Развивающие подходы в образовании
Евстифеева Ольга Васильевна
заместитель директора МБОУ ДОД «Центр творческого развития и гуманитарного образования школьников»
Олекминск E-mail: [email protected]
J ^
способы ПРИМЕНЕНИЯ ТЕОРИИ МНОЖЕСТВЕННОСТИ ИНТЕЛЛЕКТА В ШКОЛЕ
Л_________________________________________г
ШКОЛА, ГДЕ МОЖНО УЧИТЬСЯ СВОИМ СПОСОБОМ
Аннотация. В статье рассматриваются способы применения теории множественности интеллекта в школе, подходы к планированию урока, даются некоторые примеры заданий.
Ключевые слова: множественность интеллекта, типы интеллекта, обучение через способности, планирование на основе теории множественности интеллекта.
Ребенок в школе не так успешен, как того ожидали родители. Ученики в классе не проявляют того энтузиазма, которого ожидает учитель. Ребенок, с таким нетерпением ждавший, когда же он, наконец, пойдет в школу, вдруг резко теряет к ней интерес, хуже того, часто ощущает стойкую неприязнь к тому, чем там надо заниматься.
Многим из нас знакомо это чувство разочарования. Мы верим, что существует некий конкретный способ научить тем или иным навыкам, но результат далек от ожидаемого. «Ну как ты не можешь этого понять!? (сделать, выучить, запомнить... и т.д.) в бессилии часто восклицает родитель, пытающийся помочь своему чаду с домашним заданием. А школа закрепит за таким ярлык «слабого». Но в глубине души все понимают, что причина в несоответствии способов и содержания обучения индивидуальным различиям обучаемых.
В поисках выхода многие школы обращаются к теории множественности интеллекта Г. Гарднера, и довольно успешны в организации образовательного процесса с ее применением. Основываясь на признании того, что каждый человек обладает специфическими сильными сторонами (доминирующими типами интеллекта), своим стилем обучения и познавательным потенциалом, теория множественности интеллекта открывает широкие возможности: перед учителем - сделать преподавание своего пред-
мета более эффективным, перед учеником -достичь более глубокого понимания изучаемого через свои способности.
Гарднер выделяет три основных пути использования теории множественности интеллекта в образовании [2]:
• Развитие желаемых талантов и способностей в учениках;
• Разносторонний подход к изучению понятия, предмета, дисциплины;
• Персонализация обучения на основе принятия индивидуальных различий.
Прежде, чем перейти к обсуждению способов применения теории множественности интеллекта в школе, хочется предостеречь учителей - это не предписание или рецепт, единого способа ее применения нет. Принятие этой теории вдохновило многих учителей на поиски своих путей помочь детям в учении. В одних случаях педагоги создают собственные приемы для решения проблем в своем классе, в других - целые школьные коллективы меняют стиль и способы организации образовательного процесса, положив теорию множественности интеллекта в основу. В любом случае важно - обучение должно строиться таким образом,чтобы:
1. дать возможность детям приобрести опыт, который требовал бы вовлечения разных типов интеллекта, т.е. способствовал их развитию;
Эксперимент и инновации в школе 2012/5
35
Развивающие подходы в образовании
2. предоставить ребенку возможность познавать, изучать что-либо тем способом и путем, какой ему наиболее близок, удобен и в котором он чувствует себя комфортно.
Из применяемых педагогами способов можно выделить следующие:
• планирование урока, изучения отдельной темы через призму теории множественности интеллекта;
• индивидуальный или групповой проект;
• работа в учебных центрах.
С чего учителю начать?
Кристен Николсон-Нельсон в своей книге «Развивая способности учащихся» советует начать учителю с себя: присмотреться к себе, проанализировать планы собственных уроков, понять свой доминирующий тип преподавания (есть опасения, что у подавляющего большинства из нас он будет вербально-лингвистическим). Чаще всего мы учим теми методами, которые адекватны нашим наиболее развитым способностям. Но человеку присуще развивать и стимулировать свой ум, и применение теории множественности интеллекта может оказаться для учителя и вкладом в собственное развитие. Сделать обучение более разнообразным можно несколькими способами [2]:
- работать в паре с учителем, специализирующемся на типе интеллекта, в котором вы не сильны;
- привлечь как можно больше разных специалистов;
- пригласить экспертов при изучении конкретной темы;
- использовать взаимопомощь и взаимообучение коллег - всегда в школьном коллективе можно найти источник неиспользованных ресурсов;
- наконец, заботиться о развитии собственных способностей.
Прежде чем начать обучение на основе теории множественности интеллекта, необходимо потратить определенное время для того, чтобы помочь детям понять, что они все способны и умны по-разному, они могут проявить или обнаружить свои таланты разными способами. В течение двух или трех недель учитель предлагает детям разные виды деятельности, которые помогают им осознать свои сильные и слабые стороны, а учителю «открыть» своих учеников. Важно при этом и учителю понимать и детям объяснить, что множественность интеллекта - это не очередной инструмент для навешивания ярлыков, а способ помочь им увидеть самих себя во многом талантливыми и умелыми.
Как только дети осознают, что есть много способов проявить себя, с этого момента учителю следует избегать ситуаций и деятельности, побуждающих детей к анализу своих достоинств и слабых сторон. Его цель - заставить их поверить в то, что они умны и сообразительны во всех областях и, их способности тем больше возрастут, чем чаще они будут пользоваться
всеми своими талантами и умениями [2]. Примерные задания и виды деятельности для того, чтобы представить детям разные типы интеллекта и помочь им осознать себя в приложении 1.
После того, как вы познакомили своих учеников с типами интеллекта, можно приступить к интеграции теории множественности интеллекта в ваши урочные планы.
Анализируя проведенный урок, попробуйте рассмотреть его с точки зрения теории множественности интеллекта и задать себе несколько вопросов:
1. Какие типы интеллекта задействованы на данном уроке?
2. Кого из учеников он наиболее заинтересовал?
3. Кому из учеников было неинтересно?
4. Были ли во время урока проблемы с дисциплиной? Были ли эти проблемы как-то связаны с типами интеллекта, способностями (разговоры, рисование, возня и т.п.)?
5. Что можно было сделать по-другому, чтобы заинтересовать большее число учеников?
6. Есть ли другой способ изучить данную тему, используя другие типы интеллекта?
7. Чем я больше всего доволен в этом уроке?
Приступая к планированию следующего урока, задавайте себе вопросы [1]:
- Как включить в урок числа и вычисления, классификацию и вычисления? (логико-математический интеллект)
- Как задействовать чтение, письмо, устную речь? (вербально-лингвистический)
- Как включить образы, цвет, графики, рисунки и диаграммы? (пространственный)
- Как связать звуки, ритм, музыку и танцы с изучаемой темой? (музыкально-ритмический)
- Как включить движение, драматизацию, моделирование и поделки? (телесно-кинестетический)
- Как привлечь знания о природе и природных явлениях, экологическое сознание? (натуралистический)
- Как организовать индивидуальную самостоятельную работу? (внутриличностный)
- Как задействовать парную и групповую работу, обсуждение, сотрудничество? (межличностный).
Чтобы обеспечить достаточно высокий уровень развития мыслительных навыков учащихся К. Николсон-Нельсон в своей книге рекомендует учителю соотносить планирование уроков на основе ТМИ с таксономией целей Блума. Постоянно обращаясь к ней, можно построить уроки, эффективно задействовав разные типы интеллекта учащихся и использовать все уровни таксономии. Напомним, что знаменитая таксономия образовательных целей профессора Чикагского университета Б. Блума включает шесть уровней сложности познавательных способностей:
Знание - навыки механического запоминания (факты, термины, порядок, правила, черты, признаки классификации и т.д.).
36
Эксперимент и инновации в школе 2012/5
Развивающие подходы в образовании
Понимание - способность транслировать, перефразировать, интерпретировать.
Применение - способность переноса и применения знаний в конкретных ситуациях.
Анализ - способность выделять компоненты целого, дифференцировать.
Синтез - способность объединять компоненты в новое целое.
Оценка - умение оценить качество и пользу информации, используя набор определенных критериев.
Автором книги составлен список глаголов, который поможет учителю планировать занятия таким образом, чтобы вовлечь разные типы интеллекта учащихся и все шесть уровней их познавательных способностей. (Приложение 2).
Боб четверка съел три лимона
Боб Четверка съел три лимона и у него 12 часов болел живот.
Трудяга Восьмерка построил два дома для своей семьи, потому что у него 16 детей.
Жадина Пятерка выкопал во дворе пять ямок, чтобы спрятать 25 комиксов от своей младшей сестры.
Долли Девять села на диету и худела на 4 килограмма в неделю пока не стала весить 36 килограммов.
Нет, это не подписи к картинкам из комиксов. Это прием, который использовала учительница для детей с ярко выраженным вербально-лингвисти-ческим интеллектом, испытывающих трудности в изучении таблицы умножения. Такие дети часто лучше понимают математику через слова и описания. Задание называется Забавные сюжеты и суть его в том, чтобы придумать маленькие забавные сюжеты, включающие умножение. Главными героями этих сюжетов должны быть числа и им даже можно дать имена или прозвища.
Вот еще несколько примеров заданий, задействующих разные типы интеллекта при формировании навыков умножения в начальной школе [2]:
Умножаем, рисуя (пространственный интеллект):
пусть дети выберут пять равенств на умножение, которые им наиболее трудно запомнить. Предложите им создать картину на сюжет этого равенства, отразив числа и ответ в рисунке. Например, равенство 5 х 6 = 30 можно изобразить так: мальчик в футболке с пятеркой на спине стоит перед дверью квартиры номер 6 и поздравляет хозяйку с днем рождения, протягивая ей торт с надписью 30.
Умножаем, строя (пространственный интеллект): Дети выбирают два равенства умножения, трудных для запоминания. Дайте им на дом задание построить трехмерное сооружение, которое бы отражало это равенство. Например, 9 х 6 = 54 можно отразить, построив модель домика из шести комнат с девятью предметами в каждой. В классе дети обмениваются своими творениями, и должны угадать, какое равенство в них «спрятано». Это они делают с большим удовольствием.
Тихие минутки (внутриличностный интеллект):
Предоставляйте ученикам тихое время для самостоятельного запоминания таблицы умножения. Не забудьте обеспечить их памяткой или карточками.
Парная игра (межличностный): Дети работают в парах. Снабдите их таблицей ответов и фишками. Ученики по очереди проверяют друг у друга знание таблицы умножения, правильно ответивший игрок берет себе фишку. Игра считается законченной, когда на парте больше не останется фишек. Победил тот, кто собрал больше фишек.
Джинглы на умножение: дети в парах придумывают коротенькие песенки, содержащие примеры умножения.
Нужно помнить, что это не просто задания для развлечения, повышения интереса, разнообразия или обыгрывания трудных моментов. Это попытка учителя создать для конкретных учеников возможности для изучения материала тем способом, который им наиболее близок и для них будет более эффективен.
Обдумывание заданий для разных типов интеллекта непростое дело. Примерные виды деятельности, представленные в схеме (рис.1) могут помочь вам в этом.
Все выше сказанное совсем не означает, что теперь ваши уроки должны постоянно концентрироваться вокруг всех типов интеллекта. Включение заданий на основе ТМИ должно логично и естественно вплетаться в ход урока, расширяя его возможности и работая на его эффективность.
Наиболее эффективным и привлекательным способом применения теории множественности интеллекта является организация работы в созданных в классе учебных центрах. О типах центров и принципах их работы в следующей статье.
Подготовлено по:
1. Armstrong, Thomas. Multiple Intelligence in the Classroom.
Association for Supervision and Curriculum Development.
1994.
2. Nelson, Kristen. Developing Students' Multiple Intelligences.
Scholastic Professional Books, 1998. Перевод О. В. Евсти-
феевой.
Приложение 1
Примерные задания для вводного периода
(ознакомление с типами интеллекта в начальной школе)
Задания приводятся по книге Nelson, Kristen. Developing Students’ Multiple Intelligences. Scholastic Professional Books, 1998.
1. В чем мы умны
Предложите детям подумать, в чем проявляется ум человека и составить список их идей. Вы увидите, что большинство их них на первое место поставят вербально-лингвистические и логико-математические способности. Это подходящий момент, чтобы еще раз подчеркнуть как важны эти способности при обучении в школе, но существует и множество
Эксперимент и инновации в школе 2012/5
37
Эксперимент и инновации в школе 2012/5
ОО
Логико-математический
> Провести эксперимент
> Решить логическую проблему
> Проанализировать данные
> Сделать вычисления
> Создать компьютерную программу, график
Визуально-пространственный
> Создать фотоальбом
> Построить график
> Сделать видеозапись, слайды
> Создать рисунок
> Придумать мультик или историю с использованием визуальных образов
Вербально-лингвистический
> Создать аудиозапись
> Написать историю, эссе, стихотворение, письмо
> Подготовить устную презентацию
> Взять интервью
> Придумать лозунг
> Подготовить радиопостановку
Межлично стный
> Провести обзор или интервью
> Составить план праздника
> Поработать в группе
> Оказать кому-либо помощь в учении
> Узнать другие точки зрения
> Возглавить к-л деятельность
> Обдумать что-либо в паре
Внутриличностный
> Вести журнал к-л событий
> Поставить для себя цели
> Оценить свою работу
> Работать самостоятельно
> Приготовить автобиографию
> Выразить свой взгляд на событие, проблему
Натуралистический
> Спланировать путешествие
> Создать плакат экологического содержания
> Приготовить комплект снаряжения для экскурсии
> Осуществить научный проект
Моторно-двигательный
> Разыграть сценку
> Придумать ролевую игру
> Создать настольную игру
> Придумать образец через движения
> Создать модель
> Собрать головоломку
Музыкально-ритмический
> Создать музыкальную коллекцию
> Подобрать музыку к словам или наоборот
> Сочинить песню, мелодию
> Подобрать музыку для представления информации
S
Развивающие подходы в образован
Развивающие подходы в образовании
других способов проявить свой ум. Обсудите с ребятами каждую способность из их списка, приводя примеры. Для школьников начальных классов лучше заменить сложные термины на простые и понятные им слова, обозначающие разные способности, например: словесные, математические, художественные, натуралистические (ботаник), музыкальные, двигательные («энерджайзер»), лидерские, «Я сам».
2. Немая сцена
Немая сцена (или живая картина) - вы зачитываете название типа интеллекта, в это время группа ребят изображает это понятие, застыв в определенных позах. Прежде, чем приступить к этому упражнению, обсудите с детьми, особенности «немой сцены» (выразительность поз, застывший взгляд, отсутствие движения и т.д.). Разбейте учеников на группы и дайте каждой карточку с описанием интеллекта. Примерное описание интеллекта может быть таким: «Межличностный интеллект (или «лидер») включает умения быть лидером, хорошо сотрудничать с людьми, понимать, что они чувствуют и помогать им уладить споры». Дайте ребятам пять-десять минут на то, чтобы обдумать сцену, отрепетировать застывшие позы.
В начале «представления» первая группа становится перед классом. Выключите свет или попросите остальных детей закрыть глаза, пока участники группы принимают свои позы. Когда немая сцена готова, предложите детям открыть глаза и зачитайте название типа интеллекта. Таким же образом представление продолжается, пока не выступят все группы.
3. Говорящий постер
Методом мозгового штурма обсудите идеи для плакатов по каждому типу интеллекта. Затем предложите каждому ученику нарисовать плакаты, подписав их соответствующим типом интеллекта. После выставки всех плакатов в классе пусть ваши ученики возьмут свои рисунки домой и повесят их в своих комнатах, как напоминание о том, что есть много способов проявить свой ум.
4. Телепостановка
Запишите часть телевизионной передачи, которую любят дети (для учащихся начальных классов это может быть часть мультфильма или воскресного утреннего шоу). Покажите детям запись в течение двух-трех минут и выключите ее. Обсудите, какие способности используют персонажи. Продолжив показ, остановите его на кульминационном моменте. Дайте детям возможность в парах обсудить, как дальше поступят герои. Затем продолжите просмотр, чтобы увидеть, каковы же были действия персонажей и их последствия. Помогите детям определить, какими типами интеллекта пользуются герои.
Например, группе второклассников демонстрируется отрывок из мультфильма Багз Банни (Кролик Банни). В момент, когда Элмер Фадд подкрадывается к Банни, учитель останавливает видео и обсуждает с ребятами, какими из своих способностей этот находчивый кролик воспользуется, чтобы избежать опасности. Затем вернитесь к мультфильму, чтобы посмотреть очередное замечательное спасение Банни, благодаря его ловкости и умению заморочить голову противнику своей болтовней. Закончить просмотр можно обсуждением многогранных способностей Банни.
5. Книжные герои
Побеседуйте с ребятами о книжных героях, которые им близки. Это могут быть герои книги, недавно прочитанной в классе, или известных классических произведений, например, волк из Красной шапочки. Поговорите о том, какими способностями обладают эти герои и в чем они проявляются. Можно обсудить и героев телевизионных и художественных фильмов, снятых по мотивам известных произведений. Составьте списки персонажей, обладающих определенными способностями. Не забудьте упомянуть одного и того же героя в разных списках, чтобы еще раз показать ребятам, что люди обладают несколькими способностями и можно по-разному проявить свой ум. Можно также включить в список обсуждения реальных людей, ученых или известных исторических личностей.
6. Настольные игры
Предложите ребятам придумать настольную игру о способностях. Для примера покажите им несколько игр и обсудите правила игры. Можно использовать хорошо знакомые игры, изменив их соответственно теме. Как только игры у всех будут готовы, устройте один День Игры, чтобы дети могли поиграть друг с другом.
7. «Новости о способностях»
Дайте детям задание просмотреть новости в газете или журнале. Попросите их во время чтения особое внимание обратить на те, что касаются использования разных способностей. Объясните, что для написания статей чаще всего требуются не только вербально-лингвистические способности. Такое задание потребует от ребят умения видеть между строк «новости о способностях», что явно сложнее, чем просто читать текст об описываемых событиях. Дети могут работать в группах. Они отбирают статьи о спорте - телесно-кинестетический интеллект, статьи о разных интересах людей, новости экономики - логико-математический интеллект и так далее. Следует всякий раз напоминать, что один человек может обладать несколькими способностями.
Эксперимент и инновации в школе 2012/5
39
Развивающие подходы в образовании
Приложение 2
Глаголы-опоры таксономии Блума при планировании видов деятельности для разных типов интеллекта
Вербально-лингвистический интеллект:
Знание: определи, запомни, запиши, составь список. Понимание: объясни, обсуди, сформулируй, опиши, повтори.
Применение: возьми интервью, драматизируй, покажи, вырази, опубликуй.
Анализ: интерпретируй, сравни, исследуй, задай вопросы, выстрой, сделай обзор
Синтез: создай, составь, представь, спрогнозируй, придумай
Оценка: сделай вывод, заключение, оцени, предположи, исправь,спрогнозируй, отредактируй.
Логико-математический интеллект:
Знание: перечисли, собери, обозначь, категоризируй, пронумеруй, определи
Понимание: опиши, назови, идентифицируй, сгруппируй, определи место
Применение: проверь, реши, вычисли, продемонстрируй, поставь эксперимент, докажи
Анализ: проанализируй, изучи, исследуй, открой, образуй, измерь, раздели,
Синтез: придумай, сформулируй, выдвини гипотезу, установи, систематизируй
Оценка: проранжируй, оцени, отбери, измерь, подсчитай.
Пространственный интеллект:
Знание: понаблюдай, определи, перерисуй, перепиши, зарисуй
Понимание: проиллюстрируй, вырази, объясни в картинках, продемонстрируй, сделай чертеж
Применение: драматизируй, проиллюстрируй, покажи, построй, докажи
Анализ: тщательно исследуй, расставь, построй диаграмму, график, сравни, противопоставь
Синтез: построй, составь, сконструируй, изобрети, построй, собери,создай, представь, смоделируй Оценка: отбери, выбери, оцени, вынеси суждение, рекомендуй.
Музыкально-ритмический интеллект:
Знание: запомни, повтори, скопируй, перечисли, назови
Понимание: определи, вырази, опиши, переложи на музыку
Применение: потренируйся, продемонстрируй, покажи, научи, представь классу
Анализ: интерпретируй, проанализируй, сгруппируй, дифференцируй
Синтез: сочини, систематизируй, создай, расположи в определенном порядке
Оценка: оцени, проранжируй, вырази свое
суждение.
Телесно-кинестетический интеллект:
Знание: повтори все действия, объясни в действиях, скопируй, имитируй
Понимание: обсуди, вырази, разыграй Применение: используй, изобрази, имитируй, про-экспериментируй, представь
Анализ: отбери, отсортируй, осмотри, систематизируй, классифицируй, сгруппируй, разбей на группы Синтез: расставь по порядку, выработай, построй, придумай,изобрети
Оценка: измерь, реши, выбери, оцени, рекомендуй.
Межличностный интеллект:
Знание: повтори, определи, перечисли, назови, скажи, собери
Понимание: опиши, объясни, обсуди, вырази, расскажи
Применение: используй, имитируй, опроси, потренируйся
Анализ: систематизируй, сделай обзор, исследуй, изучи, сгруппируй
Синтез: установи, сформулируй, составь план, предложи
Оценка: реши, оцени, сделай вывод, рекомендуй, критикуй, сделай заключение.
Внутриличностный интеллект:
Знание: назови, повтори, запомни, выучи Понимание: объясни, сформулируй, вырази,
повтори
Применение: драматизируй один, спланируй, реши, представь
Анализ: испытай, сравни, противопоставь, исследуй, разбей
Синтез: составь, сочини, собери, выдвини гипотезу, вообрази, создай, построй
Оценка: сделай заключение, оцени, поддержи, одобри.
40
Эксперимент и инновации в школе 2012/5