УДК 37.015.03
В.В. Неволина
СПОСОБНОСТЬ К ЭМОЦИОНАЛЬНОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ: СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
В статье дается обзор подходов к изучению особенностей взаимодействия. Представлен теоретический анализ структурных компонентов эмоционального взаимодействия. На основе исследования учащихся младшего школьного возраста выявлены психолого-педагогические условия развития способности к эмоциональному взаимодействию.
Взаимодействие является одной из базисных философских, онтологических категорий. Любое явление, объект, состояние может быть познано в связи и отношениями с другими, т.к. все в мире взаимосвязано и взаимообусловлено. Во многих отечественных исследованиях проблема взаимодействия связана с проблемами общения, взаимоотношений (Б.Г. Ананьев, Г.М. Андреева, Л.С. Выготский, В.Н. Мясищев, А.А. Бодалев, Б.Ф. Ломов, H.H. Обозов, Я.Л. Коломинский, А.В. Петровский).
Анализ научных работ показал, что взаимодействие рассматривается: как процесс взаимного отражения, влияния и воздействия (Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн), как единица совместной деятельности (К.А. Абдульханова-Славская, H.H. Обозов и др.).
В цикле исследований, проведенных под руководством А.А.Бодалева, предметом исследования межличностных отношений являются представления о другом (о его социальных и личностных качествах), возникающие в результате межличностного восприятия и познания. Необходимым условием взаимодействия между людьми является непрерывное получение информации каждым из его участников о различных сторонах и компонентах процесса взаимодействия [3].
Для В.Н. Мясищева [13] отношение — целостная система индивидуальных избирательных сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности. Система отношений определяет характер переживаний личности, особенности ее восприятия, поведенческих реакций.
Область проявления и формирования отношений ребенка с миром — это область общения и взаимодействия; по словам А.Н. Леонтьева — «общение есть актуализация отношений» [11].
Я.Л. Коломинский рассматривает понятие «личные взаимоотношения» как «субъективно-значимое эмоционально-когнитивное личностное отражение человека человеком» [10].
По мнению Н.Н. Обозова, межличностное взаимодействие включает в себя взаимопонимание, взаимовлияние, взаимные действия, взаимоотношение, межличностное общение. Взаимное понимание невозможно без сформированности таких свойств личности как эмоциональная восприимчивость, чуткость, способность откликаться на переживания другого [14].
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что в структуре межличностного взаимодействия исследователи выделяют три основных компонента: А.А. Бодалев выделяет практический, аффективный, гностический [3]; Б.Ф. Ломов — регулятивный, аффективный, информационный [12]; Я.Л. Коломинский [10], H.H. Обозов [14] — поведенческий, аффективный, когнитивный. Обзор данных исследований показал, что во всех указанных структурах взаимодействия присутствует эмоциональный компонент.
Аффективный компонент межличностного взаимодействия — это субъективное переживание отношения к другой личности. Этот процесс В.К. Вилюнас опреде-
ляет как эмоциональное взаимодействие — специфическая форма эмоционального контакта между людьми, предполагающего возникновение эмоционального переживания, предметом которого служит другое эмоциональное переживание [5].
Эмоциональное взаимодействие рассматривается нами как целостный процесс, состоящий из двух компонентов: импрессивного (восприятие и понимание другого) и эмпатического отклика как аффективного понимания эмоционального состояния другого.
Восприятие и понимание эмоциональных состояний другого человека имеет большое значение для создания целостной картины эмоционального взаимодействия. Познание и взаимное воздействие людей друг на друга — обязательный элемент любой совместной деятельности. Изучению особенностей восприятия человеком лиц других людей и дифференциации их выражений посвящены исследования К. Изард (1980), В.А. Лабунс-кой (1988), К.Д. Шафранской (1981) и др.
А.А. Бодалев [3], Т.П. Гаврилова [6] подчеркивают значительную роль в понимании эмоционального состояния другого человека опыта общения и взаимодействия, характера ситуации, индивидуально-типических особенностей.
В межличностных отношениях необходимым условием является распознавание состояния, переживаемого другим. Hа основе восприятия и понимания эмоционального состояния другого человека возникает эмоциональный отклик. Изучению эмпатического отклика посвящены исследования В.В. Абраменковой, Л.П. Выговской, Т.П. Гавриловой, Л.В. Маликова, В.С. Мухиной, Л.П. Стрелковой, П.М. Якобсона и другие.
Т.П. Гаврилова определяет понятие «эмпатический отклик» как специфическую способность человека эмоционально отзываться на переживания другого [6]. Эмпатия (от греч. empatheia — «сопереживайте») — постижение эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания и сочувствия.
Психологические исследования В.В. Абраменковой [1], Т.П. Гавриловой [6], Л.П. Стрелковой [15] показывают, что эмпатия составляет ядро коммуникации, способствует сбалансированности межличностных отношений, делает поведение человека социально обусловленным.
Исследователи Е.И. Изотова (1994), Е.В. Hикифоро-ва (1998), Л.П. Стрелкова (1987), В.Ю. Юсупов (1993) и др. выделяют различные формы протекания эмпатий-ных переживаний, фазы развития эмоциональной (эмпа-тической) регуляции: сопереживание, сочувствие, содействие. В отечественной психологии данные формы социальных переживаний трактуются в следующих значениях.
Сопереживание — переживание субъектом тех же эмоциональных состояний, которые испытывает другой человек, через отождествление с ним.
Сочувствие — переживание собственных эмоциональных состояний по поводу чувств другого человека.
Сочувствие, в отличие от сопереживания, — осознанная, обобщенная форма переживания, включающая нравственное знание и осмысление собственного опыта.
Содействие — стремление оказать действенную помощь.
Исследователями (Я.З. ^верович, Л.П. Стрелковой и др.) доказано единство и однонаправленность (от сопереживания к сочувствию) данных процессов как звеньев единой эмпатической цепи, в дальнейшем ведущей к содействию.
^ основе анализа теоретических подходов, содержание понятия «способность к эмоциональному взаимодействию» определяется нами как сложное личностное образование, включающее эмоциональное восприятие и понимание партнера по взаимодействию, эмпатический отклик и способность к эмоциональной децентрации.
Фактором развития способности к эмоциональному взаимодействию является такое взаимоотношение, которое позволяет воспринимать другого, учитывать интересы, мотивы партнера; существенная роль принадлежит эмпатии и эмоциональной децентрации.
Hа основе исследования учащихся младшего школьного возраста нами выявлены условия развития способности к эмоциональному взаимодействию:
- условия, связанные с развитием способности воспринимать и понимать эмоциональные состояния другого (А.А. Бодалев, К. Изард, Г.А. Ковалев). От того, как люди отражают и интерпретируют облик и поведение и оценивают друг друга, во многом зависят характер их взаимодействия и результаты, к которым они приходят в совместной деятельности. Развитие личности ребенка, процесс ее социализации совершается в результате постоянного общения. Общаясь с другими людьми, дети учатся дифференцировать оттенки экспрессивного поведения и по ним «читать» переживаемое человеком состояние. Об этом свидетельствуют проявление детьми сочувствия, страха, радости и иных переживаний в соответствии с экспрессивной картиной поведения близкого им человека.
- Условия, связанные с развитием эмпатического отклика — развитие способности к сопереживанию, сочувствию, содействию (В.В. Абраменкова, Т.П. Гаврилова, Я.З. Шверович, Л.П. Стрелкова). Исследования показывают, что роль эмпатии во взаимоотношениях настолько велика, что о ней можно говорить, как о центральном механизме взаимопонимания и совместности взаимодействия. Сопереживая, ребенок проходит школу эмпатического взаимодействия с другими людьми.
- Условия, связанные с развитием способности к эмоциональной децентрации (В.В. Абраменкова, Г.М. Бреслав, Т.П. Гаврилова, А.В. Запорожец). Децент-рация — это механизм преодоления эгоцентризма личности. Эмоциональная децентрация — общий механизм способности встать на позицию другого, понять и учесть его точку зрения. Эмоциональная децентрация позволяет ребенку установить перспективу во взаимоотношениях между людьми и переходить от непосредственного восприятия к тому, что он не видит и что подразумевается. Опыт пребывания в разных отношениях внутри целостного группового взаимодействия дает ребенку средство к децентрации — к различению объекта и своей точки зрения на объект.
- Условия, связанные с организацией взаимоотношений и общения младших школьников (В.В. Абраменкова, Я.Л. Коломинский, А.А. Люблинская). К этим условиям можно отнести процедуры, связанные с организацией взаимодействия младших школьников со сверстниками: различные формы сотрудничества, групповые формы работы на уроках и во внеурочное время, диалоговые формы обучения.
- Условия, связанные с педагогической деятельностью и профессиональными качествами учителя (А.К. Маркова, Г.А. Цукерман). Особая роль принадлежит учителю, который поддерживает развитие внутренних сил ребенка, предоставляет ему возможности выбора и принятия ответственности за свои действия. Именно от учителя в значительной степени зависит воспитание мотивированной, инициированной и самостоятельной личности учащегося.
Библиографический список
1 .Абраменкова, В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре / В.В.Абраменкова. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000.— 416 с.
2.Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды: В 2 т. / Б.Г.Ананьев. — М.: Педагогика, 1980. — Т.2— 287 с.
3.Бодалев, А.А. Восприятие человека человеком / А.А. Бодалев. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1965. — 123 с.
4.Бреслав, Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения / Г.М. Бреслав. М.: Педагогика, 1990. — 140 с.
5.Вилюнас, В.К. Психология эмоциональных явлений / В.К. Вилюнас. М.: Изд-во МГУ, 1976. — 142 с.
6.Гаврилова Т.П. Эмпатия и ее особенности у детей младшего и среднего школьного возраста / Т.П. Гаврилова. М., 1977. — 178 с.
7.Изард, К.Е. Эмоции человека / пер. с англ. / К.Е. Изард. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1980. — 439 с.
8.Изотова Е.И., Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика.— М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 288 с.
9.Ковалев Г.А. Психическое развитие ребенка и жизненная среда // Вопросы психологии. — М., 1993. — №1. — С.13 — 23.
10.Коломинский, Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. 2-е изд., доп. / Я.Л. Коломинский. Мн.: Тетра Системс, 2000. — 432 с.
11 .Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики. 4-е изд-е / А.Н. Леонтьев. М.: Изд-во МГУ, 1981. — 584 с.
12.Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б.Ф. Ломов. М.: Наука, 1984. — 444 с.
13.Мясищев, В.Н. Психология отношений / В.Н. Мясищев. М., 1995. — 156 с.
14.Обозов, Н.Н. Психология межличностного взаимодействия / Н.Н. Обозов. — Л., 1979.
15.Стрелкова, Л.П. Психологические особенности развития эмпатии у дошкольника / Л.П.Стрелкова. М., 1987.— 218 с.
16.Якобсон, П.М. Эмоциональная жизнь школьника: психологический очерк / П.М. Якобсон. М., 1966. — 291 с.
Статья поступила в редколлегию
27.03.07