Научная статья на тему 'СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ТУРНИР «МЫ ИГРАЕМ В ГОРОДКИ»'

СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ТУРНИР «МЫ ИГРАЕМ В ГОРОДКИ» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
216
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИГРА ГОРОДКИ / ОТДЫХ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / СТАРШИЕ ДОШКОЛЬНИКИ / КОМАНДНАЯ ИГРА / РАЗВИТИЕ КРУПНОЙ МОТОРИКИ / ВЛИЯНИЕ СПОРТИВНЫХ ИГР НА РЕЧЬ ДЕТЕЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сычевская О. Н.

Представлена методика обучения командной игры городки старших дошкольников в дошкольном образовательном учреждении. Описаны цели, задачи занятий и методика обучения детей дошкольного возраста игре в городки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ТУРНИР «МЫ ИГРАЕМ В ГОРОДКИ»»

ника. Одновременно такое неформальное общение обеспечивает индивидуальный подход организации занятий и полноту социализации, жизнь и здоровье, обучение и воспитание, при условии сохранения морально-этических границ, выраженных через отношение человека к окружающему миру. А морально-этические границы во взаимодействии педагога и воспитанника определяются не художественной культурой, философией или правовыми нормами, но прежде всего нравственными ценностями, нравственным началом, т. е. «опознаются голосом человеческой совести» [5].

Примечания

1. Тезис Иммануила Канта «человек и вообще всякое разумное существо существует как цель сама по себе, а не только как средство для любого применения со стороны той или другой воли...» // Кант И. Собр. соч. : в 8 т. - С. 204-211 / Основоположения к метафизике нравов - URL: https://dbs-lin.ruhr-uni-bochum.de/personalitaet/ru/index.php?cp=document &id=32&print=1 (дата обращения: 29.01.2021).

2. Распоряжение Правительства Российской Федерации 30.04.2014. «План мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки».

3. Миндель А. Я. Интеграция молодых инвалидов - миф или реальность? - URL: http://www.rusnauka.com/9_NND_2012/Sport/1_104990. doc.htm (дата обращения: 29.01.2021).

4. Самохин Ю. С. Педагогика краеведения : учеб. пособие для студ. пед. спец. естественнонауч. фак. - М. : РИЦ МГГУ им. М. А. Шолохова, 2014. -165 с.

5. Митрополит Кирилл. Слово Пастыря. Журнал Московской патриархии. - URL: http://www-old.srcc.msu.ru/bib_roc_2012/jmp/09/06-09/11.html (дата обращения: 29.01.2021).

О. Н. Сычевская

Спортивно-оздоровительный турнир «Мы играем в городки»

Представлена методика обучения командной игры городки старших дошкольников в дошкольном образовательном учреждении. Описаны цели, задачи занятий и методика обучения детей дошкольного возраста игре в городки.

Ключевые слова: игра городки, отдых, здоровый образ жизни, старшие дошкольники, командная игра, развитие крупной моторики, влияние спортивных игр на речь детей.

Методика обучения игре в городки дошкольников: практический

опыт

В последнее время очень повысился интерес к игре в городки. К сожалению, для современных подростков эта русская национальная игра является неизвестным и пугающим видом спорта, очень слабо знают эту игру и представители нашего с вами поколения 80-90-х. Таким образом, именно категории дошкольников необходимо уделить внимание, ведь именно в это время и закладывается интерес к спорту.

Знакомство детей с игрой в городки. Ознакомление с фигурами (названиями). Соблюдение техники безопасности во время игры (как пользоваться битой/палкой)

Обучение: прицел, замах, бросок. Самостоятельное выставление фигуры

Почему городки очень полезны для дошкольников?

Манипуляции с городками и битой являются естественной реакций маленького человека в развитии его физических движений и манипуляций.

Разложите городки перед маленькими детьми и понаблюдайте за ними - они начнут манипулировать с ними, делая различные фигуры.

Если вы дадите детям в руки биту, они начнут крутить её, бить ею и бросать.

Если мы объясним общие принципы игры в городки детям, то мы неизбежно получим увлечённых и преданных спорту маленьких людей. Игра в городки для маленьких детей и столетия назад, и в настоящее время носила не только прагматический характер увлечения их в игре, чтобы они не мешали взрослым.

Игра в городки для младших дошкольников - это физическое и интеллектуальное развитие. Она учит внутренней дисциплине, развивает упорство, способность своевременно принимать верные решения.

Движение - это врожденная потребность ребёнка, и от удовлетворения её зависит здоровье малышей.

Поэтому крайне необходимо удовлетворить эту потребность в условиях детского сада, где дети организованы в группы. В настоящее время возросло количество детей с респираторными заболеваниями, нарушениями осанки, избыточным весом, с нарушениями зрения. Причинами этого является малоподвижный образ жизни.

Игра же в городки является прекрасным видом двигательного досуга, которая включает в себя как изучение элементов спорта, знакомство с ним, так и закаливание организма, общение детей друг с другом и со взрослыми.

При игре в городки ребёнку разрешается делать то, что, как правило, делать запрещено: играть с палкой, бросать её, бегать и кричать. Всё это является естественной и необходимой для психического здоровья психоэмоциональной разгрузкой.

Удовлетворение, возникающее в результате преодоления возникающих трудностей различного характера, способствует развитию волевых усилий, обогащению двигательного и жизненного опыта. Помимо этого городки могут являться одной из форм организации семейного досуга и укрепления связи поколений. Таким образом, привитие навыков, связанных с игрой в городки, для дошкольников означает физическое, психическое и социальное благополучие.

Чтобы убедиться в исключительной полезности игры в городки с дошкольниками, надо всего немного - организовать с ними эту игру и понаблюдать за их реакцией. Основываясь на богатом опыте занятий в городки с детьми дошкольного возраста, автор уверен - противников этой игры не будет, а последние сомнения рассеются. Важно помнить одно - не следует давать детям биты для взрослых. Детские биты должны быть доступны ребёнку по весу. И лучше, при наличии выбора, если он выберет себе биты самостоятельно.

Условно при обучении детей основам городков можно выделить несколько составных этапов:

1. Подготовка площадки для занятий.

2. Организационный момент.

3. Проведение занятия.

4. Заключительная часть.

1. Подготовка площадки

Площадка для занятий обязательно должна быть чистой и безопасной - ударные зоны ограничены.

В условиях хорошей погоды предпочтительнее производить занятия на открытом воздухе.

Разметку «городов» для игры дошкольников не следует делать более 1х1 м.

Для занятий должны быть подготовлены биты разного веса, доступные по физическим параметрам для занимающихся дошкольников.

Сами биты обязательно должны иметь определённый центр тяжести, обеспечивающий вращение биты.

2. Организационный момент

При проведении занятий с дошкольниками особое внимание необходимо уделять организационным аспектам.

В ходе организационного этапа детям необходимо чётко объяснить: что мы будем делать, что такое игра в городки, как себя вести, какие меры предосторожности соблюдать, кого слушаться, что нельзя делать.

3. Проведение занятия

В начале занятия объясняется общая цель и суть игры в городки.

Следующим этапом является знакомство с основными городошными фигурами. Производится показ фигур, в ходе которого задаются наводящие вопросы. Во время ознакомления с фигурами следует поощрять активность детей, задавая им вопросы и предоставляя им возможность проявить фантазию и инициативу.

После окончания упражнения на придумывание фигур рекомендуется попросить установить первоначальные для показа фигуры классической партии - «Пушку», «Стрелу», «Звезду», «Колодец», «Пулеметное гнездо», «Артиллерия», «Часовые». При большом составе группы и достаточном количестве городков можно выставлять и большее количество фигур.

При проведении занятий рекомендуется использовать плакат с изображением городошных фигур, который должен находиться в непосредственной близости от городошной площадки, в спортивном зале и в спортивных уголках групп. Это позволяет детям запоминать конфигурацию фигур, варианты их построения, самостоятельно проявлять поисковую инициативу без обращения за помощью к старшим.

После ознакомления с игровой площадкой и инвентарем для игры, участники занятия делятся на команды. Необходимо, чтобы во время игры рядом был инструктор, который объяснит детям основы техники броска и придёт в необходимый момент им на помощь - подскажет, поддержит, похвалит или, наоборот, сделает замечание, если что-то делается неправильно.

Обучение технике проводится с жёстким соблюдением требований мер безопасности и предупреждения травматизма.

Зрители и обучаемые находятся сзади игроков на значительном удалении, но с доступным обзором.

Основной элемент городошной техники - это бросок биты. Здесь недостаточно одной точности, необходим, кроме того, и точный расчет. Мало попасть битой в фигуру, нужно еще, чтобы она полностью развернулась у цели и соприкоснулась с наибольшим числом городков. Поэтому в игре необходимо хорошо отработать бросок, чтобы бита всегда вращалась с од-

ной скоростью и делала полный оборот вокруг своего центра тяжести, пролетев каждый раз одинаковое расстояние.

Как правило, на первых занятиях речь не идёт об объяснении всей техники броска. Основная задача первых занятий по технике - показать правильность движений и их последовательность. В ходе выполнения бросков осуществляется корректировка и подсказка, как надо правильно выполнять бросок. Необходимо помнить, что на этом этапе обучения для ребенка очень важны похвала и поддержка.

Результативность броска зависит от многих причин: степени владения избранным способом броска, захвата ручки, правильного выбора места, врождённой координации, настойчивости и упорства в овладении навыками игры. Городки являются общеразвивающей игрой, в которой общая координация занимает важнейшее место.

Все действия детьми выполняются только по команде инструктора: «Можно взять биту», «Можно выполнить бросок», «Собрать биты» и пр. Рекомендуется делать так, чтобы бросившие биты дети самостоятельно забрали их и принесли другому участнику своей команды.

Техника броска биты состоит из следующих элементов:

- хват или держание биты за ручку;

- исходное положение - стойка;

- замах - отведение биты;

- разгон биты;

- выброс, или финальное усиление.

«Хватом» называют удержание биты кистью. Существует много его разновидностей. Различают глубокий хват - конец ручки биты выходит за пределы кисти; средний - граница мякоти кисти совпадает с концом ручки; мелкий - ручка заканчивается под мизинцем руки игрока. Процесс обучения проводится на учебных занятиях инструктором по физической культуре, педагогом дополнительного образования на прогулке и в самостоятельной игровой деятельности под контролем воспитателей групп.

Обучение игре начинается с выбивания фигуры «солдаты» («заборчик»). В ней городки выставляются вертикально на одной линии на расстоянии 10-15 см друг от друга. Эта фигура имеет большой объём, что облегчает её выбивание, повышает эмоциональную заинтересованность детей и стремление к совершенству. Игрок располагается на линии полукона на расстоянии 3 м от города и принимает исходное положение (стойку).

Стойка

Постановка ног. Правая стопа ставится впереди на расстоянии шага от левой. Вес тела равномерно распределяется на обе ноги, не наступая на линию.

Туловище занимает естественное положение по отношению к постановке ног и раскрепощено, насколько позволяет удержание биты в руках. Голова направлена лицом к фигуре и остаётся в таком положении или

близко к нему в течение всего броска. Продольная ось биты направлена в сторону фигуры.

Замах

Замах начинается с переноса веса тела на толчковую ногу, правая нога при этом незначительно сгибается в коленном суставе. Плечи немного отводятся назад и поворачиваются по часовой стрелке, увлекая руки с битой через сторону назад. Левая рука лёгким толчком освобождается от биты в направлении её и продолжает закручивать плечи с позвоночным столбом. Правая рука продолжает отводить биту назад, постепенно выпрямляясь в локтевом суставе.

Выброс

Весь разгон и выброс правая рука выпрямлена и всю работу выполняет от плеча как одно целое с битой. Заканчивается бросок выбросом биты. При осуществлении броска инструктором объясняется, что в финальной части броска можно переносить центр тяжести тела и переступать после броска.

При проведении замаха и выброса следует обращать особое внимание на то, чтобы дети не отводили взгляда от фигуры, по которой они бросают.

При неблагоприятных погодных условиях, в зимнее, ненастное весеннее и осеннее время, обучение и совершенствование элементов техники игры в городки может проводиться в спортивном зале на универсальной разметке. На ней есть линия построения фигур, линия кона и полукона.

Включение в учебные занятия обучение игре в городки расширяет рамки учебной программы, обогащает детей новыми спортивными умениями и навыками, углубляет знания о старинных русских традициях и подвижных играх. Эффективность обучения повышается при наличии спортивного инвентаря в группах в количестве не менее двух в каждой, при заинтересованности и ответственности воспитателей или инструкторов. И сегодня мы с удовольствием делимся знаниями об этой игре.

Первые пробы игры

В нашем детском учреждении «Жар-птица» в канун празднования Дня защиты детей был проведён спортивный турнир по игре в городки.

В турнире приняли участие две группы старшего дошкольного возраста: «Лесная» и «Морская». Занятия проходили на свежем воздухе, на специально отведённой площадке, с соблюдением техники безопасной игры. Турнир по игре в городки провела педагог дополнительного образования логопед О. Н. Сычевская.

Как педагог-логопед спортивной кружковой работы считаю развитие крупной моторики огромным подспорьем в развитии речи дошкольников. Двигательные затруднения у детей могут препятствовать нормальному речевому развитию, затруднять передвижения в пространстве, активные действия с различными предметами, а также освоение навыков письма и чтения, занятия спортом и играми. В результате двигательных расстройств у детей может нарушаться мотивация к играм и любой другой деятельности. Кроме того, двигательные нарушения, возникшие в раннем возрасте, оказывают пагубное влияние на последующее развитие.

Самостоятельная игра. Турнир

Немаловажным моментом в развитии речи детей является развитие крупной моторики, которое помогает поднять уровень активности ребенка, обеспечивает развитие зрительного и слухового внимания, способствует формированию межполушарного взаимодействия: правостороннего, левостороннего, координации в целом. Двигательные упражнения формируют образ собственного тела ребенка, что помогает лучше осознавать себя, управлять своим телом и поведением, лучше ориентироваться в пространстве, правильно действовать и играть в команде, т. е. активно заниматься физической культурой, спортом, при этом развивая речь!

Награждение победителей

И. Н. Цывунина, А. Л. Вавилов

Методика развития скоростно-силовых способностей юношей 12-14 лет, занимающихся мини-футболом

Современная техника владения мячом в мини-футболе немыслима без базовой ско-ростно-силовой подготовки, особенно в период становления данных способностей. На каждом этапе подготовки необходимо заложить фундамент, на основе которого будет строиться будущая соревновательная деятельность спортсмена. Однако данной проблеме наставники при работе с детьми, занимающихся мини-футболом, не всегда уделяют должное внимание, поэтому мы посчитали возможным провести дополнительные исследования по этому вопросу. Нами была разработана и представлена в статье методика развития скоростно-силовых способностей юношей 12-14 лет, занимающихся мини-футболом, основанная на разделении этапов подготовки годичного цикла, с акцентированным воздействием на скорость и силу. Полученные результаты констатирующего и формирующего эксперимента полностью подтвердили выдвинутую гипотезу.

Ключевые слова: скоростно-силовые способности, мини-футбол, сила, скорость, стато-динамические упражнения, методика.

Для игры в мини-футбол характерны разнообразные чередования движений, быстрая смена ситуаций, изменение интенсивности и продолжительности деятельности каждого игрока. Во время игры в мини-футбол игровые действия характеризуются в постоянном силовом противоборстве с соперником. Мини-футболисты имеют дело с собственным весом и весом мяча. Очевидно, в связи с этим они используют свою силу, в основном, для преодоления инерции собственного тела и удара по мячу. По ходу игры спортсмены выполняют большое количество ускорений, остановок, прыжков, ударов по мячу, а также изменения направления движения, в которых проявляется сила футболистов. В связи с этим мини-футбол требует прежде всего от спортсмена высокого уровня развития скоростно-силовых качеств - комплексное сочетание силы и скорости [4, 5].

В настоящее время еще не получила научного обоснования методика развития скоростно-силовых способностей с учетом возрастных особенно-

104

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.