ДИСКУССИЯ 4
журнал научных публикаций Ц
В.В. Неволина, канд. психол. наук, доцент,
кафедра общей психологии,
Оренбургский государственный медицинский
университет,
г. Оренбург, Россия,
nevolina-v@yandex.ru
СПОСОБНОСТЬ К ЭМОЦИОНАЛЬНОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА
В статье рассматриваются теоретико-методологические основы исследования способности к эмоциональному взаимодействию как специфической форме субъективного переживания отношения к другой личности. Представлен теоретический анализ структурных компонентов эмоционального взаимодействия. Основное внимание автор работы уделяет изучению способности к эмоциональному взаимодействию студентов медицинского вуза, подчеркивая, что ориентация на принятие партнера по общению является необходимой тенденцией в профессии медицинского работника. В работе описаны результаты исследования структурных компонентов способности к эмоциональному взаимодействию студентов Оренбургского государственного медицинского университета, включающего изучение перцептивно-когнитивного (восприятия и понимания эмоционального состояния другого человека) и аффективно-регулятивного (эмпатического отклика в форме сопереживания, сочувствия, содействия) компонентов. В целом результаты исследования свидетельствуют, что студенты медицинского вуза ориентированы на межличностное взаимодействие и установление непосредственных контактов с окружающими, на организацию терпимых отношений с партнерами по общению не только в личной, но и профессиональной сфере. В качестве психолого-педагогических условий, способствующих развитию способности к эмоциональному взаимодействию, автор выделяет обогащение знаний студентов по данной проблематике на лекциях, семинарах, внеаудиторной самостоятельной работе, использование интерактивных технологий обучения; вовлечение студентов в совместную социальную деятельность в социокультурной среде вуза, — всё это будет способствовать усвоению нравственных норм и эталонов поведения эмоциональной вовлеченности с партнерами по общению.
Ключевые слова: эмоциональное взаимодействие, способность к пониманию, сопереживанию и сочувствию, перцептивно-когнитивный и аффективно-регулятивный уровень взаимодействия, межличностное общение, эмпатия, терпимость.
Развитие способности к эмоциональному взаимодействию студентов вызывает интерес исследователей, педагогов, психологов, что обусловлено ростом социальных ожиданий по отношению к образовательным учреждениям. Важнейшим для рассмотрения аспектом данной проблемы является целенаправленное формирование культуры взаимоотношений всех участников образовательного процесса, выявление механизмов и личностных ресурсов при организации взаимодействия. Повседневное общение студентов в социокультурной
среде вуза позволяет говорить о значении развития способности к эмоциональному взаимодействию для их профессионального и личностного становления. В этих условиях исследование проблемы способности к эмоциональному взаимодействию у студентов является важным для поддержания здоровой атмосферы в социокультурной среде образовательного учреждения.
Во многих отечественных исследованиях проблема взаимодействия связана с вопросами общения и взаимоотношений. Взаимодействие рассматривается как про-
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
цесс взаимного отражения, влияния и воздействия (Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн), как единица совместной деятельности (К.А. Абдульханова-Славская, Н.Н. Обозов). Во взаимоотношения всегда включены эмоциональные отношения, которые представляют собой целостную систему связей личности с различными сторонами объективной действительности1.
Аффективный компонент межличностного взаимодействия — это субъективное переживание отношения к другой личности2. Данный процесс определяется как эмоциональное взаимодействие — специфическая форма эмоционального контакта людей, которая влечет за собой проявление эмоционального переживания в ответ на другое эмоциональное переживание.
В целом эмоциональное явление всегда представляет собой двуединство: с одной стороны, некоторого отражаемого содержания, с другой — собственно эмоционального переживания, то есть той специфической окраски, с которой данное содержание отражается субъектом3. Следовательно, в структуру эмоционального взаимодействия включены два основных элемента: восприятие и понимание эмоциональных состояний партнера (перцептивно-когнитивный) и сопереживание, сочувствие и содействие другому (аффективно-регулятивный).
Способность к эмоциональному взаимодействию представляет собой сложное личностное образование, комплекс особенностей личности, опосредующих межличностные отношения, в единстве перцептивно-когнитивного и аффективно-регулятивного компонентов4. Показателями перцептивно-когнитивного компонента являются точность опознания и адекватное отражение эмоциональных состояний другого; понимание и объяснение причин возникновения эмоциональных состояний; диапазон характеристик эмоциональных состояний; развитие экспрессивной способности, понимание как своих, так и чужих чувств.
Показателями аффективно-регулятивного компонента являются понимание и переживание по поводу чувств другого человека; потребность в благополучии другого; стремление оказать помощь; наличие эмоциональной децентрации; выраженность сопереживания, сочувствия, содействия; эмоциональная идентификация; инициативность и активность в построении взаимодействия и интерес к окружающим людям5.
В исследовании структурных компонентов способности к эмоциональному взаимодействию приняли участие 500 студентов Оренбургского государственного медицинского университета 1-2-го курсов лечебного, педиатрического, фармацевтического, стоматологического и факультета клинической психологии.
Перцептивно-когнитивный компонент эмоционального взаимодействия диагностировался при помощи таких методик, как «Диагностика мотивационных ориентаций в межличностных коммуникациях» (И.Д. Ладанов, В.А. Уразаева); «Исследование коммуникативных характерологических тенденций» (Т. Лири); «Диагностика коммуникативной толерантности» (В.В. Бойко); «Диагностика коммуникативной социальной компетентности» (Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов); диагностика перцептивно-интерактивной компетентности (Н.П. Фетискин); аффективно-регулятивный компонент — с помощью следующих методик: «Диагностика уровня эмпатийных способностей» (В.В. Бойко); «Диагностика эмоционального интеллекта» (Н. Холл); «Эмоциональная направленность» (Б.И. Додонов); «Агрессивность межличностных отношений» (А. Ассингер).
Результаты исследования перцептивно-когнитивного компонента способности к эмоциональному взаимодействию студентов университета показали, что молодые люди в целом ориентированы на восприятие и понимание партнера по общению
Для 56% студентов характерен средний уровень развития общей коммуникативной толерантности. Это свидетельствует о том, что испытуемые в целом способны терпимо относиться к партнерам
по общению как в личной, так и профессиональной сфере, в различных ситуациях общения, но под влиянием некоторых внешних и внутренних факторов могут проявлять к ним интолерантность.
ДИСКУССИЯ 4
журнал научных публикаций Ц
(у 43% студентов ориентация на высоком уровне, у 37% на среднем). В процессе межличностного взаимодействия они стремятся принимать партнера по общению таким, какой он есть. Для 31% опрошенных студентов характерно проявлять уважение к личности партнера по коммуникации, принимать его индивидуальность и своеобразие, учитывать интересы и принимать намерения другого человека. Ориентация на достижение компромисса имеет средний уровень выраженности у 68% студентов. Это означает проявление сдержанности в конфликтных ситуациях, склонность учитывать точку зрения собеседника, проявлять внимание к его интересам. У 53% студентов общая гармоничность мотивационных тенденций в межличностных отношениях находится на среднем уровне выраженности. Данные результаты, на наш взгляд, демонстрируют положительную тенденцию, так как в своей профессиональной деятельности будущий врач должен стремиться рассматривать партнера по общению как личность и индивидуальность и принимать его таким, какой он есть, с его достоинствами и недостатками.
Результаты исследования коммуникативных характерологических тенденций по методике Т. Лири, показали, что для студентов характерны сотрудничество и дружелюбие в отношении к другим людям, доброжела-
Сложности в умении понять другого на основе сопереживания препятствуют формированию про фессиональной компетентности и требуют коррекции в процессе обучения.
тельность, внимательность и готовность к взаимопомощи. Отметим, что для 56% студентов характерен средний уровень развития общей коммуникативной толерантности. Это свидетельствует о том, что испытуемые в целом способны терпимо относиться к партнерам по общению как в личной, так и профессиональной сфере, в различных ситуациях общения, но под влиянием некоторых внешних и внутренних факторов могут проявлять к ним интолерантность (нетерпимость).
Наиболее выраженными в структуре коммуникативной социальной компетентности оказались такие качества, как общительность, чувствительность и логическое мышление.
В результате изучения аффективно-регулятивного компонента способности к эмоциональному взаимодействию, было выявлено, что у студентов преобладает средний и заниженный уровень развития эмпатии (54 и 33% опрошенных соответственно). Наименее развит у студентов интуитивный канал эмпа-тии, то есть способность предвидеть поведение партнеров, действовать в условиях дефицита ис-= ходной информации о них, опираясь на опыт, хранящийся в подсознании. Данное эмпатийное качество требует развития до более высокого уровня, поскольку оно является необходимым в про-
т
дискуссия
журнал научных публикаций
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
фессиональной деятельности специалиста-медика. Идентификация, как непременное условие успешной эмпатии, также имеет заниженные показатели. Поэтому сложности в умении понять другого на основе сопереживания препятствуют формированию профессиональной компетентности и требуют коррекции в процессе обучения.
Преобладание заниженных показателей отмечается и в уровне развития проникающей способности в эмпатии, расценивающейся как важное коммуникативное свойство человека. Ее низкий уровень обусловливает сложности в создании атмосферы, способствующей доверительному общению.
Рациональный канал эмпатии также недостаточно развит. Он характеризует направленность внимания, восприятия и мышления на состояние, проблемы и поведение другого человека и способствует возможности эмоционального и интуитивного отражения партнера, поэтому важно обеспечить его развитие.
На среднем уровне развит эмоциональный канал эмпатии (способность сопереживать, сочувствовать). Испытуемых отличает средний уровень эмоциональной отзывчивости, являющейся средством понимания внутреннего мира другого человека, прогнозирования поведения и воздействия на него. Однако выше среднего уровня выражены установки, способствующие эмпатии. Это свидетельствует о потенциальной возможности более эффективного функционирования и развития всех эмпатийных качеств студентов.
Поэтому в качестве психолого-педагогических условий, способствующих развитию способности студентов к эмоциональному взаимодействию, можно отметить обогащение знаний студентов по данной проблематике на лекциях, семинарах, внеаудиторной самостоятельной работе по таким дисциплинам, как «Философия», «Педагогика», «Профессиональная этика», «Психология», «Человек и культура», использование на занятиях различных интерактивных форм и технологий
Вовлечение студентов в учебные
и внеучебные мероприятия, совместную социальную деятельность в социокультурной среде университета способствует усвоению нравственных норм и эталонов поведения, эмоциональной вовлеченности при взаимодействии с партнерами по общению.
обучения (прежде всего это диалог, дебаты, деловые игры, тренинги). Кроме того, вовлечение студентов в учебные и внеучебные мероприятия, совместную социальную деятельность в социокультурной среде университета (фестивали, конференции, волонтерская деятельность, участие в деятельности студенческих общественных организаций, помощь в адаптации первокурсников и т. п.) также способствует усвоению нравственных норм и эталонов поведения, эмоциональной вовлеченности при взаимодействии с партнерами по общению6.
В заключение хотелось бы подчеркнуть — результаты исследования в целом свидетельствуют о том, что студенты медицинского университета ориентированы на межличностное взаимодействие, в процессе общения склонны проявлять легкость, открытость, эмоциональность и чувствительность. Для них не характерна склонность к асоциальному поведению, к пренебрежению моральными и этическими ценностями, принятыми общественными нормами, правилами поведения и традициями, установившимися в социокультурной среде ОрГМУ. Выявленные особенности способности к эмоциональному взаимодействию характеризуются средним уровнем развития коммуникативной толерантности студентов, но, тем не менее, проявляются в стремлении активно участвовать в общении. Имея высокую самомотивацию к развитию способности эмоционального взаимодействия, студенты медицинского университета настроены на установление терпимых отношений с партнерами по общению не только в личной, но и в профессиональной сфере.
Литература
1. Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений. Киев: Лыбидь, 1990. 192 с.
2. Вилюнас В.К. Психология эмоций. СПб.: Питер, 2008. 496 с.
3. Мясищев В.Н. Психология отношений. М., 1995. 156 с.
4. Неволина В.В. Способность к эмоциональному взаимодействию: сущность, структурная организа-
дискуссия t
журнал научных публикаций «
ция // Мир науки и культуры образования. Международный научный журнал. 2007. № 2(5). С. 93—94. 5. Изард К. Психология эмоций. СПб.: Питер, 2007. 464 с.
6. Паина Л.И., Неволина В.В. Значение развития коммуникативной толерантности у студентов в социокультурной среде медицинского вуза // Дискуссия. 2015. № 1(53). С. 132-136.
STUDENTS' ABILITY TO EMOTIONAL INTERRELATION IN MEDICAL UNIVERSITY
V. V. Nevolina, Candidate of psychology, Docent, the department of common psychology,
Orenburg State Medical University, Orenburg, Russia, nevolina-v@yandex.ru
This article considers the study's theoretical and methodological basics to emotional interrelations as a specific form of subject feeling to other personality. There is a theoretical analysis of emotional interrelation's structural components. The author focuses on studying of ability to emotional interrelations of medical students, and it is underlined that orientation to taking a partner according to one's communication is a necessary tendency in the profession of medic. The paper describes the results of structural components' investigation of ability to emotional interrelations of Orenburg State Medical University's students, including a study of perceptive-cognitive (perception and understanding of other man's emotional state) and affect-regulative (empathic response in the form of empathy, sympathy and assistance) components. In general the results show that the medical students are oriented to interpersonal relations and setting personal contacts with people around, to organization of tolerant relations with partners in personal and professional sphere. As psycho-pedagogical conditions which promote development of emotional interrelation ability, the author separates out: students' knowledge enrichment by means of lectures, seminars, extracurricular work, application of interactive technologies, involving students into mutual social activity in socio-cultural environment of university; all these factors will promote moral norms and models of behavior of emotional involvement with communication partners.
Key words: emotional interaction, understanding, empathy and compassion, perceptual-cognitive and affective-regulatory level of interaction, interpersonal communication, empathy, tolerance.
References
1. Obozov N.N. Psikhologiia mezhlichnostnykh otnoshenii [The psychology of interpersonal relations]. Kiev, Lybid' Publ., 1990. 192 p.
2. Viliunas V.K. Psikhologiia emotsii [Psychology of emotions]. St. Petersburg, Piter Publ., 2008. 496 p.
3. Miasishchev V.N. Psikhologiia otnoshenii [Psychology of relationships]. Moscow, 1995. 156 p.
4. Nevolina V.V. Sposobnost' k emotsional'nomu vzaimodeistviiu: sushchnost', strukturnaia organizatsiia [The capacity for emotional engagement: content, structural organization]. Mir nauki i kul'tury obrazovaniia.
Mezhdunarodnyi nauchnyi zhurnal — The world of science and culture education. International scientific journal, 2007, no. 2(5), pp. 93-95.
5. Izard K. Psikhologiia emotsii [Psychology of emotions]. St. Petersburg, Piter Publ., 2007. 464 p.
6. Paina L.I., Nevolina V.V. Znachenie razvitiia kom-munikativnoi tolerantnosti u studentov v sotsiokul'turnoi srede meditsinskogo vuza [The importance of the development of communicative tolerance among students in socio-cultural environment of medical school]. Dis-kussiia — Discussion, 2015, no. 1 (53). pp. 132-136.