Научная статья на тему 'Способы управления многоквартирными домами'

Способы управления многоквартирными домами Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1221
198
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЛИЩНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / СПОСОБЫ УПРАВЛЕНИЯ МНОГОКВАРТИРНЫМИ ДОМАМИ / THE HOUSING LEGISLATION / WAYS OF MANAGEMENT OF MULTIROOM HOUSES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Маслей Светлана Эдуардовна

Анализируются отдельные проблемы реализации способов управления многоквартирными домами с учётом изменений действующего законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ways of management of multiroom houses

In clause the separate problems of realization of ways of management of multiroom houses are analyzed in view of changes of the current legislation.

Текст научной работы на тему «Способы управления многоквартирными домами»

УДК 347

СПОСОБЫ УПРАВЛЕНИЯ МНОГОКВАРТИРНЫМИ ДОМАМИ

WAYS OF MANAGEMENT OF MULTIROOM HOUSES С. Э. МАСЛЕЙ (S. YE. MASLEY)

Анализируются отдельные проблемы реализации способов управления многоквартирными домами с учётом изменений действующего законодательства.

Ключевые слова: жилищное законодательство, способы управления многоквартирными домами.

In clause the separate problems of realization of ways of management of multiroom houses are analyzed in view of changes of the current legislation.

Key words: the housing legislation, ways of management of multiroom houses.

Проводимые в нашей стране реформы в жилищной сфере существенно изменили характер отношений в области управления жилой недвижимостью. Неэффективной была признана практика управления жилищным фондом государственными и муниципальными предприятиями. Качество содержания жилищного фонда и коммунальных услуг не соответствовало не только потребностям и ожиданиям населения, но и общему объёму финансовых ресурсов, направляемых в этот сектор экономики. Основная причина неэффективности жилищно-коммунального хозяйства виделась в сохранении нерыночных принципов функционирования в жилищном секторе. В результате практически отсутствовали стимулы для рационального ведения хозяйства, роста производительности труда, ослаблены мотивации энергосбережения, внедрения новых технологий в производство, инвестиций в его модернизацию [1].

Наиболее существенное развитие законодательной базы было обеспечено в 2004 г. в результате принятия ряда федеральных законов, направленных на формирование рынка доступного жилья, в том числе Жилищного кодекса Российской Федерации [2]. Но и в настоящее время положения ЖК РФ, регулирующие вопросы реализации способов управления многоквартирными домами,

уточняются и дополняются новыми нормами, отдельные положения утратили силу, в частности была отменена норма допускающая создание товарищества собственников жилья в строящихся многоквартирных домах (ст. 139 ЖК РФ). Это представляется вполне обоснованным, так как в строящемся многоквартирном доме нет собственников жилых и нежилых помещений (членами товарищества могут быть только собственники помещений в многоквартирном доме), есть лица, имеющие права требования к застройщику о передаче жилого или нежилого помещения после достройки, получения разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и уплаты застройщику обусловленной договором цены. И, соответственно, только после того как участник долевого строительства станет собственником помещения в многоквартирном доме, он вправе стать членом товарищества собственников жилья. Кроме этого при образовании товарищества собственников жилья в процессе строительства многоквартирного дома возникает ещё одна проблема.

Строительство - это достаточно долговременный процесс, и пока строится дом, участники долевого строительства могут уступить свои права по договору другим лицам. Такая уступка прав требований по договору допускается с момента государственной

© Маслей С. Э., 2013

регистрации договора до момента подписания сторонами передаточного акта или иного документа о передаче объекта долевого строительства [3]. В результате оказывается, что товарищество было создано одними лицами, а участвовать в нем будут другие, причём участие в товариществе определялось фактом приобретения прав требования по договору, а не добровольно выраженным согласием на участие в товариществе. Поэтому исключение из ЖК РФ положений об образовании товарищества собственников жилья в строящихся многоквартирных домах следует приветствовать.

Но что предлагает законодатель взамен этого? Во-первых, управлять многоквартирным домом можно только после того, как получено разрешение на ввод этого дома в эксплуатацию. Во-вторых, ч. 14 ст. 161 ЖК РФ предусматривает, что управление многоквартирным домом осуществляется застройщиком при условии его соответствия стандартам и правилам деятельности по управлению многоквартирными домами, установленным Правительством РФ, или управляющей организацией, с которой застройщиком заключён договор управления многоквартирным домом. Срок заключения такого договора -не позднее чем через пять дней со дня получения разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома. Выбранная застройщиком управляющая организация будет управлять многоквартирным домом до момента выбора другой управляющей организации, отобранной по результатам открытого конкурса, проведённого органом местного самоуправления. А орган местного самоуправления проводит открытый конкурс в течение десяти рабочих дней со дня выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома. И с этой выбранной управляющей организацией застройщик обязан заключить договор управления многоквартирным домом.

Такое положение дел вызывает следующие возражения. Прежде всего, полностью игнорируется воля лиц, приобретающих помещения в многоквартирном доме. Либо предполагается, что приобретатели в принципе не смогут или не захотят самостоятельно выбрать способ управления многоквартирным домом, либо изначально извест-

но, что помещения в многоквартирном доме будут приобретаться в течение достаточно длительного времени и в этот период просто будет некому принять решение о выборе способа управления многоквартирным домом. Почему не предоставлено право застройщику (даже при условии, что он соответствует стандартам и правилам деятельности по управлению многоквартирными домами, которые, кстати говоря, не установлены в настоящее время) управлять многоквартирным домом до момента выбора самими собственниками способа управления, в общем, понятно: дело застройщика - строить, но зачем проводить открытый конкурс по отбору управляющей организации, если застройщик выбрал управляющую организацию, неясно. Кроме этого, трудно представить, что управляющая организация согласится заключить договор управления на столь неопределённое время - до выбора другой управляющей организации на открытом конкурсе. Ведь новая управляющая организация может быть выбрана достаточно оперативно, но процесс отбора может и затянуться. И всё это время организация, управляющая многоквартирным домом, будет находиться под угрозой того, что в любой момент заключённый с ней договор управления может быть прекращён.

За пределами правового регулирования остался вопрос - может ли управляющая организация, выбранная застройщиком, участвовать в конкурсе, чтобы продолжить свою деятельность или же цель конкурса - «убрать» управляющую организацию, с которой застройщик заключил договор управления. Рассматривая такие правила выбора управляющей организации, считаем необходимым определить предмет договора управления многоквартирным домом (в части определения перечня работ и услуг, оказываемых управляющей организацией), который заключает застройщик с выбранной им управляющей организацией. Управление - процесс, заранее планируемый, направленный на долгосрочную перспективу. В частности, управляющая организация должна разработать план работ на срок не менее одного года по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, предусмотрев меры по снижению расходов на работы (услуги), вы-

полняемые (оказываемые) управляющей организацией, с указанием периодичности и сроков осуществления таких работ (услуг) [4].

У управляющей организации, выбранной застройщиком, такой перспективы нет, её в любой могут заменить, поэтому планировать, например, проведение текущего ремонта общего имущества достаточно проблематично, к тому же отсутствуют правила передачи остатка средств [5], внесённых собственниками помещений, при замене управляющей организации или изменении способа управления многоквартирным домом.

Определяя деятельность по управлению многоквартирным домом как деятельность, направленную на обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования общим имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме (ч. 1 ст. 161 ЖК РФ), законодатель прежде всего предусматривает, что управление требуется именно в отношении общего имущества многоквартирного дома, но при этом допускает создание товарищества собственников жилья собственниками нескольких расположенных близко жилых домов, дачных домов с приусадебными участками или без них, гаражами и другими объектами, если данные дома расположены на земельных участках, которые имеют общую границу и в пределах которых имеются сети инженерно-технического обеспечения, другие элементы инфраструктуры, которые предназначены для обслуживания более чем одного жилого дома (п. 2 ч. 2 ст. 136 ЖК РФ). Думается, что данный вариант управления, хотя и имеет право на существование, не является, однако, удачным. Дело в том, что цель управления в этом случае - совместное использование имущества, принадлежащего собственникам нескольких жилых домов, осуществление деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, предоставление коммунальных услуг лицам, пользующимся данными жилыми домами, а также осуществление иной деятельности, направленной на совместное использование имущества собственников нескольких жилых домов (ч. 1 ст. 135 ЖК РФ). Сложно предста-

вить, что кто-то из собственников будет вкладывать средства для создания и приращения имущества соседа. К тому же решить вопрос об использовании чужого имущества можно значительно проще, например, заключив договор аренды имущества. Ну и наконец, что означает совместное использование имущества, принадлежащего конкретному лицу? Каким будет это использование -возмездным или безвозмездным, - в каком документе должны отражаться условия такого использования и не выйдет ли из товарищества собственник жилого дома после приращения его имущества за счёт общих средств, учитывая, что прекращение членства в ТСЖ возможно в любой момент путём подачи заявления о выходе?

Устанавливая правила управления многоквартирными домами, ЖК РФ в качестве основных принципов управления закрепляет пообъектный принцип управления [6], который позволяет учесть индивидуальные технические характеристики и состояние многоквартирного дома, финансовые возможности собственников помещений, а также принцип использования одного способа управления в отношении одного объекта управления. Вместе с тем жилищное законодательство последовательно отступает от этих принципов.

Отступление от пообъектного принципа управления проявляется в возможности передачи в управление нескольких многоквартирных домов общая площадь жилых и нежилых помещений (за исключением помещений общего пользования) в которых не превышает 100 тыс. кв. метров, при этом допускается объединение нескольких объектов управления в один лот [7], что означает установление одинаковых условий управления в части определения перечней обязательных и дополнительных работ и услуг, оказываемых управляющей организацией, и оплаты этих работ и услуг. Затем в ЖК РФ предусмотрен вариант создания товарищества собственников жилья в нескольких многоквартирных домах, количество квартир в которых не более тридцати, если эти дома расположены на земельных участках, которые имеют общую границу и в пределах которых находятся сети инженерно-технического обеспечения, другие элементы инфраструктуры, предназначенные для совместного ис-

пользования собственниками помещений в данных домах.

Нарушение пообъектного принципа управления приводит к негативным последствиям. Неоплата собственниками одного многоквартирного дома содержания и ремонта общего имущества с неизбежностью приводит к покрытию этих расходов за счёт добросовестно оплачивающих эти работы и услуги собственников других многоквартирных домов. В результате управляющая организация отказывает собственникам многоквартирного дома в проведении текущего ремонта, ссылаясь на отсутствие средств на это, несмотря на то, что все собственники ежемесячно и добросовестно вносят оплату. Особенно актуальна данная проблема при управлении несколькими многоквартирными домами управляющей организацией, расходы которой в отличие от ТСЖ сложно контролировать, несмотря на предпринимаемые меры [8].

Несоблюдение принципа использования одного способа управления в отношении одного объекта управления видится в возможности заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией не только собственниками помещений в этом доме, но и товариществом собственников жилья, жилищным или иным потребительским кооперативом. То есть в одном многоквартирном доме одновременно могут существовать два способа управления. Подтверждением того, что при заключении договора управления многоквартирным домом товарищество или кооператив продолжают существовать, являются положения ст. 137 и 165 ЖК РФ. Думается, что сохранение товарищества и кооператива одновременно с передачей функций по управлению многоквартирным домом управляющей организации обусловлено различным объёмом полномочий, предоставленных данным субъектам. Полномочия управляющей организации заключаются в выполнении работ и оказании услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, обеспечении предоставления коммунальных услуг и осуществлении иной направленной на достижение целей управления многоквартирным домом деятельности (ч. 2 ст. 162 ЖК РФ). В Стандарте раскрытия информации

организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами [9], содержится перечень услуг, предоставляемых в рамках осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирным домом. Так, в соответствии со Стандартом раскрытию подлежат сведения о заключении от имени собственников помещений в многоквартирном доме договоров об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме на условиях, определённых решением общего собрания (в том числе договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций); охране подъезда; охране коллективных автостоянок; учёте собственников помещений в многоквартирном доме; иных услугах по управлению многоквартирным домом.

Товарищество собственников жилья, осуществляя разрешённую хозяйственную деятельность, помимо совершения иных сделок и действий в интересах товарищества и собственников помещений в многоквартирном доме, вправе производить строительство дополнительных помещений и объектов общего имущества в многоквартирном доме (п. 2 ч. 2 ст. 152 ЖК РФ); образовывать специальные и резервные фонды товарищества и расходовать средства на предусмотренные цели (п. 5 ч. 2 ст. 145 ЖК РФ); пользоваться предоставляемыми банками кредитами (п. 5 ч. 1 ст. 137 ЖК РФ); продавать и передавать во временное пользование, обменивать имущество, принадлежащее товариществу (п. 7

ч. 1. ст. 137 ЖК РФ); открывать специальный счёт для накопления средств на проведение капитального ремонта многоквартирного дома (п. 1 ч. 2 ст. 175 ЖК РФ).

Жилищный кооператив, управляющий многоквартирным домом, является особым субъектом управления. Традиционно участие в жилищном кооперативе рассматривалось как способ решения жилищной проблемы, а не как организация способа управления многоквартирным домом. Это находило отражение и в законодательстве. Статья 14 Вводного закона к ЖК РФ [10] (в настоящее время утратившая силу) устанавливала: жилищный или жилищно-строительный кооператив, в котором все его члены полностью внесли паевые взносы за предоставленные этим

кооперативом жилые помещения, подлежит до 1 января 2007 г. преобразованию в товарищество собственников жилья или ликвидации. Изменения, произошедшие в жилищном законодательстве, коснулись и правового статуса жилищного кооператива. В соответствии со ст. 110 ЖК РФ жилищным или жилищно-строительным [11] кооперативом признаётся добровольное объединение граждан и в установленных законами случаях юридических лиц на основе членства в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, а также управления многоквартирным домом. Кооператив при реконструкции или строительстве многоквартирного дома выступает в качестве застройщика. Следовательно, пока кооператив осуществляет строительство или реконструкцию многоквартирного дома, он рассматривается как один из способов решения жилищной проблемы, после принятия решения о вводе многоквартирного дома в эксплуатацию кооператив может осуществлять функции управления многоквартирным домом. И именно с этого момента появляется возможность выбора кооперативом управляющей организации, с которой органы управления кооператива и заключат договор управления многоквартирным домом. Если же кооператив приобретает многоквартирный дом, то он является собственником как квартир, которыми пользуются члены кооператива, так и общего имущества многоквартирного дома (в ЖК РФ об этом нигде не упоминается), и таковым он остаётся до момента выплаты членами кооператива паевых взносов в полном объёме и, соответственно, как собственник помещений в многоквартирном доме кооператив вправе принять решение о заключении договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией, выбранной им же. Как только в многоквартирном доме появляется новый собственник (пайщик, полностью выплативший паевой взнос), вопрос о выборе способа управления многоквартирным домом может быть решён только на общем собрании собственников помещений в этом доме.

Разграничение полномочий между управляющей организацией и жилищным кооперативом может вызвать определённые проблемы в связи с тем, что в ЖК РФ нет норм, регулирующих вопросы управления

многоквартирным домом жилищным кооперативом. Законодатель только устанавливает, что существует и такой способ управления -управление жилищным кооперативом. Единственное упомянутое полномочие жилищного кооператива - это полномочие по открытию специального счёта для накопления средств на проведение капитального ремонта многоквартирного дома (п. 2 ч. 2 ст. 175 ЖК РФ).

Учитывая несомненное сходство жилищного кооператива, в котором все члены стали собственниками занимаемых ими помещений, и товарищества собственников жилья [12], можно использовать нормы ЖК РФ, закрепляющие правила управления многоквартирным домом товариществом собственников жилья, включая возможность разграничения полномочий, однако использование этих норм невозможно в тех случаях, когда собственником многоквартирного дома является кооператив.

Не исключён и вариант принятия решения собственниками помещений в многоквартирном доме о ликвидации товарищества собственников жилья или жилищного кооператива (кооператив может быть ликвидирован при условии, что все его члены являются собственниками занимаемых ими помещений) после принятия решения о выборе управляющей организации и заключения с ней договора управления многоквартирным домом.

Непосредственное управление многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме в юридической литературе оценивается как наименее реальный, сомнительный и бесперспективный способ управления [13]. Следует отметить, что данный способ управления является ещё и наименее контролируемым со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления. Для усиления контроля были уточнены нормы ЖК РФ, касающиеся правил реализации данного способа управления. Во-первых, в многоквартирном доме, количество квартир в котором более двенадцати, данный способ может быть реализован лишь при условии, что собственниками помещений в данном доме будет заключён договор оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в данном доме с управляющей организацией.

Договор собственники заключают на основании решения общего собрания собственников помещений, при этом собственники помещений в данном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора. Этот договор является договором оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме (ч. 1.1 и ч. 1.2 ст. 164 ЖК РФ). Хотя данный договор не является договором управления многоквартирным домом, управляющая организация обязана раскрывать информацию о работах (услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых (оказываемых) непосредственно управляющей организацией, а также о порядке и условиях оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме [14]. Во-вторых, контроль со стороны собственников помещений, в том числе за деятельностью управляющей организации, обеспечивается установлением обязанности собственников помещений избрать совет многоквартирного дома [15] при условии, что в данном доме более четырех квартир (ч. 1. ст. 161.1 ЖК РФ).

Обязательное привлечение управляющей организации для реализации непосредственного управления лишает этот способ управления таких преимуществ, как максимальная вовлечённость собственников помещений в управление многоквартирным домом и возможность снижения затрат на управление.

Нормы, предусматривающие обязательное избрание совета многоквартирного дома, думается, направлены в основном на легализацию таких действующих форм общественного самоуправления, как старшие по дому (подъезду). В том качестве, которое придаёт совету многоквартирного дома законодатель, организация и деятельность советов вряд ли может быть реализована. И это не в последнюю очередь связано с тем, что на совет возлагается огромный объём работы, которую он должен осуществлять на общественных началах.

В завершении можно сделать некоторые выводы.

1. Положения, предусматривающие возможность управления построенным многоквартирным домом застройщиком или управляющей организацией, выбранной застройщиком, нельзя признать удачными. Особенно это касается случаев, когда застройщик выбирает управляющую организацию. Выбранная таким образом управляющая организация, не зная установленного срока управления, не сможет планировать свою работу, её вряд ли будет интересовать состояние общего имущества, она не заинтересована в привлечении квалифицированных кадров, и цель её деятельности будет сводиться к тому, чтобы дождаться управляющей организации, отобранной по результатам открытого конкурса, затратив при этом минимальное количество средств на содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома.

2. Предусматривая создание товарищества собственников жилья собственниками индивидуальных жилых или дачных домов, следует определить, как и на каких условиях собственники смогут использовать имущество друг друга, какова судьба улучшений и приращений имущества, которое поступает в собственность одного из собственников, хотя затраты на улучшение и приращение будут общими, и как должны строиться имущественные отношения между собственниками в случае выхода одного или нескольких собственников из состава членов товарищества.

3. Существование двух способов управления в отношении одного объекта управления налагает на собственников помещений дополнительные обязанности, связанные с оплатой работ и услуг управляющей организации и содержанием органов управления (в форме членских и иных взносов) товарищества собственников жилья или жилищного кооператива. К тому же законодатель не предусмотрел механизма разграничения полномочий между управленцами. Поэтому передача полномочий по управлению управляющей организации должна сопровождаться принятием решения о ликвидации товарищества собственников жилья или жилищного кооператива (если все члены кооператива являются собственниками помещений в кооперативном доме).

4. Реализация непосредственного управления с учётом тех изменений, которые вне-

сены в ЖК РФ, представляется целесообразной только в отношении небольших многоквартирных домов, количество квартир в которых не превышает двенадцати. В иных случаях данный способ управления лишается всех преимуществ.

5. Недобровольное образование совета многоквартирного дома и возложение на совет столь многочисленных полномочий, думается, является препятствием для образования таких советов. Судя по нормам ЖК РФ, определяющим статус и полномочия совета многоквартирного дома, члены совета и особенно председатель должны обладать юридическими знаниями, разбираться в бухгалтерском учете, иметь навыки планирования хозяйственной деятельности, уметь взаимодействовать с собственниками помещений для принятия последними решений. И эта деятельность не предполагает выплаты вознаграждения членам совета и его председателю. Такое положение дел может привести к тому, что собственникам проще будет создать товарищество собственников жилья, чем выбрать совет многоквартирного дома. Об этом, в принципе, и говорит законодатель, установив в ч. 2 ст. 161.1 ЖК РФ следующее: если в течение календарного года (срок начинает течь с 18 июня 2011 г.) [16] решение об избрании совета многоквартирного дома собственниками помещений в нем не принято или соответствующее решение не реализовано, орган местного самоуправления в трёхмесячный срок созывает общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, в повестку дня которого включаются вопросы об избрании в данном доме совета многоквартирного дома, в том числе председателя совета данного дома, или о создании в данном доме товарищества собственников жилья. Остаётся открытым вопрос: а что, если собственники помещений не выбрали совет многоквартирного дома и не хотят создавать товарищество собственников жилья? Вероятно, следовало бы исключить нормы об обязательности избрания совета многоквартирного дома из ЖК РФ, предоставив функции контроля за деятельностью управляющих организаций органам исполнительной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления, что и следует из ст. 20 ЖК РФ.

1. О федеральной целевой программе «Жилище» на 2002-2010 годы : Постановление Правительства РФ от 17 сентября 2001 г. № 675 (ред. от 15 декабря 2010 г.) // СЗ РФ. - 2001. -№ 39. - Ст. 3770. Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 г. № 1050 утверждена Федеральная целевая программа «Жилище» на 2011-2015 гг.

2. Жилищный кодекс РФ : Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. № 188-ФЗ (с изм. и доп. от 25 декабря 2012 г.) // СЗ РФ. - 2005. - № 1. (Часть 1). - Ст. 14.

3. Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации : Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. № 214-ФЗ (ред. от 30 ноября 2011 г.) // СЗ РФ. - 2005. - № 1. (Часть 1). - Ст. 40.

4. Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами: утв. Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2010 г. № 731 (в ред. от 21 августа 2012 г.) // Российская газета. - 2010. -1 окт. - П. 10.

5. См., напр.: Тарасова А. Правовая квалификация модели управления многоквартирными домами в жилищном законодательстве РФ // Жилищное право. - 2011. - № 9. - С. 86.

6. См., напр.: Постатейный комментарий к Жилищному кодексу РФ / под ред. д-ра юрид. наук П. В. Крашенинникова. - М. : Статут, 2005. - С. 608.

7. Порядок проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом: утв. Постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2006 г. № 75 (ред. от 28 декабря 2011 г.) // Российская газета. - 2006. - 22 февр. - П. 6, 76.

8. Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами ; Регламент раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, путем её опубликования в сети Интернет: утв. Приказом Министерства регионального развития РФ от 21 октября 2011 г. № 591 // Российская газета. - 2012. - 25 янв ; Статья 7.23.1 КоАП РФ.

9. Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами.

10. О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации : Федеральный закон РФ от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ // СЗ РФ. - 2005. - № 1. (Часть 1). - Ст. 15.

11. Жилищный кооператив - это кооператив, члены которого своими средствами участвуют в приобретении, реконструкции и последующем содержании многоквартирного дома. Жилищно-строительный кооператив - это кооператив, члены которого своими средствами участвуют в строительстве, реконструкции и последующем содержании многоквартирного дома.

12. Сергеев А. П. Жилищное право : учебник. -М. : Кнорус, 2008. - С. 46.

13. См., напр.: Толстой Ю. К. Жилищное право : учебник. - М. : Проспект, 2007. - С. 66 ; Ли-товкин В. Н. Комментарий к Жилищному кодексу РФ (постатейный). - М. : Проспект,

2008. - С. 262 ; Михайлов В. К. Проблематика управления многоквартирными домами // Жилищное право. - 2009. - № 3. - С. 19-20.

14. Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами. - П. 10, 11.

15. Избрание совета многоквартирного дома является также обязательным и в том случае, если домом управляет управляющая организация.

16. О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации : Федеральный закон от 4 июня 2011 г. № 123-ФЗ // СЗ РФ. - 2011. - № 23. - Ст. 3263.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.