Л.А.Бунькова
— к.и.н., ст. преподаватель Нижневартовского государственного
гуманитарного университета
ОПЫТ СОЦИАЛЬНОГО РЕФОРМИРОВАНИЯ КОНСЕРВАТИВНЫХ ПРАВИТЕЛЬСТВ МАРГАРЕТ ТЭТЧЕР И ДЖОНА МЕЙДЖОРА В ВЕЛИКОБРИТАНИИ
АННОТАЦИЯ. В статье рассматриваются особенности социальной политики консервативных правительств Маргарет Тэтчер и Джона Мейджора в Великобритании в 1979—1997 гг.; анализируется предложенный консерваторами вариант решения социальной проблемы, смысл которого заключался в том, что государство должно обеспечивать наиболее нуждающихся граждан («социально отверженных») только с целью возврата их к самостоятельной жизни.
The article touches upon the specific features of Margaret Thatcher’s and John Major’s conservative governments’ social policy in Great Britain in 1979—1997. The author analyses the Conservative way of social problems solution, which was as follows: only the poorest people (the so-called “socially excluded people”) should be provided with the state social support aiming to involve them back into independent life.
Консервативная партия Великобритании создала и претворила в жизнь особый вариант проведения социальной политики. Формирование социальной программы консерваторов можно отнести к периоду второй половины XIX века. Затем социальная политика консерваторов приспосабливалась к новым историческим условиям.
Период 1979—1997 гг. в развитии Великобритании в исторической литературе был назван «консервативной волной» [6. C. 46—47; 14. C. 56—60; 23. C. 179—183]. Это было связано с правлением консервативных кабинетов Маргарет Тэтчер (1979—1990) и Джона Мейджора (1990—1997), а также с широкомасштабными изменениями в экономике и политике. Восемнадцатилетнее правление консерваторов превзошло многие британские политические рекорды. Впервые в 1997 г. на выборы пришли британские граждане, которые родились и начали голосовать при одном и том же правительстве.
Правительства Маргарет Тэтчер (1979—1990), а затем и Джона Мейджора (1990—1997) предложили «неоконсервативный» вариант борьбы с экономическим кризисом и инфляцией. Прежние установки и идеи «полной занятости», «государства благосостояния» и бюджетного дефицита были заменены жесткой монетаристской политикой, ограничением денежной массы в обращении, сокращением расходов [41. P. 49]. Это снижало уровень инфляции, но в то же время вело к росту безработицы.
Принципиально иной в отличие от предыдущих правительств была политика консервативных кабинетов в отношении функций государства: ограничение государственного регулирования, отказ от контроля над ценами и заработной платой, т.е. активизация рыночных механизмов стимулирования деловой активности. Государственное вмешательство в экономику стало осуществляться через налоговые поступления в бюджет [41. P. 148; 7. C. 23; 11. C. 181—183; 12. C. 56].
Социальная политика неоконсерваторов не получила детального изучения в отечественной исторической литературе, хотя деятельность консервативной партии достаточно подробно рассмотрена в других сферах (в частности, в экономической).
В историографии Великобритании социально-экономическая концепция консерватизма рассматривается в работах П.Алкока, Р.Блейка, М.Жака, М.Холмса, С.Дженкинса, Б.Джессо-па, Д.Каванаха, С.Летвина, К.Минога, П.Риддела, Р.Скидельски, П.Уитли, Х.Янга и др. [24, 25, 27—33, 35—38, 46, 48].
Наибольший интерес из исследований 1980-х годов представляет работа РБлейка «Кон -сервативная партия от Пиля до Тэтчер» [25]. Автор обстоятельно рассмотрел социальнополитическую обстановку в Великобритании — обстановку, в которой пришлось работать
правительству М.Тэтчер. По отношению к деятельности М.Тэтчер Блейк настроен был скептически. Он считал, что премьер-министр не проявила себя должным образом в качестве реформатора; основная тяжесть правительственных забот ложилась на ее коллег по правительству, которые активно участвовали в разработке наиболее важных законопроектов. К причинам спада реформаторской активности консервативного правительства Блейк относил невозможность сочетания преобразований в социальной сфере, которые требовали больших финансовых затрат и одновременно проведения активной внешней политики.
Отдельные аспекты социальной политики консерватизма исследованы в работе Д.Каванаха [31]. Автор проанализировал некоторые наиболее важные реформы в социальной сфере. Наряду с отображением содержания правительственных мер в этой области, Д.Каванах обращает внимание на сопутствующие процессы: межпартийную борьбу по различным аспектам социальной политики, на роль лидера консервативной партии М.Тэтчер в принятии тех или иных решений, на политические интриги вокруг законопроектов, затрагивавших наиболее острые проблемы социальной сферы Великобритании.
Отдельные аспекты социальной политики консервативного правительства М.Тэтчер были изучены в работе Б.Джессопа [30]. Автор рассматривает процесс создания законодательной базы в области здравоохранения, образования, жилищной политики, предлагал краткую характеристику принятых законов, обращал внимание на изменения, которые внесли эти законы в жизнь представителей различных социальных групп британского общества.
Монографическое исследование П.Риддела посвящено рассмотрению и анализу отдельных проблем сферы здравоохранения, положению граждан в городах, условиям их жизни [37].
Интерес представляют работы РДженкинса, в которых он предпринял попытку комплексно отобразить социальные проблемы, представить состояние дел практически во всех областях социальной сферы британского общества [29]. Автор обращает внимание на процесс формирования законодательной базы в области здравоохранения, образования, жилищной политики, отмечает заслугу в этом представителей передовой общественности, под нажимом которых была существенно расширена степень государственного вмешательства в решении социальных проблем.
В 1996 г. появилась монография П.Алкока «Social policy in Britain» («Социальная политика в Великобритании»), которая представляет собой фундаментальное исследование основных социальных институтов британского общества XIX—XX вв. В данной работе подробным образом рассматривается законодательство, принятое в социальной сфере, в том числе и за период деятельности консервативных кабинетов с 1979 по 1997 гг., последствия и значение проведения этого законодательства в жизнь [24].
В отечественной исторической литературе изучение проблем британского консерватизма нашло свое определенное место. Общий анализ консерватизма проведен в работах А.А.Гал-кина, С.П.Перегудова, П.Ю.Рахшмира [3, 11, 13]. К вопросам типологизации неоконсерватизма и проблемам эволюции либерализма обращались К.С.Гаджиев, В.В.Согрин [2, 16]. Тема трансформации консервативной партии, перехода британского консерватизма к концепции новых правых, изменения его социальной философии, политической культуры разрабатывались В.А.Горбиком, В.Я.Денискиной, И.М.Осадчей, Е.В.Осиповой, Г.С.Остапенко, С.П.Пере-гудовым, А.М.Салминым, И.Д.Стрижевой, Н.М. Степановой, В.Б.Студенцовым, Е.Хесиным [5, 8—10, 15, 18, 20].
Изучению различных аспектов социально-экономической политики консерваторов посвящены работы А.П.Науменкова, Е.С.Хесина, Е.Балацкой, Н.Гнатовской, В.Сорокиной, Н.В.Тру-биной [1, 8, 17, 21].
Однако проблема влияния социальной политики консерваторов на социальную политику «нового лейборизма» остается до сих пор не изученной в зарубежной и отечественной исторической литературе. Остаются неисследованными проблемы влияния консервативной социальной практики на создание программы социальных реформ «нового лейборизма».
Консервативные правительства М.Тэтчер и Дж.Мейджора начали широкомасштабную приватизацию государственного сектора, который в условиях обострения конкуренции в стране и на международной арене выявил свою неэффективность и создавал бюрократические препятствия для нововведений [41. Р. 27; 22. С. 97—98]. Началась распродажа государственного сектора: были денационализированы Британская национальная нефтяная корпорация, Британская газовая корпорация, Национальная корпорация грузовых перевозок и т. д.
В середине 90-х годов, при премьерстве Джона Мейджора (с 1992 г.), наметился кризис как в консервативной партии, так и в деятельности консервативного правительства. Его яркими проявлениями стали регулярные провалы партии на дополнительных парламентских и местных выборах, публичные скандалы вокруг неэтичного поведения партийных политиков, соперничество внутри правительства и кабинета, катастрофическое падение престижа премьер-министра. Наибольший раскол в партии произошел по вопросу «европейского строительства», по срокам создания Европейского монетарного союза [22. С. 93]. Эти разногласия ослабляли партию тори, отвлекали ее руководство от решения насущных проблем страны в области образования, здравоохранения и др.
Особую роль в нарастающем кризисе консервативного правления сыграла политика в социальной сфере, которая впоследствии получила название политики «социального консерватизма». Консерваторы полагали, что конечная цель социальной политики — дать возможность гражданам страны сделать свою жизнь лучше, опираясь на собственные силы, и утвердить их независимость от государства. На практике это означало снижение государственных расходов на социальные программы, курс на широкую приватизацию социального обслуживания, введение в него элементов рынка. Предполагалось, что государство должно оставить заботу о тех группах населения, которые не могут обеспечить себя сами: о хронически больных, недееспособных, инвалидах, престарелых, семьях с низким доходом [26. Р. 282].
Сущность социальной политики консервативной партии можно увидеть в понимании ею вопросов бедности и социального неравенства. Консерваторы, как утверждает в своих работах Е. Балацкая, считали социальное неравенство благом, залогом экономической эффективности, т.к. оно представляло собой стимул к труду [1]. Общество, по мнению консерваторов, не должно брать на себя весь комплекс обязательств перед бедными; достаточно создать точечную систему социального страхования и проводить выборочную поддержку [1]. Эта кон -цепция получила свое практическое воплощение, и, таким образом, с конца 1970-х годов социальное неравенство в Великобритании получило новый толчок в своем развитии.
Усиление социального неравенства оказало влияние на темпы экономического роста, спровоцировало маргинализацию широких слоев населения. Государство было вынуждено постоянно увеличивать расходы на борьбу с преступностью и на выплату социальных пособий.
Стенографические отчеты заседаний Палаты общин данного периода свидетельствуют о том, что после первого десятилетия «тэтчеризма» (к 1989 г.) доходы самого богатого населения (около 20%) увеличились на 40%, а доходы самого бедного населения остались неизменными [43—44]. К 1997 г. эта тенденция усилилась: доходы бедных уменьшились на 13% по сравнению с 1979 г., доходы богатых увеличились на 65% [43—44]. В 1997 г. каждый третий ребенок в Великобритании жил в бедности.
Коэффициент неравенства измеряется в шкале от 0 до 1. Для Великобритании этого периода он составил 0,37. Валовой национальный продукт на душу населения оказался на 4% меньше, чем средние показатели по Европейскому Союзу. Оба эти показателя хуже были только у Португалии и Греции [43—44].
В 1983 г. М.Тэтчер говорила о том, что раз и навсегда заданного понятия «бедность» не существует; проблемы бедности, по ее мнению, коренятся в просчетах и ошибках, которые допускает человек, а не в экономической и социальной политике государства [40. Р. 547].
Существует несколько подходов к определению «бедное население». Первый подход функционирует в ЕС — под бедными подразумеваются люди, чей доход составляет менее
половины среднего показателя по стране. В рамках данного подхода в 1979 г. в Великобритании существовало около 5 млн. бедных, в 1997 г. — около 14 млн., что составляло 20% всего населения [45]. Второй подход относит к категории бедных тех людей, которые претендуют на подоходное пособие. В 1993 г. в Великобритании в бедных семьях проживало 22% населения, в то время как в среднем по ЕС этот показатель составил 17% [44].
По мнению Н.М.Степановой, в период правления Дж.Мейджора была фактически продолжена политика правительства М. Тэтчер в отношении оказания социальных услуг населению. Видным деятелем консервативной партии К.Кларком курс правительства Джона Мейджора был назван «тэтчеризмом с человеческим лицом».
В центре внимания Д.Мейджора оказалась работа общественных служб. По его инициативе в начале 1991 г. была подготовлена и опубликована целая серия документов, которые составили так называемую «Хартию граждан», целью которой являлось повышение стандартов и качества общественных служб. Таких хартий было подготовлено несколько десятков («Хартия пациентов», «Хартия родителей», «Хартия потребителей» и др.) [11. C. 251—254].
Особое внимание консерваторы уделяли системе народного образования, социального страхования и здравоохранения. Системы образования и здравоохранения, оставаясь в целом в ведении государства, все чаще открывались для частного сектора, все более дифференцировались по характеру и качеству услуг для разных категорий населения с разным доходом.
В области здравоохранения правительство поставило цель: поднять уровень Национальной службы здравоохранения. В 1991 г. была опубликован документ «Здоровье нации» с изложением предлагаемых мер по снижению смертных случаев от наиболее серьезных заболеваний, после широкого обсуждения которых и были разработаны конкретные шаги правительства [4. C. 139].
«Хартия пациента» декларировала право равного доступа к медицинским услугам независимо от благосостояния пациента, право на замену лечащего врача, право на информацию о медицинских учреждениях и пр. Важным было провозглашение гарантий получения медицинской помощи в течение определенного срока (но при этом максимальный срок ожидания операции составлял два года).
Медицинские учреждения также выводились из-под контроля со стороны местных властей. Им было дано право становиться независимыми учреждениями, получающими финансовую поддержку со стороны правительства и конкурирующими между собой за получение контрактов на обслуживание пациентов. К весне 1997 г. британские больницы превратились в своего рода тресты, при этом более 50% врачей являлись совладельцами (fund holders). Вместе с тем, сокращение числа учебных заведений для подготовки медсестер впоследствии неблагоприятно отразилось на положении дел в этой сфере [24. P. 75—78].
Наряду с бесплатной, действовала и платная медицина, но ее доля была невелика: лишь 12% британских граждан принимали участие в частном медицинском страховании [24. P. 94]. Примечателен тот факт, что сам Мэйджор, будучи в ранге министра финансов, в течение года ожидал очередь на стоматологическую операцию, вместо того чтобы обратиться к услугам частного врача. Подавляющее большинство населения страны предпочитало пользоваться как в области здравоохранения, так и в области образования услугами, предоставляемыми государственными службами [41. P. 97—98].
Амбициозная программа в области здравоохранения потребовала увеличения финансовых ассигнований на национальную службу здравоохранения, составивших в 1996—1997 гг. 34,9 млрд. фунтов стерлингов [42. P. 219—221].
Действуя в русле «тэтчеризма», отдавая приоритет частному перед государственным, правительство Джона Мэйджора все же внесло определенные новые элементы в сферу социальной политики, направленные на усиление роли государства. При этом главный упор был сделан не на увеличение ассигнований, а на повышение эффективности системы [40. P. 547]. В частности, в 1993 г. началась реализация специальной программы «Заботясь о людях»,
целью которой стало предоставление наиболее полной информации о существующих услугах в социальной сфере со стороны попечительских служб с тем, чтобы расширить свободу выбора реципиента.
Для того чтобы способствовать притоку средств в благотворительные фонды и организации, были расширены налоговые льготы для частных лиц и компаний на данные цели, были выделены значительные средства органам власти на местах для финансирования попечительской деятельности (около 1 млрд. фунтов стерлингов в 1994—95 гг.) [40. Р. 547].
Была предложена новая система пенсионного обеспечения, в соответствии с которой сокращалась доля гарантированной государственной пенсии, что вызвало недовольство миллионов пенсионеров [19. С. 163]. Несмотря на принятые меры по улучшению государственного пенсионного обслуживания и по увеличению размеров пенсий, основной упор по-прежнему делался на участие в частных пенсионных фондах и на поощрение личных сбережений.
В области государственного страхования было несколько улучшено положение инвалидов, одиноких матерей, многодетных семей, а также наименее состоятельных пенсионеров, однако получаемые ими пособия были заметно ниже базовой государственной пенсии. Что касается пособий по безработице, то они продолжали выплачиваться по системе, утвердившейся еще в начале 1980-х годов. К концу срока пребывания консерваторов у власти правительством Джона Мэйджора был разработан новый вид пособий безработным — «пособие ищущим работу», согласно которому вводилась проверка нуждаемости, а также более жесткие требования поиска новой работы [24].
Консервативные правительства проводили жесткую политику в отношении профсоюзов, заключавшуюся в ограничении их прав: под запрет ставились стачки солидарности и отменялось правило о преимущественном приеме на работу членов профсоюзов [41. Р. 154; 11. С. 169; 34. Р. 20]. Представители профсоюзов были отстранены от участия в деятельности консультативных правительственных комиссий по проблемам социально-экономической политики.
В начале 1990-х годов экономический спад обострил проблему роста безработицы. Британский исследователь Н.Пейн приводит следующую статистику: в июне 1992 г. численность безработных составила 2,72 млн. чел., а в 1993 г. Национальный институт экономических исследований зафиксировал 3 млн. чел. [34. Р. 20].
Структура социального обеспечения безработных включала страховое пособие, выплачиваемое по единообразной ставке и назначаемое при условии уплаты взносов в национальную программу страхования в течение двух лет без перерыва, и выплаты, связанные с проверкой нуждаемости.
В 1992 г. безработный, не имевший семьи, получал 42 фунта стерлингов 45 пенсов, супружеская пара без дополнительных источников дохода — 66 фунтов стерлингов 69 пенсов в неделю. Если в семье имелись сбережения свыше 3 тыс. фунтов стерлингов, сумма пособия корректировалась, а при сбережениях, превышавших 8 тыс. фунтов стерлингов, пособие не назначалось. Срок выплаты пособия по безработице составлял один год [41. Р. 154; 11. С. 169].
Правительство активно взялось за преобразования в области образования. Подготовленные им «белые книги» сильно изменили положение в данной сфере. Согласно первой из них делалась ставка на увеличение числа независимых государственных школ (названных «грантовыми»), которые выводились из подчинения муниципалитетам, находившимся в большинстве своем в руках лейбористов и либерал-демократов, и превращались в самоуправляющиеся. Эта мера преподносилась как «революция в обучении».
Таким образом, в систему государственного образования внедрялись элементы рыночной экономики. Вторая «белая книга» провозгласила курс на развитие и совершенствование профессиональной подготовки и переподготовки кадров для производства и экономики. Политехнические учебные заведения были преобразованы в университеты (с соответствующими изменениями в системе присвоения дипломов), что положило конец давно утвердившемуся в
Великобритании различию между университетами и другими высшими учебными заведениями. Был также сделан акцент на подготовке управленческих кадров, и с этой целью были открыты школы бизнеса при университетах.
Следует отметить, что расширение количества «грантовых» школ было с недовольством встречено оппозицией, утверждавшей, что они нарушают принцип равных возможностей (в этих школах применялся селективный отбор) и ущемляют права местного самоуправления. Лейбористы обещали в случае прихода к власти вернуть положение в этой области в прежнее состояние.
Что же касается решения правительства относительно политехнических учебных заведений, то оно было широко поддержано по всей стране. Со временем количество «грантовых» школ значительно увеличилось, а после того, как министр «теневого кабинета» Х.Харман, а вслед за ней и новый лидер лейбористов Т.Блэр отправили своих детей учиться именно в такие школы, острота проблемы несколько спала [39. Р. 75].
В области образования консерваторами были приняты также и другие меры, в частности, совершенствование системы тестов и экзаменов, повышение квалификации учительских кадров, улучшение состояния дошкольного воспитания и образования, а также увеличение числа мест в дошкольных учреждениях и пр. Вместе с тем, ужесточение требований к обучению не сопровождалось увеличением учительских зарплат, улучшением социальных условий. Ухуд -шилось состояние школ, расположенных в бедных районах, откуда начался отток преподавателей [11. С. 252—253].
Особое место в деятельности консерваторов заняла политика в сфере высшего образования. На протяжении 1990-х годов в условиях обостряющегося кризиса консервативного правления в Великобритании шла острая дискуссия по проблемам высшего образования, финансирования высшей школы.
По мнению некоторых английских исследователей, период пребывания у власти консерваторов (1979—1997) ознаменовался радикальными изменениями в системе высшего образования (в частности, в системе ее государственного финансирования), которые усугубили кризис консервативного правления в начале 90-х годов [46].
В стране существовало три основных типа учебных заведений, предоставлявших возможность получения высшего образования: университеты, колледжи высшего образования и колледжи продолжающего обучения (обеспечивающие получение высшего образования). В середине 1990-х годов в Великобритании насчитывалось 144 университета и колледжа высшего образования, а также 73 колледжа продолжающего обучения.
В конце 1980-х годов наметились кризисные явления консервативного правления в Великобритании вообще, и в некоторых сферах в частности. В поисках выхода из сложившейся ситуации консервативное правительство проводит реформу высшего образования. С одной стороны, эта реформа получила свое выражение в сокращении расходов на университетское образование, в поощрении коммерческой деятельности университетов, в расширении их контактов с промышленностью.
Автономия университетов резко сократилась за счет увеличения контроля со стороны правительства, которое стало не только требовать отчетности по расходам, но и регулировать численность студентов, их распределение по направлениям подготовки, а также стало влиять на содержание обучения, на направления научных исследований, т. е. стало вторгаться в традиционные академические сферы.
С другой стороны, реформа высшей школы предусматривала создание единой структуры финансирования университетов, политехникумов и колледжей высшего образования, организацию Советов по финансированию высшего образования в Англии, Шотландии и Уэльсе, в задачу которых входило распределение государственных фондов между вузами для организации учебного процесса и научных исследований.
Реформа была направлена также на предоставление статуса университета тем политехникумам, которые этого пожелают, на дальнейшее совершенствование качества подготовки специалистов, на установление более тесных связей вузов с бизнесом, на расширение доступа к высшему образованию взрослого населения страны.
На структуру системы высшего образования Великобритании существенное влияние оказали законы, принятые в период пребывания консерваторов у власти. Закон 1988 г. о реформе образования предоставил политехникумам и колледжам статус самоуправления и вывел их из подчинения местным органам образования. Закон 1992 г. о высшем образовании практически приравнял политехникумы к университетам. Политехникумы получили право сами присваивать степени и таким образом приобрели статус университетов.
Итоги реформы высшего образования не были однозначны. Во-первых, с приходом консер -вативного правительства произошло резкое сокращение государственного финансирования университетов и колледжей, которым пришлось искать дополнительные источники финансирования своей деятельности. Были введены механизмы государственного финансирования, стимулировавшие привлечение дополнительных контингентов студентов, затраты на обучение которых были значительно ниже средних. В результате за 1989—1994 гг. численность студентов увеличилась более чем на 50%, а расходы на одного студента упали на 30% [46. Р. 78].
Учреждения высшего образования стали во многом коммерческими предприятиями, продававшими образовательные услуги прежде всего государству, являвшемуся главным потребителем этих услуг. К 1994 г. правительство было озабочено последствиями такой политики и было объявлено о замораживании государственного финансирования дополнительного приема студентов.
Законы об образовании 1988 и 1992 гг. ускорили процесс изменений: большинство крупных учреждений высшего образования были преобразованы в университеты. Сокращение государственного финансирования было частично компенсировано за счет стимулирования правительством участия университетов и политехникумов в проведении научных исследований и за счет консультационной деятельности по контрактам с промышленностью, а также привлечения пожертвований от частных спонсоров.
Руководители британских вузов отмечали, что государственная политика препятствовала сохранению разнообразия осуществляемых вузами функций.
В 1990-е годы система высшего образования Великобритании столкнулась с рядом трудностей, что привело к необходимости ее реформирования. Консервативное правительство предложило свой вариант развития высшего образования, который наряду с позитивными тенденциями имел и много негативного.
Можно согласиться с мнением А. А. Громыко о том, что социальную ситуацию 90-х годов XX в. можно охарактеризовать как контрастную [4. С. 10]. Это связано с политикой «тэтчеризма», выразившейся в контроле над инфляционными процессами и динамичной экономикой, что послужило, в свою очередь, мощным стимулом для роста безработицы и для углубления социального неравенства.
Действия консерваторов в социальном направлении были названы общественностью отходом от традиции «одной нации», предложенной еще Б.Дизраэли. В выступлениях лидера лейбористской партии Тони Блэра постоянно звучали мотивы «одного народа», «одной нации», доступного для всех образования, одинакового для всех медицинского обслуживания, обеспечения всех граждан Великобритании жильем и рабочими местами.
Внутренний раскол консервативной партии повлек за собой недовольство англичан политикой правящей партией. Это заставило избирателей обратить свое внимание на изменения, происходящие в лейбористской партии.
Анализ стенографических записей заседаний Палаты общин в этот период свидетельствует о том, что по социальным вопросам имелись серьезные разногласия между представителями парламентских фракций консервативной и лейбористской партий.
На заседании Палаты общин 10 декабря 1990 г. министр по делам графства Ланкастер Крис Пэттен выступил с отчетом о финансовых расходах графства на транспорт и на государственное медицинское обслуживание за 1990 г. Они составили 28 779 тыс. фунтов [43]. Лейбористы (Тони Бэнкс), в свою очередь, заявили, что эти средства налогоплательщиков идут на покрытие расходов консервативной партии, а не на нужды населения.
Одна из проблем, обсуждаемых в Палате общин, касалась «социального нездоровья» британской нации, связанного со злоупотреблением алкогольными напитками [43]. Консерваторы предложили проект по организации профилактики злоупотребления алкоголем на местах; но на реализацию этого проекта из бюджета было выделено всего 15 тыс. фунтов.
В 1991 г. консерваторы планировали увеличить расходы на содержание государственных школ (109 млн. фунтов, что на 50% больше, чем в предыдущем году) и на содержание одного ученика (с 1,690 фунтов до 2,175 фунтов в год) [43].
В Палате общин обсуждалась проблема женской преступности. В ежегодном докладе министра внутренних дел Рэмболд приводились статистические данные о количестве осужденных женщин в Соединенном Королевстве и об их преступлениях [43]. В 1990 г. за кражу имущества отбывали наказание 161 человек, за торговлю краденым — 49, за мошенничество — 44, за подделку документов — 6, за угон автотранспорта — 1 человек.
В этот период всю Западную Европу охватила проблема роста числа беженцев. В своем выступлении консерватор Кеннет Бейкер привел данные: в 1970 г. число беженцев составило около 2000 человек, в середине 1980-х годов — 5000, в 1989 г. — 16000, в 1990 г. — 27 800 человек искали убежища в Соединенном Королевстве [43]. Гринуэй подчеркнул, что это слишком большие цифры, что нельзя допустить столь огромного притока беженцев в страну, т. к. сразу обостряется проблема обеспечения жильем и рабочими местами.
Итак, одна из моделей социальной политики в Великобритании была сформулирована и представлена неоконсерваторами, находившимися у власти с 1979 по 1997 гг. Позиция неоконсерваторов по социальном вопросу заключалась в том, что государство должно обеспечивать только наиболее нуждающихся граждан, и только с целью возврата их к самостоятельной жизни. Именно данный аспект был заимствован «новым лейборизмом» при формировании своей новой социальной программы.
Итогом деятельности консервативных правительств стало жесткое экономическое регулирование, отказ от вмешательства государства в экономическую сферу, национализация, что увеличило рост безработицы, обострило социальные проблемы. Во второй половине 1990-х годов в Великобритании наблюдается недовольство населения, формируются признаки наступающего кризиса консервативного правительства и консервативной партии. Обострились взаимоотношения с британскими профсоюзами.
Анализ документальных источников позволяет констатировать тот факт, что социальная политика консервативной партии привела в итоге к усилению социального неравенства, к снижению общего уровня жизни, к росту безработицы и в значительной степени привлекла внимание лейбористской партии к этим вопросам, предопределив поражение консервативной партии на всеобщих парламентских выборах 1997 г.
ЛИТЕРАТУРА
1. Балацкая Е. Монетарные программы и безработица // Мировая экономика и международные отношения (далее — МЭМО). 1995. № 1.
2. Гаджиев К.С. Либерализм — история и современность // Новая и новейшая история (далее — ННИ). 1995. № 6.
3. Галкин А. А. Консерватизм в прошлом и настоящем. М., 1987.
4. Громыко А.А. Политический реформизм в Великобритании (1970—1990 годы). М., 2001.
5. Денискина В.Я. Политический портрет М.Тэтчер: научно-аналитический обзор. М., 1991.
6. Матвеев В.М. Британия: вчера и сегодня. М., 1991.
7. Матвеев В.М. Великобритания: итоги политики консерваторов. М., 1986.
8. Науменков А., Хесин Е. Консерваторы и метаморфозы британской экономики // Великобритания: политика, экономика, история. СПб., 1995.
9. Осадчая И. Кейнсианство сегодня // МЭМО. 1996. № 8.
10. Осипова Е.В. Социология политической культуры Великобритании // Социологические исследования. 1992. № 9.
11. Перегудов С.П. Тэтчер и тэтчеризм. М., 1996.
12. Попов В.И. Маргарет Тэтчер: человек и политик. М., 1992.
13. Рахшмир П.Ю. Эволюция консерватизма в новое и новейшее время // ННИ. 1990. № 1.
14. Рыжиков В.А. Британский лейборизм сегодня: теория и практика. Политика послевоенных лейбористских правительств. М., 1984.
15. Салмин А.М. Политический портрет М.Тэтчер. М., 1982.
16. Согрин В.В. Этапы британского либерализма // ННИ. 1996. № 4.
17. Сорокина В.Ф. Великобритания: сфера услуг в 90-е годы // МЭМО. 2000. № 2.
18. Степанова Н.М. Британский неоконсерватизм и трудящиеся (70-е — 80-е годы). М., 1987.
19. Степанова Н.М. Консервативная партия Великобритании: долгий путь к поражению 1997 года // Россия и Британия. М., 2000. Вып. 2.
20. Студенцов В.Б. Два течения в социальной философии британского неоконсерватизма // Вопросы философии. 1985. № 2.
21. Трубина Н.В. Экономическая политика тэтчеризма: теория и практика. СПб., 1995.
22. Хесин Е. Великобритания: шестой год подъема // МЭМО. 1998. № 8.
23. Чернецкий С.А. Кризис британского империализма и лейбористская партия Великобритании (1970-е — середина 1980-х гг.). М., 1988.
24. Alcock P. Social Policy in Britain. N.Y., 1996.
25. Blake R. The Conservative Party from Peel to Thatcher. L., 1985.
26. Conservative Care in Action: Social Security Policy // Politics Today. L., 1990. № 11.
27. Holmes M. Thatcherism: Scope and Limits 1983—87. L., 1989.
28. Jacques M. The Politics of Thatcherism. L., 1983.
29. Jenkins S. Accountable to None. L., 1996.
30. Jessop B. Thatcherism: A Tale of Two Nations. Cambridge, 1991.
31. Kavanah D. Thatcherism and British Politics: The End of Consensus? Oxford, 1987.
32. Letwin S. The Anatomy of Thatcherism. L., 1992.
33. Minogue K. Thatcherism: Personality and Politics. L., 1987.
34. Pain N. UK Economy // Nat. inst. econ. rev. L., 1992. № 3.
35. Ranelagh J. Thatcher’s People. L., 1992.
36. Riddle P. The Thatcher Era and its Legacy. L., 1991.
37. Riddle P. The Thatcher Decade: How Britain Has Changed During the 80’s. Oxford, 1989.
38. Skidelsky R. Thatcherism. L., 1988.
39. Sopel J. Tony Blair: the Moderniser. L., 1995.
40. Thatcher M. The Path to Power. L., 1995.
41. Thatcher M. The Downing Street Years. L., 1993.
42. Thatcher M. Let Our Children Grow Tall. L., 1977.
43. The Parliamentary Debates («Hansard»). House of Commons Official Reports. Session 1990—1991. Vol. 180— 196, 198—205: [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.parliament.uk, свободный.
44. The Parliamentary Debates («Hansard»). House of Commons Official Reports. Session 1992—1993. Vol. 207— 231: [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.parliament.uk, свободный.
45. The Parliamentary Debates («Hansard»). House of Commons Official Reports. Session 1996—1997. Vol. 284— 292: [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.parliament.uk, свободный.
46. Whiteley P. Richardson & True Blues. Oxford, 1994.
47. Williams G. Current Debates on the Funding of Mass Higher Education in the United Kingdom // European Journal of Education. Oxford, 1998. Vol. 33. № 1.
48. Young Н. One of Us. L., 1990.