УДК 637.116: 636.2
ББК 46.0
Г-15
Галичева Мария Сергеевна, старший преподаватель кафедры технологии производства и переработки сельскохозяйственной продукции факультета аграрных технологий Майкопского государственного технологического университета,
т.: 9034668564.
СПОСОБЫ СНИЖЕНИЯ ПОТЕРЬ ЖИРА В МОЛОКЕ ПРИ ДОЕНИИ КОРОВ В
СТОЙЛАХ В МОЛОКОПРОВОД
(рецензирована)
В статье представлены способы снижения потерь молочного жира, разработанные в СПК «Родина» Красногвардейского района Республики Адыгея, позволяющие значительно уменьшить негативное влияние молокопровода на качество молока.
Ключевые слова: дестабилизация молочного жира, транспортировка молока, массовая
доля жира в молоке, снижение потерь молочного жир,
Galicheva Maria Sergeevna, senior lecturer of the chair of production engineering and processin of agricultural products, agricultural faculty of Maikop State Technological University, tel.: 89034668564.
WAYS OF FAT LOSS DECREASE IN MILK BY PIPE-LINE MILKING IN STABLES.
The author of the article demonstrates ways of milk fat loss decrease, worked out in AIC “Rodina ” in Krasnogvardeyskiy District of Adygh Republic. It allows decreasing significantly milk-pipe’s negative influence on quality of milk.
Keywords: destabilization of milk fat, milk transporting, mass share offat in milk, decrease of milk fat
loss.
Нами разрабатывался метод ослабления дестабилизационного действия молокопровода на качество молока на МТФ №2 в СПК «Родина» Красногвардейского района Республики Адыгея.
В этой серии проводилось два опыта. В первом опыте изучалось влияние доения коров в переносное ведро со сливом молока во фляги с последующим высасыванием молока в молокопровод на четырех производственных группах по 24 коровы, доящихся на линиях молокопровода, отличающихся разной длиной и высотой подъема над уровнем пола. Определялось количество и состав молока во флягах, что бралось за контроль и конечном пункте в молочном танке по показателям: процент жира, белка, СОМО, плотность, время доения коров и движения молока по молочной линии.
Второй опыт пятой серии на поголовье в 24 коровы, доящимся на молокопроводе с самой большой длиной 100 м и высотой 4,6 м, проводился в два периода. В первом контрольном периоде -6 доек коровы доились в молокопровод одной дояркой, работающей тремя аппаратами. Во втором периоде коровы этой же группы доились тремя доярками, работающими 8 аппаратами. В обоих периодах молоко собиралось в молочный танк. Учитывали те же показатели, что и в предыдущем опыте этой серии.
В первой серии опытов при доении на установке АДМ-8 был испытан прием доения коров в переносные ведра при проведении контрольных доек с переливом молока во фляги и последующим выкачиванием в цистерну ДФ-06. Здесь не было других приемов переправить продукт в цистерну. Однако, этот метод дал положительный эффект в сохранении жира в секрете по сравнению с обычным доением в молокопровод.
В СПК «Родина» при аналогичном случае доения в переносные ведра молоко переносилось в ведрах от коров в молочный танк, что довольно трудоемко. Поэтому решено было провести эксперимент с выливанием молока во фляги и транспортировкой его в молочный танк, памятуя, что это может положительно сказывается на сохранении жира в секрете. При этом учитывали, что это влияние связано с ускорением движения молока по трубам.
Важно было также установить, как высасывание в трубопровод секрета из фляг окажет влияние на молочных линиях с разной длиной и высотой подъема над уровнем пола.
В первом опыте серии действие этого приема изучали на разных ветвях молокопровода модернизированной установки АДМ-8.
Как видно из таблицы 1, в молоке, полученном при транспортировке молока из фляг по трубопроводу количество молока и концентрация в нем белка, СОМО практически не изменяются по сравнению с продуктом во флягах.
При использовании молочной линии, имеющей наименьшую длину и высоту, транспортировка молока из фляг приведет к потере жирности на 0,1% и жира на 0,21 кг.
В то же время процент жира при движении молока из фляг по молочной линии средней длины и высоты подъема уменьшается на 0,13%, а при движении по линии длины 100 м и высоты 4,6 м - на 0,3%. Соответственно снижается при использовании этих же линий и количество жира в молоке на 0,35 и 0,80 кг (таблица 1).
Таблица 1. Характеристика состава молока при использовании молочных линий молокопровода разной длины и высоты подъема над уровнем пола при транспортировке молока в танк из фляг
Показатель Молочные линии
Длина 50м, высота 2,5 м Длина 80м, высота 3,7 м Длина 100м, высота 4,6м
1.1 1.2 3.2
Характеристика молока во флягах, М (контроль)
Количество, кг:
молока, 212 241 242
жира, 8,90 10,36 10,40
белка, 6,57 7,45 7,50
СОМО 18,06 20,85 20,84
Массовая доля, %:
жира, 4,2 4,3 4,3
белка. 3,1 3,09 3,1
СОМО 8,52 8,65 8,61
Характеристика молока в молочном танке после транспортировки по молочной линии из фляг (опыт)
Количество, кг: М ± опыт-контроль М ± опыт-контроль М ± опыт-контроль
молока, 212 - 240 - 240 2
жира, 8,69 -0,21 10,01 -0,35 9,60 -0,80
белка, 6,57 - 7,42 -0,03 7,42 -0,08
СОМО 18,02 -0,04 20,76 -0,09 20,66 -0,18
Массовая доля, %:
жира, 4,1 -0,1 4,17 -0,13 4,0 -0,3*
белка. 3,1 - 3,09 - 3,09 -0,01
СОМО 8,52 - 8,65 - 8,61 -
время высасывания из фляг, мин 10,44 - 12,05 - 12,3 -
скорость движения молока по трубопроводу при высасывании из фляг, кг/мин 10,1 10,0 9,9 10
Примечание: различия с молочной линией 1.1 при Р<0,05
Таблица 2. Сравнительная характеристика массовой доли жира в молоке из танка при доении в молочную линию разной длины и высоты подъема над уровнем пола (контроль) и в переносное ведро или с последующей транспортировкой продукта по линии
Показатель молочные линии
Длина 50м, высота 2,5 м Длина 80м, высота 3,7 м Длина 100м, высота 4,6м
1.1 1.2 3.2
Изменение массовой доли жира, %
Характеристика доения и пробы молока:
Доение в молочную линию/ переносное ведро 97,6 95* 76***
Доение в переносное ведро с транспортировкой молока по линии в танк/ доение в переносное ведро 97,6 97 * со 9
Примечание: разница с контролем: * - при Р<0,05; ** - при Р<0,01;
***
при Р<0,001.
3?о
■Ї
ш
со
100
г
11 ш80£
9- 1
4 Ш
« 5
Цбо£^-
X
ш
X
со
3?0
и
5
=20
0
97,6 95 97,6 97 93
76
молоч
□ 1.1. □ 1.2. □ 3.2.
чная линия
доение в молочную линию по сравнению с доением в ведро
доение в ведро с последующей транспортировкой молока по молочной линии
Рис. 1. Изменения (±%) массовой доли жира в молоке из танка при доении в молочную линию разной длины и высоты подъема над уровнем пола (контроль) по сравнению с доением в переносное ведро или с последующей транспортировкой молока по молокопроводу (опыт)
Доение в переносное ведро с транспортировкой молока по молочной линии в танк показало, что сохранение массовой доли жира у линии 1.1 - 97,6%, у линии 1.2 - 97%, у линий 3.2 - 93%. Сохранение массовой доли жира при доении на той же установке и коровах прямо в данные линии молокопровода по сравнению с доением в переносное ведро составило у молочной линии 1.1 97,6%, у линии 1.2 - 95% (Р<0,05), у линии 3.2 - 76% (таблица 2).
Если сравнить эти данные, то получится, что прием снижения потерь жира в линиях молокопровода с помощью превращения их в средства транспортировки секрета с помощью вакуума составил: у линии 1.1 по проценту жира - ноль, у линии 1.2 - 2% и у линии 3.2 - 17%. Это свидетельствует о роли молочных линий в сохранении жировых частиц молока при разных способах доения и транспортировки молока.
Следовательно, данный прием неэффективен на молочных линии 1.1, но довольно эффективен на трубопроводах 1.2 и особенно 3.2, так как повышает массовую долю в товарном продукте соответственно на 2 и 17%.
Механизм этого явления в уменьшении времени и повышении скорости движения продукта по молочным линиям, которая повышается до 10 кг/мин при 3,2 кг/мин с обычным доением коров
оператором в молокопровод тремя аппаратами. То есть, скорость движения молока возросла при этом приеме в 3,1 раза.
Таким образом, на основании первого опыта серии можно сделать заключение:
При превращении молочных линий установки АДМ-8 в транспортные путем высасывания секрета из фляг с помощью вакуума происходит повышение скорости движения молока в трубопроводах в 3,2 раза и, как следствие, сохранности жировых частиц. Причем эффект тем больше, чем выше длина и высота молокопровода: у линий 1.2 и 3.2 он равен соответственно 2 и 17% в относительных величинах или в абсолютных величинах массовая доля жира возрастает на 0,02-0,5%. Таблица 3. Характеристика состава молока при доении 24 коров операторами разным количеством аппаратов в молочную линию 3.2 с длиной 100 м и высотой 4,6м модернизированной установки АДМ-8
Показатель Период опыта
I II ±11 к I периоду
Количество работающих доильных аппаратов 3 8 +5
Количество, кг:
молока, 207,84 206,0 -1,16
жира, 7,70 8,45 +0,75*
белка, 6,06 6,20 +0,14
СОМО 17,55 17,59 +0,17
Массовая доля, %:
жира, 3,78 4,1 +0,32**
белка, 2,97 3,01 +0,04
СОМО 8,39 8,54 +0,09
Время доения, мин 64,0 24,0 -40*
Скорость движения по трубопроводу, кг/мин 3,28 8,83 +5,55**
Примечание: * - различия при Р<0,05, ** - при Р<0,01.
Во втором опыте серии нами была испытана эффективность установленной в предыдущем опыте закономерности: с повышением скорости движения молока по линиям молокопровода снижаются потери жирности, особенно на линиях, имеющих наибольшую длину и высоту подъема над уровнем пола.
В опыте повышение движения продукта по трубопроводу достигалось увеличением количества доильных аппаратов, работающих на линии, из трех в первом периоде до восьми во втором периоде. Коров доили в одну и ту же утреннюю дойку, в условиях двукратного извлечения молока из вымени в сутки с равными интервалами между дойками (12 часов).
Результаты таблицы 3 свидетельствуют о том, что при увеличении скорости движения молока по линиям молокопровода с 3,28 кг/мин в первом периоде до 8,83 кг/мин во втором периоде количества секретированного молока белка, СОМО практически не изменилось. В то же время жира оказалось в товарном молоке на 750 грамм больше, или на 9,74% (Р<0,05).
Это произошло потому, что процент жира увеличился с 3,78 в первом периоде до 4,1 во втором периоде, то есть на 0,32%. Коровы были выдоены на 40 мин быстрее. Скорость движения молока по трубопроводу увеличилась с 3,28 кг/мин до 8,83 кг/мин или 2,7 раза.
Следовательно, в эксперименте обоснован новый способ повышения скорости движения продукта увеличения процента жира в молоке на 0,32% и его количества на 9,74% путем увеличения количества аппаратов, работающих на технологическом участке молочной линии с длиной 100м и высотой 4,6м модернизированной доильной установки АДМ-8.