УДК 37 ББК 74
DOI 10.24411/2073-3305-2021-3-271-276
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ
_________W ___
ФУТБОЛ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
Дмитрий Витальевич ПЕТУХОВ,
инструктор по физической культуре,
педагог по сенсорной интеграции ГБОУ г. Москвы
«Специальная (коррекционная) школа № 1708»
E-mail: [email protected]
Надежда Георгиевна ВОЛЬДИМАРОВА,
кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры уголовного права и криминологии Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России)
E-mail: [email protected]
Аннотация. Рассматриваются сложившиеся в спортивно-педагогической науке и в праве предпосылки и условия совершенствования методики обучения игре футбол на этапе начальной подготовки. Целью исследования является выработка основных направлений совершенствования методики обучения игре футбол на этапе начальной подготовки и рекомендаций по повышению эффективности учебного и спортивно-тренировочного процесса; выработка целей построения и организации учебного процесса (обучения) и спортивно-тренировочного процесса на начальном этапе подготовки в футболе как комплекса используемых педагогических приемов, средств и методов, направленных на укрепление здоровья, формирование у обучающихся практических умений и навыков овладения системой технических приемов и тактических действий, развитие скоростно-силовых и координационных способностей и целевой точности движений и психофизическое совершенствование личности.
Ключевые слова: физическая культура; спорт; футбол; методика обучения игре футбол; учебный процесс; спортивно-тренировочный процесс; система физического воспитания; детско-юношеские спортивные школы; двигательные способности; скоростно-силовые способности; координационные способности; целевая точность движений.
PEDAGOGICAL AND LEGAL PREREQUISITES FOR IMPROVING THE METHODOLOGY OF TEACHING THE GAME OF FOOTBALL AT THE STAGE OF INITIAL TRAINING
Dmitry Vitalievich PETUKHOV,
Physical Education Instructor, Sensory Integration Teacher, State Educational Institution of Moscow «Special Correctional School No. 1708»
E-mail: [email protected]
Nadezda Georgievna VOLDIMAROVA,
Candidate of Law, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Criminal Law and Criminology, All-Russian State University of Justice (RPA of the Ministry of Justice of Russia)
E-mail: [email protected]
Abstract. The preconditions and conditions for improving the methodology of teaching the game of football at the stage of initial training are considered in the field of sports and pedagogical science and in law. The aim of the research is to develop the main directions of improving the methodology of teaching the game of football at the stage of initial training and recommendations for increasing the effectiveness of the educational and sports-training process; development of goals for the construction and organization of the educational process (training) and the sports-training process at the initial stage of training in football as a complex of used pedagogical techniques, means and methods aimed at strengthening health, the formation of students' practical skills and abilities to master the system of techniques and tactical actions , development of speed-power and coordination abilities and target accuracy of movements and psychophysical improvement of personality.
Key words: physical culture; sport; football; method of teaching football; educational process; sports training process; physical education system; children and youth sports schools; motor abilities; speed-strength abilities; coordination abilities; target accuracy of movements.
Футбол, являясь одним из самых востребованных среди детей и молодежи видом спорта в России, способствует укреплению здоровья, развитию физических качеств и в силу своей специфики связан с повышенной игровой и двигательной активностью. Обучение игре футбол на начальном этапе подготовки в нашей стране ведется в детско-юношеских спортивных школах (ДЮСШ) и в секциях общеобразовательных школ, деятельность которых предусматривается в рамках внеклассной работы. В «Общенациональной стратегии развития футбола в Российской Федерации на период до 2030 года» (далее — Общенациональная стратегия развития футбола)1 в качестве приоритетной цели признается развитие детско-юношеского и массового футбола. Для реализации данной цели в России осуществляется крупномасштабная государственная поддержка и благоприятствование развитию данного вида спорта, в частности, совершенствуется система подготовки спортсменов, а также тренерских и управленческих кадров, в стране проводятся важные международные футбольные турниры мирового футбола, такие как Кубок конфедераций FIFA (2017), чемпионат мира по футболу FIFA (2018), чемпионат Европы (2020) и т.д. Совершенствуется нормативно-правовая основа регулирования правоотношений в сфере профессиональных спортивных соревнований2.
Футбол значительно отличается от других спортивных игр, связанных с двигательной активностью, прежде всего, таких наиболее распространенных в России, как волейбол, баскетбол и гандбол. Игровая и двигательная активность как совокупность технико-тактических и двигательных действий отражают функциональный потенциал футболиста и реализуются в процессе игры. В соответствии с правилами игры двигательная активность в футболе, как извест-
но, совершается ногами, исключение составляют лишь вбрасывание мяча из-за боковой линии, а также игровая деятельность вратаря.
Ввиду специфики двигательной активности футбол в сравнении с другими спортивными играми наиболее результативно содействует совершенствованию координационных способностей и целевой точности движений, формированию техники точностных движений и развитию двигательных действий в целом, что оказывает позитивное влияние на процесс последующей жизнедеятельности обучающихся, создает благоприятные условия для овладения ими практическими навыками в различных сферах профессиональной деятельности, требующих совершенства координационных способностей и целевой точности движений.
Высокая двигательная активность в футболе взаимосвязана с сопровождающим игру подъемом эмоций и коллективной мотивацией на победу, что во многом служит катализатором двигательных действий в игре, которые в иной обстановке (вне эмоционального фона игры и стремления к победе) требовали бы более значительных трудозатрат.
Цель обучения игре в футбол, как в общеобразовательной школе, так и в ДЮСШ, заключается в привитии обучающимся осознанной, мотивирующей потребности заниматься данным видом спорта, что является залогом последующего гармоничного психофизического развития личности. Достижение данной цели осуществимо посредством обучения учащихся начальных классов базовым элементам техники и тактики футбола, формирования на начальном этапе практических умений и навыков овладения системой технических приемов и тактических действий в футболе.
Ученые обосновывают технологию обучения игре футбол, ранжируя процесс обучения на ряд
этапов формирования практических умений и навыков в определенной последовательности. «На первом этапе дети должны овладеть умением наносить удар по неподвижному или движущемуся мячу. На втором этапе должны научиться бить и передавать мяч обеими ногами, контролировать его боковой стороной стопы и увеличивать контроль за мячом во время его ведения. На данной стадии происходит обучение базовым правилам ударов по мячу, его ведению и удержанию, при этом предпочтение отдается передачам мяча по кругу и салкам с мячом. На третьем этапе внимание уделяется передаче мяча, его ловле и ведению, изучаются специальные приемы удара по мячу, его остановке боковой стороной ноги и игре головой, а также вводится сложная по уровню игра нападающих и защитников»3.
Результативность обучения футболу прежде всего зависит от применяемого комплекса физических упражнений. В особенности эффективными средствами физического воспитания при обучении игре футбол являются комплексы упражнений с использованием мяча, направленные на освоение базовых элементов техники футбола и тактических действий, формирование координационных способностей и целевой точности движений, ловкости и скоростно-си-ловых качеств.
Эффективность обучения игре футбол, в свою очередь, определяет результативность соревновательной деятельности в футболе, как логический итог, цель любой спортивной игры. Факторами эффективности соревновательной деятельности в футболе являются следующие показатели:
1) технико-тактические действия — как индивидуальные, так и коллективные (свидетельствуют о состоянии технико-тактической подготовки игроков и команды в целом);
2) двигательные действия (передвижения) игроков (свидетельствуют об уровне их физической подготовки).
В методике обучения игре футбол выделяют следующие технико-тактические показатели:
1) передачи мяча: короткие, средние (вперед, назад, поперек) и длинные;
2) ведение мяча;
3) обводка мяча;
4) отбор мяча;
5) перехват мяча;
6) игра головой;
7) удары по воротам — головой и ногами.
Залогом эффективности соревновательной деятельности является согласованная деятельность футболистов, основанная на слаженном групповом взаимодействии, которая проявляется в точных передачах мяча (технике точностных движений игроков), скоростном ведении и дальности броска мяча, точности и результативности ударов в ворота соперника.
Эффективность передач определяется дислокацией партнеров, расстоянием между ними и целевой точностью движений. Эффективность поражения ворот соперника зависит от расстояния до ворот, точности совершения удара, положения вратаря и защитника и других факторов.
В общеобразовательной школе и ДЮСШ необходимо совершенствование методики начального обучения технике футбола в целях повышения эффективности учебного и спортивно-тренировочного процесса. В частности, необходимо акцентировать внимание на развитии скорост-но-силовых и координационных способностей и целевой точности движений как важных отправных компонентов обучения технике игры футбол, формировании за счет этого техники ведения мяча, передач, техники точностных движений, овладении практическими двигательными умениями и навыками.
Следует констатировать, что возможности обучения футболу в общеобразовательной школе уступают возможностям организации спортивной тренировки в ДЮСШ. В условиях общеобразовательной школы обучение игре футбол ограничивается основами технико-тактической подготовки. Кроме того, обучение технико-тактическим приемам в общеобразовательной школе проводится с учетом фактического уровня развития двигательных способностей учащихся.
Подтверждено, что у игроков, имеющих многолетний стаж занятия футболом, высоко развиты функциональные системы организма, ско-ростно-силовые и координационные способности, развита техника точностных движений, доведены до автоматизма двигательные навыки, также для них характерна лабильность нервных процессов.
В соответствии со ст. 32 Федерального закона от 4 декабря 2007 г. № 329-Ф3 (ред. от 30 декабря 2020 г.) «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (далее — Закон физической культуре и спорте)4 в процессе обучения и осуществления спортивной подготовки устанавливаются следующие этапы:
1) спортивно-оздоровительный этап;
2) этап начальной подготовки (7—12 лет);
3) тренировочный этап (этап спортивной специализации) (13—15 лет);
4) этап совершенствования спортивного мастерства (спортивного совершенствования) (16—18 лет);
5) этап высшего спортивного мастерства.
Содержание указанных этапов спортивной
подготовки определяется программами спортивной подготовки, разработанными и реализуемыми организацией, осуществляющей спортивную подготовку, в соответствии с требованиями федеральных стандартов спортивной подготовки5.
Спортивно-оздоровительный этап, согласно ст. 32 Закона о физической культуре и спорте, реализуется в организациях дополнительного образования детей, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта. Содержание спортивно-оздоровительного этапа определяется в соответствии с реализуемыми такими организациями дополнительными обще-развивающими программами в области физической культуры и спорта, и на этот этап не распространяются требования федеральных стандартов спортивной подготовки6.
Учебный процесс (обучение) и спортивно-тренировочный процесс на начальном этапе подготовки в футболе исходя из принципов их построения и организации представляют собой комплекс педагогических средств и методов, предполагающих в качестве общей (единой) цели укрепление здоровья, формирование практических умений и навыков овладения системой технических приемов и тактических действий, развитие скоростно-силовых и координационных способностей и целевой точности движений, психофизическое совершенствование личности, вовлечение обучающихся в активное занятие спортом и пропаганда здорового образа жизни. Необходимыми составными и взаимосвязанными элементами единого целостного процесса обучения игре футбол являются также техническая и тактическая виды подготовки, развитие физических качеств юных футболистов и их психофизическое совершенствование. Только высокий уровень данных показателей в сочетании их между собой позволяет достичь высоких результатов в освоении футбола. Изложенное подтверждается исследованиями ученых7.
«Качество обучения футболу, — как верно отмечает С.К. Городилин, — зависит от количества занятий в неделю, продолжительности одного занятия, условий проведения занятий и
наличия соответствующего оборудования. Если футбол избран в учебно-воспитательном процессе как основной вид спорта, то имеют место три урока физической культуры в неделю с данной спортивной дисциплиной в рамках запланированной четверти. Если в это время ведутся еще и учебно-тренировочные секционные занятия (2—3 раза в неделю) продолжительностью 60 минут, то суммарное время занятий футболом в недельном цикле составит 5—6 часов, что можно признать вполне удовлетворительным для обучения данной спортивной игре»8.
На предварительном этапе обучения игре футбол первоначально необходимо выявить общий уровень спортивной подготовки обучающихся путем их тестирования либо визуально, т.е. посредством наблюдения за обучающимися во время спортивных занятий, выполнения ими двигательных действий. Далее составляется план занятий на текущий год дифференцированно по следующим направлениям: техническая подготовка, тактическая подготовка, интегральная подготовка, развитие физических качеств. Применительно к каждому разделу плана составляется комплекс физических упражнений.
Футбол традиционно является самым массовым и популярным видом спорта в нашей стране, но при этом, по данным научных исследований, деятельность детских спортивных учреждений, занимающихся подготовкой юных футболистов, является недостаточно эффективной. В «Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года», утвержденной распоряжением Правительства РФ от 24 ноября 2020 г. № 3081-р (далее — Стратегия развития физической культуры и спорта)9 к числу основных задач в области развития физической культуры и спорта в Российской Федерации отнесены: «создание новой национальной системы физкультурно-спортивного воспитания; разработка и реализация комплекса мер по пропаганде физической культуры и спорта как важнейшей составляющей здорового образа жизни; модернизация системы физического воспитания, в том числе в образовательных учреждениях». При этом в качестве основных направлений модернизации системы физического воспитания, в том числе в школьных образовательных учреждениях, в Стратегии развития физической культуры и спорта определены «модернизация и совершенствование физического воспитания в образовательных учреждениях и повышение эффективности физической подготовки обучающихся»10.
Указанные задачи, закрепленные в Стратегии развития физической культуры и спорта, также отражены в ст. 84 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 8 декабря 2020 г.)11.
Для модернизации системы физического воспитания, в том числе в школьных образовательных учреждениях, в Стратегии развития физической культуры и спорта предусматривается необходимость реализации комплекса следующих мер: «физическое воспитание обучающихся в образовательных учреждениях, в том числе: модернизация физического воспитания и развитие спорта в образовательных учреждениях; совершенствование системы физкультурных и спортивных мероприятий; внедрение рекомендаций по повышению эффективности проведения обязательных уроков физической культуры и дополнительных спортивных занятий в системе образовательных учреждений. В целях совершенствования подготовки спортивного резерва для повышения конкурентоспособности российского спорта на международной спортивной арене необходима модернизация системы развития детско-юношеского спорта и подготовки спортивного резерва; стимулирование развития системы дополнительного образования в сфере физической культуры и спорта; разработка требований к организации деятельности ДЮСШ и специализированных ДЮСШ олимпийского резерва с учетом современных требований; разработка учебно-тренировочных программ спортивных школ по видам спорта с учетом современных спортивных технологий»12.
Исходя из индивидуальных особенностей и уровня подготовленности учащихся общеобразовательных школ и ДЮСШ, а также оснащенности школ необходимым спортивным оборудованием и инвентарем, с учетом климатических особенностей расположения учебной тренировочной базы государственная образовательная программа в области физической культуры и спорта в соответствии с Законом об образовании гарантирует использование дополнительных общеобразовательных программ в сфере развития физической культуры и спорта, в том числе направленных на внедрение востребованных видов спорта, среди которых важное место по праву принадлежит футболу. «Дополнительные общеобразовательные программы в области физической культуры и спорта включают в себя: 1) дополнительные общеразвивающие программы в области физической культуры и спорта, кото-
рые направлены на физическое воспитание личности, выявление одаренных детей, получение ими начальных знаний о физической культуре и спорте (программы физического воспитания и физкультурно-оздоровительные программы); 2) дополнительные предпрофессиональные программы в области физической культуры и спорта, которые направлены на отбор одаренных детей, создание условий для их физического воспитания и физического развития, получение ими начальных знаний, умений, навыков в области физической культуры и спорта (в том числе избранного вида спорта) и подготовку к освоению этапов спортивной подготовки»13.
На основе изложенного следует резюмировать, что в общеобразовательной школе и ДЮСШ необходимо совершенствование методики начального обучения технике футбола в целях повышения эффективности учебного и спортивно-тренировочного процесса. В частности, следует акцентировать внимание на развитии у обучающихся скоростно-силовых и координационных способностей и целевой точности движений как важных отправных компонентов обучения технике игры футбол, формировании за счет этого техники ведения мяча, передач, техники точностных движений и овладения практическими двигательными умениями и навыками.
Учебный процесс (обучение) и спортивно-тренировочный процесс исходя из принципов их построения и организации на начальном этапе подготовки в футболе представляют собой комплекс педагогических приемов, средств и методов, предполагающих в качестве общей цели: укрепление здоровья, формирование у обучающихся практических умений и навыков овладения системой технических приемов и тактических действий, развитие скоростно-силовых и координационных способностей и целевой точности движений, а также психофизическое совершенствование личности, вовлечение обучающихся в активное занятие спортом и пропаганду здорового образа жизни.
Необходимыми составными и взаимосвязанными элементами единого целостного процесса обучения игре футбол являются также техническая и тактическая виды подготовки, развитие физических качеств юных футболистов и их психофизическое совершенствование. Только высокий уровень данных показателей в сочетании их между собой позволяет достичь высоких результатов в освоении футбола.
1 Общенациональная стратегия развития футбола в Российской Федерации на период до 2030 года (утв. приказом Минспорта России от 11 сентября 2017 г. № 797 «Об утверждении общенациональной стратегии развития футбола в Российской Федерации на период до 2030 года (в новой редакции)») // Сборник официальных документов и материалов Министерства спорта РФ. 2017. № 10.
2 См., например: Фоменко Е.В. Проблемы уголовной ответственности за подкуп участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов // Закон и право. 2014. № 4. С. 81—82.
3 См.: Кураш В.П. Формирование у школьников техники игры в футбол на основе развития целевой точности движений: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2006. С. 17; Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания; теоретико-методические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры): учебник. М.: Физкультура и спорт, 2015. С. 113.
4 Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (ред. от 2 августа 2019 г.) // СЗ РФ. 2007. № 50. Ст. 6242.
5 Там же.
6 Там же.
7 См.: Ал Арджа Мохаммед Али Мохаммед. Психолого-педагогическое сопровождение юных спортсменов командных видов спорта: автореф. дис.... канд. наук. М., 2016. С. 4; Кудяшев Н.Х. Техническая подготовка юных футболистов на начальном этапе обучения: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Набережные Челны, 2011. С. 14.
8 Кураш В.П., Городилин С.К. Футбол в физическом воспитании школьников / / Актуальные проблемы здорового образа жизни в современном обществе: Тезисы междунар. науч.-практ. конф. Минск, 2003. С. 259.
9 Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 24 ноября 2020 г. № 3081-р «Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года») // СЗ РФ. 2020. № 49. Ст. 7958.
10 Там же.
11 Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 26 июля 2019 г.) // СЗ РФ. 2012. № 53 (ч. 1). Ст. 7598.
12 Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года.
13 Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 26 июля 2019 г.).