УДК 159.99
открытие музея с. н. шпильрейн
В РОСтОВЕ-НА-ДОНУ
Ермаков Павел Николаевич Абакумова Ирина Владимировна Филатов Филипп Робертович
Статья посвящена открытию первого в России музея психолога - музея выдающейся женщины-психоаналитика, психиатра, педолога Сабины Николаевны Шпильрейн - в Ростове-на-Дону. Согласно теории Ю. М. Лотмана, музей рассматривается как материальное воплощение идеи семиосферы -единого смыслового пространства культуры. Входя в семиотическое пространство города, музей становится в нем знаком и символом.
Авторы статьи отмечают символическое значение музея С. Н. Шпильрейн, позволяющего по-новому осмыслить недооцененные факторы формирования психологической науки, такие как: роль женщины-ученого в становлении научного знания, представленного образами выдающихся мужчин - патриархов психоанализа;роль периферийного города Ростова-на-Дону, наряду с Москвой и Санкт-Петербургом, в истории психологии XXв. В статье прослеживаются этапы жизни С. Н. Шпильрейн, обсуждается ее вклад в становление психоанализа, в психологию развития (исследования мышления и речи в детском возрасте), клиническую психологию (психологические исследования шизофрении). Приводится характеристика основных работ, составляющих ее научное наследие. Авторы освещают открытие музея С. Н. Шпильрейн как знаковое событие в современной истории психологической науки, излагают концепцию музея и проясняют перспективы его развития.
Ключевые слова: музей, семиосфера, Шпильрейн, Юнг, Фрейд, Блейлер, психоанализ, деструкция, шизофрения.
Введение
Оценить вклад какой-либо личности или, что еще сложнее, системы научного знания в семиосферу (города, сообщества, страны) - сложная исследовательская задача, требующая для своего решения наличия и идентификации конкретных, желательно материальных, культурных объектов, позволяющих репрезентировать этот вклад. К таким сложным материальным объектам, представляющим собой смысловое тело культуры в миниатюре, относится музей, экспозиция которого посвящена конкретной судьбе ученого в контексте его эпохи, в свете истории ключевых научных идей, школ,
течений, социальных практик. Любой музей есть результат кристаллизации исторической памяти, а также консолидации прежде разрозненных усилий по сохранению значимых примет какой-либо эпохи и свидетельств жизни ее ярких представителей. С открытием музея в единой культурной сфере страны, города, сообщества возникает и обретает собственную жизнь особое смысловое пространство. Ю. М. Лотман, предложивший идею семиосферы, именно музей считал ее зримым и осязаемым, а не только метафорическим, воплощением; в музее различные уровни смысла и смысловые подсистемы упорядочены и отражены посредством определенным образом сгруппированных экспонатов. «Представим себе, - писал Ю. М. Лотман, - в качестве некоего единого мира, взятого в синхронном срезе, зал музея, где в разных витринах выставлены экспонаты разных эпох, надписи на известных и неизвестных языках, инструкции по дешифровке, составленные методистами пояснительные тексты к выставке, схемы маршрутов экскурсий и правила поведения посетителей, и представим все это как единый механизм. [...] Мы получим образ семиосферы» [2].
В свете современных культурологических концепций, развивающих идеи Ю. М. Лотмана [2, 3, 4, 10], музей рассматривается как крупное семиотическое образование, включенное в семиосферу культуры. При этом сам музей является семиосферой для составляющих его элементов (в качестве таковых выступают различные музейные объекты, служащие знаками, и экспозиция в целом, как объединяющая их знаковая система). Музейное смысловое пространство - это не только единица анализа уже сформированного социокультурного опыта, но и динамическое целое, включенное в определенный контекст, обусловленное им и вместе с тем влияющее на него. В объемлющем его городском семиотическом пространстве музей сам становится семиотическим элементом - знаком или символом. Будучи включен в коммуникативные процессы крупного современного города, он постепенно раскрывает свой информационный потенциал интерпретатору (городскому жителю, туристу, ученому-исследователю и др.).
Как и любой знак, музей составляют четыре структурных компонента: 1) материальная основа; 2) значение или денотат; 3) информационное наполнение и 4) интерпретанта, т. е. образ данного знака (музея), формирующийся в сознании познающего его субъекта. Семиотические исследования последних лет включают анализ элементов знаковой организации музея как на микроуровне его внутренней структуры, так и на макроуровне семиосферы, определяющей знаковое окружение музея и влияющей на него. При таком подходе вся семиотическая система музея анализируется как соединение знаковых и незнаковых элементов, которые исследуются с позиций познающих их субъектов (посетителя, сотрудника музея, коллекционера) [3].
В этой статье пойдет речь об открытии первого в России музея психолога -музея выдающейся женщины-психоаналитика, психиатра, педолога Сабины Николаевны Шпильрейн (7 ноября 1885 - 12 или 14 августа 1942).
Открытие музея
Открытие Мемориального Музея Сабины Николаевны Шпильрейн состоялось 7 ноября 2015 г. в Ростове-на-Дону по адресу ул. Пушкинская, 83 (где располагался доходный дом семьи Шпильрейн) и было приурочено к 130-летию со дня рождения этой выдающейся женщины-психоаналитика. Три организации выступили инициаторами создания этого музея: Российское психологическое общество, Академия психологии и педагогики Южного федерального университета и Галерея NNN заслуженного художника РФ Н. В. Полюшенко.
Есть основания утверждать, что Мемориальный Музей Сабины Шпильрейн в Ростове-на-Дону - это первый открытый на территории Российской федерации музей ученого-психолога. Он посвящен женщине, внесшей значительный вклад в развитие отечественного и мирового психоанализа, клинической психологии и психиатрии, педологии и психологии детства. Чаще всего в научной литературе ее имя ассоциируется с понятием деструкции, ведь именно С. Н. Шпильрейн первой в психологии поставила вопрос о природе разрушительных влечений и побуждений человека, что нашло отражение в ее работе «Деструкция как причина становления» (1912 г.) [11].
Фотография 1. Выступление проф. Ю. П. Зинченко и проф. П. Н. Ермакова на открытии Музея С. Н. Шпильрейн
Сабина Шпильрейн
Одним из первых экспонатов музея С. Н. Шпильрейн стало свидетельство о ее рождении (см. фотографию 4). Сабина Николаевна Шпильрейн родилась 25 октября (7 ноября по новому стилю) 1885 года в г. Ростове-на-Дону в семье видного преуспевавшего коммерсанта, энтомолога по образованию, впоследствии купца 1-ой гильдии Николая Аркадьевича Шпильрейна (1861-1938) и врача-стоматолога Евы Марковны Шпильрейн, урожденной Люблинской (1863-1922).
Сабина была старшим ребенком в семье; кроме нее у четы Шпильрейн впоследствии родились три сына - Ян Николаевич (1887-1938), Исаак Николаевич (1891-1938) и Эмиль Николаевич (1899-1938) - все трое одаренные ученые и все трое репрессированы по сфабрикованным обвинениям в разгар сталинских чисток, - а также младшая дочь Эмилия (1895-1901), умершая от тифа в раннем детстве [5, 6, 7].
Фотография 2. Сабина Николаевна Шпильрейн
Поначалу семья Шпильрейн жила в арендованных квартирах, а в 1897 г. переехала в собственный дом по адресу: Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 83 («Доходный дом семьи Шпильрейн»), где в 7 ноября 2015 г. к 130-летию Сабины Николаевны и был открыт Мемориальный Музей.
Сабине Шпильрейн суждено было стать одной из первых женщин-психоаналитиков, ученицей и коллегой выдающихся ученых мужей ее времени - Ойгена Блейлера, Карла Густава Юнга и Зигмунда Фрейда. Защитив докторскую диссертацию под руководством О. Блейлера и К. Г. Юнга
в Цюрихском университете, она некоторое время сотрудничала с Зигмундом Фрейдом и его соратниками в Вене, проявила себя как активная участница международного и российского психоаналитического движения, в разные периоды своей карьеры состояла в трех психоаналитических обществах: Венском (с 1911 по 1922 гг.), Женевском (с 1922 по 1924 гг.) и Русском (с 1924 г. до момента ликвидации общества).
Докторская диссертация С. Н. Шпильрейн, посвященная психологическому анализу одного случая шизофрении, стала важной вехой в истории изучения этого заболевания и поспособствовала формированию нового, более современного представления о нем, которое связывается в истории науки с именем учителя С. Н. Шпильрейн, выдающегося психиатра О. Блейлера [12]. С. Н. Шпильрейн в числе первых задалась вопросом о происхождении речи в детском возрасте и о специфике детского мышления; будучи личным психоаналитиком крупнейшего психолога XX в. Жана Пиаже, она предвосхитила его исследования в области психологии детского возраста и повлияла на общую направленность его ранних научных интересов. Научное наследие [8, 9, 12] и биография Сабины Шпильрейн на долгие десятилетия были преданы забвению и оказались в фокусе кропотливого изучения после того, как в 1977 г. в подвале Женевского Института Жан-Жака Руссо итальянский психоаналитик Альдо Каротенуто обнаружил ее архивы. В 1980 г. вышла в свет его монография «Дневник тайной симметрии. Сабина Шпильрейн между Юнгом и Фрейдом» [14], после чего эта выдающаяся женщина постепенно заняла достойное место в ряду ключевых фигур психоаналитического движения [5, 6, 13, 15, 16].
Фотография 3. Выступление проф. П. Н. Ермакова на открытии Музея С. Н. Шпильрейн
Фотография 4. Свидетельство о рождении С. Н. Шпильрейн
Конференция
К 130-летию со дня рождения С. Н. Шпильрейн 7-8 ноября 2015 г. под эгидой Российского психологического общества, Академии психологии и педагогики Южного федерального университета и Европейской конфедерации психоаналитической психотерапии (ЕКПП-Россия) состоялась Международная конференция «Сабина Николаевна Шпильрейн: ее личность и вклад в психоанализ, психологию развития, клиническую психологию». Конференция была приурочена к открытию Мемориального Музея. Известный российский психолог, профессор А. Г. Асмолов в своем видеообращении к участникам мемориальной конференции так выразил знаменательность этого момента:
«В нашем изменяющемся мире, где так много рациональности, прагматизма и боли, все-таки есть место чуду, и это чудо состоит в том, что открывается музей легенды, музей Сабины Шпильрейн...». Конференцию открывали доклады известных российских психоаналитиков, ректора Восточно-Европейского Института психоанализа, проф. М. М. Решетникова и сотрудника Института философии РАН проф. В. М. Лейбина.
На конференции были впервые представлены недавно найденные письма, отражающие жизненную ситуацию С. Н. Шпильрейн в Женеве накануне возвращения в СССР в 1923 г. Среди них ранее неизвестное и еще не опубликованное письмо З. Фрейда. С презентацией выступила Сабина Рихебехер (Цюрих), автор биографической книги о Сабине Николаевне «Сабина Шпильрейн: почти жестокая любовь к науке». Обращение к участникам конференции прислал и другой прославленный исследователь биографии и наследия С. Н. Шпильрейн - Генри Лотан из Нью-Йорка. Марина Блувштейн (Миннеаполис, США), представлявшая Институт Адлеровских исследований, выступила с презентацией «Сердце психологии и психология сердца», рассказала о роли женщин в развитии психологии между двумя мировыми войнами (не только о С. Н. Шпильрейн, но и, в частности, о супруге Альфреда Адлера Раисе Эпштейн). В конце каждого из двух дней в Мемориальном Музее и Академии психологии и педагогики был показан фильм Элизабет Мартон «Меня звали Сабина Шпильрейн» (Франция, Германия, Швеция, Дания, Финляндия, Швейцария, 2002 г.) в переводе, подготовленном специально к открытию музея. Это единственный исторически достоверный фильм о С. Н. Шпильрейн, основанный исключительно на архивных материалах, без художественных вымыслов и домыслов. Разрешение на некоммерческий показ фильма в рамках открытия музея и Международной конференции было получено от режиссера - Элизабет Мартон.
Во время открытия Музея Сабины Шпильрейн экспозиция была пополнена дарами - новыми материалами о судьбе и наследии Сабины Николаевны, о ее эпохе. Мемориальные события - конференция и открытие музея - широко освещались в городских, федеральных и зарубежных СМИ, в частности, в новостных выпусках канала НТВ и на Радио Свобода.
Открытие музея Сабины Шпильрейн стало одной из вех в новейшей истории российской психологической науки, показательным фактом ее позиционирования в современном культурном пространстве конкретного города и страны в целом. Важно подчеркнуть, что это музей не виртуальный, но имеющий реальную материальную основу, расположенный в месте проживания С. Н. Шпильрейн и включенный в исторический архитектурный ансамбль. Смысловое и символическое наполнение музея представляется разноплановым.
Фотография 5. Фойе Музея С. Н. Шпильрейн
Во-первых, музей производит своеобразную децентрацию уже сложившейся картины исторического формирования российской и мировой психологии, показывая роль не только столиц (Москвы, Петербурга, Вены), но и крупных периферических культурных форпостов (Ростов-на-Дону) в этом процессе.
Во-вторых, экспозиция музея, отражающая жизнь С. Н. Шпильрейн и ее эпоху, позволяет преодолеть стереотипное представление о безусловном патриархальном доминировании в психологической науке начала ХХ в. Ведь Сабина Шпильрейн выступает в новой исторической перспективе осмысления ее роли не только как одаренная ученица выдающихся ученых мужей своего времени, но и как женщина, ставшая первопроходцем в различных областях психологического знания, наделенная особым, самобытным и оригинальным складом научного мышления.
В-третьих, открытие музея, в котором научные экспонаты соседствуют с художественными, в частности, с посвященными С. Н. Шпильрейн графическими композициями, позволяет разомкнуть строго очерченный круг научных изысканий и дискуссий, проследив влияние психологических идей на визуальное искусство, литературу, различные социальные практики, культурную жизнь в целом, и определить место психологии в исторической памяти и семиосфере различных сообществ.
В-четвертых, появление музея психолога на карте одного из российских городов, на пересечении туристических маршрутов способствует интеграции достижений психологии в культурный капитал города и одновременно популяризации ключевых психологических идей и концепций среди широких слоев российского населения.
Открытие в Ростове-на-Дону музея С. Н. Шпильрейн - это момент кристаллизации исторической памяти о сложной, противоречивой и удивительно плодотворной эпохе развития психологической мысли и, одновременно, о ее яркой, легендарной представительнице, ставшей символом российского психоанализа, вдохновляющим не только современных исследователей -психологов, психотерапевтов, историографов, но также и литераторов, драматургов, кинорежиссеров.
Литература
1. Ванинг А.ван. Работы одного из пионеров психоанализа - Сабины Шпильрейн // Вопросы психологии. - 1995. - № 6. - С. 66-78.
2. Лотман Ю. М. Внутри мыслящих миров // Лотман Ю. М. Семиосфера. -СПб.: Искусство-СПБ, 2001. - С. 150-390.
3. Мишуровская О. С. Место и роль музея в семиотическом пространстве культуры // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота, 2011. - № 8. - Ч. 2. -С. 157-160.
4. Мишуровская О. С. Музей как семиотический феномен: автореферат дисс. ... канд. культурол. - Санкт-Петербург, 2012.
5. Овчаренко В. И. Сабина Шпильрейн: под знаком деструкции // Логос. -1994. - № 5. - С. 239-256; Антология российского психоанализа. - М.: Флинта, 1999. - Т. 2. - С. 366-382.
6. Рихебехер С. Как школьница Сабина Шпильрейн из Ростова-на-Дону стала ученым и пионером психоанализа // Симпозиум. Studia humanitatis. Междисциплинарный ежегодник. - 2007. - Вып. 4. - С. 144-151.
7. Рихебехер С. Сабина Шпильрейн: «почти жестокая любовь к науке». Биография. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 413 с.
8. Сабина Шпильрейн (1885-1942). Материалы к биобиблиографии / Сост. и ред. С. Ф. Сироткин. - М.: Русское психоаналитическое общество; Ижевск: ERGO, 2006. - 84 с.
9. Сабина Шпильрейн: над временем и судьбой. Сб. статей. - Ростов н/Д: МиниТайп, 2004.
10. Томсон О. И. «Волшебный кристалл», или Медийное искусство в традиционном музее // Мир музея. - 2010. - № 2. - С. 26-27.
11. Шпильрейн С. Н. Деструкция как причина становления // Логос. - 1994. -№ 5. - С. 207-239.
12. Шпильрейн С. Н. Психоаналитические труды. - Пер. с англ., нем. и франц. под науч. ред. С. Ф. Сироткина, Е. С. Морозовой. - Ижевск: ERGO, 2008. -466 с.
13. Эткинд А. М. Эрос невозможного: История психоанализа в России. -СПб., 1993; М., 1994. - С. 159-212.
14. Carotenuto A. A Secret Symmetry. Sabina Spielrein between Jung and Freud. - New York: Pantheon Books, 1982.
15. Cremerius J. Sabina Spielrein - ein frühes Opfer der psychoanalytischen Berufspolitik // Forum der Psychoanalise. - 1987. - 3. - pp. 127-142.
16. Kerr J. A most dangerous method. The story of Jung, Freud and Sabina Spielrein. - New York: Knopf, 1993.