132
УДК 378.172
А. С. Махов
ОРГАНИЗАЦИЯ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО КЛУБА ИНВАЛИДОВ КАК ФАКТОР АКТИВИЗАЦИИ ФИЗКУЛЬТУРНО-МАССОВОЙ И СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Cформулированы основные причины недостаточной вовлеченности лиц с ограниченными возможностями здоровья в занятия физической культурой и спортом. В качестве формы практического применения комплекса теоретических знаний предлагается создание спортивных клубов для инвалидов в вузах, реализующих подготовку специалистов по адаптивной физической культуре.
This article focuses on the main reasons for insufficient involvement of disabled people in physical training and sports. As a form of practical application of theoretical knowledge, the author suggests establishing sports clubs for the disabled on the basis of universities training specialists in adaptive physical training.
Ключевые слова: лица с ограниченными возможностями здоровья, организация спортивного клуба для инвалидов в вузе, физкультурно-массовая и спортивная деятельность.
Key words: disabled people, organization of sports club for the disabled at a university, mass physical and sports activities.
Количество инвалидов в Ивановской области и Российской Федерации в целом в последнее время значительно выросло. Связано это с рядом факторов: увеличением дорожно-транспортных происшествий, локализацией военных конфликтов на Кавказе, последствиями техногенных катастроф, террористических актов и т. д. Поэтому актуальность проблемы социальной адаптации инвалидов приобретает все большее значение. Особый интерес для лиц с ограниченными возможностями здоровья вызывают занятия физической культурой и спортом, в которых инвалиды могут самореализовываться и доказывать прежде всего самим себе, что являются такими же членами общества. Это подтверждают и мероприятия, проводимые на территории Ивановской области: фестиваль спорта среди инвалидов, традиционно проходящий в стенах Шуйского государственного педагогического университета, ежегодная Параспартакиада под патронажем губернатора Ивановской области М. А. Меня. Несмотря на это, имеющиеся программы и технологии организации физкультурно-оздоровительной работы, мероприятий культурно-спортивной деятельности с людьми с ограниченными возможностями здоровья сохраняют эпизодический характер [2].
В вузах Российской Федерации активно развивается специальность гуманитарного профиля «Физическая культура для лиц с отклонения-
Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2011. Вып. 11. С. 132 — 137.
ми в состоянии здоровья» (адаптивная физическая культура), специалисты которой имеют право профессиональной деятельности с такими людьми. В рамках развития этой специальности ежегодно начиная с 2003 г. проходит всероссийская универсиада студентов, где учащиеся, не имеющие ограничений в состоянии здоровья, соревнуются в паралимпийских видах спорта, интегрируя в дальнейшем приобретенный опыт на местах при организации и проведении праздников и фестивалей спорта среди инвалидов. Адаптивная физическая культура представляет собой значительно более емкий и широкий социальный феномен, основная цель которого — социализация или ресоциализация личности инвалида, поднятие уровня качества его жизни, наполнение ее новым содержанием, смыслом, эмоциями, чувствами, а не только лечение с помощью тех или иных физических упражнений или физиотерапевтических процедур [1]. Однако, несмотря на развернутую профессиональную подготовку в вузах, государственных и общественных учреждениях общего назначения, оказывающих дополнительные услуги в области физической культуры и спорта, все еще нет специалистов по адаптивной физической культуре, а значит, отсутствует возможность организованных рекреационных и спортивных занятий с лицами, имеющими отклонения в состоянии здоровья [2]. В связи с этим возникла потребность изучения данной проблемы и выявления путей решения, одним из которых может стать создание спортивных клубов инвалидов при вузах, готовящих профессиональных специалистов и бакалавров в области адаптивной физической культуры. В настоящее время проект создания спортивно-оздоровительного клуба инвалидов в вузе успешно реализуется в Шуйском государственном педагогическом университете. Организация клубной системы и проведение в ее рамках соревнований позволит решить следующие задачи:
1) предоставление условий непрерывных занятий физической культурой и спортом для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Следовательно, инвалиды смогут систематически заниматься физической культурой и спортом, что существенно ускорит их социальную адаптацию;
2) создание условий для студентов специальности и направлений подготовки бакалавриата и магистратуры «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья» (адаптивная физическая культура) прохождения непрерывной практики в течение года, формирования непосредственного представления о своей профессии и перспектив дальнейшего трудоустройства по специальности;
3) воспитание в рамках тренировочного процесса спортсменов с дальнейшим их продвижением в команды всероссийского уровня и для участия в рамках чемпионатов России;
4) подготовка арбитров из числа студентов для проведения соревнований с лицами с ограниченными возможностями здоровья;
5) создание экспериментальных площадок, условий реализации научного потенциала молодых ученых вуза и проведения исследований в области адаптивной физической культуры;
133
134
6) разработка системы пропаганды и популяризации физической культуры и спорта среди инвалидов через университетские службы маркетинга и рекламы, что значительно ускорит вовлечение самих инвалидов в занятия спортом;
7) проведение на базе университета регулярных соревнований среди инвалидов как внутри клуба, так и с привлечением сборных команд всероссийского уровня.
За время функционирования спортивно-оздоровительного клуба инвалидов «Пингвин» в Шуйском государственном педагогическом университете (дата основания — 12 декабря 2009 г.) в массовую физкультурно-спортивную деятельность вовлечены 45 людей с ограниченными возможностями их трех нозологических групп: «глухие и слабослышащие», «слепые и слабовидящие», «с поражением опорно-двигательного аппарата». Члены клуба — жители Шуи, Шуйского района, Иванова. Спортсмены занимаются непрерывно два раза в неделю, что, на наш взгляд, становится существенным фактором как в формировании их здоровьесбережения, так и в социализации и интеграции в общество. Регулярные тренировки выразились в значимых показателях в спортивной деятельности. В настоящее время аллею славы клуба составляют чемпионы и призеры Параспартакиады Ивановской области 2010, 2011 гг. по пауэрлифтингу, армрестлингу, шахматам, пулевой стрельбе, плаванию, настольному теннису, дартсу, гонкам на инвалидных колясках, голболу. Футболист клуба в составе команды Волгоградской области стал серебряным призером чемпионата России по футза-лу среди инвалидов по слуху (высшая лига), что оказывается фактом подтверждения продвижения лучших спортсменов в команды всероссийского уровня. Все участники регулярно привлекаются к внутриву-зовским спортивным и культурно-массовым мероприятиям: фитнес-фестивалям, веселым стартам, первенствам по игровым видам спорта, лыжным гонкам, творческим студенческим праздникам: «Праздник студенческого городка», «Студенческая весна», «Зарница» и др. В июне 2010 г. члены клуба категории «инвалиды по слуху» стали обладателями специального приза Международного фестиваля творческих способностей для людей с ограниченными возможностями в Москве. Периодически проводятся товарищеские встречи по мини-футболу, баскетболу, голболу со студентами специальности «Адаптивная физическая культура», которые являются также их тренерами и представителями на различных соревнованиях.
С целью определения основных позиций, необходимых, чтобы организовать спортивные клубы для инвалидов как наиболее эффективную форму развития физкультурно-спортивной и массовой работы, нами было проведено исследование.
Для решения поставленной задачи были проведены опросы (интервью и анкетирование) спортсменов, тренеров и представителей футбольных команд спортсменов — инвалидов по слуху в период прохождения чемпионата России по футболу среди данных инвалидов (высшая лига) в Сочи в октябре 2008 г. В опросе приняли участие 146 спортсменов и 15 тренеров и представителей команд из 11 регионов России-
ской Федерации (Нижний Новгород, Ростов-на-Дону, Сочи, Нальчик, Воронеж, Волгоград, Московская область, Астрахань, Брянск, Самара, Вологда). Средний возраст респондентов-спортсменов — 21,7 года, тренеров и представителей команд — 42 года.
Заниматься футболом в коллективе, как указали спортсмены, они начали в 14 — 15 лет, хотя врожденную инвалидность по слуху имеют 86 % опрошенных. О невозможности заниматься физической культурой и спортом в более раннем возрасте свидетельствует факт недостаточного развития в стране системы детско-юношеского спорта среди инвалидов, а также отсутствие реализации идей по созданию клубной системы адаптивного спорта.
Считают, что командные виды спорта в условиях спортивного клуба развиваются в России успешней, 76 % спортсменов. Наиболее популярны, по мнению опрошенных, футбол и мини-футбол. Возможно, это связано с тем, что опрос проводился среди футболистов. Следует отметить, что в данном виде спорта отмечаются тенденции развития женского футбола среди инвалидов по слуху. В регулярном первенстве России появляются новые команды. Мужская сборная России по футболу — также постоянный участник международных соревнований. Однако количество спортсменов, которым были присвоены звания и разряды, существенно снизилось. Всего 2 спортсмена из 146 имеют звания мастеров спорта международного класса, 13 — мастеров спорта России, 32 — кандидатов в мастера спорта России.
Что необходимо совершенствовать систему организации по развитию клубной системы адаптивного спорта в целом и качества проведения соревнований в частности, полагает 81 % футболистов. По их словам, требуется комплекс мероприятий, подкрепленный функционированием в регионах программ, направленных на развитие физической культуры и спорта, социальной адаптации и интеграции инвалидов в общество.
Говорит о факте недостаточной популяризации спорта инвалидов в их регионах 71 % респондентов. Публикации в средствах массовой информации не отражают сути проблем, связанных с развитием адаптивной физической культуры и социальной адаптации инвалидов в целом, а всего лишь освещают сюжеты из их жизни.
В необходимости специальной системы подготовки арбитров, обслуживающих соревнования рассматриваемой категории, уверены 62 % спортсменов, несмотря на то что качеством судейства удовлетворены 82 % респондентов, 8 % — не удовлетворены и 10 % комментировать судейство отказались.
В значимости семинаров для тренеров, работающих с инвалидами различных категорий, не сомневается 91 % специалистов. Что проводить подобные теоретико-методические форумы удобней в условиях спортивно-оздоровительных клубов для инвалидов, уверены 77 % респондентов, поскольку реализуются совместные интересы спортсменов, тренеров, волонтеров, руководителей общественных организаций.
На обязательное владение арбитрами жестами и мимикой при обслуживании соревнований в категории инвалидов по слуху указывают
135
136
и результаты дополнительного исследования, проведенного с тренерами и представителями команд. Что должны быть созданы условия взаимодействия и четкого взаимопонимания между игроком и арбитром, арбитром и тренером, считают 11 % наставников команд. Это, по их мнению, будет способствовать скорейшему разрешению спорных ситуаций, возникающих на поле в силу особенностей данной категории инвалидности. Достигнуть подобного взаимопонимания можно только в результате постоянного общения судей и таких спортсменов через организацию и проведение совместных тренировок, товарищеских встреч, спортивных праздников в регионах, где одни будут пополнять багаж необходимых для судейства знаков и жестов, другие — оперативно получать последние нововведения в правила игры.
Выявлена потребность в приобретении литературы, нужной для организации занятий физической культурой и спортом с инвалидами, так как при вопросе: «Методиками (учебниками) каких авторов Вы пользуетесь при организации тренировочного процесса?» — затруднился ответить 71 % тренеров.
Отмечают нехватку специалистов в области адаптивной физической культуры 88 % опрошенных представителей команд. Несмотря на недостаточную изученность тренерами теоретико-методологической базы при работе с инвалидами по слуху, главными, по их мнению (77 %), в подготовке футболистов данной категории становятся упражнения на развитие технико-тактических действий.
К наиболее значимым факторам в подготовке спортсменов с отклонениями в состоянии здоровья 76 % руководителей команд отнесли психологические. Из тренеров 13 % считают, что не менее важна педагогическая наполняемость занятий с инвалидами, 11 % — медицинская и социальная.
В настоящее время создаются условия для развития адаптивной физической культуры как обязательного компонента физической, психической и социальной адаптации инвалидов. Однако говорить о вовлечении значительной части лиц с ограниченными возможностями здоровья в эту сферу деятельности не приходится. Основные причины такого положения:
— отсутствие квалифицированных кадров педагогического и гуманитарного профилей с необходимыми фундаментальными и прикладными знаниями и практическими умениями, позволяющими поддерживать и развивать двигательные возможности инвалида и формировать его личность;
— нехватка специалистов, обладающих навыками организатора и способных организовывать спортивные мероприятия;
— нет четкой системы пропаганды и популяризации физической культуры и спорта, прежде всего среди инвалидов, что значительно затрудняет вовлечение самих инвалидов в занятия спортом;
— отсутствие возможностей у тренеров и представителей команд совершенствовать профессиональное мастерство.
Более того, основываясь на результатах проведенного исследования, требуется разработать комплекс новых теоретических положений, на-
правленных на ускорение процесса активизации физкультурно-массовой и спортивной деятельности лиц с инвалидностью, подкрепляя материалы практическим применением. Решить эту задачу можно в условиях формирования и функционирования спортивных клубов инвалидов при педагогических и физкультурных вузах, реализующих образовательную программу «Физическая культура для лиц и отклонениями в состоянии здоровья» (адаптивная физическая культура), которые создадут инвалидам возможность непрерывных и систематических занятий физической культурой и спортом, повышения их спортивного мастерства, а студентам старших курсов и молодым ученым позволяют непосредственно общаться с целевой группой и проводить необходимые исследования.
Список литературы
1. Евсеев С. П., Шапкова Л. В. Адаптивная физическая культура: учеб. пособие. М., 2000.
2. Хода Л. Д. Методология социальной интеграции неслышащих людей в различных видах адаптивной физической культуры: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 2008.
Об авторе
Александр Сергеевич Махов — канд. пед. наук, доц., Шуйский государственный педагогический университет.
E-mail: [email protected]
About author
Dr Alexander Makhov, Associate Professor, Shuya State Pedagogical University.
E-mail: [email protected]
137