СПОРТ
УДК 796.332
РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
ФУТБОЛИСТОВ 8-10 ЛЕТ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЬНОЙ
СЕКЦИИ
Е.В. Беликова, М.В. Дедловская
Представлен анализ научной литературы по проблеме развития координационных способностей юных футболистов. Предложена методика развития координационных способностей футболистов 8-10 лет в условиях школьной секции и экспериментальным путем доказана ее эффективность.
Ключевые слова: футбол, школьная секция, координационные способности, спортивная игра, младший школьный возраст, развитие способности.
Игра футбол, как и другие спортивные игры, состоит из множества двигательных действий, так или иначе применяемых в игровой обстановке. Всё это оставляет актуальной проблему приобретения как можно более обширного двигательного опыта в младшем возрасте [1-3]. Различные формы проявления координационных способностей - согласование движений, ориентирование в пространстве, точность воспроизведения и дифференцирования пространственных, временных и силовых параметров движений, равновесие, ритм, быстрота и точность реагирования на сигналы - часто специфичны, не взаимосвязаны друг с другом.
Поэтому, если в начале обучения уделять больше внимания на развитие координационных способностей и приобретению разнообразных двигательных навыков, то вероятность того что, в дальнейшем юные футболисты будут быстрее обучаться техническим действиям и лучше применять свой арсенал в игровой обстановке будет выше [4, 5]. Возникает противоречие между знанием о необходимости начинать активно
развивать координационные способности юных футболистов в условиях школьной секции на начальном этапе обучения и практической реализации их развития на этом этапе обучения.
Разработанная нами методика направлена на развитие координационных способностей юных футболистов 8-10 лет на начальном этапе обучения в условиях школьной секции. Эффективность реализации методики во многом определяется систематическими тренировками, направленностью, содержанием и организацией тренировочного процесса.
Целью является разработать и определить эффективность методики развитие всех видов координационных способностей футболистов 8-10 лет в условиях школьной секции.
Исследование проводилось на базе Панкрушихинского Центра детского творчества в период с мая 2017 г. по сентябрь 2017 г. В исследовании принимали участие 20 детей 2007-2010 года рождения, которые были разбиты на контрольную и экспериментальную группы по 10 чел. в каждой.
Практические занятия проводились на школьном стадионе три раза в неделю, продолжительность одного занятия составляла 90 мин. Контрольная и экспериментальная группы занимались в одно и то же время, в разные дни недели. Занятия в контрольной группе проводились по общепринятой методике программы школьной секции, а в занятия экспериментальной группы была внедрена разработанная методика по развитию координационных способностей юных футболистов.
Математические расчеты результатов тестирования, проведенного в констатирующем эксперименте, представлены в табл. 1.
Таблица 1
Уровень координационных способностей футболистов на начальном этапе обучения
Тесты Результаты р
Контрольная Экспериментальная 1
Х о т Х о т
Повороты на гимнастической скамье, раз 6,75 ±1,46 ±0,49 6,80 ±1,46 ±0,49 0,07 >0,05
Удар мячом в цель, очки 6,40 ±2,27 ±0,76 6,90 ±1,62 ±0,54 0,55 >0,05
Бег с обеганием стоек слева, с 1,33 ±0,35 ±0,12 1,37 ±0,38 ±0,13 0,22 >0,05
Бег с обеганием стоек справа, с 1,36 ±0,5 ±0,17 1,55 ±0,53 ±0,18 0,76 >0,05
Бег к пронумерованным мячам, с 10,66 ±2,31 ±0,77 10,23 ±1,23 ±0,41 0,49 >0,05
Остановка катящегося мяча ногой, м 1,59 ±0,22 ±0,07 1,58 ±0,23 ±0,08 0,09 >0,05
На основании расчетов, получено, что во всех тестовых заданиях ^фактическая меньше ^табличной ^ф < Исходя из результатов тестов, уровень координационных способностей между контрольной и экспериментальной группами в констатирующем эксперименте является одинаковым, то есть не имеет никаких достоверных различий P>0,05.
В конце формирующего эксперимента было проведено повторное тестирование (табл. 2).
Таблица 2
Уровень координационных способностей футболистов в конце эксперимента
Тесты Результаты р
Контрольная Экспериментальная t
Х о m Х о m
Повороты на гимнастической скамье, раз 6,80 ±1,30 ±0,43 7,45 ±1,46 ±0,49 1,00 p>0,05
Удар мячом в цель, очки 8,20 ±2,60 ±0,87 11,40 ±3,25 ±1,08 2,30 p<0,05
Бег с обеганием стоек слева, с 1,33 ±0,45 ±0,15 1,21 ±0,47 ±0,16 0,55 p>0,05
Бег с обеганием стоек справа, с 1,32 ±0,37 ±0,12 1,25 ±0,53 ±0,18 0,33 p>0,05
Бег к пронумерованным мячам, с 10,46 ±1,71 ±0,57 9,07 ±0,96 ±0,32 2,19 p<0,05
Остановка катящегося мяча ногой, м 1,54 ±0,20 ±0,07 1,49 ±0,19 ±0,06 0,56 p>0,05
Полученные значения ^ каждого теста контрольной и экспериментальной групп, сравнили с табличным и определили уровень эффективности развития координационных способностей по разработанной нами методике.
Средний результат поворотов на гимнастической скамье в контрольной группе 6,80±1,30 количество поворотов, а в экспериментальной 7,45±1,46 поворота, ^ф =1,00 < =2,10 (рис. 1).
Таким образом, между двумя группами нет достоверности различий в развитии этой координационной способности P>0,05 и методика для развития равновесия не эффективна и расширяет уже существующие.
Средний результат удара мячом в цель в контрольной группе 8,20±2,60 очка, а в экспериментальной - 11,40±3,25 очка, ^ф =2,30 > ^ =2,10 (рис. 2).
Выявлено, что результат теста между контрольной и экспериментальной группами достоверно различается и методика для развития этой координационной способности (кинестезическое дифференцирование) эффективна с гарантией на 95 %, то есть P<0,05.
8 т-
7--=
6--
5--
4--
3--
2--
1--
0 ---
Тест №1
□ Контрольная
□ Экспериментальная
Рис. 1. Результаты теста «Повороты на гимнастической скамье» в контрольной и экспериментальной группах в конце эксперимента, кол-во раз
12 11 10
9--
8 7
6--
5 4 3 2 1
0 ^---
Тест №2
□ Контрольная
□ Экспериментальная
Рис. 2. Результаты теста «Удар мячом в цель» в контрольной и экспериментальной группах в конце эксперимента, кол-во очков
На основании расчетов установлено, что результаты в беге с обеганием стоек, между контрольной и экспериментальной группами, не имеют никаких достоверных различий Р>0,05, что свидетельствует о неэффективности методики для развития этой координационной способности (рис. 3.
Средний результат бега к пронумерованным мячам в контрольной группе 10,46±1,71 с, а в экспериментальной - 9,07±0,96 с. Согласно расчетам достоверность различий результата этого теста, между контрольной и экспериментальной группами имеет следующее значение: 1Дф =2,19 > 1Дт =2,10, следовательно, Р<0,05 и методика для развития данной координационной способности (пространственной ориентировке) эффективна с гарантией на 95 % (рис. 4).
2.5
1.5 1
0.5 0
□ Контрольная
□ Экспериментальная
Тест №3 слева
Тест №3 справа
Рис. 3. Результаты теста «Бег с обеганием стоек» в контрольной и экспериментальной группах в конце эксперимента, с
3
2
11 1- ——
10---
9---
8--
7--
6--
5--
4--
3 2 1
0 -1---
Тест №4
□ Контрольная
□ Экспериментальная
Рис. 4. Результаты теста «Бег к пронумерованным мячам» в контрольной и экспериментальной группах в конце эксперимента, с
Средний результат остановки катящегося мяча ногой в контрольной группе составил 1,54±0,20 м, а в экспериментальной - 1,49±0,19 м. Выявлено, что достоверность результата теста «Остановка катящегося мяча ногой» между контрольной и экспериментальной группами не имеет никаких различий, ^ф =0,56 < ^т =2,10, следовательно, методика для развития способности к реагированию неэффективна и расширяет уже существующие методики (рис. 5).
Расчеты, указанные выше, подтверждают высокое развитие в экспериментальной группе кинестезического дифференцирования и пространственной ориентировки. В контрольной и экспериментальной группах показатели тестов на равновесие, сложную двигательную реакцию, приспособление и перестроение двигательных действий были примерно одинаковые.
□ Контрольная
□ Экспериментальная
Рис. 5. Результаты теста «Остановка катящегося мяча ногой» в контрольной и экспериментальной группах в конце эксперимента, м
Таким образом, можно констатировать, что в целом методика для развития координационных способностей футболистов 8-10 лет на начальном этапе обучения достаточно эффективна, так как все виды координационных способностей имеют положительную динамику.
Список литературы
1. Аверьянов И.В. Методика совершенствования кинестетических координационных способностей футболистов 10-11 лет: автореф. дис. ...канд. пед. наук. Тюмень, 2008. 22 с.
2. Витковски З. Координационные способности юных футболистов: диагностика, структура, онтогенез: дис. .канд. пед. наук. М., 2003. 232 с.
3. Витковски З., Лях В.И. Развитие координационных способностей у футболистов 11-19 лет // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2008. № 6. С. 34-39.
4. Зерег Ф., Жийяр М.В., Мохамед Х.Х. Совершенствование координационных способностей футболистов 14-15 лет // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2017. №2 (144). С. 72-77.
5. Лях В.И., Витковски З. Развитие и тренировка координационных способностей юных футболистов 11-19 лет // Физиология человека. 2010. Т. 36. № 1. С. 74-82.
Беликова Елена Викторовна, старший преподаватель, Ъту300904@уапйех.ги, Россия, Барнаул, Алтайский государственный педагогический университет,
Дедловская Марина Владимировна, канд. пед. наук, доц., Ъту300904@уапйех.ги, Россия, Казань, Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма
3 -,-
2.5--
2--
1.5----
1--
0.5--
0 -I---
Тест №5
THE DEVELOPMENT OF COORDINATION ABILITIES OF FOOTBALL PLAYERS OF 8-10 YEARS IN SCHOOL SECTIONS
E. V. Belikova, M. V. Dedlovskaya
The analysis of scientific literature on the development of coordination abilities of young football players is presented. A method for developing the coordination abilities of football players for 8-10 years is proposed in the conditions of the school section and its effectiveness has been proved experimentally.
Key words: football, school section, coordination abilities, sports game, junior school age, ability development.
Belikova Elena Viktorovna, senior lecturer, [email protected], Russia, Barnaul, Barnaul, Altai State Pedagogical University,
Dedlovskaya Marina Vladimirovna, candidate of pedagogical science, associate professor, Russia, Kazan, Volga Region State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism
УДК 796.526
КВАЛИМЕТРИЯ СКРЫТОГО ДВИЖЕНИЯ В СПОРТИВНОМ
СКАЛОЛАЗАНИИ
Ю.В. Котченко
Представлены результаты анализа скрытого движения, являющегося одним из важных компонентов выступления и оказывающего влияние на итоговый результат. Получена формула, позволяющая определить число скрытых движений исходя из итоговой суммы результативных движений. Рассчитана количественная оценка стоимости одного скрытого движения и установлен размер латентного резерва повышения эффективности выступления, определяемого этим компонентом.
Ключевые слова: спортивное скалолазание, эффективность выступления, международные соревнования, результат.
В настоящее время повышение эффективности выступления в спортивном скалолазании является одним из приоритетных вопросов, поскольку после включения скалолазания в программу Олимпийских игр 2020 года, слабые позиции России в дисциплине лазания на трудность, снижают шансы в борьбе за медали [1, 2].
С целью поиска дополнительных путей повышения эффективности при прохождении соревновательной трассы, было проведено исследование, в ходе которого были изучены выступления высококвалифицированных спортсменок на крупных международных соревнованиях. Общее количество проанализированных стартов п = 1220. Методы анализа: кластерный, корреляционный, регрессионный.