ЛЕСОИНЖЕНЕРНОЕ ДЕЛО
Последующие сорокачасовые испытания дизелей на масле М-10ДМ также показали, что детали ЦПГ и КШМ дизелей, обкатанных на масле М-10ДМ с ПИАФ составом, имеют меньшие износы в сравнении с деталями дизелей, обкатанных на чистом масле М-10ДМ: 1- поршневые кольца на 19 %; 2- гильзы цилиндров на 20 %; 3- шатунные шейки коленчатого вала в 2,3 раза; 4 - шатунные вкладыши в 1,9 раза.
Суммарный приработочный износ деталей за время стендовой обкатки и сорокачасовых испытаний дизелей, обкатанных на масле М-10ДМ с ПИАФ составом, в сравнении с типовой обкаткой на масле М-10ДМ также меньше: 1- поршневые кольца на 14 %; 2- гильзы цилиндров на 22 %; 3- шатунные шейки коленчатого вала в 2,3 раза; 4- шатунные вкладыши в 1,7 раза.
Шероховатость гильз цилиндров, обкатанных на масле М-10ДМ, составила 0,035 мкм, а после сорокачасовых испытаний -0,033 мкм. После обкатки на масле М-10ДМ с ПИАФ составом - 0,031 мкм и 0,027 мкм соответственно. Также следует отметить более стабильную шероховатость и отсутствие нати-ров на гильзах, обкатанных на масле М-10ДМ с ПИАФ составом. Площадь приработки шатунных вкладышей, обкатанных на масле М-10ДМ с ПИАФ составом, составила 89 %, что на 31 % больше по сравнению с типовой обкаткой.
Обкатка дизелей Д-180.111-4 на масле М-10ДМ с ПИАФ составом позволяет сократить время заводской обкатки в 1,83 раза.
Библиографический список
1. Погодаев, Л.И. Влияние присадок к смазочным маслам на износостойкость трибосопряжений / Л.И. Погодаев, Е. Нахимович, В.Н. Кузьмин // Проблемы машиностроения и надежности машин.
- 2002. - № 4. - С. 63-74.
2. Носихин, П.И. Повышение качества и ускорение обкатки отремонтированных дизелей на основе современных достижений трибологии: дис. ... докт. техн. наук / Носихин П. И. - Москва, 1997.
- 448 с.
3. Ерохин, М.Н. Принципы повышения надежности и эффективности эксплуатации сельскохозяйственной техники: дис. ... докт. техн. наук / Ерохин М. Н. - М., 1994. -346 с.
4. Кравцов, В. И. Методы снижения трения и износа деталей машин / В.И. Кравцов // Машиностроит. пр-во. Прогрессивные технол. процессы в маши-ностр.: Обзор, информ. - М.: ВНИИТЭМР. 1990.
- 44 с.
5. Ресурсосбережение при технической эксплуатации сельскохозяйственной техники. - М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2001. - Ч. 1. - 360 с.
6. Ресурсосбережение при технической эксплуатации сельскохозяйственной техники. - М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2001. - Ч. 2. - 420 с.
7. Корогодский, М.В. Влияние высокодисперсных частиц в масле на приработку пар трения / М.В. Корогодский // Теория смазочного действия и новые материалы. - М.: Наука, 1965.
8. Гаркунов, Д.Н. Триботехника / Д.Н. Гаркунов.
- М.: Машиностроение, 1985. - 424 с.
9. Бортник, Г.И. Исследование влияния микроабразива на эффект избирательного переноса при трении: автореф. дисс. ... канд. техн. наук / Г.И. Бортник. - Минск, 1975. - 23 с.
10. Стрельцов, В.В. Ресурсосберегающая ускоренная обкатка отремонтированных двигателей / В.В. Стрельцов, В.Н. Попов, В.Ф. Карпенков.
- М.: Колос, 1995. - 175 с.
СПОСОБ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ РУКАВОВ ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ
П.Ю. ЛОЩЕНОВ, асп. каф. транспорно-технологических машин МарГТУ
Гидравлические приводы машин представляют собой сложные гидромеханические системы, имеющие, как правило, высокую функциональную значимость для обеспечения работоспособности машины в целом.
Обеспечение надежности гидравлических приводов при эксплуатации связано
с технической диагностикой, целью которой является обнаружение отказов и неисправностей на ранних стадиях их развития. Структура технической диагностики включает два взаимосвязанных направления: теорию распознавания и теорию контролеспособности.
ЛЕСНОИ ВЕСТНИК 3/2012
69
ЛЕСОИНЖЕНЕРНОЕ ДЕЛО
Теория распознавания используется для построения диагностических моделей объектов диагностирования, а также для разработки алгоритмов распознавания и правил принятия решения.
Теория контролеспособности включает разработку средств и методов получения диагностической информации, контроль технического состояния объекта и поиск неисправностей. Под контролеспособностью понимают свойство изделия обеспечивать достоверную оценку его технического состояния и обнаружение отказов и неисправностей. Контролепригодность обеспечивается конструкцией изделия и системой его технической диагностики.
В технической диагностике существуют два вида диагностирования: тестовое и функциональное.
При тестовом диагностировании на вход объекта диагностирования подаются специальные тестовые воздействия, и по реакции объекта на эти воздействия оценивается его техническое состояние. Тестовые воздействия могут подаваться на основные входы объекта диагностирования, т.е. на его
входы, используемые при применении объекта, на назначение и на дополнительные входы, организованные специально для диагностирования.
При функциональном диагностировании воздействия, поступающие на основные входы объекта, заданы его рабочим алгоритмом функционирования, поэтому они не могут выбираться, исходя из условий эффективности организации процесса диагностирования. Эти воздействия называют рабочими.
Техническое диагностирование выполняет три основные функции; получение информации о техническом состоянии гидравлического привода, обработка и анализ полученной информации и подготовка или принятие решения по объемам и срокам его технического обслуживания и ремонта [3].
Поэтому для определения технического состояния и остаточного ресурса рукавов высокого давления рассмотрим способ диагностирования рукавов высокого давления. Способ диагностирования рукавов высокого давления осуществляется с помощью специально разработанного стенда, состоя-
Рис. 1. Схема стенда для диагностирования рукавов высокого давления
70
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 3/2012
ЛЕСОИНЖЕНЕРНОЕ ДЕЛО
Рис. 2. Стенд для диагностирования рукавов высокого давления
Рис. 3. Тензометрическая аппаратура
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 3/2012
71
ЛЕСОИНЖЕНЕРНОЕ ДЕЛО
Рис. 4. Результат диагностирования нового РВД
Рис. 5. Результат диагностирования старого РВД
щего из гидробака 1, насоса 2, предохранительного клапана 3, манометра 4, запорных клапанов 5,6, блока управления запорными клапанами 7, рукава высокого давления 8, тензометрического датчика 9, усилителя сигналов 8УНЧ-7А 10, осциллографа 11 и дросселя 12.
Способ диагностирования рукавов высокого давления осуществляется следующим образом. Жидкость, подаваемая насосом 2 из гидробака 1 в рукав высокого давления 8, перекрывается специальными запорными клапанами 5,6, причем запорный клапан 6 срабатывает с опережением для того, чтобы в рукаве высокого давления 8 возникло давление, равное регулировке предохранительного клапана 3. После закрытия обоих запорных клапанов 5,6 с блока управления запорными клапанами 7 подается сигнал на запорный клапан 6, который резко открывается, давая рукаву высокого давления беспрепятственно вытолкнуть жидкость за счет упругих свойств материала. Усилие, с которым рукав высокого давления 8 выталкивает жидкость, замеряется тензометрическим датчиком 9 и записывается на осциллограф
11. По отклонению полученных параметров от эталонных значений судят о техническом состоянии и остаточном ресурсе рукава высокого давления 8.
На рис. 1 показана схема стенда для диагностирования рукавов высокого давления.
На рис. 2 показан разработанный стенд для диагностирования рукавов высокого давления.
Тензометрическая аппаратура, с помощью которой определялись диагностические параметры, показана рис. 3.
При открытии запорного клапана 6 происходит выталкивание жидкости за счет упругих свойств материала рукава высокого давления. Усилие, с которым рукав высокого давления выталкивает жидкость, определяется по величине повышения давления. Величина давления у новых РВД составляет4 МПа, а у рукавов высокого давления, имеющих предельное значение, при котором РВД выходит из строя, 1 МПа.
На рис. 4 показан результат диагностирования нового РВД (эталонное значение).
На рис. 5 показан результат диагностирования старого РВД (предельное значение). РВД с таким значением при установке на машину выйдет из строя через 50 моточасов.
Одним из главных направлений предвидения технического состояния машины является диагностирование параметров ее основных систем и узлов. Основная цель диагностирования - определение изменения технического состояния машины и предупреждение неисправности по изменению параметров систем и узлов [1].
Как показывает опыт эксплуатации гидроприводов лесных машин, ресурс и надежность их находятся на низком уровне. Актуальность проблемы повышения надежности лесных машин велика, а сама проблема многогранна, поэтому решение задач в рассматриваемой области, пригодных для прак-
72
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 3/2012