ЖЕНСКИЕ ГОЛОСА И СУДЬБЫ В ИСТОРИИ ПСИХОАНАЛИЗА
СПЛЕТЕНИЕ СУДЕБ:
С. ШПИЛЬРЕЙН, К. ХОРНИ, А. ФРЕЙД
Дейнекина А. С.,
Обухова Ю. В.
В статье анализируются факты из жизни трех великих женщин-психологов - Сабины Шпильрейн, Анны Фрейд и Карен Хорни, которые отразились на их жизни и профессиональной деятельности. Выделяются сходные и различные аспекты при рассмотрении их судеб. Критериями для анализа выступили: события детства; социальный и материальный статус семьи; порядок рождения; отношение с родителями; способности и интересы; отношение к своей внешности; образование; личная жизнь; болезненный жизненный опыт; отношение к другим людям. Подчеркивается, что судьба этих женщин была очень сложна, на их долю выпало очень много потерь, трагических событий, а путь к профессиональному признанию очень тернист.
Ключевые слова: С. Шпильрейн, К. Хорни; А. Фрейд, детско-родительские отношения; самоотношение, отношение к другим, жизненный опыт, интересы, образование, научное наследие.
Когда речь заходит о психоанализе, на ум непременно приходит его основатель Зигмунд Фрейд и один из самых известных его последователей - Карл Густав Юнг. Эти великие ученые стояли у истоков психоанализа, закладывали его фундамент, пересматривали его положения. Их работы стоили годы усердных трудов. Но при всей их славе мы не должны забывать имена женщин-психоаналитиков, которые осуществили выдающийся вклад в эту науку, а также внесли понимание в некоторые аспекты психоанализа и развития личности, которым не уделяли должного внимания вышеупомянутые «акулы» психоанализа. В этой статье все внимание будет обращено к судьбам и тому научному наследию, что оставили после себя первая женщина-психоаналитик Сабина Шпильрейн, основательница женской психологии Карен Хорни и создатель детского психоанализа Анна Фрейд.
Обратимся к анализу судеб этих великих и прекрасных женщин. Постараемся воссоздать их жизнь, их переживания, которые им так хотелось отложить в сторону из-за критического
отношения. Как говорил З. Фрейд:«Действуйте так, как будто вы путешественник, сидящий у окна вагона и описывающий кому-то, находящемуся в глубине купе, сменяющиеся виды». В таблице 1 представлены критерии для сравнения, как сменяющиеся остановки «поезда» личности наших героинь.
Проанализировав разные и непростые судьбы этих выдающихся женщин, можно отметить, что некий конфликтный очаг в семье прослеживался в жизни каждой. Сложные отношения с отцом у Сабины и Анны, холодность со стороны отца и ненависть к матери у Карен. Микроклимат в семьях главных героинь был неблагоприятный (от ссор в семье Сабины, некоторого деспотизма отца в семье Карен, до отсутствия любви в семье Анны). По мнению Л. А. Николаевой, взаимоотношения в семье, в которой растет ребенок, влияют на его взаимодействие с близкими ему людьми, а также на формирование отношений в будущей семье [3]. Возможно, конфликтные взаимоотношения в родительской семье послужили причиной того, что личная жизнь у трех героинь сложилась не
очень хорошо: Сабина не любила мужа, Карен не смогла найти общий язык со спутником жизни, Анна игнорировала мужчин, полностью отдаваясь психоанализу. Сабина и Карен выполнили истинное предназначение женщины - родили детей, а для Анны психоанализ остался главным детищем всей ее жизни.
Сабина, как старший ребенок в семье, является средством самоутверждения родителей, ею гордились, занимались ее развитием, постоянно контролировали. Поэтому она выросла с высоким чувством долга, мотивацией достижений на успех. Наличие младших братьев способствовало развитию ее педагогических способностей. Карен, как младший ребенок в семье, была отличным манипулятором, дипломатом; ходы,
интриги в семье отрабатывает на старшем брате. В конфликтах умела снимать напряженность. Анна, несмотря на то, что тоже была младшим ребенком в семье, не чувствовала внимания и заботы со стороны родителей. Скорее всего, здесь сыграло важную роль желание родителей иметь сына, а не дочь (родительское послание «Не будь собой») [2, 8].
Только Сабина полностью принимала свое Я-физическое, осознавала сильные и слабые стороны своей личности. Карен комплексовала из-за своей внешности, стремилась покорить окружающих своим общим интеллектом. Анна же не до конца принимала свою привлекательность, покоряла всех хорошо развитым социальным и эмоциональным видами интел-
Таблица 1.
С. Шпильрейн, К. Хорни, А. Фрейд
Критерий С. Шпильрейн К. Хорни А. Фрейд
Соц. статус семьи Очень богатая семья Семья со средним достатком Семья со средним достатком
Микроклимат в семье Взаимоотношения у родителей были непростыми, хотя это не мешало им единогласно воспитывать детей в строгости Отец был убежден в превосходстве мужчин над женщинами, родители часто ссорились, брак распался Папа работал по 18 часов в сутки. «Если папа не любит маму, то мама не любит папу, и поэтому они меня тоже не могут любить»
Порядок рождения Старшая сестра Младшая сестра брата Младший, шестой ребенок в семье
Отношения с родителями Боязнь отца и отчаянное бунтарство против его предписаний и запретов. Плохие отношения с мамой: в 13 лет после ссоры с ней пыталась умереть в холодной воде зимой, в 15 лет - отказывалась от пищи и чуть не умерла от истощения. Она находилась в окружении учителей, а не родителей Плохие отношения с отцом, который уделял больше внимания брату. К матери испытывала скрытую враждебность Все внимание доставалось старшим братьям и сестрам, родители в основном ее игнорировали. Ближайшим другом была няня
Интересы Музыка, психология, иностранные языки, поэзия Медицина Вязание, психология, поэзия
Образование Екатерининская гимназия с золотой медалью, университет Цюриха (медицинский факультет) Приходская школа, университет Фрейбурга (медицинский факультет) Хорошее домашнее образование, педагогическое образование
Самоотношение и самооценка Была привлекательной девушкой, привлекательность свою вполне осознавала Решив для себя, что если она не может быть милой и красивой, ей стоит тратить свои силы на интеллектуальное развитие Не блистала яркой внешностью, считала себя дурнушкой, в отличие от сестры Софи
Отношение к другим Занимала промежуточное место между К. Юнгом и З. Фрейдом, не стремилась к конфликтам Закрытость от других; мало кому удавалось завязать прочные доверительные отношения с ней Была общительной, доброжелательной
Личная жизнь Была влюблена в К. Юнга, вышла замуж за Павла Шефтеля -врача, от него две дочери Вышла замуж за Оскара Хорни - юриста, от него три дочери, но впоследствии они разошлись Она никогда не была замужем и не имела собственных детей
Трагический жизненный опыт Смерть младшей сестры, вследствие чего развились психические нарушения Увлечение братом, который, в свою очередь, отвергал ее порывы, его скоропостижная смерть, развод родителей и их смерть в течение одного года, сомнения в ценности психоанализа Внезапное известие о болезни отца раком
Северо-Кавказский психологический вестник > № 13/4 2015 г.
лекта. Как подчеркивалось в исследованиях, видение себя в разных связях и отношениях действительности, субъектное самоотношение и адекватная самооценка будут способствовать гармонизации самосознания [4, 10]. Образ тела является одним из компонентов Я-концепции личности. Осознание и принятие своей телесности, адекватность восприятия своего тела и отношения к своей личности в целом, а также успешная социальная адаптация зависят от развития образа тела, его совершенствования и преодоления недостатков его формирования различными психологическими техниками [1, 7].
Все перечисленное выше оставило след как на их личностях, так и на том научном наследии, что они оставили после себя. Их работы были посвящены психологии и психоанализу детей и женщин, в то время как классический психоанализ в качестве пациента видел мужчину средних лет. Эти женщины расширили границы психоанализа, сделав более подвижной его жесткую структуру.
В истории психоанализа С. Шпильрейн осталась как автор всемирно известной работы «Деструкция как причина становления», ставшей фундаментом для всех дальнейших исследований влечения к смерти. Клиническая проблема, поставленная С. Шпильрейн, состоит в том, что на практике мы не можем развести сексуальное влечение и влечение к смерти, они всегда являются сообща. Несмотря на то, что диссертация С. Шпильрейн была актуальной и создала почву для дальнейшего поиска и исследований З. Фрейда и его учеников, сама Сабина Шпильрейн в силу разных обстоятельств не создала своей школы и не имела последователей [9].
ЛИТЕРАТУРА
1. Алмазова С. Л. Теоретический анализ проблемы изучения образа тела как компонента «Я-концепции» личности / Психология телесности: теоретические и практические исследования // URL: http: // psyjournals.ru / psytel2009 / issue / 40807.shtml
2. Макаров В. В., Макарова Г. А. Транзактный анализ - восточная версия. - М: Академический Проект; ОППЛ, 2002. - 496 с.
Карен Хорни разработала теорию невроза, которая сегодня все еще актуальна. В отличие от своих предшественников, К. Хорни рассматривала невроз как своего рода механизм решения проблем и считала его абсолютно нормальным явлением в жизни. К. Хорни обладала исключительной способностью проникать в души и умы других людей, но в личном общении была довольно закрыта [6].
Главным направлением деятельности А. Фрейд была работа с детьми. В 1947 г. Анна Фрейд основала Хэмпстедскую клинику в Лондоне - крупнейший в то время детский психоаналитический лечебный и учебный центр. В 1952 г. она открыла в Лондоне детские терапевтические курсы и клинику для лечения детей методом психоанализа. Главным трудом своей жизни Анна Фрейд считала опубликованную к 70-летию работу «Норма и патология в детстве», обобщившую ее личный опыт деятельности за несколько десятилетий. Собственные детские переживания Анны Фрейд стали причиной того, что в зрелом возрасте она заинтересовалась вопросами детской психологии и стала основателем такого научного направления, как детский психоанализ. Добиваться признания среди коллег Анне было нелегко. Воспринимать ее как самостоятельную личность, ученого с собственными работами, а не дочь Зигмунда Фрейда, были готовы далеко не все [5].
Их судьбы схожи, но их личности индивидуальны и неповторимы, у каждой был трагический жизненный опыт, который во многом закалил их характер и сделал их сильными женщинами. Они представляют собой «дерево психологии», которое необходимо сохранить современникам для будущих потомков.
3. Николаева Л. А. Детско-родительские отношения как фактор развития ребенка // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. - 2013. - № 2. - Т. 2. -С. 187-192.
4. Обухова Ю. В. Содержание эмоционально-оценочного компонента Я-концепции девушек - «гуманитариев» и «техников» в связи с особенностями их интеллекта //
Северо-Кавказский психологический вестник. - 2014. - № 12 / 1. - С. 14-17.
5. Степанов С. С. Психология в лицах / Анна Фрейд. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. -С. 89-102.
6. Степанов С. С. Психология в лицах / Карен Хорни. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. -С. 287-294.
7. Шкурко Т. А. Танцевально-экспрессивный тренинг. - М., 2003. - 192 с.
8. Шульц Д. П., Шульц С. Э. История современ-
ной психологии / Под ред. А. Д. Наследова. -СПб.: Евразия, 2002. - 532 с.
9. Якушев И. Б. История астероида (Сабина Шпильрейн) // Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика: электрон. науч. журн. - 2015. - № 2 (8).
10. Orth U., Trzesniewski K. H. & Robins R. W. Self-esteem development from young adulthood to old age: A cohort-sequential longitudinal study // Journal of Personality and Social Psychology. - 2010. - V. 98. - pp. 645-658.