19.00.00 - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 159.922.736.2 О.С. ЗАБАБУРИНА
кандидат психологических наук, доцент, кафедра общей и возрастной психологии, Орловский государственный университет В.И. ПОМОГАЕВА
педагог-психолог, Специализированный дом ребенка
UDC 159.922.736.2 O.S. ZABABURINA
Сandidate of Psychology, Associate professor, Department of general and developmental psychology, Orel State
University V.I. POMOGAEVA Educational psychologist, Specialized orphanage
ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ МЛАДЕНЧЕСКОГО И РАННЕГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ МАТЕРИНСКОЙ ДЕПРИВАЦИИ
PSYCHIC DEPRIVATION OF CHILDREN LIVING IN CONDITIONS OF PSYCHIC DEPRIVATION
В статье рассматривается проблема психического развития детей, воспитывающихся в условиях материнской депривации (воспитанников дома ребенка). Указываются последствия психической депривации для личностного и интеллектуального развития детей в раннем онтогенезе. Приводятся результаты эмпирического изучения сформированности основных компонентов психического развития у детей младенческого и раннего возраста, воспитывающихся в доме ребенка.
Ключевые слова: психическая депривация, материнская депривация, психическое развитие детей.
The article touches upon the issue of mental development of the children nurtured in the conditions of maternal deprivation. The consequences of mental deprivation for intellectual development in early childhood are specified. The results of an empirical study of formation of the major components of mental development of infants and children brought up in the orphanage are given.
Keywords: psychic deprivation, maternal deprivation, development of children.
Особенности психического развития детей, воспитывающихся вне семьи (в условиях закрытого детского учреждения), неоднократно становились объектом изучения психологов, медиков и педагогов. Во всех работах, посвященных данной проблематике, указывается на существенное и практически неизбежное отставание в развитии этих детей [1,2,6,7,8,9]. По мнению Й. Лангмейера и З. Матейчика, у детей, воспитывающихся в условиях закрытого детского учреждения, происходит интенсивное формирование иных механизмов, позволяющих приспособиться к жизни в особых условиях, условиях депривации [1].
В психологии депривация понимается как состояние, возникающее в результате длительного ограничения возможности человека удовлетворять в достаточной мере свои психологические потребности. Депривационный синдром отражается на всех параметрах организма, но ведущим является именно психическое звено. Наиболее негативное влияние на психическое развитие ребенка на ранних этапах онтогенеза оказывает материнская депривация, сущность которой заключается в недостаточности или отсутствии чувственных, эмоциональных связей ребенка и матери. Дети, воспитывающиеся без материнского участия (например, в условиях дома ребенка), неизбежно испытывают состояние депривации - прежде всего эмоциональной, а в дальнейшем и сенсорной, интеллектуальной и социальной. Последствия депривации в той или иной мере сказываются на каж-
дом воспитаннике дома ребенка. По мнению многих специалистов, важным диагностическим признаком депривации является нарушение собственной инициативы ребенка, которая формируется с момента рождения (5). Уже с первых месяцев оторванный от матери ребенок не получает необходимой заботы, ласки и внимания, что влияет на дальнейшее формирование эмоциональных контактов с окружающими. У ребенка не развивается инициативное общение. При этом первые признаки отставания в развитии эмоций, зрительного и слухового восприятия наблюдаются уже в возрасте 4-5 месяцев, а в периоде от 7 до 12 месяцев начинает проявляться задержка подготовительных этапов развития речи. На втором году жизни становятся заметными выраженные отклонения в поведении детей: преобладание состояния повышенной возбудимости, нарушения сна, формирование отрицательных привычек (раскачивание, сосание пальцев и т.п.), обеднение эмоциональной сферы, снижение двигательной активности (в результате наблюдается недостаточная стимуляция ориентировочной деятельности ребенка).
Практика показывает, что наиболее тяжелые последствия развития в условиях закрытых детских учреждений проявляются именно в психологической жизни ребенка, и чем раньше он попадает в условия депривации, тем более необратимыми могут быть отклонения в его психическом развитии. При этом специалисты отмечают, что психическое развитие детей,
© О.С. Забабурина, В.И. Помогаева © O.S. Zababurina, V.I. Pomogaeva
19.00.00 - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ 19.00.00 - Р8УСИ0Ь0«СЛЬ
испытывающих состояние материнской депривации, характеризуется не просто отставанием, а искажением. К сожалению, условия воспитания в доме ребенка задают малышу «пассивную тенденцию в поведении». Важно и то, что дети, попавшие в дом ребенка, часто имеют непростую наследственность, слабый иммунитет, серьезные проблемы со здоровьем. Все это снижает возможности психики ребенка сопротивляться негативному воздействию депривационной ситуации. И хотя вопрос о необратимости последствий депривации в младенческом и раннем возрасте активно дискутируется специалистами, все они признают, что для детей, воспитывающихся в доме ребенка, характерны следующие особенности развития: задержка в развитии речи, в сенсомоторном развитии, в освоении гигиенических и социальных навыков, в развитии предпосылок интеллекта, обеднение или снижение побудительных мотивов, отставание в становлении предметных действий, серьезные проблемы в эмоциональном развитии и т.п. [4,5,6]. Специалисты связывают данную симптоматику с тем, что в условиях дома ребенка не удовлетворяются базовые социально-психологические потребности, необходимые для полноценного психического и физического развития младенца. В результате у этих детей развивается глубокое физическое и психическое отставание, проявляющееся в эмоциональной обедненности, задержке развития речи и ходьбы и в целом, в более низких возможностях адаптации к новым условиям.
Важным фактором, определяющим содержание, выраженность, а также возможности преодоления последствий психической (в том числе и материнской) де-привации, во многом обусловлены возрастом ребенка. Длительная и жесткая депривация, начавшаяся на первом году жизни и продолжающаяся в течение нескольких лет, обычно приводит к тяжелым последствиям для интеллектуального и личностного развития ребенка, которые, по мнению многих специалистов, практически не поддаются исправлению. Депривация, начавшаяся со второго года жизни ребенка, ведет к выраженным проблемам его личностного развития, которые также практически не коррегируются, в то время как общее интеллектуальное развитие ребенка под влиянием коррекции в целом нормализуется [3].
В рамках научно-исследовательской деятельности лаборатории «Психология развития» (кафедра общей и возрастной психологии ФГБОУ ВПО «Орловский государственный университет») в течение нескольких лет проводилось изучение психического развития детей младенческого и раннего возраста, воспитывающихся в условиях материнской депривации. В исследовании принимали участие студенты, обучающиеся на факультете педагогики и психологии по специальностям «Психология» и «Специальная психология», психолог-педагог Орловского городского дома ребенка и преподаватели кафедры общей и возрастной психологии. В исследовании использовалась методика «Контроль за нервно-психическим развитием детей первого года жизни», разработанная Э.Л.Фрухт [4], для статисти-
ческой обработки данных применялся и-критерий Манна-Уитни.
Общая выборка исследования составила 63 испытуемых: первая группа - 15 детей младенческого возраста (5-11 месяцев), воспитывающихся в семье; вторая группа - 15 детей младенческого возраста (4-11 месяцев), воспитывающихся в условиях дома ребенка; третья группа - 15 детей раннего возраста (15- 31 месяцев), воспитывающихся в семье; четвертая группа - 18 детей раннего возраста (15-32 месяцев), воспитывающихся в условиях дома ребенка. Дети, вошедшие в первую и третью группы, в абсолютном большинстве воспитывались в полных семьях и преимущественно были единственными детьми в семье, возраст родителей - в диапазоне 24-30 лет. Все семьи, принявшие участие в исследовании, были материально и социально благополучными. Большинство детей этой группы не имели существенных проблем со здоровьем, однако среди них были дети с аллергией и часто болеющие простудными заболеваниями. Дети, вошедшие во вторую и четвертую группы, имели те или иные заболевания (последствия перинатального поражения ЦНС, мышечная дистония, малая аномалия сердца, синдром вегетативных дисфункций и т.д.). Испытуемые второй группы на момент начала исследования пребывали в доме ребенка всего 2-3 месяца, а большинство испытуемых четвертой группы - от полутора до двух с половиной лет.
Изучение уровня психического развития детей младенческого возраста (1 и 2 группы) показало следующее. Психическое развитие младенцев, воспитывающихся в семье, соответствует возрастной норме (у 74%) или отстает от нормы в пределах одного месяца (у 26%). При этом у этих детей отставание касается лишь одного или двух из семи изучаемых компонентов психического развития. В то же время у всех младенцев, воспитывающихся в условиях материнской депривации, выявлено отставание от возрастного развития. Причем это отставание незначительно (в пределах одного месяца) лишь у 30% детей, еще у 30% оно соответствует уже двум месяцам, а у 26% - трем месяцам и более. Кроме того, у всех детей этой группы выявленное отставание в развитии носит комплексный характер - оно охватывает от пяти до семи компонентов психического развития (из семи изучаемых).
Анализ полученных результатов позволил нам выявить специфику профиля сформированности основных компонентов психического развития у наших испытуемых. У младенцев, воспитывающихся в семье, выявленное незначительное недоразвитие касается в основном сформированности навыков и умений в режимных моментах (большинство этих детей не умеют пить из чашки или держать чашку в руках) и общих движений (неумение стоять ровно, самостоятельно садиться и ложиться, передвигаться вдоль опоры), совсем незначительно отставание в подготовительных этапах активной речи (преобладание «облегченных» слов). Сформированность остальных компонентов психического развития у этих детей соответствует возрастной норме.
Ученые записки Орловского государственного университета. №1 (64), 2015г. Scientific notes of Orel State University. Vol. 1 - no. 64. 2015
У младенцев, воспитывающихся в условиях материнской депривации, ни один компонент психического развития не соответствует возрастной норме, а более всего отстает сформированность именно подготовительных этапов активной речи: чаще всего наблюдается отсутствие произнесения полных слов и «облегченных» слов, у многих детей - проблемы активного лепета и даже отсутствие долгого певучего гуления. Выражено недоразвитие общих движений, что проявляется в отсутствии попыток самостоятельной ходьбы и в неумении ходить при активной поддержке взрослого. Выявлено существенное отставание в развитии движений руки и предметных действий: дети не могут удержать в руке игрушку, у них отсутствуют специфические, учитывающие физические свойства предметов, действия с ними. Кроме того, у этих детей недостаточно сформированы навыки и умения в режимных моментах: они пассивны при кормлении, испытывают трудности при использовании столовых приборов и посуды. Наблюдается также отставание в развитии эмоций и социального поведения: у детей редуцирован комплекс оживления, отсутствует эмоциональный ответ на обращение взрослого и стремление к взаимодействию со сверстниками. Интересно, что менее всего отстают в развитии этих детей зрительные и слуховые ориентировочные реакции (у некоторых детей снижено реагирование на зрительные и слуховые стимулы), а также подготовительные этапы развития пассивной речи (встречаются трудности в понимании обращенной речи).
Поскольку психическое развитие в младенческом возрасте отличается особой интенсивностью, обследование детей 1 и 2 групп проводилось трижды (через каждые три месяца), что позволило нам выявить динамику их развития. Важно, что те младенцы, воспитывающиеся в семье, которые в начале нашего исследования показали незначительное отставание в развитии, по мере взросления преодолели его в полной мере (к одиннадцати месяцам лишь один ребенок этой группы по своему психическому развитию остался в пределах условной возрастной нормы). Совершенно иная картина наблюдалась у младенцев, воспитывающихся в условиях материнской депривации: по мере взросления у всех детей наблюдалось нарастание отставания по всем компонентам психического развития. Причем и на первом, и на третьем этапах исследования наиболее выраженным было отставание в развитии подготовительных этапов активной речи, общих движений и движений руки.
Статистический анализ выявил значимые различия в показателях общего уровня психического развития наших испытуемых, а также в показателях динамики развития изучаемых компонентов психического развития (при Р>0,01). Таким образом, у младенцев, воспитывающихся в доме ребенка, наблюдается не просто отставание от возрастного норматива общего психического развития, но комплексность этого отставания и его нарастание по всем параметрам психического развития в течение первого года жизни. При этом больше всего отстают подготовительные этапы активной речи, сфор-
мированность общих движений, движений руки и предметных действий.
Изучение общего уровня психического развития детей раннего возраста (3 и 4 группы) показало, что у испытуемых нашей выборки, независимо от условий их воспитания (в семье или в государственном учреждении), не выявлено абсолютной нормы развития. Однако уровень психического развития большинства детей раннего возраста, воспитывающихся в семье (67%), соответствует условно нормативному, у остальных детей этой группы наблюдается отставание на 3-6 месяцев, ни у одного ребенка не выявлено дисгармонии в психическом развитии. В то же время у половины детей раннего возраста, воспитывающихся в условиях материнской депривации (55,6%), обнаружено существенное отставание в развитии - на 12-18 месяцев, лишь у одного ребенка выявлена условная норма развития, у остальных детей отставание в развитии варьируется от 6 до 12 месяцев. Кроме того, половина детей этой группы (50%) имеют дисгармонию в развитии, что проявляется в разной степени отставания в формировании разных компонентов психического развития.
Анализ полученных результатов позволяет нам также судить о сформированности отдельных компонентов психического развития наших испытуемых. Так, у детей раннего возраста, воспитывающихся в семье, выявленное незначительное отставание чаще всего наблюдается в развитии предметно-игровой деятельности и навыков самообслуживания - 78% и 62% соответственно. Это проявляется в том, что дети не могут самостоятельно есть ложкой, раздеваться и одеваться, у них возникают трудности с организацией самостоятельной спонтанной игры, они недостаточно владеют предметно-игровыми действиями и т.п. В 34% случаев у этих детей выявлено отставание в развитии активной речи: запас используемых слов ниже возрастной нормы. У 22% детей отставание в развитии проявилось в снижении показателей пассивной речи (трудности понимания глаголов при обозначении действий и в редких случаях - трудности понимания обращенной речи без ее наглядного сопровождения), восприятия пространственных свойств и отношений (проблемы в конструктивной и изобразительной деятельности), локомоции (трудности удержания равновесия при перешагивании через препятствия). Важно, что у большинства этих детей наблюдается отставание только по 1-2 компонентам психического развития (67,2%) и ни у одного ребенка не выявлено отставания по всем семи изучаемым компонентам (т.е. комплексная задержка развития).
У детей раннего возраста, воспитывающихся в условиях материнской депривации, выявлен иной профиль сформированности компонентов психического развития. У всех детей этой группы обнаружено отставание в развитии активной речи: как и у их сверстников из семьи, у них снижен запас активного словаря, но, кроме того, преобладают однословные предложения и наблюдается коммуникативная пассивность. У 95% -отставание в развитии пассивной речи, что проявляет-
19.00.00 - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ 19.00.00 - PSYCHOLOGICAL SCIENCES
ся в высокой потребности в опоре на сопровождающие действия и жесты при понимании обращенной речи. Недоразвитие восприятия пространственных свойств и отношений выявлено также у 95% детей этой группы: они используют предметы в предметной и игровой деятельности без учета их формы, величины и пространственного расположения. У 89% - отставание в сформированности предметно-игровой деятельности (у детей преобладают манипулятивные действия, отстут-ствуют элементы игровой деятельности) и локомоции (при совершении крупных движений дети не в состоянии удержать равновесие). Для значительного числа детей этой группы (83%) характерно недоразвитие сформированности навыков самообслуживания, однако оно является невыраженным: большинство детей может самостоятельно одеваться-раздеваться, самостоятельно есть, однако снижена точность в этих действиях. Стоит отметить, что некоторые дети этой группы по данному компоненту психического развития не уступают своим сверстникам из семьи, а в некоторых случаях и опережают их. По-видимому, это обусловлено условиями жизнедеятельности детей в доме ребенка: обстоятельства вынуждают их раньше осваивать умение самостоятельно есть, одеваться-раздеваться, засыпать - это происходит и стихийно, по необходимости, и целенаправленно формируется воспитателями.
Таким образом, у всех детей этой группы наблюдается выраженное отставание в сформированности компонентов психического развития, носящее комплексный характер: у 74% выявлено отставание по всем шести изучаемым компонентам психического развития и лишь у 11% - по двум компонентам. Согласно
проведенному статистическому анализу данных, различия между показателями психического развития детей раннего возраста, воспитывающихся в семье и в условиях материнской депривации, находятся в зоне статистической значимости по всем изучаемым компонентам (при Р>0,01). При этом, наиболее значимыми оказались различия в развитии активной речи, а наименьшими - в сформированности навыков самообслуживания.
В целом результаты нашего исследования показывают, что дети младенческого и раннего возраста, воспитывающиеся в условиях дома ребенка, существенно отстают по основным параметрам психического развития от своих сверстников, воспитывающихся в семье. В наибольшей мере у этих детей в младенческом возрасте страдают речевое и двигательное развитие, а также развитие эмоций и социального поведения, а в раннем возрасте - развитие речи, восприятие пространственных свойств и отношений, предметно-игровая деятельность и локомоция. Кроме того, в отличие от сверстников, воспитывающихся в семье, у детей из дома ребенка отставание в развитии не сглаживается по мере взросления, а существенно нарастает. Важно также, что специфика психического развития детей младенческого и раннего возраста, воспитывающихся в условиях материнской депривации, проявляется не только в количественном отношении (отставание от нормативов), но и в качественном отношении (своеобразие реагирования ребенка на внешние стимулы, направленность его двигательной активности, содержание его мотивации и т.д.). На наш взгляд, это должно стать предметом дальнейших исследований в рамках данной проблематики.
Библиографический список
1. ЛангмейерЙ., Матейчек З. Психологическая депривация в детском возрасте. Прага: Медицинское издательство Авиценум, 1984.
2. Лишенные родительского попечительства. Под ред. В.С.Мухиной. М.: Изд. Просвещение, 1991.
3. Медико-психолого-педагогическая реабилитация детей в домах ребенка (современные аспекты). Под ред. Е.Т.Лильина. М.: Изд-во «ЛО Московия», 2002
4. Пантюхина Г.В., Печора К.Л., Фрухт Э.Л. Диагностика нервно-психического развития детей первых трех лет жизни. М., 1979.
5. Поляков Ю.Ф., Солоед К.В. Развитие инициативности у детей 1-го года жизни в условиях материнской депривации. Вопросы психологии 2000; №4. С. 9-19.
6. Прихожан А.М., ТолстыхА.М. Дети без семьи. М., 1990.
7. Психологическое развитие воспитанников детского дома. Под ред. И.В.Дубровиной. М.: Изд. Педагогика, 1999.
8. Развитие и воспитание детей в домах ребенка. Под ред. В.А.Доскина и З.С.Макаровой. М.: Изд. Владос-Пресс, 2007.
9. ФурмановИ.А., Фурманова Н.В. Психология депривированного ребенка. М.: Изд. Владос, 2004.
References
1. Langmeier J., Mateicek Z. Psychological deprivation in childhood. Prague. Medical Edition Avicenum, 1984.
2. Deprived of Parental Care. Edited by V.S.Mukhina. M.: Prosveschenye, 1991.
3. Medical, psychological and educational rehabilitation of children in orphanages (modern aspects). Edited by E.T.Lilyin. M: "LO Moscovia", 2002.
4. Pantyukhina G.V., Pechora K.L., FruhtE.L. Diagnosis of nervous and mental development of children during the first three years of life. M.,1979.
5. Polyakov Y.F., Soloed K.V. The development of initiative in the first year of life in terms of maternal deprivation. Questions of psychology 2000, No. 4. Pp. 9-19.
6. PrihozhanA.M., TolstykhA.M. The children without a family. M., 1990.
7. Psychological development of orphans in the orphanage. Edited by I.V. Dubrovina, M.: Pedagogika, 1999.
8. Development and education of children in orphanages. Edited by V.A.Doskina, Z.S.Makarova. M.:Vlados-Press, 2007.
9. FurmanovI.A., FurmanovaN.V. The psychology of deprived child. M.: Vlados, 2004.