УГРОЗЫ И БЕЗОПАСНОСТЬ
10 (151) - 2012
УДК 343.97
способы обеспечения равноправия и самоопределения народов российской федерации на основе взаимодействия правоохранительн ых органов с национальными диаспорами
а. в. карпов,
доктор юридических наук,
проректор столичного института бизнеса и управления
E-mail: av-k. 07@mail. ru
В. В. ЛОМАКИН,
кандидат юридических наук,
доцент Всероссийского института повышения
квалификации МВд России
E-mail: lomakirina@yandex. ru
Рассматриваются особенности воздействия национальных диаспор на обеспечение равноправия и самоопределения народов России. Обращается внимание на тот факт, что до сих пор в нашей стране нет целостной, отвечающей современным требованиям государственной политики в области законодательного и иного взаимодействия национальных диаспор с российским многонациональным обществом. Делается вывод о том, что поиск путей взаимодействия и развитие взаимопонимания органов охраны правопорядка с общественными объединениями затрагивает и сферу национальных диаспор как важный канал взаимосвязи государства с многонациональным обществом.
Ключевые слова: равноправие граждан, самоопределение народов, религиозный экстремизм, экстремистская деятельность, национальные диаспоры, национализм.
В XXI в. национальные диаспоры играют важную регулятивную роль в обеспечении общественных, равноправных взаимоотношений народов, в том числе в культурной, социально-экономической и политической жизни всего многонационального и мультиконфессионального российского общества.
В процессе роста и популярности национально-культурного самосознания возрождение национальных диаспор играет значительную роль в развитии жизненно важных изменений и формировании правовых, социальных и экономических правоотношений многонационального общества и государства.
Эти особенности в системе национальных, исторических, духовных ценностей народов России напрямую затрагиваются процессами мировой глобализации, что часто приводит к нивелированию важных элементов равноправия и самоопределения народов, поддержке национальных устоев, традиций и культурных ценностей национально-этнических общностей нашей страны. При этом происходит коммуникативный рост, поиск и развитие присущей тому или иному национально-этническому сообществу — диаспоре, свойственной только ей уникальности в существующем многообразии народов, где с особенной прагматичностью проявляется необходимость регулирования и защиты прав и свобод национальных меньшинств [11, ст. 71 п. «в»] и коренных малочисленных народов.
В России насчитывается около 130 представителей народностей, идентифицирующих себя с той или иной национальностью или диаспорой [6, с. 245], в соответствии с чем поиск необходимого взаимодействия национальных диаспор с национальными и религиозными общностями может развиваться по нескольким основным направлениям, которые, как правило, связаны с общественной, правовой и социальной формами их деятельности. Как показывает практика, они опираются на события, память, разнообразные исторические подходы и в состоянии формировать равноправные отношения и развивать современные формы самоопределения народов. Учитывая важность таких правовых форм, необходимо отметить существенные особенности воздействия национальных диаспор на обеспечение равноправия и самоопределения народов России, а также развитие общественных отношений.
Такие особенности могут выражаться в том, что диаспоры в виде «этнических общностей могут проживать в едином государстве, а также за пределами своей титульной республики» [16, с. 35] и являться «полемической категорией, широко употребляемой в публицистике и даже научных дискуссиях, но не имеющей качества научного термина» [8], наряду с этим «нельзя отнести к диаспоре любую группу лиц определенной национальности, если у них нет внутреннего импульса и потребности к самосохранению» [16, с. 36].
Сложносоставным определением диаспоры в плане поиска взаимовыгодного взаимодействия с российской полицией является следующее: «диаспора — это не только и не столько состояние, это процесс развития от «еще не диаспоры», через «собственно диаспору», к «уже не диаспоре» [1, с. 21]. В соответствии с этими названными особенностями в палитре национально-этнических общностей и российских специфичных, сложносо-ставных отношений в субъектах Федерации влияние национальных диаспор на социально-правовую, правоохранительную и общественную ситуацию в российском мультиэтническом обществе сложно переоценить.
Поэтому возникает необходимость в поиске направлений взаимодействия органов государственной власти с национальными диаспорами, в частности с их лидерами. Этому может помочь многолетний опыт работы с национально-этническими диаспорами органов государственной власти, местного самоуправления и внутренних дел.
В частности, анализ накопленного опыта показал, что совместная, взаимная и грамотная деятельность органов государственной власти, местного самоуправления и внутренних дел с национальными диаспорами и их лидерами — авторитетными представителями позволяет эффективно обеспечивать общественно-правовую и социально-политическую консолидацию общества, профилактику национально-этнических, межрелигиозных разногласий, не допускать национально-религиозных столкновений и разрешать их не силовыми методами.
Демократические и социальные устремления России как мультикультурологической страны, полиэтничного и поликультурного социума Евроазиатского содружества сотен народов, как показывает практика, в настоящее время зависят от общественной стабильности, трансформации и интеграции диаспор в многонациональное российское общество. Их участие в разнообразных социально-общественных процессах обеспечивают конституционно-правовую и общественно-политическую жизнедеятельность нашей страны и ее дальнейшее развитие.
При этом использование диаспорного потенциала органами государственной власти в разрешении многонациональных вопросов является важной сферой формирования и обеспечения традиционного хозяйствования, среды обитания и жизни народов России, что в конечном итоге формирует взаимно уважительные отношения народов и различных наций в субъектах Федерации. Тем самым в состоянии противостоять разжиганию социальной, расовой, национальной и религиозной розни, ненависти и вражды [11, ст. 13. ч. 5, ст. 29 ч. 2].
В то же время деятельность органов государственной власти и местного самоуправления в поиске целостности общественных взаимоотношений с национальными диаспорами может опираться на различные формы толерантности и договоренностей, которые могут эффективно поддерживать и развивать взаимопонимание с людьми иной культуры, национальной или конфессиональной принадлежности. Прежде всего, в непростых нынешних условиях концентрации в субъектах Федерации различных миг-рантских национальных общностей и возникающих у них требований о равноправии, при реализации своих прав и свобод, защиты национальных меньшинств [11, ст. 72. п. «б»] и их жизнедеятельности.
В таких особенных межнациональных, социальных и правовых взаимоотношениях и продол-
жающемся росте социального и материального расслоения российского общества характерным является взаимодействие с авторитетными национальными диаспорами в направлении поиска социально-правовой и правоохранительной защищенности. Однако влияние диаспор на возможные латентные и иные другие этнические конфликты функционально может противопоставлять их органам государственной власти и представлять собой подмену некоторых властных полномочий органов субъекта Федерации и федеральных органов Российской Федерации, которые находятся в их совместном ведении [11, ст. 72]. В этой связи попытка проанализировать и дать оценку разрешения комплексного и системного подхода в формировании необходимого взаимодействия с диаспорами в условиях развития конституционно-правовой системы нашей страны, защиты правопорядка и законности является важным элементом действующих и разрабатываемых научно-методологических и практических направлений устранения кризисных общественных ситуаций в субъектах Федерации.
Так как участие национальных диаспор в межэтнических, правовых, социально-общественных и иных взаимоотношениях, отличающихся своей спецификой, самобытными и индивидуализированными формами, в настоящее время особенно востребованы, то необходимо повышать взаимопонимание, взаимодействие органов государственной власти с национальными общностями на практическом уровне для решения современных общественных и правовых проблем равноправия и самоопределения народов, защиты прав и свобод человека и гражданина.
Применительно к межведомственной деятельности органов государственной власти, местного самоуправления в контексте практического разрешения стоящих перед нашим обществом многоплановых межнациональных задач эффективно действующий солидаризм с различными национальными диаспорами может быть особенно востребован в нынешних условиях развития конституционно-правовой системы нашей страны. Он может быть использован на основе эффективных внутренних, функциональных возможностей, опыта и потенциала диаспор, которые могут быть ценными в развитии законодательства и правоприменительной практики органов государственной власти и местного самоуправления.
Таким образом, до конца невостребованный опыт и особенности диаспор представляют собой важный элемент обеспечения общественных взаимоотношений, развития равноправия и самоопределения народов России, а также готовность и способность сосуществовать и развиваться в иной национально-избыточной мультиконфессиональной среде и окружении, особенно если она является взаимовыгодной.
Вместе с тем необходимость поиска взаимодействия органов государственной власти и органов внутренних дел с диаспорами заключается в выделении национально-этнического потенциала диаспор, положительно влияющего на межнациональные равноправные взаимоотношения и развитие межнациональных, межконфессиональных общественных институтов. Этот нераскрытый в некоторых субъектах Федерации потенциал диаспор успешно востребован некоторыми органами государственной власти южных субъектов Федерации. Однако, как показывает практика, он может упираться в фактическую невстроенность национальных диаспор в структуру общественных объединений, что негативно сказывается на обеспечении конституционно-правовых и общественных взаимоотношений в российском обществе.
Следовательно, данное положение может быть урегулировано в рамках Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (в ред. от 22.07.2010), где национально-этнические диаспоры как общественно-организационные структуры должны быть включены в перечень общественных объединений. По мнению ряда экспертов, Федеральный закон «Об общественных объединениях», дополненный общественным объединением «национальная диаспора», позволит двигаться по пути развития общественных отношений, обеспечения равноправия и самоопределения народов России.
Для этого также следует расширить перечень общественных объединений, так как он не отражает современных тенденций развития и обеспечения социально-общественных и национальных взаимоотношений в нашей стране. Тем более что вопросы обеспечения общественного правопорядка, межнационального и межрелигиозного спокойствия и взаимоотношений со всеми общественными объединениями продолжают иметь свойственные нашему обществу проблемы [4, с. 15], а обеспечение законности, общественной безопасности [11, ст. 72,
п. «б»] и национального благополучия с каждым годом будут становиться все важнее и актуальнее. Это связано с тем, что в нынешних условиях конституционно-правовые вопросы, отнесенные к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Федерации, не в полной мере обеспечивают эффективное правовое регулирование национальной сферы, а также взаимодействие общественных объединений с национально-религиозными структурами и органами государственной власти. Поэтому в ряде субъектов Федерации органами государственной власти и местного самоуправления, были приняты местные нормативные правовые акты для обеспечения деятельности общественных объединений, повышающих качество обеспечения равноправия народов, защиты прав и свобод человека. Например, в виде различных региональных общественных палат или общественных советов в субъектах Федерации.
Таким образом, эффективное обеспечение равноправных межнациональных и межрелигиозных отношений в виде использования диаспорного потенциала во взаимодействии с органами государственной власти и местного самоуправления должным образом осуществляются в тех субъектах Федерации, где проявляется интерес к принятию и выработке современных правоотношений. При этом отсутствие федерального законодательства составляет препятствие для разработки и принятия необходимых совместных правовых актов, отражающих важные формы общественных правовых взаимоотношений, где практикуется активное федеральное вмешательство и существует высокая степень централизации и ограничения самостоятельности субъектов Федерации в деле функционирования исполнительной и законодательной власти субъектов Федерации.
Целям урегулирования таких правовых форм взаимоотношений может отвечать целенаправленная, коллективная и собирательная деятельность национальных диаспор с органами государственной власти и внутренних дел и всем российским обществом. Несомненно, в достижении спокойствия и правопорядка органы государственной власти и внутренних дел должны быть осмотрительны, не отходить от прагматических целей, при этом учитывать национально-этнические интересы диаспор и постоянно придерживаться принципов законности, системности, прогнозирования и профессионализма в своей деятельности.
Необходимо учитывать то обстоятельство, что привносимые извне идеи и присущие некоторым этническим мигрантам националистические религиозные взгляды, исповедуемые отдельными диаспорами в виде национализма и различной нетерпимости, служат защите своих национально-этических и религиозных интересов. При этом, как показывает практика, кроме реальной общественной опасности они могут таить угрозу общественным отношениям, деятельности национально-культурных объединений, этническим общностям, деятельности органов государственной власти и конституционно-правовым отношениям в субъектах Федерации.
Более того, они могут вступать в конфликт с исторически укоренившимися в республиках Федерации и ментально близкими местному населению национально-религиозными нормами умеренного толка, которые в силу своей комфортности переплелись с нормами, обычаями и правилами иных диаспор и национально-этнических групп. При этом они могут составить будущую базу для возникновения национально-этнических столкновений с опорой на этническую миграцию, которая в процессе ассимиляции перед этническими мигрантами ставит дилемму «успешная адаптация — интеграция или сепарация — этнокультурное обособление», что свойственно национальным диаспорам в нашей стране.
Следовательно, в такой национально-этнической жизнедеятельности, развитии и столкновении вышеназванных интересов диаспор необходимо противопоставлять активное вовлечение национальных общностей и их лидеров в разрешение различных национально-этнических проблем и более тесное взаимодействие с правоохранительными органами в обеспечении правопорядка и безопасности. Это, в свою очередь, позволит осуществлять прирост национальных диаспор к местному национально-этническому обществу, несмотря на то, что они могут столкнуться с иными общинными установками и жизненными правилами, а также действующей структурой исторических, культурных, внешних и внутренних взаимосвязей малочисленных и коренных народов.
Как показывает практика, присущие национальной диаспоре фундаментально-историческая идеология и идеи единства с ее непосредственной причастностью к тому или иному национально-этническому и культурологическому пространству
могут составлять ключевые элементы для правоохранителей и органов государственной власти в обеспечении общественных и равноправных взаимоотношений наций и народностей в субъектах Федерации.
Следует подчеркнуть, что для правоохранительных органов государства рассматриваемые особенности важно учитывать при поиске позитивных начал и консолидирующей роли диаспор в обеспечении общественного правопорядка и правоотношений, а также в качестве гарантии защиты правовых и социальных обязательств перед диаспорами, являющимися стабилизатором национально-этнических взаимоотношений.
Однако, по мнению ряда исследователей, существующий скептицизм о возможности достижения эффективного взаимодействия органов внутренних дел с национальными диаспорами подкрепляется примерами кризисного динамичного развития, формирования нелегитимных форм и действий в общественных отношениях, свойственных некоторым национальным диаспорам. При этом отсутствие правовых договоренностей между органами государственной власти по использованию возможностей национальных диаспор как аргумента в борьбе за власть, собственность и поиск вхождения в органы государственной власти несут в себе отрицательную динамику для конституционно-правовых и межнациональных отношений в субъектах Федерации.
Вместе с тем в нашем многонациональном обществе необходимо сохранять потенциал межнационального и межрелигиозного взаимного доверия и поиска единства российской многонациональной государственности. Однако проводимая современная региональная национальная политика некоторыми представителями органов государственной власти субъектов Федерации мало ориентирована на развитие и сохранение такого потенциала, традиционного образа жизни диаспор и зависит порой от направленности и интенсивности миграционных процессов, в том числе передвижения национальных диаспор из дальнего и ближнего зарубежья.
В последние годы ученые, занимающиеся изучением проблем, связанных с диаспоральными процессами, часто говорят о «размывании привычных представлений о диаспоре», появлении у современных диаспор качественно новой черты — транснациональной, которая в процессе исторической
миграции не всегда приобретает этническую Родину и действует в качестве закрытой нацобщины.
При этом современные «миграционные диаспо-ральные потоки и прежде всего трудовая миграция изменяет облик России, что является причиной проявления новых национальных диаспор» [14, с. 25], как правило, активно влияющих на обеспечение равноправия и самоопределения народов России.
В процессе ассимиляции различных диаспор — дагестанской, чеченской, ингушской, татарской, башкирской, грузинской, азербайджанской, армянской, греческой, немецкой и др. — в интересах организации взаимодействия органов государственной власти с национальными диаспорами необходимо признавать публичность диаспор, искать взаимопонимание в нравственно-религиозном бытии, потребностях в конфессиональном и правовом регулировании их жизнедеятельности в субъектах Федерации. В качестве формы взаимодействия национальных диаспор в условиях либерализации и демократической доктрины предпочтительно достижение договорных и правовых обязательств. В таких правовых актах должна находить свое отражение правоприменительная практика в субъектах Федерации по политико-правовым и социальным вопросам в области национально-этнических и религиозных равноправных взаимоотношений. Тем самым будет обеспечиваться возможность разнонаправленной реализации диаспорного потенциала и применение его в социально-общественной, политической и предпринимательской областях при реализации комплексных региональных и федеральных программ развития субъектов Федерации. При этом необходимо обеспечивать государственные гарантии и конституционные нормы (например, свободу определения национальной принадлежности, места проживания, вероисповедания, выражения своего мнения), которые отражают потребности и «вытекают из исторической жизни народа» [3, с. 104] — диаспоры.
В этой связи, например, федеральные законы «О национально-культурной автономии», «Об общественных объединениях», «О некоммерческих организациях», а также Концепция государственной национальной политики Российской Федерации, постановление Правительства РФ по вопросам Министерства регионального развития [5] и др. могут являться незаконченным законодательным процессом и развиваться в направлении учета многонациональных интересов, обеспечения равнопра-
вия и самоопределения народов России и их качественного наполнения, стратегического направления деятельности органов государственной власти.
Вместе с тем обращает на себя внимание тот факт, что до сих пор в нашей стране нет целостной, отвечающей современным требованиям национальной государственной политики, в том числе в области законодательного и иного взаимодействия национальных диаспор с российским многонациональным обществом. Хотя на региональном уровне разработаны и реализуются концепции национальной политики (принятые в нескольких десятках субъектов Федерации) [7], а также организована деятельность комиссий Общественной палаты РФ, общественных советов при МВД России, ГУ МВД России и общественных палат в субъектах Федерации.
Однако, как показывает практика, даже при положительных результатах такой деятельности данные структуры в субъектах Федерации (с этим согласны большинство сотрудников МВД России, ФМС России и прокуратуры России) действуют формально. Поэтому в центре внимания всех уровней и ветвей власти и органов внутренних дел продолжает оставаться необходимость исследования глубин взаимодействия с диаспорами, вопросы правоохранительного, социально-общественного и правового взаимодействия, в том числе в области национально-конфессионального управления отношениями в регионах. Например, Юга России с его спецификой, полиэтничностью и мультикультурой, а также мозаичностью расселения конфессиональных общностей и диаспор.
На фоне бывших разносторонних, этнос-татусных, межнациональных конфликтов, сохраняющейся межэтнической напряженности в некоторых субъектах России, особенно в СКФО, трудно было бы переоценить роль диаспор в обеспечении взаимоотношений национальных, религиозных и общественных институтов и органов государственной власти, в регулировании возникающих негативных процессов и обобщении получаемой правоохранителями информации о противоправной деятельности, направленной на подрыв равноправия и самоопределения народов, защиты прав и свобод человека и гражданина. Это может позволить эффективнее противодействовать и осуществлять профилактику крайним по формам действиям националистического, религиозного и иного характера.
Следует согласиться с мнением о том, что рано или поздно «рациональное мышление и влияние диаспор приходит на смену священным писаниям» [17, с. 90—93] и может быть эффективно использовано при формировании миролюбивого и толерантного отношения в многонациональном российском обществе, так как для межнациональных взаимоотношений в современной России характерно воздействие активных этнокультурных и этнорелигиозных факторов, имеющих порой решающее влияние на обеспечение равноправия и самоопределения народов России, а также на само существо межнационального, межрелигиозного, национально-этнического, диаспорного взаимодействия в области развития гражданского общества и регулирования межнациональных процессов.
В то же время, вступая в объективные социальные, общественные, экономические, предпринимательские и иные взаимоотношения, этносы и национальные группы — диаспоры, как правило, безошибочно выбирают эффективные формы и методы взаимодействия и своего жизнеобеспечения. Причем корпоративная структура управления диаспорами схожа с управлением в мечетях, монастырях и религиозных организациях. В частности, большой масштаб означает большое количество верующих и пожертвований, что свойственно структурам диаспор в области концентрации власти и ресурсов в руках одного лица или круга лиц [18]. Это, естественно, может влиять на обеспечение равноправия и свобод людей, а также развитие многонациональных общественных отношений.
Как показывает практика, подобные аспекты являются существенными и особо значимыми во взаимоотношениях с национально-этническими диаспорами и местными национальными сообществами, в том числе с диаспорами различных категорий переселенцев.
При этом национальные структуры могут применять эффективные формы взаимодействия с правоохранительными структурами по охране общественного порядка (например, оперативные отряды и отряды содействия органам внутренних дел, добровольные дружины, в том числе казаческие, молодежные) [13, с. 27]. Подобных формирований в нашей стране еще совсем недавно насчитывалось около 35 тыс. с зарегистрированными в них 350 тыс. чел. Это серьезная сила, благодаря которой ежегодно раскрываются десятки тысяч преступлений [13, с. 27], что поднимает престиж органов госу-
дарственной власти, в том числе в формировании общественного мнения об эффективности защиты прав и свобод человека и гражданина.
Таким образом, поиск путей взаимодействия и развитие правовых отношений в части необходимого взаимопонимания органов охраны правопорядка с общественными объединениями затрагивает и сферу национальных диаспор как важный канал взаимосвязи государства с многонациональным обществом. Учет этого обстоятельства способствует разрешению различных комплексных задач, в том числе по защите прав и свобод людей органами государственной власти и органами внутренних дел.
В связи с тем, что активный «процесс развития и влияния диаспор принял столь значительные масштабы, то невозможно найти страну, где не существовало бы диаспоры другого народа, равно как и страну, выходцы из которой не образовали бы небольшой диаспоры в какой-либо стране» [2]. Однако национальные диаспоры в России до сих пор имеют общеприменяемую универсальную и вместе с тем нечетко определяемую значимость, которой присущи новые отличительные черты и особенности их воздействия на общественные отношения (в том числе по скрытому воздействию на правовую систему, органы местного самоуправления, обеспечивающие равноправие и самоопределение народов России).
Безусловно, диаспора всегда будет национальной или этнической группой (сообществом этногрупп), оторванной от общего этнонациональ-ного массива и национальной территории. Трансформация и связь диаспор с этнической родиной становится взаимозависимой с происходящими национально-этническими, общественно-политическими и социально-экономическими событиями и изменениями на постсоветском пространстве и в нашей стране.
Следовательно, можно предположить, что уровень компактности диаспоры и ее частей, проживающих в удалении, может представлять для органов государственной власти и правоохранителей интерес и в части взаимовыгодного сотрудничества с диаспорами в процессе обеспечения равноправия, защиты прав и свобод людей. Закономерно, что содержание данных взаимоотношений может быть как строго нормативным, так и осуществляться в виде конфиденциальных взаимоотношений, а также широкой научно-правовой деятельности в принимающем обществе.
Вместе с тем диаспора относится к общностям, которые имеют монолитную структуру в границах определенного государства и мелкие группы вне пределов государственного образования со своими самобытными национально-этническими особенностями, правилами, устоями, разветвленными связями, которые так или иначе влияют на равноправие национально-этнических общностей, права и свободы человека.
По мнению авторов, социологическое, общественное и нормотворческое осмысление необходимости взаимодействия с ведущими национальными диаспорами в современных условиях неотделимо от потребностей в проведении совместных с органами государственной власти социально-экономических и общественных реформ в Российской Федерации. Это обусловлено тем, что продолжаются разнообразные «попытки политизировать национально-этнические диаспоры и использовать их различными способами в своих интересах, что отражает стремление некоторых структур к огосударствлению этнического фактора» [10, с. 126—137].
В этой связи существует понимание того, что национальные общности — диаспоры являются важнейшим элементом для достижения равновесия и стабильности в обществе, обеспечения равноправных отношений как важной составляющей управления многонациональными субъектами Федерации.
Безусловно, нынешняя правоохранительная, национально-религиозная этническая диаспорная тематика в межэтническом и правоохранительном процессе может обостряться или временно исчезать из политического и социально-общественного поля зрения органов государственной власти. Но ни в коем случае она не должна исчезать из поля зрения органов местного самоуправления и правоохранительных органов.
Отсюда важность выбора оптимального варианта взаимодействия с национальными диаспорами, который может предполагать не только общесоциальную и общественную профилактику, защиту прав и свобод людей, но и возможность формирования управленческой системы, уровней и форм деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, осуществления правоохранительных задач в субъектах Федерации.
По характеру взаимодействия, организации, обеспечения правопорядка, защиты прав и свобод в обществе можно выделить некоторые типы соци-
ально-общественных, управленческих и исполнительных субъектов взаимодействия с национальными диаспорами, таких как:
> государственные, управляемые государством и обеспечивающиеся государством. Например, МВД России, ФСБ России, СК России, Прокуратура России. Здесь можно использовать знания, менталитет, национальные особенности наиболее авторитетных представителей диаспор по профилактике и взаимодействию, в том числе на доверительной основе, в наиболее социально значимых общественно-правовых и правоохранительных мероприятиях. Например, таких как борьба с общеуголовной и транснациональной этнопреступностью, профилактика кризисных межнациональных отношений, противодействие националистической, шовинистической и экстремистской деятельности, подрывающих равноправие и конституционный порядок в стране;
> негосударственные под руководством государственных структур. Например, различные добровольные и общественные организации, которые формируют общественные взаимоотношения в области равноправия и самоопределения народов на базе реализации прав и свобод людей;
> негосударственные, обеспечивающие сами себя. Например, различные национальные, общественные фонды, неправительственные организации. Здесь роль национальных диаспор наиболее высока, особенно в процессе обеспечения равноправия, регулировании, защиты прав и свобод человека.
Как показывает практика, помощь национальных диаспор правоохранительным органам, в том числе в противодействии общеуголовной и транснациональной национальной преступности, по уровню специализации, воздействию и влиянию на межнациональные общинные взаимоотношения является особенным фактором воздействия на этническую преступность и может использоваться в деятельности:
• специальных субъектов для профилактики и борьбы с этнопреступностью, экстремистскими и националистическими группами, общеуголовной и организованной преступностью (МВД России, ФСБ России, Прокуратура России, следственные органы и другие специальные службы);
• универсальных субъектов, их многофункционального уровня (школа, колледж, вуз, общественные молодежные и неформальные объединения);
• не специальных субъектов, но значимых в смысле информационно-психологического воздействия и патриотического воспитания (средства массовой информации, средства массовых коммуникаций, редакции журналов и газет, периодические издания, сеть Интернет и т. д.). Подобное многоуровневое взаимодействие для
диаспор, живущих в иноэтническом окружении, может рассматриваться как определенное условие возможности их равноправного сосуществования и выживания в современных социально-экономических условиях и национально-этнических отношениях в многонациональном государстве. Достижение таких целей зависит от готовности национальной диаспоры для своего жизнеобеспечения и сосуществования в принимаемом ее многонациональном обществе проявлять себя в таких общественно значимых мероприятиях, как:
• участие в работе местных национально-этнических, историко-культурных центров и общественных объединений, межэтнических и межконфессиональных обществ, влияющих на гармоничное развитие межнациональных взаимоотношений. Развитие самостоятельности субъектов и территорий Российской Федерации в части принятия населением решений по вопросам местного значения, в том числе равноправия, защиты прав и свобод людей через выборные и другие органы местного самоуправления [11, ст. 130];
• организация межнационального взаимопонимания и взаимодействия по национально-конфессиональным вопросам с органами государственной власти и местным самоуправлением, обеспечивающих конституционно-правовой порядок, социализацию и социальную защищенность малочисленных диаспор, национальных меньшинств, а также коренных малочисленных народов в субъектах и на территориях Федерации;
• самоорганизация и вхождение в общественный равноправный процесс транснациональных и иных диаспор для поддержки прочного межнационального согласия с соотечественниками и земляками, проживающими в других территориально и духовно близких странах, а также
развитие процесса воссоединения многочисленных соотечественников на всем постсоветском пространстве, что сможет обеспечивать межнациональное согласие и формировать равноправие народов России. В то же время взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления, органов внутренних дел с национальными диаспорами можно рассматривать как эффективный инструмент, влияющий на ассимиляционные этнопроцессы, отражающие интересы национальных общностей — диаспор в виде возможности достижения органами государственной власти и исполнительными органами групповых целей1.
Таким образом, при организации взаимовыгодных отношений органов государственной власти, органов внутренних дел с национальными диаспорами в области конституционно-правовых взаимоотношений именно внутри структуры диаспоры может закладываться необходимая идеология и целенаправленность, функциональность и взаимозависимость с принимаемыми социально-правовыми решениями, что позволяет развивать ответственное отношение и солидарность в общегосударственных межнациональных вопросах, адаптироваться в разнообразной этносфере.
Практическое целевое воплощение данных направлений может предоставить возможность национально-этнической общности — диаспоре концентрироваться и проявиться в положительных аспектах, связанных с разноплановым социально-экономическим, политическим и конституционно-правовым функционированием российских государственных механизмов. В процессе взаимодействия правоохранителей и органов государственной власти с диаспорами в ситуации возможного нарастания межнациональной напряженности последние в состоянии раскрывать слабо апробированные социально-организационные и внутренние резервы сотрудничества и взаимопомощи в многонациональном российском обществе.
Как показывает практика, выработка тактики, опирающейся на индивидуализм, исторические, культурные традиции и сторонников необходимости территориальной подвижности диаспоры как формы упрочения своей историко-гражданской, духовно-нравственной и культурологической общности, может стать одной из форм эффективного
1 Эта тематика затронута в работах Дж. Дэвиса, Н. Глезера, Д. Мойнихана, М. Губогло, Л. Дробижевой, В. Ядова и др.
развития общественных отношений. В том числе между приграничными государствами по обеспечению социально-правового, культурологического пространства и системной работы по защите национально-этнического единства независимо от границ и места проживания народов.
В области взаимодействия органам государственной власти и правоохранителям, как показывает практика, важно определять национальную диаспору как имеющую иерархичность, национально-этническое построение в соответствии с традициями, культурой и этническим многообразием в общественных взаимоотношениях на территориях и субъектах Федерации.
В этой связи при раскрытии данных вопросов в диаспорном многоаспектном процессе следует обратить внимание на исследования российских ученых Г. С. Денисова, Л. М. Дробижева, С. А. Арутюнова, которые идентифицируют значение этностатуса диаспор в их социальном выражении, выделили различные особенности функционирования диаспор в качестве специфического этносоциального феномена [9].
Во взаимодействии с диаспорами у органов государственной власти и правоохранителей возникает такая особенность, как необходимость учитывать этностатус представителей тех или иных диаспор. В этой связи он обусловливает этническую солидарность и показывает место в социуме определенной этнообщности, особенно в отношениях верховенства и подчинения, которые для национальных диаспор являются важнейшими и обязательными для исполнения.
Для достижения высокого уровня доверия и взаимопонимания правоохранителей и органов государственной власти с диаспорами представляется возможным реализовывать следующие положения:
• поддерживать самоорганизацию и самоуправление в диаспорах как в субъектах межэтнического, межконфессионального взаимодействия в системе равноправных отношений наций и народов;
• создать при органах исполнительной власти структуры по делам национальностей для разрешения актуальных проблем социального, правового и духовно-культурного развития наций и народностей, формирования благоприятного правового климата и равноправных правоотношений в субъектах Федерации;
• правильное, грамотное и своевременное наделение отдельными полномочиями местного самоуправления для равноправного функционирования конституционно-правовых отношений в субъектах Федерации в противодействии любым формам расовой, религиозной и языковой дискриминации. Это повысит качество социально-правовых и межэтнических взаимоотношений и роль исполнительных органов государственной власти, что будет способствовать совершенствованию разноуровневых социальных контактов с диаспорами и составит основу обеспечения правовой и социально-общественной стабильности в обществе и государстве.
По мнению авторов, реализация перечисленных положений может позитивно влиять на мультиэтничные субъекты Федерации и внезапно обостряемые межэтнические противоречия. Прежде всего речь идет о субъектах Юга России, где социально-политические, межнациональные процессы, включающие различную электризацию и политизацию национальностей и этносов, являются результатом прошлых исторических и территориальных распрей, а также продуктом современных общественно-политических реалий.
Однако, несмотря на данные проблемы и существующие различия в подходах в отношении взаимодействия с диаспорами как с этнонациональ-ными сообществами объединяющего типа, можно выделить определенные особенности, важные для гармонизации общественных отношений и обеспечения равноправия и самоопределения народов России.
Правовое признание национальной диаспоры как общественно формирующей этнической общности и ее безусловное отличие от иных этносо-обществ, являющихся важным для деятельности органов государственной власти и полиции, может выступать в виде минимизации и профилактики социально-политических конфликтов, обеспечения равноправия народов, защиты прав и свобод человека и гражданина. К ним можно отнести: национально-этническую группу, национальное меньшинство [11, ст. 71 п. «в»], коренные малочисленные народы [11, ст. 69], которые являются фундаментальной особенностью, историко-политическим, социально-географическим и культурологическим факторами многонациональной России. При этом поддержка правового и социального статуса той или иной
диаспоры в национально-этнических субъектах России содержит разнообразные и довольно сложные отношения, что может приводить органы исполнительной власти к трудностям в определении своего места и роли во взаимодействии с той или иной национальной диаспорой.
Кроме того, системный подход в исследовании равноправных национальных отношений, использовании диаспорных возможностей и уяснение особенностей их функционирования в многонациональном российском обществе может позволить органам внутренних дел и органам государственной власти руководствоваться критериями обеспечения принципов равноправного развития и взаимопонимания в обществе, бороться с проявлениями национализма и сепаратизма в субъектах Федерации.
Вместе с тем необходимо учитывать, что национальная диаспора строго охраняет и неуклонно поддерживает собственное самосознание при проживании в иной этносоциальной и конфессиональной среде. Причинами функционирования данной этносистемы, неписанных правил, традиций и устоев является свобода передвижения различных категорий мигрантов, выбора ими мест пребывания (жительства), изменение административных и государственных границ и др. Таким образом, основными критериями при поиске путей взаимодействия для правоохранителей становится учет следующих особенностей:
• фундаментальная, монолитная консолидация внутри диаспоры, организованное функционирование устойчивых самобытных социально-общественных, хозяйственных и внутригрупповых правил, независимая организация и управление, выражающиеся в общепринятых законах и соответствующей жизнедеятельности;
• ярко выраженное общностное этнокультурное самоопределение и этническая идентификация на фоне различных диаспорных особенностей и коллективизма;
• характерное активное отстаивание своих интересов на федеральном, местном, межэтническом и общественно-политическом уровнях.
В то же время привязанность диаспор к этнической родине имеет особенно важные черты для заинтересованных органов, так как выражается в виде историко-культурологической и социальной привязанности к той или иной территории, развиваемой самостоятельно внутри национально-этнического пространства и внешних диаспор и их приоритетов.
Наряду с этим определенная территориальная привязанность этнокультурных общностей — диаспор является важной идеологической и компенсационной составляющей национальных диаспор. Кроме того, поиск взаимодействия с органами исполнительной власти диаспорных общностей может быть наполнен различными вариантами, видами и формами, в соответствии с чем важными для правоохранителей особенностями в поиске взаимодействия является привязанности диаспор к определенным субъектам Федерации. Естественным фактом для заинтересованных государственных структур должно оставаться то, что такая взаимосвязь представляет собой личностный, национальный и идентификационный характер, выступает в виде семейного, родственного, кланового, национально-этнического и иного вида. Таким образом, это обстоятельство может быть использовано в решении проблемных вопросов развития равноправия и самоопределения народов в субъектах Федерации.
Выявлено, что культивируемой особенностью у многих диаспор является опора на ряд бюрократических, этнократических особенностей, разрешаемых через этнодиалог, осуществляемый с разнообразным привлечением авторитетных национальных общностей и их лидеров, а также административных и иных ресурсов. Такая деятельность в многонациональном обществе осуждается, так как является значимой областью экономической, социальной, предпринимательской жизнедеятельности общества, а также идет вразрез с равноправными межнациональными взаимоотношениями в субъектах Федерации.
Как показывает практика, нынешние взгляды на взаимодействие с некоторыми диаспорами органов государственной власти и правоохранителей в некоторых случаях необоснованно унифицированы. Особенно в отношении определенных этнических групп — диаспор, которым, как правило, не уделяется скрупулезного внимания из-за их малочисленной национальной структуры или малозначительной роли при обеспечении межнациональных гражданских и индивидуально-правовых отношений. Однако по мере развития таких общественных и социально-правовых отношений потребности и требования таких национальных диаспор и их нацменьшинств начинают выделяться в общей массе и системе общественных, мультиэтнических отношений в стране и начинают активно воздействовать на правовые и социальные функции государства
в обеспечении равноправия и самоопределения народов России.
Предполагается считать правильным выдвигаемый многими специалистами тезис о том, что чем крупнее федеративное государственное объединение, тем благополучнее социальное, правовое и общественное самочувствие диаспор, народов и нацменьшинств. Эта особенность в наибольшей степени гарантирует межнациональное спокойствие и необходимые четкие правила во взаимодействии органов государственной власти с местными диа-спорными сообществами.
Ряд экспертов, кроме указанных особенностей для правоохранителей и органов государственной власти, выделяют несколько других направлений сотрудничества и определения наиболее ведущих национально-этнических общностей, которые в состоянии влиять на межнациональные и общественные взаимоотношения, обеспечение равноправия и самоопределения народов: а) русские — потомки древнерусских народностей наряду с украинцами и белорусами; б) народы, проживающие на тех территориях, которые разошлись по национальным квартирам после распада СССР; в) народы, являющиеся представителями титульных национальностей стран ближнего зарубежья, которые прежде были гражданами единого государства; г) народы, в то или иное время оказавшиеся в силу различных причин на территории России и интегрировавшиеся в ее население.
Кроме того, ведущие многонациональные общности и диаспоры, влияющие на обеспечение равноправия и самоопределения народов в субъектах Федерации, могут становиться основой необходимых межнациональных отношений. Особенно в связи с тем, что они представляют собой «организационное воплощение интересов многих народов, стремящихся сохранить свою национальную самобытность, свою самостоятельность, свою культуру, свои обычаи и традиции» [16, с. 33], что позволяет противодействовать межнациональной напряженности и сепаратизму в нашей стране.
В то же время местному самоуправлению и органам внутренних дел в поиске необходимого взаимодействия с диаспорами необходимо иметь в виду, что в настоящее время проявляется несколько типов диаспор, происхождение которых связано не только с событиями истории, но и с нынешними непростыми этнополитическими событиями, такими как развал многонациональных государств,
региональные межнациональные и межконфессиональные конфликты, поиск собственной самоидентификации и суверенизации народов.
Поэтому важными национально-этническими представителями, могущими устранять негативные процессы сепаратизма и национализма, способствовать объективному развитию системы равноправия и самоопределения народов, становятся такие национальные диаспоры, которые в состоянии формировать общественное мнение в области защиты прав и свобод человека и гражданина. Такими национальными диаспорами в настоящее время являются:
• старожильческие или титульные диаспоры (грузинская, армянская, татарская, еврейская, греческая и др.);
• зарубежные диаспоры, живущие в приграничье (болгарская, польская, стран Балтии, корейская, китайская и др.);
• постсоветские диаспоры (украинская, таджикская, узбекская, туркменская и др.);
• диаспоры народов России (русская, кабардинская, дагестанская, ингушская, чувашская, удмуртская, татарская, чеченская и др.). Выделяются и иные национальные общности
в рамках взаимодействия, а также существенные факторы, которые могут проявляться в общественной «самоорганизации проживающих за пределами страны происхождения, имеющих совместные этнические корни и духовные ценности» [15]. В этой связи важным содержательным моментом для заинтересованных органов является постоянный поиск национальных диаспор, выступающих в виде осознанного восприятия себя как части материнского народа с собственной стратегией обеспечения и развития равноправных, правовых взаимоотношений.
Таким образом, существенно возрастет роль диаспор в обеспечении равноправия и самоопределения народов, где они становятся особенно важным элементом для регулирования социальной, экономической и правовой области развития государственных и общественных отношений. Наряду с этим нынешние национальные диаспоры в состоянии быть не только лояльны к проводимым изменениям, затрагивающим их интересы, но и в состоянии эффективно лоббировать их в свою пользу, организовывать различные коалиции и когда это требуется — воздействовать на области национально-этнических и межгосударственных взаимоотношений.
По мере развития таких отношений поиск взаимоприемлемых условий взаимодействия со средой национальных диаспор может представлять собой возможность вычленять какой-либо политизированный вид национально-этнической общности, представляющей серьезную социально-политическую проблему для органов государственной власти и конституционного порядка. Схожие тенденции могут складываться и в структуре любого типа национально-этнической диаспоры — внешней и внутренней, старожильческой и транснациональной, воздействующие на различные области правоотношений в субъектах Федерации. Следовательно, диаспоры становятся не только важными правовыми субъектами, но и значимыми общественно-политическими общностями. Поэтому существующие нынешние потребности взаимодействия с российским диаспорным, этнонациональным обществом в контексте нынешних развивающихся правовых процессов в субъектах Федерации получают особенное значение в области эффективного регулирования межэтнических противоречий, обеспечения равноправия и самоопределения народов России.
Анализ и изучение деятельности, а также влияния национальных диаспор на национальные, общественные равноправные отношения могут способствовать обоснованию и направлению правоохранительной и общественно-правовой деятельности, такой как:
• изучение и анализ всех существующих в субъектах Федерации малочисленных национально-этнических групп, структурно входящих в наиболее авторитетные и влиятельные национальные диаспоры;
• определение наиболее активно действующих национальных и этнических общностей и диаспор для обеспечения равноправных отношений;
• отслеживание и контроль за миграционными процессами, межнациональными отношениями при ассимиляции национальных диаспор в субъектах Федерации;
• профилактика и помощь в выработке управленческих решений для исполнительных органов в соответствии со складывающейся социально-этнической и криминогенной ситуацией в субъектах Федерации, где важным аспектом взаимодействия является «исследование источников формирования различных аспектов и конкретных особенностей диаспоры» [12, с. 176].
Наряду с этим в поиске взаимодействия диаспор с органами исполнительной власти последним необходим постоянный анализ их самоорганизации, мироощущения, шкалы ценностей, норм поведения и сдвигов в социально-политических пристрастиях той или иной национальной диаспоры. В связи с этим для эффективного взаимодействия и равноправного межнационального процесса, поддерживающего конституционно-правовой порядок в стране, становится необходимым противодействовать незаконной миграции, усиливать контроль за деятельностью национальных представительств, в том числе иностранных негосударственных коммерческих и общественных организаций. При этом, как показывает практика, необходимо расширение перечня общественных объединений в Федеральном законе «Об общественных объединениях». В процессе совершенствования федерального законодательства по вопросам развития взаимодействия органов государственной власти и органов внутренних дел с диаспорами в мультиэтническом российском обществе, в рамках деятельности исполнительной власти необходимо создать подготовительные курсы, где целевой аудиторией могут быть главы местных администраций, учителя местных образовательных учреждений, руководители правоохранительных органов в субъектах Федерации.
На основе изложенного можно сделать вывод о том, что в настоящее время крайне важно создание органа в виде совета глав диаспор и религиозных деятелей при полномочных представителях Президента Российской Федерации в федеральных округах, что обеспечит условия для противодействия националистической и экстремистской деятельности. Возможно также создание постоянных курсов для представителей органов государственной власти субъектов Федерации, местного самоуправления и территориальных органов внутренних дел по информационно-психологическому и практическому противодействию нарушениям в области прав и свобод человека и гражданина, что позволит более эффективно обеспечивать в их деятельности соблюдение принципов равноправия и самоопределения народов России.
Список литературы
1. Арутюнов С. А. Диаспора: попытка определиться в понятиях // Диаспоры. 1999. № 1.
2. Арутюнов С. А., Козлов С. Я. Диаспоры: скрытая угроза или дополнительный ресурс // Независимая газета. 2005. 23 ноября.
3. Беляев И. Д. История русского законодательства. СПб, 1999.
4. Вавилов С. В.^Народная дружина»: прошлое или будущее? // Проблемы взаимодействия ОВД с общественными объединениями по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности // Академия управления МВД России. 2006. 27 января.
5. Вопросы Министерства регионального развития: постановление Правительства РФ от 28.09.2004 № 501 // СЗ РФ. 2004. № 40, Ст. 3956; 2005. № 5. Ст. 390; 2007. № 41.
6. Воронов С. Н. Деятельность государственных и общественных институтов по предотвращению этнического экстремизма на территории Астраханской области // Материалы науч.-практ. конференции. Махачкала, 2007.
7. Выступление губернатора Санкт-Петербурга на заседании Президиума Госсовета о мерах по укреплению межнационального согласия. Уфа. 11.02.2011 // Interfax-Rassia. ru.
8. Гаджиев К. С., Соловьев Э. Г. Диаспоры и разделенные народы на постсоветском пространстве: монография. 2006.
9. Диаспора — это процесс // Этнографическое обозрение. 2002. № 2.
10. Ковалев В. А., Шабаев Ю. П. Этничность и согражданство // Полис. 2004. № 4.
11. Конституция РФ от 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 1993. 25 декабря.
12. Левин З. И. Менталитет диаспоры: системный и социокультурный анализ. М., 2001.
13. Милиция и общество: проблемы взаимодействия // Офицеры. 2006. № 2.
14. Мукомель В. И., Панин Э. А. Новые диаспоры. М., 2002.
15. Полоскова Т. Современные диаспоры: внутриполитический и международный аспекты. М., 1999.
16. Тощенко Ж. Т., Чаптыкова Т. И. Диаспора как объект социологического исследования // Социология. 1996. № 12.
17. Фромм Э. Догмат о Христе / пер. с англ. М., 1988.
18. Badby I., Perl P. M., Froehle B. T. The Mosgue in America: A National Portrait. A Report from the Mosgue Study Project. April 26. 2001.