Научная статья на тему 'Способы борьбы с несанкционированным отбором нефти'

Способы борьбы с несанкционированным отбором нефти Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
807
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
НЕФТЬ / ТРУБОПРОВОД / ВРЕЗКИ / АКУСТИКО-ЭМИССИОННЫЙ КОНТРОЛЬ

Аннотация научной статьи по прочим технологиям, автор научной работы — Кораблева Ю. Д.

Несмотря на растущую роль автомобильного и железнодорожного транспорта нефти, трубопроводные системы являются системообразующими в логистике углеводородов. Трубопроводы проходят по всей территории России и большая часть из них не охраняется. В связи с этим имеет место актуальная проблема несанкционированные врезки в нефтепровод.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Способы борьбы с несанкционированным отбором нефти»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 01-2/2017 2410-700Х

- автоматизированные - автомобиль доставляется на место хранения с помощью специальных устройств без участия водителя и запуска двигателя [1, с. 47].

6. По количеству мест хранения:

- малая вместимость - до 50 машино-мест;

- средняя вместимость - от 50 до 300 машино-мест;

- большая вместимость - более 300 машино-мест.

7. По внутренней планировке подземные гаражи-автостоянки могут быть только манежного типа.

8. По характеру инженерного оборудования:

- отапливаемые;

- неотапливаемые.

Подземные гаражи-автостоянки являются перспективным направлением строительства в крупных городах, а также оказывает большое значение для подземного строительства в целом. Развитие данного направления позволяет решать ряд задач по экономически эффективному и экологически безопасному размещению данных объектов в черте сложившейся городской застройки. Однако, сейчас данный вид строительства имеет слабую нормативную базу для проектирования и для достижения наибольшего суммарного эффекта от освоения подземного пространства, необходима систематизация теоретических наработок, согласованность классификаций и типологий объектов подземного строительства. Размещение данных сооружений под землей должно обуславливаться градостроительными, экономическими и в первую очередь социальными соображениями, обуславливаясь созданием наилучших условий обслуживания населения.

Список использованной литературы:

1. Гаражи-стоянки для легковых автомобилей, принадлежащих гражданам: пособие для проектирования / АО «ЦНИИПРОМЗДАНИЙ». Москва, 1998.

2. Дуванов И.А. Автомобильные стоянки и парковки в мегаполисах [Текст] / И.А.Тарасова // Строительство уникальных зданий и сооружений. - 2015. - №12 - С. 44-46.

3. Игнатьев Ю.В. Возведение автомобильных стоянок и парковок в крупных городах [Текст] / Вестник ЮУрГУ. - 2012. - №17 - С. 68-72.

4. Свод правил: СП 113.13330.2012. Стоянки автомобилей. Актуализированная редакция СНиП 21-02-99* [Текст]: нормативно-технический материал. - Москва: 2012. - 93 с.

5. Свод правил: СП 4.13130.2013. Свод правил Системы противопожарной защиты ограничение распространения пожара на объектах защиты требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям [Текст]: нормативно-технический материал. - Москва: 2013. - 186 с.

© Кириллова М.Н., 2017

УДК 622.692

Ю.Д. Кораблева

бакалавр, 2 курс, факультет Автоматизации производственных процессов

Научный руководитель: О.В. Смородова доцент кафедры «Промышленная теплоэнергетика» ФГБОУ ВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет»

г. Уфа, Российская Федерация

СПОСОБЫ БОРЬБЫ С НЕСАНКЦИОНИРОВАННЫМ ОТБОРОМ НЕФТИ

Аннотация

Несмотря на растущую роль автомобильного и железнодорожного транспорта нефти, трубопроводные

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 01-2/2017 ISSN 2410-700Х_

системы являются системообразующими в логистике углеводородов. Трубопроводы проходят по всей территории России и большая часть из них не охраняется. В связи с этим имеет место актуальная проблема - несанкционированные врезки в нефтепровод.

Ключевые слова

Нефть, трубопровод, врезки, акустико-эмиссионный контроль.

Несанкционированные подключения к нефтепроводам представляют собой серьезную угрозу

национальной безопасности России [1, с.241]. За последние годы из всех аварий на нефтепроводе самый

большой процент вызывается несанкционированными врезками (рисунок 1).

Прочие причины 37%

Несанкционир ованные врезки 63%

Рисунок 1 - Причины аварий на магистральных нефтепроводах

Проблема криминальных врезок обсуждается с конца 90-х годов [2, с.150]. Врезки в нефтепроводы подобного рода вызывают разливы нефти и дизельного топлива, миллионные финансовые потери и критический ущерб экологии. Существует 2 основных способа контроля незаконных врезок в магистраль [3, с.28]:

- «вручную», т.е. с помощью патрулирования,

- и посредством технических систем [4, с.4].

Патрулирование на сегодняшний день является наиболее распространенным способом, но имеет ряд недостатков. Главной проблемой является то, что патрули не могут находиться все время на трассе трубопровода - длина магистральных нефтепроводов составляет более 200 тыс. км. Второй проблемой является человеческий фактор. Это значит, что вероятность нарушения служебных обязанностей сотрудниками службы охраны весьма велика. И последняя проблема касается финансовой части. Затраты на патрулирование могут значительно превысить экономически оправданные значения.

Технические методы идентификация самого факта врезки основаны на физических законах и явлениях:

- метод понижения давления с фиксированной или скользящей уставкой,

- метод отрицательных ударных волн,

- метод сравнения расходов [5, с.57],

- радиоактивный метод,

- ультразвуковой (зондовый) метод,

- метод акустической эмиссии,

- лазерный газоаналитический метод,

- метод визуальный,

- метод перепада давлений (зондовый),

- метод трассирующих газов и другие.

Однако, перечисленные методы не обеспечивают актуальной точности [6, с.3] и имеют недостатки по различным параметрам. Например, устройства электромагнитного обследования не всегда эффективны, поскольку отрезки и диаметры врезок в стенку трубопровода не позволяют их ощутить методами радиолокации. Метод, основанный на измерении давления жидкости в трубопроводе [7, с.55], не обеспечивает минимального времени обнаружения утечки, имеет высокую вероятность ложных срабатываний, требует значительного количества датчиков в нефтепроводе.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 01-2/2017 ISSN 2410-700Х_

Наиболее эффективным на сегодняшний день является акустико-эмиссионный контроль (АЭ), основанный на измерении виброакустического сигнала, создаваемого утечкой (рисунок 2).

1-преобразователь АЭ (приемник); 2-блок усиления; 3-блок фильтрации; 4- центральный блок сбора и обработки информации на базе индустриального компьютера; 5-объект контроля; 6- источник АЭ; ti -время прихода сигнала на первый приемник; t2 - время прихода сигнала на второй приемник Рисунок 2 - Схема АЭ-контроля на трубопроводе

Охранная система состоит из виброакустических датчиков, магистральных блоков, блока управления и компьютера. На нижнем уровне информация с датчиков предварительно анализируется и передается на верхний уровень. Системой принимается решение о наличии/отсутствии вмешательства, определяются его координаты.

Для практической реализации АЭ-метода контроля вмешательства в конструкцию нефтепровода на заранее подготовленную поверхность трубопровода устанавливают датчики при помощи встроенного магнита и закрепляют герметиком. Магистральные блоки и соединяющие их кабели монтируются на кабельную эстакаду. На магистральные блоки подается сигнал от датчиков, производиться фильтрация шумов и затем на блок управления поступает кодированная информация о состоянии трубопровода и датчиков. Установленная рабочая программа обрабатывает результаты и выдает на экран заключение о наличии несанкционированной врезки. Интерфейс программы выполнен таким образом, что при необходимости оператор может повторно просмотреть и прослушать сигналы и на основании визуальной оценки спектрограммы (сонограммы) или вейвлет-преобразования принять решение о тревожности ситуации.

Данная система позволяет устранять проблему в период менее пяти минут после начала вмешательства в конструкцию трубопровода. Такая скорость идентификации позволяет уменьшить потери нефти и существенно снизить негативные последствия для окружающей среды. Список использованной литературы:

1. Китаев С.В., Смородова О.В., Усеев Н.Ф. Об энергетике России//Проблемы сбора, подготовки и транспорта нефти и нефтепродуктов. 2016. №4 (106). С.241-249.

2. Казаков А.В. Защита трубопроводов от несанкционированных врезок//Системы безопасности . 2008. №5. С.150-152.

3. Латышев Л.Н., Насырова З.Р. Система обнаружения несанкционированных врезок в магистральный нефтепровод// Нефтегазовое дело. 2006. №1. С.28-31.

4. Смородова О.В., Сулейманов А.М. Автоматизация учета жидких и газообразных энергоносителей. - Уфа, УГНТУ: 2004. - 95 с.

5. Байков И.Р., Китаев С.В., Зубаилов Г.И. Имитационное моделирование работы расходомеров при отказе или поверке регистрирующих приборов//Территория Нефтегаз. 2014. №12. С.57-59.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 01-2/2017 ISSN 2410-700Х_

6. Сулейманов А.М., Хафизов Ф.М. Оценка погрешности измерений. - Уфа, УГНТУ: 2007. - 32 с.

7. Байков И.Р., Смородова О.В. Восстановление гидравлических характеристик нефтепроводов на основе использования дополнительной реологической информации//Известия высших учебных заведений. Нефть и газ. 1998. №1. С.55-59.

© Кораблева Ю.Д., 2017

УДК 637.356.2

Л.Б. Коротышева

канд. техн. наук, доцент Санкт-Петербургского политехнического университета, г. Санкт-Петербург, РФ E-mail:[email protected]

ИССЛЕДОВАНИЕ РЕОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ ТВОРОЖНЫХ ИЗДЕЛИЙ

Аннотация

Исследовали структурно-механические свойства творожных изделий, произведенных по традиционной технологии и творожные изделия, обогащенные биологическими добавками. При исследовании изучали влияния внесенных компонентов на структурно-механические свойства, определяли эффективную вязкость.

Ключевые слова

Реологические характеристики, структурно-механические свойства, биологически активные добавки, эффективная вязкость.

Творог является одним их самых древних кисломолочных продуктов и его выбор в качестве обогащаемой основы обусловлен его химическим составом. Наиболее ценной частью творога являются белок и минеральные вещества, которые содержатся в этом продукте в концентрированном виде.

Белок, как известно, используется как пластический материал для построения различных тканей и клеток организма, а также белок является необходимым фоном для нормального обмена в организме других веществ, в частности, витаминов и минеральных веществ.

Физиологическое значение минеральных элементов в основном определяется их участием в образовании структур и осуществлении функции ферментных систем и пластических процессах.

Изучение реологических характеристик творожных изделий стало элементом лучшего понимания консистенции этого продукта, а наиболее важной реологической величиной, определяющей состояние творога, является эффективная вязкость.

Этот показатель описывает равновесное состояние между процессами восстановления и разрушения структуры в дисперсной системе.

Традиционно творог имеет высокий удельный вес на рынке молочной продукции и расширение ассортимента творожных изделий раскрывает возможность обогащения этого продукта биологически активными веществами, создавая новые виды продукции функционального назначения. Натуральные компоненты, содержащие богатый комплекс веществ и раньше находили применение для создания молочных продуктов с более длительным сроком хранения[3, с 54 ].

В качестве биологически активной добавки (БАД) использовали морскую водоросль - спирулину. Спирулина - ценный источник йода в натуральном виде. Было проведено комплексное исследование морских водорослей - спирулины в качестве функциональных ингредиентов, используемых в пищевых

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.