Научная статья на тему 'Спортивно-ориентированное физическое воспитание на основе использования элементов туристского многоборья в начальном физкультурном образовании'

Спортивно-ориентированное физическое воспитание на основе использования элементов туристского многоборья в начальном физкультурном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
328
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАТИВНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ТУРИСТСКОЕ МНОГОБОРЬЕ / НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА / INTEGRATION EDUCATION / TOURIST ALL-ROUND EVENTS / AN ELEMENTARY SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мухина Маргарита Петровна, Ломовцева Наталья Юрьевна

В статье анализируется программа интегративного физического воспитания в общеобразовательной школе на основе использования элементов туристского многоборья, рассматриваются основные группы упражнений туристского многоборья

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мухина Маргарита Петровна, Ломовцева Наталья Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The sports-focused physical training on the basis of elements of tourist all-round events in initial sports education

An integration physical training system in a secondary school on the basis of elements of tourist all-round events is presented. The basic groups of exercises of tourist all-round events are given.

Текст научной работы на тему «Спортивно-ориентированное физическое воспитание на основе использования элементов туристского многоборья в начальном физкультурном образовании»

3. Дубилей В.В. Физиология и патология системы дыхания у спортсменов / В.В. Дубилей, П.В. Дубилей, С.Н. Кучкин. — Казань, 1991. — 143 с.

4. Михайлов В.В. Дыхание спортсмена / В.В. Михайлов. — М., 1983. - 103 с.

5. Карпман В.Л. Динамика кровообращения у спортсменов / В.Л. Карпман, Б.Г. Любина. — М. : Физкультура и спорт, 1982. — 135 с.

6. Бреслав И.С. Феномен отказа в мышечной деятельности. Роль системы дыхания / И.С. Бреслав, Н.И. Волков / Физиология человека. — 2002. — Т.28. — № 1. — С. 121 — 129.

7. Дембо А.Г. Спортивная кардиология / А.Г. Дембо, Э.В. Земцовский. — Л. : Медицина, 1989. — 464 с.

8. Белоцерковский З.Б. Эргометрические и кардиологические критерии физической работоспособности у спортсменов /З.Б. Белоцерковский — М. : Советский спорт, 2005. — 312 с.

9. Гаврилова Е.А. Спортивное сердце. Стрессорная кар-диомиопатия: монография / Е.А. Гаврилова. — М. : Советский спорт, 2007. — 200 с.

10. Харитонова Л.Г. Типы адаптации в спорте: монография / Л.Г. Харитонова. — Омск, 1991. — 199 с.

ШУЛЬПИНА Виктория Петровна, доктор педагогических наук, доцент, старший научный сотрудник НИИ ДЭУ СибГУФК.

E-mail: [email protected] МАКАРОВА Ирина Михайловна, кандидат медицинских наук, врач, научный сотрудник НИИ ДЭУ СибГУФК.

644009, г. Омск, ул. Масленникова, 144.

Дата поступления статьи в редакцию: 03.06.2009 г.

© Шульпина В.П., Макарова И.М.

УДК 796 М. П. МУХИНА

Н. Ю. ЛОМОВЦЕВА

Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, г. Омск

СПОРТИВНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ТУРИСТСКОГО МНОГОБОРЬЯ В НАЧАЛЬНОМ ФИЗКУЛЬТУРНОМ ОБРАЗОВАНИИ_________________________

В статье анализируется программа интегративного физического воспитания в общеобразовательной школе на основе использования элементов туристского многоборья, рассматриваются основные группы упражнений туристского многоборья.

Ключевые слова: интегративное воспитание; туристское многоборье; начальная школа.

Необходимость модернизации современной системы физического воспитания обусловлена не только тем, что она не справляется с решением главной задачи современного общества — удовлетворением потребности в здоровом, физически развитом подрастающем поколении, с максимальным развитием способностей к саморегуляции и самообразованию через развитие способов деятельности [1], но и не создает предпосылок для подготовки чемпионов в различных видах спорта [2].

По мнению Бальсевича В.К. и Лубышевой Л.И. [3], в настоящее время набирает обороты процесс интеграции культуры физической и спортивной за счет адаптирования технологий спортивной подготовки к потребностям и условиям физического воспитания детей. При этом, отмечают авторы, подготовка спортсменов должна базироваться на природосообразном принципе, следовании биологическим закономерностям формирования высшего спортивного мастерства с

опорой на всемерное повышение качества массового физического воспитания и системы подготовки спортивного резерва с упором на формирование здоровья юного спортсмена.

В настоящее время разработано и активно внедряется в практику спортивно-ориентированного физического воспитания общеобразовательных школ программное обеспечение по следующим специализациям: волейбол, баскетбол и плавание [4].

Однако следует отметить, что большинство общеобразовательных школ, а особенно сельских, все еще обладают низкой материально-спортивной оснащенностью. В связи, с чем использование элементов туризма в процессе физического воспитания будет способствовать решению проблемы физического и спортивного воспитания детей.

Анализ научно-методической литературы показал, что вопросы использования элементов туристского многоборья в процессе физического воспитания детей

«ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 6 (82), 2009 ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ

ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ «ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 6 (82), 2009

младшего школьного возраста не достаточно изучены. Имеются рекомендации об использовании элементов краеведения в рамках уроков физической культуры детей дошкольного и младшего школьного возраста [5, 6], а также отдельных блоков коллективных игр и игровых туристских упражнений в процессе физического воспитания старших школьников [7].

Целью исследования является теоретическое и экспериментальное обоснование методики использования элементов туристского многоборья в вариативной части программы физической культуры начальной школы.

Объект исследования — процесс физического воспитания детей младшего школьного возраста с учетом реализации вариативной части программы в физическом воспитании младших школьников.

Предмет исследования — содержание вариативной части программы физической культуры начальной школы на основе использования элементов туристского многоборья.

Задачи исследования

1. Установить последовательность прохождения элементов туристского многоборья в микроциклах физического воспитания детей младшего школьного возраста.

2. Разработать и обосновать методику использования элементов туристского многоборья в вариативной части программы физической культуры начальной школы.

Педагогические контрольные испытания с целью оценки двигательной, физической подготовленности младших школьников проводились по методикам В. И. Ляха, Г. Б. Мейксона, Л. Б. Кофмана (1995) и А. И. Кравчука (1998). Специально-двигательная подготовленность детей оценивалась по пяти тестам (узлы, топографические знаки, подъем, спуск, траверс). Оценка качества выполнения элементов туристского многоборья (подъем, спуск, траверс), разработанная Н. Ю. Ломовцевой, предполагала четырехбалльную шкалу: 3 балла — в соответствии с правилами соревнований, мелкие и общие технические ошибки; 2 балла — наличие нескольких средних технических ошибок; 1 балл — наличие средних и грубых технических ошибок, граница с невыполнением, искажением; 0 баллов — невыполнение, искажение техники упражнения.

Педагогический эксперимент проводился в течение двух лет (2004 — 2006 гг.) на базе МОУ НШДС № 214 г.Омска в рамках работы городской экспериментальной площадки, реализующей технологию интегративного физического воспитания детей младшего школьного возраста. В эксперименте приняли участие обучающиеся 1-4-х классов в количестве 110 человек (56 мальчиков, 54 девочки).

Предварительный педагогический эксперимент (2004 — 2005 гг.) предполагал реализацию программы интегративного физического воспитания детей младшего школьного возраста М. П. Мухиной [8] с использованием на уроках физической культуры элементов туристского многоборья в форме подвижных игр (подготовительная, основная и заключительная части урока). В основе интегративного физического воспитания лежит комплексное концентрированное физическое воспитание детей М. П. Мухина (2004, 2006), реализуемое через микроциклы занятий (4 урока физической культуры). Содержание подвижных игр с элементами туризма было распределено в три блока: подвижные игры, направленные на воспитание физических качеств; подвижные игры сопряженной

направленности (воспитание физических качеств и техническое выполнение приемов); подвижные игры технической направленности [9].

Реализация основного педагогического эксперимента (2005 — 2006 гг.) предполагала распределение учебного программного материала на две части, где инвариативная часть была представлена программой интегративного физического воспитания [8] с использованием в подвижных играх элементов туристского многоборья, а вариативную часть — методикой обучения элементам туристского многоборья в процессе физического воспитания детей младшего школьного возраста Н. Ю. Ломовцевой [9]. Следует отметить, что использование элементов туристского многоборья в вариативной части программы физической культуры начальной школы проводилось только со второго класса. Это связано с тем, что набор в спортивные секции по туристскому многоборью осуществляется, как правило, с 9—10 лет.

Определение состава базовых и профилирующих упражнений туристского многоборья предполагало теоретический анализ и обобщение научной и методической литературы по туристскому многоборью. В соответствии с рекомендациями А. И. Кравчука [10], Л. Я. Аркаева и Н. Г. Сучилина [11] были определены базовые и профилирующие упражнения, которые явились составной частью подъемов, спусков, траверсов и переправ. К базовым упражнениям были отнесены простые движения определенной структурной подгруппы, имевшие значение во всех возрастных группах и образующие серию последующих более сложных основных движений. Профилирующие упражнения представляли собой центральные упражнения в структурной подгруппе видов движений. Они содержали в себе детали техники упражнений данной подгруппы. Качественное (безупречное) освоение в начале базовых упражнений, а затем профилирующих делает возможным прогрессивный перенос качества техники этих упражнений на остальные движения. Отобранное содержание было распределено в соответствии, как с направленностью базовой части программы физической культуры, так и с направленностью подвижных игр с элементами туристского многоборья, используемых в основной части урока (табл. 1).

В первом микроцикле использовалось сочетание изучения разновидностей бега и прыжков на первых трех уроках физической культуры с освоением техники подъемов (это ловкостные, переместительные действия, преодоление высоты в вариативных условиях с опорой о гимнастическую стенку, на узкой опоре, с различными предметами.). При этом на каждом занятии использовались подвижные игры технической направленности («Отгадай топознак», «Загадай топознак», «Узлы», «Чрезвычайное положение (ЧП)», «Север-Запад-Юг-Восток»). Широко использовались компасы, веревки, карабины, карты с топографическими знаками и кодами бедствия, цветные зрительные ориентиры (цветные флажки, цветные карточки и т.д.). Особое внимание обращалось на страховку обучающихся, как индивидуальной, выполняемой учителем физической культуры, так и командной — группой обучающихся.

Во втором микроцикле при изучении разновидностей метания с освоением техники переправы (это ловкостные действия, быстрое сочетание движений руками, ногами и туловища) использовались подвижные игры, направленные на воспитание физических качеств («Слушай сигнал», «Вигвам», «Разведи костер», «Веселые пожарные»). Использовались гимнас-

Распределение учебного материала в микроциклах

МКЦ Направленность

инвариативной части (3 урока) вариативной части (1 урок) подвижных игр

I Разновидности бега и прыжков Подъемы Техническая направленность

II Разновидности метания Переправы Направленность на развитие физических качеств

III Акробатические упражнения Траверсы Направленность на развитие физических качеств

IV Разновидности лазания и равновесия Спуски Сопряженная направленность

V Контроль качества освоения двигательных действий в форме итоговых занятий, подвижных игр, спортивных соревнований

Таблица 2

Конечные уровни специальной подготовленности детей младшего школьного возраста на конец 2005-2006 учебного года, %

Показатели 2 класс, п = 15 3 класс, п = 19 4 класс, п = 18

Узлы 76 82 80 91 100 100

67 75 100

Топографические знаки 100 100 100 100 100 100

100 100 100

Подъемы 76 64 80 91 94 88

100 75 100

Траверсы 88 82 100 100 100 100

100 100 100

Спуски 76 64 93 91 100 100

100 100 100

Примечание: п — количество детей; над чертой — мальчики, под чертой—девочки

Таблица 3

Конечные данные специальной подготовленности младших школьников на конец 2005-2006 учебного года

Показатели 2 класс, п = 15 3 класс, п=19 4 класс, п = 18

х ср ±а V х ср ±а V х ср ±а V

Узлы 2,0 2,2 0,7 0,8 35 36 2,2 2,1 0,8 0,7 36 33 2,5 2,6 0,5 0,5 20 19

1,7 0,5 29 2,5 1,0 40 2,4 0,5 21

Топограф. знаки 2,7 2,5 0,5 0,5 19 20 2,5 2,5 0,5 0,5 20 20 2,6 2,4 0,5 0,5 19 21

3,0 0 0 2,5 0,6 24 2,7 0,5 19

Подъемы 2,0 2,0 0,7 0,9 35 45 2,3 2,3 0,7 0,7 30 30 2,4 2,6 0,6 0,8 25 31

2,0 0 0 2,3 0,9 39 2,3 0,5 22

Траверсы 2,3 2,3 0,7 0,8 30 35 2,7 2,7 0,5 0,5 19 19 2,7 2,9 0,5 0,4 19 14

2,3 0,5 22 2,8 0,5 18 2,6 0,5 19

Спуски 2,0 2,0 0,7 0,9 35 45 2,2 2,2 0,6 0,6 27 27 2,4 2,9 0,5 0,5 21 19

2,0 0 0 2,3 0,5 22 2,2 0,4 18

Примечание: хср — средний показатель; ±а — квадратичное отклонение;

V — коэффициент вариации (%); п — количество детей; над чертой — мальчики, под чертой — девочки.

тические обручи, канат, карты с заданиями, веревки, карабины и др. В качестве зрительных ориентиров служили переносные стойки с обязательной индивидуальной и командной страховкой обучающихся.

В третьем микроцикле при изучении акробатических упражнений с освоением техники траверсов (это динамическое равновесие, переместительные действия, сочетание движений руками и ногами с использованием туристского снаряжения: веревки динамические, карабины, страховочная система) использовались подвижные игры, направленные на

воспитание физических качеств («В лесу», «В парке», «Брод», «Собираемся в поход», «Собери рюкзак»). В организации уроков физической культуры использовались фронтальный или групповой способы обучения, а также индивидуальная и командная страховка обучающихся. Использовались туристский и спортивный инвентарь.

В четвертом микроцикле при изучении разновидностей лазания и равновесия с освоением техники спусков (это отталкивающие действия ногами, сочетание движений ногами и руками) использовались

«ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 6 (82), 2009 ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ

ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ «ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 6 (82), 2009

Годовые темпы роста физических качеств детей младшего школьного возраста, %

Физические качества Год 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс

2005 2006 2005 2006 2005 2006 2005 2006

Скоростная сила 2,5 7,6 4,6 5,1 8,4 5,3 3,3 2,1

Силовая выносливость 40,3 13,7 30,4 9,4 32,2 13,9 25,2 10,3

Ловкость 3,1 7,5 15,2 4,4 3,0 4,4 2,9 3,2

Гибкость 43,7 22,2 20,4 13,0 47,3 12,6 19,4 22,8

Быстрота 0,4 4,2 3,8 3,1 4,9 1,2 6,1 2,0

Общая выносливость 9,2 8,8 5,7 11,6 6,6 2,6 10,9 13,5

Динамическая сила 32,5 25,8 19,1 22,7 19,6 5,8 27,7 16,6

Таблица 5

Достоверность различий по 1-критерию исходных и конечных данных физической подготовленности младших школьников

Физические качества^^—'''""^ Год 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс

2005 2006 2005 2006 2005 2006 2005 2006

Быстрота >0,05 <0,001 <0,01 <0,01 <0,001 >0,05 <0,001 >0,05

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ловкость >0,05 <0,001 <0,001 <0,001 <0,001 <0,001 <0,01 <0,01

Скоростная сила >0,05 <0,01 <0,001 <0,001 <0,001 <0,001 <0,05 >0,05

Динамическая сила >0,05 <0,001 <0,001 <0,001 <0,001 >0,05 <0,001 <0,001

Общая выносливость >0,05 <0,001 <0,05 <0,001 <0,05 >0,05 <0,001 <0,001

Гибкость <0,05 >0,05 <0,05 >0,05 <0,001 >0,05 >0,05 <0,01

Силовая выносливость <0,05 >0,05 <0,001 >0,05 <0,001 <0,001 <0,01 <0,05

подвижные игры сопряженной направленности («Болото», «Переправа», «Слушай сигнал», «Горные туристы»). Обучение разновидностям спусков проводилось в условиях наклонных и вертикальных лестниц, гимнастической стенки, веревочной лестницы «паутинка» в условиях индивидуальной и командной страховки. Широко использовались скамейки, обручи, веревки и карабины.

Анализ двигательной подготовленности выявил, что в течение двух лет эксперимента более 80% младших школьников к концу учебного года успешно справлялись с выполнением контрольных упражнений основных движений. Качество освоения основных движений в первых и вторых классах составило от 2,1 до 2,6 балла и в третьих и четвертых классах — от 2,5 до 3,0 баллов.

Исследование специально-двигательной подготовленности младших школьников предполагало анализ освоения детьми элементов туристского многоборья. В частности было выявлено, что к концу учебного года более 70% младших школьников показывали установленный норматив выполнения специальных упражнений туристского многоборья (табл. 2). Качество освоения элементов туристского многоборья младшими школьниками было на уровне 2,0 — 2,7 баллов (табл. 3). Анализ качества выполнения движений детьми выявил, что наибольшие трудности в освоении элементов туристского многоборья отмечались у девочек вторых классов в технике выполнения туристских узлов (1,7 бал.). У мальчиков вторых классов, несмотря на достаточно высокое качество выполнения техники подъемов и спусков (2,0 — 2,3 бал.) с выполнением контрольного упражнения справлялись лишь 64% из них.

Анализ физической подготовленности детей выявил, что более 70% из них к концу каждого учебного года достигают и превышают возрастные нормативы развития физических качеств, за исключением гиб-

кости у мальчиков в четвертом классе (50%). При этом все дети достигают возрастные нормативы развития в трех качествах (динамическая сила, общая выносливость, силовая выносливость), а также девочки в быстроте, ловкости и скоростной силе.

Анализ годовых темпов роста (ГТР) физических качеств младших школьников в течение двух лет исследования выявил тенденцию их снижения к концу второго года эксперимента в силовой выносливости, гибкости и динамической силе, что объясняется влиянием интегративной технологии физического воспитания детей младшего школьного возраста, а также вариативной части программы физической культуры в основе, которой использование элементов туристского многоборья. Относительно высокие ГТР были отмечены в первый год эксперимента (силовая выносливость (25,2 — 40,3%) и гибкость (19,4 — 43,7%)), в остальных качествах они были от 0,4% до 47,3%. Во второй год эксперимента ГТР колебались от 1,2% до 25,8% (табл. 4).

Достоверное изменение показателей физической подготовленности младших школьников имело место, как правило, при р0<0,001: в первом и втором классах в пяти качествах (быстрота, ловкость, общая выносливость, скоростная и динамическая сила); в третьем — в двух (ловкость и скоростная сила); в четвертом классе — в пяти (ловкость, динамическая сила, гибкость, общая и силовая выносливость) (табл. 5).

Выводы

1. Обучение элементам туристского многоборья в процессе физического воспитания младших школьников состоит в объединении четырех уроков физической культуры в микроцикл, преимущественная направленность которых определяется как развитием определенных видов двигательных действий (три урока), так и обучением элементам туристского многоборья.

2. Использование элементов туристского многоборья в вариативной части программы физической культуры начальной школы (16 микроциклов) позволяет к концу учебного года более 70% детей младшего школьного возраста достигать и превышать возрастные нормативы двигательной, специально-двигательной и физической подготовленности.

3. Каждый микроцикл предусматривает обучение технике выполнения элементов туристского многоборья и осуществляется на каждом четвертом уроке физической культуры и совершенствование — в течение трех уроков в форме подвижных игр.

Библиографический список

1. Федеральная целевая программа развития образования на 2006 — 2010 годы : Утверждена постановлением правительства Российской Федерации от 23 декабря 2005 г., № 803.

2. Бальсевич, В.К. Конверсия основных положений теории спортивной подготовки в процессе физического воспитания / В.К. Бальсевич, Г.Г. Наталов, Ю.К. Чернышенко // Теория и практика физической культуры. — М., 1997. — № 6. - С. 15-25.

3. Бальсевич, В.К. Теория и технология спортивно ориентированного физического воспитания в массовой общеобразовательной школе / В.К.Бальсевич, Л.И.Лубышева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. -М., 2005. - № 5. - С. 50-53.

4. Лубышева, Л.И. Итоги научно-практической конференции «Инновационные процессы в развитии физической культуры в Российской Федерации», посвященной 80-летию журнала «Теория и практика физической культуры» / Л.И. Лубышева, С.Н. Литвиненко // Теория и практика физической культуры. - М., 2006. - № 1. - С. 59-63.

5. Макарова, О.С. Туризм в школе/ О.С. Макарова // Физическая культура в школе. - М., 1998. - № 3. - С. 70-85.

6. Трещева, О.Л. Формирование культуры здоровья личности в общеобразовательной системе физического

воспитания : автореф. дис... кан. пед. наук / О.Л. Трещева. -Омск, 2003. - 51с.

7. Лемницкий, А.В. Игры и игровые упражнения с элементами туристской подготовки / А.В. Лемницкий // Физическая культура в школе. - М., 1995. - № 3. - С. 48-63.

8. Мухина, М.П. Использование элементов туризма в процессе физического воспитания младших школьников / М.П. Мухина, А.И. Кравчук // Материалы междунар. науч. конф. «Стратегия развития индустрии гостеприимства и туризма», 1-2 декабря 2005 г. - Орел : Изд-во ОрелГТУ, 2005. - С. 294-296.

9. Ломовцева Н.Ю. Новые подходы к физическому воспитанию младших школьников 7-9 лет (на основе использования элементов туристского многоборья) / Н.Ю. Ломовцева, М.П. Мухина // Материалы III науч. конф. студентов и молодых ученых «Молодежь, наука, творчество-2005». - Омск : Изд-во ОГИС, 2005. - С. 32-33.

10. Кравчук, А.И. Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста (научно-методические и организационные основы гармоничного дошкольного комплексного физического воспитания). Часть 2. / А.И. Кравчук. - Новосибирск : Изд-во НГПУ, 1998. - 136 с.

11. Аркаев, Л.Я. Как готовить чемпионов/ Л.Я. Аркаев, Н.Г. Сучилин. - М. : Физкультура и спорт, 2004. - 328 с.

МУХИНА Маргарита Петровна, канддат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики преподавания физической культуры.

E-mail: [email protected] ЛОМОВЦЕВА Наталья Юрьевна, магистрант кафедры теории и методики туризма и социально-культурного сервиса.

644009, г. Омск, ул. Масленникова, 144.

Дата поступления статьи в редакцию: 03.06.2009 г.

© Мухина М.П., Ломовцева Н.Ю.

Книжная полка

Столов, И.И. Нормативно-правовое и программное обеспечение деятельности спортивных школ в Российской Федерации. - М. : Советский спорт, 2007. - 136 с. - 18В№ 978-5-9718-0197-9

Настоящие методические рекомендации составлены на основе законодательных актов, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, нормативных актов, действующих в сфере физической культуры и спорта и образования. Рекомендуется специалистам физической культуры и спорта, системы образования, детско-юношеских спортивных школ всех наименований (ДЮСШ, ДЮСТШ), детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва (СДЮШОР), независимо от их ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы, а также других учреждений, осуществляющих физкультурно-спортивную деятельность, в том числе школ высшего спортивного мастерства (ШВСМ), училищ олимпийского резерва (УОР), физкультурно-спортивных клубов по месту жительства и других физкультурно-спортивных организаций.

Железняк, Ю.Д. Теория и методика обучения предмету «Физическая культура» : учебное пособие. -М. : Академия, 2008. - 272 с. - 18В№ 978-5-7695-4787-4

В учебном пособии показано, какое место в содержании общего среднего образования занимает предмет «Физическая культура»; раскрыто его значение; обоснован системно-структурный подход к построению курса; описана технология учебно-воспитательного процесса в учреждениях общего среднего образования с учетом специфики дисциплины и своеобразия ее функций в образовании, воспитании и развитии детей школьного возраста. Для студентов высших педагогических учебных заведений. Может быть полезно также студентам средних профессиональных учебных заведений физической культуры, преподавателям ВУЗов, учителям физической культуры и аспирантам.

«ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 6 (82), 2009 ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.