19. АВПРИ. Ф. 89. Оп. 1. Д. 65. Л. 57, 164.
20. ПСЗ РИ. Собр. первое. Т. XI. № 8434.
21. Там же. Т. XX. № 14238; Т. XXIII. № 17023.
Познахирев Виталий Витальевич, канд. ист. наук, доц., vvkr@,list.ru, Россия, Санкт-Петербург, Смольный институт Российской академии образования.
KEY FEATURES OF CLOTHING SUPPLY TO TURKISH PRISONERS OF WAR
IN RUSSIA IN THE 18th CENTURY
V.V. Poznakhirev
The article dwells upon the conditions and characteristics of the supply of clothing to Turkish prisoners of war in Russia during the Russian-Turkish wars of 1735-1739, 17681774 and 1787-1791; discloses the order of supply of the Ottoman prisoners with clothing and shoes on the rear assembly points at the stages of evacuation and in their places of internment; states the absence of holistic concept of clothing supply to foreign prisoners in Russia in the 18th century.
Keywords: Military Collegium, internment, Government Senate, uniform items, Rus-sian-Turkish war, assembly point, Turkish prisoners of war, evacuation.
Poznakhirev Vitaly Vitalyevich, candidate of historical sciences, docent, vvkra./is/.rti, Russia, St. Petersburg, Smolny Institute of the Russian Academy of Education.
УДК 930.1+ 323.329
СПОРТИВНАЯ ТЕМАТИКА НА СТРАНИЦАХ «ВСЕМИРНОЙ ПАНОРАМЫ» (1912 год)
Е.И. Самарцева
Представлен информационный обзор спортивной тематики на страницах еженедельного иллюстрированного российского издания начала ХХ века: «Всемирная панорама» (1912 год).
Ключевые слова: история, спорт, физическая культура, Олимпийские игры, Россия, авиация, периодическая печать, фотографии.
Вероятно, именно приближающиеся XXII зимние Олимпийские игры, столицей которых избран город Сочи, способствуют тому, что исследователи самых разных областей знания проявляют интерес к истории олимпийского движения и спорта в целом. Рассуждая в данном ключе, целесообразно вспомнить, что давняя, практически общепризнанная традиция утверждает: Олимпийские игры были учреждены Г ераклом и, разумеется, сыграли огромную роль в истории Древнего мира.
Общеизвестно, что возрождение летних Олимпийских игр произошло в 1896 г., зимних - в 1924 г. Впрочем, с 1901 по 1926 гг. в Стокгольме проводились так называемые «Северные игры».
Большей части современных россиян недостаточно известны имена олимпийски-знаменитых отечественных спортсменов начала ХХ века: фигуриста и (!) стрелка Николая Панина-Коломенкина, борца Мартина Клейна, гребца Михаила Кузика, яхтсменов: Иосифа Шомакера, Эспера Белосельского, Эрнеста Браше, Николая Пушницкого, Александра Родионова, Филиппа Штрауха, Карл Линдхолма; стрелков: Григория Шестерикова, Павла Войлошникова, Николая Мельницкого, Георгия Пантелеймонова, Василия Скроцкого, Дмитрия Баркова, Александра Добрянского и др.
Конечно, в России начала ХХ века далеко не каждому были известны эти имена. Вместе с тем, интерес к отечественной и зарубежной спортивной жизни рос в разных уголках страны. В определённой степени этому способствовало распространение периодических изданий, включая еженедельные иллюстрированные литературные журналы: «Нива», «Живописное обозрение», «Иллюстрированный мир», «Родина», «Север», «Огонёк», «Всемирная панорама» и др. Интересно, что издаваемая в Санкт-Петербурге и рассылаемая подписчикам по всей стране «Всемирная панорама» почти не публиковала статей о спорте, но изобиловала фотографиями (или весьма точными рисунками) спортивной тематики. Их «фото повтор» не будет сопровождать данную статью, но подписи и «мини заметки» к фотографиям довольно любопытны, их «воспроизведение» позволяет получить дополнительную информацию о спортивной жизни и физической культуре россиян, растущему интересу к зарубежным спортивным достижениям, а также спортивных пристрастиях редакции «Всемирной панорамы» (далее сокращёние - ВП). В качестве примера возьмём годовую подшивку ВП за 1912 г.
Уже на страницах первого номера представлены несколько фотографий: 1 (с подзаголовком: «Зимний спорт») выполнена известным К.К. Буллой и названа: «Буерные гонки, устроенные СПБ, Гаванским парусным обществом» [1. С. 10]; 2 (без указания фотокорреспондента) - «Живая звезда». В небольшом пояснении к фотографии указано: «В Аугсбурге (в Германии) недавно состоялось состязание пловцов, которые демонстрировали публике очень красивую «живую звезду». Действительно, изящно «лежащие» на спине, взявшиеся за руки 22(?) пловца, образовали на поверхности бассейна эффектную «звезду» с «лучами», идущими из центра сложной фигуры [1. С. 13].
Одна из страниц того же первого номера содержит несколько фотографий с художественных портретов «современных вундеркиндов». Впрочем, не исключено, что представлены и фотографии, и зарисовки. Одна из них, изображающая маленького мальчика, играющего в шахматы с пожи-
лой няней, подписана: «Король шахматистов, Капабланка, играющий в шахматы 4-х лет от роду» [1. С. 15].
Следующую интересную фотографию: «Из Москвы в Петербург на лыжах» находим во втором номере ВП. Автор снимка - К.К. Булла. Под фотографией - одно предложение: «Из Москвы в Петербург сделали блестящий пробег на лыжах члены сокольнического кружка лыжного спорта, гг. Захаров, Гостев, Елизаров и Немухин» [2. С. 15].
Любопытны фотографии ВП № 4. Одна из них, размером где-то 5 на 7 см, озаглавлена: «Новый вид спорта». В пояснении подчёркивается: «Два немецких инженера, Гельдман и Шабер, придумали трёхколёсную тележку, на которой проходят гонки в гористых местностях» [3. С. 7]. Изображение трёх мужчин, катящихся на неких «санках» с колёсами по извилистому склону, позволяет видеть в них предшественников современных вариаций спортивных состязаний.
Зарисовку(?) десятков стоящих на лыжах людей, под названием «Лыжный вид спорта в России» находим в ВП № 6. Внизу подпись: «Лыжный спорт в России приобретает всё большее распространение, особенно среди учащейся молодёжи, чему нельзя не порадоваться, так как это очень полезный вид физических упражнений. На рисунке изображена группа студентов СПб. Технологического института, праздновавших 1-ую годовщину об-ва лыжников» [4. С. 11].
Среди зарубежных новинок зимнего спорта внимание редакции ВП привлекли «Моторные сани». Маленький рисунок (фото?) дают несколько смутное представление о конструкции, но в разъяснении говорится: «В нынешнем году в Швеции пользуется успехом новый вид спорта - моторные сани. Гонки этих саней по ледяной поверхности моря представляют удивительную картину» [5. С. 3].
С историей зарубежного спорта связана одна из последующих иллюстраций из рубрики «Всемирная знаменитость»: «Французский боксёр Карпантье после победы над знаменитым английским боксёром Сюллива-ном в матче в Монако» [6. С. 12].
В журнале нередко встречаются фотографии и зарисовки «воздухоплавательной тематики». В данном же №10 три маленьких изображения показывают, как «В Париже на днях воздушный шар «Арлекин» с тремя пассажирами был подхвачен порывом ветра и посажен на крышу. Перепуганные пассажиры были благополучно доставлены на землю прибывшими на место крушения шара пожарными» [6. С. 13].
Воздушная стихия привлекала к себе внимание представителей разных стран. Судьба первопроходцев порой была трагична. О «Жертве воздуха» сообщила ВП №11, разместив под изображением юной девушки подпись: «Недавно во Франции разбилась, упав с высоты 200 фут., французская авиаторша Сусанна Бернар. Покойной было всего 19 лет» [7. С.12].
Иной ракурс «воздушной» темы нашёл отражение в №12. Под общим названием: «Депутат с неба» были размещены две иллюстрации: 1) «Знаменитый французский авиатор Ведрин выставил свою кандидатуры в депутаты и стал «облетать» своих избирателей, читая им речи, где попало: на площадях, на улицах, в открытом поле»; 2) «Слушать речи «воздушного» кандидата сбегались тысячи народу, но всё же избран был не Ведрин, а его противник» [8. С. 9].
Через три страницы в этом же номере находим наименование зарисовки: «Водяные аэропланы». В пояснительной подписи отмечается: «В Париже на днях произведены были опыты с водяными аэропланами, поднимающимися с воды, плавающими по воде. На нашем рисунке изображены эти аэропланы: биплан Куртиса и «Утка» Вуазена [8. С.12].
«Воздушную» тему двенадцатого номера, по своему, корректирует иллюстрация «Удивительный прыжок» с разъяснением: «Английский спортсмен Джонс за свои удивительные прыжки получил множество призов и прозвище «человека-стрекозы» [8. С. 15].
Интересные сюжеты запечатлены на страницах ВП №15. В частности, представлена зарисовка с авторской фотографии Оцупа(?): «Спорт в учебных заведениях» с изображением шестнадцати молодых людей, видимо, в помещении бассейна. Подпись сообщала: «В Пажеском корпусе устроен большой бассейн, где воспитанники обучаются плаванию. На нашем рисунке изображена группа лучших пловцов-пажей» [9. С.13].
Следующая страница ВП возвращает нас к столь популярной «воздушной» проблематике. На сей раз под заголовком: «Перелёт через Ла-манш» размешено изображение двух молодых женщин в «авиа» форме. В подписи, впрочем, содержится информация об одной из них: «Первая женщина авиатор мисс Дэвис, перелетевшая через Ламанш» [9. С. 14].
На последующей странице ВП предлагает познакомиться со «Спортом в Африке», подчёркивая: «Африканские подданные Великобритании перенимают от своих властителей их страсть к спорту. Очень забавна группа изображённых здесь черномазых детей-спортсменов, играющих в модную игру «поло» [9. С. 15].
С покорительницей воздушных просторов мы знакомимся, открыв ВП №17. Фотография (зарисовка?) молодой улыбающейся женщины в «лётной одежде» озаглавлена: «Смелая женщина». В комментарии подчёркивается: «Американская журналистка Гарриэт Кимби - первая женщина, одна перелетевшая Ламанш, поднявшись в 5 час. 36 мин. утра 16 апреля в Довере и опустившаяся в 7 1А ч. у. на французском берегу, около Булони [10. С. 15].
Интересный рисунок (видимо, с фотографии) приводит ВП №19: «Студенты-спортсмены». Это - примерно двадцать студентов в летней спортивной форме. Ниже - чёткое пояснение: «Ежегодно 3 мая в Петербурге проходят состязания студентов по лёгкой атлетике: метание копья,
ядра, диска, прыжки, бег и т.п. На нашем рисунке изображена группа призёров» [11. С. 12].
На следующей странице Панорамы - не менее любопытное изображение: «В спб. аэро-клубе». Смысл происходящего у здания ангара становится ясен из подписи: «3 мая (снова - 3 мая. - Е.С.) состоялось торжественное поднятие флага в петербургском аэроклубе» [11. С. 13].
Редакция ВП не обходила вниманием и такой новый вид спорта, как автогонки. «Автомобильные гонки Москва-Петербург» - под таким наименованием был опубликован снимок с пояснением: «Отбытие автомобилей из Валдая 1 мая с.г. Громадные машины привлекли массу любопытных» [11. С. 15].
Вероятно, не стоит обращать внимание на каждую фотографию спортивной тематики в журнале. Важнее уловить определённые тенденции в предлагаемых подборках. В связи с этим целесообразно отметить, что в ВП немало иллюстраций, которые можно отнести к «военноспортивной» тематике. Особенно, если речь идёт о полётах на дирижаблях, усовершенствовании автомобилей и других технических новинках начала века.
В целом, сюжеты, связанные с освоением воздушного пространства, автопробегами, несколько в меньшей степени - традиционными видами спорта, - присутствовали практически в каждом номере ВП.
В качестве шутки №22 предложил забавную фотографию(?): «Обезьяна-авиатор». В текстовом разъяснении указано: «На последнем митинге авиации в Вате обезъяна-малютка Нат совершила полёт с известным лётчиком Гуксом. Обезъянка, повидимому, осталась очень довольна этим развлечением и неохотно возвращалась на землю» [12. С. 4].
На этой же и последующей страницах - фотографии более серьёзные, что дополнительно подтверждается известным авторством: «С фот. К. Булла». На двух снимках под одинаковым названием: «Всероссийский пробег военных автомобилей» представлены многочисленные участники пробега и (особенно на втором снимке) - их автомобили. В текстовых пояснениях отмечается: «Перед отправлением партии военных грузовых автомобилей в 2800-вёрстный пробег для испытания им был произведён смотр на Марсовом поле военным министром Сухомлиновым (у ног министра, на снимке поставлен «опознавательный» крестик - Е.С.) и другими начальствующими лицами. На нашем рисунке (так в тексте - Е.С.) военный министр снят в группе участников пробега - офицеров автомобильных команд» [12. С. 4]; «Автомобильные команды у своих машин на смотру на Марсовом поле» [12. С. 5].
Через несколько страниц в этом же номере обнаружим ещё две иллюстрации с одинаковыми названиями: «Меттерлинк-борец». Под первой из них предложена довольно развёрнутая «справка»: «В Париже на днях состоялся грандиозный благотворительный вечер с самой разнообразной
программой. Между прочим, был обещан номер борьбы, в котором против известного французского чемпиона борьбы Карпантье выступал «неизвестный», оказавшийся ловким и сильным борцом. Каково же было удивление французов, когда обнаружилось, что «неизвестный» - знаменитый писатель Метерлинк (в шляпе). В центре Карпантье» [12. С.12]. Рядом был размещён «Момент борьбы Метерлинка с Карпантье» [12. С.12].
25 номер ВП возвращает читателей к теме Всероссийского пробега военных автомобилей. На сей раз на фотографиях А. Буллы (видимо, Александра Буллы - сына известного фотографа и владельца студии - Карла Карловича Буллы (Е.С.)) можно увидеть Николая II. Под первым снимком
- текст: «Его Императорское Величество Государь Император изволит осматривать в Новом Петергофе автомобили, участвовавшие в 2800вёрстной гонке по просёлочным дорогам. Пробег оказался весьма удачным, так как всего лишь 2-3 машины выбыли из строя во время гонки» [13. С. 3]; под вторым - пояснение: «Командующий пробегом, после Высочайшего осмотра машин, отдаёт команду - «заводить машины». Весь ряд автомобилей двинется сейчас церемониальным маршем» [13. С. 3].
В мае - июле 1912 года в Швеции (Стокгольме) проходили Пятые Олимпийские игры. Россия была среди 29 стран-участниц. Определённое внимание было уделено Олимпиаде на страницах Всемирной панорамы. В №25 с подзаголовком: «V Олимпиада в Стокгольме» была помещена большая иллюстрация («с фот. А. Булла»): «На происходящие в настоящее время в Стокгольме олимпийские игры в числе различных спортивных обществ и кружков из Петербурга отправилась и офицерская фехтовальная школа со своими лошадьми. На рисунке видны клетки, в которых размещены лошади на пароходе «Бирма» [13. С. 11].
Среди олимпийских сюжетов интересна фотография из № 29 («Финал Олимпийских игр»): «Шведский король по окончании Олимпийских игр венчает лаврами победителей на играх» [14. С. 3]. Для Густава V это были, действительно, победоносные игры.
Внимание российской печати, и в данном случае Всемирной панорамы, было сосредоточено на разных аспектах спортивной тематики. В уже упоминаемом № 25 можно увидеть небольшое изображение: «Знаменитый шахматист», с подписью: «Акиба Рубинштейн, всемирно известный русский шахматист, оказавшийся победителем на международном шахматном турнире в Венгрии» [13. С. 14].
Военно-спортивный ракурс темы присущ двум авторским фотоснимкам С. Смирнова (№27) под идентичными названиями: «К перелёту Севастополь - Петербург». На первом небольшом снимке изображена группа лиц, занятых технической подготовкой самолёта. Подпись не совсем точно и, пожалуй, «коряво» передаёт содержательную сторону: «Лейт. В.В. Ды-бовский готовится продолжить к полёту из Москвы в Петербург» [15. С. 10]. На следующем снимке С. Смирнова - радостная группа военных и
гражданских лиц, окружают «виновника торжества». Кто же он? Разъяснение дано ниже: «Шт.-кап. Андреади, окружённый публикою на московском аэродроме тотчас после спуска на землю» [15. С.10].
Внимание ВП явно привлёк летний «Слёт соколов» в Праге. В № 27 этому событию посвящены три довольно крупные фотографий от «нашего пражского корреспондента». Подписи под снимками передают их смысл: «Сокольские знамёна склоняются во время шествия соколов по Праге перед пражским городским головой», «Одновременные упражнения 12000 соколов на одной из площадей в Праге», «Картина - «Битва при Марафоне», поставленная на сокольском слёте в Праге. Жрецы во время богослужения» [15. С. 12-13].
«Восторженное» продолжение темы о летчике В.В. Дыбовском находим в №28. На первой же странице фотография: «Перелёт через Россию». Улыбающийся герой стоит около своего самолёта. В пояснении отмечается: «Лейт. В.В. Дыбовский - первый, совершивший смелый перелёт через всю Россию - из Севастополя в Петербург. В пути лётчик находился 41 день, а летел он всего 25 часов. Снимок сделан на петербургском аэродроме тотчас после прилёта В.В. Дыбовского в Петербург» [16. С. 1]. На оборотной стороне страницы под таким же названием размещён большой снимок («С фот. А. Булла») с подстрочником: «Поздравление лейт. Дыбовского на Комендантском поле в Петербурге, на аэродроме, 5-го июля. Рядом с авиатором его супруга (в белом платье). 1. Вице-адмирал Князев; 2. Ген. Каульбарс» [16. С. 2].
Наименование следующей крупной, наполненной персонажами иллюстрации: «В.В. Дыбовский - в редакции «Солнца России». В низу страницы пояснение: «6-го июля редакцией журнала «Солнце России была устроена в тесном кругу сотрудников встреча отважному лётчику - лейт. В.В. Дыбовскому. Во время этого посещения художник И.А. Гринман зарисовал портрет В. Дыбовского, который будет напечатан в красках в завтрашнем № «Солнца России» [16. С. 3].
Из разных фотографий «воздушной серии» того же №28 обратим внимание ещё на два совершенно разных снимка: 1 - «Гибель авиатора на охоте» («Знаменитый французский авиатор Латам, участвовавший в одном из первых авиационных «митингов» в Петербурге (На снимке - Латам у самолёта. - Е.С.). Авиатор погиб 6-го июля на охоте на буйволов в Африке» («С фот. А. Булла); 2- «Аэропланы в Африке» («Марокканский султан Мулаи-1 афид любуется полётами французских офицеров на аэропланах, описывающих круги над султанским дворцом. Султан выразил даже желание полетать вместе с офицерами» [16. С. 4-5].
Если вернуться к «олимпийским» снимкам в ВП, то №29 иллюстрировал не только завершение Игр в Стокгольме, но и, с большим размахом, продолжал тему «перелётов». «Перелёт Берлин - Петербург» (В пояснении: «1. Авиатор Абрамович и его пассажир Гакштетер (2), совершив-
шие первый перелёт из Германии в Россию на аэроплане. 3. Лифляндский вице-губернатор кн. Кропоткин. В настоящее время Абрамович находится на пути к Петербургу; прилёт его ожидается со дня на день») [14. С. 5].
На двух следующих страницах (уже традиционно: «С фот. А. Булла») снимки: «Ко второму перелёту через Россию». В текстовой части говорится: «Вслед за лейт. Дыбовским в Петербург прилетел из Севастополя шт.-кап. Андреади, сначала совершивший полёт из Севастополя в Одессу, а затем уже направившийся в Петербург» [14. С.6]. И - «Чествование лейт.
В.В. Дыбовского» («Парадный обед в Императорском аэроклубе, на котором чествовали лейт. В.В. Дыбовского по случаю прилёта его в Петербург») [14. С.7].
Тридцатый номер ВП напомнил о завершившейся олимпиаде, поместив снимок: «Счастливый призёр». В качестве комментария отмечено: «Победитель Марафонского бега в Стокгольме, южно-африканец МакАртур, слушает чтение диплома, восхваляющего его подвиг» [17. С. 6].
В этом же номере - весьма любопытная иллюстрация под названием: «Аппарат для плавания» («Один француз изобрёл аппарат, состоящий из шеста, на котором укреплены две металлические коробки и небольшой винт, приводимый в движение посредством педали. При помощи этого аппарата даже люди, не умеющие плавать, могут не только часами держаться на воде, но и плыть со скоростью 10 верст в час») [17. С.12].
ВП на страницах своего №31 уделила внимание так называемым «потешным», состязания которых требовали явно не меньшей сноровки, чем у «классических» спортсменов. На «Высочайшем смотру потешных в Петербурге» были представлены разные состязания. Фотографии, в том числе снимки А. Долматова, запечатлели: «Потешная пожарная дружина», «Отряд потешных-велосипедистов», «Потешные стрелки из лука», «Сокольские упражнения потешных» и - «Пальчевский, ученик 8 кл. Харбинского коммерч. училища, лучший стрелок из лука» [18. С. 8-9].
Порадовавшись успехам «ученика 8 класс», читатели ВП вскоре могли восхищаться успехами совсем юной спортсменки. В номер 33 была опубликована фотография «Девочка-призёрка» («На всемирных состязаниях женщин-пловцов в Париже получила первый приз Ренэ Дардерес, девочка 12-ти лет») [19. С. 12].
Скорее всего, привлёкла внимание читателей информация, размещённая под рисунком(?) насоса для велосипеда: «В Калифорнии велосипедный спорт достиг исключительного развития и, при тамошних прекрасных дорогах, велосипед сделался неразлучным спутником не только городских, но и деревенских жителей. В заботах о велосипедистах, местные общины устраивают в известных пунктах «автоматические воздушные насосы» - аппараты со сгущенным воздухом, который может быть проведён по трубке в «сдавшую» шину. Для действия аппарата необходимо бросить в отверстие определённую монету» [19. С.13].
Один из снимков ВП назван «Новый рекорд» и в большей степени имеет отношение к военно-спортивной тематике: «Итальянский лётчик Манделли совершил замечательный полёт с 3 пассажирами, покрыв 100 верст в 56 мин. 33 сек.» [20. С. 13].
Об опасности полётов свидетельствуют строки под небольшим портретом: «Пор. 17-го турк. полка Павел Николаевич Малинников, разбившийся насмерть во время полёта близь крепости Новогеоргиевск. Несчастный лётчик недавно окончил школу авиации в Севастополе в числе первых и отличался смелостью полётов» [20. С. 14].
Не только спортивный смысл просматривается в иллюстрации без названия, изображающей сосредоточенного пловца с некой трубкой во рту (не присматриваясь, можно принять за нож). Тем не менее, предложено почти «миролюбивое» пояснение: «Испанский пловец, Фернес, изобрёл особенный аппарат, при помощи которого он может очень долго оставаться под водой и ходить по морскому дну. Аппарат этот посредством трубки соединяется с воздушным насосом, находящимся на берегу или на борту судна. Прилаживается этот аппарат ко рту и очень удобен для переноски» [21. С. 14].
Интереснейшие события оказались на фотоснимках ВП №36, в частности: «На лодке через океан». Небольшой комментарий конкретизирует: «Моторная лодка, на которой прибыл в Петербург из Америки капитан Дей с 3 спутниками. Дей - известный спортсмен, издатель специального журнала «Гребец». Весь путь из Нью-Йорка в Петербург (11 тысяч вёрст) кап. Дей совершил в 58 дней. Лодка имеет 35 фут. длины, 9 фут. ширины и 5 фут. осадки. Корпус её построен из аррагонской сосны, мотор - в 16 сил». Рядом ещё одна фотография, где изображены капитан Дей и его отважные спутники [22. С. 13].
Уже представилась возможность убедиться, что тематика автопробегов близка редакции ВП, которая не обошла вниманием и «Пробег Петербург - Сан-Себастиано». Под первой иллюстрацией в том же №36 - подпись: «Автомобили отбывают в Испанию со старта у Московских ворот в 6 час. утра 29 августа», под второй - «Автомобили отбывают со старта, участники пробега расписываются при отъезде в контрольной книге» [22.
С. 14].
В начале ХХ века в России были весьма популярны состязания, проводимые различными охотничьими обществами. Одним из свидетельств этому - фотография К. Булла в №37 «Испытания собак в Петергофе» («9го сентября в имении Великого Князя Николая Николаевича, на местах Знаменской охоты, у Нов. Петергофа, состоялись испытания общества поощрения полевых достоинств охотничьих собак») [23. С.4].
Через несколько страниц ВП уделяет внимание одному из своих любимцев - авиатору Абрамовичу. Первое изображение: «Замечательный вираж» («Полёты русского авиатора Абрамовича отличаются своей фигурно-
стью и красотою. Особенно поразительны его виражи»); второе - «Вираж Абрамовича» [23. С. 11]. На оборотной стороне этой же страницы размещена красноречивая иллюстрация: «Накануне воздушной войны» («Манёвры аэропланного отряда над неприятельской армией во время манёвров германской армии») [23. С. 12].
39 номер ВП возвращает к излюбленной теме: «Новый всемирный рекорд по авиации» («Знаменитый русский авиатор В.М. Абрамович, установивший новый всемирный на продолжительность полёта с необыкновенным грузом - 4-мя пассажирами») [24. С. 5]. Авиатор и пассажиры выглядели на снимке серьёзными и сосредоточенными.
Не только «воздушной» тематике уделил внимание №39. Через несколько страниц находим большую фотографию (А. Булла): «Бег Петербург - Павловск». Многочисленные участники в спортивной форме, с крупными номерами на груди позируют перед стартом. На заднем плане -толпы болельщиков, видимо, выстроившиеся вдоль маршрута забега. В поясняющей строке: «Участники состязания в беге на переходящий кубок «Вечерн. Времени» имени Б.А. Суворина» [24. С. 12].
Следует подчеркнуть, что, начиная с № 39, одним из преобладающих вопросов ВП становится война на Балканах. И в ряде случаев не просто определить, к какому же тематическому подразделу отнести ту или иную фотографию. Впрочем, на сфере воздухоплавания война безусловно отразилась.
«Авиатор-доброволец» - так в №41 озаглавлена иллюстрация с недвусмысленным пояснением: «Английский авиатор Артур Пайз записался добровольцем в турецкую армию» [25. С. 9]. И на этой же странице: «Турки - авиаторы» («Группа турецких офицеров-авиаторов, обучавшихся в Англии и вернувшихся на родину, чтобы принять участие в военных действиях») [25. С. 9].
Через несколько страниц - перед нами фотографии, на которых присутствует человек, ставший легендой ХХ века. Итак, снимок: «Русские аэропланы». Молодой человек скромно, руки за спиной, стоит возле небольшого самолёта. Подпись под фотографией «снимает» все вопросы: «На состязании аэропланов русского изделия, устроенном военным ведомством, первый приз в 30.000 рублей получил киевский авиатор Сикорский. Он изображён у аппарата собственной конструкции» [25. С. 12]. И -
чуть ниже по странице: «Участники состязания, организованного военным ведомством в Петербурге (слева направо): Снесаренко, Хиони (3-й приз), Габер-Влынский (2-й приз), Сикорский (1-й приз), Янковский и механик Сикорского» [25. С. 12].
Подобие первого вертолёта (с двумя параллельными пропеллерами) видим на фотографии под названием: «Новый аэроплан» («Германский инженер Отто Баумгартель соорудил оригинальный аэроплан, на котором
совершил несколько удачных полётов в Дрезден. Преимущество этого аэроплана - его устойчивость» [25. С. 15].
Если последний упомянутый снимок несколько косвенно относится к спортивной тематике, то героине с фотографии «Пешком вокруг света» в физической сноровке не отказать: «Херри Хюприес, очаровательная англичанка, совершает кругосветное путешествие... пешком. Она вышла из Нью-Йорка и добралась уже до Петербурга. Вначале она совершала своё путешествие одна, теперь она идёт в сопровождении собачки, которая к ней пристала в Швеции и с которой она не расстаётся. Херри Хюприес происходит из богатой семьи, но при себе носит лишь очень незначительные суммы денег, которые каждый раз получает в банках тех городов, через которые проходит» [25. С. 14].
Далёк от военно-спортивной проблематики и «фотоэпизод» (№ 42) под названием: «Принц - спортсмен» («Наследный принц английский очень увлекается велосипедным спортом и совершает значительные прогулки на велосипеде в Оксфорде») [26. С. 4].
Всё же в номерах ВП больше становится фотографий, рассказывающих об ужасах войны, войны Балканской - предвестницы Первой мировой. Тем не менее, на страницах ВП пока что немало разноплановой информации. В частности, встречаем оригинальную фотографию авиатора .княгини Е.М. Шаховской. Подпись под довольно крупным снимком с названием «Новый рекорд» конкретизирует ситуацию: «14-го октября кн. Шаховская совершила на Корпусном аэродроме замечательный полёт, во время которого побила рекорд на продолжительность для женщин-авиаторов» [26. С. 15]. Кстати, на снимке княгиня стоит возле самолёта, за рулём которого - знаменитый Абрамович.
Весьма любопытная «около спортивная» заметка с фотографией «С глобусом вокруг света» так же оказалась на страницах ВП: «Американский атлет Жорж Шиллинг совершает оригинальное кругосветное путешествие. Он везёт на себе громадный глобус, имеющий в диаметре семь футов. Глобус этот весит около 20 пудов и внутри заключает спальню, в которой странный путешественник проводит ночи и отдыхает. Шиллинг вышел из Нью-Йорка 25 февраля 1911 г. и, пройдя через всю Америку, теперь находится в Англии. Живёт он на деньги, получаемые от продажи почтовых карточек» [26. С. 16].
В 42 номере ВП впервые встречаются небольшие сообщения спортивной направленности, которые не сопровождаются иллюстративным материалом. Заметка: «Новый спорт в Америке» может быть изложена полностью:
«В американском обществе начинает распространяться новый своеобразный спорт - развитие пальцев ноги. Для придания им подвижности применяются ежедневные упражнения в течение пяти минут, причём начинают упражнения с движения каждым пальцем в отдельности, а потом
уже всех вместе. Основателем этого спорта является один вашингтонский балетный танцор, который исходит из того, что балерина или танцор будут только тогда хорошо танцевать, если пальцы их ног приобретут такую же подвижность, как и пальцы рук. В настоящее время большинство танцмейстеров лучшего американского общества ввели эти упражнения. Танцуют, конечно, в этом случае босиком. Начинается курс с танцев, затем следуют движения пальцами. К концу курса ученики и ученицы подымают с пола первым и вторым пальцами небольшие круглые камушки.
Поборники этого нового спорта утверждают, что в два месяца можно придать пальцам ног подвижность пальцев руки» [26. С. 17].
Вторая заметка объёмнее почти в два раза. Она настолько интересна и в то же время недоступна широкому кругу современных читателей, что, нарушая ряд стандартов, всё же откажемся от сокращений. Итак, «Бокс у древних греков»:
«Все роды современного спорта оказываются лишь повторением физических упражнений древних, ставивших, как известно, культ физической ловкости и красоты на первое место.
Бокс встречается у древних греков уже в четвёртом и пятом столетиях до Р.Х. Эллинская цивилизация была в это время в апогее своего расцвета, и физическое и умственное развитие греков шли рядом. Философы также упрекали молодых людей, если они были слабы телом, как и в невежестве, когда они были незнакомы с метафизикой.
Греческий бокс был совершенно такой же, как в настоящее время американский. Били обеими руками и, главным образом, в челюсть. Пользовались даже и перчатками как для защиты пальцев, так и для ослабления силы удара. В пятом веке употребляли более тяжёлые и твёрдые перчатки. Философ Платон одобрял их, так как они придавали боксу характер серьёзного боя. Поэт Феокрит в своей 22 идиллии даёт прекрасное описание боксёрской борьбы между Амикусом и Полидейкусом. Первый был атлет с необыкновенно здоровыми членами и с разорванными в многочисленных драках ушами. Противник его был легче, но ловок до невероятности. Борьба началась с тактических приёмов и хитростей. Полидейкус, благодаря ловкой атаке, повернулся так, что Амикус очутился против солнца; но он не растерялся и широкими взмахами обеих рук старался вызвать новое нападение противника. Меткий удар в подбородок на минуту парализовал противника и тот снова произвёл атаку. У Амикуса всё лицо было уже в синяках, глаза запухли, и он ничего больше не видел. Удар в переносицу свалил его на землю, но он тотчас же вскочил и с яростью набросился на Полидейкуса. Амикус оказался, однако, плохим бойцом: он неверно направлял удары и они не давали никаких результатов. В изнеможении он схватил Полидейкуса за левую руку, что, по словам поэта, противоречило правилам боя, и пытался нанести ему решительный удар кулаком правой руки. Полидейкус увернулся и ответил ударом в висок противника, вложив
в этот удар «всю силу своего плеча». Амикус упал, попытался приподняться, но вынужден был свалиться под градом посыпавшихся на него ударов.
Двадцать два века прошло со времени описания этой дикой забавы, и, тем не менее, она и в наше время процветает, как и тогда, с тою только разницей, что современные «любимцы публики» собирают такую дань, какая древним почитателям физической красоты и ловкости никогда и не снилась» [26. С. 17]. Вот какие своеобразные выводы сделал автор на основе описания древнегреческого спортивного поединка.
Многочисленные фотоматериалы по Балканской войне из №43 предваряются большой статьёй (почти 5 столбцов) совершенно по другой теме. Корреспондент Александр Рославлев предложил некое документально -художественное изложение: «Герой воздуха». Полное воспроизведение в данном контексте невозможно, но отдельные ключевые фразы скажут о многом:
«Нам навстречу, по деревянным, хлюпающим по грязи, мосткам идёт тонкий, высокий человек в кожаной куртке, воздухоплавательном шлеме и поднятых на лоб защитных очках.
- Абрамович - знакомит Воробъёв (Борис Никитич Воробьёв - один из членов испытательной комиссии - Е.С.)
У Абрамовича острое, умное, сдержанное лицо, быстрый, решительный, несколько вызывающий взгляд, взгляд завоевателя.
- Хочу сегодня поставить новый мировой рекорд с четырьмя на продолжительность, - говорит он Воробьёву.
- Однако, и аэродром. - замечаю я.
- Российский. - улыбается Абрамович. Болотистое, клочковатое, вязкое поле, перерезанное кое-где канавками от дождей, широкие лужи, а перед аппаратами такая грязь, что приходится, чтобы не увязнуть, ступать по брошенным в неё кирпичам.
Абрамович летает изумительно: то поднимая одно крыло вверх, а другим почти чертя по земле, он делает неожиданные повороты, то поднявшись на пятисотфутовую высоту, остановив мотор, винтообразно планирующим спуском спешит вниз. Это пробный полёт.
.Авиация - это громадный шаг к слиянию национальностей. Это верное средство к прекращению войн, которые в силу их безмерной истре-бительности станут невозможными.
.Абрамовичу уже машут платками - дают знать, что рекорд побит и можно спускаться, но он опять делает поворот и летит за аэродром.
.Пальцев не могу разогнуть, - жалуется Абрамович, - холодище. -А лицо весёлое, глаза яркие, гордые сознанием новой победы.» [27. С. 1-3].
Двум разновидностям спорта уделила внимание ВП в №44. «Женщина - жокей», под фотографией с таким наименованием было дано пояс-
нение: «В Будапеште на днях произвела сенсацию победа женщины-жокея Ильзы Бульфорд, открывшей новое поприще для женского труда» [28. С. 3].
В номере также помещена большая фотография: «Состязание на кубок Гордон-Беннета» («Эффектную картину представлял полёт воздушных шаров, на днях состоявшийся в Штутгарте на приз Гордон-Беннета. Участвовали 19 шаров от всех стран, кроме России. Победил французский шар «Пикардия». [28. С.15].
На этой же странице помещена совсем небольшая заметка о первой жертве воздухоплавания в Китае (авиаторе Тонг-Ю) [28. С. 15].
Всё же военные мотивы закономерно находили своё отражение в спортивной тематике. В №46 размещена фотография «Велосипедная артиллерия» («В английской армии вводится новый тип орудия - велосипедная артиллерия. Лёгкие орудия перевозятся велосипедистами. Произведённые уже опыты дали блестящие результаты») [29. С. 3].
В какой-то мере к рассматриваемой теме относится иллюстрация «Плот Блерио» («Знаменитый авиатор Блерио изобрёл речной плот, приводимый в движение пропеллером») [29. С. 4].
Переход от российской воздушно-спортивной к полностью военной тематике знаменует фотография без названия, выполненная Черновым-Буллой. Впрочем, несколько слов пояснения весьма красноречивы: «Русский авиатор Агафонов, находящийся при болгарских войсках, с винтовкой, отобранной у турок» [29. С.9]. Данный аспект темы был продолжен в №47. Две иллюстрации (небольшая и крупная - почти на 1А страницы). На первой: «Авиатор Васильев перед полётом над Адрианополем», на второй: «Русские авиаторы, поступившие в ряды болгарской армии, проявляют чудеса храбрости и совершили несколько блестящих полётов над Адрианополем под градом пуль и снарядов» [30. С.9].
Продолжает военный ракурс комплект из двух снимков(?) под общим названием «По земле, по воде и по воздуху». Подпись под изображением стоящей на земле, а далее находящейся в воздухе машине с большими колёсами и крыльями такова: «Знаменитый французский авиатор Вуазен соорудил замечательный воздушный корабль, который одинаково свободно движется по воде и на суше. Корабль этот поднимает 6 человек и во время пробных полётов достигал скорости в 110 километров» [31. С.2].
Небольшой сюжет из мирной жизни представлен на иллюстрации «Триумф негра» в ВП №49 («Знаменитый боксёр-негр Джонсон, чемпион мира, недавно женился на красавице англичанке, вдове богатого фабриканта») [32. С. 6].
Через несколько страниц - любопытная иллюстрация: «Русское изобретение» («Аэро-лыжи, приводимые в движение пропеллером (двигатель Анзани), изобретение Воронежского спортсмена Э.О. Бурковского. Достигает громадной скорости») [32. С. 14].
На фотографии, сделанной Быстровым (ВП №50), - сразу несколько чемпионов: «Знаменитый чемпион. рояли - Иосиф Гофман, отличный игрок на биллиарде, берёт уроки игры на биллиарде у чемпиона биллиарда Гуго Киркау, в Москве, в квартире известного спортсмена г. Фульда» [33. С. 15].
Такова спортивно ориентированная «мозаика», нашедшая своё отражение на страницах «Всемирной панорамы» за 1912 год. Лыжники, борцы, велосипедисты, гребцы, шахматисты, пловцы. - многие спортсмены запечатлены на фотографиях «Всемирной панорамы». Двенадцатилетний ХХ век проявлял большой интерес к техническим новинкам, особенно в сфере воздухоплавания. Авиаторы были героями дня.
1912 год - тревожное время для всемирной истории. Уже полыхала Балканская война, всё очевиднее становились предпосылки для Первой мировой. Спортивная тематика на страницах периодической печати зачастую приобретала выраженный военно-спортивный ракурс. Однако, «отдалившись» от 1912 года более, чем на век, допустимо констатировать: тревожная история ХХ века, вместившая в себя не только Первую, но и Вторую мировые войны, не стала военной истерией цивилизации, не забыла об общечеловеческих ценностях, в том числе о Спорте, об Олимпийском движении.
Сегодня, как и тысячелетия назад в Древней Греции, как столетие назад в России (с её «Всемирной панорамой») - мы ощущаем добрую силу и объединяющую поддержку Олимпийского огня.
Список литературы
1. Всемирная панорама. 1912. № 1.
2. Всемирная панорама. 1912. № 2.
3. Всемирная панорама. 1912. № 4.
4. Всемирная панорама. 1912. № 6.
5. Всемирная панорама. 1912. № 8.
6. Всемирная панорама. 1912. № 10.
7. Всемирная панорама. 1912. № 11.
8. Всемирная панорама. 1912. № 12.
9. Всемирная панорама. 1912. № 15.
10. Всемирная панорама. 1912. № 17.
11. Всемирная панорама. 1912. № 19.
12. Всемирная панорама. 1912. № 22.
13. Всемирная панорама. 1912. № 25.
14. Всемирная панорама. 1912. № 29.
15. Всемирная панорама. 1912. № 27.
16. Всемирная панорама. 1912. № 28.
17. Всемирная панорама. 1912. № 30.
18. Всемирная панорама. 1912. № 31.
19. Всемирная панорама. 1912. № 33.
20. Всемирная панорама. 1912. № 34.
21. Всемирная панорама. 1912. № 35.
22. Всемирная панорама. 1912. № 36.
23. Всемирная панорама. 1912. № 37.
24. Всемирная панорама. 1912. № 39.
25. Всемирная панорама. 1912. № 41.
26. Всемирная панорама. 1912. № 42.
27. Всемирная панорама. 1912. № 43.
28. Всемирная панорама. 1912. № 44.
29. Всемирная панорама. 1912. № 46.
30. Всемирная панорама. 1912. № 47.
31. Всемирная панорама. 1912. № 48.
32. Всемирная панорама. 1912. № 49.
33. Всемирная панорама. 1912. № 49.
Самарцева Елена Игоревна, д-р ист. наук, проф., [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет.
SPORTS TOPICS ON THE PAGES OF "THE WORLD PANORAMA” (1912)
E.I. Samartseva
The article presents an overview of sports-related information on the pages of an illustrated weekly Russian edition of the early twentieth century: «The World Panorama» (1912).
Key words: history, sports, physical culture, Olympics, Russia, aviation, periodicals, photographs.
Samartseva Elena Igorevna, doctor of historical science, professor, [email protected], Russia, Tula, Tula State University.
УДК 94(470) 19Ленин(093):94-058(470) 19
РАБОТЫ В.И. ЛЕНИНА КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК ИЗУЧЕНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ
Е.В. Сломинская
Анализируются работы В.И. Ленина, ставшие основой формирования советской историографии отечественной интеллигенции. Показана трансформация его воззрений в меняющихся реалиях первой четверти ХХ в.
Ключевые слова: интеллигенция, историография, исторический источник, социально-экономическое развитие, политический процесс.
Для отечественной исторической науки весьма характерен путь длительных и подчас противоречивых исканий: от полного отрицания одних