Научная статья на тему 'Спортивные праздники как средство социальной интеграции лиц с ограниченными возможностями'

Спортивные праздники как средство социальной интеграции лиц с ограниченными возможностями Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1709
186
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / ИНВАЛИД / СПОРТ / СПОРТИВНЫЙ ПРАЗДНИК / СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Котова Ольга Владимировна

В статье поднимается проблема социализации и социальной интеграции лиц с ограниченными возможностями. Физическая культура и спорт являются одним из наиболее действенных средств социализации инвалидов. Участие в спортивных соревнованиях, а тем более в спортивных праздниках как комплексных зрелищных мероприятиях способствует приобретению инвалидами иных социальных ролей и тем самым позволяет реализовать свои потребности в признании, самоутверждении, общении и т. д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article highlights the problem of socialisation and social integration of disabled persons. Physical culture and sports are among the most effective means of invalids socialisation. Participation in sports competitions and, moreover, in sports festivals as complex spectacular events helps the disabled to obtain other social roles and in this way enables them to realise their needs in recognition, self-assertion, communication, etc.

Текст научной работы на тему «Спортивные праздники как средство социальной интеграции лиц с ограниченными возможностями»

О. В. Котова

СПОРТИВНЫЕ ПРАЗДНИКИ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

Работа представлена кафедрой философии и социологии Курского института социального образования (филиал) Российского государственного социального университета.

Научный руководитель - доктор социологических наук, профессор Б. Д. Беспарточный

В статье поднимается проблема социализации и социальной интеграции лиц с ограниченными возможностями. Физическая культура и спорт являются одним из наиболее действенных средств социализации инвалидов. Участие в спортивных соревнованиях, а тем более в спортивных праздниках как комплексных зрелищных

81

мероприятиях способствует приобретению инвалидами иных социальных ролей и тем самым позволяет реализовать свои потребности в признании, самоутверждении, общении и т. д.

Ключевые слова: социализация, социальная интеграция, инвалид, спорт, спортивный праздник, социальная роль.

O. Kotova

SPORTS FESTIVALS AS A MEANS OF DISABLED PERSONS' SOCIAL

INTEGRATION

The article highlights the problem of socialisation and social integration of disabled persons. Physical culture and sports are among the most effective means of invalids ' socialisation. Participation in sports competitions and, moreover, in sports festivals as complex spectacular events helps the disabled to obtain other social roles and in this way enables them to realise their needs in recognition, self-assertion, communication, etc.

Key words: socialisation, social integration, invalid, disabled people, sport, sports festival, social role.

В современном мире спорт и физическая культура стали рассматриваться как подлинный, относительно самостоятельный социальный феномен, отражающий особенности конкретно-исторической среды, в которой они формируются.

Общественное внимание, проявляемое в настоящий момент к физической культуре и спорту во все мире, ХХ1Х летние Олимпийские игры и ХШ Паралимпий-ские игры в Пекине, успехи российского спорта в 2008 г. в массовых игровых видах и международном спортивном движении (признание г. Сочи в качестве столицы Олимпиады - 2014 г.) и т. д. свидетельствуют о том, что спорт и физическая культура действительно становятся значимым социокультурным компонентом современного общества в социальном, мировоззренческом, воспитательном, общекультурном, политическом и других аспектах.

В настоящее время подготовлено немало работ, в которых отмечается важная социализирующая роль спорта, что социализация и интеграция личности в спорте является объективным и естественным результатом функционирования личности в данной области деятельности.

Физическая культура и спорт вместе с тем являются действенным средством социализации, социальной интеграции и консолидации инвалидов. В процессе занятий физкультурой человек не только «социализируется», но и сам «образует мир», формирует и завоевывает «социальное пространство» -изначально самоопределяется, создает свое понимание мира, проектирует и строит собственную деятельность, социальное окружение [1, с. 4]. Сегодня в современном российском обществе по большому счету только начинает вырабатываться модель взаимодействия социума и лиц с ограниченными возможностями. Человеческая история знает по меньшей мере три основных типа социального взаимодействия инвалидов и общества:

1) маргинальный (как отвержения, так и, наоборот, «присвоения» особого статуса «наделенных особой печатью свыше» и т. п.);

2) патерналистский (государство берет на себя заботу о содержании инвалидов);

3) партнерский (государство создает условия, а инвалиды участвуют во всей общественной жизни наравне со всеми социальными слоями и группами).

В настоящее время Россия значительно уступает развитым странам в деле создания

Спортивные праздники как средство социальной интеграции лиц с ограниченными возможностями

равных условий для инвалидного (адаптивного) спорта как средства социализации, социальной интеграции и консолидации лиц с ограниченными возможностями.

Вместе с тем адаптивный спорт должен быть интегрирован в структуру современного общества, выполняя как ряд общекультурных социальных функций: воспитательная, образовательная, коммуникативная, интеграционная, нормативная, преобразовательная, ценностно-ориентационная, экономическая, так и ряд специфических: оздоровительная, восстановительная, рекреационная, общераз-вивающая и специальноразвивающая, паллиативная и др.

Адаптивный спорт является уникальным социальным феноменом развития, распространения и освоения культуры двигательной активности лиц с ограниченными физическими возможностями. Его основными отличительными от других социальных феноменов признаками является подготовка и осуществление специфической соревновательной деятельности. Спорт выступает как средство и форма выявления социального признания высших психических и духовных способностей индивида. Спортивная культура выступает здесь как составная часть общей культуры, объединяющая категории, закономерности, учреждения и блага, созданные для интенсивного использования физического упражнения в рамках соревновательной деятельности. Адаптивный спорт, бесспорно, выступает как доминирующая форма проявления адаптивной физической культуры и всей системы медико-социальной реабилитации инвалидов.

Адаптивный спорт имеет два направления: рекреационно-оздоровительный спорт и спорт высших достижений. Первое реализуется в школах на внеклассных занятиях и в секциях по избранному виду спорта, а также физкультурно-оздоровительных объединениях инвалидов.

Второе направление реализуется в спортивных клубах, государственных учреждени-

ях дополнительного образования, ДЮСШ, сборных командах по видам спорта в системе Специального Олимпийского, Паралимпий-ского движения и др.

Одной из самых распространенных форм участия лиц с ограниченными возможностями в физкультурно-оздоровительных мероприятиях и спортивных соревнованиях являются спортивные праздники. Спортивный праздник - это комплексное культурно-спортивное мероприятие, включающее в себя целый ряд действий согласно разработанному сценарию: парад участников и их представление, соревнования по определенным видам, активное участие болельщиков и зрителей, концертные и другие зрелищные выступления, награждения участников, выступления гостей и прочие досуговые действия.

Являясь по своей сути комплексным мероприятием, спортивный праздник, таким образом, служит и комплексным средством социализации, интеграции, консолидации, коммуникации, образования, воспитания, досуга и т. д. для лиц с ограниченными возможностями. Каждый из участников спортивных праздников достигает определенных целей, реализует в ходе мероприятий различные потребности: соревнующиеся - в признании, в лидерстве; болельщики - в общении, и все вместе - в консолидации друг с другом. Будучи окрашенным в «яркие тона», спортивный праздник также создает положительный эмоциональный фон для всех его участников. В течение праздника психика как бы «отдыхает» от мыслей об инвалидности. Через стимуляцию креативных процессов проясняются и жизненные смыслы, устраняется тревожащий фактор «ущербности».

Спортивные соревнования, как составляющая часть спортивного праздника, выполняют также целый комплекс социализирующих, консолидирующих и реабилитационных функций лиц. Если физическая реабилитация включает в себя восстановление в той или иной мере деятельности органов или же выработку со стороны других органов и систем,

то психологическая реабилитация предполагает волевую мобилизацию на готовность к социально значимой деятельности вообще.

Социальная роль инвалида, объединяя в себе функционально-целесообразные и культурно-вариативные черты, дает нам образцы ролевого поведения инвалида в системе социального взаимодействия с окружающими их людьми. Этот ролевой набор в целом сводится к роли постоянного подопечного, во многом зависимого, не имеющего права выбора во многих сферах собственной жизнедеятельности. Роль инвалида ограничена рамками подчинения, потребителя услуг, льгот и забот.

Посредством участия в спортивных праздниках, соревнуясь в составе спортивной команды, инвалиды-спортсмены приобретают иную социальную роль, приходят к пониманию своего места и значения, меры ответственности за риск или неуверенность.

Включение в сценарий спортивного праздника зрелищных элементов способствует поднятию эмоционального фона, на котором происходят процессы социальной интеграции лиц с ограниченными возможностями. Удовольствие от спортивных зрелищ возникает также вследствие соучастия в них зрителей, которых привлекает высокий уровень развития двигательных качеств, смелые и решительные действия участников, их высокие достижения.

Самоутверждение инвалидов и их общественное признание на уровне данной социальной группы, возникающее вследствие победы в спортивных соревнованиях, награждении и т. д., приобретение инвалидами-спортсменами нового статуса «спортсменов-победителей» способствуют социальной адаптации, социализации и в конечном счете интеграции лиц с ограниченными возможностями в конкретную социальную среду.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Евсеев С. П., Попов В. И. Физкультурное образование инвалидов как фактор социализации личности // Теория и практика физической культуры. 1998. № 1. С. 2-7.

2. Шоо М. Спортивные и подвижные игры для детей и подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата. М.: Издательский центр «Academia», 2003. 112 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.