УДК 616.22 - 008.5 - 053.4
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ МАЛЬЧИКОВ С ДЕФЕКТАМИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ
Вишневская А.И., Ермашева М.А., Галкова С.С. Научный руководитель — д.м.н., профессор Шестакова В.Н.
Смоленский государственный медицинский университет, Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, 28.
miss. ermaschewa@yandex. ru - Ермашева Марина Александровна
Резюме. Цель настоящей работы провести и проанализировать динамику состояния здоровья мальчиков с дефектами речевого развития для своевременного проведения профилактических и реабилитационных мероприятий. В результате исследования установлено, что лица мужского пола чаще имеют дефекты речевого развития. У мальчиков с дизартрией чаще формируются хронические заболевания, а у сверстников с дислалией - функциональные соматические нарушения. В соматической патологии у мальчиков с дизартрией лидируют поражения центральной нервной, костно-мышечной, сердечно-сосудистой систем и органов пищеварения. Структура их однотипна, но частота ее встречаемости различна по сравнению со сверстниками, которые имеют дислалию. Дети с дизартрией нуждаются в ранней коррекции и динамическом наблюдении не только педиатрической службой, но и логопедо-дефектологической. Ключевые слова: дефекты речевого развития, мальчики, дизартрия, дислалия.
COMPARATIVE CHARACTERISTIC OF THE STATE OF HEALTH OF BOYS WITH
SPEECH DE VELOPMENT DEFE CTS
Vishnevskaya A.I., Ermasheva M.A., Galkova S.S.
Scientific adviser — professor Shestakova V.N., Doctor of Medicine
Smolensk State Medical University, 28, Krupskoy St., Smolensk, 214019, Russia Summary. The aim of the study was to analyze the health status of boys with speech development defects for timely preventive and rehabilitation activities. As a result of the study, it was found that males are more likely to have speech development defects. Chronic diseases are more often formed in boys with dysarthria, and in boys of the same age suffering from dyslagia, functional somatic disorders commonl;y develop. In the somatic pathology, the lesions of the central nervous, musculoskeletal, cardiovascular systems and digestive organs are widely spread in boys with dysarthria. Their structure is the same, but the frequency of its occurrence is different, compared with the boys who have dyslalia. Children with dysarthria need early correction and dynamic observation, not only by the pediatric service, but also by speech therapy. Key words: defects in speech development, boys, dysarthria, dyslalia.
Введение. «Речь - особая и наиболее совершенная форма общения, присущая только человеку. Это важное средство связи между ребенком и окружающим миром» [3]. Нарушения речи в той или иной степени влияют на различные стороны жизни ребенка, отражается на его деятельности, психическом развитии, поведении, на многих физиологических функциях детского организма. Различные отклонения в речевом развитии отрицательно сказываются на овладении грамотой, на успеваемости в целом, на
выборе профессии, да и на жизни в целом. По данным Р.И. Лалаевой (2002), Л.С. Волковой (2003), М.А. Поваляевой (2003), О С. Волковой (2007), В.Н. Шестаковой (2010), Е.Ю. Муц, Ж.Г. Чижовой (2015), число детей с общим недоразвитием речи неуклонно растет. Имеется ряд научных исследований, указывающих на роль в генезе речевых нарушений у детей следующих неблагоприятных факторов: наличие неполной семьи, развод родителей, отсутствие у них высшего образования, неблагоприятный
психологический микроклимат и наличие
вредных привычек в семье [4,5]. О.С. Волкова в 2003 г. доказала, что развитие речи ребенка задерживается при отсутствии эмоционально положительного окружения, при различных психических травмах (испуг, переживания, длительная психотравмирующая ситуация в семье). Многие авторы отмечают, что нарушения речи чаще возникают у лиц мужского пола [1,2,7]. В доступной литературе недостаточно раскрыта динамика состояния здоровья мальчиков с общим недоразвитием речи, что и послужило поводом для изучения.
Цель настоящей работы: провести и проанализировать динамику состояния здоровья мальчиков с дефектами речевого развития для своевременного проведения профилактических и реабилитационных мероприятий.
Методика. Сбор материала проводился путём выкопировки первичной информации из истории развития ребенка (ф. 112/у), результатов анкетирования родителей и педагогов, с последующим клиническим осмотром и комплексной оценкой состояния здоровья. Комплексная оценка состояния здоровья выполнялась с выделением пяти групп здоровья. Распределение детей по группам здоровья осуществлялось согласно приказам МЗ РФ № 621 от 30.12.2003 г. и № 1346н от 21.12.2012 г. Наблюдения фиксировались исследователем в ходе учебных занятий. Статистическую обработку полученных данных проводили с помощью стандартного пакета программ с использованием параметрических и непараметрических критериев.
Результаты исследования и их обсуждение. Первоначально под наблюдением находилось 90 детей, обучавшихся в начальной школе, 45 из которых посещали классы коррекции, имея дефекты речевого развития (50,0% -дизартрию). Среди них 66,7% лица мужского пола (п=30 - основная группа наблюдения). Группу сравнения составили мальчики с дислалией (44,4%, п=40). Установлено, что 73,3% детей основной группы имели сочетанные поражения соматической патологии (в группе
сравнения 25,0%, p<0,05). Хронические заболевания выявлялись у 56,7% мальчиков из основной группы наблюдения и у 30,0% респондентов из группы сравнения (p<0,05). 2/3 мальчиков группы сравнения имели функциональные нарушений (70,0%), что достоверно чаще, чем хронические заболевания, отражая положительную динамику в состоянии здоровья данного контингента детей. В основной группе наблюдения
функциональные нарушения встречались у 43,3% респондентов, что достоверно реже, чем в группе сравнения (p<0,05). Все дети из основной группы наблюдения состояли на диспансерном учете по III (23,3%) и IV группам здоровья (76,7%, p<0,05). В то время как большинство детей группы сравнения наблюдались по II группе здоровья (70,0%) и 30,0% - III группе здоровья.
В основной группе наблюдения в структуре соматической патологии первое место занимали болезни костно-мышечной (73,3%) системы. Болезни сердечнососудистой (40,0%) системы, ЛОР-органов (33,3%) и слуха (33,3%), органов пищеварения (30,0%) располагались на второй, третьей и четвертой позиции. На шестом, седьмом и восьмом месте находились заболевания органа зрения (26,7%), мочевыделительной (20,0%) системы. У всех детей выявлялись различные поражения центральной нервной системы. В группе сравнения структура соматической патологии была однотипна основной группе, кроме патологий центральной нервной системы. Не менялась и последовательность ранговых мест. На первых лидирующих местах размещались заболевания костно-мышечной (25,0%), сердечно-сосудистой (22,5%) систем, органов пищеварения (17,5%). Четвертую, пятую и шестую позицию занимали болезни ЛОР-органов (10,0%), органа зрения (7,5%), мочевыделительной системы (2,5%), но частота встречаемости их достоверно ниже, чем в основной группе наблюдения (p<0,05). Не встречалось поражений органа слуха. Нарушения центральной нервной системы встречались у 42,5% мальчиков,
что на 57,5% реже, чем в основной группе (р<0,05). Обращало на себя внимание, что мальчики из основной группы наблюдения чаще имели высокий (56,7%) или очень высокий (26,7%) уровень тревожности, повышенную раздражительность (50,0%), плаксивость (43,3%), склонность к агрессии (53,3%), выраженную двигательную активность (66,7%), чем дети группы сравнения (12,5, 5,0, 15,0, 10,0, 2,5, 7,5% соответственно, р<0,05). Они достоверно чаще испытывали страх самовыражения (56,7%) и страх достижения успехов (46,7%), чем дети группы сравнения (15,0%, 22,5%, р<0,05), что негативно сказывалось на успешности обучения и здоровье ребенка. Дети основной группы с большим трудом справлялись с учебным процессом, несмотря на индивидуально подобранные программы. В группе сравнения большинство детей справлялись с учебным процессом (72,5%, р<0,05). На «хорошо» учились 50,0% детей, на «отлично» 12,5% и только 5,0% - испытывали затруднения при обучении. Обращало на себя внимание, что при поступлении в образовательную организацию все мальчики группы сравнения имели высокий интерес к обучению. В то время как в основной группе наблюдения более половины детей не только условно не были готовы к обучению (56,7%), но у них выявлялась низкая мотивация к получению знаний (73,3%). Высокий и выше среднего уровень умственного развития выявлялся только в группе сравнения (12,5 и 35,0%, р<0,05), а ниже среднего уровня в основной группе наблюдения (46,7% против 5,0%, р<0,05). У большинства детей с дизартрией выявлялись низкие адаптационные возможности (60,0%), нарушения сна (56,7%), изменения аппетита (53,3%), что достоверно чаще, чем в группе сравнения (17,5, 15,0 и 7,5% соответственно, р<0,05).
Заключение. Основным
направлением работы в образовательной организации и поликлинических условиях должно быть создание оптимальных условий пребывания мальчиков с дефектами речевого развития в
образовательной организации, включая санитарно-эпидемиологическое благополучие, соблюдение рациональной двигательной активности и питания обучающихся, регулярные коррекционные мероприятия с привлечением логопедов-дефектологов, психологов, неврологов. Обеспечение благоприятного социально-психологического климата в классах предполагает взаимодействие
медицинских работников с
педагогическим коллективом,
психологами образовательной
организации, логопедическо-
дефектологической службой.
Выводы
1. Мальчики с дизартрией имеют в 1,9 раз чаще хронические сочетанные заболевания, с дислалией функциональные нарушения.
2. У них в 2 раза чаще преобладают болезни костно-мышечной и сердечнососудистой систем, ЛОР органов и пищеварения, что требует своевременной коррекции и привлечения неврологов, психиатров, ортопедов, кардиологов, отоларингологов и гастроэнтерологов, логопедов, дефектологов под контролем педиатрической службы.
3. Несмотря на индивидуально подобранные программы, такие дети в 4 раза чаще имеют худшие показатели в обучении, что негативно отражается на их психо-эмоциональном статусе. Все программы должны быть направлены на сохранение и укрепление как психологического, физического, соматического, психического, так и социального здоровья.
Литература
1. Волкова О.С., Доскин В.А., Шестакова В.Н. Характеристика семей детей, страдающих речевыми нарушениями. // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. - 2007. - №3. - С. 23-26.
2. Волкова О.С., Чижова Ж.Г., Терещенко Е.И., Доскин В.А. Возрастная динамика формирования речи и факторы, влияющие на возникновение дефектов речевого развития у младших школьников. // Вестник Смоленской медицинской академии. - 2005. - №4. - С. 136-139.
3. Заваденко Н.Н. Нарушения формирования устной и письменной речи у детей и возможности их медикаментозной коррекции. Методическое пособие для врачей. - М., 2003, 63 с.
4. Кучма В.Р., Степанова М.И., Уланова М.А., Поленова М.А. Сохранение здоровья школьников путем оптимизации их обучения. // Российский педиатрический журнал. -2011. - №4. - С. 42-45.
5. Соловьев В.Н. Педагогическая адаптация и здоровьесберегающие технологии управления учебным процессом. // Фундаментальные исследования. - 2008. - № 5. - С. 117-122.
6. Чижова Ж.Г., Лукина Г.П., Шестакова ВН., Молотков О.В. Морфофункциональные особенности детей младшего школьного возраста, пути сохранения и укрепления их здоровья. Книга II. - Смоленск : Универсум, 2011. - 284 с.
7. Шестакова В.Н. Развитие речи ребенка и факторы, ее обуславливающие /Сборник научных и методических статей. Коррекционно-развивающая работа с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. - Смоленск: «Универсум», 2014. - С. 7-57.