СПОРНЫЕ ВОПРОСЫ РАЗМЕЩЕНИЯ ЗАКАЗА ПУТЕМ ПРОВЕДЕНИЯ ОТКРЫТОГО АУКЦИОНА
В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ
Ю. М. ЛЕРМОНТОВ, советник государственной гражданской службы Российской Федерации
3-го класса
Размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд производится в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N° 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 94-ФЗ).
Согласно ст. 10 Закона № 94-ФЗ размещение заказа может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме, а также без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах).
Рассмотрим один из способов размещения заказа — путем проведения открытого аукциона в электронной форме.
В соответствии с гл. 3.1 Закона № 94-ФЗ под открытым аукционом в электронной форме на право заключить государственный или муниципальный контракт понимается открытый аукцион, проведение которого обеспечивается оператором электронной площадки на сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
В соответствии с ч. 2 ст. 41.1 Закона № 94-ФЗ под электронной площадкой понимается сайт в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, на котором проводятся открытые аукционы в электронной форме. Оператором электронной площадки является юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или физическое лицо в качестве индивидуального предпринимателя, государственная регистрация которых осуществлена в установленном порядке на территории Российской Федерации (РФ), которые владеют электронной пло-
щадкой, необходимыми для ее функционирования программно-аппаратными средствами и обеспечивают проведение открытых аукционов в электронной форме в соответствии с законодательством РФ о размещении заказов.
В соответствии с ч. 4 ст. 10 Закона № 94-ФЗ размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, которые соответственно производятся, выполняются, оказываются не по конкретным заявкам заказчика, уполномоченного органа, для которых есть функционирующий рынок и сравнивать которые можно только по их ценам, осуществляется путем проведения аукциона. Перечни товаров, работ, услуг, размещение заказов соответственно на поставки, выполнение, оказание которых осуществляется путем проведения аукциона, устанавливаются Правительством РФ. В случае, если товары, работы, услуги включены в указанные перечни, размещение заказов на поставки таких товаров, выполнение таких работ, оказание таких услуг для государственных или муниципальных нужд путем проведения конкурса не допускается и осуществляется в соответствии с ч. 4.2 ст. 10 Закона № 94-ФЗ. В случае размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг путем проведения открытого аукциона в иных случаях (в том числе в случае невключения этих товаров, работ, услуг в указанные перечни) такое размещение заказов осуществляется в соответствии с ч. 4.2 ст. 10 Закона № 94-ФЗ.
Перечень товаров (работ, услуг), размещение заказов на поставки (выполнение, оказание) которых осуществляется путем проведения аукциона, утвержден распоряжением Правительства РФ от 27.02.2008 № 236-р.
Согласно ч. 4.2 ст. 10 Закона № 94-ФЗ размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков в соответствии с ч. 4 рассматриваемой статьи осуществляется путем проведения открытого аукциона в электронной форме.
Следует отметить, что с 01.01.2011 открытый аукцион можно проводить только в электронный форме.
В соответствии с ч. 1 ст. 41.3 Закона № 94-ФЗ для обеспечения доступа к участию в открытых аукционах в электронной форме оператор электронной площадки осуществляет аккредитацию участников размещения заказа.
На основании п. 8 ч. 2 ст. 41.3 Закона № 94-ФЗ для получения аккредитации участник размещения заказа представляет оператору электронной площадки ряд документов и сведений, в том числе решение об одобрении или о совершении по результатам открытых аукционов в электронной форме сделок от имени участника размещения заказа — юридического лица с указанием сведений о максимальной сумме одной такой сделки. В случае, если требование о необходимости наличия данного решения для совершения крупной сделки установлено законодательством РФ и (или) учредительными документами юридического лица, данное решение принимается в порядке, установленном для принятия решения об одобрении или о совершении крупной сделки. В иных случаях данное решение принимается лицом, уполномоченным на получение аккредитации от имени участника размещения заказа — юридического лица.
В силу ч. 4 ст. 41.3 Закона № 94-ФЗ в срок не более чем 5 рабочих дней со дня поступления документов и сведений, указанных в ч. 2 ст. 41.3 Закона № 94-ФЗ, оператор электронной площадки обязан аккредитовать участника размещения заказа, обеспечить открытие такому участнику счета для проведения операций в открытых аукционах в электронной форме или отказать участнику размещения заказа в аккредитации по основаниям, предусмотренным ч. 6 ст. 41.3 Закона № 94-ФЗ, а также направить уведомление о принятом решении участнику размещения заказа.
В то же время на основании п. 6 ч. 6 ст. 41.8 Закона № 94-ФЗ вторая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копию такого решения, но только в случае, если требование о необходимости наличия такого решения для совершения крупной сделки установлено законодательством РФ и (или)
учредительными документами юридического лица и если для участника размещения заказа поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом контракта, или внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом аукционе, обеспечения исполнения контракта являются крупной сделкой. Предоставление указанного решения не требуется в случае, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает максимальной суммы сделки, предусмотренной решением об одобрении или о совершении сделок, предоставляемым для аккредитации участника размещения заказа на электронной площадке.
Указанные в п. 6 ч. 6 ст. 41.8 Закона № 94-ФЗ условия предоставления соответствующего решения вызывают вопросы относительно обязательности предоставления решения об одобрении или о совершении по результатам открытых аукционов в электронной форме сделок от имени участника размещения заказа — юридического лица с указанием сведений о максимальной сумме одной такой сделки в целях аккредитации, когда участник размещения заказа в силу законодательных положений не обязан его предоставлять, например, если поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом контракта, хотя и являются для него крупной сделкой, однако в его уставе предусмотрено, что для совершения крупных сделок не требуется решения общего собрания участников общества и совета директоров общества (такая возможность закреплена для участника размещения заказа — общества с ограниченной ответственностью (ООО) п. 6 ст. 46 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее — Закон № 14-ФЗ)).
При этом необходимо отметить, что оператор электронной площадки обязан отказать участнику размещения заказа в аккредитации в случае непредставления им документов и сведений или представления документов, не соответствующих требованиям, установленным законодательством РФ (ч. 6 ст. 41.3 Закона № 94-ФЗ).
Подробный анализ норм Закона № 94-ФЗ тем не менее позволяет прийти к однозначному выводу, что понятия «решения об одобрении или о совершении по результатам открытых аукционов в электронной форме сделок от имени участника размещения заказа — юридического лица с указанием сведений о максимальной сумме одной такой сделки» и «решения об одобрении или о совершении крупной сделки» не являются однознач-
ными и тождественными. При этом в случае, если требование о необходимости наличия первого из перечисленных решений для совершения крупной сделки установлено законодательством РФ и (или) учредительными документами юридического лица, данное решение принимается в порядке, установленном для принятия решения об одобрении или о совершении крупной сделки.
В то же время тот случай, когда для юридического лица выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом контракта, не являются крупной сделкой (либо являются, но для ее одобрения или совершения не требуется соответствующего решения), не может рассматриваться как основание непредоставления решения об одобрении или о совершении по результатам открытых аукционов в электронной форме сделок от имени участника размещения заказа — юридического лица с указанием сведений о максимальной сумме одной такой сделки, обязательность предоставления которого в целях аккредитации участника размещения заказа установлена п. 8 ч. 2 ст. 41.3 Закона № 94-ФЗ.
Данные выводы косвенно подтверждаются и постановлением ФАС Западно-Сибирского округа от 22.06.2012 № А27-12099/2011, в котором суд приходит к выводу о том, что то обстоятельство, что участник размещения заказа в данном случае не должен был представлять решение об одобрении крупной сделки, предусмотренное п. 6 ч. 6 ст. 41.8 Закона № 94-ФЗ, не освобождает его от необходимости представления решения об одобрении или о совершении по результатам открытых аукционов в электронной форме сделок от имени участника размещения заказа — юридического лица с указанием сведений о максимальной сумме одной такой сделки в порядке п. 8 ч. 2 ст. 41.3, п. 8 ч. 2 ст. 41.4 Закона № 94-ФЗ.
Значительное число вопросов вызывают положения Закона № 94-ФЗ о содержании документации об открытом аукционе в электронной форме.
В соответствии с ч. 1 ст. 41.6 Закона № 94-ФЗ документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1—3.2, 4.1—6 ст. 34 Закона № 94-ФЗ.
При этом в соответствии с ч. 2.1 ст. 34 Закона № 94-ФЗ не допускается включать в документацию об аукционе (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требова-
ния к производителю товара, к участнику размещения заказа (в том числе требования к квалификации участника размещения заказа, включая наличие у участника размещения заказа опыта работы), а также требования к его деловой репутации, требования о наличии у участника размещения заказа производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику размещения заказа предусмотрена Законом № 94-ФЗ.
Так, ч. 3 ст. 11 Закона № 94-ФЗ предусмотрено, что Правительство РФ вправе устанавливать дополнительные требования к участникам размещения заказа при размещении заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд обороны страны и безопасности государства о наличии у таких участников размещения заказа производственных мощностей, технологического оборудования, финансовых и трудовых ресурсов, необходимых для производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом заказа.
Таким образом, включение в аукционную документацию требований к участникам размещения заказа, выходящих за допустимые рамки, установленные ч. 2.1 ст. 34 Закона № 94-ФЗ, не может быть признано правомерным, например требование о наличии у них документов, подтверждающих применительно к персоналу для выполнения указанных работ образование не ниже высшего и стаж работы в инженерно-техническом виде экономической деятельности не менее 15 лет в связи с запретом, установленным ч. 2.1 ст. 34 Закона № 94-ФЗ, недопустимо, поскольку является требованием о наличии у участника размещения заказа трудовых ресурсов, причем отвечающим определенным критериям, такое нарушение законодательства содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ).
Решение ФАС России от 24.05.2011 по делу № К-986/11 подтверждает указанный вывод: по обстоятельствам дела п. 3 «Требования к персоналу» разд. 6 «Требования к составу документов, представляемых в составе заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме и к участнику размещения заказа» ч. III «Техническое задание» документации об аукционе в электронной форме
заказчиком было установлено требование, а именно, «данные по персоналу, привлекаемому к выполнению работ на режимных объектах, должны быть подтверждены списочным составом, прилагаемым в комплекте документов заявки на участие в конкурсе, оформленным в виде заполненной таблицы, содержащей такие графы, как № п/п; Ф. И. О., должность, паспортные данные (год рождения, регистрация по месту жительства), группа допуска к работе на электроустановках до 1 000 в, форма допуска по режиму секретности, образование». По мнению ФАС России, установление указанного требования не соответствует ч. 2.1 ст. 34 Закона № 94-ФЗ и является нарушением ч. 1 ст. 41.6 Закона № 94-ФЗ, содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 7.30 КоАП РФ, в связи с чем материалы дела были переданы для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
В то же время необходимо учитывать отличие установленного в документации требования об обязательном документально подтвержденном соответствии определенным критериям, названным в ч. 2.1 ст. 34 Закона № 94-ФЗ, от условия о предоставлении участником размещения заказа информации о наличии у него оборудования и персонала в рамках описания технологии соответствующих работ без предъявления каких-либо требований о соответствии критериям или наличии определенных ресурсов.
Так, по обстоятельствам дела, рассмотренного в постановлении ФАС Уральского округа от 27.04.2009 № Ф09-2487/09-С1 (определением ВАС РФ от 13.07.2009 № ВАС-8941/09 отказано в передаче дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора данного постановления и решения Арбитражного суда Пермского края от 19.12.2008), рассмотрев заявку организации на участие в аукционе, комиссия отказала ей в допуске к участию в открытом аукционе, поскольку предложения о функциональных характеристиках и качестве работ не соответствуют форме, закрепленной в документации об аукционе, а именно, отсутствует информация об инженерно-техническом персонале с указанием должностей, образования и стажа работы, относящегося к выполнению работ, о машинах и механизмах, которые будут использованы для производства работ (количество, наименование, год выпуска, право владения или пользования).
По результатам рассмотрения жалобы антимонопольный орган принял решение о признании
в действиях учреждения, объявившего аукцион, нарушений Закона № 94-ФЗ.
Суд первой инстанции, признавая решение антимонопольного органа незаконным в части нарушения учреждением ч. 2.1 ст. 34 Закона № 94-ФЗ, исходил из того, что форма, закрепленная в документации, не противоречит указанной норме, поскольку в данной норме не содержится запрета на требование о представлении участником размещения заказа информации о наличии персонала и оборудования. Кроме того, названная форма не содержит непосредственно требования к наличию оборудования или персонала у участника размещения заказа, а указывает на его обязанность представить описание технологии проведения работ, указанных в техническом задании.
Апелляционный суд, отменяя решение суда в части удовлетворения заявленных требований, пришел к выводу о нарушении учреждением ч. 2.1 ст. 34 Закона № 94-ФЗ при составлении документации об аукционе, однако суд кассационной инстанции пришел к выводу о том, что заявка, представленная организацией для участия в аукционе, не содержала всех необходимых сведений, указанных в документации об аукционе, а именно, не включала информацию о персонале и оборудовании.
Ссылку организации на то, что документация об аукционе не соответствует требованиям, предусмотренным ч. 2.1 ст. 34 Закона № 94-ФЗ, суд кассационной инстанции отклонил, поскольку форма «Предложение о функциональных характеристиках и качестве работ» определяет обязанность участника размещения заказа описать технологию проведения работ. Требований же к участнику размещения заказа о наличии у него производственных мощностей, трудовых ресурсов, опыта работы, необходимых для выполнения работ, являющихся предметом аукциона, в названной форме не установлено, кроме того, из формы следует, что представления документального подтверждения сведений, указанных участником размещения заказа в заявке при описании технологии проведения работ, не требуется.
Еще одним немаловажным моментом при разработке аукционной документации является необходимость учитывать обязанность обеспечения соответствия предмета аукциона, указанного в извещении заказчиком, и работ, перечисленных в документации.
Из пункта 4 части 4 статьи 41.5 Закона № 94-ФЗ следует, что в извещении о проведении открытого
аукциона в электронной форме указывается предмет контракта с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг, за исключением случая, если при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключить контракт на выполнение технического обслуживания и (или) ремонта техники, оборудования, оказание услуг связи, юридических услуг невозможно определить необходимое количество запасных частей к технике, к оборудованию, объем работ, услуг.
В то же время на основании п. 1 ч. 4 ст. 41.6 Закона № 94-ФЗ документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать сведения о товарах, работах, об услугах, соответственно на поставку, выполнение, оказание которых размещается заказ, и об условиях исполнения контракта, а именно, требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
Следовательно, учитывая обязательность указания в извещении о проведении открытого аукциона в электронной форме предмета контракта (т. е. конкретного наименования и объема работ), очевидно, что работы, заявленные в таком извещении, должны идентифицироваться (соответствовать) с работами, указанными в аукционной документации.
Указание заказчиком в извещении о проведении такого аукциона предмета торгов, не соответствующего работам, указанным в аукционной документации, ограничивает количество участников размещения заказа, поскольку не позволяет произвести на официальном сайте поиск аукциона по предмету государственного контракта, что нарушает в данном случае п. 4 ч. 4 ст. 41.5 Закона № 94-ФЗ.
Данный вывод подтверждает и решение ФАС России от 15.02.2011 по делу № К-272/11, по обстоятельствам которого при размещении на офи-
циальном сайте извещения о проведении конкурса (заказчик избрал неправильный способ размещения заказа и должен был организовать открытый аукцион в электронной форме) заказчик указал в качестве сведений о предмете государственного контракта работы по обустройству здания стадиона. Вместе с тем техническое задание в конкурсной документации содержало требования заказчика о выполнении участником размещения заказа работ по реконструкции и капитальному ремонту объекта капитального строительства, в связи с чем указание заказчиком в извещении о проведении конкурса предмета торгов, не соответствующего работам, указанным в конкурсной документации, было признано нарушающим п. 4 ч. 4 ст. 21 Закона № 94-ФЗ.
Необходимо отметить, что возникающие у участника открытого аукциона в электронной форме вопросы, вызванные возможными противоречиями, неточностями, опечатками, содержащимися в аукционной документации, могут быть разрешены путем направления запроса о разъяснении положений документации об открытом аукционе в электронной форме.
Так, в соответствии с ч. 3 ст. 41.7 Закона № 94-ФЗ любой участник размещения заказа, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение открытого аукциона в электронной форме, запрос о разъяснении положений документации об открытом аукционе в электронной форме. При этом такой участник размещения заказа вправе направить не более чем три запроса о разъяснении положений документации об открытом аукционе в электронной форме в отношении одного открытого аукциона в электронной форме. В течение 1 ч с момента поступления указанного запроса оператор электронной площадки направляет запрос заказчика в уполномоченный орган.
В силу ч. 4 ст. 41.7 Закона № 94-ФЗ в течение 2 дней со дня поступления от оператора электронной площадки указанного в ч. 3 названной статьи запроса заказчика уполномоченный орган, специализированная организация размещают разъяснение положений документации об открытом аукционе в электронной форме с указанием предмета запроса, но без указания участника размещения заказа, от которого поступил запрос, на официальном сайте при условии, что указанный запрос поступил заказчику, в уполномоченный орган не позднее чем за 5 дней до дня окончания подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме или, если
начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает 3 млн руб., не позднее чем за 3 дня до дня окончания подачи заявок на участие в открытом аукционе.
Как видно из названных положений, указание предмета запроса в разъяснении положений аукционной документации является его обязательным условием, при этом заказчик, уполномоченный орган могут таким образом сформулировать запрос, что в названии и тексте разъяснения указанных положений, размещенных названными лицами, непосредственно указания на предмет запроса не содержится, однако из смысла текста разъяснения видно, каких именно положений документации оно касается, т. е. текст разъяснения позволяет определить предмет запроса. В такой ситуации рассматриваемое требование следует считать соблюденным.
Данный вывод подкрепляется решением ФАС России от 29.05.2012 по делу № К-991/12, по обстоятельствам которого на заседании комиссии уполномоченного органа было установлено, что разъяснения положений аукционной документации, представленные заказчиком по запросу участника размещения заказа, позволяют определить предмет запроса: поскольку предмет запроса по сути содержится в тексте разъяснения положений документации об аукционе, довод заявителя жалобы о том, что заказчиком размещено разъяснение положений документации об аукционе без указания предмета запроса, не нашел своего подтверждения.
В свою очередь не только содержание аукционной документации может вызывать вопросы у участников открытого аукциона в электронной форме, но и содержание заявки на участие в таком аукционе часто вызывает споры участников с антимонопольными органами и судами.
Рассмотрим следующую ситуацию. В заявке организации — участника размещения заказа указано фактическое место нахождения организации (которое является и ее почтовым адресом), не тождественное сведениям, содержащимся в ее учредительных документах, т. е. юридическому адресу, в связи с чем аукционной комиссией как содержащая недостоверные сведения такая заявка была отклонена.
На основании п. 1 ч. 6 ст. 41.8 Закона № 94-ФЗ вторая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать в том числе:
— сведения о фирменном наименовании (наименовании);
— сведения об организационно-правовой форме;
— сведения о месте нахождения;
— почтовый адрес (для юридического лица);
— фамилию, имя, отчество;
— паспортные данные;
— сведения о месте жительства (для физического лица);
— номер контактного телефона;
— идентификационный номер налогоплательщика или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика (для иностранного лица).
Согласно ч. 2 ст. 41.11 Закона № 94-ФЗ в соответствии с закрепленным порядком рассмотрения вторых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в открытом аукционе требованиям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены названной статьей. Для принятия указанного решения аукционная комиссия также рассматривает содержащиеся в реестре участников размещения заказа, получивших аккредитацию на электронной площадке, сведения об участнике размещения заказа, подавшем такую заявку на участие в открытом аукционе.
В силу п. 1 ч. 6 ст. 41.11 Закона № 94-ФЗ заявка на участие в открытом аукционе в электронной форме признается не соответствующей требованиям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, в случае непредставления документов, определенных ч. 6 ст. 41.8 Закона № 94-ФЗ, с учетом документов, ранее представленных в составе первых частей заявок на участие в открытом аукционе, отсутствия документов, предусмотренных пп. 1, 3—5, 7, 8 ч. 2 ст. 41.4 Закона № 94-ФЗ, или их несоответствия требованиям документации об открытом аукционе, а также наличия в таких документах недостоверных сведений об участнике размещения заказа.
Отсутствие документов, предусмотренных пп. 1, 3—5, 7, 8 ч. 2 ст. 41.4 Закона № 94-ФЗ, или их несоответствие требованиям документации об открытом аукционе, а также наличие в таких документах недостоверных сведений об участнике размещения заказа определяются на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе.
При этом заявка на участие в открытом аукционе не может быть признана не соответствующей требованиям, установленным документацией об открытом аукционе, на основании получения документов, предусмотренных п. 4 ч. 2 ст. 41.4 Закона № 94-ФЗ, более чем за 6 мес. до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе.
Принятие решения о несоответствии заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме требованиям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, по основаниям, не предусмотренным ч. 6 названной статьи, не допускается (ч. 7 ст. 41.11 Закона № 94-ФЗ).
Таким образом, сведения о месте нахождения участника размещения заказа — юридического лица для указания во второй части заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме являются обязательными для указания, а их недостоверность является законным основанием для признания заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме не соответствующей требованиям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме. Но свидетельствует ли указание фактического места нахождения организации (не тождественного сведениям учредительных документов) напрямую о недостоверности сведений о месте нахождении?
В силу п. 2 ст. 54 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа — иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.
Наименование и место нахождения юридического лица указываются в его учредительных документах (п. 3 ст. 54 ГК РФ).
Исходя из п. 21 совместного постановления Пленума Верховного Суда РФ, Пленума ВАС РФ № 6/8 от 01.07.1996 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», согласно п. 2 ст. 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации, если в соответствии с законом в учредительных документах юридического лица не установлено иное.
Таким образом, место нахождения юридического лица определяется местом его государственной
регистрации, которое в свою очередь определяется местом нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа — иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, и указывается в учредительных документах. В то же время указание фактического места нахождения юридического лица не может расцениваться как указание недостоверных сведений и представляется необоснованным.
Указанный вывод подтверждает постановление ФАС Уральского округа от 20.03.2012 № Ф09-1252/12, в котором суд, отметив, что документация о торгах не содержит требований об указании места нахождения участника торгов в соответствии с учредительными документами, пришел к выводу о том, что указание участником торгов своего фактического места нахождения не может квалифицироваться как несоответствие поданной участником заявки требованиям документации о торгах и не является представлением недостоверных сведений о месте нахождения участника размещения заказа.
Список литературы
1. Гражданский кодекс РФ (часть первая): Федеральный закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ.
2. Кодекс РФ об административных правонарушениях: Федеральный закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ.
3. О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд: Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ.
4. Об обществах с ограниченной ответственностью: Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ.
5. Определение ВАС РФ от 13.07.2009 № ВАС-8941/09.
6. Распоряжение Правительства РФ от
27.02.2008 № 236-р.
7. Решение ФАС России от 15.02.2011 по делу № К-272/11.
8. Решение ФАС России от 24.05.2011 по делу № К-986/11.
9. Решение ФАС России от 29.05.2012 по делу № К-991/12.
10. Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 22.06.2012 № А27-12099/2011.
11. Постановление ФАС Уральского округа от
27.04.2009 № Ф09-2487/09-С1.
12. Постановление ФАС Уральского округа от 20.03.2012 № Ф09-1252/12.