Физкультура и спорт, 1951. - 444 с.
6. Михайленко, Н.Я. Взаимодействие взрослого с детьми в игре // Дошкольное воспитание. - 1993. - № 3. - С. 12-14
7. Немеровский, В.М. Физкультурный инвентарь и спортивное оборудование в системе ДОУ, школы, вуза / В.М. Немеровский. - Псков : ПГПУ, 2006. - 100 с.
8. Нестеров, В.П. Эмоциональные аспекты двигательной активности детей дошкольного возраста : учеб. пособие / В.П. Нестеров, И.М. Воротилкина, В.К. Могилев. - Хабаровск : [б.и.], 1998. - 105 с.
9. Прохорова, М.В. Профессионально-педагогическая направленность педагога на физическое воспитание дошкольников // Тезисы докладов научно-практической конференции / сост. Володий О.В. - СПб. : [б.и.], 1997. - С. 102.
10. Социальная технология научно-практической школы им. Ю.Ф. Змановско-го. Здоровый дошкольник / авторы-составители : Антонов Ю.Е., Кузнецова М.М., Марченко Т.И. - М. : АРКТИ, 2001. - 208 с.
11. Утробина, К. К. Занимательная физкультура в детском саду / К. К. Утробина. - М. : ГНОМ, 2004. - 128 с.
СПОРТ И ЛИЧНОСТЬ: ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СПОРТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА В ВУЗЕ
В.Д. Паначев, А.С. Сырчиков
Феномен спорта как социального явления чаще всего определяют через ценностные ориентации. Современное понимание спорта как социального института, а также цель нашего исследования данного социального института и его роль в развитии личности предполагают использование теории социального развития, социального статуса, социальных отношений, группового поведения, системного и целостного подхода к раскрытию этого феноменального явления как социально-педагогического.
Социально-педагогические основы развития студенческого спорта необходимо рассматривать как совокупность государственных и общественных форм деятельности, осуществляемых в целях физического и спортивного совершенствования студенческой молодежи, удовлетворения ее интересов и потребностей, подготовки спортивного резерва для сборных команд РФ.
Интерес к решению проблем студенческого спорта как социального института в развитии личности определяется многими обстоятельствами. Современная цивилизация в значительной степени преобразует окружающую среду, социальные институты, самого человека. В этой связи студенческий спорт оценивается как неиссякаемый источник общественных нововведений. Отсюда становится понятным стремление современных исследователей выявить потенциал студенческого порта как социального института, найти внутренние резервы и новые возможности действенного влияния данного социального института, особенно в развитии личности.
Обострившийся в современной педагогике и социологии интерес к спорту как фактору социального развития привел к значительному прогрессу в этой области знаний. В 1960-1990 гг. в педагогике и социологии спорта сформировалась отечественная теория спорта и личности, которая в настоящее время является методологической основой изучения личности в спорте. В её контексте осуществляются исследование социальных взаимодействий личности в различных аспектах. Так, из социологических данных известно, что подавляющее большинство юношей и девушек хотели бы заниматься спортом, однако, их желание искусственно сдерживается организационноуправленческими и программно-методическими недоработками и недооценкой спорта как эффективного инструмента развития личности подрастающего человека, который вступает в социальную жизнь [1].
Прежде всего, сформулируем рабочее понятие спортивной культуры. В.И. Столяров, О.В. Козырева, В.К. Бальсевич, Л.И.Лубышева уже обращались к этому поня-
тию [2]. Как нам представляется, спортивная культура - это наработанные в обществе и передающиеся из поколения в поколение ценности, социально-педагогические процессы и отношения, складывающиеся в ходе соревнований и спортивной подготовки к ним. Участие в соревнованиях преследует цель достижения первенства или рекорда посредством физического и духовного совершенствования человека.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ И ОБОБЩЕНИЕ
Один ретроспективный анализ подготовки и участия элиты мирового спорта в олимпийских, мировых, европейских и других крупных соревнованиях показывает, что современные рекордные достижения в спорте являются конечным результатом совокупной деятельности, интеллектуальной и телесной энергии широкого круга специалистов, материализованной в учебно-тренировочном процессе.
Проблемы современного процесса формирования специфических социальных институтов и их роль в развитии личности являются центральными и доминирующими факторами спортивных достижений и модели современного мирового спорта. Феномен спорта как социально-педагогического явления чаще всего определяют через ценностные ориентации. Современное понимание проблематики формирования ценностного потенциала спорта как социального института, а также цель нашего исследования спорта как социального института и его роли в развитии спортивной культуры личности студента предполагают использование теории социального развития, социального статуса, социальных отношений, группового поведения, системного и целостного подхода к раскрытию этого уникального явления как социально-педагогического феномена. В нашем исследовании предпринята попытка решения этой задачи. При этом основной акцент делается на социально-педагогическую значимость влияния социального института спорта и его роли в развитии личности как многофакторного явления.
В отличие от традиционного понимания спорта как специфической человеческой деятельности, направленной на подготовку и проверку (в соревнованиях) ряда психофизических и интеллектуальных возможностей индивидов и команд в противоборстве (прямом или опосредованном) с соперниками, с использованием (и без) технических средств и животных, предпринимается попытка определить понятие спорта с различных методологических позиций, отражающих систему понятий, а не произвольный набор терминов. В нашем исследовании предпринята попытка всестороннего анализа влияния различных аспектов всего социального института спорта во всех его разновидностях на развитие спортивной культуры, социализацию личности студента-спортсмена и других категорий спортивной сферы.
Изучение трудов отечественных и зарубежных авторов позволяет сделать вывод, что уже достигнуты определенные успехи в исследовании проблем современного социального института спорта, вопросов формирования всестороннего развития личности посредством спорта.
Проблема современного социального института спорта и развития, самоопределения личности в ее социологическом, психолого-педагогическом аспектах по истине неисчерпаема. Она рассматривается как проблема определения человеком себя в мире профессий, человеческих отношений, социальных изменений и т.д. В общем виде феномен процесса развития можно охарактеризовать как способность личности решить стоящую перед ней проблему, основанием для принятия решения которой является осознание собственных убеждений, мотивов, ценностей.
В основу исследования положена роль феномена спорта как социального института в гармоническом развитии личности. В нашей стране эта идея на протяжении многих лет использовалась в различных концепциях и программах в виде декларации достижения телесного совершенства. Однако единение телесного развития с духовностью личности было чисто внешним; оно ни в теоретическом, ни в практическом смысле слова не создавало из двух начал единой целостности.
Спорт, как ни одна другая сфера, содержит большой потенциал воспроизводст-
ва личности как целостности в своем телесно-духовном единстве. Но именно через личность происходит воздействие и на общество. Следовательно, спорт и спортивная деятельность оказывают большое влияние на развитие личности спортсмена путем самосовершенствования личности с помощью спорта. Поэтому спортивная деятельность приобретает большую общественно полезную значимость, ибо ее предметом, целью и главным результатом является развитие самого социального института спорта и личности спортсмена. Происходит взаимовлияние личности на развитие спорта и спорта - на развитие личности самого спортсмена [4].
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Спорт как универсальный многофакторный феномен и составляющий компонент всех видов культуры рассмотрен в качестве непрерывного процесса, развивающегося от низшего к высшему, меняющего свои формы и содержание, оказывающего на развитие личности все большее воздействие. В исследовании проведен социологический анализ различных видов спорта, его исторического развития, становления и современного состояния. Раскрыты роль и значение спорта как социального института в развитии личности.
Социальный институт спорта постепенно оформился к концу 20-х годов ХХ века в самостоятельную отрасль социальной жизни. В настоящее время он представляет собой особый социальный институт и отвечает основным требованиям институализации: выполняет четко определенные социальные функции (оздоровительную, воспитательную, образовательную и т.д.); имеет развитую инфраструктуру и материальную базу (стадионы, спортивные залы, оздоровительные центры и т.д.); осуществляет активную подготовку профессиональных кадров.
ЛИТЕРАТУРА
1. Андрюшенко, Л.Б. Спортивно-ориентированная технология обучения студентов по предмету «Физическая культура» // Теория и практика физической культуры. - 2002. - № 2. - С. 47-54.
2. Лубышева, Л.И. Социальная роль спорта в развитии общества и социализации личности // Теория и практика физической культуры. - 2001. - № 4. - С. 11-13.
3. Паначев, В. Д. Социально-управленческие аспекты взаимодействия спорта и личности / В. Д. Паначев. - Пермь : Изд-во ПГТУ, 2004. - 103 с.
4. Файнбург, З.И. Самоутверждение личности в спорте // Спорт и личность. -1979. - С. 56-112.
НЕОБХОДИМОСТЬ КОРРЕКЦИИ ИММУННОЙ СИСТЕМЫ У ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ГРЕБЦОВ НА БАЙДАРКАХ
А.Н. Попов
Известно, что действие повышенной физической нагрузки и нервноэмоционального напряжения в период соревновательной деятельности обусловливает угнетение иммунной системы организма высококвалифицированных гребцов на байдарках.
Механизм супрессорного действия соревновательных нагрузок на организм спортсменов может быть объяснен стрессорным влиянием повышенного физического напряжения и участием иммунной системы в восстановлении гомеостаза. Состояние иммунной системы, развивающееся при неадекватности физических нагрузок, нарушении процессов адаптации организма гребцов к ним, можно охарактеризовать как выраженный и стойкий вторичный иммунодефицит.
При повышенных физических нагрузках в той или иной степени изменяются практически все факторы иммунитета у гребцов, причем особо чувствительны защитные функции кожи и слизистых оболочек, т.е. факторы неспецифической защиты.