Осадчев Д.Н.
Аспирант, Дипломатическая академия МИД России.
Исламский банкинг: роль и место в мировой экономике. Потенциал развития в России
В условиях происходящих изменений в мировой экономике и изменений финансовой парадигмы, исламский банкинг становится все более актуальной темой для исследований и анализа. Ниже проведен обзор литературы по этой теме, чтобы рассмотреть основные тенденции и вызовы, с которыми сталкиваются исламские банки, и проанализировать их перспективы на будущее.
В своей статье Ф.Н. Ахмедов (2018) рассматривает концептуальные основы исламского банкинга, а также его особенности по сравнению с традиционным банкингом. Основной вывод автора заключается в том, что исламский банкинг имеет свои преимущества и недостатки, но может быть успешным, если учитывать особенности этой отрасли. Другой российский исследователь, М.А. Шарипов, в своей работе «Исламский банкинг: опыт и перспективы развития в России» (2015) анализирует опыт развития исламского банкинга в России. В работе рассмотрены вопросы регулирования и правового статуса исламских банков в России, а также проблемы внедрения исламского банкинга в российской экономике. Автор делает вывод, что для успешного развития исламского банкинга в России необходимо создание соответствующего законодательства и инфраструктуры, а также обучение и повышение квалификации специалистов. Еще один российский исследователь, М.С. Гареев, в своей работе «Исламский банкинг как инструмент финансовой стабилизации государства» (2017) анализирует потенциал исламского банкинга для финансовой стабилизации государства. Автор делает вывод, что исламский банкинг может стать эффективным инструментом борьбы с экономическими кризисами и обеспечения финансовой стабильности государства.
Из рассмотренных источников можно сделать вывод о том, что исламский банкинг развивается и занимать все более значительное место на мировой финансовой сцене. Кроме того, в условиях глобальных изменений в экономике, таких как рост экономического
и геополитического влияния ряда исламских стран, усиление конкуренции на мировых рынках, повышение интереса к устойчивому развитию, а также в части адаптации к возникающим вызовам угрозам национальной экономике, исламский банкинг может представлять собой интересную альтернативу традиционному банковскому сектору.
Таким образом, дальнейшая проработка темы исламского банкинга, его особенностей и перспектив, а также сравнительного анализа с традиционным банковским сектором, является актуальной и важной задачей в свете изменений мировой экономики в целом.
В данной статье предлагается затронуть историю возникновения терминов «исламские финансы» и «исламский банкинг», рассмотреть принципы работы, особенности исламского банка, коснуться мировой практики его использования и на основании полученной информации сделать вывод о перспективах внедрения исламского банкинга в финансовую систему России.
В 1947 году, мусульманский ученый из Индии, Саййид Маназир Ахсан Гилани, впервые использовал термин «исламская экономика» в своей книге на урду [1]. В этой книге Гилани описал идеальную экономическую систему, соответствующую исламу. Тем не менее первые исламские финансовые институты - исламские банки - были созданы только спустя более пятнадцати лет после публикации «Исламской экономики». Термин «исламская экономика» получил широкое распространение в научной литературе только с середины 1970-х годов [2].
До настоящего времени, мусульманская экономическая литература не смогла представить общепринятого и четкого определения термина «исламская экономика». Определения, предложенные мусульманскими экономистами, зачастую не полные и не дают четкого понимания того, чем исламская экономика отличается от капиталистической или социалистической экономики.
Согласно известному саудовскому экономисту Мухаммаду Ума-ру Чапре, исламская экономика является наукой, которая помогает людям достичь благополучия путем распределения ограниченных ресурсов в соответствии с исламской доктриной, не нарушая индивидуальных свобод и не создавая длительных макроэкономических или экологических дисбалансов [3].
Предоставленные другими исследователями определения исламской экономики также неопределенны. Исламская экономика описывается как экономическая политика, основанная на Кора-
не и сунне (Сайф ад-дин Тадж ад-дин) [4]. М.А. Маннан определяет исламскую экономику как общественную науку, которая анализирует экономические проблемы людей, используя исламские ценности в качестве ключевой призмы [5]. По словам М.Н. Сид-дики, исламская экономика была представлена мусульманскими мыслителями как ответ на экономические проблемы и вызовы, стоявшие перед обществом в их время [6]. С.Н.Х. Накви описывает исламскую экономику как модель поведения мусульманина в типичном мусульманском обществе [7]. М. Ариф определяет исламскую экономику как учение о поведении мусульманина, который управляет ресурсами, представляющими собой доверительную собственность Аллаха, с целью достижения благополучия [8]. Хасан аз-Заман определяет исламскую экономику как знание и применение запретов и предписаний шариата с целью предотвращения несправедливости, которая может возникнуть в процессе приобретения и распоряжения материальными ресурсами [9] и другие.
Термин «исламский банкинг» впервые появился в 1970-х годах в пакистане и Малайзии, когда появилась потребность в создании финансовых институтов, которые соответствовали бы принципам исламской экономики. В те времена появились первые исламские банки, которые отличались от традиционных банков тем, что не занимались процентными операциями, так как ислам запрещает получение дохода от процентов (ребы). Одним из первых банков, которые называли себя исламским стал банк Mit Ghamr в Египте, который был создан в 1963 году. Однако, можно сказать, что термин «исламский банкинг» был широко использован впервые в 1970-х годах, когда начали появляться первые исламские финансовые учреждения в Саудовской Аравии и других странах Ближнего Востока. В этих учреждениях использовались новые методы финансирования, основанные на принципах исламского права (шариата), и термин «исламский банкинг» стал общепринятым для обозначения этой новой формы финансовых услуг [10].
В настоящем исследовании предлагается сформулировать термин исламские финансы, как финансовая система, основанная на принципах Шариатского права, соблюдая установленные этические и моральные ценности.
Непосредственно в исламском банкинге запрещены проценты, так как они рассматриваются как форма эксплуатации. Вместо этого исламские банки предлагают схемы распределения прибыли и убытков, при которых банк делит риск и прибыль от инвестиций с
клиентом. Это означает, что клиент не гарантирован фиксированный доход.
Рассмотрим примеры. Одна из самых распространенных схем -это Мурабаха. по этой схеме, банк покупает товар или актив (например, недвижимость или транспортное средство) по цене, которая обговаривается заранее с клиентом. Затем банк продает этот товар клиенту по более высокой цене, которая включает в себя наценку, которая является прибылью для банка. Однако, вместо того, чтобы выплачивать проценты по кредиту, клиент выплачивает банку сумму, которая включает в себя как часть основной суммы, так и часть прибыли банка. Другая распространенная схема - это Мудараба. по этой схеме, банк финансирует проект или бизнес, предоставляя капитал, а клиент управляет проектом и вкладывает свой труд. прибыль от проекта делится между банком и клиентом в соответствии с обговоренным заранее соглашением. Также в исламском банкинге существуют другие схемы, такие как Ижара (аренда), Салам (предварительная оплата), Истисна (производство на заказ) и Такафул (страхование). Все они основаны на принципах справедливости и сотрудничества, которые являются ключевыми принципами исламского банкинга.
Таблица 1. Крупнейшие Исламские банки 1.
КРУПНЕЙШИЕ ИСЛАМСКИЕ БАНКИ
№ НАЗВАНИЕ БАНКА СТРАНА
1. A1 Raj hi Bank Саудовская Аравия
2. Dubai Islamic Bank ОАЭ
3. Kuwait Finance House Кувейт
4, Qatar Islamic Bank Катар
5. Maybank Islamic Малайзия
6. Bank Muamalat Индонезия
7. Abu Dhabi Islamic Bank ОАЭ
8. Bahrain Islamic Bank Бахрейн
9. A1 Baraka Banking Group Бахрейн
10. Emirates Islamic Bank ОАЭ
11, CIMB Islamic Bank Малайзия
Источник: Islamic Finance 2021-2022 Toward Sustainable Growth: S&P Global Ratings.
Такая система позволяет клиентам получать услуги банков, не нарушая своей религиозной принадлежности. Она также предоставляет возможности для инвестирования, которые не нарушают принципы Шариата.
Исламский банкинг становится все более популярным в мире, и многие крупные финансовые институты уже предлагают исламские финансовые продукты.
Ниже приведена таблица с крупнейшими банками мира, которые используют в своей системе инструменты исламского бан-киннга.
Кроме того, исламские финансовые продукты предлагаются также и обычными банками, такими как HSBC, Standard Chartered и Citibank.
Чтобы интегрировать исламские финансы в классическую банковскую систему, банки должны соблюдать определенные правила и принципы. Некоторые банки создают отдельные отделы или дочерние компании, которые занимаются исламскими финансами, в то время как другие банки предлагают исламские финансовые продукты в рамках своей основной деятельности.
Основные принципы, которым должны следовать исламские финансовые продукты, включают в себя:
• Запрет на процентные ставки: запрещено взимание процентов на займы, вместо этого банки предлагают схемы долевого участия в прибыли или займы по фиксированной ставке.
• Запрет на рискованные инвестиции: исламские финансы не разрешают инвестировать в компании, которые занимаются алкоголем, табаком, азартными играми, порнографией и другими неприемлемыми с точки зрения Шариатского закона видами бизнеса.
• Обязательное участие в прибыли: исламские финансовые продукты должны предлагать долевое участие в прибылях или убытках, в зависимости от результатов бизнеса.
• Социальная ответственность: банки должны соблюдать определенные социальные и экологические нормы, чтобы удовлетворить требования Шариатского закона.
Кроме того, банки должны иметь специальные комитеты, которые будут контролировать соответствие исламских финансовых продуктов принципам Шариатского закона. Эти комитеты включают в себя экспертов по Шариатскому праву.
В настоящее время принято делить историю исламского банкинга на четыре основных периода: зарождение, распространение
в странах с преимущественно мусульманским населением, международное признание в странах с немусульманским населением, период после кризиса 2008 года, заставившего многих взглянуть на исламский банкинг по-новому и оценить его перспективы и период активной интеграции в международные процессы, который происходят сейчас.
Фактически непрекращающийся финансовой кризис на фоне продолжения глобализации экономики переопределяет широкий интерес к исламскому банкингу в общем и к финансовым инструментам, применяемым в этой финансовой системе, в частности. получается, что исламский банкинг составная часть исламского финансового рынка. поле для изучения имеется весьма обширное: в мире весь спектр финансовых услуг от мелкого финансирования в розницу до реализации схем корпоративного финансирования оказывают более 500 учреждений, действующих на принципах исламского банкинга.
Для России данная система могла бы стать импульсом к развитию всей национальной экономики. В первую очередь за счет усиления потока инвестиций от государств персидского залива, где система исламских финансов получила значительное развитие.
Еще одним преимуществом исламской финансовой системы для нашей страны является ее исторически сложившаяся много-конфессиональность. Развитию исламской модели финансовых отношений может послужить тот факт, что в России ислам исповедуют более 20 миллионов граждан страны. В ряде регионов страны исламский банкинг смог бы найти хорошую почву для своего развития.
В России практика исламского банкинга еще не получила широкого распространения, однако были предприняты первые шаги для развития этой отрасли.
В 2015 году в Татарстане был создан первый исламский банк «Таврический», который предоставляет услуги по принципам исламского банкинга. В 2018 году банк получил лицензию Банка России на осуществление банковских операций.
Кроме того, в 2017 году была создана ассоциация исламских банков России (АИБР), которая объединяет исламские банки и финансовые учреждения. Ассоциация работает над развитием инфраструктуры исламского банкинга в России и проводит образовательную работу с целью просвещения населения о принципах исламского банкинга [11].
Также, ряд крупных банков России начал включать в свои про-
дукты исламские финансовые инструменты, такие как муравьиные сделки (финансовая транзакция, используемая в исламском банкинге, которая не включает в себя процентные ставки. В такой сделке покупатель покупает товар у продавца по установленной цене, а затем сразу же продает его обратно по более высокой цене с отсрочкой платежа, получая дополнительную прибыль. Такие сделки должны быть заключены на основе справедливых цен и соответствовать принципам исламского банкинга) и исламские облигации.
Однако, практика исламского банкинга в России все еще недостаточно развита и не получила широкого распространения. Это может быть связано с ограничениями законодательства, а также с недостаточной осведомленностью населения о принципах исламского банкинга.
На сегодняшний день, анализируя законодательную базу в части исламского банкинга, можно сделать вывод, что:
- Российское законодательство позволяет банкам осуществлять деятельность в соответствии с принципами исламского банкинга, что открывает возможности для развития данного сектора финансового рынка в России.
- Банк России регулирует деятельность банков, включая исламские, и устанавливает требования к капиталу, структуре и организации деятельности банков, что гарантирует стабильность финансовой системы в целом.
- Существуют нормативные акты, регулирующие учет операций, связанных с исламским банковским договором, в банках, участвующих в системе страхования вкладов в России.
- В России есть исламские финансовые организации, которые предлагают финансовые продукты, соответствующие принципам исламского банкинга [12].
Таким образом, можно сделать вывод, что Россия предоставляет достаточно хорошие условия для развития исламского банкинга в стране. Однако, развитие данного сектора финансового рынка в России все еще ограничено относительно молодым возрастом этой отрасли и особенностями российского рынка.
Внедрение исламской финансовой системы могло бы послужить хорошим фактором закрепления социальной стабильности в некоторых регионах России, где ислам является превалирующей религией. Значительное количество граждан России, являющихся мусульманами, могли бы почувствовать ответственное отношение государства к их принципам жизни, имея возможность применить
новейшие финансовые технологии, которые не вступают в противоречие с их миропониманием.
Еще одним фактором, который мог бы стимулировать Россию обратить взор на исламскую финансовую систему является непростое международное положение, когда страна, находясь под санкциями со стороны Запада. пересмотр ориентиров смог бы помочь найти новые пути развития торгово-экономических отношений.
Исламский банкинг является довольно новой отраслью финансовой индустрии, и его распространение в разных странах может быть очень различным. Однако, удалось собрать некоторую статистику по исламскому банкингу в мире:
- Общий объем активов, управляемых исламскими финансовыми институтами в мире, превысил отметку в $ 2,9 трлн в 2020 году, по данным Thomson Reuters.
- Согласно отчету Global Islamic Finance Report 2021, Исламский банкинг в настоящее время представлен в более чем 60 странах, включая ОАЭ, Саудовскую Аравию, Малайзию, Бахрейн, Кувейт, Катар, Турцию, Бангладеш, Индонезию, пакистан и др.
- Отчет World Islamic Banking Competitiveness Report 2020 от EY показывает, что объем исламского банкинга в ОАЭ в 2019 году составил $178 млрд, а в Малайзии - $165 млрд.
- Согласно отчету State of the Global Islamic Economy 2020/2021, категория исламских финансовых услуг имеет высокий потенциал роста, и ожидается, что объем рынка исламского банкинга к 2024 году достигнет $3,8 трлн [13].
Несмотря на то, что исламский банкинг является относительно новым направлением в финансовой индустрии, его рост в последние годы был значительным, и данная отрасль привлекает все больше внимания как в мусульманских, так и не мусульманских странах.
Уже сейчас можно сделать вывод, что развитие исламской финансовой системы на российской почве могло бы послужить эффективной реализации национальных интересов.
Сегодня ведется активная деятельности, направленная на анализ и формирование понимания того, как можно имплицировать исламскую банковскую систему в российскую действительность. В этой работе задействованы довольно серьезные силы: Федеральное Собрание, Банк России, правительства регионов, ведущие финансовые организации, бизнес-сообщества и иные заинтересованные субъекты, что дает благоприятный фон для появления в России качественных исламских финансовых продуктов.
Библиографический список:
1. Sayyid Manazir Ahsan Gilani. Islami Ma'ashiyat.— Hyderabad, 1947. Sheikh Mahmud Ahmad. Economics of Islam. 1947.
2. Знаковым событием для исламской экономической модели считается Первая международная конференция по исламской экономике, состоявшаяся в Мекке в феврале 1976 г.
3. Chapra M.U. What is Islamic Economics? — Jeddah, 2001. P. 33.
4. Seif el-in Tag el-Din. What is Islamic Economics? // Review of Islamic Economics. 1994. Vol. 3. № 2. P. 97-100.
5. Mannan M.A. Islamic Economics: Theory and Practice. — Cambridge: Islamic Texts Society, 1986. 233 p.
6. Siddiqi M. N. History of Islamic Economics Thought // Ausaf Ahmad, Awan K.R. Lecturers on Islamic Economics. — Jeddah, 1992. P. 69.
7. Naqvi S. N. H. Islam, Economics and Society. — London, 1994. P. 13.
8. Kahf, Monzer. Islamic Economics: Notes on Definition and Methodology. P. 8. // URL:www.kahf.net.
9. Hasanuzzaman S.M. Definition of Islamic Economics // Journal of Research in Islamic Economics. 1984. P. 52,
10. Азизов А.Н. Исламский банкинг: основные принципы и финансовые инструменты // Наука и экономика: современное состояние и перспективы развития: сборник научных трудов международной научно-практической конференции (г. Оренбург, 26-27 октября 2020 г.). - Оренбург: Оренбургский государственный университет,
2020. С. 67-70.
11. Гумерова Н.М. Развитие исламского банкинга в России [Текст] / Н.М. Гумеро-ва, А.Р. Гумеров // Инновационное развитие экономики: сборник научных статей по материалам VIII Международной научно-практической конференции (г. Екатеринбург, 18-19 февраля 2021 г.). - Екатеринбург: ООО «Интеллектуальные системы в экономике», 2021. С. 182-185.
12. Банк России. Основные направления банковского регулирования и надзора на перспективу [Электронный ресурс]. - М.: 2022. // URL:https://cbr.ru/content/ document/file/143838/dbra_20221227.pdf (Дата обращения: 12.04.2023).
13. Islamic Finance Development Report 2021 [Электронный ресурс] / Islamic Financial Services Board. 2021. // URL:https://www.ifsb.org/docs/IFDR/IFDR-2021.pdf (Дата обращения: 12.04.2023).
14. Каменев Е.М. Исламский банкинг: особенности функционирования и перспективы развития [Текст] // Инновации и инвестиции: перспективы развития: сборник научных трудов по материалам VII Международной научно-практической конференции (г. Уфа, 29-30 апреля 2021 г.). - Уфа: Издательство УГАТУ,
2021. С. 105-107.
15. Islamic Banking and Finance Industry Survey 2021 [Электронный ресурс] / EY. 2021. // URL: https://www.ey.com/en_sa/financial-services/islamic-finance/ey-islamic-banking-and-finance-industry-survey-2021 (Дата обращения: 12.04.2023).
16. Chapra M.U. What is Islamic Economics? — Jeddah, 2001. P. 33.
17. Cited in: Chapra M. U. What is Islamic Economics? — Jeddah, 2001. P. 34.
References
1. Sayyid Manazir Ahsan Gilani. Islami Ma'ashiyat.—Hyderabad, 1947. Sheikh Mahmud Ahmad. Economics of Islam. 1947.
2. A landmark event for the Islamic economic model is the First International Conference on Islamic Economics, held in Mecca in February 1976.
3. Chapra M. U. What is Islamic Economics? — Jeddah, 2001. P. 33.
4. Seif el-in Tag el-Din. What is Islamic Economics? // Review of Islamic Economics. 1994. Vol. 3. № 2. P. 97-100.
5. Mannan M.A. Islamic Economics: Theory and Practice. — Cambridge: Islamic Texts Society, 1986.233 p.
6. Siddiqi M. N. History of Islamic Economics Thought // Ausaf Ahmad, Awan K.R. Lecturers on Islamic Economics. - Jeddah, 1992. P. 69.
7. Naqvi S. N. H. Islam, Economics and Society. - London, 1994. P. 13.
8. Kahf, Monzer. Islamic Economics: Notes on Definition and Methodology. P. 8. // URL: www.kahf.net.
9. Hasanuzzaman S.M. Definition of Islamic Economics // Journal of Research in Islamic Economics. 1984. P. 52.
10. Azizov A.N. Islamic banking: basic principles and financial instruments // Science and economics: current state and development prospects: collection of scientific papers of the international scientific and practical conference (Orenburg, October 26-27, 2020). - Orenburg: Orenburg State University, 2020. P. 67-70.
11. Gumerova N.M. Development of Islamic banking in Russia [Text] / N.M. Gumerova, A.R. Gumerov // Innovative development of the economy: a collection of scientific articles based on the materials of the VIII International Scientific and Practical Conference (Ekaterinburg, February 18-19, 2021). - Yekaterinburg: LLC "Intelligent Systems in Economics", 2021. P. 182-185.
12. Bank of Russia. The main directions of banking regulation and supervision for the future [Electronic resource]. - M.: 2022. // URL: https://cbr.ru/content/document/file/143838/ dbra_20221227.pdf (04.12.2023).
13. Islamic Finance Development Report 2021 [Electronic resource] / Islamic Financial Services Board. 2021. // URL: https://www.ifsb.org/docs/IFDR/IFDR-2021.pdf (04.12.2023).
14. Kamenev E.M. Islamic banking: features of functioning and development prospects [Text] // Innovations and investments: development prospects: a collection of scientific papers based on the materials of the VII International Scientific and Practical Conference (Ufa, April 29-30, 2021). - Ufa: UGATU Publishing House, 2021. P. 105-107.
15. Islamic Banking and Finance Industry Survey 2021 [Electronic resource] / EY. 2021. // URL: https://www.ey.com/en_sa/financial-services/islamic-finance/ey-islamic-banking-and-finance-industry-survey-2021 (04.12.2023).
16. Chapra M.U. What is Islamic Economics? - Jeddah, 2001. P. 33.
17. Cited in: Chapra M. U. What is Islamic Economics? - Jeddah, 2001. P. 34.