Алексеев Сергей Викторович, доктор юридических наук, профессор, профессор Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), юридического факультета (г. Москва) Гостев Руслан Георгиевич, депутат, член Комитета Государственной Думы по делам национальностей, доктор исторических наук, профессор Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации
СПОРТИВНОЕ ПРАВО КАК НОВЕЙШАЯ ОТРАСЛЬ ПРАВА, ОБЛАСТЬ ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА
(СИСТЕМА КУРСОВ)
Аннотация: Обосновывается спортивное право как новая комплексная отрасль права, юридическая наука и учебная дисциплина (цикл учебных курсов).
Ключевые слова: спортивное право, спортивное законодательство, отрасль, наука, дисциплина. E-mail: [email protected], rus-1945@mail. ru
УДК 796:34 ББК 75.67
К началу нового тысячелетия в ведущих странах мира сложилось общее понимание роли и места спорта в жизни государства, общества и личности. Являясь неотъемлемой частью общественной жизни, спорт зачастую называют социально-экономическим феноменом XX и начала XXI в., одним из важнейших элементов созданной человечеством системы ценностей современной нам культуры.
Значение спорта в современном мире основано на признании безусловной важности этой деятельности для человека, государства и общества в целом. С позиции гуманизма наивысшей ценностью при этом признается сам человек, его счастье, здоровье, свобода и достоинство, разностороннее и гармоническое развитие, проявление всех его способностей.
«Спорт и права человека имеют множество общих ценностей и целей», - заявила Верховный комиссар Организации Объединенных Наций по правам человека Нави Пиллэй 27 февраля 2012 г. на экспертной дискуссии Совета ООН по правам человека, посвященной вопросам спорта и прав человека.
В 2005 г. в итоговом документе Всемирного саммита главы государств и правительств выразили общую точку зрения, в соответствии с которой: «признают, что спорт является инструментом для образования, развития и мира, сотрудничества, солидарности, терпимости, понимания, социальной
интеграции и здравоохранения на местном, национальном и международном уровнях».
Конституция РФ в ст. 41 провозглашает право каждого человека на охрану здоровья, а также принцип поощрения деятельности, способствующей укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта. Без массового развития спорта в нашей стране невозможно формирование здорового образа жизни, решение демографических проблем, увеличение достижений и авторитета страны в большом спорте на международной спортивной арене.
Система норм, регулирующих физкультурно-спортивные отношения, то есть спортивное право [1] - это новейшее направление российской юриспруденции, охватывающее общественные отношения, возникающие в сфере физической культуры и спорта (футбола, хоккея и др.), а также в околоспортивной сфере (букмекерство, тотализаторы, интеллектуально-коммерческие игры и др.). По мере развития физкультурно-спортивной деятельности, укрепления рыночной экономики в России все более значимым и тонким становится механизм ее нормативного регулирования. В настоящее время в стране активно формируется и развивается нормативная база, регулирующая физкультурно-спортивные отношения, постепенно нарабатывается практика ее применения юрисдикционными и др. органами.
Освещая проблему понятия и содержания спортивного права, нужно опираться на понятийный инструментарий, сложившийся в отечественной юриспруденции.
Согласно общей теории права, базовым, наиболее крупным элементом системы права является отрасль права, которая представляет собой наиболее широкую совокупность (а точнее говоря, систему) правовых норм, регулирующих определенный вид общественных отношений.
Господствующее положение отрасли как элемента в системе права предопределяется тем, что она отражает и регулирует наиболее значимые, относительно обособленные общественные отношения. Составной частью отрасли является правовой институт, представляющий собой сравнительно небольшую и устойчивую группу правовых норм, регулирующих определенную разновидность общественных отношений. Родственные институты могут образовывать подотрасли права. Например, отраслью является гражданское право, а его подотраслью - обязательственное право. В свою очередь, институтом, входящим в эту подотрасль, являются обязательства вследствие неосновательного обогащения, предусмотренные главой 60 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ).
Практически каждая отрасль (а нередко и подотрасль права) имеет системообразующий правовой акт (кодекс или другой федеральный закон), вокруг которого формируется вся система данной отрасли или подотрасли права. В сфере физкультуры и спорта таковым на сегодняшний день является Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».
Основаниями для градации права на отрасли являются предмет и метод. Предметом признаются общественные отношения, выделяющиеся своей однородностью и урегулированные нормами определенной отрасли права. Под методом понимается способ регулятивного воздействия на предмет, специфические приемы регулирования. В связи с этим образование отдельных отраслей права происходит не произвольно, а как следствие отпочкования обособленной группы общественных отношений, представляющих предмет, и формирования особого регулятивного режима, представляющего метод правового регулирования. Таким образом, специфический предмет и метод являются необходимыми условиями появления новой отрасли пра-
ва. Если в науке возникает полемика, связанная с образованием новой отрасли, то сутью такого спора будет прежде всего обособление предмета этой отрасли от смежных и выяснение особенностей метода правового регулирования.
Правовая наука рассматривает систему права как объективную реальность. Научно обоснованная, грамотно структурированная система права способствует его развитию и является ориентиром для законодателя. Имея под собой объективную основу (реально существующие общественные отношения), данная система получает научное осмысление, т.е. субъективную оценку, в трудах ученых-правоведов. И здесь возможны различные точки зрения. При построении «своих» систем права одни исследователи отстаивают необходимость соблюдения предметной чистоты отрасли, других привлекают более обширные комплексы. В юридической литературе не прекращается спор по поводу обоснованности выделения новых элементов системы права, таких как муниципальное, бюджетное, предпринимательское, информационное, транспортное и др.
Согласно господствующему в юридической науке мнению, принято выделять базовые, специальные и комплексные отрасли права. Так, согласно позиции С.С. Алексеева, весь нормативный материал компонуется сначала в «профилирующие, базовые» отрасли, к каковым относятся отрасли конституционного, административного, гражданского, уголовного права и соответствующие двум последним отрасли процессуального права, затем в специальные отрасли (трудовое, земельное, финансовое и др.) и, наконец, в отрасли комплексные, для которых «характерно соединение разнородных институтов профилирующих и специальных отраслей» [2]. По мнению С.С. Алексеева, «комплексные отрасли права - это такие общности правовых норм, которые реально объективировались в правовой системе и которые, не разрушая основной структуры права, существуют в виде вторичных правовых образований» [3].
В связи с этим в системе российского права имеются образования комплексного характера, например, маркетинговое, конкурентное, банковское, биржевое, приватизационное, конкурсное, страховое, сервисное право [4]. Свидетельством разветвления и специализации права могут служить и такие направления юриспруденции, как парламентское, избирательное, бюджетное, лицензионное, внешнеэкономическое, валютное, служебное, гор-
ное, церковное, образовательное, градостроительное, транспортное, корпоративное право [5]. В ряду названных нормативно-правовых структур находится и спортивное право.
Данные образования являются комплексными потому, что входящие в них нормы не связаны единым методом и механизмом регулирования. Почти все они прописаны в основных отраслях права. Так, нормы спортивного права можно совершенно четко распределить, в частности, по таким основным отраслям права, как трудовое, гражданское, административное, финансовое, уголовное, международное, процессуальное.
Таким образом, в последнее время происходит своего рода удвоение структуры права, которое полностью согласуется с философскими представлениями о возможности объективации того или иного явления в нескольких перекрещивающихся структурах, о существовании иерархии структур. С этой точки зрения спортивное право в качестве обособленной группы норм рассматривается как комплексное образование, в котором путем введения общих понятий, институтов, приемов и принципов регулирования объединяется разнородный нормативный материал.
Это доказательство того, что с позиции принципов построения российской правовой системы о спортивном праве можно говорить как о комплексной отрасли. В то же время с точки зрения учебной дисциплины российское спортивное право является вполне самостоятельным предметом, охватывающим сферу своеобразных, проникнутых органичным единством и взаимосвязанных общественных отношений и соответствующую нормативную базу, которая отличается многообразием и сложностью изучаемых институтов и норм.
Физическая культура и спорт - это одна из общепризнанных отраслей человеческой деятельности, которая, так же, например, как и сельскохозяйственная деятельность, требует специфического правового осмысления и регулирования. Одним из важнейших оснований для такого вывода служит не вызывающий ни у кого сомнения факт, что физическая культура и спорт представляют собой сложнейшую и специфичнейшую социально-экономическую систему, разнообразные и разнохарактерные общественные отношения в которой призвано регулировать право.
Будучи неотъемлемым, сложным и многогранным общественным явлением, сфера физической культуры и спорта обладает рядом существен-
ных особенностей, отличающих ее от других сфер человеческой деятельности. Назовем лишь базовые позиции, характеризующие физическую культуру и спорт как социально-экономическую систему, требующую использования специфических подходов к правовому урегулированию:
• современная физическая культура и спорт представляют собой сложную систему в плане наличия разнообразных типов физкультурно-спортив-ной деятельности, к основным из которых относятся физическое воспитание дошкольников и учащихся различных образовательных учреждений по государственным программам, физическая подготовка военнослужащих, профессионально-прикладная физическая подготовка, массовый спорт, профессиональный спорт, спорт высших достижений, спортивные способы рекреации и реабилитации и
др.;
• существуют специфические функции спорта -экономическая, военная, политическая, миротворческая, научная, коммерческая, воспитательная, образовательная, информационная, пропагандистская, социализирующая, гедонистическая, рекреативная, реабилитационная;
• система физической культуры и спорта направлена на обеспечение всестороннего развития человека, утверждение здорового образа жизни, формирование потребности в физическом и нравственном совершенствовании, создание условий для занятий любыми видами физической культуры и спорта, организацию профессионально-прикладной подготовки, профилактику заболеваний, вредных привычек и правонарушений;
• гражданам гарантируется право заниматься физической культурой и спортом (в том числе спортом как профессией), объединяться в организации физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности, физкультурно-спортивные общества, федерации по видам спорта, ассоциации, клубы и иные объединения;
• отрасль «физическая культура и спорт» в отличие от многих отраслей народно-хозяйственного комплекса в качестве продукта производит разнообразные социально-культурные и материальные услуги, а также товары;
• физическая культура и организованный спорт связаны со сложной системой соответствующих институтов и органов;
• управленческие функции в области физической культуры и спорта осуществляют отраслевые и внеотраслевые федеральные органы исполни-
тельной власти, а также многочисленные и многообразные общественные органы управления;
• организации в области физической культуры и спорта функционируют практически во всех организационно-правовых формах, предусмотренных ГК РФ;
• существует широкое разнообразие реальных физкультурно-спортивных и производственно-хозяйственных отношений, предопределяемых многогранностью деятельности участвующих в физкультурном движении субъектов, а также разнонаправ-ленностью научно-технического, экономического, социального и организационного потенциалов в данной сфере Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и отдельных спортивных организаций;
• физическая культура и особенно спорт России являются составной частью мирового физ-культурно-спортивного и олимпийского движения, в связи с чем некоторые аспекты их функционирования и развития подпадают под действие международных и региональных нормативных актов, что вызывает необходимость инкорпорировать отдельные их нормы в законодательство и регламентные акты;
• наличествует юридический характер спортивного порядка, предопределяемый, в частности, способностью спортивной организации к саморегулированию через различные уставы и регламенты и способностью гарантировать обязательность своих требований через применение закрепленных в указанных документах спортивных дисциплинарных санкций;
• имеются объективная спортивная ответственность и особые принципы спортивной деятельности - состязательный момент, бескорыстность спортсменов, доказуемость результатов и др.
Предметом правового регулирования спортивного права как комплексной специализированной отрасли права является определенная группа общественных отношений, присущая только данному праву.
Под предметом спортивного права мы понимаем органический комплекс общественных отношений, возникающих в сфере физической культуры и спорта, - гражданских, трудовых и социального обеспечения, государственно-управленческих, финансовых и ресурсного обеспечения, хозяйственных (предпринимательских), уголовно-правовых, в сфере спортивной медицины и охраны здоровья граждан, занимающихся физкультурой и спортом,
противодействия применению допинга, международных, а также процессуальных (по урегулированию спортивных споров).
Как видим, речь идет о многообразии видов общественных отношений в сфере физической культуры и спорта, которые не могут быть отнесены, взятые в совокупности, к предмету ни одной из традиционных отраслей права. Несмотря на то, что различные виды общественных отношений в сфере физической культуры и спорта не составляют органического единого субстрата, они тесно взаимосвязаны друг с другом и могут рассматриваться в качестве целостного образования. Именно в этом состоит специфика спортивных отношений как сложного комплекса различных видов общественных отношений в сфере физической культуры и спорта.
Данная концепция рассматривается нами при характеристике природы общественных отношений, складывающихся в сфере физкультурно-спортивной деятельности, развивающихся в связи со становлением спортивного права как вторичной структуры в системе российского права.
В правовой науке существуют различные взгляды на метод правового регулирования. Согласно позиции профессора Г.В. Чубукова [6], необходимо различать: общеправовые методы (запреты, предписания, дозволения и др.), применяемые в том или ином сочетании во всех отраслях российского права; межотраслевые (договорные, метод возмещения ущерба и др.), характерные для определенной группы отраслей, например, для отраслей хозяйственно-правового комплекса; отраслевые. Так, каждая отрасль права должна характеризоваться собственными, присущими только ей методами правового регулирования своего предмета; их в юридической литературе принято именовать отраслевыми методами. Они дополняют общеправовые и межотраслевые методы, которыми обладают другие отрасли права.
В спортивном праве можно определить следующие отраслевые методы:
• обеспечения представителям всех слоев населения равных возможностей заниматься физкультурой и спортом независимо от их доходов и благосостояния, расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального и социального происхождения и т.д.;
• использования средств физической культуры и спорта в профилактике заболеваний, разностороннем физическом совершенствовании граждан,
формировании здорового образа жизни населения, профилактике табакокурения, пьянства, наркомании, преступности и других форм асоциального поведения;
• использования физической культуры и спорта как средства подготовки к производственной деятельности и воинской службе;
• взаимосвязи физического воспитания с другими видами воспитания (умственным, трудовым, нравственным и т.п.);
• обеспечения соблюдения экологических принципов при развитии физической культуры и спорта, здоровой окружающей среды и условий жизни, которые способствуют активным занятиям физической культурой и спортом, самореализации и воспитанию чувства собственной значимости, а также позволяют гражданам полностью реализовать свой жизненный потенциал;
• консолидации общества, укрепления единства и сплоченности нации средствами физической культуры и спорта;
• комплексного государственного воздействия на физкультурно-спортивные отношения путем сочетания общественных, экономических, организационно-административных и политических механизмов, позволяющих целенаправить мотивацию деятельности субъектов сферы физической культуры и спорта на достижение приоритетов отрасли;
• целенаправленного воздействия на достижение обоюдных интересов в результате деятельности субъектов сферы физической культуры и спорта;
• создания благоприятных условий развития и финансирования организаций сферы физической культуры и спорта, в том числе олимпийского, па-ралимпийского и сурдлимпийского движения России, а также для развития благотворительности и спонсорства в физкультуре и спорте;
• обеспечения материальной поддержки и социальной защиты спортсменов высокого класса в период и по окончании спортивной карьеры;
• поощрения и поддержания мер по защите здоровья спортсменов, возмещения вреда здоровью, связанного с последствиями спортивной деятельности; восстановления утраченных функций после спортивных травм и перенесенных профессиональных заболеваний;
• расширения системы юридических гарантий для экономической свободы спортивного бизнеса;
• соблюдения прав интеллектуальной собственности в сфере физической культуры и спорта;
• обеспечения развития народных и национальных систем физического воспитания и спортивной подготовки, позволяющих полностью раскрыть национальные традиции народов России, их самобытность в рамках единой государственной системы;
• обеспечения пропаганды физической культуры и спорта, а также развития образования и науки в области физической культуры и спорта;
• оптимального сочетания регулирования спортивных отношений нормами «жесткого» и «мягкого права» на международном и национальном уровнях;
• обеспечения эффективной подготовки к соревнованиям, участия в соревновательной деятельности и достижения максимально высоких спортивных результатов;
• противодействия применению допинга, в том числе путем допинг-контроля, обеспечения равных стартовых условий и правил честной игры и соревнования; поощрения конкуренции в спорте; учета правил спортивной этики;
• поддержания спортивного правопорядка, в том числе методы процессуально-правового регулирования разрешения спортивных коллизий, в частности, посредством специализированной системы урегулирования споров - дисциплинарных органов спортивных и связанных с ними организаций и специализированных спортивных арбитражных (третейских) судов, и др.
Специфика отраслевых методов спортивного права многоаспектна и обусловлена как объективными закономерностями функционирования сферы физической культуры и спорта, так и необходимостью последовательно совершенствовать элементы физкультурно-спортивного движения в России.
Установив предмет и методы российского спортивного права, на наш взгляд, целесообразно (возможно, при дальнейшем дополнительном обосновании) рассматривать его как молодую комплексную отрасль права и следующим образом определить понятие данной отрасли.
Спортивное право - это новейшая специализированная комплексная отрасль права, представляющая собой связанную внутренним единством систему правовых и регламентных норм, которыми закрепляются основные принципы, формы и порядок физкультурно-спортив-ной деятельности, включающей органический комплекс следующих общественных отношений:
гражданских, трудовых и социального обеспечения, государственно-управленческих, финансовых и ресурсного обеспечения, хозяйственных (предпринимательских), уголовно-правовых, отношений в сфере медицинского обеспечения и противодействия применению допинга, международных, процессуальных отношений по урегулированию спортивных споров, а также других отношений, связанных с физической культурой и спортом; совокупность норм, характеризующихся их общностью и специфичностью, а также обладающую определенной автономностью в системе [7] права при условии, что выделение такой группы обусловлено заинтересованностью сообщества в более детальном и эффективном регулировании соответствующего комплекса общественных отношений.
Данное определение содержит основные атрибуты спортивного права, однако носит описательный характер и сложно для восприятия. В академических целях можно применять более лаконичную дефиницию: спортивное право есть система правовых и регламентных норм, регулирующих отношения, складывающиеся в сфере физической культуры и спорта.
Следует отметить, что с принятием Федерального закона о спорте законотворческая работа не закончилась, со времени вступления его в силу (30 марта 2008 г.) в данный закон внесено уже свыше 15 существенных поправок [8], и на сегодняшний день осталось еще много нерешенных проблем. Предстоит дальнейшее совершенствование отдельных положений Федерального закона о спорте и других нормативных правовых актов с учетом современных потребностей нормального функционирования и эффективного развития отрасли.
В апреле 2012 г. Минспорттуризмом России одобрена Система мер по социальной защите спортсменов, тренеров и других специалистов в области физической культуры и спорта, в том числе путем усиления адресной социальной помощи выдающимся российским спортсменам, закончившим спортивную карьеру; осуществляется совместная с другими органами исполнительной и законодательной власти работа над ее реализацией. В рамках данной Системы мер предстоит разработать и принять комплекс федеральных законов, направленных, в частности, на создание дополнительных возможностей и преференций в области
образования, профессиональной переподготовки и трудоустройства, медицинского обслуживания и страхования, социально-бытового обеспечения, пенсионного обеспечения и др.[9]. Этот комплекс мер требует дополнительных средств, поэтому одной из составляющих Системы мер являются разработка и принятие изменений в Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» [10] в части введения целевых отчислений от всех подпадающих под данный закон игр, в том числе в отношении букмекерских контор и тотализаторов, для финансирования социальной поддержки спортсменов и установления обязательных нормативов по размерам данных целевых отчислений, а также в части урегулирования интеллектуально-коммерческих игр, в том числе предусматривающих целевые отчисления от интеллектуально-коммерческих игр для финансирования социальной поддержки спортсменов и установления обязательных нормативов по размерам данных целевых отчислений.
Необходимость законодательного урегулирования интеллектуально-коммерческих игр возникла в связи с выведением спортивного покера [11] из Всероссийского реестра видов спорта [12]. Однако из этого не следует, что турнирный покер, который официально признавался на протяжении 2 лет спортом, стал азартной игрой. Покер выведен из состава спортивных игр и только. В настоящее время в российском законодательстве существует пробел в нормативном правовом регулировании деятельности по организации и проведению интеллектуально-коммерческих игр, что с учетом передового опыта ведущих зарубежных стран (Италии, Испании, Франции, Дании, Австрии, Голландии, Германии, острова Мэн (Великобритания), Эстонии, Мальты и др.) требует ее цивилизованного законодательного урегулирования, предусматривающего государственный контроль указанной специфической и распространенной деятельности - в форме лицензирования [13].
В некоторых странах, в частности, в Литве, Казахстане и др. турнирный покер уже не первый год продолжает быть официально признанным интеллектуальным видом спорта. В начале 2012 года Министерство спорта Бразилии официально признало покер спортивной игрой. Поспособствовала этому конфедерация техасского холдема Бразилии,
которая теперь является главной по покеру в стране. В реестр видов спорта на официальном сайте министерства попали холдем, омаха, семикарточ-ный стад, разз и другие покерные дисциплины. В 2016 году состоятся Олимпийские игры по интеллектуальным видам спорта, Бразилия является кандидатом на их проведение.
В целом надо сказать, что принятие нового Федерального закона о спорте и сопряженного с ним законодательства являются существенным шагом вперед с точки зрения качества и эффективности нормативно-правового регулирования в сфере физической культуры и спорта. В отличие от предыдущего, новый Федеральный закон о спорте содержит конкретные правовые механизмы, а не декларации. Новый закон гораздо лучше предыдущего закрепляет, упорядочивает и опосредует складывающиеся в физической культуре и спорте общественные отношения [14].
Наука спортивного права предполагает изучение закономерностей правового регулирования физкультурно-спортивных и сопряженных с ними отношений, а также генерацию новых знаний в данной области. Результатом является формирующееся учение о спортивном праве - специфическая система взаимосвязанных и взаимосогласованных понятий, взглядов, выводов, суждений, идей, концепций и теорий [15]. Цели спортивной правовой науки -описание, объяснение и прогнозирование правовых процессов и явлений в области физической культуры и спорта, предмет изучения - нормы спортивного права.
Учебная дисциплина (цикл курсов) спортивного права представляет собой специфическую систему информации о спортивно-правовых знаниях, формируемых наукой спортивного права и предлагаемых для освоения учащимся. Если спортивное право как комплексная отрасль регулирует соответствующие отношения, а наука спортивного права исследует спортивно-правовые явления, то спортивное право как дисциплина обучает спортивному праву. В программу обучения спортивное право должно входить не только как комплексная отрасль права, включая спортивные правовые и регламентные нормы и практику их применения, но и как наука, что будет иметь куда более фундаментальный характер, а результаты такого обучения не утратят своей значимости при последующих изменениях нормативной базы, регулирующей физкультурно-спортивную деятельность.
Учебная дисциплина спортивного права освещает положения и выводы одноименной науки относительно предмета, метода и принципов спортивного права, содержания соответствующих законов и иных нормативных актов, механизма нормативного регулирования спортивных отношений, закономерностей становления и развития спортивной нормативной базы с присущим ей юридическим инструментарием. В результате лицо, познающее указанную научную материю, овладевает знаниями не только законов и других нормативных актов, опосредующих физкультурно-спортивную деятельность, но и закономерностей их развития, знакомится с вырабатываемым наукой понятийным аппаратом, теоретической аргументацией сформулированных в законах и других нормативных актах норм спортивного права. Этим должен закладываться прочный научный фундамент юриста, специализирующегося в области спортивной юриспруденции.
Между тем, в отличие от науки, спортивное право как учебная дисциплина, во-первых, имеет своим предметом уже готовое знание, произведенное на теоретической основе спортивно-правовой науки; во-вторых, содержит положительное, достоверное знание, тогда как наука на передний план всегда выдвигает незнание, недостаточное, дискуссионное знание, и основная задача науки - достигнуть надлежащего знания; в-третьих, сам принцип ее построения отличается от принципа построения науки, так как формируется в расчете на задачу обучения, а не научного исследования.
Целью учебной дисциплины (системы курсов) спортивного права является не только ознакомление будущих специалистов с содержанием отрасли и науки спортивного права, но и привитие им навыков практической работы по специальности спортивного юриста, связанных с правильным применением законов и других нормативных актов к отдельным правовым вопросам, касающихся физкультур-но-спортивной деятельности. Для обучения навыкам практической деятельности используются методы, разработанные педагогикой.
Главная задача педагогов юридических и других вузов, обучающих студентов и слушателей данной дисциплине, - научить их мыслить спортивно-юридическими категориями и действовать с учетом приобретенных знаний, навыков и умений при реализации положений соответствующей нормативной базы в рамках юридической и иной спе-
циальности в организациях, связанных с физкультур-но-спортивной деятельностью.
Успешно решать спортивно-правовые задачи на практике выпускники юридических и других учебных заведений смогут лишь тогда, когда знания из области права, правоведения органично соединятся у них в одно неразрывное целое со знаниями научно-практических вопросов физической культуры и спорта.
Реалии современности, научно-технические достижения, возрастающие практические потребности расширения специализации юристов поставили перед академической и вузовской наукой задачу в сжатые сроки обеспечить переход на принципиально новые, эффективные технологии учебно-педагогической деятельности, отвечающие требованиям сегодняшнего дня и обозримого будущего.
Мнение руководителей различных, прежде всего спортивных, организаций, с которыми нам удалось побеседовать по этому поводу в разное время, едино. Все они полагают, что поскольку студентов в юридических вузах подготавливают прежде всего для практической деятельности, то их необходимо учить праву не только как науке, но и в практическом разрезе, т.е. специфике работы, связанной с юридическими проблемами, с которыми сталкиваются, в частности, современные спортивные организации, спортсмены, тренеры, судьи и другие участники спортивного движения. В результате они должны научиться, как рационально и юридически «чисто» осуществлять деятельность в сфере физкультуры и спорта с помощью новейших спортивно-правовых достижений и возможностей. Справедливость такой позиции очевидна.
С учетом всех этих обстоятельств нами предложена и успешно реализована новая учебная дисциплина - «Спортивное право России», в которой заложены основы спортивного права Российской Федерации. Детализация данной общей основополагающей дисциплины может осуществляться в отдельных учебных курсах, вытекающих из данной дисциплины в совокупности с дисциплинами «Международное спортивное право» [16], «Олимпийское право» [17] и др. в рамках спортивно-правовой специализации профильных вузов и факультетов.
«Спортивное право России» как дисциплина (система учебных курсов) исходит из задачи тесной увязки процесса формирования юридических знаний, навыков и умений с потребностями, струк-
турой, логикой и содержанием практики физкуль-турно-спортивной деятельности. В основу данной дисциплины (системы учебных курсов) положена идея рассмотрения спортивного права, в частности, как системы знаний о технологии и средствах практической работы профессионального спортивного юриста. Опираясь на эту идею и принцип от общего к частному, а также чтобы сконцентрировать внимание слушателей на самых важных аспектах, связанных с регулированием физической культуры и спорта, материал учебной дисциплины (системы учебных курсов) предлагается построить таким образом, чтобы наиболее оптимально описать весь нормативный массив, опосредующий физкультурно-спортивную сферу общественных отношений.
Архитектоника настоящей дисциплины (системы учебных курсов) предусматривает ее разделение на две относительно самостоятельные части: Общую и Особенную.
В Общей части рассматриваются исторические аспекты, понятийный аппарат, принципы, источники и другие наиболее общие, главным образом теоретические, вопросы, осмысление которых, в частности, позволит студентам и слушателям систематизировать знания и получить необходимые навыки юридического анализа и мышления.
В Особенной части освещаются конкретные правовые институты, обособившиеся в рамках спортивного права.
Исходя из этого, спортивное право России как дисциплина (система учебных курсов) может включать в себя следующие основные темы и направления.
I. Общая часть.
• История развития и регулирования физической культуры и спорта.
• Физическая культура и спорт как сфера государственной политики и объект государственного регулирования в современный период.
• Субъекты физической культуры и спорта в Российской Федерации и их правовой статус.
• Понятие, предмет, методы и принципы спортивного права России.
• Спортивное право России как область научного правоведения и учебная дисциплина (система учебных курсов).
• Источники спортивного права России и его место в российской правовой системе.
• Спортивные правоотношения.
II. Особенная часть.
• Правовое регулирование трудовых и социальных отношений в сфере физической культуры и спорта.
• Правовое регулирование управленческих отношений в сфере физической культуры и спорта.
• Правовые основы ресурсного и финансового обеспечения физической культуры и спорта.
• Правовые вопросы налоговых отношений в сфере физической культуры и спорта.
• Правовые основы организации и проведения физкультурных и спортивных мероприятий.
• Особенности правового регулирования рекламы и спонсорства в спорте.
• Правовая охрана интеллектуальной собственности в сфере физической культуры и спорта.
• Регулирование борьбы с преступностью в области физической культуры и спорта.
• Правовые основы спортивной медицины и охраны здоровья лиц, занимающихся физической культурой и спортом.
• Правовые основы противодействия применению допинга.
• Правовое регулирование рассмотрения и разрешения спортивных споров.
• Спортивная этика и др.
Таким образом, сегодня с удовлетворением можно констатировать, что спортивное право переходит в разряд жизненно необходимых продуктов, потребляемых в физкультурно-спортивной и юридической практике, научной и учебно-педагогической деятельности.
Представляется целесообразным преподавать учебную дисциплину (цикл курсов) спортивного права в физкультурно-спортивных и юридических высших учебных заведениях. Для более основательного преподавания, научного исследования и развития данного нового направления юриспруденции представляется целесообразным создание специализированных отделений, специализаций, кафедр спортивного права и других аналогичных структур в физкультурно-спортивных и юридических высших учебных заведениях и научно-исследовательских институтах как России, так и зарубежных спортивных держав.
Примечания:
1. См.: Алексеев C.B. Спортивное право России: Учебник для вузов / Под ред. докт. юрид. наук, проф. П.В. Крашенинникова. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2005, 2007, 2012, 2013; Алексеев C.B. Международ-
ное спортивное право: Учебник для вузов / Под ред. докт. юрид. наук, проф. П.В. Крашенинникова. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2008, 2013; Алексеев C.B. Олимпийское право. Правовые основы олимпийского движения: Учебник для вузов / Под ред. докт. юрид. наук, проф. П.В. Крашенинникова. М.: ЮНИ-ТИ-ДАНА: Закон и право, 2010, 2013; Алексеев C.B. Спортивное право. Трудовые отношения в спорте: Учебник для вузов / Под ред. докт. юрид. наук, проф. П.В. Крашенинникова. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2013, 2014; Алексеев C.B. Правовые основы профессиональной деятельности в спорте: Учебник для вузов. М.: Советский спорт, 2013.
2. См.: Алексеев C. C. Право : азбука, теория, философия. Опыт комплексного исследования. М., 1999. С. 46.
3. См.: Алексеев C.C. Общая теория права. М., 1981. Т. 1. С. 258.
4. См., например: Алексеев C.B. Маркетинговое право России: Учебник для вузов. М., 2002, 2003, 2004; Тотъев К.Ю. Конкурентное право (правовое регулирование конкуренции): Учебник. М., 2000; Эри-ашвили Н.Д. Банковское право: Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2000; Белых B.C., Вин-ченко C.È. Биржевое право. М., 2001; дворцов О.Ю. Приватизационное право: Учеб. пособие. М., 2000; ПопондопулоB.Ô. Конкурсное право: Правовое регулирование несостоятельности (банкротства): Учеб. пособие. М., 2001 ; Белых B. C., Кривошеев È.B. Страховое право. М., 2001; Гущин B.B., Пахомов B.Ä., Приходъко Е.П. Сервисное право: Учеб. пособие. М., 2003; и др.
5. См., например: Хабриева Т.Я., Cтеnанов И.М. Парламентское право России: Учеб. пособие. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2003 ; Катков Д.Б., Корчиго E.B. Избирательное право: Учеб. пособие / Под ред. д.ю.н. Ю.А. Веденеева. М., 2003; Избирателъное право и избирательный процесс в Российской Федерации: Учебник для вузов / Отв. ред. к.ю.н. А.А. Вешняков. М., 2003; Бюджетное право: Учеб. пособие для вузов / Под ред. А.М. Никитина. М., 2001 ; Багандов А.Б. Лицензионное право: Учеб.-практ. пособие / Под ред. Ю.А. Дмитриева. М., 2004; Bер-шинин А.П. Внешнеэкономическое право. Введение в правовое регулирование внешнеэкономической деятельности. М., 2001; Дорофеев Б.Ю., Земцов H.H., Пушин B.А. Валютное право России: Учеб. пособие / Под общ. ред. Б.Ю. Дорофеева. М., 2001; Cтарилов Ю.Н. Служебное право. М., 1996; Габ-ричидзе Б.Н., Чернявский А.Г. Служебное право: Учебник. М., 2003; ПерчикА.И. Горное право: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2002; Bаръяс М.Ю.
Краткий курс церковного права. М., 2001; Шкатул-ла В.И. Образовательное право: Учебник для вузов. М., 2001; Смоляр И.М. Градостроительное право. Теоретические основы: Науч. монография. М., 2000; Транспортное право: Учеб. пособие. М., 1999; Кашанина Т.В. Корпоративное право (Право хозяйственных товариществ и обществ): Учебник для вузов. М., 1999; и др.
6. См.: Правовой статус работников сельскохозяйственных предприятий / Под ред. М.И. Козыря и Г.В. Чубу-кова. М.: Наука, 1987. С. 19-22, 32-36.
7. Любая система - это совокупность элементов, находящихся во взаимодействии друг с другом. Система может содержать в себе подсистемы: omne majus continet in se minus («каждое большее содержит в себе меньшее»).
8. Алексеев С.В., Гостев Р.Г. Развитие законодательного регулирования физической культуры и спорта в Российской Федерации: история и современность // Спортивная отрасль России. Ежегодник 2013. М.: Минспорт России, Ассоциация спортивного инжиниринга, 2013.
9. См. : Брусникина О.А., Алексеев С.В. Проблемы социальной защиты спортсменов в Российской Федерации: законодательные пути решения // Спорт: экономика, право, управление. 2011. № 3. С. 3-8; Брусникина О.А. Социальная адаптация спортсменов после окончания спортивной деятельности // Бариев М.М., Степанов И.А., Алексеев С.В. и др. Социальная адаптация спортсменов на современном этапе. Сборник материалов круглого стола «Проблемы социальной адаптации спортсменов» в рамках III Международного спортивного форума «Россия -спортивная держава». М.: Олимпийский комитет России, 2011. С. 14-17; СихарулидзеА.Т., Алексеев С.В. Актуальные проблемы спортивного права и спортивного законодательства на современном этапе: пути решения // Спорт: экономика, право, управление. 2011. № 2. С. 3-10; Алексеев С.В. Спортивное право и спортивное законодательство России на современном этапе: проблемы и перспективы // Спорт: экономика, право, управление. 2012. № 2. С. 4-8; Брусникина О.А., Гостев Р.Г., Алексеев С.В. Усиление мер социальной защиты спортсменов и тренеров как одно из приоритетных направлений государственной политики в области физической культуры и спорта: современные проблемы и пути их решения // Культура физическая и здоровье. 2012. № 2(38). С. 3-13; Брусникина О.А., Гостев Р.Г., Алексеев С.В. Социальные гарантии и социальная защита спортсменов, тренеров и других участников физической культуры и спорта // Спортивная отрасль
России. Ежегодник 2012. М.: Минспортгуризм России, Ассоциация спортивного инжиниринга, 2012. С. 197-226.
10. СЗ РФ. 2007. № 1 (ч. 1). Ст. 7.
11. См.: Алексеев С.В. Правовой статус спортивного покера в России // Спорт: экономика, право, управление. 2009. № 2; Его же. Покер как интеллектуальная спортивная игра: становление и развитие в России // ПолитЭкономика. 2009. № 2-3.
12. В Российской Федерации некоторые карточные игры продолжают иметь статус вида спорта, например, бридж. На основании приказа Федерального агентства по физической культуре и спорту от 8 августа 2005 г. № 475 Лига спортивного бриджа имеет государственную аккредитацию по виду спорта «спортивный бридж» // СПС «Консультант Плюс».
13. См.: Алексеев С.В. Проблемы правового статуса турнирного покера: пути решения. Сборник материалов I Всерос. Науч.-практ. конференции «Актуальные проблемы спортивных правоотношений: законодательное регулирование, перспективы развития». Уральский государственный университет физической культуры, Челябинск, 2010; Его же. Правовые и законодательные проблемы интеллектуально-коммерческих игр в России // Спорт и право. 2010. № 6; 2011. № 1-5; Его же. Интеллектуально-коммерческие игры: предпосылки и путь к легализации в России // Юридический мир. 2010. № 11; Его же. Чем покер хуже шашек? Перспективы развития интеллектуально-коммерческих игр в России // Спорт Бизнес Консалтинг. 2012. № 2.
14. См.: Сихарулидзе А.Т., Алексеев С.В. Актуальные проблемы спортивного права и спортивного законодательства на современном этапе: пути решения // Спорт: экономика, право, управление. 2011. № 2; Алексеев С.В. Спортивное право и спортивное законодательство России на современном этапе: проблемы и перспективы // Спорт: экономика, право, управление. 2012. № 2.
15. См.: Алексеев С.В. Спортивное право России. Правовые основы физической культуры и спорта: Учебник для вузов / Под ред. д.ю.н., проф. П.В. Крашенинникова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2005, 2007. С. 141.
16. См.: Алексеев С.В. Международное спортивное право: Учебник для вузов / Под ред. д.ю.н., проф. П.В. Крашенинникова. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2008, 2013.
17. См.: Алексеев С.В. Олимпийское право. Правовые основы олимпийского движения: Учебник для вузов / Под ред. д.ю.н., проф. П.В. Крашенинникова. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2010, 2013.