Научная статья на тему 'Спорные вопросы предмета и системы торгового права'

Спорные вопросы предмета и системы торгового права Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1331
181
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
торговое право / предмет и система торгового права / потребительские отношения / внешнеторговая деятельность / commercial law / subject and system of commercial law / consumer relations / foreign trade activities

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Батрова Татьяна Александровна

В настоящее время в науке отсутствует единый подход к определению сущности торгового права. Следствием этого является неопределенность предмета правового регулирования и разные трактовки системы торгового права. Автор представляет свой взгляд на эту проблему.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Currently, the science is no single approach to defining the essence of commercial law. It creates uncertainty as to the subject of legal regulation and different approaches to the definition of system of commercial law. The author presents her view on this issue.

Текст научной работы на тему «Спорные вопросы предмета и системы торгового права»

СПОРНЫЕ ВОПРОСЫ ПРЕДМЕТА И СИСТЕМЫ ТОРГОВОГО ПРАВА

БАТРОВА Татьяна Александровна

Аннотация: в настоящее время в науке отсутствует единый подход к определению сущности торгового права. Следствием этого является неопределенность предмета правового регулирования и разные трактовки системы торгового права. Автор представляет свой взгляд на эту проблему.

Annotation: currently, the science is no single approach to defining the essence of commercial law. It creates uncertainty as to the subject of legal regulation and different approaches to the definition of system of commercial law. The author presents her view on this issue.

Ключевые слова: торговое право, предмет и система торгового права, потребительские отношения, внешнеторговая деятельность.

Key words: commercial law, subject and system of commercial law, consumer relations, foreign trade activities.

Торговое право в свое время формировалось как право торговцев, а следовательно его предмет определялся по субъективному критерию, что означало отнесение к нему всего круга правоотношений, в которые оказывались вовлеченными торговцы при осуществлении своей деятельности. Однако стирание сословных различий и предоставление прав торговли широкому кругу лиц сместило акценты на сами торговые акты. На первый взгляд, это должно было дать новый импульс развитию этого элемента правовой системы. Однако ситуация еще больше усложнилась, поскольку для многих специалистов до сих пор самостоятельность торгового права связывается исключительно со спецификой некоего корпоративного статуса его основных субъектов. Если же взять за основу объективный критерий, то остается вопрос, какую деятельность можно назвать торговой, и допустимо ли включать в предмет торгового права деятельность так или иначе сопутствующую ей, а если да, то до какого предела.

Вопрос о предмете торгового права в науке вполне объяснимо решается в зависимости от того, как определяется его правовая природа, что не исключает различий в трактовках среди сторонников того или иного подхода.

В частности, при рассмотрении торгового права как подотрасли гражданского права в его предмет в одних случаях включаются общественные отношения в сфере торговой деятельности1, в других, отношения в сфере оптовой торговли2. Иногда в качестве предмета торгового права рассматривают сам торговый оборот, как часть имущественного оборота, регулируемого нормами

гражданского права3.

Рассмотрение торгового права как подотрасли предпринимательского права обусловливает принципиально иной подход к решению этого вопроса. Так, Л.В. Андреева выделяет три группы правоотношений: между коммерсантами, а также между коммерсантами и предпринимателями поставщиками и покупателями; коммерческо-управленческие и внутрикоммерческие4.

Довольно своеобразно предмет торгового права представлен у сторонников торгового права как комплексной отрасли. Анализ научной литературы и законодательства источников позволяет выделить целый ряд спорных моментов, которые касаются возможности включения в предмет торгового права вопросов государственного регулирования торговой деятельности, отнесения к нему потребительских отношений, внешнеторговой деятельности, трудовых отношений, возникающих в торговой сфере, налогообложения и т.п.

Ряд ученых, связывая торговое право исключительно с внутренним торговым оборотом, включают в его предмет управленческие, финансовые, трудовые отношения, возникающие при осуществлении торговой деятельности, а также отношения, связанные с привлечением виновных лиц к административной и уголовной ответственности за правонарушения, связанные с торговлей5. Тем самым поддерживается позиция, в свое время высказанная В.А. Язевым, относившим к предмету торгового права все правовые отношения, возникающие в сфере деятельности внутренней торговли, в том числе сложный комплекс правоотношений в сфере торгового обслуживания

1 См.: Бойкова О.С. Торговое право. Учебное пособие. М., 2009. С. 14.

2 См.: Андреева Л.В. Теоретические проблемы коммерческого права России: Дисс. докт. юрид. наук: 12.00.03. М., 2004. С. 44; Трунина Е.В. Федасова Ю.В. Коммерческое право. М.: Юрист, 2008. С. 15.

3 См.: Беляева O.A. Коммерческое право России: курс лекций. М.: ЗАО Юстицинформ, 2009. С. 17.

4 См.: Андреева Л.В. Указ. работа. С. 46

5 См.: Коммерческое (торговое) право: Учебник / Под ред. Ю.Е. Булатецкого и В.А. Язева. М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2002. С.37.

населения, в особенности регулирования гарантий прав покупателей в их отношениях с торговыми предприятиями; правоотношения, возникающие в процессе обеспечения внутренней торговли товарами народного потребления, выполнения для нее работ и услуг, связанных с надлежащим торговым обслуживанием покупателей, т.е. в сфере хозяйственных связей торговли с другими отраслями. Нормы этой отрасли, считал он, призваны определить правосубъектность граждан и торговых предприятий в том числе в личных неимущественных отношениях в торговле. Особую группу должны составлять правовые требования к торговому персоналу, включая заключение трудового договора и применение административных санкций6. Следует заметить, что подобный подход нередко прослеживается и в зарубежных изданиях по коммерческому праву

Трудно объяснимую позицию по данному вопросу заняли авторы учебника «Коммерческое право», под редакцией М.М. Рассолова, П.В. Алексия и И.В. Петрова. Рассматривая коммерческое право как «часть гражданского права, выделение которой вызвано практическим интересом»7, они включают в его содержание главы, посвященные государственному регулированию коммерческой деятельности, административной ответственности, а также преступлениям в сфере коммерческой деятельности. В более ранних изданиях можно обнаружить даже разделы, посвященные рассмотрению и разрешению гражданских дел в арбитражном суде и правовому регулированию налоговых отношений8. И в том и в другом случае специфика собственно торговых отношений так и не была продемонстрирована.

Так же не вполне последовательной представляется позиция О.С. Бойковой, которая, признавая торговое право подотраслью гражданского, и отмечая некоторые особенности субъектного состава и объектов торгового права, рассматривает правовое регулирование таможенного дела и порядок разрешения коммерческих споров9.

Среди сторонников торгового права как самостоятельной отрасли права также не сложилось единого подхода. Связывая его предмет с правовым регулированием торговой деятельности10 и относя к нему совокупность общественных отношений, складывающихся в результате торговой деятельности, а также в результате деятельности по

6 См.: Язев В.А. Указ. работа. С.70-71

7 Коммерческое право / Под редакцией М.М. Рассолова, П.В. Алексия и И.В. Петрова. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2009. С. 11. 431 с.

8 См.: Коммерческое право / Под редакцией М.М. Рассолова, П.В. Алексия и И.В. Петрова. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2001. 461 с.

9 См.: Бойкова О.С. Указ. работа. С. 399-427.

10 См.: Пугинский Б.И. Коммерческое право: Учебник. М.: Зерцало, 2008.

С. 22.

обслуживанию торговли11, они по-разному определяют круг этих отношений.

Наиболее обоснованной представляется широкая трактовка предмета торгового права как совокупности отношений, возникающих в сфере торговли. Ограничение же его профессиональной деятельностью посредников вряд ли оправдано, поскольку фактически исключает из сферы правового регулирования производителей товаров. Между тем, как справедливо отмечает Б.И. Пугинский, «торговый оборот начинается с продажи изготовителем произведенного им продукта»12. При этом ли будет правильным ограничиваться сферой оптового товарооборота, включая в предмет торгового права только правоотношения, связанные с реализацией товаров их непосредственным производителем или иным продавцом покупателю, приобретающему их для использования в собственной предпринимательской деятельности или для перепродажи. Однако подобный подход вряд ли оправдан, поскольку явных причин для жесткого разграничения оптового и розничного товарооборота не имеется.

Серьезным вопросом, подлежащим решению при определении предмета торгового права, является возможность включения в него правового регулирования внешней торговли в контексте обеспечения благоприятных условий для ее осуществления, а также защиты экономических и политических интересов РФ. Основными препятствиями для этого являются принципиально иные условия осуществления торговой деятельности, сопряженной с перемещением товаров через таможенную территорию двух и более государств, а следовательно, необходимостью соблюдения таможенных формальностей, учета запретов и ограничений, установленных для защиты их экономических интересов. Отсюда же вытекает и другой аспект рассматриваемой проблемы -доминирование императивных предписаний государств, реализующих тарифные и нетарифные методы регулирования внешнеторговой сферы. Между тем, фактически вне правового поля остаются характерные только для внешней торговли типы операций, к которым помимо экспорта и импорта относятся и встречные сделки, среди которых выделяют бартерные, компенсационные, сделки типа «свитч», авансовые закупки, соглашение об «оффсете» и др. Не затрагиваются и вопросы внешнеторгового посредничества, которое обеспечивает половину всего международного товарооборота благодаря тому, что увеличивает экономичность совершаемых операций за счет

11 См.: Коммерческое право: Учебное пособие / Под ред. Н.В. Постового. - М.: ИД «Юриспруденция», 2006. - 188 с. С. 10

12 Путинский Б.И. Указ. работа. С. 23.

повышения оперативности при сбыте товаров, их конкурентоспособности из-за сокращения сроков поставок со складов; привлечения финансовых средств посредников в виде авансов, кредитов на создание сбытовой сети; получения достоверной информации от посредника об оценке качества и конкурентных свойствах товара; реализации товаров на более благоприятных для продавца условиях за счет оперативного учета посредниками конъюнктуры товаров на внешнем рынке13.

Дискуссионным остается вопрос о возможности отнесения к предмету торгового права потребительских отношений, поскольку «оптовая торговля и снабжение по своим целям, содержанию и правилам существенно отличаются от розничных сделок»14. Соответственно у сторонников узкой трактовки торгового права вопрос о месте правовых норм, регулирующих вопросы защиты прав потребителей, в системе торгового права автоматически снимается, поскольку розничный торговый оборот оно вообще не рассматривает.

Интересно, что повышенное внимание к этой проблеме в зарубежных странах, где защита прав потребителей стала приоритетным направлением нормотворчества, стало одним из основных аргументов сторонников рассмотрения потребительского права как особой комплексной отрасли права15. Однако при ближайшем рассмотрении можно убедиться, что большинство зарубежных изданий в этой области не оправдывают возлагаемых на них надежд. Подробно рассматривая механизмы защиты прав потребителей, ряд авторов вообще не определяют место потребительского права в системе права16, хотя иногда признают, что оно пронизывает несколько правовых сфер17. С. Блумфельд, не давая определения потребительскому праву, отмечает существование особых потребительских контрактов при покупке товаров, в том числе дистанционной, оказании услуг, страховании и т.п., права по которым защищаются как гражданским, так и уголовным правом18. В то же время потребительские отношения нередко рассматриваются в рамках торгового или

13 См.: Николюкин С.В. Консигнационные соглашения в международном коммерческом обороте: особенности и практика разрешения споров // Таможенное дело. 2009. № 1.

14 Пугинский Б.И. Указ. работа. С. 25.

15 См.: Аврах А.М. Договор с участием потребителей в системе гражданско-правовык договоров. Автореф. дисс. канд. юрид. Наук: 12.00.03. Казань, 2007. 28 с. С. 10; Раялян А.А. Теоретические основы потребительского права России: цивилистическое исследование: Автореф. дисс...докт. юрид. наук. Казань, 2007. С. 23; Цехер Г. Я. Потребительское право - новая комплексная отрасль российского права (к постановке вопроса) // Российский юридический журнал. 1999. № 1. С. 51-64.

16 См.: Howells G.G. Weatherill S. Consumer protection law: Markets and the law. Aldershot: Ashgate Publishing, Ltd., 2005. 679 с.

17 См.: Miller Fr.H., Harrell A.C., Morgan D.J. Consumer law: problems and materials. Austin, Tex.: Butterworth Legal Publishers, 1986. Р. 3

18 См.: Broomfield S. Consumer Law: a comprehensive guide to all aspects of

consumer law. London : Emerald, 2005. С. 13.

предпринимательского права (business law)19. При этом подчеркивается, что во многих областях одни и те же правила в равной мере применимы и к потребительским, и к предпринимательским сделкам20.

Как представляется, вопросы защиты прав потребителей целесообразно рассматривать именно в рамках торгового права, поскольку именно исходя из этого устанавливаются большинство требований к организации торговли. Не случайно осознание потребности правовой защиты потребителей перевернули представления о системе и содержании торгового права в Европе, где соответствующие отношения регламентируются более детально, что позволяет даже выделить несколько направлений регулирования: 1) требования к рекламе, как отношениям, непосредственно предшествующим заключению договора; 2) содержание условий договора; 3) средства правовой (в том числе судебной) защиты в случае его нарушения21.

Очерчивая круг отношений, включаемых в предмет торгового права, необходимо определить, стоит ли его ограничивать собственно торговыми операциями или есть необходимость затронуть деятельность, обслуживающую торговлю, без которой ее осуществление будет трудно реализуемо. Проблема заключается в том, что состав этих отношений определяется по-разному как в российской, так и зарубежной науке.

Немаловажным является и вопрос о месте в системе торгового права вопросов государственного регулировании торговой деятельности. С одной стороны, очевидным представляется, что игнорировать устанавливаемые требования к составу участников торгового оборота, способам организации торговли, качеству товаров, процессу ценообразования и т.п. невозможно. С другой, вряд ли целесообразно в рамках торгового права делать акцент на элементах управления этой сферой экономики.

Данное противоречие может быть разрешено на тех же началах, что и вопрос о присутствии публично-правовых элементов в гражданском праве, вызванных реализацией публичных интересов, государственных и общественных. Применительно к торговому праву реализация первых ставит вопрос об особенностях участия в торговом обороте публично-правовых образований, а также созданных при их участии юридических лиц (унитарных

19 См.: Gillies P. Business law. Federation Press, 2004. Р. 639-684; Latimer P. 2009 Australian business law. CCH Australia Limited, 2008. Р. 465-566; Miller LeRoy R.; Jentz G.A. Business law today: the essentials : text & summarized cases—e-commerce, legal, ethical, and international environment. Mason, OH : Thomson/South-Western West, 2008. Р. 407-414.

20 См: Bradgate R., White F. Commercial Law. Oxford University Press, 2007. С. 4-5. 536 с.

21 См.: Тихоновецкий Д.С. Правовое регулирование договоров с потребителями в европейском праве // Закон. 2003. № 10. С.96-99.

предприятий, государственных корпораций и т.п.). Защита общественных интересов обеспечивается посредством установления многочисленных требований к участникам торговли, реализуемым ими товарам и т.п. При этом присутствие публичноправовых элементов в торговых правоотношениях не мешает считать ее отраслью частного права.

Пока же приходится констатировать, что в отсутствие четких представлений о специфике предмета торгового права рождаются разные идеи относительно системной принадлежности той или иной совокупности правовых норм, регулирующих различные аспекты торговой деятельности. И подобных «не пристроенных» отношений довольно-таки много, что дает основание говорить о наличии у торгового права собственного предмета правового регулирования, который составляет совокупность общественных отношений, возникающих при осуществлении оптовой и розничной торговли, а также оказании сопутствующих ей услуг. Их отличительными признаками являются:

1) субъектный состав, представленный торговцами, торговыми организациями, организаторами торговли, торговыми агентами и посредниками;

2) объекты регулируемых общественных отношений, в качестве которых, прежде всего, выступают товары, требующие определения правового режима их обращения;

3) юридические факты, способствующие возникновению соответствующих отношений, роль которых зачастую выполняет договор;

4) практическая деятельность, содержание которой образуют чисто торговые и технологические процессы. Первые связаны с куплей и продажей товаров, а также организационно-хозяйственной деятельностью (изучением потребностей, договорной работой, рекламой, организацией торговли на рынках, ярмарках и биржах и т.п.). Вторые - с организацией движения товара (транспортировкой, хранением, упаковкой, расфасовкой и пр.

В условиях отсутствия единого подхода к предмету торгового права не приходится говорить о его устоявшейся системе, хотя нельзя не признать, что оно характеризуется наличием сложной совокупности норм и институтов, не характерных для других отраслей права.

Группировка правовых норм зависит от особенностей и взаимосвязей регулируемых торговых отношений, т.е. имеет объективную основу. Однако право не только отражает общественные отношения; его предназначение -регулировать и активно воздействовать на них. Поэтому на построение системы торгового права, группировку его норм, формирование институтов оказывают влияние и потребности практики. Следовательно, система торгового права - это

объективно обусловленное системой торговых отношений внутреннее его строение, объединение и расположение торгово-правовых норм в определенной последовательности. Совокупности торгово-правовых норм, регулирующих относительно обособленные группы однородных общественных отношений, образуют институты торгового права, которые в зависимости от своего содержания и значимости для регулирования торговых отношений, могут быть отнесены к Общей или Особенной части.

К Общей части относятся нормы торгового права, которые закрепляют основные принципы, правовой статус участников торгового оборота, правовой режим товаров и иных объектов торговых отношений. Они действуют независимо от способов организации торговли и имеют для нее общее значение. В силу тех же причин к Общей части необходимо отнести и общественные отношения, связанные с организацией договорной работы, созданием и функционированием инфраструктуры товарного рынка, а также реализацией мер государственного воздействия на сферу торговли.

Нормы Общей части торгового права конкретизируются в Особенной части, которая имеет сложную внутреннюю структуру, обусловленную многообразием участников, форм и способов организации торговли. Как представляется, в рамках этой отрасли можно выделить две подотрасли: право внутренней торговли и право внешней торговли, каждая из которых характеризуется своеобразным составом субъектов, способами организации торговли и методами государственного воздействия на нее.

Первая соответственно включает в себя институты оптовой и розничной торговли, опосредующие общественные отношения, возникающие в соответствующих сферах торгового оборота. Внутренняя структура института оптовой торговли определяется формами ее организации и включает подинституты биржевой торговли, торговли на оптовых рынках, в оптовых магазинах и т.п. Соответственно институт розничной торговли образует подинституты магазинной торговли, торговли на розничных рынках и ярмарках, а также дистанционной торговли.

Подводя итоги изложенному, хотелось бы отметить, что современное состояние торговой деятельности требует ее надлежащего правового обеспечения, что предполагает выработку единой концепции торгового права. И как представляется, есть достаточные основания говорить о формировании его собственного предмета правового регулирования и внутренне согласованной системы правовых норм и институтов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.