УДК 616.8-053.3:372.46
ПОНОМАРЕВА Валентина Николаевна, кандидат медицинских наук, доцент кафедры физиологии и патологии развития человека Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова. Автор 26 научных публикаций
СОЛДАТЕНКОВА Мария Юрьевна, учитель-дефектолог Архангельского областного специализированного дома ребенка. Автор одной научной публикации
ДАНИЛОВА Лариса Валентиновна, учитель-дефектолог МУЗ «Детская поликлиника № 1» (г. Архангельск). Автор одной научной публикации
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА ПСИХОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ПЕРИНАТАЛЬНОЙ ПАТОЛОГИЕЙ
ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В РАЗНЫХ УСЛОВИЯХ
В данной работе представлена сравнительная оценка уровня психомоторного развития детей раннего возраста, воспитывающихся в доме ребенка и в условиях семьи, определена роль специальной педагогической помощи. Выявлено значительное отставание в развитии воспитанников дома ребенка от нормального онтогенеза и от уровня развития детей из семьи, имеющих неврологический диагноз. Отмечено положительное влияние ранней педагогической поддержки на развитие детей, воспитывающихся в разных социальных условиях.
Психомоторное развитие, перинатальная патология, ранний возраст, отклонения в развитии, коррекционная помощь
Одним из направлений исследовательской деятельности Института развития ребенка является раннее выявление отклонений психомоторного развития и своевременное оказание комплексной медико-педагогической помощи детям раннего возраста, имеющим эти отклонения.
Проблема ранней медико-педагогической поддержки таких детей представляется нам актуальной, так как дети раннего возраста, в том числе имеющие перинатальную патологию центральной нервной системы (ППЦНС), получают преимущественно медицинскую помощь, а
воспитываются только родителями. В то же время дети с ППЦНС составляют основную «группу риска» по отклонениям психомоторного развития. Последствия раннего органического поражения нервной системы характеризуются нарушением формирования основных ее функций и проявляются в различных вариантах аномального развития [ 1].
Часть детей с первых месяцев жизни воспитывается без участия и заботы родителей -в домах ребенка. Однако кроме ППЦНС они имеют, как правило, отягощенную наследственность: алкоголизм, курение и наркомания роди-
телей, их матери страдают хроническими заболеваниями, вызывающими патологическое течение беременности, чаще всего изначально нежеланной. Одно только вынашивание нежеланной беременности оказывает «стрессогенное» воздействие и приводит к искажениям жизненно важного взаимодействия между матерью и ребенком уже во время внутриутробного развития, к нарушению сенсорных, обменных, гуморальных связей между ними [2].
В доме ребенка отличается от домашней и среда, в которой дети живут и развиваются. Поэтому для них характерны проявления гос-питализма, которые могут привести к задержке как физического, так и психического развития и ухудшению состояния здоровья [1, 3]. Кроме того, у детей, воспитывающихся в домах ребенка, формируется комплекс сложных нарушений эмоционального развития.
Исследования российских ученых [2, 4, 5] показывают, что в первые месяцы жизни последовательность и сроки формирования ориентировочных реакций, умений и навыков у воспитанников дома ребенка с неврологической патологией и у таких же детей, воспитывающихся в семье, не имеют существенных различий. Развитие малышей в этот возрастной период определяют не столько социально-психологические, сколько биологические факторы: неврологическая патология и наследственность. Особой чувствительностью к развивающим воздействиям внешней среды отличается возраст от 2 до 8 месяцев жизни ребенка, это период интенсивного нарастания синапсов -«синаптогенез», когда задействованные синапсы повышают свою эффективность и стабилизируются под влиянием специфических раздражений, а незадействованные - отмирают.
Следует отметить, что дети раннего возраста наиболее чувствительны к внешним воздействиям - как положительным, так и неблагоприятным, это связано со стремительным развитием ЦНС в первые годы жизни и определяет высокую пластичность мозга ребенка, его большие компенсаторные возможности. В этот период дети особенно восприимчивы к педагогическим воздействиям и особенно бур-
но развиваются под их влиянием. С возрастом пластичность нервной системы и обучаемость ребенка понижается.
В случае позднего выявления детей с патологией и запаздывания медико-педагогической помощи более вероятно возникновение тяжелых двигательных, психических и речевых нарушений [6-8]. Направленная стимуляция и тренировка различных навыков значительно эффективнее в период быстрого становления двигательных, речевых и психических функций, т.е. в первые три года жизни. Но именно в этот период большинство детей остается без педагогической поддержки, они получают преимущественно медицинскую помощь, а воспитываются только родителями.
Дети, воспитывающиеся в домах ребенка, имеют, как правило, неврологическую патологию, но на первом году жизни получают преимущественно медицинскую помощь и к тому же лишены родительской заботы.
Цель исследования - оценить динамику психомоторного развития детей раннего возраста, имеющих перинатальную патологию центральной нервной системы, воспитывающихся в семье и в доме ребенка, и роль своевременной коррекционной помощи.
Методы исследования. Развитие детей из семьи, также как детей из дома ребенка, оценивалось по методике, разработанной отечественными учеными и адаптированной нами [9, 10]. Устанавливался возраст развития ребенка по ведущим линиям и группа развития. В поликлинике учитель-дефектолог вместе с педиатром определяли уровень развития детей по ведущим линиям (общей и мелкой моторике, сенсорному и социальному развитию, развитию понимания и активной речи). В доме ребенка развитие всех детей оценивалось педиатром и педагогом один раз в месяц на первом году жизни и один раз в три месяца после года.
В работе проведено исследование психомоторного развития 85 детей дома ребенка в возрасте от 6 мес. до 3 лет, а также развитие 150 детей того же возраста, воспитывающихся в семьях и имеющих в анамнезе неврологический диагноз. Кроме того, исследован уровень
развития детей из семьи (384 ребенка) без неврологического диагноза - практически здоровых детей.
Часть здоровых детей из семьи (180 детей) тестированы педагогом впервые (группа А), т.е. до этого не получали консультации специального педагога. Остальные 204 ребенка с 6-месячного возраста посещали кабинет развития ребенка в поликлинике и тестированы один раз в три месяца (группа Б).
По результатам диагностики родители получали консультацию специального педагога по воспитанию и развитию ребенка. При выявлении отклонений в развитии дети направлялись для дополнительного обследования к специалистам (неврологу, сурдологу, психологу). Все домашние дети, имевшие неврологический диагноз, наблюдались педагогом с первого полугодия жизни до трех лет.
Все воспитанники дома ребенка имели в анамнезе ППЦНС и соматические диагнозы: у 14 детей - врожденные пороки сердца, у 18 — глубокая недоношенность, у большинства детей - внутриутробное инфицирование. Кроме того, они имели отягощенный социальный анамнез - алкоголизм родителей, курение матери, а также перенесенные ею во время беременности заболевания и отношение к беременности как к нежеланной.
Группа детей в доме ребенка оценивалась нами в динамике дважды. После исследования уровня развития проводились дополнительные индивидуальные занятия с детьми по индивидуальным программам, разработанным для каждого ребенка с учетом его актуального и потенциального уровня развития [2, 5].
Для 12 детей программа была ориентированна преимущественно на развитие общей и тонкой моторики, для 15-на сенсорное развитие, для 12 - на развитие речи и для 6 - на формирование подражания. Но в программы включалась стимуляция и других ведущих линий развития. Воспитателям и медсестрам в группах предлагались наши методики для включения их в процессах игры, кормления и ухода за детьми в течение дня. Индивидуальные занятия проводились 4 раза в неделю по 15-20
мин. в течение двух месяцев. После этого снова оценивался уровень развития детей по тем же методикам (выявлялся возраст развития по каждой ведущей линии). Таким образом, в эксперименте участвовали 45 детей, а остальные 40 составили контрольную группу, в которой проводились занятия по общей программе дома ребенка без дополнительных индивидуальных занятий.
Результаты исследования. В группе здоровых детей, воспитывающихся родителями в семьях, выявлен нормальный уровень психомоторного развития (I и II группы развития) у 80% детей {рис. 1).
Среди здоровых детей, не получавших консультацию педагога - группа А, отмечалось увеличение с возрастом процента детей с отставанием в развитии, т.е. имеющих III и IV группы развития к году и на втором году жизни (рис. 1а).
Среди здоровых детей, наблюдавшихся педагогом в динамике - группа Б, количество малышей с отставанием в развитии к году и на втором году не увеличилось, а имеющих III и
IV группы развития осталось прежним (рис. 16).
Анализ уровня психомоторного развития по основным линиям у детей из семьи выявил различную динамику в разных возрастных группах (рис. 2).
Отставание в развитии общей моторики выявлялось чаще в первом полугодии (у 63% детей, имеющих И-1У группы развития) и реже к году и после года (у 19%). К году и после года намного чаще выявлялось отставание в сенсорном и в речевом развитии, особенно в группе детей, не получавших помощь педагога.
В группе детей из семей, имевших неврологический диагноз в анамнезе (рис. 3) и получавших педагогическую поддержку, выявлен больший процент детей с отставанием в развитии (33% имели III и IV группы развития), чем в группе здоровых домашних детей, но с возрастом отмечалось улучшение показателей психомоторного развития (90% детей в возрасте года и 80% детей старше года не отставали в развитии - имели 1-11 группы).
%
60 -| 50 -40 -30 20 Н 10
54
?////\
'////
У//Л
'////
У//Л
'//ХУ
У//Л
У//Л
'////
У//Л
'XXX/
У//Л
'////
У//Л
У//Л
'////
У//Л
'////
У//Л
'////
У//Л
У//Л
'////
У//Л
'////
У//Л
'////
У//Л
У//Л
34
11
ЛЧЧЧ'
К\Х\^
ч\х\>
УУчУ I
49
У7Щ
////,
'///л
////,
'///л
'///л
////,
'///л
////,
'///л
////,
'///л
'///л
////,
'///л
////,
'///л
////,
'///л
'///л
////,
'///л
////,
'///л
////,
'///л
'///л
29
19
АЧЧ\1
5^
\ч\\
5^
\ч\\
5^
\ч\\
5^
5^
N4X4
41
У///
У///
У///
У///
У///
У///
У///
У///
У///
31
24
л\\\
л\\\
л\\\
л\\\
л\\\
0I группа
□ II группа 0 III группа
□ IV группа
6-9 мес.
12 мес.
13-18 мес.
Возраст
70 60 -50 -40 -30 -20 -10 -0
53
55555
////,
ЙЙЙЙ
ЙЙЙЙ
////;
ЙЗЙЙ, ////,!
////\
'///Л
////\
'///л
'///У.
////X
'//Л
////X
'//Л
////X
'///л
'///л
////\
'///л
////\
'///л
//У/Х
40
_
%?????
%?????
%?????
%?????
''
%?????
%?????
%?????
%?????
%?????
%?????
55
[77773
'///А
////*
'///А
'///А
/XXX*
'///А
////*
'///А
*///*
'///А
////*
'///А
'///А
////*
'///А
////*
'///А
////*
'///А
'///А
////*
'///А
////*
'///А
////,
34
61
32
7777Х
Х///4
'///А
Х///4
'///А
Х///4
'///А '///А
Х///4
'///А
Х///4
'///А
Х///4 *///*
ЙЙЗЙ?????
ЙЙЗЙ?????
////, :<<<<
ЙЙЗЙ?????
////, :<<<<
ЙЙЗЙ?????
////, :<<<<
ЙЙЗЙ?????
ЙЙЗЙ?????
////, :<<<<
ЙЙЗЙ????? ////, :<<<<
ЙЙЗЙ?????
////,
0I группа 0 II группа 0 III группа И IV группа
6-9 мес.
12 мес.
13-18 мес. Возраст
Рис. 1. Распределение детей разного возраста по группам развития: а - получавших консультации педагога в динамике, б - не получавших консультации
100%
90%
70%
60%
50%
40%
30%
20%
10%
0%
63
'//у
'//>
'//>
'//у
'✓Л
222
29
29
34
л\\
Л\\
Л\\
Л\\
16
23
///
///
///
£2
71
49
43
т
ч\\
ч\\
ч\\
ч\\
ч\\
ч\\
ч\\
55
И
19
'/л
'/л
222
44
22
Л\\
Л\\
Л\\
Л\\
Л\\
Л\\
47 Ш общая моторика
□ тонкая моторика 0 сенсорное развитие
□ активная речь 0 социальное развитие
6-9 месяцев
12 месяцев
13-16 месяцев
Возраст
Рис. 2. Отставание в развитии в разных функциональных областях у детей разных возрастных групп (% детей из 11-1У группы развития).
60 %
50 -
40 -
30 -
20 -
10 -
52
15
////
////
28
47
У//^
У//^
У//^
У//^
У//^
У//^
У//^
У//^
У//^
'/У/*
43
45
25
4777,
///*
<Ж
///*
<Ж
///*
<ж
<ж
///*
<ж
///*
<ж
///*
17
0 I группа
□ II группа
□ III группа Э IV группа
6-9 мес.
12 мес.
15-18 мес.
Возраст
Рис. 3. Распределение по группам психомоторного развития домашних детей с неврологической патологией в разные возрастные периоды (в % от общего числа)
а
О
о
10
\____/
\ /
*
\
А -
* Возраст
фактический -■— Возраст развития после коррекции -а- - Возраст развития до коррекции
<3
*
К
&
о
н
о
<3
*
к
&
о
н
о
к
V
<и
&
си
к
н
к
«
<и
о
ж 5
о К
О «
* I
о а
<и
о
ж
л
§
к
о
и
к
ж
1 Э
2 ^ та
& а
о
с
Линии развития
та н а ,2 ч ж о Й
с 4
<3
в
о
«I
18
16
14
12
10
8
6
4
2
0
А
<"Л
•V________//_______________ь
&
5
6 О н о
§
&
ю
О
&
5
6 О н о
§
ш
о
н
5 Т (и
6 (Ц
5
Н
5
М
со
та
си
о Й ® § о н
О Й
ш
(и
и
о
ш
ч
та
к
о
и
(О
5 Ш
§ я
Я ^
та
6 ^
ч
о
с
о
5 2 и « та ы * § та н
6 ° «
о ^
— Возраст фактический
- Констатирующий эксперимент
- Контрольный эксперимент
Линии развития
Рис. 4. Профили развития детей: а - Алеши К. (до и после коррекции), возраст 10 мес.; б - Тани К. (не получала коррекцию), возраст 16 мес.
У этих детей отставание в развитии на первом году жизни также отмечалось за счет общей моторики, после года - преимущественно за счет отставания в развитии активной речи и реже сенсорного и социального развития.
Развитие детей, воспитывающихся в доме ребенка, значительно отставало от нормального онтогенеза (на 2-3 эпикризных срока по всем ведущим линиям) и от уровня развития детей из семьи, имевших неврологический диагноз. Большинство детей имели III и IV группы развития. Вторую группу развития имели только 7 детей, но они поступили в дом ребенка не с первых месяцев жизни и клинически уже не имели неврологической симптоматики. СI группой развития не было ни одного ребенка.
Сравнение динамики развития воспитанников дома ребенка, получавших индивидуальную педагогическую помощь в течение двух месяцев, и детей контрольной группы выявило значительную положительную динамику в развитии у детей экспериментальных групп и незначительную положительную динамику в контрольной группе детей, не получавших такой помощи. Улучшение показателей отмечено у всех детей экспериментальных групп по всем
ведущим линиям, независимо от характера и направленности дополнительных коррекционных занятий. Очевидно, наибольшее значение в системе занятий имело положительное личностно-ориентированное эмоциональное общение с ребенком. На рис. 4 представлены профили развития двух детей - получавшего и не получавшего индивидуальную специальную педагогическую помощь.
В младших возрастных группах (на 1 году жизни) отмечена более быстрая динамика в моторном и речевом развитии в сравнении с детьми 2 и 3 года жизни, что соответствует более быстрым темпам развития младенцев и подтверждает более высокую эффективность коррекционной помощи на первом году жизни.
Таким образом, результаты исследования подтверждают, что идеальной средой для развития ребенка раннего возраста является семья. Но профессиональная педагогическая поддержка детей и их родителей повышает возможности развития детей раннего возраста, имеющих патологию нервной системы. В условиях дома ребенка особое влияние на развитие детей оказывает личностно-ориентированное, эмоционально-насыщенное общение педагога с ребенком.
Список литературы
1. Мастюкова Е.М. Анализ форм движений, речи и нарушений интеллекта у детей с анте- и перенатальным поражением ЦНСII Дефектология. 1977. № 5. С. 33-39.
2.Дети-сиротьг. консультирование и диагностика развития / под ред. Е.А. Стребелевой. М., 1998.
3. Печора К. Дети раннего возраста в домах ребенка II Воспитание и обучение. 2003. № 10. С. 49-50.
4. Лисина ММПроблемы онтогенеза общения М., 1986.
5. Разенкова Ю.А. Пути коррекционной работы с детьми первого года жизни в условиях дома ребенка II Дефектология. 1998. № 1. С. 62-69; № 2, С. 62-68.
6. Бадалян Л.О., ЖурбаЛ.Т., Тимонина О.В. Детские церебральные параличи//Здоровье. 1988. № 3.
7. Журба Л. Т., Мастюкова £'.МНарушения психомоторного развития детей первого года жизни. М., 1981.
8. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: ранняя диагностика и развитие. М., 1992.
9. Методы исследования неврологического статуса и психомоторного развития детей раннего возраста / сост. Пономарева В.Н. Архангельск, 2001.
10. ПантюхинаГ.В., Печора К.Л., Фрухт Э.Л. Контроль за нервно-психическим развитием детей раннего возраста. М., 1991.
Ponomaryova Valentina, Danilova Larissa, Soldatenkova Maria
COMPARATIVE EVALUATION OF PSYCHO-MOTOR DEVELOPMENT OF CHILDREN WITH PERINATAL PATHOLOGY OF THE CENTRAL NERVOUS SYSTEM BEING BROUGHT UP IN DIFFERENT CONDITIONS
This paper presents comparative evaluation of the psychomotor development level in children of early age being brought up in a children’s home and within a family. The role of special pedagogical help is determined. We have ascertained a significant retardation in the development of children being brought up in a children’s home from the normal ontogenesis and from the development level of children with a neurological diagnosis living within a family. We have registered a positive influence of early pedagogical support on the development of children being brought up in different social conditions.
Контактная информация: e-mail: [email protected]
Рецензент - Волокитина T.B., доктор биологических наук, профессор кафедры физиологии и патологии развития человека, заместитель директора Института развития ребенка Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова