МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 01-2/2017 2410-700Х
- автоматизированные - автомобиль доставляется на место хранения с помощью специальных устройств без участия водителя и запуска двигателя [1, с. 47].
6. По количеству мест хранения:
- малая вместимость - до 50 машино-мест;
- средняя вместимость - от 50 до 300 машино-мест;
- большая вместимость - более 300 машино-мест.
7. По внутренней планировке подземные гаражи-автостоянки могут быть только манежного типа.
8. По характеру инженерного оборудования:
- отапливаемые;
- неотапливаемые.
Подземные гаражи-автостоянки являются перспективным направлением строительства в крупных городах, а также оказывает большое значение для подземного строительства в целом. Развитие данного направления позволяет решать ряд задач по экономически эффективному и экологически безопасному размещению данных объектов в черте сложившейся городской застройки. Однако, сейчас данный вид строительства имеет слабую нормативную базу для проектирования и для достижения наибольшего суммарного эффекта от освоения подземного пространства, необходима систематизация теоретических наработок, согласованность классификаций и типологий объектов подземного строительства. Размещение данных сооружений под землей должно обуславливаться градостроительными, экономическими и в первую очередь социальными соображениями, обуславливаясь созданием наилучших условий обслуживания населения.
Список использованной литературы:
1. Гаражи-стоянки для легковых автомобилей, принадлежащих гражданам: пособие для проектирования / АО «ЦНИИПРОМЗДАНИЙ». Москва, 1998.
2. Дуванов И.А. Автомобильные стоянки и парковки в мегаполисах [Текст] / И.А.Тарасова // Строительство уникальных зданий и сооружений. - 2015. - №12 - С. 44-46.
3. Игнатьев Ю.В. Возведение автомобильных стоянок и парковок в крупных городах [Текст] / Вестник ЮУрГУ. - 2012. - №17 - С. 68-72.
4. Свод правил: СП 113.13330.2012. Стоянки автомобилей. Актуализированная редакция СНиП 21-02-99* [Текст]: нормативно-технический материал. - Москва: 2012. - 93 с.
5. Свод правил: СП 4.13130.2013. Свод правил Системы противопожарной защиты ограничение распространения пожара на объектах защиты требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям [Текст]: нормативно-технический материал. - Москва: 2013. - 186 с.
© Кириллова М.Н., 2017
УДК 622.692
Ю.Д. Кораблева
бакалавр, 2 курс, факультет Автоматизации производственных процессов
Научный руководитель: О.В. Смородова доцент кафедры «Промышленная теплоэнергетика» ФГБОУ ВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет»
г. Уфа, Российская Федерация
СПОСОБЫ БОРЬБЫ С НЕСАНКЦИОНИРОВАННЫМ ОТБОРОМ НЕФТИ
Аннотация
Несмотря на растущую роль автомобильного и железнодорожного транспорта нефти, трубопроводные
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 01-2/2017 ISSN 2410-700Х_
системы являются системообразующими в логистике углеводородов. Трубопроводы проходят по всей территории России и большая часть из них не охраняется. В связи с этим имеет место актуальная проблема - несанкционированные врезки в нефтепровод.
Ключевые слова
Нефть, трубопровод, врезки, акустико-эмиссионный контроль.
Несанкционированные подключения к нефтепроводам представляют собой серьезную угрозу
национальной безопасности России [1, с.241]. За последние годы из всех аварий на нефтепроводе самый
большой процент вызывается несанкционированными врезками (рисунок 1).
Прочие причины 37%
Несанкционир ованные врезки 63%
Рисунок 1 - Причины аварий на магистральных нефтепроводах
Проблема криминальных врезок обсуждается с конца 90-х годов [2, с.150]. Врезки в нефтепроводы подобного рода вызывают разливы нефти и дизельного топлива, миллионные финансовые потери и критический ущерб экологии. Существует 2 основных способа контроля незаконных врезок в магистраль [3, с.28]:
- «вручную», т.е. с помощью патрулирования,
- и посредством технических систем [4, с.4].
Патрулирование на сегодняшний день является наиболее распространенным способом, но имеет ряд недостатков. Главной проблемой является то, что патрули не могут находиться все время на трассе трубопровода - длина магистральных нефтепроводов составляет более 200 тыс. км. Второй проблемой является человеческий фактор. Это значит, что вероятность нарушения служебных обязанностей сотрудниками службы охраны весьма велика. И последняя проблема касается финансовой части. Затраты на патрулирование могут значительно превысить экономически оправданные значения.
Технические методы идентификация самого факта врезки основаны на физических законах и явлениях:
- метод понижения давления с фиксированной или скользящей уставкой,
- метод отрицательных ударных волн,
- метод сравнения расходов [5, с.57],
- радиоактивный метод,
- ультразвуковой (зондовый) метод,
- метод акустической эмиссии,
- лазерный газоаналитический метод,
- метод визуальный,
- метод перепада давлений (зондовый),
- метод трассирующих газов и другие.
Однако, перечисленные методы не обеспечивают актуальной точности [6, с.3] и имеют недостатки по различным параметрам. Например, устройства электромагнитного обследования не всегда эффективны, поскольку отрезки и диаметры врезок в стенку трубопровода не позволяют их ощутить методами радиолокации. Метод, основанный на измерении давления жидкости в трубопроводе [7, с.55], не обеспечивает минимального времени обнаружения утечки, имеет высокую вероятность ложных срабатываний, требует значительного количества датчиков в нефтепроводе.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 01-2/2017 ISSN 2410-700Х_
Наиболее эффективным на сегодняшний день является акустико-эмиссионный контроль (АЭ), основанный на измерении виброакустического сигнала, создаваемого утечкой (рисунок 2).
1-преобразователь АЭ (приемник); 2-блок усиления; 3-блок фильтрации; 4- центральный блок сбора и обработки информации на базе индустриального компьютера; 5-объект контроля; 6- источник АЭ; ti -время прихода сигнала на первый приемник; t2 - время прихода сигнала на второй приемник Рисунок 2 - Схема АЭ-контроля на трубопроводе
Охранная система состоит из виброакустических датчиков, магистральных блоков, блока управления и компьютера. На нижнем уровне информация с датчиков предварительно анализируется и передается на верхний уровень. Системой принимается решение о наличии/отсутствии вмешательства, определяются его координаты.
Для практической реализации АЭ-метода контроля вмешательства в конструкцию нефтепровода на заранее подготовленную поверхность трубопровода устанавливают датчики при помощи встроенного магнита и закрепляют герметиком. Магистральные блоки и соединяющие их кабели монтируются на кабельную эстакаду. На магистральные блоки подается сигнал от датчиков, производиться фильтрация шумов и затем на блок управления поступает кодированная информация о состоянии трубопровода и датчиков. Установленная рабочая программа обрабатывает результаты и выдает на экран заключение о наличии несанкционированной врезки. Интерфейс программы выполнен таким образом, что при необходимости оператор может повторно просмотреть и прослушать сигналы и на основании визуальной оценки спектрограммы (сонограммы) или вейвлет-преобразования принять решение о тревожности ситуации.
Данная система позволяет устранять проблему в период менее пяти минут после начала вмешательства в конструкцию трубопровода. Такая скорость идентификации позволяет уменьшить потери нефти и существенно снизить негативные последствия для окружающей среды. Список использованной литературы:
1. Китаев С.В., Смородова О.В., Усеев Н.Ф. Об энергетике России//Проблемы сбора, подготовки и транспорта нефти и нефтепродуктов. 2016. №4 (106). С.241-249.
2. Казаков А.В. Защита трубопроводов от несанкционированных врезок//Системы безопасности . 2008. №5. С.150-152.
3. Латышев Л.Н., Насырова З.Р. Система обнаружения несанкционированных врезок в магистральный нефтепровод// Нефтегазовое дело. 2006. №1. С.28-31.
4. Смородова О.В., Сулейманов А.М. Автоматизация учета жидких и газообразных энергоносителей. - Уфа, УГНТУ: 2004. - 95 с.
5. Байков И.Р., Китаев С.В., Зубаилов Г.И. Имитационное моделирование работы расходомеров при отказе или поверке регистрирующих приборов//Территория Нефтегаз. 2014. №12. С.57-59.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 01-2/2017 ISSN 2410-700Х_
6. Сулейманов А.М., Хафизов Ф.М. Оценка погрешности измерений. - Уфа, УГНТУ: 2007. - 32 с.
7. Байков И.Р., Смородова О.В. Восстановление гидравлических характеристик нефтепроводов на основе использования дополнительной реологической информации//Известия высших учебных заведений. Нефть и газ. 1998. №1. С.55-59.
© Кораблева Ю.Д., 2017
УДК 637.356.2
Л.Б. Коротышева
канд. техн. наук, доцент Санкт-Петербургского политехнического университета, г. Санкт-Петербург, РФ E-mail:[email protected]
ИССЛЕДОВАНИЕ РЕОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ ТВОРОЖНЫХ ИЗДЕЛИЙ
Аннотация
Исследовали структурно-механические свойства творожных изделий, произведенных по традиционной технологии и творожные изделия, обогащенные биологическими добавками. При исследовании изучали влияния внесенных компонентов на структурно-механические свойства, определяли эффективную вязкость.
Ключевые слова
Реологические характеристики, структурно-механические свойства, биологически активные добавки, эффективная вязкость.
Творог является одним их самых древних кисломолочных продуктов и его выбор в качестве обогащаемой основы обусловлен его химическим составом. Наиболее ценной частью творога являются белок и минеральные вещества, которые содержатся в этом продукте в концентрированном виде.
Белок, как известно, используется как пластический материал для построения различных тканей и клеток организма, а также белок является необходимым фоном для нормального обмена в организме других веществ, в частности, витаминов и минеральных веществ.
Физиологическое значение минеральных элементов в основном определяется их участием в образовании структур и осуществлении функции ферментных систем и пластических процессах.
Изучение реологических характеристик творожных изделий стало элементом лучшего понимания консистенции этого продукта, а наиболее важной реологической величиной, определяющей состояние творога, является эффективная вязкость.
Этот показатель описывает равновесное состояние между процессами восстановления и разрушения структуры в дисперсной системе.
Традиционно творог имеет высокий удельный вес на рынке молочной продукции и расширение ассортимента творожных изделий раскрывает возможность обогащения этого продукта биологически активными веществами, создавая новые виды продукции функционального назначения. Натуральные компоненты, содержащие богатый комплекс веществ и раньше находили применение для создания молочных продуктов с более длительным сроком хранения[3, с 54 ].
В качестве биологически активной добавки (БАД) использовали морскую водоросль - спирулину. Спирулина - ценный источник йода в натуральном виде. Было проведено комплексное исследование морских водорослей - спирулины в качестве функциональных ингредиентов, используемых в пищевых