Научная статья на тему 'СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ СЛУХО-ПРОИЗНОСИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ ВНАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ'

СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ СЛУХО-ПРОИЗНОСИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ ВНАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Гуманитарные науки»

CC BY
14
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
фонетика / фонология / слухо-произносительные навыки / обучение иностранным языкам / фонематический слух / произношение / упражнения / интонация / Артикуляция / коммуникация / phonetics / phonology / auditory-pronunciation skills / foreign language teaching / phonemic awareness / pronunciation / exercises / intonation / articulation / communication.

Аннотация научной статьи по Гуманитарные науки, автор научной работы — Хаттаева К. Д., Рабаданов Г. М.

Фонетика и фонология являются ключевыми аспектами лингвистики, изучающими звуки человеческой речи и их грамматические свойства. Важным направлением в обучении иностранным языкам является развитие слухо-произносительных навыков, которые позволяют учащимся правильно воспринимать и воспроизводить звуки, интонацию и ритм языка. Исследования показывают, что эффективное обучение произношению начинается с простых звуков, схожих с родным языком. В статье представлены методы и упражнения для формирования слухо произносительных навыков, направленные на развитие фонематического слуха, укрепление произношения и создание интереса к изучению языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по Гуманитарные науки , автор научной работы — Хаттаева К. Д., Рабаданов Г. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WAYS OF FORMING AUDITORY-PRONUNCIATION SKILLS IN PRIMARY SCHOOL

Phonetics and phonology are key aspects of linguistics that study the sounds of human speech and their grammatical properties. An important direction in foreign language teaching is the development of auditory pronunciation skills, which enable students to correctly perceive and reproduce the sounds, intonation, and rhythm of the language. Research shows that effective pronunciation training begins with simple sounds that are similar to those of the native language. This article presents methods and exercises for forming auditory pronunciation skills aimed at developing phonemic awareness, strengthening pronunciation, and fostering interest in language learning.

Текст научной работы на тему «СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ СЛУХО-ПРОИЗНОСИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ ВНАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

УДК 372.881.1

Хаттаева К. Д. студентка

ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет»

Россия, Махачкала Рабаданов Г.М. старший преподаватель ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет»

Россия, Махачкала

СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ СЛУХО-ПРОИЗНОСИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ ВНАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Аннотация: Фонетика и фонология являются ключевыми аспектами лингвистики, изучающими звуки человеческой речи и их грамматические свойства. Важным направлением в обучении иностранным языкам является развитие слухо-произносительных навыков, которые позволяют учащимся правильно воспринимать и воспроизводить звуки, интонацию и ритм языка. Исследования показывают, что эффективное обучение произношению начинается с простых звуков, схожих с родным языком. В статье представлены методы и упражнения для формирования слухо-произносительных навыков, направленные на развитие фонематического слуха, укрепление произношения и создание интереса к изучению языка.

Ключевые слова: фонетика, фонология, слухо-произносительные навыки, обучение иностранным языкам, фонематический слух, произношение, упражнения, интонация, Артикуляция, коммуникация

Khattaeva K.D. student

Dagestan State University Makhachkala, Russia Rabadanov G.M. senior lecturer Dagestan State University Makhachkala, Russia

WAYS OF FORMING AUDITORY-PRONUNCIATION SKILLS IN

PRIMARY SCHOOL

Abstract: Phonetics and phonology are key aspects of linguistics that study the sounds of human speech and their grammatical properties. An important direction in foreign language teaching is the development of auditory-pronunciation skills, which enable students to correctly perceive and reproduce the

sounds, intonation, and rhythm of the language. Research shows that effective pronunciation training begins with simple sounds that are similar to those of the native language. This article presents methods and exercises for forming auditory-pronunciation skills aimed at developing phonemic awareness, strengthening pronunciation, and fostering interest in language learning.

Keywords: phonetics, phonology, auditory-pronunciation skills, foreign language teaching, phonemic awareness, pronunciation, exercises, intonation, articulation, communication.

Фонетика - это раздел лингвистики, труды которой посвящены изучению звуков, используемых в человеческой речи, включая их произношение. Она охватывает такие аспекты, как акценты и различные варианты звучания. Что касается фонологии, эта наука исследует абстрактные грамматические свойства звуковых систем или знаков.

По словам исследователя Н. И. Жинкина, существует единственный метод, который гарантирует правильное произношение. Этот подход включает в себя переход от восприятия звуков на основе чужого слуха к собственному восприятию. То есть, речь идет о «переходе от раздельного слухового восприятия к раздельному слуховому представлению» [Жинкин 2010: 12]. Чтобы детально изучить особенности формирования этих навыков в процессе обучения английскому языку, важно определить суть и структуру понятия «слухо-произносительные навыки». В исследованиях Е. Н. Солововой описывается слухо-произносительные навыки как «способность воспринимать и распознавать фонетический код с высокой скоростью и стабильностью, доведенную до автоматического уровня» [Соловова 2005 8].

Так, слухо-произносительный навык подразумевает под собой умение точно воспринимать звуковые образцы языка и корректно их воспроизводить в соответствии с установленными нормами. Уровень развития этих навыков определяется тем, насколько эффективно и автоматически осуществляется восприятие и воспроизведение информации[Азимов 2009: 97].

Обучение произношению новых звуков, как правило, начинается с самых простых звуков, которые похожи на звуки родного языка. Это позволяет детям легче освоить новые звуки и использовать их в первых словах и фразах.

Для освоения произношения иностранных звуков применяются два типа упражнений:

а) упражнения на восприятие (рецепцию);

б) упражнения на воспроизведение звуков (репродукция).

Работа над слухо-произносительной составляющей языка начинается с введения фонетического материала. В процессе изучения иностранного языка одной из ключевых аспектов является формирование слухо -произносительных навыков, которые играют важную роль в успешной коммуникации. Комплекс упражнений, направленный на развитие этих навыков, позволяет учащимся младших классов научиться правильно

воспринимать и воспроизводить звуки, интонацию и ритм английской речи.

Цель комплекса упражнений по формированию слухо-произносительных навыков: развитие и стимулирование интереса к изучению языка, а также закрепление слухо-произносительных навыков на младшем этапе обучения. Развитие правильного слуха и навыков произношения у младших школьников.

Задачи комплекса:

- развивать фонематический слух через практические упражнени;.

- укреплять навыки произношения и использование языковых структур;

- знакомить учащихся с разнообразием звуков в английском языке;.

- работа над произношением новых слов и их правильное использование в контексте;

- создавать интерес к языку через взаимодействие и игровые формы обучения.

Приведём пример некоторых упражнений для формирования слухо-произносительных навыков.

2. Повторение за учителем В этом упражнении, учитель произносит слова или фразы, трудные для их уровня, а ученики повторяют их, пытаясь точно воспроизвести звуки и интонацию. Например, though [бэи] - хотя, rhythm [пбэш] - ритм, yacht [jut] - яхта, cuisine [kwi'zi:n] - кухня, rural ['rursl] - загородный, sixth [siksG] -шестой.

2. Слушаем и ищем

Учителю нужно сделать карточки со звуками и раздать их детям. Педагог произносит слова, а ученики должны найти и поднять карточку с соответствующим звуком. Такая игра развивает слух и внимание. Например, Звук /ж/: lamp, bad, narrow, exam, family.

Звук /g/: Egypt [i^ipt], frog [frog], begin [bi'gin], ghost [gsust], again [э' gen].

Звук /h/: hair [hes], home [hsum], how [hau], ahead [s hed], high [hai].

Звук /p/: peace [pi:s], put [put], plait [pl^t], pen[pen], pay [pei].

Звук /j/: year [jis] , use [use], you [ju:], university[ju:ni'v3:siti], united [ju:'naitid].

Также в качестве упражнений, можно составить текст, на уроке учащиеся прочитают и транскрибируют тяжелые в произношении для них слова.

Text 1:

Today, I go to the zoo with my family. We see many animals, like lions, elephants, and monkeys. They are very funny. My favorite animal is the giraffe because it has a long neck. We also learn about the project help animals find safe homes.

Animals ['^nimslz], lions [laisnz], elephants [elephants], monkeys [monkeys], favorite ['feivs], giraffe [^i'ra:f], neck [nek], project [pro^skt], find [faind].

Такие упражнения помогают детям в первую очередь улучшить слухо-произносительные, артикуляционные навыки, расширяют словарный запас, а также при прослушивании аудиозаписи развиваются активное слушание. Овладение слухо-

произносительными навыкамив младших классах имеет важное значение и является основой для развития языковых навыков, коммуникативных способностей, повышения общей грамотности

учащихся и успешнойкоммуникации.

Использованные источники:

1. Азимов, Э. Г. Новый словарь методических терминов (теория и практика обучения языкам) / А. Э. Азимов. - Москва : Издательство ИКАР, 2009. - 448 с.

2. Жинкин, Н. И. Механизмы речи / Н. И. Жинкин. - Москва : Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 2010. - 370 с.

3. Соловова, Е. Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс / Е. Н. Соловова. - Москва : Просвещение, 2005. - 68 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.