Научная статья на тему 'Активизация креативного и интеллектуального потенциала студентов в контексте инновационных подходов'

Активизация креативного и интеллектуального потенциала студентов в контексте инновационных подходов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
316
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / КРЕАТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ / МОТИВАЦИЯ / ОБУЧЕНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / СТУДЕНТ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ / УСПЕВАЕМОСТЬ / EDUCATION / CREATIVE THINKING / MOTIVATION / TRAINING / PEDAGOGICAL PROCESS / TEACHER / STUDENT OF THE HIGHER SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Цыганок Н. А., Дроздов И. Н.

В статье рассматриваются проблемы использования инновационных методик обучения в высшей школе с применением социологических исследований в Дальневосточном федеральном университете. Также сформулированы и систематизированы основные причины низкой успеваемости студентов, предложены инновационные тенденции в педагогических техниках, способствующие активизации креативного и интеллектуального потенциала студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Цыганок Н. А., Дроздов И. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTIVIZATION OF STUDENTS CREATIVE AND INTELLECTUAL POTENTIAL IN INNIVATIVE APPROACH CONTEXT

The article considers the problems of innovative methods of training application at the Higher school basing on sociological researches in Far Eastern Federal University. Also the article contains the formulation and systematization of main reasons for low student progress, innovative tendencies in the pedagogical methods, promoting activization of students' creative and intellectual potential.

Текст научной работы на тему «Активизация креативного и интеллектуального потенциала студентов в контексте инновационных подходов»

УДК 316.323.2

АКТИВИЗАЦИЯ КРЕАТИВНОГО И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ В КОНТЕКСТЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПОДХОДОВ

© Н. А. Цыганок*, И. Н. Дроздов

Дальневосточный федеральный университет Россия, 690950 г. Владивосток, ул. Суханова, 8.

Тел.: +7 (423) 243 32 80.

Е-mail: [email protected]

В статье рассматриваются проблемы использования инновационных методик обучения в высшей школе с применением социологических исследований в Дальневосточном федеральном университете. Также сформулированы и систематизированы основные причины низкой успеваемости студентов, предложены инновационные тенденции в педагогических техниках, способствующие активизации креативного и интеллектуального потенциала студентов.

Ключевые слова: воспитание, креативное мышление, мотивация, обучение, педагогический процесс, преподаватель, студент высшей школы, успеваемость.

Исследования показывают, что основными причинами низкой успеваемости и большинства отчислений студентов являются их слабая профессиональная направленность и низкий уровень учебной мотивации. Общеизвестно, что профессиональная направленность представляет собой отношение к избранной специальности, являющейся конечной целью обучения, а учебная мотивация есть система отношений к различным аспектам учебного процесса, выступающего в качестве средства достижения конечной цели [1]. Исходя из этого роль педагога в формировании мотивации и успеваемости студента заложена априори. Мотивация и качество педагогического процесса неразрывно связаны. Важным и одним из очевидных способов опосредованного формирования мотивации является активизация творческого мышления, понуждение к его проявлению, а средствами выступают педагогические технологии и педагогические техники. Правильное, гармоничное сочетание последних и позволяет влиять на успеваемость, вовлеченность в процесс обучения и формирование профессиональных навыков, независимо от исходных данных, уровня восприятия, темперамента студента и других факторов.

Для того чтобы обосновать вышеизложенные постулаты, необходимо выяснить, является ли мотивация студентов постоянной или изменяющейся единицей и от каких факторов это зависит. Можно ли формировать ее принудительно?

Мотивация имеет, на наш взгляд, две составляющие, и это коррелирует с результатами социологического опроса в форме анкетирования, проведенного авторами среди студентов юридической школы и школы экономики и менеджмента Дальневосточного федерального университета в 2012 г. 15 курса (очного, очно-заочного и специального отделения), в количестве 120 человек.

1. Внутренняя (психологическая) составляющая.

2. Внешняя (социальная) составляющая, детерминированная качеством педагогического процесса и общественными отношениями, складывающимися как в локальном университетском со-

обществе, так и в целом в социуме по отношению к выбранной студентом профессии.

Результаты авторского социологического опроса демонстрируют то, что мотивация - крайне сложное явление, зависящее от многих факторов и постоянно изменяющееся. К такому же выводу пришла в своем диссертационном исследовании Е. Л. Афанасенкова [2], представив мотивацию не в качестве константы, а в качестве развивающегося процесса.

Условно студенческую мотивацию в течение всего времени обучения в вузе можно разделить на четыре этапа, каждый из которых имеет свою специфику с учетом двухэлементной структуры мотивационной деятельности студентов.

Первый этап, который хронологически совпадает с 1 курсом, частично затрагивает и последний класс школы, с момента, когда современные абитуриенты обычно начинают посещать подготовительные университетские курсы, а также готовятся к Единому государственному экзамену (ЕГЭ), подробно знакомятся с теми факультетами, на которые они будут подавать документы по результатам сдачи ЕГЭ. Этот период в целом характеризуется высокими показателями профессиональных и познавательных мотивов, которые опосредуют обучение [2]. Мотивы обучения обусловливаются идеализированными и даже романтическими взглядами, связанными с возрастными характеристиками учащихся, некоторой степенью естественного возрастного инфантилизма. Такой вывод вполне обоснован, поскольку социологический опрос выявил, что среди студентов первого курса заочного и специального отделений (второго высшего) данный этап вообще отсутствует. У этой категории студентов уже с первого курса преобладает так называемая личностная мотивация, которая характерна для студентов очного отделения только на конечном этапе обучения. Такое явление объясняется тем, что у 85 % опрошенных студентов заочного отделения четко сформулированы цели обучения.

При этом возникает вопрос, почему уровень успеваемости у студентов заочного отделения ни-

* автор, ответственный за переписку

же? Вероятно, возвышенные цели не личного и не практического характера мотивируют студента больше, вдохновляя на творчество. Кроме того, большое значение имеет возраст студентов, а также сроки окончания школы. Студенты первого курса очного отделения, как правило, поступили в вуз сразу после окончания школы и в связи с этим обладают высокими навыками обучения, обязательностью и прилежностью. Немаловажной является и психологическая составляющая восприятия оценки. Тогда как для студентов первого курса очного отделения - это вопрос самый важный и стоит на первом месте у 88 % опрошенных, то для студентов заочного отделения не имеет большого значения (78 %). Эти показатели коррелируют с ответом на следующий вопрос анкеты. Отвечая на просто сформулированный вопрос, «зачем Вам нужно высшее образование?», студенты первого курса заочного отделения отвечали достаточно стандартно (например, «диплом требуется в той организации, где я трудоустроен» - 79 %), тогда как студенты первого курса очного отделения давали ответы менее конкретные, но более возвышенные, например, для «того чтобы повысить свой финансовый статус», или «стать судьей», «министром финансов» и т.д. Таким образом, первый мотивационный этап детерминирован, скорее, семьей и школой, а не университетом и качеством педагогического процесса, которые влияют на него минимально.

Однако уже ко второму курсу и началу третьего, которые можно условно назвать вторым этапом, качество педагогического процесса, наоборот, выходит на первое место и начинает замещать внутреннюю психологическую составляющую мотивации. Это происходит на фоне общих тенденций снижения интенсивности всех мотивационных компонентов [2]. Профессиональные и познавательные мотивы носят неустойчивый характер, именно поэтому этот этап требует применения особых педагогических техник и технологий. Именно на этом этапе педагог должен осознать не только свою обучающую, но и воспитательную, мотивационную роль, активизируя творческое мышление студентов, вовлекая их интеллектуальный потенциал, увлекая научно-исследовательской деятельностью, поддерживая одновременно прагматические мотивы и мотивы престижа, которые уже начинают формироваться.

Мотивационный кризис наблюдается на третьем этапе, т.е. на третьем курсе, когда отрицательная мотивация обучения достигает своего пика [2]. В связи с этим третий курс считается неким фильтром для студентов, которые не мотивированы на выбранную профессию. Большинство отчисленных приходится именно на этот период обучения в вузе, согласно исследованиям 2011 г. Это не обязательно студенты с низкими способностями, скорее всего, это студенты с ошибочным выбором профессии, неправильной трактовкой приоритетов и способно-

стей. Большинство опрошенных студентов, подавших заявления на отчисление в 2011/12 учебном году в юридической школе ДВФУ указали, что «хотели/пробовали поступать в другой вуз». Таким образом, уже к 4 курсу мы можем говорить о формировании у большинства студентов первичного профессионального сознания, которое станет дополнительным стимулом (мотивом) до конца обучения в высшей школе.

Четвертый этап (четвертый - пятый курс) характеризуется ростом осознания своей причастности к выбранной профессии. Это во многом обусловлено тем, что на четвертом - пятом курсах обучаются студенты, которые имеют ярко выраженную заинтересованность в выбранной профессии. Так, по данным социологического исследования, практически 83 % опрошенных уже знают, в какой конкретно сфере будут работать, 56 % определились, в какую организацию будут подавать резюме для трудоустройства. Именно на этом этапе необходимо вводить в педагогический процесс инновационные методы обучения, которые предполагают формирование профессиональных навыков, в том числе проведение ролевых и деловых игр, направленных на генерацию идей и их воплощение, тренингов, круглых столов с привлечением высококвалифицированных специалистов-практиков выбранной профессии.

На наш взгляд, можно выделить несколько основных причин, препятствующих инновационному развитию педагогического процесса, полноценному раскрытию и развитию индивидуальных способностей личности студента и, как следствие, высокой успеваемости в процессе обучения в высших учебных заведениях.

1. Отсутствие возможностей для проявления творчества, креативного и интеллектуального потенциала, подавление возможности высказывать нестандартную личную точку зрения, не совпадающую с мнением преподавателя. Часто низкие оценки выставляются не за плохие знания, а за то, что мнение студента расходится с мнением преподавателя. При этом в идеале педагог, наоборот, должен уметь мотивировать студентов-

воспитанников даже в случае «провала», используя педагогическую ситуацию успеха, когда креативные, творческие личностные достижения в какой-либо деятельности в контексте развития индивидуальности приносят ему (студенту) глубокое удовлетворение в процессе и в результате. Педагог должен снять страх перед конкретными действиями, высказываниями, решениями студента, авансируя в адрес обучаемого ситуацию успеха. Профессиональный педагог производит оценивание через акцентирование на деталях, но не на целостном результате. Вербализованная форма создания ситуации успеха могла бы быть следующей:

• «У тебя непременно получится..»

• «Здесь нет ничего страшного...»

• «Именно ты справишься с этим лучше, чем... »

• «Вот эта часть у тебя получится замечательно... »

• «Я сделал правильно, поручив это именно тебе...»

Педагогическое внушение содействует успеху студента, развитию его креативности, творческого мышления, становления его как личности.

2. Отсутствие педагогической технологии (педагогического мастерства). Педагогическая технология - это компонент педагогического мастерства, который представляет собой профессиональный выбор воздействия педагога на воспитанника с целью формирования у него отношения к миру, сочетавшего свободу личностного проявления и социокультурную норму. Уровень педагогического мастерства может быть элементарным или профессиональным, когда педагог владеет всей палитрой педагогических приемов. В современном вузе не существует обязательного требования к профессиональной подготовке педагогов, достаточной является квалификация в преподаваемой дисциплине. Это не может не отражаться на педагогическом мастерстве в целом и как следствие на всем учебном процессе, уровне обучения студентов, формировании креативного и интеллектуального потенциала студентов. Педагогическая технология предполагает три основных элемента: 1 - ориентация на социально'-ценностные отношения студента; 2 - признание индивидуальности личности студента; 3 - взаимное раскрытие личности педагога и студента, их соразвитие. Педагогическая технология должна реализовываться через педагогическую технику, которую педагог должен постоянно совершенствовать, занимаясь дыхательной гимнастикой, ораторским искусством, следя за невербальными знаками студентов, понимая мотивы студентов, их специфику и динамику, придавая эмоциональную окраску произносимым фразам, проводя самоанализ, используя новейшие приемы публичных выступлений.

3. Лишение определенной свободы выбора вследствие излишне формализованной организации учебного процесса и проведения учебных занятий, подкрепляемых требованиями образовательного стандарта.

4. Отсутствие индивидуального подхода и личностно-ориентированного обучения. Личностная ориентация в педагогике требует от преподавателя глубокого понимания и учета индивидуальных психофизиологических особенностей учащихся, в том числе: пол, возраст, степень и уровень подготовки к восприятию преподносимого учебного материала, особенностей мышления и мыслительной деятельности, памяти, скорости запоминания, интеллектуальной наполняемости, темперамента и т.д.. Наличие темперамента как неотъемлемой характеристики личности студента и в связи с этим

вынужденное применение личностно-

ориентированного преподавания. Одной из характеристик личности является ее субъектность [3]. Осуществляется она при наличии свободы выбора и сопутствующих этому выбору переживаний. Современный учебный процесс должен создавать условия для проявления субъектности личности студента. Именно в этом контексте массовые формы обучения - лекции, наличие жестких государственных программ и стандартов, четко фиксированное расписание и время занятий - не способствуют учету жизненных обстоятельств и познавательных интересов субъективного опыта поведения и познавательной деятельности студента. Развитие и совершенствование способностей, умений и навыков, необходимых обществу для формирования конкретных профессиональных компетенций, способствуют возникновению серьезных нарушений самооценки у тех студентов, которые не обладают задатками для развития требуемых способностей, что ведет к существенному снижению их мотивации. В этих условиях преподавателю необходимо предпринимать все меры для создания личностноориентированного обучения как в содержательном, так и в процессуальном смысле. Нами было проведено социологическое исследование в группе студентов на предмет выявления их темперамента и влияния методов обучения на учебный процесс и освоение учебной дисциплины. Были обследованы 60 учащихся юридической школы и школы экономики и менеджмента ДВФУ (очное отделение) от 18 до 20 лет. Тип темперамента определялся по Айзенку, оценивалась текущая успеваемость по конституционному праву. Среди обследованных преобладал темперамент холерика (нестабильные экстраверты) - 33%, сангвиники (стабильные экстраверты) - 27%, меланхолики (нестабильные интроверты) - 75%, флегматики (стабильные интроверты) - 12%. Высший балл встречался чаще среди меланхоликов, не более 15% у сангвиников и холериков и около 2% среди флегматиков. Оценка «хорошо» встречается чаще среди флегматиков (52%), у меланхоликов - 47%, сангвиники - 44% и холерики - 27%. Оценка «удовлетворительно» преобладает у холериков (практически 60%), затем идут флегматики, сангвиники и меланхолики. Обследование студентов по ведомостям с неудовлетворительными оценками показало, что таковые имелись только у холериков - 4%. Таким образом, по общему баллу в порядке убывания расположились меланхолики, сангвиники, флегматики и холерики. При этом в соответствии с социологическим опросом меланхолики предпочитают учебный процесс в спокойной и привычной обстановке и считают такую деятельность более продуктивной. Сангвиники выбирают обучение при постоянном возбуждении при условии, что изучаемый предмет им интересен. Флегматики, обладая высокой работоспособно-

стью, могут не реагировать на внешние раздражители, но при этом не имеют возможности быстро разрешать нестандартные и неожиданно возникшие сложные ситуационные задачи. Высокая стабильность нервной системы флегматиков делает ее не восприимчивой. Студенты с таким темпераментом стабильно не активны, но обладают фундаментальными знаниями пройденного материала. Предпочитают самостоятельное обучение, не отступая от Госстандарта. По их мнению, лекции являются наилучшим способом обучения. Холерики могут работать долго и продуктивно только в критических ситуациях, которые вызывают у них личную заинтересованность. Таким образом, личная заинтересованность и эмоциональное реагирование выступают как один из наиболее существенных аспектов формирования мотивации и активизации творческого мышления.

На основании проведенных авторами в ДВФУ исследований и выявленных тенденций и закономерностей, связанных с наличием разных темпераментов, а также в русле парадигмы личностноориентированного обучения необходимо сделать акцент на формировании межличностных отношений «преподаватель - студент», «студент - студент», предложить собственную активность студента как личности, включенную в педагогический процесс в качестве субъекта и соавтора, используя его креативный и интеллектуальный потенциал максимально эффективно. Одной из предполагаемых эффективных форм является вовлечение студентов в научную деятельность посредством организации и участия научных клубов по интересам, интернет-форумов в профессиональной сфере, круглых столов и деловых игр. Основная цель учебно- и научно-исследовательской работы студентов состоит в том, чтобы активизировать творческое мышление учащихся. Здесь огромную роль играет преподаватель, задача которого заключается в том, чтобы пробудить у студента интерес к исследовательской работе, поиску источников информации, сбору анкет и др., породить жажду творчества и научить находить удовольствие в познании нового.

5. Отсутствие новых технологий при использовании «старых» педагогических приемов. Современные технологии и их повсеместное применение способствуют формированию нового типа восприятия реальности студентами. В современном мире принято считать, что образ жизни человека тысячелетиями формировал образ его мышления, создав ситуацию функциональной асимметричности в работе двух полушарий человеческого мозга. Считается, что под воздействием внешних детерминант человек стал выживать за счет формирования логического мышления, что позволяло ему хранить в голове хорошо структурированные и взаимосвязанные знания об окружающем мире. Они в наи-

большей мере отражают существенные стороны реальности: наборы маршрутных «карт» увязаны между собой по вертикали и горизонтали, каждое понятие, по выражению Д. Лихачева, окружено его «ассоциативной аурой». Это богатство связей позволяет извлекать только относящиеся к делу сведения, а из них уже конструировать нужное решение. По одной из гипотез, с появлением зачатков абстрактного мышления и речи у далеких предков современного человека вышеуказанные функции взяло на себя левое полушарие. В связи с этим связанная с левым полушарием правая рука постепенно становилась более активной и вместе с тем более сильной и ловкой. Абстрактное мышление и речь, находясь во взаимозависимости, постепенно совершенствовались и приобретали для человека все большую значимость.

В правом полушарии получили дальнейшее развитие функции конкретного мышления, восприятия и дифференциации неречевых звуков. Таким образом, интуиция, неречевое восприятие действительности (звуки, картинки, запахи), образное мышление, конструирование предметных действий, обеспечение самосознания, мотивации, узнавании людей по индивидуальным особенностям и многое другое, за что отвечает правое полушарие, служило вспомогательным инструментом в построении логических моделей. Сегодня в научных изданиях появились работы, которые говорят о возможной трансформации функциональной асимметрии и формировании у современных людей гармонично развитых полушарий мозга. Причина этому появление компьютеров и других цифровых технологий в жизни человека с самого раннего возраста, практически с рождения. Дети легко «схватывают» виртуальную реальность, легче воспринимают изучаемый материал. А ведь все эти технологии основаны на так называемых «иконках», т.е. картинках, которые рождают эмоциональные, а не логические ассоциации и развивают как раз неречевое восприятие окружающего мира, т.е. правое полушарие головного мозга. Таким образом, обычная лекция, рассчитанная на восприятие человеком с функциональной асимметрией межполушарной работой мозга при преобладании «логического» левого полушария не может подходить для современной аудитории с хорошо развитым правым полушарием. Выход из сложившейся ситуации очень прост, ведь левое полушарие у современных студентов развито ничуть не хуже, традиционную лекцию дополнить иллюстрациями неречевого характера: видео, фото, звуковым рядом. Согласно социологическому исследованию, интерактивную лекцию поддерживает 97% обследованных студентов, причем 99 % из них на первое место ставят видеоряд, как лучший способ донесения информации. Современный инновационный учебный процесс должен сочетать в себе

разнообразные педагогические приемы: тренинги, коллоквиумы, круглые столы, деловые игры и др. А для того чтобы поддерживать творческий потенциал и мотивацию студентов на протяжении всех лет обучения в университете необходимо привлекать студентов с любым уровнем успеваемости в научно-исследовательскую работу, что сделает учебный процесс личным, поможет раскрыться любому типу темперамента, почувствовать свою причастность, соавторство и соразвитие. Применение лекций возможно только с учетом новых реалий, т.е. с применением новых технологий, наглядного материала, видео- и звукового ряда, использованием Интернета, также путем внедрения элементов проблемного обучения.

В рамках перечисленных ограничений студент не может получить наиболее полного интеллектуального удовлетворения от процесса обучения, и у него может существенно снижаться мотивация обучения. Кроме того, студент невольно из субъекта образования превращается в объект воздействия, который постепенно перестает самостоятельно принимать нестандартные решения.

Общеизвестно, что основными качествами успешных людей являются внутренняя независимость от мнения окружающих, большая гибкость, нестандартность, креативность, готовность к обоснованному риску и наличие цели [4].

Результаты исследований показывают, что именно студенты и школьники, имевшие средний балл «удовлетворительно», часто значительно успешнее в последующей профессиональной деятельности по сравнению с теми учащимися, которые получали самые высокие оценки. Кроме того, более 50% руководителей собственного дела -бывшие «троечники» [4].

Исследователи творчества гениев утверждают, что они часто были плохими учениками и студентами [5]. В процессе обучения невысокую успеваемость практически по всем предметам демонстрировали самые знаменитые ученые, философы, писатели, поэты, музыканты, полководцы, политические деятели и изобретатели. Очень плохо учились такие известные люди, как Вольтер, Отто фон Бисмарк, Наполеон, Людвиг ван Бетховен, Александр Дюма-отец, Владимир Маяковский.

Сергей Королев, под руководством которого были созданы баллистические и геофизические ракеты, первые спутники и космические корабли «Восток» и «Восход», был круглым троечником. Александр Пушкин очень слабо успевал в лицее, а на вручении диплома оказался на предпоследнем месте по успеваемости. Антон Чехов два раза оставался в гимназии на второй год.

Изобретатель Томас Эдисон вообще посещал школу всего лишь два месяца. На уроках он рассеянно смотрел по сторонам и часто даже не мог ответить учителю, чем класс занимается на уроке. За это педагог награждал Томаса подзатыльниками и

высмеивал перед детьми. После того как его мать услышала, что учитель назвал ее сына «безмозглым тупицей», она решила обучать ребенка самостоятельно [6].

Анализ биографий «гениальных троечников» позволяет сделать вывод, что с большой вероятностью среди студентов, демонстрирующих низкую успеваемость, есть личности, которые в процессе обучения в вузе, в силу определенных причин не в полной мере раскрывают свой интеллектуальный и творческий потенциал.

По мнению авторитетного специалиста в области стратегического менеджмента О. С. Виханс-кого «бизнес всегда неправилен, для него не годится логическое мышление, его основной принцип -делай по-другому» [7, с. 78]

О. С. Виханский следующим образом формулирует правила взаимодействия для тех студентов, которые готовятся к роли элитного менеджера: «Мы будем решать задачи по принципу: пойди туда, не знаю, куда, принеси то, не знаю, что. И если вы научитесь их решать, то добьетесь успеха в бизнесе, в противном случае будете посредственностями» [7, с. 78].

О. С. Виханский также считает, что без мотивации достижения невозможно развитие личности. У студента, постоянно слушающего лекции и решающего множество задач, которые до него решали много-много раз, пропадает желание творить. Перед студентами необходимо ставить новые интересные задачи, создавать условия для творчества. Без достижений, даже небольших, пропадает желание идти вперед [7, с. 78].

Нами был проведен выборочный опрос слабоуспевающих студентов в количестве 60 человек 1-4 курса, специальностей «Юриспруденция» и «Менеджмент» ДВФУ. Анализ результатов опроса показал, что подавляющее большинство слабоуспевающих студентов, на наш взгляд, все таки имеет мотивацию к учебе. Об этом свидетельствует выбор 83 % опрошенных студентов в качестве причин, побуждающих учиться: желание получать новые знания, необходимость получения профессии, стремление к саморазвитию, самосовершенствованию. Эти студенты утверждали, что с большим желанием посещают именно те учебные занятия, которые проводятся в живой, интересной, нестандартной форме с привязкой к реалиям современной профессионально-управленческой деятельности.

Кроме того, они отмечали, что именно по этим предметам они имеют более высокие оценки.

Результаты данного опроса вступают в противоречие со сложившимся мнением в преподавательской среде, что слабоуспевающие студенты имеют низкую мотивацию к учебе. Кроме того, преподаватели считают, что повышение успеваемости «нерадивых» студентов в большей степени зависит от административных мер воздействия, чем от педагогического воздействия в рамках учебных

занятий. Это говорит о том, что преподаватели недооценивают педагогические ресурсы и средства и переоценивают значимость административных мер воздействия.

На наш взгляд, при проведении учебных занятий надо не только «транслировать» студентам лекции и проводить формализованные опросы во время практических занятий, но и активно включать студентов в творческую деятельность путем создания различных инновационных научно- и учебно-исследовательских кружков и клубов. Это позволит не только оказывать влияние на повышение уровня учебной мотивации студентов, в том числе с низкой успеваемостью, но и создать предпосылки для роста числа студентов с высокой успеваемостью. Современный инновационный педагогический процесс выдвигает новые требования и к педагогу высшей школы, который должен обладать профессиональным уровнем педагогического мастерства, постоянно саморазвиваясь, совершенствуя педагогическую технику, овладевая нестан-

дартными коммуникативными навыками и навыками менеджмента, активно используя новейшие технологии при трансляции знаний, учитывая личностные характеристики обучаемых и применяя индивидуальный подход.

ЛИТЕРАТУРА

1. Педагогика и психология высшей школы /под. ред. М. В.

Булановой-Топорковой: учебное пособие. Ростов

н/Д:Феникс, 2002. 544 с.

2. Афанасенкова Е. Л. Мотивы учения и их изменение в процессе обучения студентов вуза: дис... канд. психол. н.: М., 2005. 265 с.

3. Петровский В. А. Личность: феномен субъектности. Ростов н/Д., 1993. 67 с.

4. Головин А. Почему троечники успешнее отличников. URL: /http://chel.mk.ru/article/2011/12/02/649066-pochemu-troechniki-uspeshnee-otlichnikov.html

5. 10 фактов о великих «двоечниках». URL: /

http://morgunof.livejournal.com/60971. html

6. Миллионер Томас Эдисон - самый удачливый изобретатель человечества / URL: http://www.begin.ru/-main/news_ and_articles/articles / 3872

7. Виханский О.С. Элитный управленец для науки и бизнеса: кто он? // Знание - сила. 2004. №1. С. 77-79.

Поступила в редакцию 29.05.2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.