10 (80). - С. 16-19.
3. Андреев, О.С. Организационно-педагогические аспекты развития мини-футбола в Российской Федерации : автореферат дис.... канд. пед. наук / Андреев О.С. - М., 2008. - 27 с.
4. Андреев, С.Н. Эволюция мини-футбола (футзала) в современную автономную разновидность классического футбола / С.Н. Андреев // Теория и методика футбола. - 2007. - № 1. - С. 6-7.
5. Измерения и вычисления в спортивно-педагогической практике : учебное пособие для вузов физической культуры / В.П. Губа, М.П. Шестаков, М.П. Бубнов, М.П. Борисенков. - 2-е издание. - М. : Физкультура и спорт, 2006. - 220 с.
6. Ядов, В.А. Стратегия социологического исследования: описания, объяснение,
понимание социальной реальности / В.А. Ядов. - М. : Добросвет : Университет, 1998. - 569 с.
REFERENCES
1. Aliyev, E.G. (2010), Contents and an orientation of management of activity of sports federation (on the example of Association of mini-soccer of Russia): monograph, publishing house of the Digital
typographical center of St. Petersburg Polytechnical University, St. Petersburg.
2. Aliev, E.G., Andreev, O.S., Dyomin, A.A. (2011), “Interconnection of mass and professional futsal”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 80, No.10, pp. 16-19.
3. Andreyev, O.C. (2008), Organizational and pedagogical aspects of development of futsal in the Russian Federation, dissertation, Moscow.
4. Andreyev, S.N. (2007), “Evolution of futsal in a modern autonomous kind of classical football”, Theory and football technique, No. 1, pp. 6-7.
5. Guba, V.P., Shestakov, M.P., Bubnov M.P. and Borisenkov M.P. (2006), Measurements and calculations in sports student teaching: manual for higher education institutions ofphysical culture, Physical culture and sports, Moscow.
6. Yadov, VA. (1998), Strategy of sociological research: descriptions, explanation, understanding of social reality, publishing house “Dobrosvet”, Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 20.03.2014.
УДК 796.332
СПОРТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ В ПОДГОТОВКЕ ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ
Мухаммед Аль Арджа, аспирант,
Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
Анализ официальных и товарищеских матчей юношеских и молодежных команд различного уровня показал, что юный футболист может быть хорошо обучен технике и тактике игры, знает правила соревнований, но нарушает их в игре, оспаривает решения судьи на поле, бывает агрессивен и груб в общении с товарищами и тренером, нарушает спортивный режим, курит, склонен к наркомании. Психологическая подготовка юных футболистов на олимпийских традициях обязывает тренера решать задачи спортивного обучения и воспитания в их единстве.
Ключевые слова: футбол, обучение, воспитание в футболе.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.03.109.p13-15 SPORTS PSYCHOLOGY IN TRAINING OF THE YOUNG FOOTBALL PLAYERS
Mohammed Al Arja (Jordan), the post-graduate student,
The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg
Annotation
The analysis of the official and friendly matches of the youthful and youth teams of various level showed that the young football player can be well trained to the technics and game tactics, he knows the
rules of the competitions, but breaches them in game, challenging the decisions of the judge on the field, he happens to be aggressive and rough in communication with the companions and trainer, breaks sporting schedule, smokes, he is inclined to the drug addiction. Psychological training of the young football players to the Olympic traditions obliges the trainer to solve the problems of sports training and education in their unity.
Keywords: football, education in football.
Поскольку в ХХ веке футбол стал самой популярной спортивной игрой на планете, то нет нужды доказывать, что профессиональный футболист - это личность, публично демонстрирующая свое спортивное искусство футбольным болельщикам на поле стадиона как на сцене и на ТУ-экранах. Фотографии знаменитых футбольных «звезд печатаются в спортивной прессе, является предметом общественного внимания журналистов, спортивных специалистов, футбольных болельщиков и женщин, а это формирует в сознании юных футболистов образ как пример для подражания. Футбольная звезда - «герой нашего времени».
Принятые в Олимпийском кодексе этические нормы поведения и взаимоотношений соревнующихся спортсменов по принципу «не навреди» предписывают футболистам не нарушать правила игры, не калечить друг друга в ситуациях острого противоборства, не применять запрещенных приемов в борьбе за мяч, т.е. следовать Олимпийскому кодексу честного соперничества.
Потребность и способность к честному соперничеству в олимпийском спорте у юных спортсменов воспитывает их тренерами, но в силу СМИ и противоречий морали современной цивилизации их единство часто нарушается. Тем не менее, личный пример тренера для юного футболиста важнее родительских назиданий, «как вести себя на людях». Дети играют в футбол в свое удовольствие, тогда как профессиональный футболист получает высокую зарплату за свою игру в десятки раз больше, чем преподаватель спорта в школе или в вузе.
Успехи профессиональных футбольных команд стали брендом социального престижа нации, а задачи подготовки профессиональных футболистов, ныне защищающих честь страны на международной арене, возведены в ранг государственных и денежных приоритетов. Этим нарушается коллективная, общественно воспитательная сила футбола как народной командной игры в мяч, поскольку наряду с двигательной обученностью и спортивным мастерством футболист должен быть патриотом своей родины, а не финансирующего его иностранного спортклуба. К сожалению, многие тренеры хорошо обучают, но плохо нравственно воспитывают своих учеников, что типично для детско-юношеского футбола и в современной России.
Спортивная воспитанность проявляется в опрятности, во внешнем облике спортсмена, в соблюдении дисциплины и режима дня, спортивном образе жизни, в стремлении самостоятельно преодолевать трудности спорта и жизни, - не зазнаваться в победах и не унывать в неудаче, быть примером для младших, и др. Олимпийская хартия требует от спортсменов в их соревновательном противоборстве и личном поведении вне спорта проявлений дружбы и товарищества, коллективизма, преданности избранному виду спорта, своей родине, своей ко-манде. Исследования доказывают, что стержневыми проявлениями спортивной воспитанности юного футболиста являются целеустремленность, уверенность в себе, мужественность и настойчивость в достижении личной цели, успехов в спорте и в жизни [1-4].
Известный советский футболист, детский тренер, организатор и президент Всесоюзного детского футбольного клуба «Кожаный мяч», ЗМС СССР Михаил Павлович Сушков (1899-1983) ещё четверть века назад указал тренерам в чем суть спортивного воспитания в футболе. В свое книге «Футбольный театр» (M.,1981, С. 195) он писал: «Формированию личности юного футболиста с раннего детства служит воспитание в ДЮСШ и в футбольном клубе на спортивных традициях. Что такое спортивные тради-
ции? - Это выжимка человеческой морали. На них проверяется нравственность людей, их цивилизованность. Способность соблюдать правила игры - значит, вообще соблюдать, уважать правила. А нравственность - это и есть умение соблюдать правила. Мы же не дикари, чтобы давать волю своим чувствам - проиграть в честной, равной борьбе и воспылать за это злобой, ненавистью к сопернику? И самые стойкие из юных спортсменов привыкают к такому поведению, управляют своими эмоциями. Потом оно воспринимается нормой».
Наряду с тренером в решении задач спортивного воспитания юных футболистов принимают участие родители, школьные учителя, футбольные болельщики и вездесущие современные электронные ТУ-СМИ. Проявляясь в единстве и прежде всего в нравственных чертах характера и морально-волевых спортивно-важных качествах юных футболистов, спортивная обученность и воспитанность защищает психику, сознание, самочувствие юного спортсмена от информационных вредностей и соблазнов современного города.
Я изучаю футболистов сборной юношеской команды Иордании по футболу, которая участвует в отборочных матчах на кубок Азии по футболу. Юным футболистам есть на кого равняться - это мужская сборная команда Иордании, которая уже дважды в новом веке была призером Азии по футболу. В стране 12 клубных мужских и женских команд Первой лиги, работает 100 местных футбольных клубов, в которых работает более 4 тысяч спортивных специалистов. Ежегодно в Иордании разыгрывается «Кубок Королевства» по детско-юношескому футболу между сборными командами шести городов королевства.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аль Арджа, М.А. Задачи спортивного психолога футбольной команды / М.А. Аль Арджа // Вестник Балтийской Педагогической Академии / Балт. пед. акад. ; гл. ред. И. П. Волков. -СПб., 2012. - Вып. 104 : Актуальные психолого-педагогические проблемы обучения, воспитания, физической культуры и спорта учащихся и студентов. - С. 46-50.
2. Аль Арджа, М.А. Олимпийские традиции в развитии футбола в Иорданском Королевстве / М.А. Аль Арджа, А.И. Крылов // Вестник Балтийской Педагогической Академии / Балт. пед. акад. - СПб., 2013. - Вып. 109 : Актуальные психолого-педагогические проблемы спортивного воспитания, обучения, здоровья молодежи. - С. 68-71.
3. Аль Арджа, М. Детский уличный футбол в Иордании / М. Аль Арджа // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 4 (98). - С. 7-11.
4. Аль Арджа М. Спортивное воспитание иорданских футболистов на олимпийских традициях // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 11 (105). - С. 7-11.
REFERENCES
1. Al Arja, M. (2012), "Tasks of the sports psychologist of a soccer team", Messenger of the Baltic Pedagogical Academy, Vol. 104, pp. 46-50.
2. Al Arja, M. and Krylov, A.I. (2013), "The Olympic traditions in soccer development in the Jordanian Kingdom", Messenger of the Baltic Pedagogical Academy, Vol. 109, pp. 68-71.
3. Al Arja, M. (2013), “Children's street football in Jordan”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 98, No. 4, pp. 7-11.
4. Al Arja M. “Sports education of Jordan football-players following the Olympic traditions”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 105, No. 11, pp. 7-11.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 20.03.2014.