15 (30)-2004
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА ОФИЦИАЛЬНЫХ МЕТОДИК АНАЛИЗА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ НЕСОСТОЯТЕЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ
ЕЛ. ЕЛЕНЕВСКАЯ,
доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой бухгалтерского учета, анализа и аудита Чебоксарского кооперативного института
Н.Н. ЧИЖИК, финансовый директор ООО « Горизонт»
Во всех странах процесс банкротства, т.е. при- ственных оборотных средств к общей величине обо-
знание предприятия неплатежеспособным, регу- ротных средств. Нормативное ограничение Ко> 0,1; лируется государством специально издаваемыми - восстановления (утраты) платежеспособности: законодательными и нормативными актами. До Кш2+У/Т(Кшг -Кш1) вступления в силу нового Федерального закона от к™= 2 '
26.10.2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (бан- Где Кш7? Ктл11 — коэффициенты текущей ликвид-
кротстве)» в Российской Федерации основными ности соответственно на конец и на начало отчет-
документами, регламентирующими деятельность Ного периода;
несостоятельных предприятий, являлись Феде- у_ период восстановления (утраты) плате-
ральный закон Российской Федерации от 8 янва- жеспособности;
ря 1998 г. № 6-ФЗ «О несостоятельности (банкрот- Т— продолжительность отчетного периода,
стве) предприятий» и постановление Правитель- Если фактическое значение хотя бы одного из
ства Российской Федерации от 20 мая 1994 г. № 498 них ниже норматива (Ктл < 2, Ко < 0,1), то методи-
«О некоторых мерах по реализации законодатель- кой предусматривался расчет коэффициента вос-
ства о несостоятельности (банкротстве) предпри- становления платежеспособности за период, уста-
ятия». Впоследствии в целях реализации законо- новленный равным шести месяцам, дательства о несостоятельности был разработан Если коэффициент текущей ликвидности К
еще ряд методик, позволяющих оценить финансо- > 2, а коэффициент обеспеченности собственны-
вое состояние предприятий и организаций. ми оборотными средствами Ко > 0,1, рассчитыва-
В методике, изложенной в постановлении * ется коэффициент утраты платежеспособности за
Правительства РФ № 498, предусматривался рас- период, установленный равным трем месяцам, чет и устанавливались критерии (нормативы) трех Рассматриваемая методика предусматривает
финансовых коэффициентов: признание структуры баланса предприятия неудов-
- текущей ликвидности (Ктп) —как отношение летворительной, а предприятия — неплатежеспо-оборотных активов (за вычетом расходов будущих собным при наличии одного из двух условий: периодов) к сумме срочных обязательств. Норма- _ если коэффициент текущей ликвидности тивное ограничение Кгл > 2; имеет значение менее 2;
- обеспеченности собственными оборотными -если коэффициент обеспеченности собсгвенны-средствами (Ко) — как отношение величины соб- ми оборотными средствами имеет значение менее 0,1.
22
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: ЖЕСРЪЯ ъ -П7>*ЪЖЪЪ4
фиНаЯсо&осй аНсии^
15 (30)-2004
Практика показала полную несостоятельность этих критериев, поскольку многие успешно работающие предприятия, не испытывающие никаких финансовых трудностей, имеют коэффициент текущей ликвидности менее 2, хотя об их неплатежеспособности не может быть и речи. Также необходимо отметить, что по двум показателям полно и объективно оценить финансовое положение предприятия не представляется возможным.
Девять лет спустя, постановлением Правительства РФ от 15.04.2003 № 218 «О порядке предъявления требований по обязательствам перед Российской Федерацией в делах о банкротстве и в процедурах банкротства» вышеупомянутый документ был отменен.
Федеральная служба по финансовому оздоровлению и банкротству (ФСФО) своим приказом от 23.01.2001 № 16 утвердила «Методические рекомендации по проведению анализа финансового состояния организаций». Данные документ был разработан в целях обеспечения единого методического подхода для проведения сотрудниками ФСФО анализа финансового положения предприятий и организаций. В нем в процессе проведения финансового анализа по данным бухгалтерской отчетности предусматривался расчет следующих групп показателей:
общие показатели;
показатели платежеспособности и финансовой устойчивости;
показатели эффективности использования оборотного капитала (деловой активности), доходности и финансового результата (рентабельности);
показатели эффективности использования внеоборотного капитала и инвестиционной активности;
показатели исполнения обязательств перед бюджетом и внебюджетными фондами. В отличие от первого документа, здесь не предлагались критериальные значения этих показателей, но давалась целостная методика анализа финансового состояния предприятия.
В рекомендациях, в частности, было определено, что основной целью проведения анализа финансового состояния организаций является получение объективной оценки их платежеспособности, финансовой устойчивости, деловой и инвестиционной активности, эффективности деятельности.
Таким образом, был сделан существенный шаг вперед на пути получения объективной оценки финансового состояния предприятий и организа-
ций в целях своевременной диагностики признаков банкротства. Это важно в связи с тем, что ранее принятая официальная методика предусматривала применение только трех оценочных показателей, которые, по замыслу разработчиков, позволяли бы не только оценить финансовое положение, но и прогнозировать его изменение на ближайшую перспективу (3 — 6 месяцев).
Новая, предложенная ФСФО методика, на наш взгляд, оказалась более приемлемой, чем прежняя. Но и она не лишена отдельных недостатков.
Так, например, в ней при расчете показателей платежеспособности и финансовой устойчивости используются соотношения задолженности соответствующего уровня к среднемесячной выручке, хотя общепринятая практика оценки платежеспособности обычно рассчитывает эти показатели как отношение платежных средств различной степени ликвидности к соответствующим обязательствам. Кроме того, данная группа показателей ограниченно оценивает финансовую устойчивость в классическом виде, т.е. способность предприятия функционировать и развиваться, сохраняя равновесие своих активов и пассивов, гарантируя постоянную платежеспособность и инвестиционную привлекательность в границах допустимого уровня риска.
На практике сотрудники ФСФО данную методику используют для мониторинга финансового состояния предприятий и организаций только применительно к группе социально значимых предприятий. Для оценки финансового состояния предприятий и организаций они используют ограниченный набор следующих показателей: чистые активы;
доля долгосрочных и краткосрочных обязательств в общем объеме пассивов предприятия; доля задолженности по обязательным платежам;
рентабельность активов; изменение выручки в динамике; удельный вес себестоимости реализованной продукции;
динамика затрат по основному виду деятельности;
изменение выпуска продукции по основному виду деятельности;
доля реализации по основному виду деятельности.
Перечисленные показатели рассчитываются за два предыдущих года, а также за текущий отчетный период.
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: Ж£07>ъЯ тс ЪРАЪЖЪХА
23
фиНаЯса&осй лЯсыи^
15 (30)-2004
Таким образом, приведенный перечень показателей не позволяет полно и объективно оценить именно финансовое состояние предприятия. Полученные результаты анализа тем более не могут быть использованы для оценки возможности или невозможности восстановления платежеспособности предприятия и принятия решения о целесообразности введения процедуры банкротства. Хотя именно эти причины являются основанием для обращения в службу ФСФО для инициирования процедуры банкротства.
В 2004 г., в соответствии с Указом Президента РФ от 09.03.2004 № 314 Федеральная служба по финансовому оздоровлению была упразднена. Частично ее функции переданы Федеральной налоговой службе. Поэтому в ближайшее время можно ожидать появления новых методик оценки финансового состояния несостоятельных предприятий и организаций.
Летом 2003 г. в рамках реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) постановлением Правительства РФ от 25.06.2003 № 367 были утверждены Правила проведения арбитражным управляющим финансового анализа.
Цель данного документа — обеспечить единство методики оценки финансового состояния предприятия арбитражными управляющими при введении соответствующих процедур банкротства.
Финансовый анализ проводится арбитражными управляющими для подготовки предложений о возможности (невозможности) восстановления платежеспособности должника и обоснования целесообразности введения в отношении должника соответствующей процедуры банкротства, для определения возможности покрытия за счет имущества должника судебных расходов в целях разработки плана внешнего управления, подготовки мотивированного обращения в суд с ходатайством о прекращении процедуры финансового оздоровления (внешнего управления) и переходе к конкурсному производству и наоборот.
Значительно расширен спектр информации, изучаемой при проведении анализа финансового состояния. Так, сказано, что финансовый анализ проводится с использованием:
а) статистической отчетности, бухгалтерской и налоговой отчетности, регистров бухгалтерского и налогового учета, а также (при наличии) материалов аудиторской проверки и отчетов оценщиков;
б) учредительных документов, протоколов общих собраний участников организации, заседаний совета директоров, реестра акционеров, договоров, планов, смет, калькуляций;
в) учетной политики, в том числе и учетной политики для целей налогообложения, рабочего плана счетов бухгалтерского учета, схем документооборота и организационной и производственной структур;
г) отчетности филиалов, дочерних и зависимых хозяйственных обществ, структурных подразделений;
д) материалов налоговых проверок и судебных процессов;
е) нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность должника.
Позитивным, на наш взгляд, элементом рассматриваемой методики является использование скорректированных исходных данных, которые наиболее полно отражают методику расчета соответствующего показателя исходя из цели анализа финансового состояния несостоятельного хозяйствующего объекта. Кроме того, анализ показателей проводится ежеквартально на протяжении не менее чем двухлетнего периода.
Для оценки финансового состояния предприятия или организации используется стандартный набор показателей, характеризующих платежеспособность, финансовую устойчивость, деловую активность. Однако оценка деловой активности, предусмотренная в этих правилах, не является полной, поскольку ограничивается анализом показателей рентабельности активов и продаж и не принимает во внимание коэффициенты оборачиваемости различных групп оборотных активов. Следовательно, практически не представляется возможным объективно оценить характер изменений в деловой активности предприятия и его стратегии.
Принципиально новым является наличие в правилах требований к анализу хозяйственной, инвестиционной и финансовой деятельности должника, его положения на товарных и иных рынках, к оценке активов и пассивов должника, к анализу возможности организации его безубыточной деятельности.
Таким образом, сопоставляя содержание официальных методик по анализу финансового положения предприятий и организаций в целях диагностики риска банкротства, считаем, что Правила проведения арбитражными управляющими финансового анализа, утвержденные постановлением Правительства от 25.06.2003 № 367, наиболее полно соответствуют основным требованиям, предъявляемым к порядку проведения анализа финансового состояния несостоятельных предприятий и организаций, и делают результаты оценки более корректными и объективными.
24
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жгоРЪЯ тс ЪР/КЖтсЪ4