Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСЛАМСКИХ И ТРАДИЦИОННЫХ БАНКОВ'

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСЛАМСКИХ И ТРАДИЦИОННЫХ БАНКОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экономика / исламская экономика / исламская экономическая система / исламские финансы / исламские банки / эффективност исламских банков / эффективност исламских финансов и др. / иқтисод / иқтисоди исломӣ / низоми иқтисоди исломӣ / молияи исломӣ / бонкҳои исломӣ / самаранокии бонкҳои исломӣ / самаранокии молияи исломӣ ва ғайра.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алишоев Х. Х.

В статье рассматриваются сравнительная оценка эффективности исламских и традиционных банков. Данная статья посвящена изучению сравнительных оценок эффективности исламских и традиционных банков в современном мире. Развитие исламских банков в разных регионах мира тесно связано с особенностями экономического поведения народов, которые зависят от их социальной, культурной и религиозной принадлежности. Также обсуждаются история развития исламских банков и институтов в сфере мировой экономики. Данная статья посвящена актуальному вопросу современности, решение которого играет ключевую роль в развитии современной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE ASSESSMENT OF THE EFFECTIVENESS OF ISLAMIC AND TRADITIONAL BANKS

Дар мақола арзёбии муқоисавии самаранокии бонкҳои исломӣ ва анъанавӣ баррасӣ мешавад. Мақолаи мазкур ба омӯзиши арзёбии муқоисавии самаранокии бонкҳои исломӣ ва анъанавӣ дар ҷаҳони муосир бахшида шудааст. Рушди бонкҳои исломӣ дар манотиқи мухталифи ҷаҳон ба вижагиҳои рафтори иқтисодии мардум, ки ба мансубияти иҷтимоӣ, фарҳангӣ ва мазҳабии онҳо вобаста аст, алоқамандии зич дорад. Таърихи рушди бонкҳо ва муассисаҳои исломӣ дар иқтисоди ҷаҳонӣ низ баррасӣ мешавад. Ин мақола ба масъалаҳои муҳими замони моуосир бахшида шудааст, ки ҳалли он дар тараққиёти иқтисодиёти имруза нақши асосӣ мебозад.

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСЛАМСКИХ И ТРАДИЦИОННЫХ БАНКОВ»

Маълумот дар бораи муаллиф

Саидов Киёмиддин ТаFOЙмуродович - номзади илмх,ои иктисодй, муаллими калони кафедраи иктисодиёти чах,онии факултети молиявию иктисодии Донишгох,и миллии Точикистон. E-mail: [email protected], Телефон: (+992) 918-66-61-08, 908-66-61-08

Информация об авторе

Саидов Киёмиддин Тагоймуродович - кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры мировой экономики финансово-экономического факультета Таджикского национального университета. E-mail: [email protected], Телефон: (+992) 918-66-61-08, 908-66-61-08

Information about author

Saidov Qiyomiddin Tagoymurodovich - candidate of economic sciences, senior lecturer of Department of world economy, faculty of Finance and economics, Tajik National University. Email: [email protected], Phone: (+992) 918-66-61-08, 908-66-61-08

УДК: 631.115.11.

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСЛАМСКИХ И ТРАДИЦИОННЫХ БАНКОВ

Алишоев Х.Х.

Аннотация. В статье рассматриваются сравнительная оценка эффективности исламских и традиционных банков. Данная статья посвящена изучению сравнительных оценок эффективности исламских и традиционных банков в современном мире. Развитие исламских банков в разных регионах мира тесно связано с особенностями экономического поведения народов, которые зависят от их социальной, культурной и религиозной принадлежности. Также обсуждаются история развития исламских банков и институтов в сфере мировой экономики. Данная статья посвящена актуальному вопросу современности, решение которого играет ключевую роль в развитии современной экономики.

Ключевые слова: экономика, исламская экономика, исламская экономическая система, исламские финансы, исламские банки, эффективност исламских банков, эффективност исламских финансов и др.

Для цитирования: Алишоев, Х.Х.. Сравнительная оценка эффективности исламских и традиционных банков /Х. Х. Алишоев // Финансово-экономический вестник. - 2024. -№ 4(43). - С. 101-111.

АРЗЁБИИ МУЦОИСАВИИ САМАРАНОКИИ БОНК^ОИ ИСЛОМЙ ВА АНЪАНАВЙ Алишоев Х,.Х,

Аннотатсия. Дар мацола арзёбии муцоисавии самаранокии бонщои исломи ва анъанави барраси мешавад. Мацолаи мазкур ба омузиши арзёбии муцоисавии самаранокии бонщои

101

исломи ва анъанавй дар ца^они муосир бахшида шудааст. Рушди бонщои исломи дар манотщи мухталифи ца^он ба вижагщои рафтори щтисодии мардум, ки ба мансубияти ицтимои, фар^анги ва мазуабии онуо вобаста аст, алоцамандии зич дорад. Таърихи рушди бонщо ва муассиса^ои исломи дар ицтисоди ца^они низ барраси мешавад. Ин мацола ба масъалауои мууими замони моуосир бахшида шудааст, ки уалли он дар тарацциёти ицтисодиёти имруза нацши асоси мебозад.

Калидвожахр: ицтисод, ицтисоди исломи, низоми ицтисоди исломи, молияи исломи, бонщои исломи, самаранокии бонщои исломи, самаранокии молияи исломи ва гайра.

COMPARATIVE ASSESSMENT OF THE EFFECTIVENESS OF ISLAMIC AND TRADITIONAL BANKS Alishoev H.Kh

Annotation. The article examines the comparative assessment of the effectiveness of Islamic and conventional banks. This article is devoted to the study of comparative assessments of the effectiveness of Islamic and conventional banks in the modern world. The development of Islamic banks in different regions of the world is closely related to the peculiarities of the economic behavior of peoples, which depend on their social, cultural and religious affiliation. The history of the development of Islamic banks and institutions in the global economy is also discussed. This article is devoted to a pressing issue of our time, the solution of which plays a key role in the development of the modern economy.

Key words: economy, Islamic economy, Islamic economic system, Islamic finance, Islamic banks, efficiency of Islamic banks, efficiency of Islamic finance, etc.

Постановка проблемы. Для

Республики Таджикистан, где проживают большинство мусулманского населения использование исламских банков наряду с традиционными банками является приоритетным развитием банковского сектора. В последние десятилетия наблюдается рост интереса к исламскому банкингу, который основывается на принципах шариата, таких как запрет на рибу (проценты), спекуляции и неопределенности. В отличие от традиционных банков, исламские банки используют альтернативные финансовые инструменты, направленные на инвестирование в реальные активы и проекты. Несмотря на это, эффективность обеих систем — исламской и традиционной — остается предметом обсуждения, особенно в условиях глобальных экономических вызовов.

Анализ последних исследований. В

развитых странах использование исламских банков вносит значительный вклад в их экономическое и социальное развитие. Поэтому изучение и анализ данного вопроса имеет большое значение в современных условиях национальной экономики.

Целью статьи — провести сравнительный анализ эффективности исламских и традиционных банков по ряду ключевых показателей, таких как финансовая устойчивость, прибыльность, доступность и инклюзивность финансовых услуг, риски и социальное воздействие.

Изложение основного материала. Традиционные и исламские банки работают по различным финансовым моделям, что напрямую влияет на их эффективность, как с точки зрения прибыльности, так и с точки зрения стабильности и устойчивости к экономическим кризисам. В то время как

традиционные банки основаны на принципах процентных ставок, исламские банки исключают рибу (проценты) и используют альтернативные механизмы для создания финансовых продуктов. Важность понимания этих различий возрастает в условиях глобализации финансовых рынков и стремления к этичному и устойчивому инвестированию.

Традиционные банки действуют в рамках капиталистической финансовой системы, где проценты (риба) являются основным инструментом для получения дохода. Это позволяет им генерировать стабильный доход за счет кредитования и инвестиционной деятельности, но влечет за собой риск чрезмерной задолженности и потенциальных дефолтов.

Исламские банки функционируют согласно принципам шариата, которые запрещают проценты, спекуляции и неопределенность. Вместо процентов исламские банки используют различные контракты, такие как мурабаха (покупка и перепродажа с наценкой), мудараба (партнерство с разделением прибыли) и доверительное управление. Эти инструменты направлены на финансирование реальных активов, что снижает финансовые риски, но требует более длительных сроков для получения прибыли.

На сегодняшний день исламские финансовые институты функционируют более чем в 75 странах по всему миру. Наибольшая концентрация таких институтов наблюдается в исторически сложившихся регионах Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии, где Бахрейн и Малайзия являются крупнейшими центрами исламского банковского дела. Однако исламские финансовые институты активно развиваются и в Европе, а также в США.

Говоря о развитии исламских банков как части исламской финансовой системы или как части мировой финансовой системы в

целом, нельзя не учитывать

глобализационные процессы, которые неизбежно влияют на все финансовые системы стран. Эти процессы оказывают воздействие на структуры, правила и принципы, регулирующие финансовые отношения на мировом уровне.

Как объясняет К. Омэ, глобализация современной эпохи представляет собой новую эру, в которой важной характеристикой является то, что люди по всему миру всё больше зависят от рыночных порядков, установленных на глобальной арене. Он утверждает, что «современная глобализация означает новую эру, отличительную черту которой составляет то, что люди повсюду становятся всё более зависимыми от порядков, царящих на мировом рынке» Ohmae, 1992) [2]. Этот процесс глобализации также оказывает влияние на исламские банки, как на тех, что действуют в традиционных регионах, так и на те, что работают за пределами исторически обусловленных территорий.

Существует несколько гипотез, предложенных такими учеными, как П. Маркузэ, Дж. Розенау, Э. Гидденс, Дж. Томпсон, и Дж. Альдо, которые можно свести к общему тезису, что глобализация представляет собой «высшую стадию капиталистической интеграции мировой экономики» или «современную форму капитализма» (MunskR., 1999) [3]. Эти ученые акцентируют внимание на том, что глобализация усиливает взаимозависимость экономик, направляя их к более тесной интеграции и унификации на основе рыночных механизмов.

Кроме того, важным аспектом для развития исламских банков является политическое и экономическое давление, которое оказывают западные страны на правящие элиты большинства государств с преобладанием исламского населения. Это давление заставляет эти страны развивать

свои экономики с учетом глобальных трендов и ситуации в мировой экономике. Исламские страны часто оказываются в положении, когда им необходимо балансировать между локальными интересами и требованиями международной экономики.

Современной глобальной тенденцией является также ускоренное сокращение природных ресурсов, особенно тех, которые необходимы для поддержания

жизнедеятельности высоко развивающихся стран постиндустриального общества. Это сокращение приводит к значительным изменениям в геополитике, поскольку государства, переживающие дефицит природных ресурсов, вынуждены

пересматривать свои экономические и внешнеэкономические стратегии, что оказывает влияние на мировую политическую и экономическую обстановку.

Развитие исламских банков в разных регионах мира тесно связано с особенностями экономического поведения народов, которые зависят от их социальной, культурной и религиозной принадлежности. Это

наблюдается не только в экспансии исламских финансовых институтов, но и в активном процессе миграции населения из исламских государств в развитые неисламские страны. Если рассматривать миграцию рабочей силы как один из индикаторов глобализации, то можно отметить, что Европа (включая такие страны, как Великобритания, Германия, Франция) уже давно испытывает сильное миграционное и культурное влияние арабского мира, где ислам занимает доминирующее положение. Сейчас, помимо культурного, это влияние начинает распространяться и на финансовую сферу, где исламские финансовые институты постепенно начинают занимать свои ниши в экономиках европейских стран.

В таблице 1 приведены приблизительные данные о росте количества исламских банков, а также общий объем активов исламского финансового сектора за этот период. Конкретные данные могут варьироваться в зависимости от источников, но приведенные цифры дают представление о тенденциях.

Таблица 1. Количественный рост исламских банков с 2008 по 2024 год

Год Количество исламских банков(по всему миру) Объем активов исламского финансового сектора Региональные центры исламского банкинга Основные страны и регионы с ростом

2008 300+ $500 млрд Ближний Восток, Азия (Малайзия, Саудовская Аравия) Малайзия, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты

2010 350+ $1 трлн Ближний Восток, Азия (Малайзия, Индонезия) Ближний Восток, Азия (Малайзия, Индонезия)

2012 450+ $1.6 трлн Малайзия, Саудовская Аравия, Малайзия, Саудовская Аравия, Турция, Пакистан

Пакистан, Турция

2014 500+ $2 трлн Великобритания, Турция, Малайзия, ОАЭ Великобритания, Турция, Малайзия, ОАЭ

2016 600+ $2.5 трлн Великобритания, США, Малайзия, ОАЭ Великобритания, США, Малайзия, ОАЭ, Бахрейн

2018 750+ $2.8 трлн Великобритания, ОАЭ, Малайзия, Пакистан, Турция Великобритания, ОАЭ, Малайзия, Турция, Пакистан

2020 900+ $3 трлн Великобритания, США, Малайзия, Турция, Пакистан Великобритания, США, Малайзия, Турция, Пакистан, Индонезия

2022 1,000+ $3.5 трлн Великобритания, Малайзия, Пакистан, Турция, ОАЭ Великобритания, Малайзия, Турция, Пакистан, Индонезия

2023 1,100+ $3.8 трлн Великобритания, Малайзия, Пакистан, ОАЭ Великобритания, Малайзия, Пакистан, ОАЭ, Индонезия

2024 1,200+ $4 трлн Великобритания, Турция, Малайзия, Саудовская Аравия, Индонезия Великобритания, Турция, Малайзия, Саудовская Аравия, Индонезия

*Составлено авторов с помощью данные интернет

1. Количество банков: Указано количество крупных исламских банков, включая те, которые работают с «исламскими окнами» в традиционных банках.

2. Объем активов: Это приблизительные оценки совокупных активов исламских банков в мировом масштабе. Данные включают как исламские банки, так и исламские финансовые

институты, которые предлагают исламские финансовые продукты.

3. Региональные центры: Основные центры исламского банкинга, которые продолжали развиваться, особенно на Западе, в Великобритании и США, а также в традиционно исламских странах Ближнего Востока и Азии.

4. Рост стран: Регионы и страны, которые показывают наибольший рост в области исламского банкинга, включая такие страны, как Малайзия, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Великобритания и Пакистан.

Продукты исламского финансирования в разных странах будут востребованы в разной степени, в зависимости от местных экономических и культурных особенностей. Например, в странах СНГ существует явный интерес к исламским финансовым институтам. Мадина Калимуллина, начальник отдела экономических программ Совета муфтиев России, отмечает, что люди в России и других странах СНГ с нетерпением ждут открытия исламских банков. Однако, несмотря на интерес, понимание сути операций исламского финансирования остается на низком уровне. По её словам, лишь 3-5% опрошенных людей действительно понимают, в чем заключаются принципы и особенности исламских финансовых операций, что свидетельствует о необходимости дополнительного

образования и разъяснительной работы по этому вопросу[4].

В 1974 году был учрежден Исламский банк развития (ИБР), который с тех пор продолжает успешно развиваться. Основной задачей ИБР является поддержка исламских банков по всему миру, пропаганда идей исламизации экономики, а также содействие повышению благосостояния населения в странах, являющихся членами Организации Исламской Конференции (ОИК). Банк активно поддерживает развитие

человеческого капитала, науки и технологий, а также продвижение исламской экономики, финансов и банковского дела.

ИБР признан международными организациями и выполняет важную роль в поддержке стран ОИК. Одной из ключевых программ является техническая помощь, направленная на поддержку стран ОИК в их

деятельности, связанной с Всемирной торговой организацией (ВТО). В 2004 году Банк международных расчетов в рамках новых соглашений по капиталу признал ИБР как безрисковый многосторонний банк развития.

В том же году рейтинг агентства Standard & Poor's присвоил ИБР наивысшую оценку AAA/A1+, что подтверждает его высокую степень надежности и устойчивости на международной арене.

Для расчётов и операций между странами, участниками ИБР, используется исламский динар. Он является расчетной единицей ИБР и эквивалентен 1 SDR (Специальные права заимствования) Международного валютного фонда (МВФ). Благодаря этому, ИБР был признан МВФ как официальный держатель SDR, что дает ему право на покупку и использование SDR в своих операциях с МВФ и центральными банками стран-участниц МВФ, а также с другими держателями SDR. Эта возможность также позволяет ИБР участвовать в международных финансовых операциях на равных условиях с государствами-членами МВФ.

Важной особенностью, которая содействует росту и распространению исламских банков за пределами мусульманских стран, является их прозрачность. Это объясняется тем, что исламские банки строят свою деятельность на принципах партнерства, а не на основе традиционных финансовых отношений, где одной стороной часто бывает банк, а другой — заемщик, с различиями в рисках и выгодах. Исламские банки, в отличие от традиционных финансовых институтов, требуют высокой степени открытости и отчетности, чтобы снизить моральные риски, как для клиентов (вкладчиков), так и для инвесторов. В исламской финансовой системе не предусмотрены гарантии для долгосрочных инвестиций, что ставит перед банками задачу

максимально ясного и доступного раскрытия информации.

Эта высокая степень транспарантной имеет несколько ключевых преимуществ:

Снижение риска оттока капиталов. Чем менее прозрачны финансовые структуры, тем выше вероятность утечек капиталов, особенно в условиях кризисов. В странах с высоким уровнем коррупции и непрозрачности финансовых схем, таких как это наблюдается в России, отток капиталов может быть значительным. Например, в 2008 году в оффшорные зоны ушло 2/3 бюджета РФ, что эквивалентно потерям, сравнимым с ущербом Советского Союза во время Второй мировой войны (около 2 трлн долларов США). Такие потери, как полагают многие эксперты, могли стать одной из причин мирового финансового кризиса.

Повышение доверия к финансовым институтам. Исламские банки

предоставляют полную информацию о своей инвестиционной стратегии, финансовом состоянии, мониторинге рисков и внутреннем контроле. Это повышает уровень доверия как со стороны клиентов, так и со стороны контролирующих органов [8]. Прозрачность является одним из факторов, который помогает исламским банкам успешно интегрироваться в экономику стран, не являющихся мусульманскими.

Влияние на глобальный рынок. Экспансия исламских банков в индустриально развитые страны, такие как Великобритания, США, Дания, Швейцария и другие, подтверждает их высокую степень конкурентоспособности. Хотя такие банки сталкиваются с жесткой конкуренцией со стороны традиционных финансовых институтов, их способность обеспечивать более высокую степень прозрачности привлекает внимание как инвесторов, так и обычных клиентов, что способствует их росту и внедрению в новые регионы.

Однако, несмотря на положительные аспекты прозрачности исламских банков, важно отметить, что исламская финансовая система имеет строгие ограничения в отношении некоторых сфер деятельности. Например, шариат прямо запрещает деятельность в оффшорных зонах, которые часто ассоциируются с налоговыми уклонениями, коррупцией и непрозрачными финансовыми схемами. Следовательно, исламские финансовые институты не могут вести деятельность в таких зонах, что подчеркивает их приверженность моральным принципам и этическим стандартам.

Таким образом, прозрачность и соблюдение этических норм являются важными конкурентными преимуществами исламских банков, способствующими их успешному распространению и росту, как в исламских странах, так и в странах с преимущественно немусульманским

населением.

Да, создание Исламского банка развития в 1975 году и других первых исламских банков, таких как Дубайский исламский банк, стало важной вехой в официальном развитии исламского банкинга. С тех пор исламская банковская система продолжала расти и развиваться, а её принципы стали применяться не только в странах с преобладанием мусульман, но и в странах Европы, США и других частях мира [9]. Исламские финансовые учреждения предлагают свои услуги через так называемые "исламские окна", которые функционируют как отдельные

подразделения в западных банках. Эти отделения работают по принципам исламского финансирования и предлагают соответствующие финансовые продукты, такие как безпроцентные кредиты, партнерские инвестиции и другие схемы, совместимые с нормами Шариата.

ПАЁМИ МОЛИЯ ВА ИКТИСОД. 2024 / №4 (43) Таблица №2. Сравнительная оценка эффективности исламских и традиционных

банков

Критерий Исламский банк Традиционный (западный) банк

Механизм кредитования Долевое участие в прибыли и убытках (принципы «Мудараба», «Мушарака»). Банк получает долю в прибыли или убытке от проекта. Фиксированная процентная ставка. Банк получает процент от заемной суммы, независимо от результата проекта.

Принципы работы Принципы шариата: запрет на проценты (риба), спекуляцию (гхаррр), азартные игры, производство запрещенных товаров (алкоголь, табак). Открытость для всех типов экономической деятельности, включая спекулятивные. Нет запрета на инвестиции в «неэтичные» сферы.

Риски Риски делятся между банком и заемщиком. Банк активно участвует в управлении проектом. Риски, как правило, перекладываются на заемщика. Банк минимизирует риски за счет фиксированного процента и залогов.

Устойчивость к кризисам Высокая устойчивость, так как доля в прибыли зависит от реального успеха проекта. Гибкость в условиях экономических спадов. Более высокая уязвимость к экономическим кризисам из-за фиксированных процентов, даже если проект не приносит прибыли.

Этические принципы Ограничения на инвестиции в «неэтичные» сферы (алкоголь, азартные игры, оружие и т.д.). Отсутствие ограничений на этичные или неэтичные вложения. Инвестирование в любые сферы бизнеса.

Роль в экономике Активное участие в развитии реального сектора экономики. Инвестирует в реальные проекты, что способствует долгосрочному экономическому росту. Основной фокус на финансовых спекуляциях и инвестициях в финансовые активы, что не всегда способствует реальному росту экономики.

Контроль над использованием капитала Прямой контроль за использованием средств. Проект должен быть согласован с банком с учетом шариатских принципов. Менее строгий контроль над использованием заемных средств, возможность использования заемных средств на спекуляции.

Прозрачность Высокая прозрачность благодаря обязательному раскрытию информации, контролю над проектами и соблюдению норм шариата. Может иметь низкую прозрачность, особенно если банк работает с высокими рисками и сложными финансовыми инструментами.

Доходность для вкладчиков Доходность зависит от успешности и прибыльности проекта. Вкладчик может получать долю от прибыли бизнеса. Доходность фиксированная, зависит от процентной ставки и срока вклада.

Гибкость в условиях инфляции Низкая чувствительность к инфляции, так как прибыль банка зависит от реальной доходности бизнеса, а не от фиксированного процента. Высокая чувствительность к инфляции, так как фиксированный процент может не отражать реальную покупательную способность денег.

Роль в финансовых кризисах Минимальный вклад в финансовые пузыри и кризисы, так как запрещены операции с деривативами и спекуляциями. Может способствовать созданию финансовых пузырей и кризисов из-за спекулятивных операций и неконтролируемых финансовых потоков.

Регулирование и стандарты Строгое регулирование со стороны шариатских советов, стандартов AAOIFI (Бухгалтерская и аудиторская организация для исламских финансовых институтов). Регулирование регулирующими органами, часто гибкое, с возможностью изменения финансовых норм в зависимости от ситуации на рынке.

^Составлено авторов

Основные различия:

1. Риски: В исламских банках риски делятся между заемщиком и банком, что делает систему более устойчивой к экономическим кризисам. Традиционные банки перекладывают риски на заемщиков, что увеличивает их уязвимость.

2. Процентные ставки: Исламские банки не используют ссудный процент и основывают свою прибыль на доле в прибыли от совместных инвестиций, что снижает риски инфляции и фиксированных процентов. Традиционные банки, в свою очередь, используют проценты, что делает их уязвимыми к экономическим колебаниям.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Этические аспекты: Исламские банки ориентированы на этические инвестиции и запрещают операции с «неэтичными» товарами (алкоголь, оружие), в отличие от традиционных банков, где такого ограничения нет.

Таким образом, исламская банковская система может быть более устойчивой и справедливой, но она также сталкивается с определенными вызовами, такими как потребность в квалифицированных кадрах и стандартизации. Традиционные банки, в свою очередь, могут быть более гибкими в плане доступа к капиталу и эффективным распределением ресурсов, но менее устойчивыми в условиях финансовых кризисов.

Система исламского банкинга, несмотря на свою морально-этическую направленность, не является менее эффективной по сравнению с западной системой. Напротив, она может быть даже более адаптивной и устойчивой в условиях экономической нестабильности и инфляции. Это связано с тем, что исламские банки более активно участвуют в реальных процессах экономики, несут совместные риски с клиентами и более гибко реагируют на

изменения в рыночной ситуации. Вместо того чтобы фиксировать процент и зарабатывать на простом процентном механизме, исламские банки ориентируются на реальное участие в бизнесе, что обеспечивает более справедливое распределение рисков и прибылей, а также соблюдение этических принципов [10].

Таким образом, исламские банки, действуя по принципам, которые отличны от традиционной банковской системы, могут успешно противостоять кризисным явлениям, которые периодически

затрагивают мировую финансовую систему. Их подходы, основанные на реальном активе, этике и транспарентности, могут быть полезны не только для мусульманских стран, но и для мирового финансового сообщества в целом.

Таким образом, исламская финансовая система представляет собой альтернативу традиционным финансовым моделям, которая не только обеспечивает большую стабильность в условиях кризисов, но и может способствовать более справедливому и этическому распределению финансовых ресурсов. В будущем исламские банки могут

сыграть еще более важную роль в обеспечении устойчивости мировой финансовой системы, а также в развитии новых экономических моделей, которые будут ориентированы не только на прибыль, но и на социальную ответственность, устойчивое развитие и этические принципы.

Развитие исламского банкинга и его успешная экспансия в мировую финансовую систему свидетельствуют о том, что исламские финансовые принципы обладают значительным потенциалом для обеспечения экономической устойчивости. В отличие от традиционных банковских систем, исламская система финансирования основывается на прозрачности, ответственности,

сбалансированном риске и этических принципах, что делает её более устойчива в условиях мировых финансовых потрясений и кризисов.

Появление исламских банков и их продуктов на международных рынках может способствовать не только улучшению финансовой устойчивости, но и созданию более справедливой, этичной и социальной финансовой системы, которая будет служить интересам всех участников экономики.

Литратура

1. Алишоев Х.Х. Исламская экономическая мысль и практические аспекты её использования в постсоветском пространстве. Душанбе: «Ирфон», 2013. 276 стр.

2. ZE Badarudin, Mohamed Ariff, AM Khalid (2013): Post-Keynesian money endogeneity evidence in G-7 economies/ //Journal of International Money and Finance. Vol. 33. PP. 146-162.

3. Zaidi, N.A., 'Profit rates policy for PLS depositors'. // Journal of Islamic Banking and Finance, 1987.

4.Информационная справка. Организация исламского сотрудничества. Стр 3. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.kazansummit.ru

5. Rahman F. Economic Principles of Islam//Islamic Studies. - 1969. - Vol. 8, No.1, March. -P.58-59.

6. Журавлев А.Ю. Ислам и экономика//НГ-Политэкономия. - 2000. - N1(42). - 18 января.

7.Беккин Р. И. Исламская экономика. Краткий курс / Р. И. Беккин. - М.: АСТ: Восток -Запад. 2008.

8. Саидмуродов, Л. Х. Макроэкономическая модель IS-LM-BP и ее возможности для оценки национальной экономикитаджикистана / Л. Х. Саидмуродов // Вестник Таджикского

национального университета. Серия социально-экономических и общественных наук. - 2016.

- № 2/11(220). - С. 104-112. - EDN YPZIBB.

9. Бекова, М. М. Особенности приватизации в странах с переходной экономикой / М. М. Бекова, Л. Х. Саидмурадов // Вестник Таджикского национального университета. Серия социально-экономических и общественных наук. - 2013. - № 2/7(123). - С. 11-15. - EDN VNWCJH.

10. Саидмуродов, Л. Х. Уровни превентивности в экономической политике / Л. Х. Саидмуродов // Вестник Таджикского национального университета. Серия социально-экономических и общественных наук. - 2014. - № 2/1(127). - С. 108-116. - EDN VBGFSD.

11. Саидмуродзода, Л. Х. "Китаб-ал-харадж" - книги об управлении государственными финансами / Л. Х. Саидмуродзода, Ф. К. Убайдуллоев // Финансово-экономический вестник.

- 2021. - № 4(28). - С. 7-18. - EDN XSXZHK.

Маълумот дар бораи муаллиф:

Алишоев Хуршедшох, Х,асратшоевич - номзади илмх,ои ик;тисод, дотсент, мудири кафедраи молияи Донишгох,и байналмилалии сайёхй ва сох,ибкории Точикистон; хиёбони Борбад, 48/5. 734055, шах,ри Душанбе. Тел: (+992) 935926943; E-mail: [email protected]

Сведения об авторе:

Алишоев Хуршедшох Хасратшоевич - кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой «Финансов» Международного университета туризма и предпринимательства Таджикистана; пр. Борбад, 48/5. 734055, г. Душанбе. Тел: (+992) 935926943; E-mail: [email protected]

Information about the author:

Alishoev Khurshedshokh Khasratshoevich - candidate of economic sciences, associate professor, head of the department of "Finance" of the International University of Tourism and Entrepreneurship of Tajikistan; Borbad Ave., 48/5. 734055, Dushanbe. Tel.: (+992) 935926943; E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.