УДК 343.378(470+4+47+57)
Сравнительная характеристика наказаний за контрабанду в России
и некоторых зарубежных странах
Н. В. КУЗНЕЦОВА - старший преподаватель кафедры уголовного права и криминологии ВИПЭ ФсИн России
В статье рассматриваются особенности уголовных наказаний, предусмотренных за совершение контрабанды в некоторых странах - членах СНГ и отдельных государствах Европейского союза; отмечается широкий разброс законодательной оценки степени общественной опасности контрабанды, видов и сроков наказаний за ее совершение; указывается на близость уголовного законодательства стран СНГ и России в регулировании рассматриваемых отношений, в том числе относительно вида и размера наказания за совершение контрабанды.
Ключевые слова: наказание; незаконный ввоз; контрабанда; уголовное законодательство; лишение свободы; квалифицирующие признаки.
Comparative characteristics of the penalties for smuggling in Russia
and in some foreign countries
N. V. KUZNETSOVA - Senior Lecturer of the Department of Criminal Law and Criminology of the Vologda Institute of Law and Economics of the Federal Penal Service of Russia
The article discusses the features of criminal penalties for smuggling in some member countries of the CIS and the individual states of the European Union. It notes the wide range of legislative evaluation of the degree of public danger of smuggling, types and terms of punishment for its commission. It specifies the proximity of the criminal legislation of the CIS countries and Russia in regulating these relations, including the type and size of the penalties for smuggling.
Keywords: punishment; illegal import; smuggling; criminal law; imprisonment; qualifying features.
Современный этап развития большинства государств характеризуется расширением международных связей практически во всех сферах деятельности. Интеграционные процессы способствует закономерному росту внешнеэкономической деятельности стран. Налаживаются устойчивые экономические связи, увеличивается товарооборот, упрощаются таможенные процедуры, совершенствуются нормы международного права, регулирующие данные отношения.
В то же время возникают проблемы, связанные с контролем перемещения товаров через таможенные границы государств, соблюдением таможенного, налогового законодательства, недопущением совершения преступлений в сфере внешнеэкономической деятельности.
В большинстве стран современного мира контрабанда по праву признана одним из самых опасных видов преступной деятельности, поскольку наносит наибольший экономический ущерб интересам любой стра-ны1. Особую тревогу вызывает контрабанда оружия и боеприпасов, наркотиков, произведений искусства, ценных диких животных и т. д. Важное место в системе обеспечения противодействия преступлениям в сфере внешнеэкономической деятельности отводится уголовному законодательству.
Интенсивность противодействия связана с уровнем экономического развития того или иного государства, сложившимися историческими традициями, культурой внешнеторговых отношений2. Вполне естественно, что подходы законодательных органов к регламентации уголовной ответственности в разных странах отличаются. Успех противодействия контрабанде зависит от многих факторов, в том числе от вида назначаемого наказания.
Анализ развития отечественного законодательства об уголовной ответственности за контрабанду показывает, что наказания за данный вид преступления не смягчаются. Статья 97 УК РСФСР 1922 г. за нарушение законов и обязательных постановлений о ввозе за границу или провозе за границу
товаров предусматривала наказание в виде принудительных работ сроком до трех месяцев, которое могло сопровождаться конфискацией имущества и штрафом до 300 руб. золотом. К квалифицирующим признакам деяния относились совершение указанных действий в виде промысла, должностным или вооруженным лицом, а также перемещение иностранной валюты, золота, серебра, платины и металлов платиновой группы в сыром виде, монете и слитках в любом количестве, а также изделий из золота, платины и серебра и драгоценных камней. Совершение указанных действий каралось лишением свободы сроком не менее трех лет со строгой изоляцией. При отягчающих обстоятельствах предусматривалась высшая мера наказания3.
В УК РСФСР 1960 г. норма о контрабанде была помещена в раздел «Иные государственные преступления». За данное преступление предусматривались только два наказания - лишение свободы на срок от трех до десяти лет и ссылка сроком от двух до пяти лет. В качестве дополнительного наказания могла быть применена конфискация имущества4.
Несмотря на наличие квалифицирующих признаков, таких как крупный размер, совершение преступления группой лиц, организовавшихся для занятия контрабандой, должностным лицом с использованием служебного положения или перемещение предметов, ограниченных в свободном обороте, в санкции статьи они по степени общественной опасности не разделялись и пределы наказуемости установлены не были. Такой подход законодателя исключал возможность дифференциации и индивидуализации ответственности, усиливая карательную сущность наказания, что являлось недостатком уголовных законов того времени.
Действующий УК РФ за совершение контрабанды дает возможность дифференциации и индивидуализации ответственности, в том числе посредством наказания. Исходя из характера совершенной контрабанды и степени ее общественной опасности в санк-
циях статей предусмотрены альтернативные наказания: штраф, ограничение свободы, принудительные работы, лишение свободы на определенный срок, а за незаконное перемещение наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров - пожизненное лишение свободы.
Сходная позиция относительно назначаемого судом наказания и его размера за совершение контрабанды прослеживается в уголовном законодательстве стран СНГ. Связано это в первую очередь с недавней государственной общностью, непосредственным соседством и стремлением создания единого правового поля5.
Основными видами наказаний за рассматриваемое преступление являются штраф и лишение свободы на определенный срок. В отдельных государствах, например в Туркменистане, Армении6, перечисленные наказания дополняются конфискацией имущества. Среди иных наказаний, предусмотренных за контрабанду, отмечены исправительные работы и ограничение свободы (Казахстан, Республика Беларусь), лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (ч. 4 ст. 289 Уголовный кодекс Республики Таджикистан7). Наличие альтернативных наказаний, не связанных с изоляцией от общества, является положительным опытом, предусматривающим возможность выбора наказания в зависимости от характера и степени общественной опасности совершенного преступления.
Несмотря на сходный подход законодателя в конструировании норм о контрабанде, нужно обратить внимание и на некоторые различия. В частности, это исчисление размера наказания за рассматриваемое преступление. Указание разных сроков наказания свидетельствует о различном подходе государств к определению общественной опасности контрабанды. Так, Уголовный кодекс Кыргызской Республики8 предусматривает самые минимальные сроки наказания в виде лишения свободы. Санкцией статьи за экономическую контрабанду определяется наказание в виде лишения свободы сроком до двух лет. В республиках Казахстан и Туркменистан наказание в виде лишения свободы ограничено пределами до трех лет. В остальных странах СНГ присутствует единообразный подход в определении максимального срока наказания в виде лишения свободы за контрабанду товаров - до пяти лет (Россия, Беларусь, Армения, Узбекистан, Азербайджан и др.). Размеры
максимального срока лишения свободы за экономическую контрабанду в большинстве рассматриваемых государств в целом совпадают (от 7 до 12 лет). Практически в каждой стране принята своя система исчисления штрафа, размер которого определяется в санкции статьи в виде определенной суммы, исходя из минимального размера оплаты труда, количества расчетных единиц и т. д., что может негативно отразиться на эффективности наказания.
В европейских государствах подход законодателя к регламентации уголовной ответственности за совершение контрабанды также не одинаков. Несмотря на длительное существование Европейского союза, в границах которого действует общий рынок, предполагающий свободное перемещение товаров, оказание услуг, производство работ, законодательство об ответственности за контрабанду нельзя назвать унифицированным. Кроме уголовных законов вопросы, связанные с назначением наказаний за совершение контрабандных деяний, регулируются иными нормативно-правовыми актами, например таможенными уставами, положениями о налогах и др. В некоторых странах, входящих в Европейский союз, в национальном уголовном законодательстве вообще не предусмотрена ответственность за незаконный ввоз или вывоз товаров (Бельгия, Норвегия, Австрия и др.).
Анализируя уголовное законодательство по интересующему нас вопросу, можно выделить два разных подхода. Первый связан с криминализацией обширного круга деяний, которые можно отнести к экономической контрабанде, и заключается в наложении запрета на ввоз и вывоз на территорию государств Европейского союза определенных предметов или товаров. Наиболее ярко данный подход прослеживается в Уголовном кодексе Республики Сан-Марино, который устанавливает ответственность и определяет наказания за незаконный ввоз и вывоз питательных веществ и веществ, используемых в медицинских целях, алкогольных напитков, продуктов и авторских произведений с обманной маркировкой, поддельных монет, ценных бумаг, кредитных документов с фальшивой подписью. В зависимости от объекта преступного посягательства за совершение перечисленных деяний предусмотрено наказание I, II, III, IV степени в виде тюремного заключения от трех до десяти лет9. В этом же ряду Уголовный кодекс Голландии. Так, за ввоз на территорию королевства контрафактных товаров, товаров
с ложно указанным местом происхождения или добавлением фиктивного фирменного названия и др. предусмотрено наказание в виде тюремного заключения сроком не более одного года и штрафа пятой категории. За ввоз ложных, фальсифицированных, незаконно произведенных клейм, знаков или предметов, на которые они незаконно поставлены, предусмотрено наказание в виде тюремного заключения сроком от двух до шести лет или штрафа пятой категории (100 тыс. гульденов)10.
Второй подход выражается в криминализации только тех деяний, которые представляют наибольшую общественную опасность. К этой группе, как правило, относится контрабанда изъятых из свободного оборота предметов (оружия, взрывных устройств, наркотических средств, радиоактивных материалов и др.). Например, Уголовный кодекс Франции предусматривает повышенную уголовную ответственность за ввоз или вывоз наркотических средств. За совершение данного преступления предусмотрено наказание (ст. 222-36) в виде десяти лет тюремного заключения и штрафа в размере 50 млн франков. Если перемещение наркотических средств осуществляется организованной бандой, то срок тюремного заключения увеличивается до 30 лет со штрафом в размере 50 млн франков (ст. 222-34). За руководство группой, осуществляющей ввоз и вывоз наркотических средств, определено пожизненное заключение и штраф 50 млн франков11.
Значительно меньший перечень преступлений, связанных с незаконным перемещением товаров, предусмотрен законодательством Германии. Общие нормы, содержащие наказание за контрабанду, содержатся в Германском положении о налогах от 16.03.1976 г. За совершение простой контрабанды, вне зависимости от вида и количества перемещаемого товара, предполагается лишение свободы сроком до пяти лет. За квалифицированную контрабанду, то есть совершение преступления в виде промысла, с применением насилия или в составе банды с применением огнестрельного оружия, предусмотрено увеличение срока лишения свободы от трех месяцев до пяти лет12. Примечательно, что отдельно не выделяются нормы о контрабанде наркотических средств и иных ограниченных в свободном обороте предметов. Согласно Уголовному кодексу Германии к контрабанде относится ввоз и вывоз материалов, используемых для изготовления служебных удостоверений
(бумага, пластины, формы, клише, бланки служебных удостоверений и т. д.). Санкцией статьи предусмотрено наказание в виде лишения свободы сроком на два года или штраф (§ 275). При наличии квалифицирующих признаков, таких как совершение преступления в виде промысла или в качестве члена банды, наказание в виде лишения свободы увеличивается до трех лет, за ввоз и вывоз радиоактивных и других опасных веществ и ресурсов - до пяти лет (§ 328)13.
Уголовный кодекс Швейцарии кроме тюремного заключения и штрафа за контрабандные деяния предусматривает заключение в каторжную тюрьму сроком до пяти лет. Данное наказание назначается за ввоз фальсифицированных банкнот, фальшивых бумажных денег, металлических монет или служебных знаков оплаты, программ для неправомерного изменения или ликвидации данных, если лицо занимается этим в виде промысла (ст. 144-б, 243, 244). Наказание в виде тюремного заключения и штрафа предусмотрено за ввоз в страну предметов с навязчивыми изображениями жестокости в отношении людей или животных, кормов, вредных для здоровья животных, или средств для корма (ст. 135, 236)14.
В итальянском законодательстве термином «контрабанда» охватываются все таможенные преступления, за которые предусмотрена уголовная ответственность. Среди наказаний за совершение указанных деяний предусмотрен только штраф, который исчисляется пропорционально15.
Анализ законодательства России, некоторых стран СНГ и Европейского союза свидетельствует, что в них имеет место достаточно широкий разброс законодательной оценки степени общественной опасности контрабанды, видов и сроков наказаний за ее совершение. Уголовные законы стран СНГ практически полностью повторяют положения УК РФ, в том числе относительно вида и размера наказания за контрабандные деяния. В качестве положительного момента отмечается более четкая дифференциация видов и размеров наказаний в зависимости от степени общественной опасности контрабанды, а также при наличии квалифицирующих и особо квалифицирующих признаков.
Европейское уголовное законодательство, криминализируя более широкий спектр контрабандных деяний, является более либеральным в части определения наказаний за совершение ввоза и вывоза на территорию государств запрещенных пред-
метов и предметов, в отношении которых установлена государственная монополия. Максимальный предел наказания, как правило, не превышает десяти лет лишения свободы (за исключением Уголовного кодекса Франции). Основными видами наказания являются лишение свободы и штрафы
различных категорий. Иные наказания за совершение контрабанды национальными уголовными законодательствами рассмотренных государств не предусмотрены. Квалифицирующие признаки отражены слабо и практически не предполагают дифференциации наказаний.
| ПРИМЕЧАНИЯ
1 См.: Лютов В. А. Сравнительный анализ уголовной ответственности за контрабанду по уголовному законодательству Российской Федерации и Китайской Народной Республики // Международное уголовное право и международная юстиция. 2013. № 3. С. 16.
2 См.: Прохоров Л. А., Скачко А. В. Правовые модели противодействия контрабанде: опыт зарубежного законотворчества // Общество и право. 2013. № 2 (44). С. 69.
3 См.: Декрет СНК РСФСР от 17.10.1921 г. «О порядке реквизиции и конфискации имущества частных лиц и обществ» // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
4 См.: Уголовный кодекс РСФСР от 27.10.1960 г. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
5 См.: Краснов А. Д. Противодействие таможенным преступлениям: теоретико-прикладной анализ : дис. ... канд. юрид. наук. М., 2010. С. 103.
6 См.: Уголовный кодекс Республики Армения. URL: http:// www.competition.am/uploads/resources/qreakanRUS (дата обращения: 20.09.2016).
7 См.: Уголовный кодекс Республики Таджикистан. URL: http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=30397325 (дата обращения: 20.05.2016).
8 См.: Уголовный кодекс Кыргызской Республики. URL: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/568/890?mode=tekst (дата обращения: 16.09.2016).
9 См.: Уголовный кодекс Республики Сан-Марино. URL:http://www.twirpx.com/file/1795288/grant/ (дата обращения: 16.09.2016).
10 См.: Уголовный кодекс Голландии / под ред. Б. В. Вол-женкина. СПб., 2001. С. 140.
11 См.: Уголовный кодекс Франции. URL: http://constitu-tions.ru/?p=5859 (дата обращения: 20.06.2016).
12 См.: Савчишкин О. Г., Степанов Г. И. Зарубежное уголовное законодательство об отвественности за контрабанду наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов // Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 17. С. 76.
13 См.: Уголовный кодекс Германии. URL: http:// constitutions.ru/?p=5854 (дата обращения: 25.09.2016).
14 См.: Уголовный кодекс Швейцарии. URL: http://www. crimpravo.ru/page/zar-uk (дата обращения: 25.09.2016).
15 См.: Кузнецов А. П. Законодательная регламентация государственной политики противодействия налоговым преступлениям в странах дальнего зарубежья // Бизнес в законе. 2005. № 1. С. 11.
1 Sm.: Ljutov V. A. Sravnitel'nyj analiz ugolovnoj otvetstvennosti za kontrabandu po ugolovnomu zakonodatel'stvu Rossijskoj Federacii i Kitajskoj Narodnoj Respubliki // Mezhdunarodnoe ugolovnoe pravo i mezhdunarodnaja justicija. 2013. № 3. S. 16.
2 Sm.: Prohorov L. A., Skachko A. V. Pravovye modeli protivodejstvija kontrabande: opyt zarubezhnogo zakonotvorchestva // Obshhestvo i pravo. 2013. № 2 (44). S. 69.
3 Sm.: Dekret SNK RSFSR ot 17.10.1921 g. «O porjadke rekvizicii i konfiskacii imushhestva chastnyh lic i obshhestv» // Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «Konsul'tantPljus».
4 Sm.: Ugolovnyj kodeks RSFSR ot 27.10.1960 g. Dokument opublikovan ne byl. Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «Konsul'tantPljus».
5 Sm.: Krasnov A. D. Protivodejstvie tamozhennym prestuplenijam: teoretiko-prikladnoj analiz : dis. ... kand. jurid. nauk. M., 2010. S. 103.
6 Sm.: Ugolovnyj kodeks Respubliki Armenija. URL: http:// www.competition.am/uploads/resources/qreakanRUS (data obrashhenija: 20.09.2016).
7 Sm.: Ugolovnyj kodeks Respubliki Tadzhikistan. URL: http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=30397325 (data obrashhenija: 20.05.2016).
8 Sm.: Ugolovnyj kodeks Kyrgyzskoj Respubliki. URL: http:// cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/568/890?mode=tekst (data obrashhenija: 16.09.2016).
9 Sm.: Ugolovnyj kodeks Respubliki San-Marino. URL:http:// www.twirpx.com/file/1795288/grant/ (data obrashhenija: 16.09.2016).
10 Sm.: Ugolovnyj kodeks Gollandii / pod red. B. V. Volzhenkina. SPb., 2001. S. 140.
11 Sm.: Ugolovnyj kodeks Francii. URL: http://constitutions. ru/?p=5859 (data obrashhenija: 20.06.2016).
12 Sm.: Savchishkin O. G., Stepanov G. I. Zarubezhnoe ugolovnoe zakonodatel'stvo ob otvestvennosti za kontrabandu narkoticheskih sredstv, psihotropnyh veshhestv ili ih analogov // Vestnik Cheljabinskogo gosudarstvennogo universiteta. 2013. № 17. S. 76.
13 Sm.: Ugolovnyj kodeks Germanii. URL: http://constitutions. ru/?p=5854 (data obrashhenija: 25.09.2016).
14 Sm.: Ugolovnyj kodeks Shvejcarii. URL: http://www. crimpravo.ru/page/zar-uk (data obrashhenija: 25.09.2016).
15 Sm.: Kuznecov A. P. Zakonodatel'naja reglamentacija gosudarstvennoj politiki protivodejstvija nalogovym prestuplenijam v stranah dal'nego zarubezh'ja // Biznes v zakone. 2005. № 1. S. 11. H