ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО СПОРТА
СПОСОБЫ ПОВЫШЕНИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ФУТБОЛИСТОВ 14-15 ЛЕТ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ
ФАТЕХ ЗЕРЕГ, М.В. ЖИЙЯР, РГУФКСМиТ;
МОХАММЕД КУЧУК СИДИ, ХОУСИНЕ БЕНЗИДАНЕ, Университет Aбдхамид Ибн Бадис Mостаганем, Алжир
Аннотация
Изучение особенностей уровня развития координационных способностей у юношей 14-15 лет, занимающихся футболом по различным комплексным программам, позволило разработать методику их совершенствования. Значимость координации движений и пространственной ориентации в деятельности современных футболистов постоянно повышается. Это связано с необходимостью действовать в условиях жесткого единоборства, нестандартных ситуациях, при дефиците времени и пространства. Доказано, что использование методики в тренировочной программе способствует гармоничному развитию координационных способностей футболистов на этапе базовой специализации.
Ключевые слова: комплексная программа, этап базовой специализации.
Abstract
Study the level of development and coordination abilities
in young men, age 14-15 years, engage in various
complex football programs that will help
to develop a technique of their perfections.
The importance of coordination of movements
and spatial orientation in activity
of modern football players constantly increases.
It is connected with need to work in the conditions
of rigid single combat, in unusual situations,
at deficiency of time and space.
It is proven that, the use of techniques
in a training program contributes
to the harmonious development of coordination
abilities of the players at the basic stage
of specialization.
Keywords: complex program, basic specialty.
Введение
Важнейшим условием, обеспечивающим в будущем высокие результаты в футболе и тем самым определяющим перспективность юных спортсменов, является соответствующий уровень развития координационных способностей [7, 8]. Специалисты отмечают, что возможности для их развития, упущенные в детском возрасте, едва ли удастся наверстать позднее, что может негативно отразиться на успешности профессиональной деятельности спортсменов [2, 5, 6].
В современном футболе основной объем соревновательной деятельности осуществляется в вероятностных и неожиданных ситуациях, которые требуют от спортсменов проявления находчивости, быстроты реакции, способности к концентрации и переключению внимания, пространственной и временной точности движений, их адекватности на внезапно изменяющиеся внешние условия. Все эти качества в теории физического воспитания и спорта связаны с уровнем развития координационных
способностей, что обусловливает их приоритет в эффективности тренировочной и соревновательной деятельности футболистов [3].
Уровень мастерства футболиста во многом зависит от его умения координировать свои движения и ориентироваться в пространстве. Это позволяет ему выигрывать время, сохранять силы, вести игру в быстром темпе, комбинационно и результативно [10].
Цель и задачи исследования
Цель - разработать, теоретически обосновать и проверить на практике эффективность методики развития координационных способностей у футболистов 14-15 лет.
Решались следующие частные задачи исследования:
1. Определить систему тестов для оценки уровня координационных способностей футболистов.
2. Разработать методику тренировочных занятий, направленную преимущественно на развитие координационных способностей футболистов на этапе базовой специализации.
Теория и методика детско-юношеского спорта
3. Экспериментально проверить эффективность воздействия разработанной методики на темпы роста результатов в показателях, отражающих уровень развития координационных способностей.
Наиболее значимыми координационными способностями в футболе специалисты считают следующие: 1) способность к перестроению и приспособлению двигательных действий; 2) кинестетическое дифференцирование движений («чувство мяча»); 3) чувство ритма движений; 4) способность к согласованию (соединению) движений; 5) ориентация в пространстве; 6) быстрота двигательной реакции; 7) равновесие в динамических и статических условиях [1, 3].
Результаты исследования
Программа комплексного контроля подготовленности представителей игровых видов спорта имеет ряд специфических особенностей. Во-первых, ее содержание должно отражать по возможности все двигательные и психические качества игрока. Во-вторых, результаты контроля учитываются не только для планирования нагрузок, но и для отбора и выявления наиболее перспективных спортсменов. Выбирая тесты комплексного контроля, необходимо:
- обеспечить стандартизацию измерительных процедур;
- использовать тесты, отличающиеся высокой информативностью;
- иметь систему оценок достижений в тестах.
Главной целью контроля технического мастерства
(рис. 1), проводимого тренером, является получение информации, которая могла бы помочь скорректировать построение игры, подготовку отдельного спортсмена и команды в целом в плане организации конкретных упражнений и многолетней подготовки.
Если рассматривать контроль, прямо или косвенно имеющий отношение к действиям игроков с мячом, можно выделить три основных направления:
1) контроль игровой деятельности, позволяющий прослеживать динамику проявления спортсменами своих возможностей в матчах;
2) контроль подготовленности игроков, который позволяет оценить их возможности действовать с мячом в разных условиях, выдерживать тренировочные нагрузки и может быть использован для корректировки амплуа спортсменов при комплектовании команды;
3) контроль построения упражнений с мячом и качество их выполнения [9].
Рис. 1. Схема контроля технического мастерства спортсменов в игровых видах спорта
Таким образом, подготовка спортсменов и команд должна основываться на данных объективного контроля, иметь четкое научно обоснованное планирование тренировочных нагрузок, основание для выбора применяемых тренировочных средств и методов.
Организация исследования
Исследование проводилось с января 2011 по июнь 2013 г. и состояло из трех этапов. Каждый этап характеризовался конкретными сроками выполнения, содержанием работы и применяемыми методами исследования. В эксперименте принимали участие две группы футболистов
14-15 лет СДЮСШОР «Академия футбола» г. Тамбова по 16 человек в каждой.
В программе спортивной подготовки для ДЮСШ и СДЮШОР по футболу [11] не описывается, какое количество времени следует уделять координационной тренировке в каждом учебно-тренировочном занятии. В связи с этим возникла необходимость создания специальной методики, в которой были бы отражены эти показатели. В методике развития координационных способностей, предложенной нами для футболистов на этапе базовой специализации, координационной тренировке посвящалось от 15 до 45 мин всего времени тренировочного занятия.
С*)
Показатели координационных способностей по окончании эксперимента в контрольной и экспериментальной группах
Таблица 1
О)
о
Координационная способность № п/п Тест КГ ЭГ А, % Р
М± т М± т
Чувство ритма движения 1 Бег по обручам без ведения мяча (с) 5,34 ±0,10 5,32 ±0,10 0,4 0,18 >0,05
2 Бег по обручам с ведением мяча (с) 7,88 ±0,13 7,52 ±0,12 4,6 2,02 <0,05
3 Разница во времени бега по обручам и гладкого бега на 30 м (с) 0,68 ± 0,05 0,7 ± 0,06 2,9 0,18 >0,05
4 Разница во времени бега между 2-м и 1-м тестом (с) 2,54 ±0,15 2,2 ±0,14 13,4 1,61 >0,05
5 Подтягивание мяча стопой (с) 5,82 ±0,21 4,99 ±0,19 14,3 2,91 <0,05
Сохранение равновесия 6 Стояние на одной ноге с удержанием мяча на ведущей ноге (с) 37,3 ± 6,95 68,1 ± 12,48 82,6 2,16 <0,05
7 Стояние на одной ноге с удержанием мяча на не ведущей ноге (с) 24,1 ±6,20 25,5 ± 11,49 5,8 0,11 >0,05
8 Повороты на гимнастической скамейке (кол-во раз) 3,85 ± 0,25 5,15 ±0,59 33,8 2,03 <0,05
Кинес тетичес кое дифференцирование («чувство мяча») 9 Удары по мячу ногой в цель (балл) 10,0 ± 0,75 12,6 ±0,92 26,0 2,19 <0,05
Перестроение и приспособление двигательных действий 10 Бег с обеганием стоек в неведущую сторону (с) 6,45 ±0,10 6,21 ±0,11 3,7 1,63 >0,05
И Бег с обеганием стоек в ведущую сторону (с) 6,37 ±0,18 6,18 ±0,11 3,0 0,95 >0,05
12 Бег с обеганием стоек и ведением мяча не ведущей ногой (с) 9,47 ± 0,08 9,12 ±0,15 3,7 2,09 <0,05
13 Бег с обеганием стоек и ведением мяча ведущей ногой (с) 8,95 ±0,13 8,55 ±0,12 4,5 2,32 <0,05
14 Разница во времени между 12-м и 10-м тестами (с) 3,02 ±0,14 2,91 ±0,19 3,6 0,46 >0,05
15 Разница во времени между 13-м и 11-м тестами (с) 2,58 ± 0,22 2,38 ±0,10 7,8 0,85 >0,05
Согласование движений 16 Слалом между стойками с ведением двух мячей (с) 6,55 ± 0,26 5,81 ±0,21 11,3 2,19 <0,05
17 Разница во времени выполнения слалома между стойками с ведением одного и двух мячей (с) 3,64 ± 0,26 2,84 ± 0,22 22,0 2,36 <0,05
Быстрота реагирования 18 Остановка катящегося мяча стопой (см) 129 ± 2,56 165 ±4,15 28,0 7,38 < 0,001
Ориентация в пространстве 19 Бег к пронумерованным мячам (с) 15,06 ± 0,25 13,67 ± 0,36 9,2 3,17 < 0,001
20 Разница во времени выполнения бега к пронумерованным мячам и челночного бега 5x3 м (с) 9,57 ± 0,28 8,51 ± 0,32 11,1 2,44 <0,05
Обозначения: А -разница; t - критерий Стьюдента; Р - уровень достоверности.
IV) 01
Изменение показателей координационных способностей футболистов 14-15 лет в ходе эксперимента
На начало эксперимента достоверных различий в показателях, отражающих развитие координационных способностей в экспериментальной (ЭГ) и контрольной (КГ) группах, не наблюдалось, о чем свидетельствуют данные, приведенные в табл. 1, т.е. можно говорить о том, что группы были однородны.
По окончании педагогического эксперимента установлено, что в экспериментальной и контрольной группах отмечалась общая тенденция на улучшение результативности в тестах
Анализ результатов на начало и окончание эксперимента в исследуемых группах позволил установить по-
вышение показателей координационных способностей. Показатели, отражающие чувство ритма движения, у занимающихся в ЭГ увеличились на 14,3%, в КГ -на 6,3%; результаты в сохранении равновесия улучшились в ЭГ на 74,7%, в КГ - на 10%; в тесте на кинестетическое дифференцирование («чувство мяча») улучшение произошло на 50% в ЭГ и на 8,7% в КГ; в показателях, отражающих перестроение и приспособление двигательных действий, произошло увеличение на 6,5% в ЭГ и на 3,5% в КГ; в согласовании движений в ЭГ результат улучшился на 19,5%, тогда как в КГ - только на 3,8%; в тесте на быстроту реагирования улучшение в ЭГ на 33,3%, в КГ - на 5,9%; увеличение в показателе ориентации в пространстве - на 10,5% в экспериментальной группе и на 1,15% в контрольной [4].
Выводы
1. Анализ литературных источников и современных методических подходов к проведению учебно-тренировочных занятий показал, что важнейшим условием, обеспечивающим в будущем высокие результаты в футболе и тем самым определяющим перспективность юных спортсменов, является соответствующий уровень развития разных координационных способностей. Упущенные возможности для их развития в детском возрасте едва ли удастся наверстать позднее, что может негативно отразиться на успешности профессиональной деятельности спортсменов.
2. Учитывая многообразие и сложную организацию двигательно-координационных способностей, нами были
использованы 7 групп спортивно-двигательных тестов, характеризующих основные координационные способности футболистов: чувство ритма движения; сохранение равновесия; кинестетическое дифференцирование («чувство мяча»); перестроение и приспособление двигательных действий; согласование движений; быстрота реагирования; ориентация в пространстве. В каждую группу тестов входило от 1 до 6 тестовых заданий.
3. Экспериментальная методика развития координационных способностей футболистов 14-15 лет оказалась достаточно эффективной в отношении достоверного улучшения результатов в показателях, отражающих уровень их развития.
Литература
1. Витковски, З. Координационные способности юных футболистов: диагностика, структура, онтогенез: дис. ... канд. пед. наук. - М., 2003. - 170 с.
2. Горская, И.Ю. Воспитание координационных способностей школьниц 7-14 лет с различным типом телосложения: автореф. дис. ... канд. пед. наук / И.Ю. Горская. -Омск, 1993. - 173 с.
3. Губа, В.П. Интегральная подготовка футболистов: учеб. пособие / В.П. Губа, А.В. Лексаков, А.В. Антипов. -М.: Советский спорт, 2010.- 208 с.
4. Зерег, Ф. Развитие координационных способностей футболистов 14-15 лет на этапе базовой специализации: автореф. дис. ... магистр / Зерег Ф.; ТГУ им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, 2013. - 118 с.
5. Карпеев, А.Г. Двигательная координация человека в спортивных упражнениях баллистического типа. - Омск, СибГАФК, 1998. - 322 с.
6. Лях, В.И. Координационные способности школьников. - Минск: Полымя, 1989. - 160 с.
7. Лях, В.И., Витковски, З, Жмуда, В. Спортивно-двигательные тесты для оценки специфических координационных способностей футболистов // Теория и практика физической культуры. - 2002. - № 8. -С. 51-54.
8. Никитушкин, В.Т., Губа, В.П. Методы отбора в игровые виды спорта. - М., 1998. - 128 с.
9. Сахарова, М.В. Проектирование макроциклов подготовки в игровых видах спорта: значение, сущность, технология. - М.: Спутник+, 2005. - 309 с.
10. Футбол: учебник для ин-тов физ. культуры / под ред. М.С. Полишкиса и В.А. Выжгина. - М.: ФОН, 1999. -253 с.
11. Швыков, И.А., Сучилин, А.А., Андреев, С.Н., Буй-лин, Ю.Ф., Исмаилов, А.И., Лапшин, О.Б. Футбол. Поурочная программа для учебно-тренировочных групп 1-го и 2-го годов обучения ДЮСШ и СДЮШОР. - М.: Терра-Спорт, 2000. - 124 с.
References
1. Vitkovski, Z. Coordination abilities of young football players: diagnostics, structure, ontogenesis: Dis. ... Cand. Ped. Sciences. - M., 2003. - 170 p.
2. Gorskaya, I.Yu. Education of the coordination abilities of schoolgirls 7-14 years old with different types of physique: the author's abstract. Dis. ... Cand. Ped. Sciences / I.Yu. Gorskaya. - Omsk, 1993. - 173 p.
3. Guba, V.P. Integral training of football players: training manual / V.P. Guba, A.V. Leksakov, A.V. Antipov. - Moscow: Soviet sport, 2010. - 208 p.
4. Zereg, F. Development of coordination abilities in 14-15 years old football players at the stage of basic specialization: the author's abstract. Dis. ... Master / Zereg F.; TSU name G.R. Derzhavin, Tambov, 2013. - 118 p.
5. Karpeev, A.G. Motor coordination of a person in sports exercises of ballistic type. - Omsk: SibGAFC. - 1998. - 322 p.
6. Lyakh, V.I. Coordination abilities of schoolchildren. -Minsk: Polymya, 1989. - 160 p.
7. Lyakh, V.I. Sports-motor tests to assess the specific coordination abilities of football players / V.I. Lyakh, Z. Vitkovski, V. Zhmuda // Teoriya i praktika fizicheskoy kul'turi. -2002. - No. 8. - Pp. 51-54.
8. Nikitushkin, V.G., Guba, V.P. Methods of selection in game kinds of sports. - M., 1998. - 128 p.
9. Sakharova, M.V. Designing macrocycles for training in game sports: meaning, essence, technology. - M.: Sputnik +, 2005. - 309 p.
10. Football: a textbook for sports institutes / Ed. M.S. Poliskis and V.A. Vyzhgina. - Moscow: FON, 1999. -253 p.
11. Shvykov, I.A. Football. Pourochnaya program for educational and training groups of the first and second years of training of the Youth and Sports School / I.A. Shvykov, A.A. Suchilin, S.N. Andreev, Yu.F. Buylin, A.I. Ismailov, O.B. Lapshin. - M.: Terra Sport, 2000. - 124 p.