УДК 613.953+ 614.2
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ С ДЕФЕКТАМИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ C УЧЕТОМ ИХ ПОЛОВОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ.
Шестакова В.Н., Чижова Ж.Г., Козиева Л.Г., Ермашева М.А., Вишневская А.И.
Смоленский государственный медицинский университет, Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, 28.
[email protected] - Ермашева Марина Александровна
Резюме. Целью данной работы явилось изучение состояния здоровья детей с речевыми нарушениями, учитывая их половую принадлежность. В результате исследования выявлено, что состояние здоровья мальчиков с общим недоразвитием речи достоверно хуже, чем девочек. Им свойственно высокая частота соматических нарушений, преимущественно с ранней реализацией в хроническую патологию. Ведущими заболеваниями у них являются нарушения нервной, опорно-двигательного аппарата, сердечно - сосудистой систем, желудочно-кишечного тракта и мочеполовой системы. Мальчики являются группой высокого риска по нарушению речевого развития, нуждаются в ранней коррекции и динамическом наблюдении не только педиатрической службой, но и в постоянном сопровождении логопедо-дефектологической, психолого -педагогической службами.
Ключевые слова: здоровье детей с речевыми нарушениями, девочки и мальчики, пол ребенка.
COMPARATIVE CHARACTERISTICS OF HEALTH STATUS OF CHILDREN WITH DEFECTS OF SPEECH DEVELOPMENT, CONSIDERING OF THEIR GENDER.
Shestakova V.N., Chizhova Zh.G., Ermasheva M.A, Vishnevskaya A.I.
Smolensk State Medical University, 28, Krupskoy St., Smolensk, 214019, Russia
Summary: the aim of this work was to study the state of health of children with speech disorders, taking into account their gender. As a result of the study, it was found that the health status of boys with a general underdevelopment of speech is significantly worse than that of girls. They are haracterized by a high incidence of somatic disorders, mainly with early implementation in chronic pathology. The leading diseases in them are disorders of the nervous, musculoskeletal, cardiovascular, gastrointestinal and genitourinary systems. Boys are a group of high risk for disrupting speech development, they need early correction and dynamic observation not only by the pediatric service, but also in the constant accompaniment of speech therapy, defectology, psychological and pedagogical services.
Key words: health of children with speech disorders, girls and boys, the sex of the child.
Введение. Как известно, здоровье ребенка является динамическим процессом и биосоциальной категорией, следовательно, оно управляемо. Многие исследователи пришли к мнению, что на здоровье ребенка действует множество факторов и по мере его взросления их количество возрастает. Реализация неблагоприятных факторов при формировании патологии в значительной степени зависит от сроков их действия, возраста, пола ребенка, соотношения негативных и благоприятных факторов, действующих в процессе его роста и развития. Еще в 1993 году Г.И. Сидоренко установил, что ухудшение здоровья начинается с минимального внешнего воздействия, превышающего адаптационные возможности организма. Доказано, что «Речь - особая и наиболее совершенная форма общения, присущая только человеку. Это важное средство связи между ребенком и окружающим миром». Речь очень чувствительна и при
негативных воздействиях на организм ребенка, способна деформироваться. Установлено, что дефекты речи являются распространенным нарушением здоровья детей. Частота речевых нарушений составляет от 30,7% до 92,0% среди дошкольников и школьников. У детей младшей школы и при переходе к предметному обучению увеличивается с 30,7% до 44,3% частота дефектов речи. Частота встречаемости дислексии у детей школьного возраста варьирует от 10 до 20,0% и выше, недостатки произношения имеют 25,0% -30,0% детей дошкольного возраста, 17,0%-20,0% детей младшего школьного возраста, нарушения письменной и устной речи варьируют от 5,0% до 20,0% [5]. Зафиксировано, что изучением формирования речи у детей занимаются в основном педагоги и логопеды. В медицинской литературе этому вопросу посвящены единичные исследования, которые касаются преимущественно детей дошкольного возраста. Поэтому, изучение состояния здоровья детей с нарушениями речевого развития, это труд не только логопедов и педагогов, но и педиатров, а также врачей других специальностей. Только их совместная координированная деятельность по профилактике и своевременному лечению сопутствующей хронической патологии позволит снизить процент детей, страдающих речевыми нарушениями, что свидетельствует об актуальности проблемы. Актуальность заключается еще и в том, что количество детей с нарушениями речевого развития возрастает, а любые их проявления влияют негативно на различные стороны жизни ребенка, отрицательно сказываясь на успешности обучения, на выборе профессии. Большинство детей даже с легкими форма речевых нарушений имеют неблагоприятную школьную адаптацию, нуждаются в проведении специальных реабилитационных мероприятий. Выявление групп риска по речевому нарушению будет способствовать ранней коррекции и предупреждению формирования нарушений речевого развития, тем самым сохраняя здоровья ребенка и его социализацию в обществе. В доступной литературе недостаточно раскрыта динамика состояния здоровья мальчиков с общим недоразвитием речи, что и послужило поводом для изучения.
Цель исследования. Провести и проанализировать динамику состояния здоровья детей с дефектами речевого развития, учитывая их половую принадлежность для своевременного проведения профилактических и реабилитационных мероприятий.
Методика. Сбор материала проводился путём выкопировки первичной информации из истории развития ребенка (ф. 112/у), результатов анкетирования родителей и педагогов, с последующим клиническим осмотром и комплексной оценкой состояния здоровья. Комплексная оценка состояния здоровья проводилась с выделением пяти групп здоровья. Распределение детей по группам здоровья осуществлялось согласно приказам МЗ РФ № 621 от 30.12.2003г. и № 1346н от 21.12.2012г. Статистическую обработку полученных данных проводили с помощью стандартного пакета программ с использованием параметрических и непараметрических критериев.
Результаты исследования и их обсуждение. Первоначально под наблюдением находилось 200 детей, первой ступени обучения, 45 из которых посещали классы коррекции, имея дефекты речевого развития (22,5%). Среди них 66,7% лица мужского пола (n=30 - основная группа наблюдения) и 33,3% лиц женского пола (n=15 - группа сравнения). Установлено, что 73,3% детей основной группы имели сочетанные поражения соматической патологии, что достоверно чаще, чем в группе сравнения (46,7%, p<0,05). Хронические соматические заболевания выявлялись у 56,7% мальчиков из основной группы наблюдения и у 33,3% девочек из группы сравнения (p<0,05). Девочки достоверно чаще имели функциональные нарушения (66,7%), чем мальчики (43,3%, p<0,05), отражая положительную динамику их здоровья. Большинство мальчиков изначально состояли на диспансерном учете по III (23,3%) и IV группам здоровья (33,3%, p<0,05). В то время как большинство девочек группы сравнения наблюдались по II группе здоровья (66,7%) и 33,3% по III группе здоровья, ни одна девочка не наблюдалась по IV группе здоровья.
В основной группе наблюдения в структуре соматической патологии первое место занимали болезни костно-мышечной (73,3%) системы. Болезни сердечно - сосудистой
(40,0%) системы, ЛОР органов (33,3%) и слуха (33,3%), органов пищеварения (30,0%) располагались на второй, третьей и четвертой позиции. На шестом, седьмом и восьмом месте находились заболевания органа зрения (26,7%), мочевыделительной (20,0%) систем, у всех детей выявлялись различные поражения центральной нервной системы. В группе сравнения структура соматической патологии была однотипной основной группе, кроме патологий центральной нервной системы. Не менялась и последовательность ранговых мест. На первых лидирующих местах размещались заболевания костно-мышечной (26,7%), сердечно - сосудистой (20,0%) систем, органов пищеварения (13,3%). Четвертую, позицию занимали болезни ЛОР органов (6,7%), органа зрения (6,7%), мочевыделительной системы (6,7%), но частота встречаемости их достоверно ниже, чем в основной группе наблюдения (p<0,05). Не встречалось поражений органа слуха. Нарушения центральной нервной системы выявлялись у большинства детей (91,1%), у 100,0% мальчиков, что на 26,7% чаще , чем у девочек (73,3%, p<0,05). Обращало на себя внимание, что мальчики чаще имели высокий (56,7%) или очень высокий (26,7%) уровень тревожности, повышенную раздражительность (50,0%), плаксивость (43,3%), склонность к агрессии (53,3%), выраженную двигательную активность (66,7%), чем девочки (13,3%, 6,7%, 20,0%, 20,0%, 6,7%, 13,3% соответственно, p<0,05). Они достоверно чаще испытывали страх самовыражения (56,7%) и страх достижения успехов (46,7%), чем сверстницы (26,7%, 20,0%, p<0,05), что негативно сказывалось на успешности обучения и их здоровье. Доказано, что мальчики с большим трудом справлялись с учебным процессом, несмотря на индивидуально подобранные программы их повышенная гиперактивность и эмоциональная неуравновешенность мешали усвоению учебного материала, усиливали чувство страха, снижая мотивацию к обучению. В группе сравнения большинство девочек справлялось с учебным процессом (66,7%, p<0,05), 33,3% испытывали затруднения при обучении. Все дети при поступлении в школу имели достаточную мотивацию к получению знаний, но 56,7% мальчиков условно были готовы к обучению. У всех девочек определялся средний уровень умственного развития, в то время как 46,7% мальчиков имели ниже среднего уровень умственного развития. У большинства детей выявлялись низкие адаптационные возможности (62,2%), нарушения сна (55,6%) и изменения аппетита (44,4%). Чаще они возникали в основной группе наблюдения (83,3%, 76,7%, 63,3% соответственно), чем в группе сравнения (20,0%, 13,3% и 6,7% соответственно, p<0,05). Следовательно , основным направлением работы в образовательной организации и поликлинических условиях должно быть создание оптимальных условий пребывания мальчиков с дефектами речевого развития в образовательной организации, включая санитарно-эпидемиологическое благополучие, соблюдения рациональной двигательной активности и питания обучающихся и регулярные коррекционные мероприятия с привлечением логопедов дефектологов, психологов, неврологов. Обеспечение благоприятного социально-психологического климата в классах предполагает взаимодействие медицинских работников с педагогическим коллективом, психологами образовательной организации, логопедическо-дефектологической службой. Повышения уровня родительской мотивации на сохранение и укрепление здоровья детей, постоянное сотрудничество с педагогами, медицинскими работниками, логопедами, дефектологами. Так как от семейного микроклимата во многом зависит эффективность педагогических воздействий, учитывая, что ребенок более податлив воспитательным влияниям, если растет в атмосфере дружбы, доверия, взаимных симпатий. Задачей педиатра на этапе обследования служит: оценка соматического статуса, предварительное определение возможных причин, факторов задержки речевого развития, беседы с родителями, и направление ребенка к специалисту соответствующего профиля. Ребенок с недоразвитием речи должен быть проконсультирован группой специалистов, включающей педиатра, детского невролога, детского отоларинголога, детского психиатра, логопеда, детского психолога на ранних этапах развития
Выводы:
1. Лиц мужского пола необходимо включать в группу риска по нарушению речевого развития с раннего возраста.
2. Мальчики с дефектами речевого развития чаще формируют хронические сочетанные заболевания. Они хуже адаптируются к учебному процессу, имеют более грубые нарушения в психоэмоциональном статусе.
3. У них в 2 раза чаще преобладают болезни центральной нервной, костно-мышечной и сердечно - сосудистой систем, ЛОР органов и пищеварения, что требует своевременной коррекции и привлечения неврологов, психиатров, ортопедов, кардиологов, отоларингологов и гастроэнтерологов, логопедов, дефектологов под контролем педиатрической службы.
4. Несмотря на индивидуально подобранные программы, такие дети в 4 раза чаще имеют худшие показатели в обучении, что негативно отражается на их здоровье. Все программы должны быть направлены на сохранение и укрепление как психологического, физического, соматического, психического, так и социального здоровья.
Литература
1. Волкова О.С., Доскин В.А., Шестакова В.Н. Характеристика семей детей, страдающих речевыми нарушениями. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. - 2007; 3: 23-26.
2. Волкова О.С., Чижова Ж.Г., Терещенко Е.И., Доскин В.А. Возрастная динамика формирования речи и факторы, влияющие на возникновение дефектов речевого развития у младших школьников. Вестник Смоленской медицинской Академии. Смоленск. 2005; 4: 136-139.
3. Заваденко Н.Н. Нарушения формирования устной и письменной речи у детей и возможности их медикаментозной коррекции. // Методическое пособие для врачей. - М. -2003, 63 с.
4. Концептуальные взгляды на здоровья ребенка / Под ред. профессора, д.м.н. Шестаковой В Н., Смоленск. - 2003, 591 с.
5. Кучма В.Р., Степанова М.И., Уланова М.А., Поленова М.А. Сохранение здоровья школьников путем оптимизации их обучения. Российский педиатрический журнал 2011; 4: 42 -45.
6. Соловьев В.Н. Педагогическая адаптация и здоровьесберегающие технологии управления учебным процессом. Фундаментальные исследования. 2008; 5: 117-122.
7. Чижова Ж.Г., Лукина Г.П., Шестакова В.Н., Молотков О.В. Морфофункциональные особенности детей младшего школьного возраста, пути сохранения и укрепления их здоровья. Смоленск: Универсум, 2011, 284 с. Книга П.
8. Шестакова В.Н. Развитие речи ребенка и факторы ее обуславливающие /Сборник научных и методических статей. Коррекционно-развивающая работа с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. - Смоленск: «Универсум», 2014. С. - 7-57.