УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ СОБСТВЕННОГО СЛУХА ПРИ ОБУЧЕНИИ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ РЕЧИ (из опыта работы)
Чеснокова Н.Е. ©
Кан.пед.наук, старший преподаватель кафедры иностранных языков, Сургутский государственный университет
Аннотация
Работа посвящена вопросам точности восприятия и воспроизведения звуков в процессе формирования и совершенствования иноязычных произносительных навыков; раскрываются причины несовершенства слухового контроля, анализируются психологические основы порождения речи; предлагается использовать устройство для контроля собственного слуха с целью усовершенствования работы и улучшения результатов обучения произношению.
Ключевые слова: устройство для контроля слуха, произносительные навыки, звуки, фонематический слух, дифференциация.
Keywords: auditory feedback device, pronunciation skills, sounds, phonemic hearing, differentiation.
Ошибки в произношении не лучше ошибок грамматических, а зачастую даже хуже, т.к. мешают основной цели языка -коммуникации, т.е. взаимопониманию.
Л.В. Щерба
При обучении произносительной стороне иноязычной речи учащиеся часто сталкиваются с проблемой точности восприятия звуков и их различением. Особенно это актуально для взрослых учащихся, у которых уровень слуховой дифференциации снижается и им часто бывает сложно уловить разницу в звучании похожих звуков. Практика обучения показывает, что учащиеся настолько привыкли к звукам родного языка, что они не улавливают отличительных особенностей иноязычных звуков. Как отмечает в своём диссертационном исследовании М.И. Кошкина, «механизм слухового контроля речи на родном языке формируется в раннем детстве, способность же к самоконтролю иностранной речи у взрослых не существует в чистом виде». [5,41] Объяснение данным особенностям можно также найти в работах учёных-физиологов и психологов.
По учению И.П. Павлова, природные и индустриальные звуки все люди слышат примерно одинаково. Эти слуховые восприятия относятся к сфере первой сигнальной системы. Со звуками речи дело обстоит иначе. Люди слышат и воспринимают их по-разному, так как эти звуки в наименьшей степени являются физическими явлениями. Звуки речи выступают знаками, т.е. элементами второй сигнальной системы. Причём каждый язык представляет собой свою уникальную по сравнению со всеми другими языками систему. [4,10] Поэтому по физиологическим механизмам, лежащим в основе произносительных навыков, их нельзя назвать ни полностью первосигнальными, ни полностью второсигнальными, что подтверждает их двойственную природу.
В основе формирования произносительного навыка лежит сложный психологический процесс. Овладение звуками, как подчёркивает Б.В. Беляев, «предполагает образование у учащихся навыка их дифференцирования как слухового - при восприятии чужой устной речи, так и моторного - при собственном говорении». [2,136] Данные виды дифференциации
© Чеснокова Н.Е., 2017 г.
не следует смешивать, поскольку они последовательны в своём образовании. Моторная дифференциация звуков всегда следует за слуховой, и это вполне логично, ведь человек сначала слышит звуки иностранного языка, а потом пытается их воспроизвести.
По мнению С.И. Бернштейна, «слуховые представления в сознании учащихся должны вступить в тесную ассоциацию с представлениями моторных средств, которые вызывают соответствующие впечатления». [3,272]
Многочисленные исследования психологов показывают, что сенсорные и моторные компоненты очень тесно связаны между собой, образуя единую функциональную систему. Таким образом, воспроизведение звукового потока в речи обязательно будет сопровождаться контролем слухового анализатора, что требует наличия в памяти говорящего соответствующих акустических образов.
Покажем, каким образом слуховые и моторные компоненты включаются в процесс порождения речи. Как уже отмечалось выше, слуховая дифференциация первична, она предусматривает сформированность фонематического слуха. Фонематический слух - это способность человеческого уха анализировать и синтезировать речевые звуки на основе различных фонем языка. (Р.К. Миньяр-Белоручев)
Как пишет Е.И. Пассов, «переориентирование речевых механизмов на фонетические признаки изучаемого языка предполагает развитие иноязычного фонематического и интонационного слуха и формирование в сознании учащихся аутентичных слухо-моторных эталонов, соответствующих произносительным нормам изучаемого языка». [6,159]
Следовательно, правильное произношение на любом языке будет зависеть от того, насколько точно и правильно человек воспринимает отдельные звуки речи, входящие в то или иное слово. А главное - без сформированного фонематического слуха, звуковая сторона слова не может быть отчётливо воспринята, а значит, и воспроизведена.
По мнению С. И. Бернштейна, мы слышим только те звуки, которые умеем произносить. [3,7] Методически это означает недостоверность слухового контроля на начальном этапе обучения языку. Поэтому методисты в качестве первоочередной задачи рассматривают задачу формирования, а затем совершенствования и развития фонематического слуха.
Развивать фонематический слух можно путём подбора соответствующих фонетических упражнений, направленных на то, чтобы учащиеся услышали разницу в звучании нескольких похожих слов в связном контексте. Значительно усовершенствовать работу и улучшить результат обучения иноязычному произношению сможет устройство для контроля собственного слуха (см. рис.1).
Рис.1
Это устройство представляет собой полую изогнутую трубку, изготовленную из пластмассы. Один конец трубки учащийся прикладывает к уху, подобно трубке телефона и произносит звуки, слова или фразы. Весь эффект состоит в том, что учащийся сам себя слышит без искажений "внутренним слухом человека" и способен корректировать речь, в зависимости от услышанного. В устройстве используются только механические принципы передачи звука.
Данное устройство успешно используется на занятиях с логопедом, дефектологом для развития фонематического слуха и самостоятельного контроля речи, при обучении музыке и вокалу, а также иностранным языкам. Преимущество использования этого устройства заключается в том, что оно может быть использовано как детьми, так и взрослыми,
повышает уверенность и самооценку учащихся, применяется в различных видах речевой деятельности: чтение, говорение, пение, а также вносит разнообразие в рабочую атмосферу.
При обучении иностранным языкам, а именно, при формировании слухо-произносительных навыков учащимся предлагают выполнить следующие задания, используя устройство: произнести звуки/ слова/ фразы, повторяя за диктором (в этой роли может выступать как учитель, так и запись); прочитать вслух небольшой текст; произнести фразы/ предложения, имитируя интонацию.
В процессе выполнения этих упражнений учащийся осуществляет контроль собственной речи, развивает фонематический слух. Устройство для контроля слуха может быть использовано как под руководством педагога на занятиях, так и самостоятельно в домашних условиях.
Литература
1. Алымова Е.В. Методика формирования слухового образа речевых единиц на начальном этапе обучения в языковом вузе. (на примере англ.яз.): Дисс. на соиск. учёной степени канд. пед. наук. М.,2003.-196с.
2. Беляев Б.В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам (пособие для преподавателей и студентов). - М.,1965.
3. Бернштейн С.И. Вопросы обучения произношению применительно к обучению русскому языку иностранцев// Общая методика обучения иностранным языкам./Под ред. А. А. Леонтьева. - М.: Русский язык, 1991. - с.271-274.
4. Величкова Л.В. Контрастивно - фонологический анализ и обучение иноязычному произношению. (обучение интонации и артикуляции немец. языка).- Воронеж.: Изд-во Воронеж. Гос. Ун-та, 1989.- 198с.
5. Кошкина М.И. Коррективный курс слухо-произносительных навыков французского языка на продвинутом этапе обучения (языковой вуз).: Дисс. на соиск. учёной степени канд. пед. наук.-М., 1995.- 189с.
6. Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучению иноязычному общению.- М.: Рус. яз., 1989.- 288с.