA

ECONOMIC AND PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF ETHNIC MENTALITY POPULATION OF THE CHUVASH REPUBLIC

Key words: ethnic mentality, economic regional mentality, russian polimentalnost, Chuvash Republic, economic consciousness and behavior.

We have analysed economic and psychological aspects of ethnic mentality of the Chuvash population. Based on the author's approach to the phenomenon of «economic mentality in the structure of the Russian polimentality» as close relationship of different mentality types with to the economic behavior of the population, the specific features of the Chuvash Republic are considered influencing on the economic consciousness and behavior of the population.

В «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» отмечено, что российская экономика оказалась перед долговременными системными вызовами, отражающими как мировые тенденции, так и внутренние барьеры развития. В соответствии с данной Концепцией стратегической целью государства является достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России как ведущей мировой державы ХХ1 в., занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции и надежно обеспечивающей национальную безопасность и реализацию правовых прав граждан.

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ (проект № 11-16-21014а/В).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.