ной радиопеленгации.
ЛИТЕРАТУРА
1. Келлер, В.С. Содержание и управление тактической подготовленностью спортсменов / В. С. Келлер // Управление тренировочным процессом высококвалифицированных спортсменов. -Киев : Здоров'я, 1985. - С. 157-169.
2. Платонов, В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения / В.Н. Платонов. - Киев : Олимпийская литература, 2004. - 808 с.
3. Суслов, Ф.П. Терминология спорта : толковый словарь спортивных терминов : около 9500 терминов / сост. Ф.П. Суслов, Д.А. Тышлер. - М. : СпортАкадемПресс, 2001. - 480 с.
REFERENCES
1. Keller, V.S. (1985), "Content and control of tactical training level of athletes", Control of training process of highly qualified athletes, publishing house "Health", Kiev, Ukraine, pp. 157-169.
2. Platonov, V.N. (2004), The system of training athletes in Olympic sports. General theory and its practical applications, Olympic Literature, Kiev, Ukraine.
3. Suslov, F.P. and Tyshler, D.A. (2001), Sports terminology. Dictionary of sports terms. About 9500 terms, SportAcademPress, Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 19.10.2015.
УДК 796.071.4
ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ-СПОРТСМЕНОВ К ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА И СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ
Фируза Рахматулловна Зотова, доктор педагогических наук, профессор, Валентина Маратовна Афанасьева, аспирант, Наиля Ханифовна Давлетова, кандидат медицинских наук, Фанис Азгатович Мавлиев, кандидат биологических наук, Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма (ФГБОУВПО «Поволжская ГАФКСиТ»), Казань
Аннотация
В ходе анкетного опроса студентов-спортсменов установлено, что спортивная карьера для данной категории лиц является важнейшим жизненным приоритетом, которому значительно уступает получение качественного образования; при выборе вуза студенты-спортсмены исходят из возможности совмещения спортивной карьеры и учебы. При этом лишь треть студентов-спортсменов успешно совмещают учебный процесс и спортивную подготовку.
Ключевые слова: интеграция образовательного процесса и спортивной подготовки, двойная карьера, студенты-спортсмены, спортивная карьера, академическая карьера.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.10.128.p73-79
STUDENTS-ATHLETES' ATTITUDES TO THE INTEGRATION OF EDUCATIONAL
PROCESS AND SPORTS TRAINING
Firuza Rakhmatullovna Zotova, the doctor of pedagogical sciences, professor, Valentina Maratovna Afanasyeva, the post-graduate student, Nailya Khanifovna Davletova, the candidate of medical sciences, Fanis Azgatovich Mavliev, the candidate of biological sciences, Volga Region State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism, Kazan
Annotation
During questionnaire of the student-athletes, it was found that sports career for that category of people was the most important priority in life, much inferior to the quality of education; when choosing the higher school the student-athletes come from the possibility of combining the sports career and studies.
However, only one-third of student-athletes successfully combine the learning process and sports training.
Keywords: integrating educational process with sport training, dual careers, students-athletes, sporting career, academic career.
Согласно Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации, количество студентов, активно занимающихся физической культурой, к 2020 году должно составлять 80% от всего студенчества. Среди данной категории особую группу составляют студенты-спортсмены, в жизненном режиме которых на тренировочный процесс отводится время, равное образовательному процессу (до 5-6 часов в день).
Проблема интеграции образовательного процесса и спортивной подготовки в условиях обучения студентов-спортсменов в высшем учебном заведении актуальна и обсуждается учеными разных стран. При этом нередко суждения исследователей противоположны. Так, Thelin J.R (1994) весьма скептически относится к идее интеграции этих процессов, считая, что спорт - это своеобразный институт в контексте американского высшего образования [8]. Другие исследователи, напротив, утверждают, что академические ценности и ценности спорта могут быть взаимодополняющими [6, 7].
Анализ научно-методической литературы и практики организации образовательного процесса в высших учебных заведениях показывает, что студенты-спортсмены сталкиваются с различного рода проблемами, в том числе индивидуального характера, которые выражаются в трудности выбора профессии и учебного заведения в период между окончанием школы и поступлением в вуз, в нехватке времени для посещения занятий, в физической и эмоциональной усталости, а также с проблемами, связанными с внешними факторами, такими как требования тренера или политика спортивного клуба относительно совмещения тренировочного процесса и учебы в вузе, отношения учебного заведения к вышеизложенной проблеме и др. [1, 3, 5]. С целью изучения реалий и проблем интеграции образовательного процесса и спортивной подготовки в высших учебных заведениях нами был проведен анкетный опрос студентов-спортсменов, обучающихся как в вузах физической культуры, так и в других высших учебных заведениях.
К исследованию были привлечены 158 студентов-спортсменов, 132 из которых обучаются в вузах физкультурного профиля. В анкетном опросе приняли участие 52 респондента женского пола и 106 респондентов мужского пола, представляющих 18 видов спорта. Уровень спортивной квалификации респондентов представлен 4 заслуженными мастерами спорта, 20 мастерами спорта международного класса, 34 мастерами спорта, 94 кандидатами в мастера спорта. Студенты-спортсмены обеих групп на тренировочный процесс в среднем затрачивают по 5-6 часов в день, а в неделю - более 25 часов.
Статистическая обработка данных проводилась с помощью программы SPSS 20. Рассчитывался коэффициент конкордации (согласия) Кендалла (W) и его статистическая значимость. Анкетный опрос проводился по разработанной нами анкете, состоящей из 10 вопросов и 47 подвопросов открытого и закрытого типов.
При ответе на вопрос «Определите ранг жизненных ценностей» из предложенных 10 ценностей студенты-спортсмены вузов физической культуры и не физкультурных вузов одинаково поставили на первое место семью, на второе - здоровье, на третье - достижение максимально высоких спортивных результатов. Любопытно, что ценность «благополучие Отечества» в обеих группах занимает девятое (предпоследнее) место.
Второй вопрос предлагал респондентам продолжить фразу «Для меня спорт -это...». 72 (45,6 %) респондента ответили, что спорт - это жизнь, 26 (16,5%) считают, что спорт - это смысл жизни, 20 человек (12,7%) утверждают, что для них спорт - это все. По результатам анкетного опроса можно утверждать, что три четверти опрошенных студентов-спортсменов (74,8%) являются фанатами спорта и, соответственно, для эффективной организации учебного процесса с данной категорией необходимо учитывать такую преданность спорту. В таблице 1 представлены ответы на вопрос «Что повлияло на выбор вуза?».
Таблица 1
Распределение ответов респондентов на вопрос: «Что повлияло на выбор вуза?»
Что повлияло на выбор вуза? Всего Вузы ф/к Не ф/к вузы
Здесь легко учиться 12 / 5,6% 12 / 6,6% 0 / 0%
Обучение в данном вузе позволяет совмещать тренировочный процесс с учебой 108 / 50,5% 92 / 50,5% 16 / 50%
Я долгие годы мечтал поступить в данный вуз 14 / 6,54% 12 / 6,6% 2 / 6,2%
Я мечтаю в будущем работать по данной специальности 32 / 14,9% 24 / 13,2% 8 / 25%
Рекомендация тренера 48 / 22,4% 42 / 23% 6 / 18,8%
Как следует из таблицы 1, студенты-спортсмены не физкультурных вузов и вузов физкультурного профиля одинаково ранжируют причины выбора высшего учебного заведения. На первом месте - ответ «обучение в данном вузе позволяет совмещать тренировочный процесс с учебой»; второе место у студентов физкультурных вузов - «рекомендация тренера», у студентов-спортсменов не физкультурных вузов - «я мечтаю в будущем работать по данной специальности». Представленные результаты свидетельствуют, с одной стороны, о жизненных приоритетах данной категории студентов, а с другой -о высоком авторитете тренера и доверии к его мнению относительно организации жизни в этот период времени. Но необходимо отметить незначительную согласованность респондентов по этому вопросу в обеих исследуемых группах (не физкультурные вузы, W=0.147, р=0,007, вузы физкультуры W=0,294, р<0,0001). Здесь и в дальнейшем W - коэффициент конкордации согласованности мнения экспертов.
Ответы на вопрос «Ощущаете ли Вы себя истинным студентом своего вуза?» представлены в таблице 2.
Таблица 2
Распределение ответов респондентов на вопрос: «Ощущаете ли Вы себя истинным
студентом своего вуза?»
Ощущаете ли Вы себя истинным студентом своего вуза? Всего Вузы ф/к Не ф/к вузы
Да, я горжусь тем, что обучаюсь в данном вузе 68 / 43,1% 58 / 43,9% 10 / 38,46%
Скорее да, чем нет 50 / 31,6% 48 / 36,4% 2 / 7,6%
Скорее нет, чем да 10 / 6,3% 2 / 1,5% 8 / 30,7%
Нет, для меня важнее всего спортивная карьера, поэтому мне достаточно чувствовать себя членом спортивного клуба (команды, группы под руководством моего тренера) 30 / 18,9% 24 / 18,1% 6 / 23,1%
Более 40% студентов физкультурных вузов и более трети студентов не физкультурных вузов ощущают себя истинными студентами своего вуза, что говорит об их умении быстро социализироваться, несмотря на постоянное участие в тренировочных сборах и спортивных соревнованиях. Они, скорее всего, быстро устанавливают контакты с одно-группниками и однокурсниками. В то же время следует отметить, что пятая часть студентов отрицательно отвечают на данный вопрос. Для них важнее ощущать себя частью спортивного клуба, частью своей спортивной команды. Вероятнее всего, они не принимают участие в общественной жизни своего вуза, а когда приезжают с тренировочных сборов и соревнований, пытаются найти повод пропустить занятия. Данная тема так же как и первый вопрос не воспринимается респондентами однозначно и не наблюдается согласия в ответах (не физкультурные вузы, W=0.059, р>0,05, вузы физкультуры W=0,139, р<0,0001)
Такое восприятие вуза, возникшее у данной категории студентов, вероятно, создает определенный барьер во взаимоотношениях с окружающими, не позволяет им в полной мере социализироваться и создает трудности при обучении. Данная аудитория требует особого внимания со стороны кураторов групп и ответственных за воспитательную работу. Важно при этом определить, является ли такое отношение к вузу причиной или следствием. В ходе анкетного опроса мы изучали ответы респондентов о том, насколько им удается совмещать учебный процесс со спортивной подготовкой. Более половины
участников опроса, обучающихся в физкультурных вузах, утверждают, что совмещают учебу в вузе и тренировочный процесс ценой очень больших усилий. Такой вариант ответа выбирают более 50% студентов. Среди студентов, обучающихся в не физкультурных вузах, выбравших такой вариант ответа на 11,5% меньше (таблица 3).
Таблица 3
Распределение ответов респондентов на вопрос: «Вам удается успешно совмещать _учебный процесс со спортивной подготовкой?»__
Вам удается успешно совмещать учебный процесс со спортивной подготовкой? Всего Вузы ф/к Не ф/к вузы
Да 44 / 27,8% 38 / 28,8% 6 / 23,1%
Да, но ценой очень больших усилий 88 / 55,7% 76 / 57,6% 12 / 46,1%
Нет 26 / 16,5% 18 / 13,6% 8 / 30,8%
Если учитывать, что 13,6% студентов физкультурных вузов и 30,8% студентов не физкультурных вузов отрицательно отвечают на вопрос об успешности совмещения учебы и спортивной подготовки, то можно считать, что две трети опрошенных испытывают серьезные затруднения в учебе, и таким образом нередко для них становится актуальным выбор - учеба или спорт (не физкультурные вузы, W=0.045, р>0,05, вузы физкультурные W=0,149, р<0,0001). Эти результаты согласуются с утверждением Г.Г. Мельчаковой (2005) о том, что интеграция обучения и спортивной подготовки в не физкультурных вузах практически невозможна без ущерба для одного из процессов. Пропуски учебных занятий студентом-спортсменом в период учебно-тренировочных сборов и спортивных состязаний отражаются на его уровне знаний и академической успеваемости, и, наоборот, увлеченность образовательным процессом и социальной студенческой жизнью приводит к снижению спортивных результатов [3]. В ходе исследования мы выяснили, что студенты обеих групп тратят свободное время, в первую очередь, на сон и отдых, что вполне ожидаемо - пятичасовые тренировки в день требуют полноценного восстановления, ибо это является залогом успеха в спортивной деятельности.
Студенты-спортсмены вузов физической культуры во вторую-третью очередь проводят время с семьей и друзьями, а студенты-спортсмены не физкультурных вузов проводят время с друзьями и «сидят» в интернете. Примечательно, что выполнение учебных заданий, подготовка к зачетной и экзаменационной сессии у студентов физкультурного вуза занимает последнее место, в режиме дня студентов не физкультурных вузов - предпоследнее. Важность распределения свободного времени отмечается и в большем коэффициенте согласия у респондентов обеих исследуемых групп (не физкультурные вузы, W=0.418, р<0,0001, вузы физкультуры W=0,432, р<0,0001).
По утверждению С.В. Рудакаса и Ш.З. Хубиева студенты-спортсмены высокой квалификации затрачивают на спортивную подготовку до 1500 часов в год, при этом в период пребывания на учебно-тренировочных сборах и соревнованиях они практически не занимаются самостоятельным изучением учебных дисциплин в силу разных обстоятельств (отсутствие собранности и дисциплинированности в данном вопросе, навыков научной организации режима жизни и др.) [4, 5]. По их мнению, совмещение процесса получения качественного образования и успешной спортивной подготовки - это исключение из правил и под силу очень немногим. Но, возможно, спортсмены - народ исключительный? Многие ученые и практики подчеркивают, что спорт является «школой характера», «школой ответственности», и, возможно, при умелой организации учебного процесса как минимум в вузах физкультурного профиля существует шанс успешной интеграции вышеназванных процессов?
Для нас очень важно было определить, какие формы и способы организации образовательного процесса способствуют успешному совмещению учебы и спортивных тренировок. Мы выявили значительную разницу в ответах представителей физкультурных и не физкультурных вузов. Студенты физкультурных вузов отдали предпочтение в первую очередь дистанционному обучению, во вторую - индивидуальному графику обучения, а
студенты-спортсмены не физкультурных вузов считают, что интеграции учебного процесса и спортивной подготовки в первую очередь будет способствовать составление удобного расписания занятий в вузе. Как вариант они предлагают начинать учебу с 11 часов и завершать ее не позднее 16 часов, чтобы можно было тренироваться утром и вечером (не физкультурные вузы W=0.046, р>0,05, вузы физкультурные W=0,02, р<0,0001) (таблица 4).
Таблица 4
Распределение ответов респондентов на вопрос: «Если Вам удается успешно совмещать учебный процесс со спортивной подготовкой, то какие формы и приемы
организации учебного процесса способствуют этому?»
Если Вам удается успешно совмещать учебный процесс со спортивной подготовкой, то какие формы и приемы организации учебного процесса способствуют этому? Всего Вузы ф/к Не ф/к вузы
Дистанционное обучение 72 / 36,9% 66 / 38,3% 6 / 20%
Индивидуальный график обучения 66 / 29,7% 60 / 34,8% 6 / 20%
Лояльное отношение преподавателей 26 / 16,2% 22 / 12,8% 4 / 13,3%
Удобное расписание занятий 32 / 14,4% 22 / 12,8% 10 / 33,3%
Другое 6 / 2,7% 2 / 1,2% 4 / 13,3%
Очень интересными, на наш взгляд, являются ответы респондентов на вопрос «Если бы выбор был за Вами, какой вариант обучения Вы бы предпочли?» Студенты-спортсмены обеих групп планируют завершить учебу в установленные сроки; по их утверждению, недостающие знания можно получить самостоятельно в период освоения профессии. Такой вариант ответа выбрали около половины (45,6%) студентов физкультурных и четверть (25%) не физкультурных вузов (не физкультурные вузы W=0.308, р<0,0001, вузы физкультурные W=0,133, р<0,0001).При этом около трети респондентов готовы обучаться в вузе многие годы, чтобы совмещать активную спортивную деятельность с учебой. Данная категория студентов утверждает, что для них спортивная карьера является приоритетной жизненной ценностью. В целом 13,2% студентов вузов физкультурного профиля и 50% студентов не физкультурных вузов готовы к продлению сроков обучения в вузе, чтобы обеспечить совмещение спортивной карьеры с учебной деятельностью. Любопытно, что четвертая часть (25%) студентов не физкультурных вузов не планирует работать в выбранной профессиональной сфере; среди студентов физкультурных вузов таковых значительно меньше (7,4%).
Большинство студентов-спортсменов, участвующих в анкетном опросе, жалуются на нехватку времени в процессе учебы, при подготовке к зачетам и экзаменам. При этом студенты не физкультурных вузов имеют претензии к расписанию занятий; более 20% студентов физкультурных вузов сетуют на отсутствие понимания со стороны преподавателей высшего учебного заведения относительно сложностей спортивной карьеры (не физкультурные вузы, W=0.263, р<0,0001, вузы физкультуры W=0,308, р<0,0001) (таблица 5).
Таблица 5
Распределение ответов респондентов на вопрос: «С какими проблемами
Вы столкнулись при обучении в вузе?»
С какими проблемами Вы столкнулись при обучении в вузе? Всего Вузы ф/к Не ф/к вузы
Отсутствие понимания со стороны преподавателей (педагог заставляет отрабатывать все пропуски на равных условиях с остальными студентами, не делая скидку на мою спортивную занятость) 38 / 20,9% 32 / 21,6% 6 / 17,6%
Неудобное расписание занятий 30 / 16,5% 12 / 8,1% 18 / 52,9%
Отсутствие времени на учебу 92 / 50,5% 82 / 55,4% 10 / 29,4%
Предвзятое отношение преподавателей 10 / 5,5% 10 / 6,8% 0 / 0%
Отсутствие понимания со стороны тренера относительно учебных проблем 12 / 6,6% 12 / 8,1% 0 / 0%
Таким образом, анкетный опрос студентов-спортсменов позволил выявить:
- спортивная карьера является важнейшим жизненным приоритетом, которому значительно уступает получение качественного образования;
- при выборе высшего учебного заведения более двух третей опрошенных студентов исходили из возможности совмещения тренировочного процесса с учебой и положились на мнение тренера. Но, несмотря на это, значительная часть студентов гордятся своей учебой в выбранном вузе и ощущают себя истинными студентами вуза;
- около половины студентов-спортсменов (от 46,1 до 57,6%) совмещают учебный процесс и спортивную подготовку ценой больших усилий, лишь трети студентов удается успешно совмещать учебный процесс с участием в соревнованиях и серьезной спортивной подготовкой;
- более 40% студентов готовы продлить сроки учебы в высшем учебном заведении, если это будет способствовать успешному совмещению.
Наблюдаемая неоднозначность мнений рецензентов на поставленные вопросы, что было выражено в низких значениях коэффициента конкордации, на наш взгляд, можно расценивать как существенную сложность для студентов рассматриваемой темы. Отсутствие четких представлений о возможных способах «оптимизации» сплит системы заключающей в себе как тренировку, так и учебу, характерно и для руководителей сферы образования и сферы спорта. Главный вопрос - кто под кого должен подстраиваться остается открытым. Можно предположить, что с учетом предполагаемого роста числа студентов-спортсменов вопросы интеграции образовательного процесса и спортивной подготовки будут привлекать все большее внимание системы высшего образования.
Предварительные итоги исследования, основанные на анкетном опросе студентов-спортсменов, анализе литературы и практики, позволяют сделать заключение о том, что интеграция образовательного процесса и спортивной подготовки станет возможной, если при организации учебного процесса со студентами-спортсменами будут учтены их жизненные приоритеты, особенности календаря спортивных состязаний и тренировочного процесса в отдельных видах спорта, проблемы и трудности социальной адаптации данной категории студентов и их видение в решении проблемы совмещения учебы и спортивных тренировок, роль тренера в организации их жизни, политика спортивного клуба.
В сложившейся ситуации актуализируется необходимость создания комфортной среды для обучения этих студентов и, соответственно, взаимодействие всех субъектов образовательного процесса - спортсмена, тренера, спортивного клуба, администрации и профессорско-преподавательского состава вуза.
ЛИТЕРАТУРА
1. Афанасьева, В.М. Спортивная карьера или высшее образование? К вопросу об интеграции образовательного процесса и спортивной подготовки / В.М. Афанасьева, Ф.Р. Зотова // Наука и спорт: современные тенденции. - 2014. - Т. 4. - № 3. - С. 115-119.
2. Карнаухов, Г.З. Социально-педагогическая регуляция подготовки профессиональных кадров и квалифицированных спортсменов в полиструктурной функциональной педагогической системе : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.04 / Карнаухов Г.З. - Самара, 2003. - 358 с.
3. Мельчакова, Г.Г. Особенности организации учебно-воспитательного процесса подготовки спортсменов в спортивном вузе: на примере института спортивных единоборств : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Мельчакова Г.Г. - Красноярск, 2005. - 121 с.
4. Рудакас, С.В. Подготовка специалистов по спортивным играм в вузах физической культуры в современных условиях (ценностный аспект и сотрудничество с профессиональными клубами) : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Рудакас С.В. - СПб., 2009. - 23 с.
5. Хуббиев, Ш.З. Сочетание качественной учебы и занятий спортом высших достижений в училищах олимпийского резерва и вузах физической культуры / Ш.З. Хуббиев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 3 (61). - С. 116-121.
6. Lumpkin, A. A call to action for faculty regarding intercollegiate athletics / А. Lumpkin // Phi Kappa Phi Forum. - 2008. - № 88 (I). - Р. 21-24.
7. Simon, R.L. Does athletics undermine academics? Examining some issues / R.L. Simon // J. Issues Intercollegiate Athletics. - 2008. - № 2. - Р. 40-58.
8. Thelin, J.R. Games Colleges Play: Scandal and Reform in Intercollegiate Athletics / J.R. Thelin. - Baltimore : Johns Hopkins University Press, 1994. - 252 P.
REFERENCES
1. Afanasyeva, V.M. and Zotova, F.R. (2014), "Professional sporting career or higher education path? Notion of integrating educational process with sport training", Science and Sport: Current Trends, Vol. 4, No. 3, pp. 115-119.
2. Karnauhov, G.Z. (2003), Socio-pedagogical regulation of professional training and skilled athletes in polystructural functional pedagogical system, dissertation, Samara.
3. Melchakova, G.G. (2005), Organization features of the educational process for training athletes in the sports high school: the example of the Institute of combat sports, dissertation, Krasnoyarsk.
4. Rudakas, S.V. (2009), Sport games specialists training in higher educational institutions of physical culture in modern conditions (value aspect and cooperation with the professional clubs), dissertation, St. Petersburg.
5. Hubbiev, Sh.Z. (2010), The combination of high-quality studies and elite sport in the schools of Olympic reserve and in high schools of physical culture", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 61, No. 3, pp. 116-121.
6. Lumpkin, A. (2008), "A call to action for faculty regarding intercollegiate athletics", Phi Kappa Phi Forum, No. 88 (I), pp. 21-24.
7. Simon, R.L. (2008), "Does athletics undermine academics? Examining some issues", J. Issues Intercollegiate Athletics, No. 2, pp. 40-58.
8. Thelin, J.R. (1994), "Games Colleges Play: Scandal and Reform in Intercollegiate Athletics", Johns Hopkins University Press, Baltimore.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 11.10.2015.
УДК 796.011
ВЛИЯНИЕ ДОВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА СОЦИАЛЬНУЮ АДАПТАЦИЮ ДЕТЕЙ-СИРОТ ПОСТУПАЮЩИХ В ВУЗ
Владимир Владимирович Исмиянов, кандидат педагогических наук, доцент, Иркутский государственный университет путей сообщения (ИрГУПС)
Аннотация
В статье представлена функциональная структура и содержание авторского подготовительного курса, для поступающих в вуз детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, направленный на формирование у них раннего физического, психологического и социального здоровья, как одного из основополагающего компонента социальной адаптации к социуму высшей школы в первый период вхождения их в самостоятельную жизнь.
Ключевые слова: высшая школа, подготовительный курс, социальная адаптация, дети-сироты.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.10.128.p79-82
INFLUENCE OF PREVOCATIONAL TRAINING BY MEANS OF PHYSICAL EDUCATION ON THE SOCIAL ADAPTATION OF ORPHAN CHILDREN ENTERING UNIVERSITY Vladimir Vladimirovich Ismiyanov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Irkutsk State University of Means of Communication
Annotation
The article presents the functional structure and content of the author preparatory course for the orphan children entering the higher education institution and children who have stayed without care of