Научная статья на тему 'Сплетение судеб: С. Шпильрейн, К. Хорни, А. Фрейд'

Сплетение судеб: С. Шпильрейн, К. Хорни, А. Фрейд Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
535
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
С. ШПИЛЬРЕЙН / S. SPIELREIN / А. ФРЕЙД / A. FREUD / САМООТНОШЕНИЕ / SELF-RELATION / K. HORNEY / CHILD PARENTAL RELATIONS / ATTITUDES TOWARDS OTHERS / ЖИЗНЕННЫЙ ОПЫТ / LIFE EXPERIENCE / ИНТЕРЕСЫ / INTERESTS / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / НАУЧНОЕ НАСЛЕДИЕ / SCIENTIFIC HERITAGE / К. ХОРНИ / ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ОТНОШЕНИЕ К ДРУГИМ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дейнекина А. С., Обухова Ю. В.

В статье анализируются факты из жизни трех великих женщин-психологов Сабины Шпильрейн, Анны Фрейд и Карен Хорни, которые отразились на их жизни и профессиональной деятельности. Выделяются сходные и различные аспекты при рассмотрении их судеб. Критериями для анализа выступили: события детства; социальный и материальный статус семьи; порядок рождения; отношение с родителями; способности и интересы; отношение к своей внешности; образование; личная жизнь; болезненный жизненный опыт; отношение к другим людям. Подчеркивается, что судьба этих женщин была очень сложна, на их долю выпало очень много потерь, трагических событий, а путь к профессиональному признанию очень тернист

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interlacement of Destinies: S. Spielrein, К. Horney, A. Freud

In article the facts from life of three great women-psychologists Sabina Spielrein, Anna Freud and Karen Horney, who were reflected in their life and professional activity, are analyzed. Similarities and distinctions in their destinies are marked out. The following criteria are the basis for the analysis: childhood events; social and material status of a family; birth order; relation with parents; abilities and interests; relation to the appearance; education; private life; painful life experience; attitude towards other people. It is emphasized that the destiny of these women was very difficult, many losses, tragic events fell to their lot, and the way to professional recognition was very thorny.

Текст научной работы на тему «Сплетение судеб: С. Шпильрейн, К. Хорни, А. Фрейд»

ЖЕНСКИЕ ГОЛОСА И СУДЬБЫ В ИСТОРИИ ПСИХОАНАЛИЗА

СПЛЕТЕНИЕ СУДЕБ:

С. ШПИЛЬРЕЙН, К. ХОРНИ, А. ФРЕЙД

Дейнекина А. С.,

Обухова Ю. В.

В статье анализируются факты из жизни трех великих женщин-психологов - Сабины Шпильрейн, Анны Фрейд и Карен Хорни, которые отразились на их жизни и профессиональной деятельности. Выделяются сходные и различные аспекты при рассмотрении их судеб. Критериями для анализа выступили: события детства; социальный и материальный статус семьи; порядок рождения; отношение с родителями; способности и интересы; отношение к своей внешности; образование; личная жизнь; болезненный жизненный опыт; отношение к другим людям. Подчеркивается, что судьба этих женщин была очень сложна, на их долю выпало очень много потерь, трагических событий, а путь к профессиональному признанию очень тернист.

Ключевые слова: С. Шпильрейн, К. Хорни; А. Фрейд, детско-родительские отношения; самоотношение, отношение к другим, жизненный опыт, интересы, образование, научное наследие.

Когда речь заходит о психоанализе, на ум непременно приходит его основатель Зигмунд Фрейд и один из самых известных его последователей - Карл Густав Юнг. Эти великие ученые стояли у истоков психоанализа, закладывали его фундамент, пересматривали его положения. Их работы стоили годы усердных трудов. Но при всей их славе мы не должны забывать имена женщин-психоаналитиков, которые осуществили выдающийся вклад в эту науку, а также внесли понимание в некоторые аспекты психоанализа и развития личности, которым не уделяли должного внимания вышеупомянутые «акулы» психоанализа. В этой статье все внимание будет обращено к судьбам и тому научному наследию, что оставили после себя первая женщина-психоаналитик Сабина Шпильрейн, основательница женской психологии Карен Хорни и создатель детского психоанализа Анна Фрейд.

Обратимся к анализу судеб этих великих и прекрасных женщин. Постараемся воссоздать их жизнь, их переживания, которые им так хотелось отложить в сторону из-за критического

отношения. Как говорил З. Фрейд:«Действуйте так, как будто вы путешественник, сидящий у окна вагона и описывающий кому-то, находящемуся в глубине купе, сменяющиеся виды». В таблице 1 представлены критерии для сравнения, как сменяющиеся остановки «поезда» личности наших героинь.

Проанализировав разные и непростые судьбы этих выдающихся женщин, можно отметить, что некий конфликтный очаг в семье прослеживался в жизни каждой. Сложные отношения с отцом у Сабины и Анны, холодность со стороны отца и ненависть к матери у Карен. Микроклимат в семьях главных героинь был неблагоприятный (от ссор в семье Сабины, некоторого деспотизма отца в семье Карен, до отсутствия любви в семье Анны). По мнению Л. А. Николаевой, взаимоотношения в семье, в которой растет ребенок, влияют на его взаимодействие с близкими ему людьми, а также на формирование отношений в будущей семье [3]. Возможно, конфликтные взаимоотношения в родительской семье послужили причиной того, что личная жизнь у трех героинь сложилась не

очень хорошо: Сабина не любила мужа, Карен не смогла найти общий язык со спутником жизни, Анна игнорировала мужчин, полностью отдаваясь психоанализу. Сабина и Карен выполнили истинное предназначение женщины - родили детей, а для Анны психоанализ остался главным детищем всей ее жизни.

Сабина, как старший ребенок в семье, является средством самоутверждения родителей, ею гордились, занимались ее развитием, постоянно контролировали. Поэтому она выросла с высоким чувством долга, мотивацией достижений на успех. Наличие младших братьев способствовало развитию ее педагогических способностей. Карен, как младший ребенок в семье, была отличным манипулятором, дипломатом; ходы,

интриги в семье отрабатывает на старшем брате. В конфликтах умела снимать напряженность. Анна, несмотря на то, что тоже была младшим ребенком в семье, не чувствовала внимания и заботы со стороны родителей. Скорее всего, здесь сыграло важную роль желание родителей иметь сына, а не дочь (родительское послание «Не будь собой») [2, 8].

Только Сабина полностью принимала свое Я-физическое, осознавала сильные и слабые стороны своей личности. Карен комплексовала из-за своей внешности, стремилась покорить окружающих своим общим интеллектом. Анна же не до конца принимала свою привлекательность, покоряла всех хорошо развитым социальным и эмоциональным видами интел-

Таблица 1.

С. Шпильрейн, К. Хорни, А. Фрейд

Критерий С. Шпильрейн К. Хорни А. Фрейд

Соц. статус семьи Очень богатая семья Семья со средним достатком Семья со средним достатком

Микроклимат в семье Взаимоотношения у родителей были непростыми, хотя это не мешало им единогласно воспитывать детей в строгости Отец был убежден в превосходстве мужчин над женщинами, родители часто ссорились, брак распался Папа работал по 18 часов в сутки. «Если папа не любит маму, то мама не любит папу, и поэтому они меня тоже не могут любить»

Порядок рождения Старшая сестра Младшая сестра брата Младший, шестой ребенок в семье

Отношения с родителями Боязнь отца и отчаянное бунтарство против его предписаний и запретов. Плохие отношения с мамой: в 13 лет после ссоры с ней пыталась умереть в холодной воде зимой, в 15 лет - отказывалась от пищи и чуть не умерла от истощения. Она находилась в окружении учителей, а не родителей Плохие отношения с отцом, который уделял больше внимания брату. К матери испытывала скрытую враждебность Все внимание доставалось старшим братьям и сестрам, родители в основном ее игнорировали. Ближайшим другом была няня

Интересы Музыка, психология, иностранные языки, поэзия Медицина Вязание, психология, поэзия

Образование Екатерининская гимназия с золотой медалью, университет Цюриха (медицинский факультет) Приходская школа, университет Фрейбурга (медицинский факультет) Хорошее домашнее образование, педагогическое образование

Самоотношение и самооценка Была привлекательной девушкой, привлекательность свою вполне осознавала Решив для себя, что если она не может быть милой и красивой, ей стоит тратить свои силы на интеллектуальное развитие Не блистала яркой внешностью, считала себя дурнушкой, в отличие от сестры Софи

Отношение к другим Занимала промежуточное место между К. Юнгом и З. Фрейдом, не стремилась к конфликтам Закрытость от других; мало кому удавалось завязать прочные доверительные отношения с ней Была общительной, доброжелательной

Личная жизнь Была влюблена в К. Юнга, вышла замуж за Павла Шефтеля -врача, от него две дочери Вышла замуж за Оскара Хорни - юриста, от него три дочери, но впоследствии они разошлись Она никогда не была замужем и не имела собственных детей

Трагический жизненный опыт Смерть младшей сестры, вследствие чего развились психические нарушения Увлечение братом, который, в свою очередь, отвергал ее порывы, его скоропостижная смерть, развод родителей и их смерть в течение одного года, сомнения в ценности психоанализа Внезапное известие о болезни отца раком

Северо-Кавказский психологический вестник > № 13/4 2015 г.

лекта. Как подчеркивалось в исследованиях, видение себя в разных связях и отношениях действительности, субъектное самоотношение и адекватная самооценка будут способствовать гармонизации самосознания [4, 10]. Образ тела является одним из компонентов Я-концепции личности. Осознание и принятие своей телесности, адекватность восприятия своего тела и отношения к своей личности в целом, а также успешная социальная адаптация зависят от развития образа тела, его совершенствования и преодоления недостатков его формирования различными психологическими техниками [1, 7].

Все перечисленное выше оставило след как на их личностях, так и на том научном наследии, что они оставили после себя. Их работы были посвящены психологии и психоанализу детей и женщин, в то время как классический психоанализ в качестве пациента видел мужчину средних лет. Эти женщины расширили границы психоанализа, сделав более подвижной его жесткую структуру.

В истории психоанализа С. Шпильрейн осталась как автор всемирно известной работы «Деструкция как причина становления», ставшей фундаментом для всех дальнейших исследований влечения к смерти. Клиническая проблема, поставленная С. Шпильрейн, состоит в том, что на практике мы не можем развести сексуальное влечение и влечение к смерти, они всегда являются сообща. Несмотря на то, что диссертация С. Шпильрейн была актуальной и создала почву для дальнейшего поиска и исследований З. Фрейда и его учеников, сама Сабина Шпильрейн в силу разных обстоятельств не создала своей школы и не имела последователей [9].

ЛИТЕРАТУРА

1. Алмазова С. Л. Теоретический анализ проблемы изучения образа тела как компонента «Я-концепции» личности / Психология телесности: теоретические и практические исследования // URL: http: // psyjournals.ru / psytel2009 / issue / 40807.shtml

2. Макаров В. В., Макарова Г. А. Транзактный анализ - восточная версия. - М: Академический Проект; ОППЛ, 2002. - 496 с.

Карен Хорни разработала теорию невроза, которая сегодня все еще актуальна. В отличие от своих предшественников, К. Хорни рассматривала невроз как своего рода механизм решения проблем и считала его абсолютно нормальным явлением в жизни. К. Хорни обладала исключительной способностью проникать в души и умы других людей, но в личном общении была довольно закрыта [6].

Главным направлением деятельности А. Фрейд была работа с детьми. В 1947 г. Анна Фрейд основала Хэмпстедскую клинику в Лондоне - крупнейший в то время детский психоаналитический лечебный и учебный центр. В 1952 г. она открыла в Лондоне детские терапевтические курсы и клинику для лечения детей методом психоанализа. Главным трудом своей жизни Анна Фрейд считала опубликованную к 70-летию работу «Норма и патология в детстве», обобщившую ее личный опыт деятельности за несколько десятилетий. Собственные детские переживания Анны Фрейд стали причиной того, что в зрелом возрасте она заинтересовалась вопросами детской психологии и стала основателем такого научного направления, как детский психоанализ. Добиваться признания среди коллег Анне было нелегко. Воспринимать ее как самостоятельную личность, ученого с собственными работами, а не дочь Зигмунда Фрейда, были готовы далеко не все [5].

Их судьбы схожи, но их личности индивидуальны и неповторимы, у каждой был трагический жизненный опыт, который во многом закалил их характер и сделал их сильными женщинами. Они представляют собой «дерево психологии», которое необходимо сохранить современникам для будущих потомков.

3. Николаева Л. А. Детско-родительские отношения как фактор развития ребенка // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. - 2013. - № 2. - Т. 2. -С. 187-192.

4. Обухова Ю. В. Содержание эмоционально-оценочного компонента Я-концепции девушек - «гуманитариев» и «техников» в связи с особенностями их интеллекта //

Северо-Кавказский психологический вестник. - 2014. - № 12 / 1. - С. 14-17.

5. Степанов С. С. Психология в лицах / Анна Фрейд. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. -С. 89-102.

6. Степанов С. С. Психология в лицах / Карен Хорни. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. -С. 287-294.

7. Шкурко Т. А. Танцевально-экспрессивный тренинг. - М., 2003. - 192 с.

8. Шульц Д. П., Шульц С. Э. История современ-

ной психологии / Под ред. А. Д. Наследова. -СПб.: Евразия, 2002. - 532 с.

9. Якушев И. Б. История астероида (Сабина Шпильрейн) // Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика: электрон. науч. журн. - 2015. - № 2 (8).

10. Orth U., Trzesniewski K. H. & Robins R. W. Self-esteem development from young adulthood to old age: A cohort-sequential longitudinal study // Journal of Personality and Social Psychology. - 2010. - V. 98. - pp. 645-658.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.