Научная статья на тему 'УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ СОБСТВЕННОГО СЛУХА ПРИ ОБУЧЕНИИ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ РЕЧИ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)'

УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ СОБСТВЕННОГО СЛУХА ПРИ ОБУЧЕНИИ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ РЕЧИ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
87
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ СЛУХА / AUDITORY FEEDBACK DEVICE / ПРОИЗНОСИТЕЛЬНЫЕ НАВЫКИ / PRONUNCIATION SKILLS / ЗВУКИ / SOUNDS / ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ / PHONEMIC HEARING / ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ / DIFFERENTIATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чеснокова Н. Е.

Работа посвящена вопросам точности восприятия и воспроизведения звуков в процессе формирования и совершенствования иноязычных произносительных навыков; раскрываются причины несовершенства слухового контроля, анализируются психологические основы порождения речи; предлагается использовать устройство для контроля собственного слуха с целью усовершенствования работы и улучшения результатов обучения произношению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ СОБСТВЕННОГО СЛУХА ПРИ ОБУЧЕНИИ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ РЕЧИ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)»

УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ СОБСТВЕННОГО СЛУХА ПРИ ОБУЧЕНИИ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ РЕЧИ (из опыта работы)

Чеснокова Н.Е. ©

Кан.пед.наук, старший преподаватель кафедры иностранных языков, Сургутский государственный университет

Аннотация

Работа посвящена вопросам точности восприятия и воспроизведения звуков в процессе формирования и совершенствования иноязычных произносительных навыков; раскрываются причины несовершенства слухового контроля, анализируются психологические основы порождения речи; предлагается использовать устройство для контроля собственного слуха с целью усовершенствования работы и улучшения результатов обучения произношению.

Ключевые слова: устройство для контроля слуха, произносительные навыки, звуки, фонематический слух, дифференциация.

Keywords: auditory feedback device, pronunciation skills, sounds, phonemic hearing, differentiation.

Ошибки в произношении не лучше ошибок грамматических, а зачастую даже хуже, т.к. мешают основной цели языка -коммуникации, т.е. взаимопониманию.

Л.В. Щерба

При обучении произносительной стороне иноязычной речи учащиеся часто сталкиваются с проблемой точности восприятия звуков и их различением. Особенно это актуально для взрослых учащихся, у которых уровень слуховой дифференциации снижается и им часто бывает сложно уловить разницу в звучании похожих звуков. Практика обучения показывает, что учащиеся настолько привыкли к звукам родного языка, что они не улавливают отличительных особенностей иноязычных звуков. Как отмечает в своём диссертационном исследовании М.И. Кошкина, «механизм слухового контроля речи на родном языке формируется в раннем детстве, способность же к самоконтролю иностранной речи у взрослых не существует в чистом виде». [5,41] Объяснение данным особенностям можно также найти в работах учёных-физиологов и психологов.

По учению И.П. Павлова, природные и индустриальные звуки все люди слышат примерно одинаково. Эти слуховые восприятия относятся к сфере первой сигнальной системы. Со звуками речи дело обстоит иначе. Люди слышат и воспринимают их по-разному, так как эти звуки в наименьшей степени являются физическими явлениями. Звуки речи выступают знаками, т.е. элементами второй сигнальной системы. Причём каждый язык представляет собой свою уникальную по сравнению со всеми другими языками систему. [4,10] Поэтому по физиологическим механизмам, лежащим в основе произносительных навыков, их нельзя назвать ни полностью первосигнальными, ни полностью второсигнальными, что подтверждает их двойственную природу.

В основе формирования произносительного навыка лежит сложный психологический процесс. Овладение звуками, как подчёркивает Б.В. Беляев, «предполагает образование у учащихся навыка их дифференцирования как слухового - при восприятии чужой устной речи, так и моторного - при собственном говорении». [2,136] Данные виды дифференциации

© Чеснокова Н.Е., 2017 г.

не следует смешивать, поскольку они последовательны в своём образовании. Моторная дифференциация звуков всегда следует за слуховой, и это вполне логично, ведь человек сначала слышит звуки иностранного языка, а потом пытается их воспроизвести.

По мнению С.И. Бернштейна, «слуховые представления в сознании учащихся должны вступить в тесную ассоциацию с представлениями моторных средств, которые вызывают соответствующие впечатления». [3,272]

Многочисленные исследования психологов показывают, что сенсорные и моторные компоненты очень тесно связаны между собой, образуя единую функциональную систему. Таким образом, воспроизведение звукового потока в речи обязательно будет сопровождаться контролем слухового анализатора, что требует наличия в памяти говорящего соответствующих акустических образов.

Покажем, каким образом слуховые и моторные компоненты включаются в процесс порождения речи. Как уже отмечалось выше, слуховая дифференциация первична, она предусматривает сформированность фонематического слуха. Фонематический слух - это способность человеческого уха анализировать и синтезировать речевые звуки на основе различных фонем языка. (Р.К. Миньяр-Белоручев)

Как пишет Е.И. Пассов, «переориентирование речевых механизмов на фонетические признаки изучаемого языка предполагает развитие иноязычного фонематического и интонационного слуха и формирование в сознании учащихся аутентичных слухо-моторных эталонов, соответствующих произносительным нормам изучаемого языка». [6,159]

Следовательно, правильное произношение на любом языке будет зависеть от того, насколько точно и правильно человек воспринимает отдельные звуки речи, входящие в то или иное слово. А главное - без сформированного фонематического слуха, звуковая сторона слова не может быть отчётливо воспринята, а значит, и воспроизведена.

По мнению С. И. Бернштейна, мы слышим только те звуки, которые умеем произносить. [3,7] Методически это означает недостоверность слухового контроля на начальном этапе обучения языку. Поэтому методисты в качестве первоочередной задачи рассматривают задачу формирования, а затем совершенствования и развития фонематического слуха.

Развивать фонематический слух можно путём подбора соответствующих фонетических упражнений, направленных на то, чтобы учащиеся услышали разницу в звучании нескольких похожих слов в связном контексте. Значительно усовершенствовать работу и улучшить результат обучения иноязычному произношению сможет устройство для контроля собственного слуха (см. рис.1).

Рис.1

Это устройство представляет собой полую изогнутую трубку, изготовленную из пластмассы. Один конец трубки учащийся прикладывает к уху, подобно трубке телефона и произносит звуки, слова или фразы. Весь эффект состоит в том, что учащийся сам себя слышит без искажений "внутренним слухом человека" и способен корректировать речь, в зависимости от услышанного. В устройстве используются только механические принципы передачи звука.

Данное устройство успешно используется на занятиях с логопедом, дефектологом для развития фонематического слуха и самостоятельного контроля речи, при обучении музыке и вокалу, а также иностранным языкам. Преимущество использования этого устройства заключается в том, что оно может быть использовано как детьми, так и взрослыми,

повышает уверенность и самооценку учащихся, применяется в различных видах речевой деятельности: чтение, говорение, пение, а также вносит разнообразие в рабочую атмосферу.

При обучении иностранным языкам, а именно, при формировании слухо-произносительных навыков учащимся предлагают выполнить следующие задания, используя устройство: произнести звуки/ слова/ фразы, повторяя за диктором (в этой роли может выступать как учитель, так и запись); прочитать вслух небольшой текст; произнести фразы/ предложения, имитируя интонацию.

В процессе выполнения этих упражнений учащийся осуществляет контроль собственной речи, развивает фонематический слух. Устройство для контроля слуха может быть использовано как под руководством педагога на занятиях, так и самостоятельно в домашних условиях.

Литература

1. Алымова Е.В. Методика формирования слухового образа речевых единиц на начальном этапе обучения в языковом вузе. (на примере англ.яз.): Дисс. на соиск. учёной степени канд. пед. наук. М.,2003.-196с.

2. Беляев Б.В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам (пособие для преподавателей и студентов). - М.,1965.

3. Бернштейн С.И. Вопросы обучения произношению применительно к обучению русскому языку иностранцев// Общая методика обучения иностранным языкам./Под ред. А. А. Леонтьева. - М.: Русский язык, 1991. - с.271-274.

4. Величкова Л.В. Контрастивно - фонологический анализ и обучение иноязычному произношению. (обучение интонации и артикуляции немец. языка).- Воронеж.: Изд-во Воронеж. Гос. Ун-та, 1989.- 198с.

5. Кошкина М.И. Коррективный курс слухо-произносительных навыков французского языка на продвинутом этапе обучения (языковой вуз).: Дисс. на соиск. учёной степени канд. пед. наук.-М., 1995.- 189с.

6. Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучению иноязычному общению.- М.: Рус. яз., 1989.- 288с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.