КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА
DOI: 10.15293/1813-4718.1805.10 УДК 376.3+316.6
Адеева Татьяна Николаевна
Кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной педагогики и психологии, Костромской государственный университет, [email protected], ORCID 0000-0002-0310-7546, Кострома
Тихонова Инна Викторовна
Кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной педагогики и психологии, Костромской государственный университет, [email protected], ORCID 0000-0001-7756-0610, Кострома
специфика жизненной траектории и показатели субъективного благополучия взрослых людей С НАРУШЕНИЯМИ слуха1
Аннотация. Субъективное благополучие рассматривается в контексте жизненной траектории. При анализе жизненной траектории большое значение уделяется важным поворотным жизненным событиям, конкретным условиям жизни, переживаниям личности. Условия и события жизни не являются предикторами субъективного благополучия, но могут быть средством его достижения через интерпретацию, переживание, волевое преодоление. Цель исследования - посредством анализа жизненных траекторий дать характеристику и определить специфику показателей субъективного благополучия взрослых людей с нарушениями слуха.
Презентуемая взрослыми неслышащими инвалидами траектория жизни может быть обозначена как гипертимная. Значимых событий жизни выделяется немного, большая их часть оценивается как крайне позитивная. Изучение субъективного благополучия с помощью стандартизированного опросника показало, что оно имеет низкие значения. Неблагополучие переживается в виде эмоциональных симптомов, напряжения и чувствительности. Можно констатировать дисгармоничность субъективного благополучия неслышащих инвалидов, объясняемой особенностями психического развития респондентов.
Ключевые слова: жизненная траектория, субъективное благополучие, нарушения слуха.
Постановка проблемы. Проблема субъективного благополучия является одной из актуальных в современной психологии. Субъективное благополучие представляет собой комплексное понятие, поясняемое через удовлетворенность личности различными аспектами жизни: материальными, физическими, психологическими, социальными и рассматриваемое как фактор успешного функционирования личности, способствующий эффективной адаптации в условиях высокой динамичности жизни.
Соответственно субъективное благополучие может являться фактором, определяющим жизненные достижения и жизненную траекторию личности. Удовлетворенность, испытываемая субъектом при переживании и последующем оценивании и переработке событий, не только формирует опыт, но и готовит к последующим жизненным выборам. Таким образом, изучение субъективного благополучия в контексте жизненной траектории имеет значение как для прикладной, так
1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ, проект 17-06-00812
и для теоретической психологии. В свете интегративных тенденций особую актуальность данная проблема приобретает в отношении людей с ограниченными возможностями здоровья, так как может прояснить некоторые вопросы их социальной адаптации, удовлетворенности жизни и ее качества.
Традиционно в изучении этого вопроса выделяют субъективную и объективную стороны. Однако многие авторы указывают на значимость психологического аспекта проблемы, подчеркивая зависимость данного феномена от личностных особенностей, ресурсов человека. В ряде работ показано, что условия и события жизни не являются предикторами субъективного благополучия, но будут возможным средством его достижения через интерпретацию, переживание, волевое преодоление [6; 7]. Среди важных показателей психологического благополучия выделяют самопринятие, цель в жизни, компетентность, позитивные отношения с другими людьми, автономию, личностный рост [16].
Категория траектории жизни близка по сути таким определениям, как стратегия, жизненный путь. Однако в основе стратегии лежит долгосрочное и чаще рациональное планирование, траектория предполагает отслеживание некоторого результата жизни, его оценку, отношение к нему. По определению В. И. Добренько-ва, реальная траектория жизни понимается как линия жизненной судьбы, измеряется количеством приобретаемых статусов и их рангом [4]. Траектория жизни включает в себя конкретные условия реализации стратегии: социальные, экономические, средовые, нравственные, духовные. При описании траектории жизни большее внимание уделяется причинно-следственным связям, анализу сути важных поворотных событий жизни. По параметру событийности и факторам влияния понятие «траектория жизни» близко понятию «жизненный путь». Специфичной чертой анализа тра-
ектории жизни является ретроспективный взгляд, когда в центре внимания оказываются уже свершившиеся события, действия, поступки и отношение к ним. Это дает возможность уделить внимание стихийным событиям, тем, которые трудно прогнозировать, и которые могут существенно влиять на реализацию или изменение стратегии. Кроме того, важным аспектом анализа становятся переживания личности. С. Л. Рубинштейн писал: «Переживания человека - это субъективная сторона его реальной жизни, субъективный аспект жизненного пути личности» [10, с. 21]. Нами были выделены следующие категориальные характеристики понятия «жизненная траектория»: ретроспективность; событийность; субъективность; оценоч-ность; динамичность; связь с переживаниями; нарративность; причинность. Анализ траектории жизни позволяет получить набор значимых жизненных событий, их интерпретацию и оценку. Содержание событий, их количество, преобладающий модус оценки представляют материал для определения специфики субъективного благополучия личности [13].
Исследование субъективного благополучия взрослых инвалидов с нарушением слуха имеет высокую теоретическую значимость. Связано это с недостаточной научной разработанностью в России проблем взрослых инвалидов с детства как в целом в специальной психологии, так и в сурдопсихологии в частности. Вместе с тем практика социальной поддержки и образования людей с нарушениями слуха юношеского и зрелого возраста, реализующая свою деятельность без современных научно-методических оснований, остро нуждается в этом.
Традиционно до последней четверти XX в. в специальной психологии и педагогике основное внимание уделялось изучению познавательной деятельности и психических процессов детей дошкольного и младшего школьного возраста. В насто-
96
Сибирский педагогический журнал ♦ № 5 / 2018
ящее время научный интерес стал проявляться и по отношению к юношескому и взрослому возрасту [3; 9]. Активно изучается мышление, интеллектуальное развитие и интеллектуальная деятельность [2; 11]. Введение методологии системного подхода в изучении лиц с нарушениями слуха привело к актуализации исследований их личностного развития, а ориентация на принципы социальной адаптации и субъектный подход позволила сформировать новые исследовательские мишени. Изучается социальная и культурная адаптация и интеграция, условия их успешности, средства [8]. Уделяется внимание социальному интеллекту неслышащих людей [15], его взаимосвязи с их поведением в конфликте [12].
Теоретический анализ проводимых в этой области специальной психологии работ показал, что в российской науке нет целенаправленных исследований, изучающих субъективное благополучие неслышащих взрослых. Фокус внимания ученых сосредоточен на родственных с субьективным благополучием психических феноменах, например, таких как самоидентификация и самоотношение. Так, М. Э. Фаттахова, Н. Ф. Михайлова обозначают самоидентификацию как фактор, определяющий субъективное благополучие неслышащих людей. Они констатируют, что отсутствие идентификации как с культурой слышащих, так и с культурой глухих приводит к наиболее тяжелым последствиям психического и социального благополучия глухого или слабослышащего человека. «Маргинальный тип самоидентификации связан с низкой самооценкой, худшим психическим здоровьем, низким уровнем экстраверсии, удовлетворенности своей жизнью» [14, с. 108]. По мнению Е. Б. Акининой, отношение к себе является одной из важнейших детерминант развития глухого человека и определяет его оценку окружающей действительности, участвует в формировании представ-
лений о себе и мире. Автор доказывает, что в структуре самоотношения слабослышащих студентов доминирует эмоционально-оценочный компонент во главе с показателем «самоуверенность» [1]. Имеющееся исследование благополучия и счастья, проведенное Ю. Ю. Климчук на подростках с нарушениями слуха, констатировало, что они чувствуют себя менее счастливыми и благополучными, чем их слышащие сверстники. Однако выявился интересный факт - наличие более выраженных степеней тугоухости связано с более высоким уровнем субъективного благополучия и переживания счастья [5]. В исследовании психического и субъективного благополучия глухих людей K. D. Rogers, проведенного с помощью фокус-групп, респонденты определили ряд факторов, влияющих на благополучие, например, легкость общения с другими людьми, чувство идентичности, активность и чувство принадлежности. Однако автором справедливо обозначается, что не стоит делать акцент в исследованиях на факторах, которые оказывают отрицательное влияние на психическое благополучие глухих людей. Необходимо уделять внимание их жизненным историям, изучать их представления о конкретном детстве, жизненном опыте, которые могут оказывать влияние на психическое благополучие глухих взрослых [17].
Организация эмпирического исследования. Объект изучения - субъективное благополучие взрослых людей с нарушениями слуха в ракурсе оценки событий жизненных траекторий.
Цель исследования - посредством анализа жизненных траекторий дать характеристику и определить специфику показателей субъективного благополучия взрослых людей с нарушениями слуха.
Презентуемое исследование носит пилотажный характер и является частью масштабного проекта, направленного на изучение жизненных траекторий и качества жизни взрослых инвалидов с нарушения-
ми в сенсорной, двигательной, интеллектуальной сфере.
В исследовании принимали участие 18 взрослых инвалидов, имеющих нарушения слуха (тугоухость выраженной степени и глухота). Среди них: 12 женщин, 6 мужчин, средний возраст - 36 лет. Из них имеют работу - 10 человек, имеют собственную семью - 15 человек, двое мужчин состоят в разводе. Высшее образование имеет 1 респондент, средне-специальное (колледж, техникум) - 9, полное среднее - 8 человек. Все обучались в школе для лиц с нарушением слуха. Выборка формировалась случайным образом из взрослых инвалидов, состоящих в «Обществе глухих» и выразивших согласие участвовать в исследовании.
Методический комплекс исследования
представлен следующими методиками:
- шкала субъективного благополучия М. В. Соколовой (1996) применяется для оценки субъективного благополучия и эмоционального комфорта как маркера качества жизни субъекта;
- методика изучения жизненных траекторий, представляющая собой сочетание клинико-психологического интервью, метода сбора анамнеза и методики «Линия жизни» в модификации Д. Т. Василенко.
Методики были адаптированы для лиц с нарушением слуха, при затруднениях использовался сурдоперевод.
Результаты исследования и их интерпретация. По методике изучения жизненных траекторий получены следующие результаты, представленные на рисунке 1.
Рис. 1. Усредненный профиль жизненной траектории в исследуемой группе
В представленной диаграмме отраже- событий, отмеченных как значимые в разно соотношение средних значений оценок личные возрастные периоды, и их плотно-
Сибирский педагогический журнал ♦ № 5 / 2018
сти на 1 респондента. Профиль показывает следующее.
1. Усредненная траектория жизни неслышащих инвалидов является высокорасположенной, преобладают высокооценива-емые положительные значимые события. С одной стороны, это может свидетельствовать об общей позитивности восприятия своей жизни и удовлетворенности ею, с другой - о недостаточной критичности восприятия.
2. При этом количество значимых воспроизводимых событий минимально (одно, иногда два), что вероятно может говорить либо о недостаточности личной памяти, либо о трудностях вербализации событий. Оценка периода жизни проводится по оценке значимости единичного события, что говорит о конкретности восприятия и мышления.
3. Наиболее насыщенными и позитивными, благополучными периодами жизни являются подростковый период, юношество и зрелость. Возможно, это связано с адаптацией к дефекту, освоением эффективных способов взаимодействия и коммуникации.
4. Больше всего негативных оценок содержат периоды раннего детства (0-3) и младшего школьного возраста (7-11).
5. В настоящий период времени (так как средний возраст респондентов 36 лет) наблюдается спад удовлетворенности, о чем говорит снижение показателей средних оценок и их количества.
Событийные и оценочные характеристики отдельных возрастных периодов жизненной траектории.
- Младенческий и ранний возраст (0-3 года). Отличается низкой событийной насыщенностью и невысокой общей эмоциональной оценкой. Около 40 % респондентов не помнят данный возраст и не дают никаких оценок периоду. 22 % респондентов дают отрицательную оценку (от -1 до -5 баллов), называя одно негативное событие: «детский сад», «больница», «развод
родителей».
- Дошкольный возраст (4-7 лет). Преобладает высокая положительная оценка событий жизни, произошедших в этот период. Содержание событий касается семьи: «ездил с родителями на Кавказ», «3 месяца с бабушкой, без мамы, хорошо», «поступила в школу для глухих», «с друзьями играли».
- Младший школьный возраст (7-11 лет). 50 % респондентов в качестве основного события упоминают поступление в школу для детей с нарушением слуха, оценивают его позитивной высокой оценкой. Но у некоторых респондентов (16,7 %) данный период связан с негативными событиями: «пошел в школу для глухих», «завял букет на 1 сентября».
- Подростковый возраст (12-17 лет). В данный период отсутствуют отрицательно оцениваемые события. Содержание событий становится более разнообразным: «С одноклассниками ездили на Украину», «отдыхали на юге», «отдых в деревне». Часть ответов содержит указание на увлечения, интересы, сформировавшиеся к данному возрасту: «в 13 лет занял 3-е место по шашкам», «танцевальный кружок», «летом ходил в лес за ягодами и грибами», «ловил рыбу». Интересно, что даже содержательно негативные события в данном возрасте оцениваются респондентами положительно: «окно разбил», «дрался», «в 12 лет определили в школу-интернат, впервые увидела столько неслышащих, обуял страх».
- Юношеский возраст (17-21). Значимые события в этот период также имеют исключительно положительно высокие оценки, к ним относят: «окончание школы», «отъезд на учебу в другой город». Об этом упомянули 61 % респондентов, 17 % значимым событием обозначили «замужество».
- Молодость (21-25). Основными событиями данного периода являются создание семьи, рождение детей. Практически 90 % респондентов оценивают данные со-
бытия на +5. Как важные положительные события в данный период называются «работа» и «покупка жилья».
- Зрелость (25-35). В данном возрасте снижается интенсивность оценок, уменьшается количество событий. Содержательно они совпадают с предыдущим периодом. Есть упоминание о разводах. Только в одном случае человек говорит о планах: «Стану крестной». Сужение содержания со-
бытийного ряда говорит об определенной стереотипности жизненных целей, снижение оценок событий говорит об уменьшении уровня субъективного благополучия относительно предыдущих периодов. Однако оно остается науровне выше среднего.
Показатели субъективного благополучия изучались также при помощи шкалы М. В. Соколовой. Результаты представлены на рисунке 2.
□ Напряженность и чувствительность
□ Психоэмоциональные симптомы
□ Изменения настроения
□ Значимость социального олружелия
□ Самооценка здоровья
□ Степень удовлетворенности повседневной деятельностью
Рис. 2. Структура признаков эмоционального благополучия/неблагополучия в исаледуемой группе
Исследование уровня субъективного благополучия лиц с нарушением слуха с помощью опросной методики показало, что его общий уровень невысок, находится в диапазоне значений ниже средней нормы (М = 3,94 стен, Ме = 4 стена, Мо = 3 стена). Так как субъективное благополучие сводится к понятию удовлетворенности жизнью и подчеркиваечся пееобнадание положительных эмоций над отрицательными, то мы можем констатировать, что лица с нарушением слуха не только недостаточно удовлетворены собственной жизнью, но и указывают на преобладание в жизни от-
рицательных эмоций, что противоречит показателям оценки жизненной траектории.
В структуре эмоционального неблагополучия преобладают:
- напряженность ичувствительность, проявляющиеся в чувстве дискомфорта, ощущении злвисимости от других, стремлении к уединению;
- психоэмоциональные симптомы в виде повышенной эмоциональной реак-тивнасти, беспокойности, рассеянности.
Заключение. Результаты проведенного пилотажного исследования позволяют сделать некоторые выводы.
100
Сибирский педагогический журнал ♦ № 5 / 2018
1. Презентуемая взрослыми неслыша-щими инвалидами траектория жизни может быть обозначена как гипертимная. Значимых событий жизни выделяется немного, большая их часть оценивается как крайне позитивная. Исключением являются периоды раннего детства и младшего школьного возраста. Соответственно, можно говорить о самопрезентации довольно высокого уровня субъективного эмоционального благополучия.
2. Однако изучение субъективного благополучия с помощью стандартизированного опросника, не предъявляющего требования к самостоятельной речи и суждениям, показало, что оно имеет низкие
значения. А неблагополучие переживается в виде эмоциональных симптомов, напряжения и чувствительности.
3. Таким образом, можно констатировать дисгармоничность субъективного благополучия неслышащих инвалидов, объясняемую особенностями психического развития респондентов: трудностями вербализации, конкретностью мышления, недостаточной слитностью жизненной памяти, особенностями эмоциональной сферы. Выдвигаемая в самопрезентации субъективная благополучность может являться результатом недостаточного анализа значимости событий и их влияния на последующую жизнь.
Библиографический список
1. Акинина Е. Б. Самоотношение как ведущий психолого-акмеологический компонент в структуре личности глухих и слабослышащих студентов // Экономика образования. - 2015. -№ 1. - С. 103-107.
2. Богданова Т. Г. Исследование мышления лиц с нарушениями слуха: проблемы и перспективы // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2009. -№ 1. - С. 167- 171.
3. Гончарова А. Ю. Специфика формирования познавательной сферы лиц с нарушениями слуха // Художественное образование и наука. - 2017. - № 2. - С. 115-121.
4. Добренькое В. И., Кравченко А. И. Социология: в 3 томах: словарь по книге [Электронный ресурс]. - М.: Инфра-М, 2001. -624 с. - URL: https://fileskachat.com/file/12769_ e186e6a53b1e02a1358c229c70fa7689.html (дата обращения: 30.07.2017).
5. Климчук Ю. Ю. Составляющие субъективного счастья и благополучие подростков с нарушением слуха // Вестник Орловского государственного университета. Серия: новые гуманитарные исследования. - 2014. - № 4. - С. 328-330.
6. Лебедева A. A. Теоретические подходы и методологические проблемы изучения качества жизни в науках о человеке // Психология. Журнал Высшей школы экономики - 2012. -
Т. 9, № 2. - С. 3-19.
7. Леонтьев Д. А. Развитие личности в норме и в затрудненных условиях: вызовы и ресурсы // Культурно-историческая психология. -2014. - № 3. - С. 97-106.
8. Миронова М. А., Романенко О. М. Безопасная образовательная среда как фактор успешной социализации студентов с ограниченными возможностями по слуху // Казанский педагогический журнал. - 2017. - № 5. -С. 140-144.
9. Пискун О. Ю. Психолого-педагогические условия коррекции эмоционально-волевого развития выпускников с нарушениями слуха // Сибирский педагогический журнал. - 2014. -№ 1. - С. 142-147.
10. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2002. - 720 с.
11. Сутырина М. П. Интеллектуальные характеристики студентов с нарушениями слуха // Мир науки, культуры, образования. - 2010. -№ 1. - С. 244-247.
12. СутыринаМ. П., Понамарева С. О. Взаимосвязь социального интеллекта и моделей поведения в конфликте у лиц с нарушенным слухом // Мир науки, культуры, образования. -2013. - № 5. - С. 224-227.
13. Тихонова И. В., Адеева Т. Н. Исследование жизненных траекторий лиц с ограниченны-
ми возможностями здоровья: методологический дискурс и типология // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2017. -№ 3. - С. 210-216.
14. Фаттахова М. Э., Михайлова Н. Ф. Самоидентификация и совладающее поведение у взрослых с нарушением слуха // Научные исследования выпускников факультета психологии СПБГУ - 2017. - № 5. - С. 101-108.
15. Чиж О. А. К вопросу о социальном интеллекте неслышащих юношеского возраста // Вестник психофизиологии. - 2018. - № 2. - С. 215- 221.
16. Riff C. D. The structure of psychological well-being revisited // Journal of Personality and Social Psychology. - 1995. - Vol. 69. - P. 719-727.
17. Rogers K. D. Deaf people and mental well-being: Exploring and measuring mental well-being in British Sign Language [Электронный ресурс]: A thesis submitted to the University of Manchester for the degree of Doctor of Philosophy in the Faculty of Medical and Human Sciences. - School of Nursing, Midwifery and Social Work, 2013. -URL: https://www.research.manchester.ac.uk/ portal/files/54542032/FULL_TEXT.PDF (дата обращения: 15.07.2018)
Поступила в редакцию 3.09.2018
Adeeva Tatiana Nikolaevna
Cand. Sci. (Psychol.), Assoc. Prof. of Special Pedagogy and Psychology, Kostroma State University, ORCID 0000-0002-0310-7546, [email protected], Kostroma
Tikhonova Inna Viktorovna
Cand. Sci. (Psychol.), Assoc. Prof. of Special Pedagogy and Psychology, Kostroma State University, ORCID 0000-0001-7756, [email protected], Kostroma
THE SPECIFICITY OF THE LIFE TRAJECTORY AND INDICATORS OF SUBJECTIVE wELL-BEING OF ADULTS wITH HEARING IMPAIRMENT1
Abstract. Subjective well-being is considered in the context of the life trajectory. In the analysis of the life trajectory, great importance is given to the important turning life events, specific conditions of life, experiences of the individual. The conditions and events of life are not predictors of subjective well-being, but can be a means of achieving it through interpretation, experience, willful overcoming. The aim of the study is to characterize and determine the specificity of indicators of subjective well - being of adults with hearing impairments by analyzing life trajectories.
The trajectory of life of hearing-impaired adults with disabilities may be designated as hyper-thymic. Significant events of life stand out a little, most of them are assessed as extremely positive. The study of subjective well-being using a standardized questionnaire showed that it has low values. Trouble is experienced in the form of emotional symptoms, tension and sensitivity. We can say disharmonically subjective well-being of the deaf the disabled, explained by the peculiarities of mental development of the respondents.
Keywords: life trajectory, hearing impairment, well-being.
References
1. Akinina, E. B., 2015. Self-attitude as a leading psychological and acmeological component in the structure of the personality of deaf and hard of hearing students. Economics of education, 1,
pp. 103-107. (In Russ., abstract in Eng.)
2. Bogdanova, T. G., 2009. Research of thinking of persons with hearing impairment: problems and prospects. News of Volgograd state pedagogi-
1 The reported study was funded by RFBR according to the research project № 17-06-00812.
Сибирский педагогический журнал ♦ № 5 / 2018
102
cal University, 1, pp. 167-171. (In Russ., abstract in Eng.)
3. Goncharova, A. Yu., 2017. The specificity of the formation of the cognitive sphere of persons with hearing impairment. Art education and science, 2, pp. 115-121. (In Russ., abstract in Eng.)
4. Dobren'kov, V. I., Kravchenko, A. I., 2003. Sociology: in 3 volumes: dictionary of the book [online]. Available at: https://fileskachat.com/ file/12769_e186e6a53b1e02a1358c229c70fa7689. html (Accessed 30 July 2017). (In Russ.)
5. Klimchuk, Yu. Yu., 2014. Components of subjective happiness and well-being of adolescents with hearing impairment. Bulletin of Orel state University. Series: new humanitarian studies, 4, pp. 328-330. (In Russ., abstract in Eng.)
6. Lebedeva, A. A., 2012. Theoretical approaches and methodological problems of studying the quality of life in the human sciences. Psychology. Journal of Higher School of Economics, V. 9, Issue 27, pp. 3-19. (In Russ., abstract in Eng.)
7. Leont'ev, D. A., 2014. Personality development in norm and in difficult conditions: challenges and resources. Cultural-historical psychology, 3, pp. 97-106. (In Russ., abstract in Eng.)
8. Mironova, M. A., Romanenko, O. M., 2017. Safe educational environment as a factor of successful socialization of students with hearing disabilities. Kazan pedagogical journal, 5, pp. 140-144. (In Russ., abstract in Eng.)
9. Piskun, O. Yu., 2014. Psychological and pedagogical conditions of correction of emotional and volitional development of graduates with hearing impairment. Siberian pedagogical journal, 1, pp. 142-147. (In Russ., abstract in Eng.)
10. Rubinshtejn, S. L., 2002. Fundamentals of General psychology. St. Petersburg: Piter, 720 p. (In Russ.)
11. Sutyrina, M. P., 2010. Intellectual characteristics of students with hearing impairment. World of science, culture, education, 1, pp. 244-247. (In Russ., abstract in Eng.)
12. Sutyrina, M. P., Ponamareva, S. O., 2013. The relationship of social intelligence and behaviors in conflict in persons with hearing impairment. World of science, culture, education, 5, pp. 224-227. (In Russ., abstract in Eng.)
13. Tihonova, I. V., Adeeva, T. N., 2017. Study of life trajectories of persons with disabilities: methodological discourse and typology. Bulletin of Kostroma state University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociogenetiki, 3, pp. 210-216. (In Russ., abstract in Eng.)
14. Fattahova, M. Eh., Mihajlova, N. F., 2017. Self-identification and coping behavior in adults with hearing impairment. Research of graduates of the faculty of psychology of St. Petersburg state UNIVERSITY, 5, pp. 101-108. (In Russ.)
15. Chizh, O. A., 2018. On the issue of social intelligence of deaf youth. Journal of psychophys-iology, 2, pp. 215-221. (In Russ., abstract in Eng.)
16. Riff, C. D., 1995. The structure of psychological well-being revisited. Journal of Personality and Social Psychology, 69, pp. 719-727.
17. Rogers, K. D., 2013. Deaf people and mental well-being: Exploring and measuring mental well-being in British Sign Language. Cand. Sci. (Philos.) [online]. Available at: https://www. research.manchester.ac.uk/portal/files/54542032/ FULL_TEXT.PDF (Accessed 15.07.2018).
Submitted 3.09.2018