Научная статья на тему 'Сравнительная характеристика социальной политики: Великобритания, ФРГ, франция'

Сравнительная характеристика социальной политики: Великобритания, ФРГ, франция Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
10469
1402
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / SOCIAL POLICY / ЗДРАВООХРА-НЕНИЕ / РАЗМЕР ПЕНСИИ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PUBLIC EDUCATIONAL SYSTEM / ПОСОБИЕ ПО БЕЗРАБОТИЦЕ / ВЕЛИКОБРИТАНИЯ / UK / ГЕРМАНИЯ / GERMANY / ФРАНЦИЯ / FRANCE / HEALTHCARE SERVICE / PENSIONS / UNEMPLOYMENT BENEFIT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гурьянова А. Ю., Клюкина Т. Д., Фокина А. Ю.

В статье дана сравнительная характеристика ключевых аспектов социальной политики трех ведущих стран Европейского Союза: Федеративной Республики Германии, Французской Республики и Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии лидеров ЕС по душевому ВВП.Рассмотрены четыре направления социальной политики: медицинское обеспечение, государственная пенсионная система, система поддержки образования, выплата пособий по безработице. Сравнивались количественные показатели, многие из которых относительные (процент от ВВП, количество на 1000 человек населения). Параллельно авторы проанализировали соответствующие направления социальной политики в Российской Федерации и применимость европейского опыта в отечественных условиях.По мнению авторов, в России следует повышать государственные расходы на социальную политику. Однако в ближайшее время это вряд ли возможно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the comparative characteristics of key aspects of social policy in three countries in the European Union. The Federal Republic of Germany, the French Republic and the United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland were chosen for the comparison. These three countries are leading the production of GDP in the EU. The authors have regarded four different orientations of social policy: national healthcare service, the state pension system, support of education, and unemployment benefi The comparison is drawn by quantitate indicators most of which are relative, e. g. a percentage of GDP or rate per mile. Moreover, the authors have analyzed similar orientations ofsocial policy in the Russian Federation.In conclusion, the authors bring recommendations to increase public expenditure on social policy in Russia; however, they understand that it is impossible to do this in the near future in view of the current situation.

Текст научной работы на тему «Сравнительная характеристика социальной политики: Великобритания, ФРГ, франция»

УДК 304.9

Сравнительная характеристика социальной политики: Великобритания, ФРГ, Франция

Аннотация. В статье дана сравнительная харак-Гурьянова А. Ю., теристика ключевых аспектов социальной политики

Д студентка трех ведущих стран Европейского Союза: Федератив-

Ф I Финансового университета ной Республики Германии, Французской Республики

Ы [email protected] и Соединенного Королевства Великобритании и Се-

ШШ верной Ирландии - лидеров ЕС по душевому ВВП.

Рассмотрены четыре направления социальной по-

Фокина А. Ю.,

студентка

Финансового университета Н [email protected]

Клюкина Т. Д., литики: медицинское обеспечение, государственная

студентка пенсионная система, система поддержки образова-

Финансового университета ния, выплата пособий по безработице. Сравнивались

Н [email protected] количественные показатели, многие из которых от-

носительные (процент от ВВП, количество на 1000 человек населения). Параллельно авторы проанализировали соответствующие направления социальной политики в Российской Федерации и применимость европейского опыта в отечественных условиях.

По мнению авторов, в России следует повышать государственные расходы на социальную политику. ^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^ Однако в ближайшее время это вряд ли возможно.

Ключевые слова: социальная политика; здравоохранение; размер пенсии; государственное образование; пособие по безработице; Великобритания; Германия; Франция.

Abstract. The article is devoted to the comparative characteristics of key aspects of social policy in three countries in the European Union. The Federal Republic of Germany, the French Republic and the United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland were chosen for the comparison. These three countries are leading the production of GDP in the EU.

The authors have regarded four different orientations of social policy: national healthcare service, the state pension system, support of education, and unemployment benefits. The comparison is drawn by quantitate indicators most of which are relative, e. g. a percentage of GDP or rate per mile. Moreover, the authors have analyzed similar orientations of social policy in the Russian Federation.

In conclusion, the authors bring recommendations to increase public expenditure on social policy in Russia; however, they understand that it is impossible to do this in the near future in view of the current situation.

Keywords: social policy; healthcare service; pensions; public educational system; unemployment benefit; the UK; Germany; France.

Социальная политика - это система мер, направленных на осуществление социальных программ, поддержание доходов, уровня жизни населения, обеспечение занятости, поддержки отраслей социальной сферы, предотвращение социальных конфликтов. С конца ХХ в. соци-

альная защита населения является основной задачей внутренней политики любого цивилизованного государства.

Различают социальную политику в области образования, здравоохранения, занятости и социально-трудовых отношений, а также культурную, жилищную, семей-

Научный руководитель: Родионова М. Е., кандидат социологических наук, доцент кафедры «Теоретическая социология».

Рис. 1. Производство ВВП 2010-2013 гг., долл. США

4 000 000 000 000,00 3 500 000 000 000,00 3 000 000 000 000,00 2 500 000 000 000,00 2 000 000 000 000,00 1 500 000 000 000,00 1 000 000 000 000,00 500 000 000 000,00 0,00

Ш Великобритания ^Германия ПФранция

2010

2011

2012

2013

ную, пенсионную, женскую и молодежную социальную политику [1].

Устойчивое развитие и стабильность гражданского общества напрямую зависят от правильного выбора стратегии социальной политики. Задача большинства систем социальной защиты состоит в поддержании стабильности доходов людей, предоставлении равного доступа к медицинской помощи и оказании необходимых социальных услуг.

Наиболее развиты системы социальной защиты в странах Европейского Союза. Именно здесь были приняты первые государственные социальные программы. Опыт западноевропейских государств показывает: эффективная система социальной защиты, охватывающая всех граждан, стимулирует рост их благосостояния, укрепляет и расширяет базу трудовых ресурсов, способствует экономическому росту, стабильности политической и социальной ситуации в стране. Социальная защита оказывает позитивное влияние на общество, содействуя гражданскому согласию и обеспечению общего чувства социальной защищенности [2].

Целью данного исследования является сравнительный анализ социальной политики трех лидирующих в 2013 г. по объемам ВВП стран Евросоюза (Федеративная Республика Германия - 3,7303 трлн долл. США, Французская Республика - 2,8064 трлн долл. США, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии - 2,6785 трлн долл. США) [3].

На рис.1 представлена динамика производства ВВП в период с 2010 по 2013 г. в трех ведущих странах ЕС. Рассмотрим особенности их социальной политики по основным ее направлениям.

Медицинское обеспечение

Великобритания

Национальная служба здравоохранения (National Healthcare System) Великобритании рассматривается многими исследователями как ядро системы социального обеспечения. Медицинское обслуживание в Великобритании - одно из гражданских прав, т. е. им обладают абсолютно все граждане. Базовыми являются права: на медицинский осмотр, на консультацию по телефону, состоять на учете у терапевта и др. Однако нет права на получение лекарства без назначения врача.

На протяжении всей своей истории Национальная служба здравоохранения развивалась большей частью в больницах, преимущественно высокостатусных, при университетах. По данным Всемирного банка, в 2012 г. на это было израсходовано 83% бюджета здравоохранения, составившего 9,4% ВВП, что несколько ниже, чем в двух других рассматриваемых странах. На общую практику было израсходовано менее 10% бюджета здравоохранения, несмотря на то что на уровне общей практики идет борьба с подавляющим большинством заболеваний - по некоторым оценкам, более 95%.

Жалобы на Национальную службу здравоохранения сосредоточены вокруг следующих проблем: очереди в листах ожидания, недостаток свободных мест и запугивание в ответ на контроль расходов. Все эти жалобы небезосновательны. Обратимся к количественным показателям [4].

В Великобритании не хватает больничных коек, предоставляемых государством (на 1000 человек приходится всего 2,9 койки). Число врачей на 1000 человек в 2011 г. составляло всего 2,77 [3].

Германия

Система здравоохранения Германии считается одной из лучших в мире. В 2012 г. расходы на нее составили 11,28% ВВП [3].

В Германии действует структурированная система страхования здравоохранения. Она включает государственное обязательное медицинское страхование и частное. Большинство населения пользуются услугами государственного страхования. Покрывать стоимость медицинского страхования безработных, пожилых граждан, детей, государственных служащих является обязательством правительства страны. Отсутствие страховки никак не карается законом, но это невыгодно самим гражданам. В случае чего, придется покрывать все расходы на лечение и лекарства из собственного кошелька. Не каждая клиника согласится принять пациента без страховки, так как есть риск неполучения гонорара.

Услуги государственного медицинского страхования в Германии предоставляют государственные страховые компании, которые называются больничными кассами (Krankenkasse). На данный момент существует около 150 таких компаний. Все работники, доход которых, меньше определенной суммы, обязаны иметь страховку. В среднем в общем размере оплаты труда страховые взносы составляют: на медицинское страхование - 13%; пенсионное страхование - 18%, страхование на случай потери работы - 6%. При этом работник выплачивает в больничную кассу 8,9% страхового медицинского взноса, а остальное покрывает работодатель.

Если сумма годового дохода выше определенного уровня, гражданин сам вправе решить, нужна ли ему страховка, а если нужна, то какая: государственная или частная. Порой людям с большим доходом гораздо выгоднее иметь частную страховку. При частном страховании выплачивается не процент от заработной платы, а заранее оговоренная стоимость.

Важной особенностью германской социальной политики в сфере здравоохранения является то обстоятельство, что объем и качество предоставляемых услуг не зависят от размера страхового взноса: 95% услуг идентичны и только 5% могут включать оплату дополнительных сервисов.

Французская Республика

По данным Всемирной организации здравоохранения, Французская Республика является лидером по уровню общего здравоохранения. На здравоохранение Франция тратит от 10 до 15% ВВП в год. Государственная служба здравоохранения высокоразвита, несмотря на то что частный сектор тоже играет значительную роль.

Высшим органом здравоохранения Франции является Министерство здравоохранения и социального обеспечения. Во Французской Республике медицинское стра-

хование обязательное и охватывает более 99% населения. Все граждане с низким социальным экономическим статусом, в том числе нищие и лица без определенного места жительства, имеют право на страховой минимум (Couverture Maladie Universelle, CMU). Под эту страховую систему попадают также люди с низким уровнем дохода (меньше 9000 евро). Помимо CMU, существуют еще несколько типов социальной страховки.

• Общая система социального страхования (Regime general d'assurance maladie): самая крупная система, охватывающая около 86% населения, доступная для работающих по найму в промышленности и торговле.

• Система социального страхования для работников сельского хозяйства - 6% населения.

• Система социального страхования для самостоятельно занятых работников (работники бизнеса) - 5% населения.

• Особые системы социального страхования для некоторых групп наемных работников: горняков, железнодорожников, кадровых военных, служащих морского флота, а также для студентов, священников и др.

Необходимо отметить, что в каждую из перечисленных групп попадает не только сам застрахованный, но и его ближайшие родственники: супруг или супруга, дети до 20 лет, сожитель или сожительница, зависимые финансово от основного застрахованного лица.

Во Французской Республике медицинское страхование является обязательным. Каждый человек, имеющий работу во Франции, обязан оплачивать V страховых выплат. Остальные Va оплачивает работодатель. При возникновении страхового случая система компенсирует 75-80% расходов. При этом непосредственно при посещении врача пациент оплачивает полную стоимость визита сам. Деньги переводятся на его счет страховой компанией в течение 5-7 дней. Компенсация регулируется в законодательном порядке. В законе прописан как перечь медицинских услуг и лекарств, так и процент их возмещения. Чем сложнее и дороже процедура или лекарство, тем больше компенсация. Очевидно, что при таком подходе наиболее сложные и дорогие операции проводятся реже всего. По данным социологического опроса, более 80% жителей Французской Республики полностью удовлетворены действующей системой медицинского страхования.

Государственная пенсионная система

Великобритания

В 2007 г. в Великобритании проведена пенсионная реформа, в результате которой пенсионный возраст для части населения повысился, поэтому порядок начисления пенсий делится на два типа: дореформенный и по-слереформенный.

Дореформенный порядок распространяется на всех достигших пенсионного возраста, а также родившихся до назначенного времени (до 6 апреля 1951 года - для мужчин и до 6 апреля 1953 года - для женщин). Согласно этому порядку пенсионный возраст мужчин - 65 лет, женщин - 60. Максимальный размер пенсии - 113,10 фунта стерлингов в неделю. Государство обеспечивает минимальный размер пенсии - 67,80 фунта стерлингов в неделю при соблюдении следующих условий: предполагаемая пенсия ниже этой суммы; наличие супруга или гражданского партнера, получающего пенсию; в течение 30 лет претендент на государственную пенсию работал и платил отчисления организации Национального страхования (National Insurance), получал баллы по безработице или болезни от той же организации или вносил на ее счет добровольные пожертвования.

Послереформенный порядок распространяется на мужчин, родившихся 6 апреля 1951 г. и позже, и женщин, родившихся 6 апреля 1953 г. и позже. Установлен новый возраст выхода на пенсию, который постепенно увеличивается с 66 до 68 лет. При этом средняя продолжительность жизни в Великобритании составляет 81,5 год [3].

Для получения пенсии нужно проработать всего 10 лет в сумме, причем год засчитывается, если будущий пенсионер работает и получает от одного работодателя больше 122-155 фунтов стерлингов и платит пенсионные отчисления (или не работает по найму, но вносит пенсионные отчисления) [5]. При этом государство следит за динамикой розничных цен, поэтому каждый год размер пенсий индексируется.

Германия

Германия - первая страна, которая ввела пенсионное обеспечения для своих граждан. Первоначально пенсионный возраст был 70 лет. С течением времени он снижался, и на данный момент мужчины и женщины уходят на пенсию при достижении 67 лет. Современная политика Германия склоняется к тому, чтобы вернуть пенсионный возраст к отметке 70 лет. Это связано с тем, что существует тенденция к старению населения (средняя продолжительность жизни - 80,89 лет) [3]. Есть возможность уйти на пенсию раньше, правда, в этом случае размер пенсии уменьшается на 0,3% в месяц.

В основу системы государственного пенсионного страхования положен принцип солидарности поколений. Он заключается в том, что пенсионеров содержат работающие граждане, отчисляя часть своих доходов в пенсионный фонд, из которого деньги распределяются и выплачиваются пенсионерам.

Уровень пенсии зависит от стажа, суммы отчислений, а также от наличия детей, возраста, армейской службы и многих других показателей. По этим критериям опре-

деляется число пенсионных баллов и начисляется пенсия. Минимальный размер пенсии составляет 300 евро. Начисляется ежемесячно.

Германия - социальное государство, которое заботится о своих гражданах. К примеру, если пенсионеру не хватает средств на существование, государство может взять на себя коммунальные платежи, медицинское обслуживание или выделять деньги на еду.

Франция

Пенсионное страхование во Французской Республике - достаточно сложное, даже в странах Евросоюза. В его основе лежат два ключевых подхода:

• пенсионное накопительное страхование (средства на пенсию непосредственно из заработка поступают на специальный счет в течение всего периода трудовой деятельности);

• солидарность (для пенсионных выплат используют средства из отчислений работающих граждан).

На сегодняшний день во Французской Республике для большинства граждан пенсия начинается с 60 лет (при средней продолжительности жизни 82,57 года) [3].

Для ряда профессий действуют исключения. Например, артисты балета уходят на пенсию в 40 лет, шахтеры -в 50. Однако для получения пенсии в полном объеме с 60 лет необходим трудовой стаж не менее 40 лет. Если гражданин Французской Республики, выходящий на пенсию в 60 лет, не имеет положенного стажа, то государство вычитает 1,25% за недостающие кварталы или года до наступления 65 лет. После 65 лет любой гражданин имеет право на получение пенсии в полном объеме. Во Французской Республике установлены границы минимальной и максимальной пенсии: 6 тыс. и 12 тыс. евро в год соответственно. Размер взносов рассчитывается по роду занятий и составляет от 7,6 до 16,35% заработной платы. Стоит отметить, что взносы работников по найму распределяются между самим работником и работодателем.

Система пенсионного страхования во Франции продолжает совершенствоваться. К 2018 г. планируется запуск специальной программы, которая подразумевает:

• увеличение пенсионного возраста с 60 до 62 лет;

• разработку системы льгот для особых категорий граждан (женщины, работники сельского хозяйства, молодежь).

Государственная поддержка образования

Великобритания

На всей территории Великобритании образовательный процесс разделен на пять ступеней: дошкольное, начальное, среднее, «дальнейшее» (Further education) и высшее. Образование обязательно для всех детей в возрасте от 5 (в Северной Ирландии - 4 года) до 16 лет. Дальнейшее

образование уже не является обязательным и подразумевает получение среднеспециального образования в колледжах и высших образовательных учреждениях (институтах). Пятая ступень - высшее образование подразумевает образование после успешной сдачи экзамена по программе средней школы второго уровня (GSE A Level) или еге эквивалентов. Высшее образование предоставляют университеты, институты и колледжи. Студенты высших учебных заведений полностью оплачивают образовательные услуги.

В Великобритании развито как государственное, так и частное образование, причем последнее полностью платное. На обеспечение образования в 2010 г. было потрачено около 6,23% ВВП, что больше, чем в других рассматриваемых странах. Государственные расходы на образование в 2010 г. составили 13,32% бюджета [3].

Германия

Система образования в Германии существенно отличается от российской. К примеру, только учеба в школе может продолжаться до 13 лет.

По способу финансирования школы ФРГ делятся на государственные, частные, католические, коммунальные. В частных школах учатся около 5% немецких детей. Чтобы попасть в такую школу, нужно сдать вступительные экзамены и пройти собеседование.

Контроль над школами осуществляют правительства земель.

После школы, в которой ребенок, как уже отмечалось выше, учится 13 лет, он может поступить в гимназию или колледж.

Гимназии отличаются по напрвлениям образования, которых три: гуманитарное, общественное и техническое. По окончании гимназии ученик сдает экзамены, результаты которых влияют на поступление в университет.

В университетском образовании Германии в 20142015 гг. произошли исторические перемены. Образование стало бесплатным на всей территории страны. Это распространяется и на иностранных студентов. Стоит сказать, что плата была невысока - 600 евро за семестр, а средний возраст выпускника немецкого университета составляет 28 лет. В 2010 г. приблизительно 5,08% ВВП ФРГ расходовалось на образование.

Франция

Тремя основными ступенями классического образования во Французской Республике являются:

• образование начальное (enseignement primaire);

• образование среднее (enseignement secondaire);

• образование высшее (enseignement supérieure).

К начальному образованию относятся 3-4 года в дошкольном учреждении (école maternelle), а также последующие 5 лет (от 6 до 11) в начальной школе (école

élémentaire). По окончании начальной школы дети поступают в колледж (collège), где продолжают учиться еще 4 года.

После успешной сдачи экзаменов выпускникам предоставляется возможность записываться в лицеи. Всего существуют три вида лицеев: общий, профессиональный и технический. Право поступать в следующее учебное заведение для получения высшего образования есть только у обладателей дипломов общего и технического образования. При этом после технического лицея можно продолжить обучение в вузе только по той же специальности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По окончании профессионального лицея выпускник получает свидетельство о профессиональном обучении, а также сертификат о профессиональной пригодности. В России эту ступень образования можно сравнить с ПТУ. Во французской системе образования первые две ступени являются обязательными и бесплатными.

Третья ступень - высшее образование подразумевает обучение после успешной сдачи экзаменов в лицее. Оно подразделяется на несколько ступеней, по окончании каждой из которых выпускнику выдается соответствующий сертификат. Высшее образование во Франции является многопрофильным и демонстрирует высокий уровень. Интересно отметить, что каждый 10-й студент, получивший высшее образование во Франции,- иностранец [6].

Общие государственные расходы на образование составили около 5,68% от ВВП.

Пособие по безработице

На рис.2 представлен график динамики ежемесячного уровня безработицы в трех исследуемых странах за 2010-2014 гг. [7].

Великобритания

Уровень безработицы в Великобритании немногим выше, чем в Германии и Франции. В декабре 2014 г. он составлял 5,5%, что немногим больше, чем в Германии за тот же месяц.

Претендовать на пособие (Jobseeker's Allowance) могут лица старше 18 (иногда 16 или 17) лет, но младше пенсионного возраста, не обучающиеся по полной образовательной программе, проживающие в Англии, Шотландии или Уэльсе; желающие и способные работать. Вот еще условия: соискатель работает менее 16 часов в неделю, а его партнер, если есть, в среднем меньше 24 часов в неделю; размер сбережений соискателя меньше 16 000 фунтов стерлингов.

Есть два типа пособия по безработице. Первый получают лица, в течение последних двух лет уплатившие достаточно взносов обязательного страхования (National Insurance Contributions, NIC). Это пособие выплачивается

не более 182 дней. Второй тип пособия выплачивается лицам, имеющим накопления не более 16 000 фунтов на семью.

Размер пособия по безработице зависит от объема ранее уплаченных взносов обязательного страхования, возраста и статуса получателя пособия. Безработные в возрасте от 16 до 24 лет могут получить до 57,90 фунтов стерлингов в неделю, старше 25 лет - до 73,10. Также предусмотрены пособия по безработице для малоимущих пар (до 114,85 фунтов стерлингов в неделю).

Второй тип основан на размере доходов и выплачивается, если они меньше 16 000 фунтов стерлингов [8].

Германия

Германия считается одной из наиболее благополучных стран. По данным Всемирного банка, в 2013 г. безработица в Германии составила 5,3%, в 2012 г. этот показатель составлял 7,1%.

Хотя уровень безработицы в Германии невысок, безработными здесь признано около 3 млн человек. Пособия назначает Федеральная агентура труда. Главный критерий получения пособия - стаж работы и отчислений в кассу социального страхования не менее года. Это условие не распространяется на граждан, которые проходили военную службу, обучались или находились в декретном отпуске.

Получать пособие могут граждане, работающие не более 15 часов в неделю, а также те, кто был уволен по инициативе работодателя. На пособие имеют право и те, кто потерял работу в предпенсионный период.

Пособие выплачивается в размере от 65 до 85% заработной платы по последнему месту работы. Если на иждивении есть несовершеннолетний ребенок, выпла-

чивается большая сумма, но количество детей на нее не влияет.

Франция

Во Франции высокий уровень безработицы. В 2013 г. он составил 10,4% трудоспособного населения, или 3 млн человек. Уровень долгосрочной безработицы в 2012 г. составил 39,9% от общей безработицы. Высокий уровень безработицы характерен в основном для эмигрантов. Для коренных французов показатели принципиально ниже.

Нетрудно выявить обратную корреляционную зависимость между уровнем профессиональной подготовки и занятостью населения. Среди получивших высшее образование на оплачиваемую работу могут рассчитывать 80% соискателей; 45% соискателей с образованием начального уровня не могут получить оплачиваемую работу.

Обязанности страхования на случай невозможности устройства на работу возложены на два основных фонда.

Вопросы финансирования, а также организационные и административные вопросы системы страхования по безработице в целом контролирует Union national pour l employ dans lindustrie et le commerce — Национальный союз по занятости в промышленности и торговле. Кроме того, в зоне его ответственности реализация программ реабилитации безработных по профессиям, переобучение и получение новой квалификации.

Второй фонд — Association pour l employ dans lindustrie et le commerce — Ассоциация занятости в промышленности и торговле, отвечает за управление счетами страховки по безработице, отслеживает своевременное внесение платежей и перевод выплат по безработице.

Если в течение последних 28 месяцев претендент на пособие работал хотя бы 4 месяца, за которые

выплачивал взносы, то он получит пособие по безработице.

Интересно отметить, что иностранцы, располагающие видом на жительство во Франции, имеют такое же право на пособие по безработице, как и собственно граждане.

Некоторые показатели социальной политики Российской Федерации

Системы медицинского обеспечения

В РФ граждане имеют полис Обязательного медицинского страхования, по которому предоставляется необходимая медицинская помощь в случае страхового случая [9]. Число врачей в России - 4,31 на 1000 человек. При этом затраты на здравоохранение в 2012 г.- 6,26% от ВВП [3]. Это косвенно свидетельствует о невысоком качестве медицинских услуг, если иметь в виду, что суммарная численность населения Германии и Франции или Германии и Великобритании примерно равна численности населения России, а ВВП нашей страны меньше любой из названных. Очевидно, что в России необходимо повысить государственные расходы на медицину и здравоохранение.

Государственная пенсионная система

Европейские тенденции увеличения пенсионного возраста, по мнению авторов, не должны переноситься на Российскую Федерацию, поскольку средняя продолжительность жизни в России как минимум на 10 лет меньше (примерно 70,46 лет) [3]. Минимальный размер пенсии в РФ равен минимальному прожиточному минимуму для пенсионера (7161 рубль в 2015 г.), что ниже прожиточного минимума для трудоспособного человека [10]. Однако в старости многие необходимые расходы увеличиваются, например на лечение.

Поддержка образования

Российское образование считается одним из лучших в мире [11]. В указанном источнике говорится о многочисленных количественных критериях, среди которых как финансирование образования,так и культурные аспекты. В РФ большая часть школ государственные, наши вузы начинают входить в мировые рейтинги [12], что говорит о положительной динамике самостоятельного развития отечественной системы образования и отсутствии необходимости брать пример со стран ЕС.

Пособие по безработице

По данным 2014 г., в России безработица находилась на уровне 5,3% экономически активного населения [13]. При этом пособия по безработице ничтожно малы: от 850 до 4900 руб. в месяц в 2015 г. Для сравнения: дей-

ствующий федеральный прожиточный минимум равен 8885 руб. для трудоспособного человека [14].

Выводы

Авторы рассмотрели основные направления социальной политики трех ведущих стран ЕС, а также их особенности и считают, что в государственной политике в сфере образования нет необходимости проводить изменения. Есть необходимость повысить государственные расходы на здравоохранение, однако в связи с нынешней оптимизацией расходов государственного бюджета в ближайшем будущем это не представляется возможным. По мнению авторов, пособия по безработице в России сегодня неприемлемо низкие.

Литература

1. Глоссарий.ш. Электронный ресурс. http://www.glossary.ru/cgi-bin/gl_sch2. cgi? RRu.ogr; tg9!vuroyoqg (дата обращения: 02.04.2015).

2. Антропов, В. В. Экономические модели социальной защиты населения в государствах ЕС: автореф. дис. ... канд. экон. наук. М.: 2007.

3. Всемирный банк. Электронный ресурс. http://www.worldbank.org/ (дата обращения: 31.03.2015).

4. Paul Spicker. Social policy. Электронный ресурс. http://www2.rgu.ac.uk/ publicpolicy/INTRODUCTION/health.htm#UKH (дата обращения: 12.03.2015).

5. Официальный сайт правительства Великобритании Электронный ресурс. https://www.gov.uk/browse/working/state-pension (дата обращения: 21.03.2015).

6. Официальный сайт министерства образования Франции. http://www. education.gouv.fr/cid162/les-grands-principes.html (дата обращения: 24.03.2015).

7. Официальный сайт Евростата. Электронный ресурс. http:// appsso.eurostat.ec.europa.eu/nui/submitViewTableAction.do? switchdimensions=true (дата обращения: 12.03.2015).

8. Официальный сайт правительства Великобритании. Электронный ресурс. https://www.gov.uk/browse/benefits/jobseekers-allowance (дата обращения: 23.03.2015).

9. Федеральный закон Российской Федерации от 29 ноября 2010 г. № 326-Ф3 «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», гл. 3, ст. 10.

10. Официальный сайт Пенсионного фонда Российской Федерации. Электронный ресурс. http://www.pfrf.ru/grazdanam/pensionres/soc_doplata/ (дата обращения: 07.04.2015).

11. Сайт BBC. Электронный ресурс. http://www.bbc.co.uk/russian/ society/2012/11/121127_best_edication_rating_pearson (дата обращения: 07.04.2015).

12. Академический рейтинг университетов мира. Электронный ресурс. http://www.shanghairanking.com/ru/ (дата обращения: 07.04.2015).

13. Гарант.ру. Электронный ресурс. http://www.garant.ru/news/544279/ (дата обращения: 07.04.2015).

14. Российская газета. Электронный ресурс. http://www.rg.ru/2015/01/16/ mrot-site-anons.html (дата обращения: 07.04.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.