УДК 796.011
СПОРТИВНАЯ КАРЬЕРА ИЛИ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ? К ВОПРОСУ ОБ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА И СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ
Афанасьева В.М., Зотова Ф.Р.
Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма, Казань, Россия Для связи с автором: [email protected], [email protected]
Аннотация:
В статье представлен зарубежный опыт по вопросу «двойной карьеры» (совмещения академической и спортивной карьеры) студентов-спортсменов. Представлены результаты анкетного опроса студентов-спортсменов, изучена шкала их жизненных ценностей; выявлены проблемы, с которыми они сталкиваются в процессе обучения в вузе, и их мнение относительно способов решения этих проблем. Ключевые слова: интеграция образовательного процесса и спортивной подготовки, двойная карьера, студенты-спортсмены, спортивная карьера, академическая карьера.
PROFESSIONAL SPORTING CAREER OR HIGHER EDUCATION PATH? NOTION OF INTEGRATING EDUCATIONAL PROCESS WITH SPORT TRAINING V.M. Afanaseva, F.R. Zotova
Volga Region State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism, Kazan, Russia Abstract:
he article is focused on world experience of 'dual careers' (when students combine their sporting career with academic career path). he article contains the data of student-athletes poll, studies of their life values; problems revealed during University period, their views of problem solving.
Key words: integrating educational process with sport training, dual careers, student-athletes, sporting career, academic career.
Изучение практики современного спорта показывает, что в связи с быстрым ростом спортивных достижений и соответствующей интенсификацией тренировочного процесса у высококвалифицированных спортсменов занятия спортом составляют от 6 до 9 часов в день, т.е. гораздо больше, чем этого требовалось 40-50 лет назад. Поэтому молодые люди после окончания школы встают перед нелегким выбором: спортивная карьера или высшее образование, т.к. совмещать эти два трудоемких процесса крайне сложно.
Требования, предъявляемые спортом высших достижений, таковы, что спортсмены вынуждены постоянно стремиться к максимальному спортивному результату. Спорт высших достижений характеризуется интенсивной и зачастую безжалостной конкуренцией (Сге88"№е11&Ек1ипф 2006), и, следовательно, большая часть времени спортсменов будет посвящена развитию спортивной карьеры, нежели других аспектов их
жизни вне спорта [2]. Стоит отметить, что многие спортсмены подвержены двойной угрозе: с одной стороны, они заняты спортивной карьерой, которая нестабильна в связи с опасностью травмирования и которая ведет к неизбежному ускоренному старению организма [3], а с другой - они вынуждены жертвовать образованием и последующей карьерой в другой сфере. Реальность, которая складывается для многих элитных спортсменов, заключается в том, что некоторые из них зарабатывают на жизнь только с помощью спорта, и еще меньше из них тех, кто может рассчитывать на достаточную пенсию в своей стране после окончания спортивной карьеры [4]. Поэтому для спортсмена еще более важным становится построение «двойной карьеры» (так называют совмещение академической и спортивной карьеры) либо подготовка почвы для того, чтобы остаться в спорте высших достижений, но уже в другом качестве. Термин «студент-спортсмен» был введен в оби-
ход в пятидесятых годах XX века, когда у государственных органов появилась возможность классифицировать футболистов колледжа как штатных сотрудников [5]. Выражение использовалось в правилах Национальной ассоциации студенческого спорта в качестве замены таких слов как «игрок» и «спортсмен». Однако критики рассматривают термин как «сочетание несочетаемого» (оксюморон) [6]. Создать «двойную карьеру» непросто. По мнению ряда зарубежных ученых, графики некоторых студентов-спортсменов изнурительны, ввиду того что учебный процесс занимает до 30 часов в неделю, а они должны совмещать это время с 20-30 часами спортивных тренировок
[7].
Изучение зарубежного опыта по вопросу «двойной карьеры» показывает, что в разных странах предлагаются следующие способы решения проблемы.
Результаты многочисленных исследований подтверждают, что редко удается успешно совместить получение высшего образования и занятия спортом без некоторого уровня гибкости в образовательных программах. Университеты создают элитным спортсменам условия для получения качественного образования, проявляя гибкость в составлении расписания (Кипр, Германия), внедряя дистанционное обучение (Дания, Швеция) и неограниченные сроки обучения (Греция, Латвия). В то же время в университетах Австрии, Ирландии, Словении, Польши, Португалии спортсменам-студентам предоставляются спортивные стипендии, в Финляндии, Испании, Германии, Швеции, Великобритании разрабатываются программы развития спорта, а в Бельгии, Франции, Испании и Великобритании создаются профессиональные вспомогательные службы [8]. Кроме того, университеты проявляют внимание к студентам-спортсменам после завершения их спортивной карьеры, оказывая помощь в профессиональном росте путем выделения стипендий (Германия, Франция, Финляндия, Великобритания) и создания новых программ (Швеция, Нидерланды) [9]. В Голландии была создана национальная инфраструктура элитарного спорта, включающая центры, где студенты-спортсмены работают одновременно
над своей спортивной и академической карьерой [10].
В большинстве европейских стран были разработаны и внедрены в учебный процесс предложения по обеспечению высокого уровня качества образования без ущерба для спортивной карьеры студентов-спортсменов. В исследованиях Corrado L., Caput-Jogunica R., Amara M. И др. оценивается эффективность предлагаемых мер. Авторами установлено, что проблема совмещения спортивной и академической карьеры решена лишь частично - многие спортсмены высокого уровня не могут эффективно учиться и уделять достаточно времени учебе, если они хотят достичь высокого уровня в спортивной карьере [8, 9, 11]. По их утверждению, для достижения надлежащего баланса между получением образования и развитием спортивной карьеры необходимо введение системы поощрений молодых спортсменов и обеспечение высокого уровня гибкости образовательных программ. По Espwall S. и др. (2004), по мере взросления затраты времени на занятия спортом увеличиваются и в конце юношеского возраста в большинстве видов спорта достигают 25 часов в неделю. При этом учебные занятия в школе в этом же возрасте занимают до 35 часов в неделю. Режим дня спортсмена дополняется необходимостью домашних заданий, затратами времени на переезды к месту проведения тренировочных занятий и др. Таким образом с проблемой двойной карьеры спортсмен встречается еще в школьном возрасте. В университете вышеназванная проблема становится еще более острой, поскольку учебная нагрузка в высших учебных заведениях значительно выше, чем в школе [12]. Особенно актуальна эта проблема для вузов физической культуры и спорта, т.к. в них обучается достаточно большое количество студентов, имеющих высокую спортивную квалификацию. Так, только в Поволжской академии спорта и туризма в 2014/2015 учебном году обучаются 3 Заслуженных мастера спорта, 21 мастер спорта международного класса, 156 мастеров спорта и более 200 кандидатов в мастера спорта, которые составляют 24,6% от всего количества обучающихся. Период обучения в высшем учебном заведении у данной категории студентов совпадает с периодом, когда они пла-
нируют достичь вершин спортивной карьеры. Соответственно, студенты-спортсмены должны постоянно совмещать свои спортивные, академические и социальные роли [13]. Студенты-спортсмены могут испытывать определенные трудности при изучении учебных дисциплин, поскольку они вынуждены большое количество времени уделять тренировочным занятиям, спортивным сборам и соревнованиям и, соответственно, длительное время находиться далеко от учебного заведения. Пропуски занятий могут стать причиной академической неуспеваемости и трудностей в формировании профессиональных знаний, а отсутствие возможности участвовать в студенческой жизни может стать причиной сложностей в социальном взаимодействии с группой. В этих условиях для университетов (академий, институтов) становится актуальной проблема интеграции образовательного процесса со спортивной подготовкой [1]. Анализ научно-методической литературы и изучение практики организации учебного процесса в вузах спортивного профиля показывает, что исследования по интеграции образовательного процесса со спортивной подготовкой студентов-спортсменов являются разрозненными и фрагментарными, не разработаны научно обоснованные подходы и инновационные технологии по решению столь важной задачи, что определяет своевременность изучаемой проблемы.
Для выявления отношения студентов-спортсменов к процессу интеграции научного, образовательного процессов и спортивной подготовки, а также существующих в этом вопросе проблем нами проведен анкетный опрос 118 студентов-спортсменов высших учебных заведений, специализирующихся на таких видах спорта, как фехтование, плавание, бадминтон, баскетбол, хоккей и т.д., в том числе 76 кандидатов в мастера спорта, 32 мастера спорта, 8 мастеров спорта международного класса и 2 Заслуженных мастера спорта. Нами выявлено:
- среди 10 предлагаемых жизненных ценностей наиболее значимыми для студентов-спортсменов являются здоровье, спортивная карьера и взаимоотношения с тренером; при
этом получение высшего образования занимает лишь шестую позицию в шкале жизненных ценностей;
- на выбор высшего учебного заведения у студентов-спортсменов прежде всего влияют два фактора: возможность совмещения тренировочного процесса с учебой и рекомендации тренера. Данный вариант ответа согласуется с исследованиями зарубежных ученых, которые отмечают наиважнейшую роль тренера в определении жизненных приоритетов у подопечных. Для тренера спортивный успех команды (спортсмена) почти всегда имеет приоритет над академической успеваемостью и, соответственно, эта позиция прививается и самим студентам-спортсменам [14];
- 27% респондентов не ощущают себя истинными студентами вуза, для них важнее всего спортивная карьера, поэтому им достаточно чувствовать себя членом спортивного клуба или команды;
- две трети студентов-спортсменов совмещают образовательный процесс со спортивной подготовкой ценой очень больших усилий, либо они не справляются с решением такой сложной задачи;
- основными проблемами, с которыми сталкиваются студенты-спортсмены при обучении в вузе, являются: нехватка времени для успешной учебы, отсутствие понимания со стороны преподавателей, предвзятое отношение преподавателей, которые изначально не ожидают от спортсменов высоких оценок в учебе. Эти данные согласуются с результатами исследований зарубежных ученых. Так, исследованиями Etzel E.F.,Ferrante A.P., Pinkney J.W(1996) и Lorenzen M., Lucas N. (2003) установлено, что студенты-спортсмены часто сталкиваются с предрассудками, стереотипами и заблуждениями их сверстников, преподавателей и администрации[15, 16]; во многих учебных заведениях сложился стереотип студента-спортсмена как недостаточно умного, ленивого в учебе, неуправляемого, избалованного обществом человека, который посещает учебное заведение только для того, чтобы участвовать в студенческих соревнованиях;
- 45,8% студентов-спортсменов, участвовавших в анкетном опросе, готовы удлинить срок обучения в вузе, с тем чтобы успешно
совмещать академическую и спортивную карьеру;
- по утверждению респондентов, гибкое расписание и индивидуальный график обучения, лояльное отношение преподавателей, дистанционное обучение могут помочь интеграции научного и образовательного процессов со спортивной подготовкой.
Таким образом, анализ научно-методической литературы, изучение зарубежного опыта организации «двойной карьеры» и анкетный опрос студентов-спортсменов и их тренеров позволили заключить следующее:
- важную роль в интеграции научно-образовательного процесса и спортивной подготовки играет тренер. Следовательно, без его активного участия в организации учебного процесса студентов-спортсменов успех в этом процессе не может быть обеспечен;
- при организации учебного процесса (составлении расписания занятий и зачетно-экзаменационных сессий, индивидуального графика обучения студентов-спортсменов,
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Хадиуллина, P.P. Концептуальные основы использования дистанционного обучения в вузах физической культуры / P.P. Хадиуллина, М.И. Галяутди-нов. - М. : Теория и практика физической культуры, 2014. № 4. - С. 57-60.
2. Cresswell, S., Eklund, R. The nature of player burnout in rugby: Key characteristics and attributions / S. Cresswell, R. Eklund // Journal of Applied Sport Psychology. - 2006. - № 18. - C. 219-239.
3. Roderick, M. Adding insult to injury: Workplace injury in English professional football / M. Roderick // Sociology of Health and Illness. - 2006. - № 28 (1).
4. Stambulova, N., Stephan, Y., Japhag, U. Athletic retirement: A cross-national comparison of elite French and Swedish athletes / N. Stambulova, Y. Stephan, U. Japhag // Psychology of Sport and Exercise. - 2007. -№8.
5. Crowley, J.N. In the arena. The NCAA's first century / J.N. Crowley // Indianapolis, IN : National Collegiate Athletic Association. - 2006.
6. Ridpath, P.D. NCAA Division I student athlete characteristics as indicators of academic achievement and graduation from college / P.D. Ridpath // Published Dissertation, West Virginia University. - 2002.
7. David, P. Human rights in youth sport: A critical review of children's rights in competitive sports : Routledge / P. David // European Commission. -2005.
8. Corrado, L., Tessitore, A., Capranica, L., Rauter, S., Topic, V.D. Motivation for a dual - career : Italian
проведении индивидуальных консультации по учебным дисциплинам и др.) необходимо учитывать выявленные в ходе опроса жизненные ценности студентов-спортсменов, их приоритеты;
- усвоить учебный материал в условиях ограниченного времени позволяет дистанционное образование, предоставляющее возможность получения информации по учебным дисциплинам в любое удобное для студента-спортсмена время в любой точке мира;
- исследования по вопросам интеграции образовательного процесса и спортивной подготовки студентов-спортсменов являются фрагментарными, разрозненными, разноречивыми; нет единого понимания решения проблемы образования высококвалифицированных спортсменов.
Вышесказанное обусловливает необходимость проведения опытно-экспериментальной работы по разработке инновационных технологий интеграции научного, образовательного процесса со спортивной подготовкой.
and Slovenian student-athletes // Kinesiologia Slovenica. - 2012. - № 18 (3). С. 47-56.
9. Caput-Jogunica, R., Curkovic, S., Bjelic,G. Comparative analysis : support for student-athletes and the guidelines for the universities in Southeast Europe / R. Caput-Jogunica, S. Curkovic, G. Bjelic // Sport Science. - 2012. -№ 5 (1). C. 21-26.
10. Gelder, I. Center of elite sport and education in the Netherlands: International University Sports Federation Conference / I. Gelder // University and Olympic sport: two models - one goal? - 2013. July 14-17.
11. Amara, M., Aquilina, D., Henry, I. PMP Consultats Education of Elite Young Sportspersons in Europe / M. Amara, D. Aquilina, I. Henry // Brussels: European Commission: DG Education and Culture. - 2004.
12. Espwall, S., Olyslager, M., Parker, R., Rus, V., Hiersemann, D., Langen, HJ., Emrich, E., Gullich, A. Education in Elite Sport in Europe / S. Espwall, M. Olyslager, R. Parker, V. Rus , D. Hiersemann, HJ. Langen, E. Emrich, A. Gullich // Brussels: European Commission. Technical Report. - 2004.
13. Kreb, S.G., Gaining Gold Medals and Gowns : Equilibrating the Dual Career of Student-Athletes with Online Education. Dissertation submitted to the faculty of Virginia Polytechnic Institute and State University in partial fulfillment of the requirements of the degree of Doctor of Philosophy In Education, Curriculum and Instruction Health Promotions Option. March 20, 2008. Blacksburg, Virginia.
14. Integrating physical education into the curriculum.
- 2014. from http://ehlt.flinders.edu.au/education/ dlit/2003/group13/integration.htm.
15. Etzel, E.F., Ferrante, A.P., Pinkney, J.W. Counseling college student-athletes : Issue sand interventions (2nded) / E.F. Etzel, A.P. Ferrante, J.W. Pinkney // Morgantown, WV : Fitness Information Technology,
BIBLIOGRAPHY
17. Hadiullina R.R. Conceptual Foundations of distance learning in physical culture institutions / R.R. Hadiullina, M.I. Galyautdinov. - M. : Theory and Practice of Physical Culture. - 2014. vol.4. - P. 57-60.
18. Cresswell, S., Eklund, R. The nature of player burnout in rugby: Key characteristics and attributions / S. Cresswell, R. Eklund // Journal of Applied Sport Psychology. - 2006. vol. 18. - P. 219-239.
19. Roderick, M. Adding insult to injury: Workplace injury in English professional football / M. Roderick // Sociology of Health and Illness. - 2006. - vol. 28 (1).
20. Stambulova, N., Stephan, Y., Japhag, U. Athletic retirement: A cross-national comparison of elite French and Swedish athletes / N. Stambulova, Y. Stephan, U. Japhag // Psychology of Sport and Exercise. - 2007. - vol.8.
21. Crowley, J.N. In the arena. The NCAA's first century / J.N. Crowley // Indianapolis, IN : National Collegiate Athletic Association. - 2006.
22. Ridpath, P.D. NCAA Division I student athlete characteristics as indicators of academic achievement and graduation from college / P.D. Ridpath // Published Dissertation, West Virginia University. - 2002.
23. David, P. Human rights in youth sport: A critical review of children's rights in competitive sports : Routledge / P. David // European Commission. -2005.
24. Corrado, L., Tessitore, A., Capranica, L., Rauter, S., Topic, V.D. Motivation for a dual - career : Italian and Slovenian student-athletes // Kinesiologia Slovenica. - 2012. - vol. 18 (3). P. 47-56.
25. Caput-Jogunica, R., Curkovic, S., Bjelic, G. Comparative analysis : support for student-athletes and the guidelines for the universities in Southeast Europe / R. Caput-Jogunica, S. Curkovic, G. Bjelic // Sport
Inc. - 1996.
16. Lorenzen, M., Lucas, N. I ntroducing first-year student-athletes to the library : The Michigan State University experience / M. Lorenzen, N. Lucas // Retrieved June 10, 2007 from http://www.libraryinstruction.com/ athlete.html. - 2013.
Science. - 2012. -vol.5 (1). P. 21-26.
26. Gelder, I. Center of elite sport and education in the Netherlands: International University Sports Federation Conference / I. Gelder // University and Olympic sport: two models - one goal? - 2013. July 14-17.
27. Amara, M., Aquilina, D., Henry, I. PMP Consultats Education of Elite Young Sportspersons in Europe / M. Amara, D. Aquilina, I. Henry // Brussels: European Commission: DG Education and Culture. - 2004.
28. Espwall, S., Olyslager, M., Parker, R., Rus, V., Hiersemann, D., Langen, HJ., Emrich, E., Gullich, A. Education in Elite Sport in Europe / S. Espwall, M. Olyslager, R. Parker, V. Rus , D. Hiersemann, HJ. Langen, E. Emrich, A. Gullich // Brussels: European Commission. Technical Report. - 2004.
29. Kreb, S.G., Gaining Gold Medals and Gowns : Equilibrating the Dual Career of Student-Athletes with Online Education. Dissertation submitted to the faculty of Virginia Polytechnic Institute and State University in partial fulfillment of the requirements of the degree of Doctor of Philosophy In Education, Curriculum and Instruction Health Promotions Option. March 20, 2008. Blacksburg, Virginia.
30. Integrating physical education into the curriculum. - 2014. from http://ehlt.flinders.edu.au/education/ dlit/2003/group13/integration.htm.
31. Etzel, E.F., Ferrante, A.P., Pinkney, J.W. Counseling college student-athletes : Issue sand interventions (2nded) / E.F. Etzel, A.P. Ferrante, J.W. Pinkney // Morgantown, WV : Fitness Information Technology, Inc. - 1996.
32. Lorenzen, M., Lucas, N. Introducing first-year student-athletes to the library : The Michigan State University experience / M. Lorenzen, N. Lucas // Retrieved June 10, 2007 from http://www.libraryinstruction.com/ athlete.html. - 2013.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
Афанасьева Валентина Маратовна - аспирантка Поволжской государственной академии физической культуры, спорта и туризма.
Зотова Фируза Рахматулловна - д.п.н., профессор, проректор по научной работе и международной деятельности Поволжской государственной академии физической культуры, спорта и туризма.