№ 5 (23) МАЙ 2012
ДИСКУССИЯ 4
журнал научных публикаций Щ
С. В. Каришева, аспирант,
кафедра социологии социальной работы,
Российский государственный
социальный университет,
г. Москва, Россия,
СПЕЦШКОЛЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА: НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ
До настоящего времени основным типом образовательного учреждения для детей с отклонениями в развитии является специальное учебное заведение — детский сад компенсирующего вида и специальная (коррекционная) школа. Именно в них десятилетиями накапливался успешный опыт специального обучения детей с особыми образовательными потребностями. Именно в этих учреждениях до сих пор сосредоточен основной кадровый потенциал дефектоло-гов-практиков. Вместе с тем, подавляющее большинство специальных детских садов и школ не оказывает той специализированной помощи интегрированным детям, в которой те остро нуждаются, но подчас лишены ее в стенах массовых учреждений1.
Существует 2 пути воспитания и обучения глухих и слабослышащих детей. В дошкольном возрасте, начиная с двух, а, как правило, с трех лет, ребенка можно отдать в специализированное учреждение в зависимости от степени нарушения слуха. Специализированные детские сады, дошкольные детские дома, дошкольные отделения при специальных школах делятся на 2 группы — для глухих и для слабослышащих детей. Это первый путь.
В последнее время региональные отделения Всероссийского общества глухих отмечают тенденцию снижения грамотности и общего образовательного уровня глухих выпускников спецшкол.
людей в массовых учреждениях, т. е. интеграция. Это второй путь.
Дети с сильным нарушением слуха и глухотой направляются в специализированные детские сады. Сейчас в России их насчитывается 109 (для 3 400 детей), в том числе 9 детсадов в Москве. В 41 таком детском саду воспитываются слабослышащие дети, в 46 — только глухие дети, а в 22 — и глухие, и слабослышащие. Прием в детские сады ведется с 1,5-2 лет. Наполняемость одной детсадовской группы составляет 6-8 человек. Кроме того, 90 специализированных групп открыты при массовых детских садах. В 36 группах обучаются слабослышащие дети, в 45 — глухие, в 9 — и те, и другие. В России действуют 83 коррек-ционные школы для глухих (около 11 000 детей) и 86 — для слабослышащих (около 11 400 детей), всего 169 спецшкол. Среднее полное общее образование обеспечивают только 40 школ. В основном в регионах РФ по 1-3 учебных заведения, расположенных обычно в крупных городах2. В Москве — 11 школ, Башкортостане — 9, Татарстане — 6, в Санкт-Петербурге, Нижегородской и Свердловской областях и Краснодарском крае — по 5, в 18 регионах таких
Возможна организация совместного спецшкол для детей с нарушениями слуха образования слабослышащих и здоровых нет.
т
дискуссия
журнал научных публикаций
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
В этих школах с детьми занимаются сурдопедагоги, есть усилительное оборудование для развития у детей слуха и речи. В группе детского сада или школьном классе небольшое количество детей — 5-10 человек, что позволяет педагогам и воспитателям уделять необходимое внимание каждому ребенку. Здесь, прежде всего, обучаются дети с глухотой и с III и IV степенью тугоухости. Цель школьного образования слабослышащих — развитие элементарной словесной речи, с помощью которой можно получить основы образования, которые позволяют получить некоторую профессиональную квалификацию. Обычно спецшколы и специализированные детские сады расположены в крупных городах, но даже если ребенок живет в этом городе, ему приходится затрачивать много времени на дорогу до «своего» детского сада или школы.
Поэтому многие детские сады и школы для детей с нарушением слуха являются учреждениями интернатного типа. Обычно родители берут детей из таких школ и детских садов только на выходные дни, а порой — только на время каникул.
В спецшколах глухие и слабослышащие учащиеся получают цензовое неполное среднее (в ряде школ среднее) образование, но за более продолжительное, чем в массовых школах, время3.
Основное общее образование в спецшколах длится 12 лет (для сравнения, в обычных школах 9 лет), среднее полное общее образование — 15 лет (в обычных — 11 лет). Дети с основным общим образованием могут продолжить образование в ПТУ, колледжах, техникумах или вечерних школах.
В последнее время региональные отделения ВОГ отмечают тенденцию снижения грамотности и общего образовательного уровня глухих выпускников спецшкол. В регионах качество обучения ниже, чем в столичных спецшколах. В результате при переводе ребенка из региона в московскую спецшколу его определяют на 1-2 класса ниже. Порой в спецшколах нет педагогов, подготовленных для работы с детьми, имеющими нарушение слуха. Так, даже в Казани в спецшколе не было преподавателя английского языка.
Отмечается, что многие выпускники спецшкол, обучающиеся в Центре образо-
вания № 1406 (г. Москва), плохо владеют русским языком, не любят читать, не умеют письменно излагать свои мысли.
Родители порой небрежно относятся к оформлению своих детей в спецшколы. Так, в Астрахани слабослышащих детей, владеющих разговорной речью, устраивали в спецшколу для глухих только потому, что школа для глухих в центре города, а школа для слабослышащих детей — на окраине.
По данным Всемирной Федерации глухих, 80 % от общего числа глухих в мире не имеют полноценного образования. В США комиссия, созданная Конгрессом, констатировала, что уровень общеобразовательных знаний у глухих учащихся существенно ниже, чем у слышащих сверстников.
В настоящее время в развитых странах широко практикуется интегрированное обучение детей с нарушением слуха. Так, если в 1960-х гг. в США более 70 % глухих и слабослышащих детей обучались в специальных школах-интернатах, то в настоящее время их посещают только 20 % детей. Остальные же дети занимаются в массовых школах — с разными моделями интеграции. В Великобритании только 7 % детей с нарушениями слуха учатся в спецшколах, остальные — в массовых школах. В Швейцарии массовую школу посещают, по меньшей мере, 75 % всех слабослышащих и больше 10 % глухих детей4.
Во многих развитых странах имеются только школы для глухих детей, а слабослышащие обучаются в основном в массовых школах.
В России также имеется много оснований для того, чтобы уже сегодня дети с нарушением слуха могли больше не учиться в специальной школе, а с успехом посещать массовую школу при гарантии специального педагогического сопровождения.
В России закладывается новый фундамент национальной системы образования детей с нарушением слуха, который делает возможным для каждого ребенка и родителей выбор одного из способов получения образования.
На основе педагогической классификации осуществляется дифференцированное специальное образование для детей, имеющих разную степень нарушения слуха и соответствующий уровень речевого развития.
№ 5 (23) МАЙ 2012
ДИСКУССИЯ 4
журнал научных публикаций Щ
Рекомендации для ребенка того или иного вида специальной школы учитывают не только характер и степень нарушения слуха, но и состояние речевого развития.
В связи с этим количество спецшкол в Российской Федерации для детей с нарушением слуха будет снижаться, они будут объединяться.
Необходимо, чтобы сурдопедагоги и логопеды, сокращаемые в спецшколах, помогали детям с нарушенным слухом в массовых школах. Дефектологи, психологи, логопеды, педагоги специальных детских садов и школ потенциально способны помочь и интегрированным детям, и коллегам: обеспечивать психолого-педагогическую помощь интегрированным детям (в соответствии с профилем специального учреждения), находящимся в общеобразовательной школе или обычном ДОУ, а также консультативную помощь их педагогическим коллективам5.
Безусловно, остаются организационные трудности, не решены многие методические проблемы оказания помощи столь разным детям в новых условиях, явно недостаточно проработаны вопросы сотрудничества с родителями, с массовыми учреждениями. Вместе с тем уже сегодня можно с уверенностью констатировать, что специальные дошкольные учреждения все больше и больше осознают опасность и бесперспективность стремления законсервировать старые, привычные формы своего существования, все лучше понимают необходимость движения по предложенному пути. Казалось бы, ясно, что не только детские сады, но и специальные (коррекционные) школы должны взять на себя новую функцию, осваивать прогрессивную форму оказания специализированной помощи интегрированным детям через классы кратковременного пребывания, так как рекомендации, полезные для детей для детей с нарушениями в развитии дошкольного возраста, в равной мере полезны для школьников. К сожалению, как показывает практика, специальные школы не торопятся встать на предлагаемый путь, хотя в их помощи сегод-
Цель школьного образования слабослышащих - развитие элементарной словесной речи,
с помощью которой можно получить основы образования, которые позволяют получить некоторую профессиональную квалификацию.
ня остро нуждаются десятки сотен учеников с нарушениями слуха, интегрированных в общеобразовательные школы (классы кратковременного пребывания все еще единичны)6.
Автор считает нужным выяснить проблемы в специализированных школах и найти решение для устранения этих проблем (прилож. 1).
По авторскому убеждению, в недалеком будущем специальной (коррекционной) школе предстоит превратиться в своего рода центр оказания квалифицированной профильной помощи всем детям с ограниченными возможностями здоровья, проживающим в зоне ее влияния. V
1. Развитие инклюзивного образования в Костромской области: проблемы и перспективы // Материалы Межрегиональной научно-практической конференции «Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья» 18 ноября 2009 г. — Кострома, 2010.
2. Базоев В. З., Паленный В. А. Человек из мира тишины. — М.: ИКЦ «Академкнига», 2002.
3. Гилевич И. М., Миронова Э. В., Тигранова Д. И. и др. О детях с нарушениями слуха // Дети с отклонением в развитии / Сост. Н. Д. Шматко. М., 1997. С.11-13.
4. Базоев В. З., Паленный В. А. Человек из мира тишины. — М.: ИКЦ «Академкнига», 2002.
5. Развитие инклюзивного образования в Костромской области: проблемы и перспективы // Материалы Межрегиональной научно-практической конференции «Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья» 18 ноября 2009 г. — Кострома, 2010.
6. Там же.
7. Каришева С. В. Высшее образование для людей с нарушениями слуха // Дискуссия: журнал научных публикаций. 2011. № 5 (13) май. С. 78-80.
8. Каришева С. В. Роль СМИ в пропаганде трудовой реабилитации молодых инвалидов // Дискуссия: журнал научных публикаций. 2011. № 4 (12) апрель. С. 78-79.
9. Каришева С. В. Анализ результатов социологического опроса инвалидов по слуху // Дискуссия: журнал научных публикаций. 2012. № 3 (21) март. С. 72-74.
4 ДИСКУССИЯ '-4 журнал научных публикаций СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Приложение 1 Проблемы обучения детей-инвалидов по слуху и пути устранения этих проблем
ПРОБЛЕМА РЕШЕНИЕ
Отсутствует местная политика по обучению детей с нарушениями слуха. Многие педагоги считают, что такие дети необучаемы. Законодательство гласит, что у нас нет необу-чаемых детей. Есть много случаев, когда такие дети стараниями взрослых успешно начинали и заканчивали учебу.
Стандарты обучения детей-инвалидов по слуху в спецшколах уже давно не менялись. Как работали по старым методикам 20-30 лет назад, так и работают. Нужно модернизировать спецшколы. В обычных школах коррективы вносились не раз, кор-рекционные же учреждения практически не изменялись.
Многие родители детей-инвалидов (особенно слабослышащих) хотят, чтобы их дети учились в общеобразовательной школе и были более подготовлены к жизни. Некоторые родители здоровых детей этому противятся. Чтобы жить в цивилизованном обществе и сделать инвалидов по слуху его полноправными членами, нужно принимать людей с нарушениями слуха везде, в том числе и в школу. Нельзя изолировать человека на каком-то этапе его жизни, а потом «принять» в свое общество.
Качество образования в спецшколах, как правило, ниже государственных стандартов, поэтому выпускникам сложно поступить в вуз. Обучение детей-инвалидов в спецшколах должно контролировать государство и администрация школы в частности.
В общеобразовательной школе ребенок-инвалид привыкает к общению — это плюс. С другой стороны, учитель не может уделять дополнительное внимание такому ученику, остальные могут заскучать. Отстающие ученики есть в любом классе. Когда речь идет о детях-инвалидах, которым нужно помогать учиться, можно привлекать помощников, дополнительных учителей, организовывать дополнительные уроки. Как вариант можно создать в общеобразовательных школах коррекционные классы. Программа у них будет своя, но дети смогут общаться друг с другом на переменах, праздниках, линейках.
Вне зависимости от того, как учится ребенок: дома, в спецшколе или посещает общеобразовательное учреждение — государство перечисляет деньги в спецшколу. Средства должны перечисляться целенаправленно в то место, где учится ребенок. Причем средств этих нужно не так много: обучение ребенка-инвалида в общеобразовательной школе обходится в 4-5 раз дешевле, чем в специальной.
В школах (особенно в провинции) не хватает оборудования и новых учебных пособий. Вместо того чтобы постоянно переиздавать одни и те же учебники, направить деньги на дополнительное оснащение учебных пособий необходимыми материалами для детей-инвалидов по слуху. Если из образовательных программ изъять учебники, не соответствующие этим предписаниям, средства на такую модернизацию у издателей найдутся.
Здравоохранение, финансовые, социальные и образовательные ведомства работают отдельно друг от друга. Одни принимают решение, другие не хотят это выполнять. Министерства должны работать вместе. Связующим звеном в их работе могут быть общественные организации инвалидов (как например, ВОГ). Кроме того, законы должны разрабатываться с привлечением организаций инвалидов, чтобы их потом не пришлось дорабатывать или признавать несостоятельными.