О мемах, как о явлении массовой культуры в России, заговорили не так давно, и мы видим в них большой потенциал для изучения и последующего научного осмысления. Существует еще множество видов мемов, которые никем не исследовались, в том числе и в интернет-СМИ, а также в рекламе и PR.
Список литературы
1. Антонович, А. Мемы - миф или реальность [Электронный ресурс] / А. Антонович. - URL: https://shkolazhizni.ru/world/articles/35193/ (дата обращения: 02.04.2017).
2. Визуальный контент [Электронный ресурс]. - URL: http:// comagency.ru/vizualnyj-kontent-kak-sredstvo-vizualnoj-kommunikacii (дата обращения: 21.05.2017).
3. Голованова, Е. И. Интернет-мем как элемент визуализации в СМИ [Текст] / Е. И. Голованова, Н. В. Часовский // Вестн. Челяб. ун-та. Сер. 16. Языкознание. - Челябинск : Энциклопедия, 2015. - № 5. - С. 135-141.
4. Горбачев, А. Типология мемов: от улыбчивого кавказца до Саши Грей [Электронный ресурс] / А. Горбачев. - URL: https://daily.afisha.ru/archive/gorod/archive/vk-tipologiya-memov/ (дата обращения: 05.04.2017).
5. Докинз, Р. Эгоистичный ген [Текст] / Р. Докинз; пер. с англ. Н. Фомин. - М.: Мир, 1993. - 318 с.
6. Интернет-мемы - что это? - URL: https://sites.google.com/site/ mememediavirus/ (дата обращения: 18.03.2017).
7. Лентач [Электронный ресурс]. - URL: https://vk.com/oldlentach (дата обращения 28.03.2017).
8. Мем. - URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Мем (дата обращения: 18.03.2017).
9. Симакова, С. И. Тенденции визуализации журналистского контента в современных СМИ [Текст] / С. И. Симакова // Вестн. Северо-Осетинского ун-та им. К.Л. Хетагурова. Сер. Общественные науки. - Владикавказ : Изд-во Северо-Осетинского ун-та, 2015. - № 3. - С. 213-218.
10. Щурина, Ю. В. Интернет-мемы как феномен интернет-коммуникации [Текст] / Ю. В. Щурина // Науч. диалог. - Екатеринбург: Центр науч. и образоват. проектов, 2012. -№ 3. - С. 161-173.
Иванова Д. Н.
СПЕЦИФИКА ВИЗУАЛЬНЫХ КОММУНИКАТИВНЫХ СООБЩЕНИЙ В СМИ НА ПРИМЕРЕ ФОТОФАКТА И ФОТОРЕПОРТАЖА
В этой статье рассмотрены два самых популярных фотожанра в журналистике: фотофакт и фоторепортаж. Они используются в СМИ не только как средство привлечения внимания, но и как коммуникативный канал связи с читателями-зрителями. Для большего понимания были рассмотрены конкретные примеры этих жанров в трёх изданиях разных эпох.
Ключевые слова: визуальная коммуникация, фоторепортаж, фотофакт, фото-текст, фотография.
В современном мире фотография используется во многих сферах: искусстве, журналистке, науке, в личных целях людей. Абсолютно каждая из этих сфер, придает фотографии свое собственное «лицо».
«Фотография стала неотъемлемым элементом печатной журналистики, начиная с XIX века» [7. C. 214]. И за долгое время своего развития, сформировалась целая система жанров, обеспечивающих отображение различных фактов в СМИ.
В. В. Тулупов считал, что изначально появились всего три жанра: фотозаметка (фотофакт, фотоинформация), фотопортрет и фоторепортаж. Все остальные жанры лишь базируются на этих трех [9. С. 233]. В наши дни приводится множество систем фотожанров, но все они указывают на одно: они не статичны. Жанры развиваются, стараясь удовлетворить информационную потребность аудитории.
Человек получает информацию по всем имеющимся у него каналам. «По подсчетам исследователей 69 % информации <...> приходится на визуальную коммуникацию» [5. С. 302]. Именно поэтому, иллюстрации, а в том числе и фотоматериал, используются в СМИ.
Наиболее часто для иллюстрирования материалов в прессе используют два жанра: фоторепортаж и фотофакт. Эти виды имеют несколько принципиальных отличий. Фотофакт - некомментированная иллюстрация, где большее внимание направлено на фотографию, чем на текст. «Текстовое пояснение приближено к телеграфному сообщению <.> текстовка и по краткости, и, по сути, представляет заголовок. Это наиболее оперативная форма фотоинформации» [2. С. 38]. Тематика же фотозаметок широка. Фотофакт заменяет собой информацию в виде текста.
В свою очередь фоторепортаж тоже имеет ряд отличительных особенностей. Он выделяется хотя бы тем, что состоит из серии фото, относящихся к одному событию (от 3 и более фото). «Будучи формой отображения событий, фоторепортаж предполагает съемку происходящего в развитии, показ героев события в действии. Обозначенному критерию соответствуют многие публикации этого жанра» [3. С. 96]. Главная особенность жанра -художественная информативность, которую можно сравнить с информативностью печатного слова. Сейчас фоторепортаж может «рассказать» даже больше чем текст, а главное, передать атмосферу того, что снято.
Для лучшего понимания того, как менялась специфика коммуникативных подходов к созданию фотоматериалов указанных выше жанров в разные эпохи, были отобраны три издания. Объектом исследования стали фотоматериалы иллюстрированного журнала для семейного чтения «Нива» за 1917 год, журнала «Русский репортер» и новгородской интернет-газеты «53 новости» за 2017 год.
Издатель А. Ф. Маркс позиционировал «Ниву» как иллюстрированный журнал литературы и современной жизни для семейного чтения. «С первого номера иллюстрация неотъемлемо являлась инструментом информационной политики журнала» [6. С. 133]. Потрясения, которыми было ознаменовано начало двадцатого века в России, были отражены в материалах издания.
В 1917 году фотоматериал журнала «Нива» имел особую смысловую нагрузку. Иногда фото брали на себя коммуникативную функцию вместо текста, то есть визуальный способ передачи информации был приоритетным. «Удавалось преподнести аудитории максимум информации, затрачивая минимум места в номере, не перегружая его еще одним текстом. За счет подобного подхода освобождалось место для других материалов и, соответственно, информативность журнала "Нива" была еще выше» [4. С. 12].
Пример этому фоторепораж в журнале «Нива» №№ 29 от 23 июля 1917 года под названием «15-го июля в Петрограде». Темой фотосерии стали торжественные похороны убитых на улицах столицы солдат в кровавые дни 3-5 июля, так же известные как «Июльские дни» или «Июльское восстание». Несмотря на наличие рубрики «Политическое обозрение», объемного поясняющего текста к фото не было. Помимо названия под каждой фотографией были пояснения того, что отображено на фото. Например, «Сын убитого казака» или «У могилы». Получается, у фоторепортажа было общее название, но не было никаких выводов или объяснений о произошедшем. При этом фото были размещены на разных страницах и рядом с текстами, далекими от темы революции и борьбы за свободу. Важно обратить внимание еще и на то, что публикация фоторепортажа в подобном
виде очень напоминает фотофакт в современных изданиях. Люди на фотографиях были запечатлены в основном позирующими, «замершими». Этим фотографии никак не претендовали на художественность, а лишь выражали общую атмосферу скорби. Для того чтобы вызвать более сильные эмоции у читателей-зрителей, в фоторепортаже имелись две фотографии с похоронной процессией и с братской могилой. Ни под одной из них не было имени автора фоторабот. В то же время, можно сказать, что фотограф отразил событие в 8 фото так, как его видел он сам. Его внимание было больше обращено к тем, кто погиб, а не к верхушке Временного Правительства или выжившим солдатам. Именно эти фото «сделали» фоторепортаж острым, показав аудитории издания главное событие.
Можно сделать вывод о том, что 100 лет назад у фотографов не стояло задачи сделать свой материал более динамичным. Не уделялось особого внимания поиску новых ракурсов и подходов, а также налаживанию коммуникации с читателем. Однако, учитывая то, что фотоматериал был сделан век назад, а фотоаппараты были достаточно примитивны, можно понять сложности в создании оригинальных фото. Ведь главную функцию они все же выполняли, а именно, показывали факт, свершившееся событие.
Современный журнал «Русский репортер» знаменит качественным фотоматериалом. В издании имеется раздел «Фотопроект», который ранее носил название «Фоторепортаж». Возможно, это связано с уже описанной выше ситуацией увеличения количества фотожанров. Их становится все больше и больше, соответственно менять название целого раздела от выпуска к выпуску - странно. Ведь неизвестно, что преподнесет фотограф редактору в следующий раз: классический фоторепортаж, фотоисторию или же фотоочерк. Тем более что все перечисленные жанры схожи. В этом издании фотографии и текстовые материалы выступают на равных. Журнал сотрудничает с лучшими зарубежными и российскими фотографами: Дмитрием Беляковым, Дарьей Козыревой, Сергеем Максимишиным и многими другими. Мастерство, с которым создается фотоматериал для «Русского репортера», заставляет остановить взгляд читателя на странице журнала. Точно и четко выстраивается коммуникационный канал с аудиторией, когда даже не нужно фокусироваться на прочтении мелких букв, а лишь проникнуться той атмосферой, которую передал фотограф через свое творение. То есть «фото-текст представлен как знаковая система и как способ репрезентации реальности» [8. С. 16]. Одна из важнейших заслуг фотографов журнала «Русский репортер» в том, что они создают фоторепортажи так, что фото становятся жанром, который «самостоятельно справляется с коммуникативной задачей, оставляя читателю право на анализ показанного события и собственные выводы» [10. С. 67]. Техническое оснащение фотографов так же, как и новые подходы к созданию фоторепортажей, позволяют более динамично и в полной мере высказать то, что иногда невозможно выразить словами.
В журнале редко показывают историю события, которое касается большого количества людей. Это легко объясняется тем, что жизнь одного отдельного человека бывает куда интереснее. Фоторепортеры журнала выбирают яркую личность для более полного раскрытия обстоятельств жизни. Показательным может быть репортажная история «Домой через линию фронта» Дмитрия Белякова, которая была опубликована в рубрике «Фотопроект» 21 апреля 2017 года в № 5-6 (422) журнала «Русский репортер».
Беляков показывает в 14 фотографиях обычный день рабочего Сергея Чумака, у которого жизнь разделена войной: работа в подконтрольной Украине Авдеевке, а дом и могилы родителей - в Донецке. Разрушенные дома, фото из окопа, строгая проверка на линии разграничения территорий - мы проходим путь домой с работы вместе с героем, ощущаем трудности жизни на территории, которая не находится под контролем Украины. Автор фотосерии заставляет читателей пройти нелегкий ежедневный путь героя и тем самым заставляет их почувствовать себя «в чужой шкуре». Сначала читатель думает, что это обычный человек с самой простой жизнью, но только в процессе просмотра фо-
торяда приходит понимание того, что именно скрывается за усталым взглядом обычного рабочего.
История без слов приводит к созданию фото-текста. Журнал «Русский репортер» демонстрирует различные фотожанры, не ограничиваясь классическим фоторепортажем. Но это нисколько не влияет на возможность читателей проникнуться отображенными на фото образами и лично воспринять увиденное.
Фотозаметка первой выделилась в фотожурналистике, но сейчас в различных изданиях часто можно встретить некомментированную фотозаметку или фотофакт. Отличие его от фоторепортажа в количестве фотографий и силе смысловой нагрузки единственного кадра.
На современную журналистику и фотожурналистику сильно влияет появление и внедрение новых технологий. М. Ващук считает, что новые потребители информации - интернет-пользователи меняют современную фотожурналистику [1. С. 272]. Сейчас уже редко можно встретить мобильный телефон без фотоаппарата. Благодаря социальным сетям, в которые люди выкладывают свои фотографии, каждый из нас может назвать себя протожурналистом. Ведь просмотры одного снимка в социальных сетях могут соперничать с количеством просмотров новостной заметки в интернет-издании.
Сейчас в интернет-изданиях нередко можно увидеть фотографии, которые прислали сами читатели. Любой человек, с возросшей в наши дни скоростью передачи информации, может предложить актуальную новость. При этом качество этих фотоматериалов бывает очень плохим. Оперативность в этом вопросе выходит на первый план. Тем более что таким образом человек может не просто всем «рассказать» о каком-либо событии или факте, но еще и передать эмоции и собственную позицию, делая снимок. А из субъект-объектных отношений фотография переходит в субъект-субъектные, все потому что «фотограф» становится активен при создании фото.
Одно из самых посещаемых СМИ Великого Новгорода «53 новости» публикует фотофакты из самых разных источников. Налаживают ли представленные там любительские фотоснимки коммуникативную связь с читателями - вопрос открытый. Но, тем не менее, количество их просмотров порой в несколько раз больше чем у прочих журналистских материалов представленных в издании. Возможно, такой интерес проявляется именно из-за визуальной подачи новости. Ведь сейчас читатели привыкли просматривать предложенную ленту новостей и уже по одним заголовкам узнавать актуальные и свежие новости дня. Фотография, как уже много раз говорилось, объективно и точно передает информацию.
Поводом для создания фотофакта может послужить практически все что угодно: первый снег, ДТП, зажжение огней на главной новогодней елке города, свалившееся на тротуар после урагана дерево, образовавшаяся после дождя лужа, которую невозможной пройти, или просто давно не ремонтировавшаяся дорога. Спектр тем велик. Другое дело - смысл зафиксированного на фото. Нужно опубликовать тот или иной фотофакт, потому что новость касается многих или важна для привлечения внимания властей к какой-либо проблеме, а может это просто удивительное событие жизни поселка, города или его района, области в целом?
Рассмотрим подробнее несколько фотофактов из интернет-газеты «53 новости». Например, «Фотофакт: боевая ракета в Великом Новгороде» от 29 сентября 2017 года. Фото было сделано из салона автомобиля. На нем изображена боевая ракета. Около двух с половиной тысяч просмотров были не случайны. Один заголовок заставляет зайти и увидеть самостоятельно снимок. Комментариев фотофакт не получил, но 7 репостов (копирования новости на собственную страницу в какой-либо социальной сети) было сделано пользователями сети «ВКонтакте». Значит, люди находили этот материал удивительным и откликнулись на него, а репост ими был сделан для их друзей в социальной сети, чтобы и другие смогли увидеть интересную заметку.
Фотоснимок может быть использован еще и для запечатления факта нарушения правил, законов или предостережений. Пример тому «Фотофакт: новгородцы в январе купаются в Волхове там, где нельзя» от 26 января 2017 года. В редакцию интернет-газеты прислала фото туристка из Москвы. При посещении Великого Новгорода она сняла женщину, которая купалась зимой в том месте, где этого нельзя делать: красная табличка с надписью: «Купание запрещено» была в нескольких метрах от места купания. Отклик публикация получила в виде трех комментариев и 719 просмотров. Комментарии были неодобрительные. Люди не обратили внимания на комичность ситуации, но заметили, что в солнечный день знак не дал тень. Новость вызвала насмешки. Но ведь подобные рассуждения все же свидетельствуют об активности со стороны читателей, и тем самым коммуникация была осуществлена. Позже, сама новость состояла уже не в том, что женщина купалась в неположенном месте, а в том, что данное фото - подделка, а его еще и опубликовали неразборчивые редакторы СМИ. Получается, что не важен сам повод к созданию фото. Он может быть абсолютно любым. Важно получение обратного отклика у аудитории, пусть даже негативного.
Все фото были «любительскими», но и без особых навыков читатели СМИ смогли дать такой контент, который не просто был подан оперативно, но и вызвал обсуждение на сайте интернет-газеты и в социальных сетях.
Современная журналистика стала более оперативной, и сами читатели требуют этого. Поэтому визуализация новостей является важной составляющей материалов разных изданий. То, что через фото можно передать информацию читателям, было понятно еще в начале XX века. А сейчас читатели-«сканеры» просматривают фото, даже не читая подпись. Фото-текст выражает все что нужно. Фоторепортаж теперь требует более художественного подхода, за счет этого читатель может проникнуться и почувствовать себя участником запечатленных событий. Но пагубно и отстранение от канонов: придумывая что-то новое в фотожурналистике, необходимо помнить об основных умениях, которыми должен обладать фотокорреспондент. То есть уметь делать иллюстрации в базовых жанрах (фотозаметка, фоторепортаж и фотопортрет). В ином случае из-за излишней эстетической составляющей каждой фотографии можно потерять связь с читателями. Визуализация помогает удержать внимание читателей, находящихся в потоке постоянно поступающей информации.
Список литературы
1. Ващук, М. А. Спортивная фотография глазами интернет-пользователя [Текст] / М. А. Ващук // СМИ как фактор общественного диалога: материалы Междунар. науч. конф. - М.: МедиаМир, 2015. - С. 272-273.
2. Ворон, Н. И. Жанры фотожурналистики: Учеб. Пособие для вузов по спец. «Журналистика» [Текст] / Н. И. Ворон. - М.: Фак. журналистики, 2012. - 145 с.
3. Ворон, Н. И. Фотопубликации в печатной прессе: жанровый аспект [Текст] / Н. И. Ворон // Медиаальманах. - М.: НП факультета журналистики, 2016. - С. 94-99.
4. Иванова, Д. Н. Особенности иллюстрирования журнала «Нива» в 1917 году [Текст] / Д. Н. Иванова // Актуальные проблемы журналистики: Сборник трудов молодых ученых. - Томск: ФЖ ТГУ, 2017. - С. 11-12.
5. Почепцов, Г. Г. Теория коммуникации [Текст] / Г. Г. Почепцов. - М.: Руфл-бук, 2009. - 656 с.
6. Пушкарская, Е. Ю. Значение иллюстрации на страницах журнала «Нива» [Текст] / Е. Ю. Пушкарская // Вектор науки ТГУ - Тольятти: 2010. - С. 132-134.
7. Симакова, С. И. Тенденции визуализации журналистского контента в современных СМИ [Текст] / С. И. Симакова // Вестник Северо-Осетинского гос. ун-та им. К. Л. Хета-гурова. - Владикавказ: СОГУ им. К. Л. Хетагурова. - 2010. - С. 213-218.
8. Терентьева, И. Н. Фото-текст: раскрытие или конструирование реальности? [Текст] / И. Н. Терентьева // Вестник НГТУ им. Р. Е. Алексеева. - Нижний Новгород: 2014. -С. 16-21.
9. Тулупов, В. В. Дизайн и реклама в системе маркетинга российской газеты [Текст] / В. В. Тулупов // Воронежский университет. - Воронеж: ВГУ, 2000. - 336 с.
10. Федосеева, Н. И. Специфика современной российской фотожурналистики (на примере журнала «Русский репортер») [Текст] / Н. И. Федосеева, А. В. Муха // Научно-технический прогресс: актуальные и перспективные направления будущего: сборник материалов IV Международной научно-практической конференции. - Кемерово: ЗапСибНЦ, 2016. - С. 66-67.
Киселева А. С.
ТРАКТОВКИ ПОНЯТИЯ «ОБРАЗОВАНИЕ» В ТЕКСТАХ СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ СМИ
Со сферой образования на каждом этапе своей жизни соприкасается, практически, каждый участник социума - либо непосредственно, либо через знакомых и близких людей. Вполне естественно, что тема образования находит свое отражение в современных российских СМИ. Между тем, в зависимости от контекста публикации, значения термина «образование» разнятся, отражая аспекты в диапазоне от прикладного, социально-политического до нравственно-духовного. Исследованию соотношений данных аспектов в медийном поле и отражаемым этими соотношениями тенденциям посвящена работа.
Ключевые слова: образование, СМИ, конституция, Болонский процесс, двухуровневая система образования, ЕГЭ.
Система образования в жизни граждан любого государства имеет ключевое значение. В Российской Федерации на протяжении последних двух-трех десятилетий она подвергается постоянному реформированию. Этот процесс находит отражение в средствах массовой информации, которые, в силу своей природы, влияют на общественное мнение и одновременно транслируют его, демонстрируя реакцию людей на те или иные реформы, выраженные, в том числе, в законодательстве. СМИ рассматриваются как инструмент, позволяющий осуществлять диалог между гражданами, обществом и государством [5. С. 13]. Система образования - среда, где значение этого диалога наиболее выражено.
В то же время, следует учитывать, что категория «образование», в силу своей много-аспектности, имеет несколько смысловых оттенков: юридический, общественно-политический, нравственно-духовный и т. д. Осознавать тонкости смысловых различий необходимо, так как в значительной степени именно они обусловливают контексты, в которых система образования становится предметом дискуссий. Без учета особенностей контекста уровень эффективности обсуждения актуальных проблем существенно снижается.
Современная конституционно-правовая основа российского государства устанавливает довольно сложную структуру реализации прав человека на образование. С позиции государственного и муниципального управления она делится на четыре уровня: федеральный, региональный, местный, локальный [9. С. 40].
В СМИ зачастую говорится о конституционном праве россиян на образование. Согласно пункту 1 статьи 43 Конституции Российской Федерации, каждый гражданин имеет право его получить. В пункте 5 той же статьи декларируется поддержка различных форм образования и самообразования, регламентируемых федеральными государствен-