Научная статья на тему 'Проведение тувинских народных игр во время однодневных туристских походов с учащимися начальной школы'

Проведение тувинских народных игр во время однодневных туристских походов с учащимися начальной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
447
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / PHYSICAL CULTURE / ТУВИНСКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ / TUVAN FOLK GAMES / МОТИВАЦИЯ / MOTIVATION / ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ / WELLNESS TOURISM / ТУРИСТСКИЙ ПОХОД / TOURISM TRIP / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / JUNIOR HIGH SCHOOL STUDENT / МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ / METHODS OF PHYSICAL EDUCATION / ОРГАНИЗАЦИЯ НАРОДНЫХ ИГР / ORGANIZATION OF FOLK GAMES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ховалыг Сайдаш Семенович

Представлены результаты исследования организации и проведения тувинских народных игр во время однодневных туристских походов с учащимися начальной школы. Обоснованы пути и организационно-педагогические условия совершенствования и повышения эффективности процесса физического воспитания учащихся начальной школы, в т. ч. через мотивацию. Показано, что для эффективного применения народных тувинских подвижных игр в обучении и воспитании подрастающего поколения в условиях туристского похода большое значение имеет овладение педагогом методикой организации игр.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ховалыг Сайдаш Семенович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

With Holding of the Tuvan national games during a one-day tourist trips with pupils in primary school

The results of a study of the organization and conduct of the Tuvan national games during a one-day tourist trips in primary school pupils are presented. The ways of organizational and pedagogical conditions of improvement and increase of efficiency of process of physical education of elementary school students, including through motivation are improved. It is shown that effective application of the Tuvan people's movement games in training and education of the younger generation in terms of tourist trip is of great importance is the mastery of the teacher, methods of organizing games.

Текст научной работы на тему «Проведение тувинских народных игр во время однодневных туристских походов с учащимися начальной школы»

Последний этап представления географической модели - презентация в виде конечного продукта - картографической модели состояния окружающей среды вокруг района проживания и пояснения к ней.

Примечания

1. Исаченко А. Г. В поисках методологических основ единства географии (обзор точек зрения) // Известия Всесоюз. геогр. общества. 1986. № 5. С. 377-386.

2. Исаченко А. Г. География в современном мире: кн. для учителя. М.: Просвещение, 1998. 160 с.

3. Моисеев Н. Н. Еще раз о проблеме коэволюции // Вопросы философии. 1998. № 8. С. 26-32.

4. Григорьев А. А. Закономерности строения и развития географической среды. М.: Мысль, 1966. 382 с.

5. Стандарты второго поколения. Примерные программы по ученым предметам. География 6-9 классы. М.: Просвещение, 2010. 71 с.

6. Петрова Н. Н. ЭФУ 5 класс « География. Планета Земля». М.: Мне-мозина, 2015. URL: www mnemozina.ru; Петрова Н. Н. ЭФУ 6 класс «География. Природа Земли и человек». М.: Мнемозина, 2015.

7. Максаковский В. П. Географическая культура: учеб. пособие для студ. вузов. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. 416 с.

8. Новенко Д. В. Школьный практикум. География: практ. работы на местности: 6-9 классы. М.: Дрофа, 1997. 96 с.

9. Моисеев Н. Н. Восхождение к разуму. Лекции по универсальному эволюционизму и его приложениям. М.: «ИздАТ», 1993. 175 с.

УДК 379.8.091.4; 379.852; 351.855

С. С. Ховалыг

ПРОВЕДЕНИЕ ТУВИНСКИХ НАРОДНЫХ ИГР ВО ВРЕМЯ ОДНОДНЕВНЫХ ТУРИСТСКИХ ПОХОДОВ С УЧАЩИМИСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Представлены результаты исследования организации и проведения тувинских народных игр во время однодневных туристских походов с учащимися начальной школы. Обоснованы пути и организационно-педагогические условия совершенствования и повышения эффективности процесса физического воспитания учащихся начальной школы, в т. ч. через мотивацию. Показано, что для эффективного применения народных тувинских подвижных игр в обучении и воспитании подрастающего поколения в условиях туристского похода большое значение имеет овладение педагогом методикой организации игр.

The results of a study of the organization and conduct of the Tuvan national games during a one-day tourist trips in primary school pupils are presented. The ways of organizational and pedagogical conditions of improvement and increase of efficiency of process of physical education of elementary school students, including through motivation are improved. It is shown that effective application of the Tuvan people's movement games in training and education of the younger generation in terms of tourist trip is of great importance is the mastery of the teacher, methods of organizing games.

Ключевые слова: физическая культура, тувинские народные игры, мотивация, оздоровительный туризм, туристский поход, младший школьник, методика физического воспитания, организация народных игр.

Keywords: physical culture, Tuvan folk games, motivation, Wellness tourism, tourism trip, Junior high school student, methods of physical education, organization of folk games.

В условиях качественного преобразования всех сторон жизни общества возрастают требования к физическому развитию и физической подготовленности детей и молодежи, необходимой для их успешного обучения и в будущей трудовой деятельности. Целевая направленность школьной системы физического воспитания сводится к улучшению качества обучения, формированию физической культуры личности, разработке новых педагогических и организационных основ и положений.

В связи с этим одной из основных задач в подготовке будущего полноценного, здорового поколения является создание условий для активных занятий физической культурой и спортом и использование всевозможных форм и средств, в том числе народных подвижных игр. Этому способствуют региональные особенности национальных республик и введение в школьную систему физической культуры специализаций по различным видам спорта как наиболее прогрессивной формы совершенствования физического воспитания человека [1].

В настоящее время совершенствование системы образования не только формирует структурные и организационно-экономические изменения, но и обновляет его содержание. Поэтому введены новые Федеральные государственные образовательные стандарты от 17 декабря 2010 г. № 1897. В связи с этим особую актуальность представляют исследования, направленные на научное обоснование теоретических, методических и организационных подходов к реализации вариативной части в содержании школьного образования.

Все большее значение в обучении и воспитании подрастающего поколения в последнее время придается оздоровительному туризму как универсальному средству активного познания окружающей среды человеком в природных условиях, эстетического и физического развития, морально-нравственного, патриотического воспитания детей и подростков [2]. Некоторые исследователи указывают, что турпоходы можно использовать на уроках физической культуры и во внеурочных формах занятий в школе как дополнительное средство реализации двигательной активности учащихся (И. Е. Востоков, 2008; Ю. С. Константинов, 2009; Р. Р. Магомедов, 2003; Д. В. Смирнов 2002; Ю. Н. Федотов и др.). Однако в настоящее время количество таких исследований в теории и методике физического воспитания школьников ограничено. Подобные исследования применительно к учащимся начальных классов национальных республик практически отсутствуют.

Поиск путей, организационно-педагогических условий совершенствования и повышения эффективности процесса физического воспитания учащихся начальной школы стимулируется противоречиями между потребностью укрепления здоровья и улучшением физических кондиций и недостаточным научно-методическим обеспечением по оздоровительному туризму.

На активное занятие всеми формами физической культуры существенное виляние оказывают мотивы, представляющие собой интерес учителя физической культуры, руководителя туристского похода как ведущего субъекта образовательного процесса в школе и во внеурочной деятельности. Сущность таких мотиваций физического развития школьников следует интерпретировать как сложившиеся и дающие о себе знать в образовательной работе состояния задействованных рычагов наращивания внутрипроцессуальной энергетики.

Первый мотив - потребность детей в физическом и общеличностном самосовершенствовании. Характерные проявления феномена: позитивное отношение школьников к предлагаемой педагогом на уроках или во внеурочных мероприятиях (турпоходах) информации о значении участия в народных подвижных играх для сохранения традиционных средств физической культуры народа; задаваемые детьми школьным педагогам, тренерам, воспитателям-общественникам и родителям вопросы о содержании и осо-

бенностях всестороннего самосовершенствования при подготовке к игре и участии в ней; попытки младших школьников обсуждения и осмысливания хода и результатов состоявшихся игр с участием взрослых, а также учащихся разных возрастов; участившиеся случаи изучения мальчиками и девочками литературы о подвижных играх своего и других народов региона, страны, планеты; радостный отклик на предложение преподавателя физической культуры, своего учителя, других воспитателей, а также старших по возрасту школьников и сверстников провести народные подвижные игры; нарастание естественного эмоционального задора по мере вникания детей в игру и участия в ней; переход от восхищения номинальным победным результатом участия в народной подвижной игре к положительной реакции на возможности сорганизоваться и ситуативно применять разученную технику выполнения игровых элементов; накопление поиска проигравшими учениками причин поражения, путей усовершенствования самих себя ради будущих побед; усиление детской тяги к доступному индивидуальному или коллективному обсуждению используемых приемов игры; увеличение количества случаев спонтанного выбора мальчиками и девочками знакомых им народных подвижных игр для проведения свободного времени на спортивной площадке, на улице, на опушке леса у села, в однодневных походах; появление у ребят желания целенаправленно заниматься физическими упражнениями в спортзале или на спортплощадке школы, в тренажерном зале, на доступных им культурно-просветительных, физкультурно-оздоровительных и спортивно-оздоровительных базах; выражение школьниками желания мериться со сверстниками физическими и интеллектуально-мировоззренческими находками, представляющими для них очевидную личностную ценность; наличие в сознании учащихся представления об идеале физически состоятельного, психически крепкого, творчески мыслящего и практически подготовленного к самостоятельной жизни гражданина России, достойного представителя своего этноса; выведение на передний план в комплексе таких мотивов, которые безусловно значимы как для самих занимающихся, так и для класса, школы, своего селения, региона, окружающего социума.

Второй мотив - заинтересованность администрации образовательной организации, родителей учащихся и местной общест-

венности в укреплении здоровья и всестороннем развитии подрастающего поколения. Характерные проявления феномена: отражение в Уставе школы положения Закона Российской Федерации «Об образовании» о возведении в ранг государственной политики заботы о всестороннем развитии подрастающих поколений; декларирование в Уставе «школьной конституции» и в локальных актах правового и методического характера идеи сотрудничества в образовательно-воспитательном процессе; признание педагогическим коллективом, родительской общественностью ученическим активом школы личности ученика, его здоровья, потребностей и запросов как приоритетной ценности человечества, а соответственно - и преимущества воспитательной работы по формированию настоящего гражданина Отечества; деятельное участие администраторов школы, руководителей всех ее подразделений, взрослых членов семей младших школьников и воспитателей-общественников в проектировании оперативных, тактических и стратегических акций для всестороннего совершенствования детей физкультурно-оздоровительными, спортивно-совершенствующими и игровыми средствами; обеспокоенность лиц, отвечающих за здоровьесбережение и здоровьеукреп-ление учащихся, материально-техническое оснащение площадок и помещений для занятий младших школьников физической культурой, спортом и народными подвижными играми; организация богатых идейно-нравственным, граждански развивающим содержанием выступлений авторитетных земляков, уважаемых специалистов и прославившихся спортсменов перед учащимися на открытии и завершении игровых и состязательных мероприятий, на тематических встречах с юными участниками физкуль-турно-спортивных и подвижно-игровых форумов такого рода; представление кандидатур лучших физкультурников и игроков к занесению их фотографий на школьную Доску почета физкультурников; способствование опубликованию материалов о юных спортсменах-игровиках в местных и региональных газетах, других средствах массовой информации, в буклетах и т. п.; организация благодарственных писем родителям отличившихся школьников за воспитание целеустремленных, сознательных и активных людей; выдвижение кандидатур учащихся, преуспевших в спортивно-игровом плане, на местном уровне, на участие в играх

по программам соответствующих мероприятий на более высоких уровнях; приглашение одаренных детей младшего школьного возраста в составы ранее сложившихся игровых команд; постановка вопросов о путях совершенствования физкультур-но-спортивной и подвижно-игровой активности учащихся начальных классов на заседаниях соответствующих методических объединений учителей-воспитателей, педагогического совета школы и внешкольных образовательно-воспитательных учреждений, на заседаниях местного совета депутатов, а также молодежных общественных объединений, шефствующих производственных предприятий и учреждений; организация обмена опытом физической подготовки, спортивного совершенствования и игрового развития детей на конференциях учителей-воспитателей, родителей, руководителей шефствующих организаций и местных советов; оборудование школьных, поселковых, учрежденческих стендов спортивной славы и фотомонтажей о завершившихся состязаниях с включением в их программы народных подвижных игр; отслеживание материально-технического состояния производственной базы физического воспитания школьников и его уместно-оперативная коррекция при появлении новых требований к образовательно-воспитательному процессу в этой сфере функционирования школы; проявление реальной обеспокоенности наставнического отряда вопросами снабжения учащихся начальных классов одеждой и иной экипировкой, требуемой для урочных и досуговых занятий, а также для участия в игровых соревнованиях за честь класса, школы, селения, округа и т. д.

Третий мотив - производственно-техническая оснащенность работы по физическому воспитанию учащихся начальных классов. Характерные проявления феномена: соответствие оснащения спортивного зала и игровых помещений, спортивного городка и досуговых зон школы официально утвержденным нормативам материально-технического обеспечения мест для физического воспитания учащихся; наличие поблизости от школьного здания необходимой для проведения подвижных игр на воздухе ровной площадки шириной не менее 8 м и длиной не менее 12 м, на зимний период очищенной от снега и утрамбованной, со скамейками на расстоянии 2 м от нее; снабжение процесса подготовки и проведения каждой народной подвижной игры соответствующим именно ей ин-

вентарем (флажками, цветными повязками, шнуром, веревками, простынями и набивными мячами разных размеров, городками, битами, арканами, палками, булавами, кеглями, обручами, клюшками, скакалками, лаптой, брусками, барьерами, игрушками, колокольчиками) и т. д. Наличие на площадке для игр постоянной или временной разметки для проведения урочных и досуговых занятий, а также подвижных игр. Обеспечение занятий и игр по темам производственно-промыслового характера специфическим оборудованием: лыжами, прудами-площадками, санками. Народные игры на развитие выносливости и на закаливание: «Состязание в беге», «Аскангыыр» (бег на одной ноге), «Скачки», «Эстафеты с санками», «Аскак кадай» (хромая ведьма) и т. п.) - луком, стрелами, арканом. Народные игры на развитие двигательных способностей, необходимых для промыслово-охотничьей, оленеводческой (Тод-жинский район Республики Тыва) деятельности: «Охота», «Поиграем в олени», «Переезд», «Кто быстрее», «Игра в оленей», «Игра со стрельбой из лука», «Пастухи», «Метание аркана на фигуру лошади и т. д.; достаточная освещенность мест для занятий младших школьников физической культурой и проведения народных подвижных игр; создание возможностей для приобретения родителями экипировки детям к урокам, турпоходам с народными подвижными играми в структуре занятий.

Народные игры, имея развлекательно-восстановительную основу, требуют определенных практических умений и навыков, вместе с тем вооружают игроков специальными знаниями, сведениями, тренируют оперативно-логическое мышление человека. Например, разновидность шахмат у тувинцев «Буга-шыдыраа», детская подвижная игра «Аскак-Кадай» («Хромая ведьма»), подростковая игра «Тевектээр» («Почекушки») и т. д.

Четвертый мотив - программно-документальная обеспеченность процесса использования народных подвижных игр в физическом воспитании учащихся начальных классов национальной общеобразовательной школы Республики Тыва. Характерные проявления феномена: максимальная осведомленность наставников, занимающихся физическим воспитанием учащихся начальных классов, в вопросе о требованиях к содержанию и допустимости внедрения конкретных народных подвижных игр в процесс формирования физической зрелости детей младшего школьного

возраста из национальной школы республики и Российской Федерации; присутствие на рабочем столе и книжной полке каждого организатора физического воспитания и подвижно-игровых действий мальчиков и девочек из национальных школ северного региона, а также максимальное использование обязательных на данный общественно-исторический момент документов: «Государственного стандарта по предмету "Физическая культура" в общеобразовательной школе», Базисного учебного плана средней общеобразовательной школы», комплексной программы физического воспитания учащихся 1-4-х классов общеобразовательной школы, программы дополнительного образования детей: Вып. 4: Оздоровительно-познавательный туризм [3], программы общеобразовательных учебных заведений «Физическое воспитание учащихся 1-11-х классов с направленным развитием двигательных способностей», «Комплексной национальной программы по физическому воспитанию учащихся национальной школы Республики Тыва» (Кызыл, 2006, 54 с.), наличие у педагогического персонала национальной школы, занимающегося физическим воспитанием учащихся начальных классов, официальных документов о распределении времени на прохождение разделов соответствующей учебной программы.

Нередко к организации и проведению народных подвижных игр относятся как к делу простому, не требующему специальных знаний и соответствующей подготовки, что в корне неверно, так как умелое применение подвижных игр в обучении и воспитании подрастающего поколения требует наличия у педагога специальных знаний, умений и навыков. «Кажется, чего легче, как вести игру, - писал создатель научной системы физического воспитания П. Ф. Лесгафт, - а между тем это самое трудное дело, и очень редко приходится встречать руководителя, стоящего на уровне своего положения» [4].

Для эффективного применения народных тувинских подвижных игр в обучении и воспитании подрастающего поколения большое значение имеет овладение методикой организации игр [5].

В организации народных тувинских подвижных игр наиболее существенными являются следующие ее этапы:

- выбор игры;

- подготовка к проведению игры;

- объяснение правил игры;

- организация хода игры;

- подведение итогов;

Выбор игры. При выборе игры учитываются возраст детей, уровень их физической подготовленности, количество участников и место проведения игры (игровая площадка или помещение). Кроме того, необходимо учесть формы организации народных тувинских подвижных игр: занятия, внеурочные формы занятий, массовые праздники [6]. Наконец, определенное значение имеет наличие игрового инвентаря, например, в таких играх, как «Аскак кадай» («Хромая ведьма»). Быстрый бег по разным направлениям: вперед, назад, влево, вправо, резкие изменения направления бега не снижая скорость, - «змейкой», «противоходом» в играх «Аржыыл какчыр», «Чинчи чажырар» («Найти бусинку»).

В подготовке к проведению игр существенное значение имеют подготовка игровой площадки, игрового инвентаря, составление конспекта и дидактических карточек.

При выборе игровой площадки следует придерживаться требований, позволяющих предотвратить возможности травматизма участников игр (игровая площадка должна быть ровной, чистой, без ям, без острых колющих предметов и т. п.).

Составление конспекта требует от педагога-руководителя туристского похода предварительного анализа игры, характера двигательных действий играющих (статические, динамические, циклические, ациклические и т. д.), степени физических нагрузок (малой, средней или большой подвижности, объем), системы оценки победителей и др.

При определении задачи игры необходимо проанализировать основной вид движений, входящих в игру, и установить, какие преимущественно физические качества развиваются в игре, совершенствование каких двигательных навыков в ней возможно. Кроме того, в ряде сюжетных и бессюжетных игр возможно решение таких воспитательных задач, как воспитание коллективизма, инициативы, смелости, дисциплинированности, внимания, памяти и т. д.

Объяснение игры. Рассказ и показ игры должны быть краткими (не более 3 минут), эмоциональными, доступными, наглядными, логичными. Молодым педагогам-руководителям по-

ходов целесообразно заранее, до выхода на маршрут, на подготовительном этапе, готовить объяснение игры в письменном виде на карточке.

Руководство игрой. Во время организации и руководства в условиях туристского похода с младшими школьниками народной тувинской игрой необходимо выбрать из детей, участников похода, помощников и водящих, провести комплектование команд, следить за активностью играющих и обязательно учитывать уровень физических нагрузок, осуществлять объективное судейство, регулировать продолжительность игры и своевременно предупредить детей о ее окончании. При этом следует учитывать, что длительность игры зависит не только от степени утомления играющих, но и от избранной формы ее организации.

Методика проведения занятий в целом подчиняется общепринятым требованиям к организации занятий по физическому воспитанию, т. е. содержит подготовительную часть (5-6 минут), основную (20-25 минут) и заключительную (3-5 минут) (см. таблицу).

Каждая часть занятия решает определенные задачи, в соответствии с которыми подбираются и чередуются физические упражнения с использованием народных подвижных игр, продумы-вается методика их проведения.

В подготовительной части используются игры малой и средней подвижности (элементы народных подвижных игр как обще-развивающие упражнения), активизирующие деятельность систем кровообращения и дыхания, а также энергетические процессы детского организма. В основной части можно использовать народные подвижные игры высокой подвижности (аът чарыжы - скачки, ас-как-кадай - хромая ведьма и др.), при этом следя за дозировкой физических и эмоциональных нагрузок. В заключительной части используются игры, развивающие внимание, интеллектуальность, наблюдательность, дисциплинированность и др.

Структура игровых занятий с детьми младшего школьного возраста

Часть занятия Задачи занятия Содержание и последовательность упражнений

Вводная часть, 5 мин 1. Организация детей. 2. Создание интереса к занятию, игрового настроя. 3. Функциональная и психологическая подготовка организма. 4. Общая, специальная подготовка организма 1. Игры на внимание. 2. Строевые упражнения 3. Скоростно-силовые упражнения. 4. Элементы народных подвижных игр

Основная часть, 20 мин 1. Формирование образовательных, народных физкультурных знаний. 2. Закрепление двигательных и интеллектуальных умений и навыков, их совершенствование. 3. Воспитание физических качеств (способностей) 1. Общеразвивающие упражнения. 2. Элементы тувинских народных подвижных игр и состязаний. 3. Тувинские народные подвижные игры

Заключитель часть, 5 мин 1. Подведение итогов занятия. 2. Задания для самостоятельных занятий Игры для общего развития, интеллекта и речи

Таким образом, при использовании народных подвижных игр во время однодневных туристских походов особое внимание обращается на подготовку детей к выполнению более сложных упражнений, с помощью которых решаются двигательные задачи.

Большое значение в методике организации подвижных игр имеет правильное подведение итогов. Одним из главных требований при определении победителей является такая система оценки результатов игры, когда ее участники не выбывают в процессе игры, а лишь получают штрафные очки. Моторная плотность занятий в этом случае достигает 60-65% и оказывает наиболее положительное воздействие на функциональную подготовленность и физическое совершенствование детского организма.

Применение народных подвижных игр в туристских походах должно развивать у детей разнообразные двигательные качества, необходимые в быту, трудовой деятельности, необходимо всемерно использовать возможности игр для психологической и физической подготовки детей.

Так, к народным тувинским подвижным играм, комплексно воспитывающим быстроту, выносливость, ловкость, силовые способности, а также совершенствующим двигательные умения и навыки, относятся игры, требующие удержания напарника или соперника, например, в игре «Аскак кадай» («Хромая ведьма»), национальной борьбе «Хуреш», «Аът чарыжы» (скачки) внешнее проявление быстроты движений выражается в скорости двигательной деятельности. К играм с преодолением внешнего сопротивления относится игра «Чъук дажыыры» (переноска тяжести, мешки с песком весом 300 и 500 г).

Методика проведения тувинских народных подвижных игр во время однодневных туристских походов с учащимися начальных классов представлена следующим образом. В первые километры дистанции педагог-руководитель похода начинает обучение детей ходьбе с рюкзаком по ровной, пересеченной местности, обычной и быстрой ходьбе. Во время отдыха (привалов до 20 минут) дети должны вместе с учителем поиграть в подвижные игры, подражая способам бега лошади: «маннар» (обычный бег); «шошкуур» (бег трусцой); «даалыктаар» (галоп); «челер» (идти рысцой); «чыраала-ар» (иноходь); «саяктаар» (семенящий бег).

Во время длительного отдыха с приготовлением обеда, после преодоления следующей части маршрута (дистанции) похода, можно предложить следующие игры «Скачка», «Платочная салка», «Догонялка», «Кууйлу», направленные на развитие более активной подвижности у детей. В результате у детей формируется интерес к туристскому походу, его соревновательной и игровой стороне, что способствует воспитанию у них воли, смелости, настойчивости, выдержки, организованности, решимости.

Использование спортивной игры «Тевектээр» (почекушки) направлено на развитие координационных способностей. Кроме того, игра в почекушки требует от человека высокой подготовленности, определенных физических качеств - силы, выносливости, ловкости, быстроты и гибкости, умения пространственной ориентации, точности, быстрого мышления, силы воли.

Большое воспитательное содержание заложено в правилах игры. Они определяют весь ход игры, регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения, то есть они обеспечивают условия, в рамках которых ребенок не может не проявить воспитываемые у него качества.

Например, игра «Аскак кадай» («Хромая ведьма») требует внимания, сообразительности, ловкости, слаженности действий, находчивости. Игра «Аскак кадай» учит детей умению определять расстояние, развивать глазомер и слуховое восприятие, при этом улучшается координация, развиваются быстрота реакции, ловкость, подвижность, ориентировка на местности.

Игра «Кажык» (игра в кости) имеет древнее происхождение. Вообще игры в кости имеют развивающее значение, особенно полезны в развитии мелкой моторики кистей рук; без большого физического напряжения она улучшает координацию движений рук, ловкости пальцев и развивает органы зрения. Игра требует от игрока предельной внимательности, и здесь проявляются индивидуальные особенности.

Процесс игры развивает у детей способность к созиданию, планомерному, точному и тонкому восприятию окружающего мира. Так, например, игры «Тевектээр», «Ак ыяш», «Кууйлу», «Аскак кадай», «Адыр бут», «Кажык» учат определять расстояние, развивают глазомер, слуховое восприятие и другие физические качества. Метание аркана на дальность - необходимый для ребенка вид движения, способствующий укреплению мышц плечевого пояса, а также имеющий большое прикладное значение. Например, в игре «Шалбалаар» (метание аркана) необходимо добиваться, чтобы дети правильно выполняли движения руками. Метательные игры и упражнения помогают развитию точности рук и глаз, формированию умения регулировать мышечные усилия, ориентироваться в пространстве.

Дети состязаются в обычных прыжках в длину и перепрыгивании через небольшие ручейки, прыгают в длину при условии, что ноги вместе, прыжки на одной ноге или скаканье на одной ноге (аскангыыр), прыжки с шестом через бревно или ручеек.

Навыки, приобретенные посредством народных подвижных игр в начальной школе образовательного учреждения, будут иметь наибольший эффект когда дети начнут трудиться по хозяйству. Народные подвижные игры воспитывают общительность, сплоченность, познавательную деятельность, обогащают знаниями, направляют и развивают творческое и тактическое мышление, внимание и двигательную память, сообразительность, а также содействуют развитию таких характерных и важных видов взаимоотношений между людьми, как состязательность, борьба и сотрудничество.

Физическая культура детей начальных классов в виде народных подвижных игр является простой суммой знаний, умений и навыков, доступных любому человеку. Она составляет систему движений в виде физических упражнений, игр и видов спорта, которые широко используются для физического развития человека от рождения до совершеннолетия, приобретения жизненно необходимых двигательных умений и навыков, физических качеств, укрепления здоровья [7].

Хорошему физическому развитию способствует ландшафт местности: 75% территории Тувы - горы, гористые места. Дети чабанов (их большинство) постоянно восходят на горы и спускаются с гор, возвышенностей, прыгают через деревья, камни, рвы, канавы, переходят через горные ручьи, перевалы, леса, особенно в летнее время. В играх представлены широкие возможности воспитания толерантности, чувства уважения к другим народам.

Отметим также, что мы разработали экспериментальный комплекс упражнений для развития физических качеств и координационных способностей.

Предложенная программа состояла из следующих разделов.

2-й класс

Целенаправленное выполнение тувинских народных игр для повышения уровня гибкости, элементарные кувырки и перевороты, специальные упражнения для развития гибкости. Общеразвивающие упражнения на совершенствование координационных способностей.

Выполнение комплексов общеразвивающих упражнений для развития ловкости и гибкости в сочетании с выполнением силовых упражнений (сгибания-разгибания рук в положении упор лежа на полу или гимнастической скамейке. Подвижные игры «Ак ыяш», «Кууйлу», «Адыр бут», «Кажыктаар», «Тевектээр».

3-й класс

Выполнение элементов национальных видов спорта «Хуреш», «Скачки», стрельба из лука в сочетании с комплексами общеразви-вающих упражнений различной направленности. Усложненные народные подвижные игры с использованием элементов легкой атлетики, гимнастики «Ээлдек шынгырааш», «Аскак кадай», «Артык кижи», «Аскангыыр», «Скачки» и др.

Таким образом, основными средствами физической культуры у тувинцев являлись разнообразные подвижные игры на свежем

воздухе, состязания по народным видам спорта, народные игры, играемые сидя с предметами (кажыктар, разновидности шахмат и др.), охота и физический труд. Другими словами, имели свою самобытную систему физической культуры, которая характеризуется направленным формированием физической культуры личности, заключавшейся во всестороннем развитии человека, подготовке его к жизни. Она требовала решения ряда задач: формирование двигательных умений и навыков, совершенствование физических качеств, укрепление здоровья, закаливание организма, воспитание морально-волевых качеств и др.

Нами в ходе организации опытно-экспериментальной работы было отмечено, что использование народных тувинских игр в туристских походах с младшими школьниками способствует формированию устойчивого интереса у детей не только к участию в ту-ристско-краеведческой деятельности, но и к урокам физической культуры. Повысилась успеваемость и по другим урокам. Интересные, яркие по содержанию тувинские игры также привлекают детей к осознанным и систематическим занятиям в школе и дома. Опрос родителей показал, что 73% детей стали систематически самостоятельно выполнять физические упражнения дома. Увеличилось на 32,5% количество девочек, желающих заниматься в секции туризма.

Разработанные содержание и методика проведения тувинских игр в однодневных туристских походах с учащимися начальных классов Республики Тыва являются новой формой физического воспитания, что позволяет повысить уровень подготовленности детей, а также использовать их для активного отдыха в целом и во время однодневных туристских походов.

Методически правильное использование проведения народных тувинских игр в однодневных туристских походах с учащимися начальных классов позволило повысить уровень физической подготовленности учащихся и таких показателей, как координация, скоростно-силовые и силовые способности, а также выносливость.

Примечания

1. Константинов Ю. С. Детско-юношеский туризм: учеб.-метод. пособие. 2-е изд., стер. М.: ФЦДЮТиК, 2008. 600 с.

2. Смирнов Д. В. Оздоровительно-познавательный туризм для младших школьников // Доп. образование. 2002. № 10(35). С. 29-32.

3. Смирнов Д. В. Программы дополнительного образования детей: Вып. 4: Оздоровительно-познавательный туризм. М.: Сов. спорт, 2003.

4. Лесгафт П. Ф. Психология нравственного и физического воспитания: избр. психол. тр. / под ред. М. П. Ивановой; Акад. пед. и соц. наук, Моск. психол.-соц. ин-т. М.: Ин-т практ. психологии; Воронеж: МОДЭК, 1998. 410 с.

5. Кужугте А. К. Зрелищно-игровые элементы в культовых обрядах тувинцев. Кызыл: Реп. трафиипогяс, 2002. 80 с.

6. Смирнов Д. В. Программа дополнительного образования «Оздоровительно-познавательный туризм»: Обновление содержания нач. образования: [1-й год занятий] // Начальное образование. 2007. № 4. С. 21-32; Смирнов Д. В. Программа дополнительного образования «Оздоровительно-познавательный туризм»: Обновление содержания нач. образования: [2-й год занятий] // Начальное образование. 2007. № 5. С. 25-36; Смирнов Д. В. Программа дополнительного образования «Оздоровительно-познавательный туризм»: Обновление содержания нач. образования: [3-й год занятий] // Начальное образование. 2007. № 6. С. 9-20.

7. Мендот Э. Э. Тувинские народные (традиционные) игры для детей старшего дошкольного возраста: учеб.-метод. пособие. Кызыл: Изд-во ТувГУ, 2011. 72 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.