УДК 378
КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ
СПЕЦИАЛИСТА ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ:
СУЩНОСТЬ, КОМПОНЕНТЫ И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
Т. А. Михайлова
Аннотация. В статье затрагивается достаточно актуальная в настоящее время тема наличия у специалиста по социальной работе коммуникативной компетентности, являющейся одной из базовых характеристик профессиональной компетентности и способствующей его личностному и профессиональному развитию. Статья раскрывает содержание понятия «коммуникативная компетентность», ее структурных элементов. На основе изучения теоретических подходов к сущности коммуникативной компетентности автором определены основные компоненты коммуникативной компетентности специалиста по социальной работе, такие как: организационно-познавательный, интерактивный и перцептивно-прогностический; в соответствии с ними предложены критерии оценки коммуникативной компетентности специалиста и их показатели.
Ключевые слова: коммуникативная компетентность; профессиональная компетентность; специалист по социальной работе; коммуникативная установка, коммуникативный потенциал.
COMMUNICATIVE COMPETENCE OF A SPECIALIST IN SOCIAL WORK:
THE NATURE, COMPONENTS AND EVALUATION CRITERIA
T. Mikhailova
Abstract. Mentioned in the article quite topical at present the theme of having a masters in social work communicative competence, which is one of the basic characteristics of professional competence, and promotes personal and professional development. The article reveals the content of the concept of communicative competence, its structural elements. Based on the study of theoretical approaches to the essence of communicative competence, the author defines the main components of communicative competence of specialists in social work, such as: organizational and cognitive, interactive, and perceptive-predictive, in accordance with the criteria of assessment of communicative competence of a specialist and their performance.
Keywords: communicative competence; professional competence; specialist social work; the communicative setting and communicative potential.
В связи со сложной ситуацией, обострившей социальные противоречия в современной России, одним из наиболее востребованных в настоящее время профессионалов, является специалист по социальной работе. Разные категории граждан, находящиеся в трудной жизненной ситуации, такие как: инвалиды, безработные, дети-сироты, социальные сироты, граждане пожилого возраста,
несовершеннолетние с различными формами девиантного поведения, лица без определенного места жительства и другие не всегда могут самостоятельно решить возникшие у них проблемные ситуации. Как правило, люди, находящиеся в трудной жизненной ситуации, испытывают растерянность, высокий уровень тревожности, неуверенности в своих силах, а также у них присутствует неадекватная реакция на происходящее. У такой категории граждан нарушены или искажены социальные связи и для оказания им помощи необходим специалист, обладающий особой профессиональной компетентностью [3, 4, 5].
Роль специалиста по социальной работе состоит в гуманизации взаимоотношений между человеком и обществом. Совместная
деятельность специалиста и клиента, основанная на том, что специалист по социальной работе руководит процессом, а не клиентом представляет собой оказание социальной помощи. Основная идея такой деятельности заключается в побуждении клиента к самостоятельным действиям и исключению выполнений действий специалистом за него [1, 4]. В своей деятельности специалист по социальной работе взаимодействует не только с сами клиентом, но и с его социальным окружением.
Одной из базовых характеристик профессиональной компетентности специалиста в области социальной работы является коммуникативная компетентность. Наличие у специалиста по социальной работе коммуникативной компетентности является необходимым условием его личностно-профессионального развития.
В научной среде понятие «коммуникативная компетентность» разрабатывается не так давно и в большей степени используется в таких областях, как филология, психология, педагогика. В настоящее время в научной литературе можно встретить большое
многообразие определений и характеристик этого понятия.
Так, например, на сайте «Федеральные государственные стандарты», под
коммуникативной компетентностью понимается способность индивида осуществлять речевое общение и умение слушать. К обязательным умениям, которые обеспечивают
коммуникативность личности, можно отнести: способность задать вопрос и четко сформулировать ответ на него; внимательно выслушать и активно обсудить существующую актуальную проблему; прокомментировать высказывание собеседника и критически его оценить; аргументированно высказать свое мнение в коллективе; выразить эмпатию своему собеседнику; адаптировать речь к особенностям восприятия участника общения [1, 3, 4].
Ряд исследователей коммуникативную компетентность рассматривают как
интегральный ресурс личности, который обеспечивает ей успешность в коммуникативной деятельности. Данный ресурс включает в себя набор следующих элементов: социальный интеллект, система межличностных отношений, специальные профессиональные знания, потенциал развития личности при овладении коммуникативной деятельностью [1, 5].
В современной научной литературе понятие «коммуникативная компетентность»
рассматривается и как система взаимодействия людей, их знаний и умений, и как качество личности, ее поведение, которое проявляется в процессе взаимодействия с людьми, в способностях при общении.
Проведенное теоретическое исследование в области коммуникативной компетентности позволило представить ее, с одной стороны, как способность, позволяющую устанавливать контакты, вести переговоры, аргументировано отстаивать свою точку зрения с учетом мнения других людей; с другой стороны, как умение ставить и решать коммуникативные задачи, соблюдать этикет в общении, осуществлять межкультурное взаимодействие, иметь навыки делового общения, а также владеть средствами общения и профессиональной деятельности, нести социальную ответственность за их результаты [2, 4].
Такие ученые, как Т.Н. Балабанова, Е.А. Кудрина, А.В. Кучеренко под коммуникативной компетентностью понимают наличие у индивидов сложной системы, состоящей из коммуникативных навыков и сформированных адекватных умений, знаний культурных норм и ограничений при общении, ориентации в
коммуникативных средствах, используемых в данной профессии [1, 3, 5].
В настоящее время выделяют разные составляющие коммуникативной
компетентности. Так ряд исследователей (Ю.Н. Емельянов, Ю.М. Жуков) обращают внимание на когнитивные (ориентированность, знания в области психологии, способности),
исполнительные (умение и навыки) стороны коммуникативной компетентности и выделяют группу показателей, описывающих
коммуникативные установки и систему межличностных отношений [1, 4].
Другие же исследователи в этой области (Н.Б. Буртовая, Е.А. Капустина, Л.А. Эррера) определяют следующие компоненты
коммуникативной культуры: личностно-когнитивный, мотивационно-поведенческий, эмоционально-ценностный [5].
Проведенное теоретическое исследование позволило выделить основные компоненты коммуникативной компетентности специалиста по социальной работе.
К таким компонентам нами были отнесены: организационно-познавательный, интерактивный и перцептивно-прогностический.
Организационно-познавательный компонент коммуникативной компетентности специалиста по социальной работе характеризуется наличием определенных знаний в области коммуникации.
Организационно-познавательный компонент представляет собой совместную деятельность людей, в ходе которой происходит обмен различными представлениями, идеями, настроениями, чувствами, то есть осуществляется обмен информацией.
При организации человеческой
коммуникации возникают познавательные барьеры, появляющиеся из-за отсутствия единого восприятия ситуации общения. Такие барьеры могут возникать в связи с социально-политическими, религиозными и
профессиональными различиями.
Возникновение этих барьеров обусловлено социальными причинами. Также барьеры при коммуникации могут быть вызваны и психологическими причинами: неприязнь по отношению к другим людям, индивидуальные психологические особенности общающихся.
Содержательная составляющая данного компонента определяются двумя моментами:
1. Деятельность в системе социального обслуживания происходит в сфере «человек-человек». В этой связи степень владения специалиста по социальной работе речью влияет на успешность решения профессиональных задач.
2. Знания в области социальной работы относят к специальным знаниям. Характер общения в процессе социального обслуживания постоянно усложняется (в связи с использованием информационно-
коммуникативных технологий, постоянного повышения информатизации общества), поэтому необходима грамотно организованная коммуникация, обеспечивающая эффективность выполнения как деятельности в целом, так и оказания отдельных услуг.
Интерактивный компонент
коммуникативной компетентности
характеризуется взаимодействием специалиста по социальной работе с получателем социальных услуг. Сюда относятся следующие аспекты коммуникативной деятельности специалиста: планирование взаимодействия, организация и осуществление совместной деятельности (продуктивной коммуникации, как с получателями социальных услуг, так и с коллегами, администрацией, другими структурами в рамках межведомственного взаимодействия); выработка форм и норм совместных действий. Этот компонент включает в себя умение увидеть и осуществить нестандартные способы решения задач коммуникации.
Перцептивно-прогностический компонент коммуникативной компетентности включает в себя умение воспринимать и понимать партнера по общению.
Согласно социальной психологии перцепция трактуется как приятие внешних признаков индивида и сопоставление их с индивидуально-личностными характеристиками, а также интерпретация и прогнозирование на этой основе его поступков.
Перцептивно-прогностическая сторона коммуникации специалиста по социальной работе прослеживается, к примеру, в процессе консультирования граждан, где можно наблюдать, как работник организует совместную коммуникацию, демонстрирует понимание проблем, обратившихся за помощью, устанавливает эмоциональные отношения. Здесь задействованы традиционные механизмы межличностной перцепции: идентификация, эмпатия, аттракция (познание и понимание партнера по общению), рефлексия, построение модели поведения партнера по общению.
При общении с клиентом для достижения необходимой цели специалист по социальной работе должен уметь найти правильное слово, тон, нужную «пристройку» к собеседнику по общению. Для реализации эффективного взаимодействия специалист также должен уметь
осуществлять социально-психологический
прогноз коммуникативной ситуации. Его формирование происходит на основе анализа коммуникативной ситуации, с учетом имеющихся коммуникативных установок (с позиции отношения партнеров к процессу общения).
Коммуникативная установка представляет собой программу поведения личности при общении. Включенность специалиста и клиента (или другого партнера по общению) в систему коммуникативного взаимодействия, их отношение к общению, совпадение предметно-тематических интересов, эмоционально-оценочное отношение к тому или иному событию - все это влияет на уровень коммуникативных установок. Также на уровень установки может оказывать воздействие частота коммуникативных контактов, личностные особенности клиенты [1, 3, 5].
Специалист по социальной работе должен обладать рядом способностей, позволяющих ему осуществлять эффективное общение - это представление прогноза предполагаемой коммуникативной ситуации, программирование общения, управление общением. При этом само общение в социальной сфере представляется как процесс, в котором интегрируются четыре основных
коммуникативных элемента общения: диагностический, программирующий,
организационный, исполнительский [4,5].
Коммуникативно-диагностическая составляющая процесса общения направлена на изучение коммуникативной ситуации, распознавание возможных сложностей в его процессе, которые могут быть обусловлены как особенностями взаимодействия, так и личностными особенностями самого
специалиста или его партнера по общению. Коммуникативно-программирующий элемент предполагает формирование базы общения, учет стиля и других параметров процесса взаимодействия специалиста в
профессиональной деятельности.
Коммуникативно-организационная составляющая обеспечивает непосредственно организацию процесса общения, мотивацию партнеров к эффективной коммуникации.
Коммуникативно-исполнительская составляющая нацелена на реализацию коммуникативной ситуации с учетом сформированной базы общения и вышеперечисленных составляющих.
Среди указанных элементов процесса общения особое место отводится коммуникативно-исполнительской
составляющей, так как она определяет коммуникативные возможности специалиста по социальной работе.
Необходимо отметить, что коммуникативная компетентность, выступает элементом более широкой категории - коммуникативного потенциала личности [3, 5], который представляет собой особую характеристику возможностей коммуникативного
совершенствования специалиста и
определяющий качество его общения. Коммуникативные свойства личности, которые обусловливают потребность индивида в общении и характеризуют коммуникативные способности специалиста по социальной работе (например, способность проявлять инициативу и активность при общении, эмоционально реагировать на состояние подопечных или коллег, формулировать и реализовать собственную индивидуальную программу общения), являются составляющими
коммуникативного потенциала [4, 5].
Все перечисленные выше компоненты имеют ценностную значимость. Специалист по социальной работе в процессе общения в профессиональной деятельности должен стремиться к достижению всех указанных составляющих компетентности. Достижение этой цели в полной мере будет характеризовать человека как личность, обладающую коммуникативной компетентностью.
В соответствии с компонентами коммуникации были выделены следующие критерии оценки коммуникативной
компетентности:
— познавательный критерий - обмен информацией;
— интерактивный критерий - обмен действиями, поведенческими стереотипами, взаимовлияниями;
— перцептивный критерий -взаимовосприятие, взаимопонимание.
Оценка познавательных ресурсов специалиста по социальной работе, направленных на определение коммуникативной ситуации, является первоочередной задачей диагностики коммуникативной компетентности. Она реализуется с помощью познавательного критерия и соответствующих ему показателей:
— профессиональные знания (согласно выполняемой трудовой функции);
— знания профессионального общения;
— знания психологии личности;
— самопознание и самоанализ.
Интерактивный компонент
коммуникативной компетентности специалиста по социальной работе выявляется с помощью интерактивного критерия и его показателей:
— установка на профессиональное общение (с получателем социальных услуг, коллегами, администрацией учреждения), диалог, сотрудничество;
— вербальное и невербальное взаимодействие специалиста в процессе коммуникации;
— организация и техники общения;
— поведение в конфликтных ситуациях.
Перцептивный компонент коммуникативной
компетнтности специалиста оценивается с помощью перцептивного критерия и соответствующих ему показателей:
— восприятие и понимание партнера по общению и себя самого;
— имеющийся опыт межличностного и профессионального общения;
— наличие эмпатии, умения выражать свои эмоции и саморегуляция;
— рефлексия специалиста.
Степень развития коммуникативной компетентности специалиста по социальной работе может быть представлена на трех уровнях: низком - недостаточном; среднем -допустимом; высоком - творческом уровне коммуникативной компетенции.
Происходящий переход с одного уровня на другой дает возможность создания новой ступени для последующего развития коммуникативной компетентности специалиста по социальной работе.
Оценка приведенных выше компонентов коммуникативной компетентности специалиста по социальной работе требует применение количественно-качественных методов
исследования данного явления.
В настоящее время с возрастанием сложности должностных обязанностей доля профессиональной компетентности сокращается. А соответственно коммуникативная
компетентность является предельно важным аспектом, который должен учитываться администрацией при приеме специалиста на работу, при перемещении или продвижении сотрудников внутри организации и их развитии.
В таком случае коммуникативная компетентность является обязательным условием успешной профессиональной реализации специалиста по социальной работе.
1. Горина Е.Е., Саулина М.А. К вопросу формирования профессионально-важных качеств у будущих работников в период их обучения: результаты эмпирического исследования // Социальные отношения. - 2016. - №4(19). - С.121-129.
2. Иванова, Г.П.; Михайлова, Т.А.; Федоров, О.Г. Особенности управления социально-образовательной средой и её научно-методический потенциал для развития управленческой компетентности персонала // Социальные отношения. - 2016. - № 3 (18). - С. 98-107.
3. Михайлова Т.А Проектная деятельность работников социальной сферы // Казанский
педагогический журнал. - Ч. 1. - 2015. - № 5 (112). -С. 218-221
4. Михайлова, Т.А. Конкурентоспособность специалистов в современном обществе // Конкурентоспособность молодых специалистов: развитие профессионализма и самосовершенствование: Материалы Международной НПК. - Тверь: Твер. гос. ун-т, 2017. - 184 с. - С. 3640.
5. Федоров О.Г. Принципы структурного моделирования при исследовании деятельности работников социальной сферы // Социальные отношения. - 2015. - №4 (15). - С.101-104.
Сведения об авторе:
Михайлова Татьяна Александровна (г. Москва, Россия), кандидат педагогических наук, доцент кафедры Социальной коммуникации и организации работы с молодежью, Московский государственный психолого-педагогический университет, e-mail: [email protected]
Data about the author:
T. Mikhailova (Moscow, Russia), candidate of pedagogical Sciences, associate Professor of Social communication and organization of work with young people, Moscow state psychological-pedagogical University, e-mail: [email protected]