РЕДАКЦИОННАЯ ПОЧТА
)
И.В. УЛЬЯНОВА, доцент Московский педагогический гуманитарный университет
Способность к рефлексии - актуальное качество будущего педагога
Статья посвящена проблеме личностного становления учителя в период обучения в вузе. Рассмотрены педагогические условия развития способностей студентов к рефлексии, постижению смысла педагогической деятельности.
Ключевые слова: рефлексия, гуманистическая педагогическая парадигма, смысл жизни, профессиональные качества.
Постиндустриальное общество, отличающееся многообразием противоречий и рисков, требует от системы высшего образования не только высококачественного обучения студенческой молодежи, но и ее полноценного воспитания. Принципиальной проблема личностного развития студента становится в области гуманитарного образования, в частности в педагогической сфере, ибо современный учитель - это не просто носитель информации, контролер, организатор. Учитель, реализующий лично-стно-ориентированный подход в образовании, - это человек-фасилитатор, тот, кто поддерживает ученика, помогает ему в самопознании, самореализации. Для этого педагогу необходимо понимать как собственный внутренний мир, так и мир своих воспитанников. Этому способствует вплетение смыслотворческого аспекта во все виды осуществляемой им педагогической деятельности, наличие в ней личностных смыслов, имеющих онтологический статус.
Как известно из социологии, любой труд носит общественный характер. Однако в сфере образования и науки он является «непосредственно общественным»; смысл деятельности ученого и преподавателя обнаруживается в живом общении и не требует для своего общественного признания опосредования инструментами «рынка». Такой труд сразу обращен к людям, направлен на общее благо: это не сфе-
ра частных услуг, но область всеобщего блага. Итак, деятельность учителя изначально носит непосредственно общественный характер. Потому так важно ему сознавать свою нужность, значимость своей деятельности, терминальную ценность своей работы. Поэтому так важен ему ответ на метафизические вопросы: «Зачем?» и «Для чего?», а не на меркантильно-эгоистические: «Что - почем? »
Одним из важнейших качеств, благодаря которым учитель справляется с онтологическими вызовами, является способность к рефлексии [1]. Рефлексия (от позднелат. геАехю - обращение назад) - 1) размышление, самонаблюдение, 2) форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление собственных действий и их законов [2, с. 239]. Благодаря механизму отождествления-обособления человек способен выходить за пределы собственного Я, анализировать свои переживания в сравнении с определенными событиями, явлениями, удерживая собственный образ [3].
В рефлексии педагога следует различать рефлексию личностную и профессиональную. Исследования В.В. Бойко, Г.А. Вай-зер и др. показали, что учитель, не дифференцирующий личностные и профессиональные смыслы, обычно приходит к «эмоциональному выгоранию » (психологической защите в форме полного или частичного
148 Высшее образование в России • № 8-9, 2011
исключения эмоций в ответ на психотрав-мирующие воздействия). Рефлексирующий же педагог способен вести внутренний диалог, критичен к себе и в то же время не занижает собственные достижения, отличается адекватной самооценкой, широкой палитрой эмоций [4].
В свою очередь, в педагогической рефлексии традиционно выделяются следующие виды:
1) рефлексия на себя (на собственные чувства, мысли, действия, отношения, личностный рост), ее задача - анализ собственного (индивидуального) Я в процессе взаимодействия с учащимися;
2) рефлексия на собственную профессиональную деятельность (фиксируются и оцениваются отношения с каждым учеником, с классом в целом, с родителями, педагогами и администрацией школы, качество преподавания учебного материала, его усвоение школьниками, содействие им в личностном развитии), ее задача - анализ качества профессиональной самореализации;
3) рефлексия на собственные смыслы жизни и смыслы жизни учащихся; это -своего рода сверхзадача педагогической деятельности в целом.
«Педагогика - единственная из наук, где вопрос о смысле жизни ставится в практической плоскости, причем не просто ставится, а должен быть дан вполне определенный ответ: в чем этот смысл заключается; ... воспитание - важнейшая сфера социальной и духовной жизни - напрямую зависит от решения этого вопроса» [5, с. 259]. Для рефлексирующего учителя первичными являются вопросы: как помочь ученику разобраться в сущности собственной личности, понять собственное предназначение, определиться в целях, смыслах жизни, как побудить его к этому? Как научить его жить в современном мире, к чему готовить? Учитель не рефлексирующий превращается в «вечное подмастерье»; нередко неплохо «дающий » академические знания, даже пытающийся «дать» смысл жизни, он не по-
нимает, что последний можно «найти » только самому (В. Франкл). Потому не имеет смысла критиковать несамостоятельность ученика с позиции формирования его определенных качеств; в контексте гуманистической педагогики, личностно-ориенти-рованного образования «формирование » -это самостоятельная деятельность учащегося, осуществляемая при компетентной помощи рефлексирующего учителя [6].
Степень развитости рефлексивных способностей во многом обусловлена темпераментом человека (в работе со студентами для диагностики данного параметра целесообразно использовать методику Айзен-ка; в дальнейшем преподаватель, организуя образовательный процесс, опирается на информацию, представленную в психологической карте группы). Например, в наибольшей степени способен к рефлексивной деятельности студент-меланхолик. Можно сказать, что склонность к рефлексии - его природная черта (при неблагоприятных условиях она глобализируется, порождая мнительность, необоснованное чувство вины). Холерик в рефлексии часто бывает недостаточно объективным, склонен завышать самооценку. Следовательно, путь самоанализа ему важно «пройти » пошагово совместно с преподавателем, куратором, помогающим фиксировать плюсы и минусы осуществленной деятельности, уточнять особенности переживаемых чувств. Сангвинику рефлексия понятна, доступна, он в нее охотно включается, но, наряду с этим, всегда существует риск формального отношения студента к самоанализу, т.е. без глубинной проработки проблемы. В этом случае преподавателю полезно акцентировать эмоциональную компоненту процесса. Флегматику рефлексия понятна, но, в силу ригидности его лимбической системы, эмоциональной сферы это для него достаточно сложная деятельность, требующая внешней стимуляции. С учетом вышесказанного уточняется специфика индивидуального подхода к обучению студентов. Например,
Редакционная почта
149
если после педагогического моделирования холерика, сангвиника целесообразно спросить: «Как Вам кажется, что не удалось?», то к меланхолику лучше обратиться так: «Какой элемент Вам наиболее удался?».
Рефлексия по поводу смысла жизни -это рефлексия по поводу ценностей и целей жизни. Если ценности задаются человеку обществом, культурой, а следовательно, их необходимо презентовать личности, содействовать их интериоризации, то цели жизни формируются - значит, их важно конкретизировать и ставить (Как я понимаю добро? Каким я буду семьянином? Как достичь профессионального признания? и проч.).
Существуют ли в современной системе высшего педагогического образования условия для формирования у студентов навыков рефлексии? На наш взгляд, да. В рамках лекции это может быть периодически организуемый устный блиц-опрос: «Какая проблема из данной темы оценивается вами какнаиболее важная? Сложная?», «Какая из рассмотренных теорий чужда Вашему внутреннему миру? Какая близка? » и т.п. В конце лекционного курса целесообразно проведение письменного рефлексивного опроса: «Что в данном курсе оказало серьезное влияние на Ваше личностное развитие? ».
Особое место в решении обозначенной проблемы занимают семинары. На них студенты могут не только расширить теоретические знания о предмете за счет взаимодействия с научной информацией и преподавателем, но и развивать специальные профессиональные (рефлексивные, коммуникативные, организаторские) и личностные (готовность к самоанализу, самосравнение, эмпатию, толерантность, спонтанность, активный интерес к переживаниям окружающих, креативность, монологическую и диалогическую речь) качества. В связи с этим задания на семинаре разделяются на два вида: теоретические и практические; само занятие приобретает расширенную
структуру и оформляется как комплекс аналитической, моделирующей, театрализованной, рефлексивной деятельности студента.
Выполнение творческих заданий предполагает: целесообразный выбор публицистической статьи или художественного произведения (из области литературы, кино, живописи) с целью использования в качестве практического материала для педагогического, психологического моделирования; конкретизацию цели задания с учетом специфики самого произведения; графическое оформление психологической, педагогической модели; выводы.
Периодически на подобных семинарах студенты вовлекаются в работу по «Линии жизни», в создание «Карты жизненного пути », в оформление коллажа «Мое личностно-профессиональное Я», в тренинги (личностного роста, конструктивного взаимодействия), в ситуации спонтанного общения с произведениями искусства и проч.
Практика показала, что посредством стимулирования рефлексивной деятельности у студентов развиваются способности к осознанному формированию смысложиз-ненных ориентаций, конкретизируется гуманистическая направленность деятельности, проявляется устойчивая готовность к самореализации - не только профессиональной, но и личностной (без чего немыслимо воплощение гуманистической парадигмы в школьной реальности). Данная готовность формируется посредством реализации преподавателем демократически-творческого стиля деятельности [7], который осваивается и студентами уже во время теоретических и практических занятий в вузе, прохождения педагогической практики.
Литература
1. Никитина Н.Н. Становление культуры
профессионально-личностного самооп-
150 Высшее образование в России • № 8-9, 2011
ределения учителя. М.: Прометей, МПГУ, 2002. 316 с.
2. Педагогический энциклопедический сло-
варь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. 528 с.
3. Мухина В.С. Феноменология развития и бы-
тия личности. Воронеж: МОДЭК, 1999. 640 с.
4. Вайзер Г.А, Чудновский В.А. Смысл жиз-
ни и акме: 15 лет поиска. М.; Обнинск: ИГ-Социн, 2010. 72 с.
5. Сергеев И.С. Основы педагогической дея-
тельности: Учеб. пособие. СПб.: Питер, 2004. 316 с.
6. Франкл В. О смысле жизни. Теории лич-
ности в западноевропейской и американской психологии. Самара: Бахрах, 1996. 480 с.
7. Ульянова И.В. Педагогика смысложизнен-
ных ориентаций: Учеб. пособие. Владимир, 2010. 245 с.
ULYANOVA I. REFLECTION AS A NECESSARY QUALITY OF THE FUTURE TEACHER
The key theme of the article is reflection as an indispensable quality of a teacher. The author considers the pedagogical conditions of forming the students' abilities to reflection, comprehension of meaning of life
Key words: reflection, humanistic educational paradigm, adolescence, the meaning of life, professional qualities.
Психолого-
педагогические аспекты профессиональной подготовки студентов
В статье рассмотрена концепция профессионального становления специалиста в вузе. Выявлены факторы профессионального воспитания, в вузе. определены требования к профессиональному воспитанию его организации, предложены эффективные методы, средства и формы профессионального воспитания.
И.Р. ИСКАКОВА, ст. преподаватель Костанайский государственный университет им. А. Байтурсынова
Несмотря на то, что проблеме профессионального становления будущего специалиста посвящены многочисленные исследования [1-3], всё ещё нет единого взгляда на этот феномен.
Под профессиональным становлением студента мы будем понимать процесс развития его самосознания, включающего самосовершенствование профессионально важных качеств личности в единстве с формированием ценностно-мотивационного отношения к будущей профессии.
Главной целью профессионального обучения является получение конкретной специальности в вузе или другом профессиональном образовательном учреждении. Ядром первичной профессионализации, ее центральным компонентом является при-
обретение определенных знаний, навыков и умений, необходимых для успешного осуществления конкретного типа профессиональной деятельности. Однако получение специальности не исчерпывает содержания профессионализации. Процесс профессиональной подготовки в вузе предполагает целенаправленное формирование у будущих специалистов системы социально-профессиональных качеств, мировоззренческих принципов, духовных ценностей и нравственных ориентиров, что составляет фундамент для развития профессионализма. Профессиональный интерес, не подкрепленный общечеловеческими моральными ценностями, может стать причиной профессиональной узости, поэтому значимым компонентом профессионального обу-