имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 9 (127). - С. 162-165.
7. Рябчук, В.В. Физиологическая характеристика способов плавания под водой в гидроизолирующем комбинезоне и комплекте № 1 / В.В. Рябчук, О.Е. Понимасов, К.А. Грачев // Вестник Российской военно-медицинской академии. - 2017. - № 4 (60). - С. 82-84.
REFERENCES
1. Lobanov, Yu.Ya., Ponimasov, O.E., Grachev, K.A. and Mironov, A.O. (2017), "Comparative characteristics of physiological indicators of methods of swimming under water", Uchenye zapiski univer-siteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 144, No. 2, pp. 119-121.
2. Ponimasov, O.E. and Nikolaev, S.V. (2013), "Individually variable purpose positing as a condition of design stylistic variations of applied swimming", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 105, No 11, pp. 134-137.
3. Ponimasov, O.E., Korshunov, A.V. and Mironov, A.O. (2016), "Phenomenon hypocapnia and external signs of its manifestation at free diving in length", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 134, No 4, pp. 218-220.
4. Ponimasov, O.E., Potapova, E.V. and Mironov, A.O. (2016), "Anti-turbulent exercises as a means of improving the dynamic body streamlined swimmers", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 133, No 3, pp. 186-189.
5. Ponimasov, O.E., Smirnova, O.G. and Bagina, V.A. (2015), "Application of horizontal stabilizing exercises for increasing the efficiency of a simultaneous symmetrical combination of applied swimming technical elements", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 125, No 7, pp. 149-152.
6. Ponimasov, O.E. and Ryabchuk, V.V. (2015), "Hydrodynamics dependence on the ways of fitting weapons for military applied swimming", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 127, No 9, pp. 162-165.
7. Ryabchuk, V.V., Ponimasov, O.E. and Grachev, K.A. (2017), "Physiological characteristics of the swimming stroke under water in a waterproof coverall and kit No.1", Vestnik Rossiiskoi Voenno-medicinskoi academii, Vol. 60, No. 4, pp. 82-84.
Контактная информация: kirill.grachev@mail.ru
Статья поступила в редакцию 09.05.2018
УДК 796.062
СПОРТ В КУЗБАССЕ: АНАЛИЗ РЕСУРСНОГО ПОТЕНЦИАЛА, ПРИОРИТЕТЫ И ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РИСКИ РАЗВИТИЯ
Светлана Ивановна Изаак, доктор педагогических наук, профессор, Московский политехнический университет (МПУ), г. Москва, Владимир Витальевич Ерошов, кандидат исторических наук, начальник отдела, Министерство спорта Российской Федерации, г. Москва
Аннотация
Проведено исследование развития спортивной сферы Кемеровской области. Показано, что совершенствование работы на территории проводится в соответствии с имеющимся на территории ресурсным потенциалом с учетом приоритетов и рисков развития.
Ключевые слова: спортивная отрасль, ресурсный потенциал, потенциал физической активности, риски развития, пропаганда, здоровый образ жизни.
SPORT IN KUZBASS: ANALYSIS OF RESOURCES POTENTIAL, PRIORITIES AND PREDICTED RISKS OF DEVELOPMENT
Svetlana Ivanovna Izaak, the doctor of pedagogical sciences, professor Moscow Polytechnic University, Moscow, Vladimir Vitalievich Eroshov, the candidate of historical sciences, head of department, Ministry of Sport of the Russian Federation, Moscow
Annotation
The research of development of the sports sphere of the Kemerovo region is conducted. It is shown that improvement of work in the territory is carried out according to the resources potential, which is
available in the territory taking into account priorities and risks of development.
Keywords: sports branch, resource potential, potential of physical activity, risks of development, promotion, healthy lifestyle.
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня Кузбасс является одним из самых динамично развивающихся субъектов Российской Федерации. Регион, обладающий немалым производственным и кадровым потенциалом, вполне вписался в российские реалии и уже много лет находится в верхней части списка самых динамично развивающихся субъектов. В настоящее время Кемеровская область официально признана самым инвестиционно-привлекательным регионом Сибири [5].
В Стратегии социально-экономического развития Кемеровской области до 2025 года (далее Стратегия) сделан выбор на долгосрочную перспективу более предпочтительного сценария, направленного на развития региона за счет технологий и роста человеческого капитала, в противовес «сценария сырьевого роста» [6]. Реализация такого сценария делает возможным достижение большей устойчивости экономики по отношению к циклическим изменениям рыночной конъектуры, более высокого уровня жизни населения. Для развития человеческого потенциала и улучшения качества жизни россиян активно используются в последнее время возможности физической культуры и спорта (далее ФКиС) [4, 7]. Совершенствование ФКиС проводится в соответствии с имеющимся на территории ресурсным потенциалом с учетом приоритетов и рисков развития. Цель работы - анализ ключевых компонентов ресурсного потенциала, а также формирование приоритетов и прогнозируемых рисков развития спортивной сферы Кемеровской области.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
В ходе исследования решались задачи, связанные с изучением форм статистической отчетности, проведением в 2017 году опроса экспертов и руководящего состава органов власти 80 субъектов Российской Федерации в области ФКиС и 66 муниципальных образований [2]. В опросе участвовали также эксперты органа исполнительной власти в области ФКиС Кемеровской области. Анализ результатов показал следующее.
Анализ и планирование ключевых компонентов ресурсного потенциала к 2020 году. О развитии ресурсного потенциала в настоящем и его предполагаемым количественным характеристикам в будущем возможно судить по основным целевым показателям реализации Стратегии на период до 2020 года [8]. Так, запланированные к 2020 году индикаторы «доля граждан, систематически занимающихся ФКиС» и «доля обучающихся и студентов, систематически занимающихся ФКиС» имеют значения, превышающие 40% и 80% соответственно. Индикаторы, имеющие количественные значения ниже запланированных к 2020 году по стране, касаются показателей, характеризующих долю систематически занимающихся ФКиС граждан с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и имеющими инвалидность (ниже 20%, достигнут в отчетный период 2016 года - 13,1%), а также долю граждан, занимающихся в специализированных спортивных учреждениях, в общей численности детей 6-15 лет (ниже 50%, достигнут - 35%). Обеспеченность населения спортивными сооружениями (исходя из единовременной пропускной способности) в рассматриваемый период времени превосходит запланированный к 2020 году по стране уровень и в количественном выражении в отчетный период составил 67%. Опережающее развитие на территории наблюдается также по целевому показателю «количество квалифицированных тренеров и тренеров-преподавателей физкультурно-спортивных организаций» (запланированное к 2020 году значение - 1705 человек).
Выявлено также соответствие в целом по области уровня физической подготовленности населения категории «выше среднего» (4 балла).
Особое внимание в Кузбассе уделяется внедрению Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (далее - ВФСК ГТО) [1]. В целом, по мнению опрошенных экспертов, эффективность физкультурно-спортивных мероприятий, проводимых в регионе с целью реализации ВФСК ГТО, соответствует уровню «выше среднего». В регионе по данным формы федерального статистического наблюдения № 2-ГТО за 2017 год действуют 36 центров тестирования: в структуре имеющихся физкультурно-спортивных учреждений (п=15); в структурах организаций дополнительного образования и организаций, осуществляющих спортивную подготовку (п=17 и п=1 соответственно); в иных организациях (п=3). В реализации мероприятий комплекса ГТО приняли участие 188 физкультурно-спортивных клубов (44 - по месту жительства, 94 - по месту учебы; 50 - по месту работы).
В Кемеровской области ведётся активная работа по пропаганде ВФСК ГТО (открытые уроки в общеобразовательных школах, флешмобы, акции; городские конкурсы на лучший информационный стенд, на лучшую социальную рекламу). Немаловажная роль в продвижении комплекса отведена региональным и муниципальным средствам массовой информации. Так, например, на интернет-портале журнала «Кузбасс спортивный» в рубриках, посвященных тематике ГТО, регулярно публикуются новости, фотоотчеты о проведённых мероприятиях; активно ведутся группы в социальных сетях, проводятся интернет-конкурсы, направленные на привлечение большего числа участников.
Что касается рейтинговых оценок, то по итогам реализации комплекса ГТО за 2017 год Кемеровская область заняла 4 место среди 85 субъектов в сводном рейтинге ВФСК ГТО, определяемому по методике, утвержденной Министерством спорта Российской Федерации. Область вошла в список первых десяти регионов и заняла лидирующие позиции по таким применяемым для оценки расчетным показателям, как «доля населения Российской Федерации в возрасте 6 лет, приходящегося на одну ставку в центрах тестирования (или структурных подразделениях организаций, наделенных правом по оценке выполнения нормативов испытаний / тестов ВФСК ГТО)» (7 место); «доля населения, выполнившего нормативы испытаний / тестов ВФСК ГТО на знаки отличия, от общей численности населения, принявшего участие в выполнении нормативов испытаний / тестов ВФСК ГТО» (8 место).
Риски развития. Предсказуемость прогнозируемых рисков носит относительный характер. Основные риски социально-экономического характера для Кемеровской области, оказывающие влияние, в том числе и на спортивную сферу, определены в Стратегии. К ним относятся: риски недостаточного инфраструктурного обеспечения; риски, связанные с сокращением рынка труда и изменением возрастной структуры трудового населения в направлении увеличения количества нетрудоспособных граждан; риски, формируемые в результате несбалансированности рынка труда и системы образования. Несбалансированность будет возникать за счет несоответствия объемов, профессионально-квалификационной структуры и качества подготовки квалифицированных кадров; проблем трудоустройства; диспропорции элементов рынка образовательных услуг, предоставляемых на территории [6].
Что касается отраслевых рисков развития на долгосрочную перспективу, то экспертами выделены риски, связанные с увеличением доли лиц с ОВЗ и инвалидов, систематически занимающихся ФКиС. Их существование определяется тем, что на территории не в полном объеме сформирована доступная среда (в частности, это характерно для объектов спорта), не в полной мере функционирует кадровый потенциал, задействованный в физкультурно-спортивной работе среди лиц с ОВЗ и инвалидов; существует ограниченность областного и местного бюджетов в части увеличения расходов на содержание физкультурно-спортивных организаций, осуществляющих деятельность в области адаптивных видов спорта.
Эффективное использование потенциала физической активности. В Кузбассе планируется активизировать работу в ближайшей перспективе со следующими социально-демографическими категориями населения: воспитанниками дошкольных образовательных учреждений; обучающимися в учреждениях среднего, средне-специального и высшего образования; жителями сельских поселений; лицами с ОВЗ и инвалидами; пенсионерами.
Для повышения эффективности деятельности, направленной на максимальное использование потенциала физической активности различных категорий и групп населения, по мнению экспертов, необходимо сосредоточить внимание на следующих приоритетных направлениях и ключевых положениях.
1. Развитие финансового обеспечения физкультурно-спортивной деятельности должно быть направлено на более широкое использование в субъекте механизмов государственно-частного партнерства (ГЧП) и муниципально-частного партнерства (МЧП) [3]. В результате опроса экспертами региона отмечалось, что такие проекты находятся на стадии разработки. В то же время существует потребность в привлечении, например, на строительство объектов спорта около 20% средств на принципах ГЧП и МЧП.
2. Совершенствование обеспечения физкультурно-спортивной деятельности включает применение инновационных физкультурно-спортивных технологий при подготовке спортсменов; осуществление медико-биологического, педагогического и психологического сопровождения спортивных сборных команд страны и спортивного резерва; создание современных инновационных центров для научно-методического обеспечения спортивных сборных команд страны; проведение научно-методических конференций, обучающих семинаров, курсов повышения квалификации работников ФКиС с привлечением высококвалифицированных специалистов.
3. С целью улучшения пропаганды ФКиС необходимо информировать граждан о деятельности физкультурно-спортивных организаций; разработать дополнительные меры по популяризации здорового образа жизни, ФКиС в образовательных учреждениях, по месту работы, жительства и отдыха населения; усилить работу по освещению деятельности клубов болельщиков в средствах массовой информации.
4. Использование возможностей ВФСК ГТО для модернизации системы физического воспитания будет иметь наибольший эффект при условии активизации работы, связанной с информированностью населения о возможности выполнения нормативов испытаний комплекса на протяжении всей жизни; внедрением целевых проектов для различных возрастных групп в соответствии со ступенями комплекса на различных физкультурно -спортивных мероприятиях, включенных в Единый календарный план.
В целом по стране значение показателя эффективности управления ФКиС, рассчитанного с помощью методологии DEA (Data Envelopment Analysis), в рассматриваемый отчетный период (2015-2016 гг.) увеличилось на 14,7%. В Кемеровской области этот показатель повысился на 3 позиции в рейтинге (с 8 на 5 место). Количественные показатели эффективности управления изменились с 0,855 до 0,98 рейтинговых единиц (на 14,62%).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Для повышения эффективности деятельности на территории необходимо консолидировать ресурсы, обеспечивающие эффективное использование инфраструктурного потенциала, кадровых возможностей; решение задач пропаганды рациональной двигательной активности, здорового образа жизни; организационно-управленческую и информационную поддержку; модернизацию существующей системы научно-методического и медико-биологического сопровождения массовой физической
культуры и спорта высших достижений. Основные риски развития физкультурно-спортивного сектора связаны с недостаточным инфраструктурным обеспечением, изменением возрастной структуры трудового населения, несбалансированностью рынка труда и системы образования.
ЛИТЕРАТУРА
1. Государственная программа Кемеровской области «Молодежь, спорт и туризм Кузбасса» на 2014-2020 гг. [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://base.garant.ru/7505696/ (дата обращения: 15.02.2018).
2. Изаак, С.И. Региональное исследование развития спортивной сферы / С.И. Изаак // Материалы Всерос. науч.-практ. конф. с международным участием «Проблемы и перспективы физического воспитания, спортивной тренировки и адаптивной физической культуры». - Казань, 2018. - С. 484-489.
3. Ищенко, М.М. Инновации. Предпринимательство. Спорт / М.М. Ищенко, С.И. Изаак // Экономические системы. - 2017. - Т. 10. - № 3 (38). - С. 59-63.
4. Паршикова, Н.В. Стратегические приоритеты государственной политики в области массового спорта / Н.В. Паршикова, С.И. Изаак, В.Н. Малиц // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 6 (148). - С. 167-171.
5. Плешаков, И. Угольная сила России / И. Плешаков // Российская газета. Федеральный выпуск № 6763 (192) [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://rg.ru/2015/08/28/tuleev.html (дата обращения: 15.02.2018).
6. Стратегия социально-экономического развития Кемеровской области до 2025 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://region.krirpo.ru/files/docs/74-oz.pdf / (дата обращения: 15.02.2018).
7. «Спорт для всех»: инновационные проекты и передовые практики в национальных системах физического воспитания / В.А. Таймазов, С.М. Ашкинази, Р.Ф. Незвецкий, А.А. Обвинцев, Г. Н. Пономарев // Теория и практика физической культуры. - 2016. - № 1. - С. 102.
8. Parshikova, N.V. National physical culture and sports sector long-term development strategy / N.V. Parshikova, S.I. Izaak, V.N. Malits // Theory and Practice of Physical Culture. - 2017. - № 12. - P. 1.
REFERENCES
1. The state program of the Kemerovo region "Youth, Sports and Tourism of Kuzbass" for 20142020, available at: http://base.garant.ru/7505696/.
2. Izaak, S.I. (2018), "Regional research of development of the sports sphere", Materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference with International Participation "Problems and the prospects of physical training, a sports training and adaptive physical culture", Kazan, pp. 484-489.
3. Ishchenko, M.M. and Izaak, S.I. (2017), "Innovations. Business. Sport", Economic systems, Vol. 10, No. 3 (38), pp. 59-63, DOI: 10.29030/2309-2076-2017-10-3-59-63.
4. Parshikova, N.V., Izaak, S.I. and Malits, V.N. (2017), "Strategic priorities of state policy in the field of mass sport", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 148, No. 6, pp. 167-171.
5. Pleshakov, A. (2015), "Coal force of Russia", Russian newspaper. Federal release, No. 6763 (192), available at: https://rg.ru/2015/08/28/tuleev.html.
6. The strategy of social and economic development of the Kemerovo region till 2025, available at: http://region.krirpo.ru/files/docs/74-oz.pdf.
7. Taymazov, V.A., Ashkinazi, S.M., Nezvetsky, R.F., Obvintsev, A.A. and Ponomarev, G.N. (2016), ""Sport for all4": innovative projects and the advanced practicing in the national systems of physical training", Theory and Practice of Physical Culture, No. 1, pp. 102.
8. Parshikova, N.V., Izaak, S.I. and Malits, V.N. (2017), "National physical culture and sports sector long-term development strategy", Theory and Practice of Physical Culture, No. 12, p. 1.
Контактная информация: e-sepp@yandex.ru
Статья поступила в редакцию 30.00.2018