III. ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛА
УДК 159.9:37.015.3 © С.А. Лысуенко
СПОСОБНОСТЬ САМОУПРАВЛЕНИЯ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ Я-КОНЦЕПЦИИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА
В статье рассматривается проблема профессиональной Я-концепции студентов колледжа и их готовность к самоуправлению. Проанализированы основные подходы к изучению профессиональной Я-концепции. Представлены результаты эмпирического исследования, отражающие особенности формирования профессиональной Я-концепции студентов колледжа. Выделена факторная структура профессиональной Я-концепции студентов колледжа, которая позволяет определить интегрирующие показатели личностных свойств, способствующие ее развитию в период профессиональной подготовки.
Ключевые слова: профессиональное самосознание, профессиональная Я-концепция, структурные компоненты профессиональной Я-концепции, этап профессиональной подготовки, способность самоуправления.
S.A. Lysuenko
THE ABILITY OF SELF-MANAGEMENT AS A DEVELOPMENT FACTOR OF PROFESSIONAL I-CONCEPTION OF COLLEGE STUDENTS
The article considers a problem of professional I-conception of college students and their readiness for self-management. The main approaches to studying the professional I-conception have been analyzed. The results of empirical study have been presented, they reflect peculiarities of the college students ability to form the professional I-conception. A factor structure that allows to determine integrating indicators of personal values is outlined; such indicators promote its development during professional training.
Keywords: professional self-consciousness, professional I-conception, structural components of I-conception, stage of professional training, self-management ability.
В России, переживающей времена интенсивного развития экономического и технического прогресса, определяются новые требования к специалисту на рынке труда. Сегодня уровень профессионализма выпускника профессионального учебного заведения характеризуется не только степенью овладения профессиональными знаниями, умениями и навыками, но и уровнем сформированности его личностных качеств, оказывающих влияние на успех в будущей профессиональной деятельности. А.А. Деркач, Т.Л. Миронова отмечают, что от уровня сформирован-ности профессионального самосознания, профессиональной Я-концепции зависят процесс развития профессионала, темп, успешность овладения профессиональной деятельностью, вхождение в профессиональную сообщность [3; 9, с. 5].
По мнению Е.А. Климова, «профессионализм необходимо понимать не только как некий высокий уровень знаний, умений и результатов человека в данной области деятельности, но и как определенную системную организацию сознания, психики человека, включающую его устойчивые разноуровневые особенности» [6, с. 37]. Большинство ученых отмечают, что в
процессе становления и развития профессионала важным является формирование профессионального самосознания (А.А. Деркач, В.Г. Зазы-кин, Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, О.В. Кузьмина, Т.Л. Миронова, О.В. Москаленко, А.К. Маркова и др.), так как зачастую оно складывается стихийно [8]. Таким образом, одной из основных задач профессиональной подготовки, как этапа становления профессионала, является целенаправленная работа по формированию профессионального самосознания студентов.
Многочисленные исследования в отечественной и зарубежной психологии, посвященные проблеме профессионального самосознания, опираются на достаточно богатый материал изучения личностного самосознания [15]. Однако в отличие от самосознания личности в целом профессиональное самосознание специфичнее по своему содержанию. Так, А.К. Маркова отмечает, что «личностное пространство шире профессионального, личностное лежит в основе профессионального, личностное определяет и ход, и завершение профессионального» [8, с. 66].
В зарубежной психологии профессиональное самосознание личности изучается в рамках ис-
следования профессионального развития (Д. Сьюпер), личностной самоэффективности (А. Бандура), мотивации и деятельности (Х. Хекхаузен). Д. Сьюпер считает, что важнейшей детерминантой профессионального пути выступают представления человека о своей личности (Я-концепция), а значимыми компонентами профессиональной Я-концепции являются самооценка и самоэффективность. Личностная самоэффективность, по мнению А. Бандуры, определяется умением человека осознавать свои способности, выстраивать поведение, соответствующее специфической задаче или ситуации [18]. Х. Хекхаузен, исходя из положений своей теории, рассматривает самооценку индивида как один из принципов мотивации, с помощью которой можно описать устойчивые тенденции саморегуляции деятельности [17].
Отечественные ученые, раскрывая и изучая особенности профессионального самосознания личности, определяют его с позиций нескольких подходов. С позиций рефлексивного подхода профессиональное самосознание рассматривается как разновидность самосознания, как осознание своей принадлежности к некоторой профессиональной группе [14], как комплекс представлений человека о самом себе, как о профессионале, включающий целостный образ себя в профессии и складывающуюся в связи с этим систему отношений и установок к себе [8]. В работах авторов регулятивного подхода профессиональное самосознание определяется как особый феномен человеческой психики, обусловливающий саморегуляцию личностью своих действий в профессиональной среде на основе познания профессиональных требований, своих профессиональных возможностей и эмоционального отношения к себе как к субъекту профессиональной деятельности [2]. Е.А. Климов, разрабатывая категорию «субъективный образ» в связи с основными психическими регуляторами труда, пишет: «Образы самосознания человека (наряду с образами окружающего мира) - необходимая основа целесообразной регуляции, саморегуляции его трудовой деятельности и взаимодействия с окружающими людьми, ибо это взаимодействие существенно определяется тем, как человек понимает свое место среди людей, за кого себя принимает, что думает о том, как он выглядит в глазах окружающих» [5, с. 69]. С точки зрения акмеологического подхода развитие профессионального самосознания можно представить как процесс и результат системных преобразований развивающейся личности, включающих прогрессивное изменение продук-
тивной Я-концепции как подсистемы профессионализма личности [4].
Вопрос о структуре профессионального самосознания рассматривается многими отечественными учеными (Е.А. Климов, И.С. Кон,
A.К. Маркова, Т.Л. Миронова, Е.Ю. Пряжников,
B.В. Столин, И.И. Чеснокова, Г.А. Цукерман и др.), но однозначного мнения по этому вопросу нет. Большинство исследователей выделяют классическую трехкомпонентную модель по аналогии со структурой личностного самосознания: 1) когнитивный компонент (профессиональный образ Я, профессиональное самопознание); 2) эмоционально-оценочный компонент (профессиональная самооценка, профессиональное самоотношение); 3) поведенческий компонент (мотивационно-ценностные и регулятивнодейственные аспекты) [9, с. 93-94; 11, с. 95].
Соотношение понятий «профессиональное самосознание» и «профессиональная Я-концепция» в отечественной и зарубежной литературе специально не рассматривалось, при этом термин «самосознание» во многом близок терминам «Образ Я», «Я-образ», «Я-концепция» (Н.С. Пряжников), а иногда они рассматриваются рядоположенно (А.А. Налчаджян). По мнению Т.Л. Мироновой, профессиональная Я-концепция (Я образ) представляет собой динамическую систему представлений профессионала о себе как субъекта профессиональной, учебно-профессиональной деятельности. Т.Л. Мироновой проведено обширное исследование структуры, динамики самосознания «будущих рабочих - учащихся ПТУ, осваивающих профессию токаря, повара судового, а также врачей хирургического профиля». Результаты ее исследования представлены в докторской диссертации «Структура и развитие профессионального самосознания» (1999), а также в ряде работ [9; 10, 11,12].
В качестве методологической основы изучения профессиональной Я-концепции студентов колледжа нами использовалось понимание Я-концепции личности как обобщенного продукта самосознания, включающего Я-образы, самооценки, самоотношения. По мнению Е.И. Пета-новой и А.А. Реана, Я-концепция во многом определяет процесс целеполагания человека, систему его когнитивных и эмоциональных отношений, направление деятельности и оценку ее результата, поведение и взаимодействие с окружающими [13]. В нашем исследовании под профессиональной Я-концепцией понимается совокупность представлений о себе как о профессионале, формирование которых будет обеспе-
чиваться наличием эталонной модели профессионала (образ профессионала), а степень отождествления/дифференциации с ней позволит не только обрести профессиональную идентичность и сформировать систему профессиональных самооценок, но и будет являться основой регуляции поведения человека в профессиональной деятельности.
Профессиональная Я-концепция включает в себя следующие структурные компоненты:
1) когнитивный компонент - знания о своих способностях и свойствах личности, обеспечивающих успешность освоения профессиональной деятельности (образ Я);
2) компонент профессиональной идентичности - степень отождествления/дифференциации образов «Я-реальное» и «Образ профессионала»;
3) эмоционально-оценочный компонент -система профессиональных самооценок, основанных на сопоставлении образов «Я-реальное» и «Образ профессионала», способствующая развитию самоуважения;
4) поведенческий компонент - активные действия человека, направленные на самореализацию в профессиональной деятельности, как результат взаимообусловленности и взаимодействия первых трех компонентов.
Процесс формирования профессиональной Я-концепции на этапе профессиональной подготовки начинается со знакомства студентов с профессиограммой приобретаемой специальности («Образ профессии» и «Образ профессионала»), что предполагает не простое ознакомление с перечнем доминирующих видов деятельности, областей применения профессиональных знаний и качеств, обеспечивающих успех в профессиональной деятельности, но и одновременно глубокую рефлексию: «Обладаю ли я перечисленными качествами?», «Если обладаю, то в какой степени?», «Какой вид деятельности в будущем предпочесть в соответствии со своими качествами и способностями?» и т.п. Через рефлексию происходит соотнесение имеющихся знаний о своих способностях и личностных свойствах (образ «Я-реальное») с профессионально важными качествами («Образ профессионала»), что, в свою очередь, способствует формированию профессиональной идентичности на этапе профессиональной подготовки.
Способность самоуправления - это свойство личности, обеспечивающее процесс целенаправленного изменения, в котором человек сам управляет своими формами активности: общением, поведением, деятельностью и переживаниями [16]. Н.М. Пейсахов указывает на то, что
самоуправление - процесс творческий, он связан с созданием нового, встречей с необычной ситуацией, необходимостью постановки новых целей, поиском новых решений и средств их достижения. Для того чтобы начала складываться система самоуправления, у человека должна появиться потребность в ней, возникающая тогда, когда привычные и ранее сложившиеся способы и средства деятельности не приводят к успеху. Именно здесь появляется необходимость перейти к рациональному анализу сложившегося положения, к анализу ситуации, выработке цели и к его целенаправленному изменению, то есть самоуправлению.
Таким образом, наличие способности самоуправления, на наш взгляд, является важным индикатором уровня сформированности профессиональной Я-концепции у студентов и отражает поведенческий компонент ее структурного содержания.
С целью определения личностных качеств, способствующих развитию профессиональной Я-концепции на этапе профессиональной подготовки, нами было проведено исследование, в котором в качестве гипотезы было выдвинуто предположение о том, что формирование способности самоуправления у студентов колледжа будет способствовать развитию профессиональной Я-концепции личности на этапе профессиональной подготовки.
Данное исследование проводилось на базе ГБОУ СПО СО «Нижнетагильский государственный профессиональный колледж им. Н.А. Демидова». В исследовании приняли участие студенты третьих - четвертых курсов специальностей «Государственное и муниципальное управление», «Налоги и налогообложение», «Документационное обеспечение управления и архивоведение» (90 человек, возраст -17-22).
Для диагностики структурных компонентов профессиональной Я-концепции студентов были использованы следующие методики:
- «Диагностика межличностных отношений» (Т. Лири), инструкция опросника была модифицирована с учетом цели исследования (для диагностики когнитивного компонента и уровня профессиональной идентичности);
- «Тест-опросник самоотношения» (В.В. Столин, С Р. Пантилеев) (для диагностики эмоционально-оценочного компонента);
- «Способность самоуправления» (Н.М. Пейсахов), «Готовность к саморазвитию» (Т.А. Ро-танова. Н.Ф. Шляхта) (для диагностики поведенческого компонента).
4. Готовность самосовершенствоваться 0,735
5. Доминирование - подчинение 0,71б
б. Самоуверенность 0,ббб
7. Принятие решения 0,б57
S. Анализ противоречий 0,б34
9. Ожидаемое отношение от других 0,594
Собственное значение 9,246
Доля объясняемой дисперсии, % 17,445
Обработка полученных данных проводилась с помощью пакета SPSS - 17, использован метод статистического анализа - эксплораторный факторный анализ по методу главных компонент (Principal Component Analisis). Было извлечено четыре фактора с собственными значениями больше единицы, совокупно описывающих 43% дисперсии данных, далее факторы подверглись вращению по методу варимакс (Varimax with Kaiser Normalization).
Первый фактор, имеющий наибольший вес, а соответственно и наибольшую информативность, можно интерпретировать как фактор, отражающий уровень социальной зрелости личности студентов (17%). Максимальную факторную нагрузку несут показатели: «Способность самоуправления» (0,852), «Глобальное самоуважение и самоуважение» (0,787), «Готовность самосовершенствоваться» (0,735), «Доминирование-подчинение» (0,716), «Самоуверенность» (0,666), «Принятие решения» (0,657), «Анализ противоречий» (0,634).
Большинство показателей, вошедших в данный фактор, являются характеристиками социально зрелой личности, которая сама управляет своими формами активности: общением, поведением, деятельностью и переживаниями.
Здесь прослеживаются тенденции к развитию профессиональной Я-концепции за счет творческого подхода в создании нового при встрече с необычной ситуацией или противоречием и за счет умений постановки новых целей, поиска новых решений и средств достижения целей. Также можно отметить, что развитая профессиональная Я-концепции отличается формой самоотношения, в которой эмоционально и содержательно объединяются вера в свои силы, способности, энергию, самостоятельность, умение оценивать свои возможности и контролировать собственную жизнь. Опираясь на представленную содержательную специфику, можно определить данный фактор как «Социальная зрелость личности» (табл. 1).
Таблица 1
Компонент факторной структуры профессиональной Я-концепции личности студентов: фактор «Социальная зрелость личности»
Второй фактор был интерпретирован как «Тенденция направленности личности в профессиональной деятельности на взаимодействие» (10%) и объединил в себе показатели, характеризующие отсутствие агрессивных тенденций (табл. 2).
Таблица 2
Компонент факторной структуры профессиональной Я-концепции личности студентов: фактор «Тенденция направленности личности в профессиональной деятельности на взаимодействие»
Максимальные факторные нагрузки несут показатели «Общительность» (0,792), «Образ профессионала уступчивого» (0,737), «Отзывчивость» (0,732), «Образ профессионала отзывчивого» (0,712), «Уступчивость» (0,707), «Образ профессионала зависимого» (0,670), «Образ профессионала общительного» (0,659). Результирующая тенденция развития профессиональной Я-концепции характеризуется проявлением таких личностных качеств, как избегание прямого и открытого решения проблем в профессиональной деятельности, что выражается в желании уступить давлению группы, неготовности принимать на себя руководство, когда речь идет о выборе задач. Также в межличностном взаимодействии может присутствовать стремление при любых условиях поддерживать позитивные отношения с окружением и в большей степени ориентироваться в профессиональной деятель-
№ Наименование неременной Факторная нагрузка
1. Общая способность самоуправления 0,852
2. Самоуважение 0,787
3. Глобальное самоуважение 0,787
№ Наименование переменной Факторная нагрузка
1. Общительность 0,792
2. Образ профессионала -«У ступчивость» 0,737
3. Отзывчивость 0,732
4. Образ профессионала -«Отзывчивость» 0,712
5. Уступчивость 0,707
б. Образ профессионала -«Зависимость» 0,б70
7. Образ профессионала -«Общительность» 0,б59
Собственное значение 5,371
Доля объясняемой дисперсии, % 10,135
ности на сохранение симпатии и дружбы с коллегами, чем на достижение хороших результатов.
Третий фактор включает в себя с положительным знаком показатели «Уверенность» (0,623), «Образ профессионала уверенного» (0,577), «Недоверчивость» (0,574), «Доминантность» (0,508) и с отрицательным знаком показатель «Дружелюбие - агрессивность» (- 0,604) (табл. 3).
Таблица 3
Компонент факторной структуры профессиональной Я-концепции личности студентов: фактор «Тенденция направленности личности в профессиональной деятельности на себя»
Большинство показателей, вошедших в данный фактор, отражает уверенность, независимость, доминантность и агрессивность личности, для которой образ профессионала наполнен подобным содержанием. При этом наличие уверенности сопровождается ярко выраженным чувством агрессии, которое в профессиональной деятельности может проявиться при достижении статуса и навязывании своей воли другим. Принимая во внимание значения наибольших нагрузок данного фактора, его можно интерпретировать как «Тенденция направленности личности в профессиональной деятельности на себя»
Четвертый фактор был интерпретирован как «Рефлексивная профессиональная идентичность», где максимальные факторные нагрузки были получены по переменным «Расхождение с образом профессионала зависимого» (0,689), «Расхождение с образом профессионала уверенного» (0,597), «Расхождение с образом профессионала общительного и отзывчивого» (0,564 и 0,492) соответственно (табл. 4).
Содержание данного фактора характеризуется степенью отождествления себя (образ «Я-профессионал») с образом профессионала по различным характеристикам личности. В свою
очередь степень отождествления/ дифференциации этих образов определяется благодаря рассуждениям студентов о самих себе как о будущих профессионалах, где образом «Я-профессионал» является «Я-рефлексирующее». Таким образом, осознание наличия/отсутствия качеств, необходимых будущему профессионалу, указывает на уровень профессиональной идентичности студентов колледжа.
Таблица 4
Компонент факторной структуры профессиональной Я-концепции личности студентов: фактор «Рефлексивная профессиональная идентичность»
Выделенная факторная структура представляет собой сочетание определенных личностных свойств, объеденных внутренними взаимосвязями в блоки: «Социальная зрелость личности», «Тенденция направленности личности в профессиональной деятельности на взаимодействие», «Тенденция направленности личности в профессиональной деятельности на себя» и «Рефлексивная профессиональная идентичность», и позволяет определить интегрирующие показатели таких личностных качеств, которые способствуют развитию профессиональной Я-концепции на этапе профессиональной подготовки в зависимости от особенностей ее структуры.
Содержание компонентов представленной факторной структуры указывает также на то, что такое качество личности, как способность самоуправления, является не только основным диагностическим показателем профессиональной Я -концепции студентов колледжа, но и характеризует уровень их социальной зрелости.
Таким образом, результаты проведенного исследования позволяют сделать выводы.
- способность самоуправления является стержневым показателем, интегрирующим структурные компоненты профессиональной Я-концепции;
№ Наименование переменной Факторная нагрузка
1. Требовательность 0,723
2. Образ профессионала -«Независимость» 0,689
3. Образ профессионала -«Требовательность» 0,665
4. Уверенность 0,623
5. Дружелюбие - агрессивность - 0,604
6. Образ профессионала -«Уверенность» 0,577
7. Недоверчивость 0,574
Собственное значение 4,261
Доля объясняемой дисперсии, % 8,040
№ Наименование переменной Факторная нагрузка
1. Расхождение по октанту «Зависимость» 0,689
2. Расхождение по октанту «Уверенность» 0,597
3. Расхождение по октанту «Отзывчивость» 0,564
4. Расхождение по октанту «Общительность» 0,492
Собственное значение 3,972
Доля объясняемой дисперсии, % 7,495
- развитие профессиональной Я-концепции студентов колледжа определяется уровнем развития способности самоуправления личности;
- на этапе профессиональной подготовки необходимо целенаправленное формирование у студентов способности самоуправления как фактора, способствующего развитию профессиональной Я-концепции в целом.
Литература
1. Абульханова-Славская К.А. Психология и сознание личности (проблемы методологии, теории и исследования реальной личности). - М.; Воронеж, 1999.
2. Васьковская С.В. Психологические условия формирования профессионального самосознания будущего учителя: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Киев, 1987. -18 с.
3. Деркач А.А. Акмеологические основы развития профессионала. - М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та; Воронеж: МОДЭК, 2004. - 752 с.
4. Деркач А.А. Акмеология: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и спец. психологии - СПб.: Питер, 2003. - 252 с.
5. Климов Е.А. Введение в психологию труда: учебник для вузов. - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998 - 350 с.
6. Климов Е.А. Психология: учебник средней школы. -М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. - 287 с.
7. Куликов Л.В. Психология личности в трудах отечественных психологов: хрестоматия. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2009. - 464 с.: ил.
8. Маркова А.К. Психология профессионализма. - М.: Знание, 1996. - 308 с.
9. Миронова Т.Л. Самосознание профессионала. -Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 1999. - 200 с.
10. Миронова Т.Л., Еремеев Б.А. Структура актуальной положительной самохарактеристики учащегося ПТУ как субъекта учебно-производственной деятельности // Вестник Бурят. гос. ун-та. - 2007. - Вып.4. - С. 130-140.
11. Миронова Т.Л. Особенности самоотношения студентов, склонных к перфекционизму // Вестник Бурят. гос. ун-та. - 2010. - Вып.5.- С.88-100.
12. Миронова Т.Л. Структура актуальной положительной Я-концепции учащегося профтехучилища как субъекта учебно-профессиональной деятельности // Вестник Бурят. гос. ун-та. - 2011. - Вып.5. - С. 134 - 142.
13. Общая психология и психология личности / под ред. А.А. Реана. - М.: Изд-во АСТ; СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2009. - 639 с.
14. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. - М.: Мысль, 1971. - 351с.
15. Психология самосознания: хрестоматия / под ред. Д.Я. Райгородский. - Самара: БАХРАХ-М, 2007. - 672 с.
16. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов н/Д: Феникс, 1997. - 322с.
17. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельности. - СПб.: Питер, 2003. - 860с.: ил.
18. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. - 3-е изд. -СПб.: Питер, 2009. - 607с.: ил.
Лысуенко Светлана Анатольевна, аспирант кафедры общей психологии Уральского государственного педагогического университета, г. Нижний Тагил. E-mail: [email protected]
Lysuenko Svetlana Anatolevna, postgraduate student, department of general psychology, Ural State Pedagogical University, Nizhniy Tagil. E-mail: [email protected]
УДК 316.6:378 © Г.В. Кравец
СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК КЛЮЧЕВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СТАНОВЛЕНИИ ПСИХОЛОГА
В статье отражены результаты теоретического исследования содержания понятий ядерной компетентности, метакомпетентности и ключевой компетентности в современной науке с целью определения места и роли социальнокоммуникативной компетентности в профессиональном становлении психологов.
Ключевые понятия: компетентностный подход, компетенции и компетентности, социально-коммуникативная компетентность, ядерная компетентность, метакомпетентность, ключевая компетентность, структура компетентности.
G.V. Kravets
SOCIAL AND COMMUNICATIVE COMPETENCE AS A KEY COMPETENCE IN PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF PSYCHOLOGIST
The article describes the results of theoretical research of nuclear competence content, a metacompetence and a key competence in the modern science aimed to find the place and role of the social and communicative competence in professional development of psychologist.
Keywords: competence-based approach, competences and competencies, social and communicative competence, nuclear competence, metacompetence, key competence, structure of competence.
Одним из важных принципов и концептуаль- разования является компетентностный подход.
ных положений современного российского об- Он ориентирован преимущественно на ценност-