УДК 347.22.02
Н. С. Буднецкий, И. И. Василишин
Буднецкий Н. С., преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин ИПЭУИ МГЛУ, профессор; e-mail: [email protected]
Василишин И. И., кандидат юридических наук, заведующий кафедрой гражданско-правовых дисциплин ИПЭУИ МГЛУ, доцент; e-mail: [email protected]
СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ НЕКОТОРЫХ УСЛОВИЙ ДОГОВОРОВ О ПЕРЕХОДЕ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИИ И ГЕРМАНИИ
Авторы со сравнительно-правовой точки зрения анализируют некоторые условия, влияющие на действительность договоров о переходе права собственности на земельные участки.
Ключевые слова: сравнительное правоведение; переход права собственности на земельный участок; земельный участок; вещное право; градостроительное право; право на вещь.
Budnetskiy N. S.
Lecturer, Department of Criminal Law, Institute of Law, Economics and Information Management, MSLU; e-mail: [email protected]
Vasilishin I. I.
Ph. D. (Law), Head of Department of Civil Law Disciplines, Institute of Law, Economics and Information Management, MSLU; e-mail: [email protected]
COMPARATIVE LEGAL ANALYSIS OF CERTAIN PROVISIONS OF AGREEMENTS FOR LAND OWNERSHIP TRANSFER UNDER THE RUSSIAN AND GERMAN LAW
The authors analyze certain conditions influencing the validity of agreements for land ownership transfer.
Key words: comparative law; conveyancing; land plot; property law; construction and planning law; right in rem.
Гражданско-правовой договор составляют взаимные согласованные встречные волеизъявления его сторон. Одной из недавних новелл российского гражданского законодательства является правило ст. 168 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) об оспоримости
(а не ничтожности) сделки, нарушающей требования правового акта. По новому общему правилу ст. 173.1 ГК РФ сделка, совершенная без согласия государственного органа или органа местного самоуправления, также оспорима. В сфере земельного оборота на преддоговорном этапе стороны сталкиваются с необходимостью учитывать требования правовых актов, применимых к переходу права собственности на земельные участки, причем заключение таких договоров без соответствующих согласий составляет специальный случай. Охраняемые законом интересы лежат при этом преимущественно в публично-правовой сфере. В целях формирования стабильных правовых последствий стороны должны учитывать разнообразные санитарные, культурные, естественные, экологические, политические и социальные факторы. Действующее законодательство позволяет рассматривать представленные ниже категории, во-первых, как условия договоров о переходе права собственности на земельные участки, во-вторых, как условия возникновения правоотношений различного уровня стабильности [1]. В целом, вопрос о содержании соответствующих договоров уже становился предметом специализированных исследований [2; 3; 5], однако в них специально не выделялись условия, влияющие на действительность договоров о переходе права собственности на земельные участки. В целом, российская судебная практика поддерживает стремление сохранять правовые последствия сделок с земельными участками, отказывая в удовлетворении исков о признании сделок недействительными из-за нарушения требования правового акта, за редкими исключениями в интересах третьих лиц [7].
Во-первых, на преддоговорном этапе учета требуют интересы широкого круга лиц, выражающиеся в категориях целевого назначения и разрешенного использования земельного участка (условие о разрешенном использовании). В силу пп. 8 п. 1 ст. 1, п. 3 ст. 85, ст. 56 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ) любой земельный участок имеет выраженные индивидуальные признаки, что во многом предопределяет его правовую судьбу как индивидуально-определенной вещи и, соответственно, пределы правомерных волеизъявлений при распоряжении им. В российских специализированных исследованиях отмечается, что индивидуальный поднормативный режим земельного участка определяется пространственно-территориальным фактором и физическими свойствами земельного участка [4]. Сообразно
мнению российских ученых, практика германских судов устанавливает, что, например, фактическое местоположение подлежащего застройке земельного участка определяется его специфическими признаками в контексте истории города и запечатленного в этих признаках индивидуального художественного содержания [10]. В Германии правовая категория разрешенного использования земельного участка (Nutzung) является основой конституционного и административного регулирования собственности на землю, в том числе отношений по ее переходу, в Германии. Закрепление разрешенного использования происходит только тогда, когда собственник как сторона «земельного кондомината с государством» организует деятельность на земельном участке сообразно нормативно закрепленному виду разрешенного использования. Вид разрешенного использования земельного участка представляется германским специалистам как некая производная от полномочий собственника (имеющих в основе своей диспозитивное, свободное начало) и публичных интересов. Лишь в связи с этим германский закон гарантирует собственнику свободу распоряжения земельным участком: она дается «взамен» на минимальную стабильность реализации административного градостроительного решения во времени, и частный собственник призван тому способствовать (в праве Германии выделяются конкурирующие концепции: стабильность градостроительного планирования во времени и гибкость планировочной деятельности, временные рамки реализации планировочного решения в соответствии с признаком его неизменности должны быть определены таким образом, чтобы в течение установленного времени объект мог быть построен в рамках обычных расходов на строительство, при надлежащей ритмичности финансирования, равно как с учетом права собственника распорядиться земельным участком, несмотря на его отнесение к подлежащим застройке землям). Для более точного определения меры ограничения полномочий собственника по распоряжению земельным участком исследуется диапазон ограничения и функциональные возможности использования земельного участка [17].
Законодательной основой разрешенного использования являются конституционные нормы. Они встречаются как в российском, так и в германском законодательстве, однако технически подходы законодателей разнятся и на материально-правовом, и на формально-правовом уровне: в ст. 14 Основного закона ФРГ не указано, в силу
каких именно отношений «собственность гарантируется»; в то же время п. 2 ст. 36 Конституции РФ устанавливает, что распоряжение землей осуществляется собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Более «лаконичный» германский подход позволяет создать множество перекликающихся правовых ограничений продажи земельного участка посредством отраслевых (градостроительных, административных, местных и т. д.) норм, которые будут освещены ниже. Соблюдение их требований обязательно в силу вышеупомянутого конституционного законоположения.
Российское регулирование категории разрешенного использования земельного участка имеет более выраженную социальную направленность, чем германское. П. 2 ст. 36 Конституции РФ устанавливает, что распоряжение землей осуществляется собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Эта конституционная норма обнаруживает проблему конфликта требований земельного и гражданского законодательства при решении вопроса о нарушении прав иных лиц при продаже земельного участка. В российском праве разрешенное использование определяется строго с учетом мнения широкого круга лиц: известна судебная практика, согласно которой изменение вида разрешенного использования требует проведения общественных слушаний. Эти конституционные начала разрешенного использования получают дальнейшее развитие в принципе ограниченной оборотоспособности земельного участка, установленного п. 2 ст. 56 ЗК РФ. Он устанавливает, что права на землю, в том числе право распоряжения земельным участком, могут быть ограничены в связи с особыми условиями использования земельных участков и режимом хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах, из-за особенностей окружающей среды, в силу наличия памятников природы, истории и культуры, археологических объектов, по причине согласования проекта застройки или освоения земельного участка. Широкий спектр применения названных норм Конституции РФ и ЗК РФ позволяет сопоставить их с нормами германского градостроительного, финансового и муниципального права, устанавливающим «гарантии собственности» сквозь призму «разрешенного использования». На практике разрешенное использование земельного участка, не имея легального определения, определяется по кадастровому паспорту земельного
участка, например «для ведения садово-огороднического хозяйства», «для тепличного растениеводческого хозяйства» и т. д. Отметим, что российский законодатель планирует в дальнейшем отказаться от деления земель на категории и заменить его территориальным зонированием (см., Проект Федерального закона № 265407-6, принятый Государственной Думой РФ в первом чтении 09 декабря 2014 г.).
В соответствии с п. 5 ст. 56 ЗК РФ обусловленные интересами широкого круга лиц обязанности, определяющие разрешенное использование, возлагаются на покупателя в момент перехода права собственности на земельный участок. Так как в соответствии со ст. 37 ЗК РФ при заключении договора продавец обязан предоставить информацию об ограничениях использования земельного участка, перед заключением договора сторонам рекомендуется изучить акт об отнесении земельного участка к определенной категории, экспертные заключения и отчеты уполномоченных органов по результатам экологических, геодезических и иных исследований участка.
Условие о разрешенном использовании подлежит дальнейшему уточнению с учетом плодородия земли как наиболее важного для экономики и общества ее качества. По данным Русского географического общества, показатель количества продуктивных земельных ресурсов на душу населения в Российской Федерации является крупнейшим в мире. Как германское, так и российское право содержат нормы, направленные на охрану и эффективное использование сельскохозяйственных угодий.
Преимущественное право покупки земель сельскохозяйственного назначения государственным или муниципальным органом применяется в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», ст. 421 ГК РФ, ст. 445 ГК РФ, а также п. 1 ст. 53 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В случае ненадлежащего использования, приведшего, например, к закустаренности земельного участка, он может быть изъят [9].
В Германии действует еще более строгое ограничение, применяемое к земельным ресурсам в целом, а не только к землям сельскохозяйственного назначения: абз. 1 § 2 Закона ФРГ об обороте земельных участков содержит оговорку о необходимости получения предварительного разрешения на заключение договора во всех случаях, которые прямо не относятся к названным в Законе исключениям
(исключениями являются, например, случаи внесения продавца в качестве собственника в Земельную книгу ФРГ согласно Закону об обороте земельных участков ФРГ после 28 сентября 1990 г.). Если разрешение на отчуждение земельного участка в соответствии с Законом ФРГ об обороте земельных участков не получено, договор купли-продажи признается относительно недействительным (schwebend unwirksam) [12]. В период относительной недействительности стороны имеют взаимную обязанность обеспечить получение необходимого разрешения, а также устранить все основания, которые могут помешать выдаче такого разрешения [11].
С точки зрения германской правовой доктрины основной проблемой оборота земель сельскохозяйственного назначения является так называемое ненадлежащее использование (ungesunde Nutzung) земли и недр. В Германии в середине прошлого века существовал девиз: «землю сельскохозяйственного назначения - в руки крестьян». Он служил целям создания разумной хозяйственной структуры, основывающейся на охране интересов крестьян и сельскохозяйственных объединений. «Ненадлежащее использование» земли может выражаться, среди прочего, в формировании земельного участка чрезмерно малой или большой площади, пассивности приобретателя в обороте, неспособности земельного участка создать основу жизнедеятельности отдельной семьи, отсутствии опыта ведения сельского хозяйства у приобретателя, приобретении земельного участка для последующей сдачи в аренду (как капиталовложение), нестабильности экономического положения приобретателя; перепродаже земельного участка, для приобретения которого ранее был выдан государственный займ. В литературе отмечается, что Закон ФРГ об обороте земельных участков не является инструментом, с помощью которого государство добивалось бы имущественного равенства [13]. В ретроспективе содержание понятия «ненадлежащее использование» формировалось судебной практикой Германии в смысле перераспределения земельных ресурсов в пользу социально незащищенных слоев населения. В российском законодательстве представляется необходимым разработать методику определения размера, местоположения и прочих характеристик земельных участков, в том числе предоставляемых в рамках реализации «модели единого объекта недвижимости» в гражданском обороте.
Во-вторых, переход права собственности на земельный участок обусловлен наличием соответствующих ограничений права
собственности и бремени его содержания, в том числе возникших «автономно», т. е. в соответствии с договорами с третьими лицами. В рамках данной статьи ограничимся упоминанием лишь о нескольких группах ограничений, причем рассмотренная выше категория разрешенного использования также может быть квалифицирована как ограничение права собственности.
Первая группа представляет собой легальные ограничения, касающиеся субъектов земельного правоотношения. Например, по данным опроса германского нотариуса г-на Штефана Мейера (Бург, Золлинген), в германском законодательстве не существует каких-либо ограничений на приобретение земельных участков иностранцами. Напротив, в российском праве передача земельного участка в собственность иностранным гражданам может быть ограничена для целей обеспечения государственной безопасности. В этих целях действует комплекс правовых норм, ограничивающих приватизацию иностранцами приграничных территорий, портов, особо охраняемых территорий, земель сельскохозяйственного назначения, земельных участков под отдельными зданиями, строениями, сооружениями, перечень которых определяется Президентом РФ. Известно, что такие же ограничивающие приватизацию меры применяются и в США, например против китайских инвесторов [14].
Еще одним ограничением права собственности на земельный участок является согласие органа государственной власти или местного самоуправления. Условие о получении соответствующих согласий выражает специфические публичные градостроительные и финансовые интересы. Так, в Германии муниципалитет имеет преимущественное право на покупку любого земельного участка, органы местного самоуправления разрешают раздел (раздельное использование) земельного участка в связи с утверждением плана застройки в соответствии с Градостроительным кодексом ФРГ, согласуют передачу покупателю обязанностей коммунального характера (например, на очистку прилегающей территории от снега), Министерство финансов ФРГ проводит проверку отсутствия налоговой задолженности перед сделкой. Служба Земельной книги ФРГ ^гапФисИат!;) уполномочена проверять, было ли необходимо получить такие разрешения при внесении записи о праве в Земельную книгу. Рассмотрим некоторые обусловленные германскими административными интересами согласия подробнее, имея в виду, что, согласно ст. 39.3 и ст. 39.14 ЗК РФ, российскому праву также
известен институт административного согласования предоставления земельного участка в собственность.
В соответствии с § 24 Градостроительного кодекса ФРГ орган местного самоуправления использует право преимущественной покупки земельного участка в тех случаях, когда, например, план застройки разрешает использование продаваемого земельного участка в административных, рекультивационных, строительных целях. На практике стороны часто предоставляют друг другу право отказаться от договора или признают договор продажи земельного участка недействительным на тот случай, когда публично-правовое образование использует преимущественное право покупки, причем покупателю не предоставляется право требовать от продавца возмещения убытков. Это разрешение логически связано с германской конституционной «гарантией собственности». Не противоречит Основному закону ФРГ и § 176 Градостроительного кодекса ФРГ, позволяющий органам местного самоуправления своим актом наложить на собственника обязанность срочно изменить строения на своем земельном участке. В случаях, когда необходимо продать часть земельного участка, германское право требует получить разрешение на раздел земельного участка. Это разрешение выдается в соответствии с законодательством субъектов ФРГ, например § 8 Положения о строительстве Федеральной земли Нордрайн-Вестфаллен. Это разрешение выдается после сбора информации о предполагаемом характере использования земельного участка, что затем находит отражение в административном плане застройки. Этот институт одновременно защищает покупателя от приобретения земельного участка, на котором невозможно вести строительство; обеспечивает градостроительные интересы, обеспечивает правовой режим санитарных зон, подлежащих перепланировке участков, зон развития, зон иностранного туризма, а также цели судопроизводства по изъятию земельных участков [15; 16]. При выдаче разрешения на раздел земельного участка оцениваются обстоятельства, препятствующие реализации плана застройки территории. План застройки территории, в свою очередь, детально, вплоть до формы крыш, закрепляет градостроительное решение отдельного района в соответствии с абз. 2 § 19 Градостроительного кодекса ФРГ. Административными и градостроительными интересами обусловлено наличие в Германии реестра публичных строительных обязанностей
(Ваи1а8;епуег2еШш8), в котором находят отражения и инвестиционные обязательства субъектов приватизации земли.
Наконец, в соответствии с §436 Германского гражданского уложения (далее - ГГУ) в силу договора между сторонами могут быть распределены взносы на развитие общественно-важных объектов и инфраструктуры, а также инженерную подготовку к застройке, включая инвестиции в начатые (в строго техническом смысле) ко дню заключения договора мероприятия по развитию земельного участка (Ег8сЫ1е88и^8коз;еп). Сюда относятся, среди прочего, расходы на начатую инженерную подготовку и застройку, прокладку дорог, электро-, газо-, тепло- и водоснабжение, вывоз мусора, канализацию. В российской практике учет этого фактора помог бы обеспечить интересы третьих лиц, в том числе профессиональных строителей и архитекторов. В соответствии со ст. 210 ГК РФ посредством договора может быть распределено бремя содержания имущества (например, обязанность поддерживать водоотводные каналы в надлежащем техническом состоянии в целях предотвратить подтопление соседних земельных участков).
В-третьих, в качестве резервного условия перехода права собственности выступает информация, доступная в государственном публичном реестре. Как известно, ст. 460 ГК РФ и п. 3 ст. 37 ЗК РФ дают приобретателю право получить земельный участок свободным от прав третьих лиц и использовать его в соответствии с разрешенным использованием: покупатель реализовал свое право на расторжение договора с органом местного самоуправления и компенсацию убытков в случае, когда в документации о проведении торгов отсутствовала информация об обременениях (сети водопровода, канализации с охранными зонами, в границах которых проектирование и строительство капитальных сооружений невозможно) [6]. Приобретатель земельного участка обязан проверять наличие ограничений права собственности на землю (осмотр земельных участков, установление кадастровой стоимости в налоговых целях, ознакомление с доступными документами о предшествующей цепочке перехода прав). Такие действия являются признаком добросовестности, разумности, осторожности, заботливости и осмотрительности в гражданском обороте; в противном случае переход права собственности может не состояться [8]. Таким образом, с помощью правовой экспертизы стороны смогут снизить уровень рисков, связанных
с арендой на срок более года, ипотекой, сервитутом, арестом имущества, длящимися судебными разбирательствами, охранными обязательствами в отношении объектов культурного наследия. Основным источником информации в ходе правовой экспертизы остаются публичные реестры.
Кроме сбора доступной в государственных публичных реестрах информации, в ходе правовой экспертизы обычно проводится сбор сведений о предыдущих собственниках, изучение карты местности и генеральных планов, кадастровых планов, землеустроительных дел (свидетельствуют о спорах о границах с прежними правообладателями) и т. д. На практике выделяются сделки по приобретению земельного участка как такового (asset deal) или по приобретению компаний, обладающих правами на земельный участок (share deal). Отметим, что в германском праве выявленные в ходе правовой проверки риски могут подтолкнуть стороны к включению в договор о собой клаузулы о взаимном подчинении исполнительному производству во внесудебном порядке.
На сегодняшний день п. 7 ст. 8.1 ГК РФ предусматривает право лица требовать внесения в ЕРГП отметки о своем возражении в отношении зарегистрированного права, если такое лицо было указано в качестве правообладателя ранее. Кроме того, нововведением обеспечительного характера является право лица, оспаривающего зарегистрированное право в суде, потребовать внести в ЕГРП отметку о наличии соответствующего судебного спора. Судебная практика о возмещении убытков, причиненных внесением в реестр недостоверных данных, в соответствии со п. 9 ст. 8.1 ГК РФ находится в стадии формирования.
По итогам проведенного сравнительно-правового анализа некоторых условий перехода права собственности на земельные участки можно сделать следующие выводы.
Во-первых, основными условиями, влияющими на действительность договоров о переходе права собственности на земельные участки, являются:
а) разрешенное использование земельного участка (с учетом качества плодородия земли) как частный случай ограничения права собственности на земельный участок;
б) иные ограничения права собственности на земельный участок, бремя его содержания (с учетом субъектного состава земельного правоотношения и специфических публичных интересов);
в) информация, доступная в государственном публичном реестре - как «резервная» группа условий (см. табл. 1).
Таблица 1
Некоторые условия, влияющие на действительность договоров о переходе права собственности на земельные участки
Условие Особенности регулирования в праве Германии Особенности регулирования в праве РФ
1. Разрешенное использование Нет легального определения разрешенного использования. Конституционная «гарантия собственности» раскрывается в межотраслевом понятии «разрешенное использование» Нет легального определения разрешенного использования. Планируется в дальнейшем отказаться от деления земель на категории и заменить его территориальным зонированием
1.1. Плодородие земли Преимущественное право покупки публично-правовыми субъектами любых земельных участков в соответствии с § 24 Градостроительного кодекса ФРГ Преимущественное право покупки публично-правовыми субъектами земли сельскохозяйственного назначения в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»
2. Ограничения права собственности и бремя содержания имущества Содержание и момент перехода ограничений в целом установлены законом. В соответствии с §436 ГГУ в силу договора между сторонами могут быть распределены взносы на развитие общественно-важных объектов, инфраструктуры и т. д. Содержание и момент перехода ограничений в целом установлены законом. Рекомендуется договорное регулирование перехода бремени содержания имущества (ст. 210 ГК РФ)
Условие Особенности регулирования в праве Германии Особенности регулирования в праве РФ
2.1. Ограничения, установленные законом в отношении субъектов земельного правоотношения Прямо не установлены законом Применяются в интересах обороноспособности и безопасности государства
2.2. Специфические административные интересы Административные барьеры (согласования, разрешения) Среди прочего, предварительное согласование предоставления земельного участка (ст. 39.3, 39.14 ЗК РФ)
3. Доступная в государственных публичных реестрах информация Земельная книга ФРГ содержит информацию, установленную Положением ФРГ о ведении Земельной книги (Grundbuchverfügung) Сведения предоставляются в соответствии с Приказом Минэкономразвития РФ от 14 мая 2010 г. № 180 «Об установлении порядка предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним»
Во-вторых, в целях обеспечения законности выдачи согласия на распоряжение земельными участками, согласно ст. 157.1 ГК РФ, требуется законодательно закрепить: а) методику определения размера, местоположения и прочих характеристик предоставляемых в частную собственность земельных участков и б) признаки их ненадлежащего использования. По опыту германского законодателя к таковым относятся: формирование земельного участка чрезмерно малой или большой площади, пассивность приобретателя в обороте, неспособность земельного участка создать основу жизнедеятельности отдельной семьи, отсутствие опыта ведения сельского хозяйства у приобретателя, приобретение земельного участка для последующей сдачи в аренду (как капиталовложение), нестабильность экономического положения приобретателя; перепродажа земельного участка, для приобретения которого ранее был выдан государственный займ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Витрянский В. В. Некоторые аспекты учения о гражданско-правовом договоре в условиях реформирования гражданского законодательства // Проблемы развития частного права: сб. ст. к юбилею В. С. Ема. - М. : Статут, 2011 - C. 288-336.
2. Волочай Ю. А. Гражданско-правовая конструкция приобретения права собственности на недвижимое имущество по договору: сравнительно-правовой анализ законодательства России и Германии : дис. ... канд. юрид. наук. - Екатеринбург, 2010. - 240 с.
3. Гришин Н.П. Купля-продажа земельных участков : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Саратов, 2011. - 22 с.
4. Жернаков Д. В. Правовой режим земельных участков как объектов гражданского оборота : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Екатеринбург, 2005. - 24 с.
5. Матвеев Д. В. Договор купли-продажи земельных участков : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Казань, 2005. - 18 с.
6. Определение ВАС РФ № ВАС-14252/10 по делу № А50-36279/2009В от 26 октября 2010 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: СПС Кон-сультантПлюс.
7. Постановление Арбитражного суда Уральского округа № Ф09-5678/14 по делу № А60-41633/2013 от 24 октября 2014 г. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: СПС КонсультантПлюс.
8. Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда № 10АП-10822/2012 по делу № А41-48592/12 от 23 декабря 2014 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: СПС КонсультантПлюс.
9. Постановление Правительства РФ от 23апреля 2012 г. № 369 «О признаках неиспользования земельных участков с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2012. - № 18. - ст. 2230.
10. BGHZ 72, 211 (218) // Сайт beck-online DIE DATENBANKEN. - URL: http://beck-online.beck.de.
11. Assmann D. Die Vormerkung (§883 BGB). - Tübingen : Mohr Siebeck, 1998. - 513 c.
12. KG BerlinNotBZ2007, 329-330 // Сайт beck-online DIE DATENBANKEN. -URL: http://beck-online.beck.de.
13. Kommentar zum Grundstückverkehrsgesetz / G. Treutlein, P. Crusius. -Neuwied a. Rh., Berlin-Spandau : Luchterhand, 1963 - 223 с.
14. Sullivan M. Mining for Meaning: Assessing CFIUS's Rejection of the Firstgold Acquisition // Сайт Berkeley Journal of International Law. - URL: http://bjil.typepad.eom/Sullivan_vol.4 %20 %281 %29.pdf.
15. Battis U., Krautzberger M. Baugesetzbuch. - München : Verlag C. H. Beck, 2015. - 1683 c.
16. Teilungsvermessung // Сайт г. Кёльна. - URL: http://www.stadt-koeln.de/ buergerservice/themen/karten-kataster/teilungsvermessung/;
17. Maunz T., Dürig G. Grundgesetz-Kommentar. - München : Verlag C. H. Beck, 2015 - 13584 c.