услуги с небольшими затратами или предложить услуги, отличные от аналогов конкурентов по ценам, приемлемым для потребителей.
Стратегия оптимальных издержек имеет большие возможности конкурентного маневрирования, поскольку балансирует между стратегиями низких издержек и дифференциации. Поэтому данная стратегия наиболее применима для государственных высших учебных заведений, которые ограничены в области инвестирования производства образователь-
ных услуг.
Таким образом, представленные конкурентные стратегии при их правильном выборе и применении позволят государственным высшим учебным заведениям занять сильные конкурентные позиции и использовать свои конкурентные преимущества. На основе этих стратегий государственные вузы могут реализовать свою цель - повышение качества высшего образования в РФ.
Pipko E.
CONCEPTUAL BASES OF FORMATION OF STRATEGY OF COMPETITION IN THE MARKET OF EDUCATIONAL SERVICES
The article is devoted to the concept of a competition in the market of educational services. The higher educational institutions should define strategy of a competition proceeding from mission and situation in the market educational services. Keywords: market of educational services, competitive strategy, market relations in the sphere of education.
УДК 159.9:316.6
Зобков А.В.
СПЕЦИФИКА ЖИЗНЕННОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ
ГУМАНИТАРНОЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В УСЛОВИЯХ МОДЕЛИРОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ВУЗА*
В статье представлены результаты исследования жизненного самоопределения студентов. Учитывая профессиональную направленность (факультеты), раскрывается профессиональная идентификация студентов, выступающая одной из качественных характеристика студента, как субъекта образовательного процесса и играющая ведущую роль в профессиональном и жизненном самоопределении. Описана взаимосвязь профессиональной идентификации с экзистенцональной исполненностью личности. Приведены данные, касающиеся самоорганизации деятельности.
Ключевые слова: жизненное самоопределение, студенты, воспитательное пространство, профессиональная идентичность.
Проблема жизненного самоопределения личности глубоко и подробно рассматривается в гуманитарных науках. Философские представления о сущности и феномене самоопределения личности раскрыты в работах М.М. Бахтина, Г.С. Батищева, М. Хайдеггера. М.М. Бахтин считает, что в конечном результате становления человек обретает самоопределение. В социально-философском плане самоопределение понимается как социальный смысл, как социальное предназначение, социальная судьба. Эта интерпретация находит отражение в работах М. Вебера, К. Барта, Э. Кассирера, К. Мангейма, Ж. Липовецки, Э. Мунье, Р. Нибура, X. Ортеги-и-Гассета, Ж.-П. Сартра, Ю. Хабермаса, М. Фуко, К. Ясперса и др. С точки зрения социальной философии жизненное самоопределение является необходимым способом, который позволяет человеку осуществить успешную самоидентицикацию, адаптацию к современным очень непростым социокуль-
турным изменениям в жизни нашего общества [6]. С позиции рефлексивно-прогностического подхода сформулировано также понимание жизненного самоопределения как выбора человеком смысла собственной жизни на основе рефлексии жизненных событий. Самоопределение, рассматриваемое в психологии как процесс и результат поиска и выбора личностью собственной позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных обстоятельствах жизни, выступает основным механизмом обретения и проявления человеком внутренней свободы и, одновременно, принятия ответственности за свои свободные решения и поступки (К.А. Абульхано-ва, Л.И. Божович, В.А. Зобков, В.А. Петровский, К. Роджерс, С.Л. Рубинштейн, В.В. Столин, Д.И. Фель-дштейн, В. Франкл). Под самоопределением понимается поиск субъектом своего способа жизнедеятельности в мире на основе воспринимаемых, принимаемых или формируемых (создаваемых) им во
* Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ, номер проекта 13-06-00513, тип «а»
© Зобков А.В., 2014
Экономика образования ♦ № 4, 2014
65
временной перспективе базовых отношений к миру, другим людям, человеческому сообществу в целом и самому себе, а также на основе собственной системы жизненных смыслов и принципов, ценностей и идеалов, возможностей и способностей, ожиданий и притязаний [3].
Жизненное самоопределение личности - качественная характеристика субъекта образовательного процесса, проявляющаяся в профессиональных и личностных компетенциях (В.И. Байденко, В.А. Болотов и В.В. Сериков, И.А. Зимняя, А.В. Хуторской, В.Д. Шадриков). В теории педагогического образования профессиональное самоопределение рассматривается как неотъемлемая составляющая профессиональной компетентности специалиста (Н.В. Борисова, В.В. Беляев, В.А. Зобков, Н.В. Кузьмина, И.А. Колесникова, А.К. Маркова, Д.В. Чернышевский). На протяжении всей профессиональной деятельности личность продолжает свой профессиональный рост, углубляя и уточняя профессиональное самоопределение.
Основной целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач государства является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. В этих условиях важным качеством личности становится способность к самоопределению, благодаря которому человек может разумно существовать в условиях выбора, конкуренции, в условиях свободы и ответственности [1]. Основным результатом образовательного процесса вуза является формирование личности, способной к самосовершенствованию, самоактуализации, самопознанию, саморазвитию, саморегуляции.
Характер взаимодействия человека с окружающим миром в высокой степени определяется тем, как субъект воспринимает окружающую среду, преобразует или создает её в соответствии со своим замыслом и представлениями [5]. Мы рассматриваем жизненное самоопределение как специфический компонент социализации [4], в котором существенное место занимает моделирование воспитательного пространства вуза на основе событийного подхода к воспитанию, детерминирующего процесс отбора субъектом ценностей, идеалов, жизненных принципов, смыслов, целей и мотивов деятельности, базовых отношений к миру и другим людям.
Целью, представленного в статье этапа исследования, являлось выявление и описание характеристик жизненного самоопределения студентов, обучающихся в условиях моделирования воспитательного пространства вуза.
В исследовании приняли участие студенты 4-5 курсов (n=130 чел.) пяти факультетов различной профессионально-педагогической направленности
(естественно-географической, исторической, физико-математической, психологической и социально-педагогической) гуманитарного и педагогического институтов Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых.
Воспитательное пространство вуза представляет собой динамическую сеть взаимосвязанных педагогических событий, разработанных и специально организованных педагогами совместно со студентами и представляющих собой гуманитарную «среду в среде». Такая среда рассматривается нами как временное сочетание психолого-педагогических условий способствующих гармоничному развитию личности студента в соответствии с поставленной целью [2].
В процессе исследования непосредственно применялись следующие диагностические методики: шкала экзистенции (А. Лэнгле и К. Орглер), опросник самоорганизации деятельности (Е.Ю. Мандри-кова), методика определения профессиональной приверженности (Е.П. Ермолавева). Математико-статистический анализ данных осуществлялся с помощью компьютерного пакета SPSS v.19.
Как указывалось выше, жизненное самоопределение личности (ЖСЛ) - качественная характеристика субъекта образовательного процесса - студента. ЖСЛ проявляется в профессиональных и личностных компетенциях, а профессиональное самоопределение личности (ПСЛ) рассматривается нами как неотъемлемая составляющая профессиональной компетентности будущего специалиста. При анализе самоопределения студентов мы будет отталкиваться от ведущей роли профессиональной идентификации в профессиональном и, как следствие, жизненном самоопределении.
Профессиональная идентификация изучалась нами с помощью методики определения профессиональной приверженности Е.П. Ермолавевой. Методика позволяет выявить приверженности специалиста своей профессии по критерию соотношения трех компонентов в структуре профессиональной идентичности: функционально-операционального, индивидуально-личностного и социально-нравственного. По этому отношению устанавливаются уровни профессиональной идентификации: эмоционально окрашенная субъектная позитивная идентификация (ЭОСПИ), прагматическая или нормативная идентификация (ПНИ) и нейтральная или негативная идентификация (ННИ).
Установив нормы (n= 130 чел.) для каждой из трех шкал идентификации (см. рис. 1) и учитывая, что наличие эмоционально окрашенной субъективной позитивной профессиональной идентификации противопоставляется прагматической или нормативной идентификации, а обе указанные идентификации противопоставляются нейтральной или негативной
ннзкне [1; 8]
■I--18 15 ниже сред. [8.1; 15.1]
ЭОСПИ
н—
н-
-
22 29 34 41
средние выше сред, высокие
[15.2; 29.2] [29.3; 36.3] [36.4; 43.4]
н-
н-
9 13.5 18
ннзкне ниже сред. [9.1; 13.5] [13.5; 17.9]
ПНИ
-------------------1------------1-----------1
22.5 27 31.5 36
средние выше сред, высокие
[18; 26.8] [26.9; 31.3] [31.4; 35.8]
-
-I-
н-
0 1 6 ннзкне ниже сред.
ННИ
+
+
-
11.5 16.5 22 27
средние выше сред, высокие
[6.2; 16.6] [16.7; 21.9] [22; 27.2]
[<0.8] [0.9; 6.1]
Рисунок 1. Выделенные нормы профессиональной идентификации для студенческой выборки
идентификации, мы установили принадлежность респондента к группе с той или иной профессиональной идентификацией руководствуясь следующей логикой:
■ респондент, получивший значения ННИ выше среднего и высокие, а также значения ЭОСПИ и ПНИ в области средних и/или низких значений, будет отнесен к группе с нейтральной или негативной идентификацией;
■ респондент получивший средние или ниже среднего значения ННИ, значение ЭОСПИ>Х ,
А ' ср.эоспи
а ПНИ<Х , будет отнесен к группе ЭОСПИ;
ср.пни ^ 1 ^ 7
■ респондент получивший средние или ниже среднего значения ННИ, значение ЭОСПИ< , а
А ' Хср.эоспи
ПНИ>Хср пни будет отнесен к группе ПНИ;
■ остальные значения будут соответствовать неопределенной идентификацией.
В результате группировки мы получили, что неопределенная идентификация присуще 22.3% всей выборки, негативная и нейтральная идентификация (НИИ) наблюдается у 15.4% выборки, эмоционально окрашенная позитивная (ЭОСПИ) у 32.3% выборки, а прагматическая или нормативная иденти-
фикация соответствует 30% выборки (см. табл. 1).
Преобладание ЭОСПИ наблюдается на таких факультетах, как ЕГФ (50%), ИФ (33.3%), ФМФ (35.5%); ПНИ преобладает на СП (40%) и ФП (42.1%). Заметим, что ЭОСПИ преобладает на тех факультетах, чья погруженность в воспитательную среду осуществлялась более длительное время (с первого курса у ЕГФ, ИФ, ФМФ; с третьего курса ФП и СП). Негативная или нейтральная идентификация встречается реже других идентификаций на факультетах (ЕГФ - 0%, ИФ - 18.2%, СП - 17.2%, ФМФ - 16.1%, ФП - 15.8%). Следует обратить внимание, что ННИ занимает примерно одинаковые процентные соотношения (16-18%) на всех факультетах (исключение составляет только ЕГФ, что, вероятно, связано с маленькой выборкой по этому факультету, пегф= 12 чел.).
Установление связи между идентификациями и их распределением по факультетам оказалось невозможным т.к. тест хи2 показал непригодность данных для анализа на зависимость между переменными в связи с тем, что в 35% ячеек ожидаемая частота была меньше 5.
Исследование взаимосвязи между профессио-
Таблица 1
Идентификации
ННИ ЭОСПИ ПНИ Неопреде ленная
ЕГФ 0 6 3 3 12
ИФ 6 11 7 9 33
СП 6 9 14 6 35
ФМФ 5 11 7 8 31
ФП 3 5 8 3 19
таа1 20 42 39 29 130
Идентификации □ нни ИЭОСПИ О пни
В Неопределенная
Рисунок 2. Соотношение профессиональной идентификации по факультетам
нальными идентификациями личности и ее экзистенциальной исполненностью показало наличие сильных значимых корреляций между переменными (см. табл. 2). Для установления взаимосвязи мы воспользовались коэффициентом корреляции Пирсона, предварительно установив, с помощью критерия Колмогорова-Смирнова, отсутствие значимых различий между распределением исследуемых переменных и их нормальным распределением (для переменных идентификации и экзистенциальной исполненности).
По таблице корреляции мы видим, что эмоционально окрашенная субъективная позитивная идентификация (ЭОСПИ) имеет значимую (р<0.01) положительную взаимосвязь со всеми переменными экзистенциальной исполненное™. Это указывает на то, что студент, у которого выраженная высокая эмоционально окрашенная позитивная идентификация, умеет хорошо отходить на определенную дистанцию по отношению к самому себе, лучше и быстрее воспринимать педагогическую ситуацию. Такой студент имеет богатый внутренний мир, открыт к новому, способен выходить за пределы своих возможностей. Он решителен, способен принимать решения, уверен в себе, способен критически мыслить, ответственен, стремиться устроить свою жизнь. С ростом эмоционально-окрашенной субъективной позитивной идентификации будет наблюдаться и рост всех показателей экзистенцио-нальной исполнительности, что, естественно, будет сказываться на значениях общего показателя экзис-тенциальности, который указывает на то, насколько наполнена смыслом экзистенция данной личности, насколько экзистенция ощущается как исполненная.
Прагматическая или нормативная идентификации (ПНИ) обратно коррелирует с показателями экзистенции, при этом значимая корреляция (р<0.01) наблюдается только с самодистанцированием, самотрансцендентностью и персональностью. У студентов с преобладанием прагматической или нормативной идентификацией близкая дистанция по отношению к самому себе, что связывается с состоянием внутреннего смятения или фиксации на чем-либо. Студент с яркой прагматической или негативной идентификацией направлен на самого себя, фиксируется на своих чувствах, упреках в свой адрес, своих ошибках. Он старается избегать «лишнего» общения с внешнем миром, жизнь бедна чувствами, деловита и функциональна.
Но все же при прагматической или нормативной идентификации сила связей с указанными показателями экзистенции меньше, чем при негативной или нейтральной идентификации (ПНИ). Прагматическая или нормативная идентификация показывает отрицательную взаимосвязь (р<0.01) со всеми переменными экзистенции. При этом отрицательная взаимосвязь ПНИ с экзистенциальностью настолько же сильна, насколько сильна положительная взаимосвязь ЭОСПИ с показателями экзистенции. Можно предположить, что студенты с превалирующей ПНИ являются антиподами студентов с ЭОСПИ в плане экзистенции.
Рассмотрим статистическое влияние принадлежности студента к факультету и его идентификации на экзистенциональность. Для реализации этой задачи применялось построение многомерной общей линейной модели (двухфакторный дисперсионный анализ).
Таблица 2
Взаимосвязь между профессиональными идентификациями личности и ее _экзистенциальной исполненностью_
Самодис- Самотран- Персона- Свобода Ответст- Экзистен
танциро- сценден- льность венность ция
вание ция
Pearson Correlation ,413** ,473** ,515** ,311** ,358** ,315**
ЭОСП Sig. (2-tailed) ,000 ,000 ,000 ,000 ,000 ,000
N 130 130 130 130 130 130
Pearson Correlation -,244** -,260** -,293** -,148 -,139 -,148
ПНИ Sig. (2-tailed) ,005 ,003 ,001 ,093 ,116 ,094
N 130 130 130 130 130 130
Pearson Correlation -,351** -,392** -,428** -,284** -,360** -,301**
ННИ Sig. (2-tailed) ,000 ,000 ,000 ,001 ,000 ,001
N 130 130 130 130 130 130
**. Correlation is significant at the 0.01 level (2-tailed).
Критерий однородности Левина показал однородность дисперсий в распределениях зависимых переменных, за исключением переменной «Само-тренсценденция», следовательно результатам дисперсионного анализа по этой переменной мы доверять не можем и исключи ее из рассмотрения.
По результатам двухфакторного дисперсионного анализа мы можем сказать, что факультет, как самостоятельный фактор, не оказывает влияния на экзистенциональность (см. табл. 3); идентификация же студентов (как самостоятельный фактор) оказывает значимое влияние на экзистенциональность (р<0.01). Также мы можем говорить, что совместное влияние двух факторов, а именно факультета и идентификации влияет на экзистенциональность (р<0.05). Иными словами, смена факультета (среды осуществления учебной деятельности, общения, развития) никак не скажется на экзистенциальности студента. Изменения в идентичности студента, безусловно, окажет влияние на экзистенциональность студентов и, более того, смена факультета (среды) и работа над идентичностью студентов дадут также положительный результат и, возможно, будет более эффективным средством воздействия на экзистен-циональность.
Ниже представлена таблица (таблица 4), где показано влияние независимых переменных на конкретные составляющие экзистенции.
Из приведенной таблицы видно, что идентификация влияет на самодистанцирование и персональ-ность, а совместное влияние двух факторов значимо для персональности, свободы и ответственности.
Для того, что бы лучше понять совместное вли-
яние рассматриваемых факторов на экзистенцио-нальность, рассмотрим различия в выраженности экзистенцональности по факультетам. Для этого мы воспользовались критерием Н-критерием Круска-ла-Уолиса (см. табл. 5).
Различия по факультетам наблюдаются по трем переменным: самотрансценденция, персональ-ность, свобода, экзистенция (р < 0.05). Для наглядности обратимся к столбиковым диаграммам, отражающим средние значения показателей экзистен-циональности, среди которых обнаружены значимые различия по факультетам.
Наименьшие значения по всем показателям эк-зистенциональности наблюдается на факультете социальной педагогики (СП) (Хср.=54.24; 83.89; 34.29; 73.58 для самотрансценденции, персональности, свободы и экзистенции соответственно). Указанные значения соответствуют низким значениями по нормам методики. Немногим выше значения по ФП -эти значения находятся на границе между средними и низкими значениями. Наиболее высокие значения обнаружены по факультету ЕГФ (Хср.=67.23; 101.77; 41.84; 87.46 для самотрансценденции, персонально-сти, свободы и экзистенции соответственно). Это значения находятся в интервале средних значений по нормам методики, ближе к границе с высокими значениями.
Приведенные данные не позволяют утверждать, что различия, установленные по факультетам в идентификации и экзистенции, связанны со средовыми особенностями или профессиональной направленностью или чем-либо еще. Вполне возможно испытуемые уже обладали этими качествами при поступлении в вуз, мы лишь можем констатировать факт
Таблица 3
Оценка эффекта статистического влияния переменных «факультет» и «идентификация» на _экзистенцию студентов_
Effect Value F Hypothesis df Error df Sig.
Pillai's Trace ,184 1,061 20,000 440,000 ,389
Wilks' Lambda ,826 1,059 20,000 355,829 ,392
Факультет
Hotelling's Trace ,200 1,054 20,000 422,000 ,396
Roy's Largest Root ,120 2,634c 5,000 110,000 ,027
Pillai's Trace ,271 2,165 15,000 327,000 ,007
Wilks' Lambda ,744 2,233 15,000 295,781 ,006
Идентификации
Hotelling's Trace ,325 2,289 15,000 317,000 ,004
Roy's Largest Root ,248 5,396c 5,000 109,000 ,000
Pillai's Trace ,598 1,372 55,000 555,000 ,044
Wilks' Lambda ,519 1,381 55,000 498,866 ,042
Факультет * Идентификации
Hotelling's Trace ,723 1,385 55,000 527,000 ,040
Roy's Largest Root ,264 2,659c 11,000 111,000 ,005
Таблица 4
Оценка эффекта статистического влияния переменных «факультет» и «идентификация» на _составляющие экзистенции студентов_
Source Dependent Variable Type III Sum of df Mean Square F Sig.
Squares
Самодистанцирование 100,688 4 25,172 ,545 ,703
Персональность 1289,758 4 322,440 1,391 ,242
Факультет Свобода 386,489 4 96,622 1,931 ,110
Ответственность 342,184 4 85,546 1,154 ,335
Экзистенция 763,892 4 190,973 ,717 ,582
Самодистанцирование 642,026 3 214,009 4,637 ,004
Персональность 5623,381 3 1874,460 8,086 ,000
Идентификации Свобода 387,330 3 129,110 2,581 ,057
Ответственность 355,235 3 118,412 1,597 ,194
Экзистенция 880,372 3 293,457 1,102 ,351
Самодистанцирование 795,998 11 72,363 1,568 ,118
Персональность 4935,195 11 448,654 1,936 ,042
Факультет *
Свобода 1349,966 11 122,724 2,453 ,009
Идентификации
Ответственность 1961,642 11 178,331 2,406 ,010
Экзистенция 4886,068 11 444,188 1,669 ,090
Таблица 5
Оценка различий в выраженности экзистенцональности по факультетам_
Самодистанциро вание Самотрансценд енция Персонально сть Свобода Ответствен ность Экзистенция
Chi-Square 5,962 11,095 10,835 13,477 8,018 9,483
df 4 4 4 4 4 4
Asymp. Sig. ,202 ,026 ,028 ,009 ,091 ,050
того, как обстоят дела на данный момент.
Ниже рассмотрим результаты опросника самоорганизации деятельности Е.Ю. Мандриковой в его связи с профессиональной идентификацией и факультетами.
С помощью критерия Колмогорова-Смирнова было установлено, что, полученные из шкал методики переменные соответствуют нормальному распределению, за исключением «ориентации на настоящее» в связи с чем для установления взаимосвязей было решено воспользоваться корреляцией Спирмена (см. табл. 6).
Эмоционально окрашенная субъектная позитивная идентификация имеет значимую положительную взаимосвязь с целеустремленностью (р<0.01) и с ориентацией на настоящее (р<0.05). Прагматичес-
кая или нормативная идентификация находит взаимосвязь с теми же переменными, но меняется знак взаимосвязи (р<0.05). Негативная или нейтральная идентификация находит отрицательную взаимосвязь с целеустремленностью (р<0.01) и настойчивостью (р<0.05), правда значимость последней на границе интервала значимости и сила взаимосвязи не велика.
Выясним, влияет ли такой фактор, как факультет на самоорганизацию деятельности. Для этого построим многомерную общую линейную модель с одной независимой переменной.
Критерий однородности дисперсии Левина показал значимость для переменных «Планомерность» и «Ориентация на настоящее», следовательно эти переменные не подходят для анализа и их следует исключить.
Таблица 6
Взаимосвязь профессиональной идентификации личности и ее организации деятельности
Планоме Целеустре Настойчи Фиксация Самоорга Ориент_на
рность мленность вость _на_СД низация _настоящ
эосп Correlation Coefficient ,121 ,304 ,120 ,092 -,147 ,216
Sig. (2-tailed) ,169 ,000 ,174 ,296 ,096 ,013
пни Correlation Coefficient -.068 -,219 ,000 -.023 ,129 -,201
Sig. (2-tailed) ,445 ,012 ,998 ,792 ,142 ,022
нни Correlation Coefficient -.130 -,250 -.179 -.127 ,039 -.103
Sig. (2-tailed) ,141 ,004 ,042 ,149 ,659 ,245
**. Correlation is significant at the 0.01 level (2-tailed).
* Correlation is significant at the 0.05 level (2-tailed).
Рассматривая влияние фактора факультета на составляющие самоорганизации деятельности, нами было установлено, что значимое влияние факультета только на одну составляющую - непосредственно самоорганизацию (p<0.05, см. табл. 7).
Обратим внимание на столбиковую диаграмму, наглядно отражающую обнаруженное влияние (см. рис. 3).
Вероятнее всего самоорганизация связана с особенностями организации учебного процесса на
факультете, т.к. дополнительный корреляционный анализ не выявил никаких значимых корреляций этой переменной кроме переменных «мотивация к успеху», «рациональный канал эмпатии», «стимуляция» (Шварц), «авторетарный», «эгоцентрический», «агрессивный» (Лири), которые можно также соотнести с особенностям организации учебного процесса и учебно-познавательной деятельность студентов.
Source Dependent Variable Type III Sum of Squares df Mean Square F Sig.
Факультет Целеустремленность 279,803 4 69,951 1,530 ,197
Настойчивость 118,725 4 29,681 ,971 ,426
Фиксация_на_СД 158,544 4 39,636 1,697 ,155
Самоорганизация 209,969 4 52,492 2,974 ,022
12-
ZT
о о
20 ——I— —I———I———I———I—L
ЕГФ ИФ СП ФМФ ФП
Факультет
Рисунок 3. Различия в самоорганизации по факультетам
Таблица 7
Статистическое влияние факультета на составляющие самоорганизации деятельности
Выводы. Профессиональная идентичность взаимосвязана с экзистенцией. Эмоционально окрашенная субъективная позитивная идентификация (ЭОСПИ) обнаруживает сильные положительные взаимосвязи со всеми шкалами экзистенции; прагматическая или нормативная идентификация имеет обратную взаимосвязь с самодистанцированием, самотрансцендентностью и персональность. Сила взаимосвязи этого типа идентификации ниже, чем мы наблюдали для ЭОСПИ и ниже, чем у негативной или нейтральной идентификации, для которой обнаружена сильная обратная корреляция со всеми шкалами экзистенциии.
Наблюдаются значимые различия в экзистенции по факультетам. Также, не смотря на то, что хи2 оказался не применим для установления взаимосвязи между факультетом и видом идентификации, по частотным диаграммам видны различия в превалирующей идентификации на факультетах. Эти различия становятся более явными после установления сильной взаимосвязи между идентичностью и экзистенцией, которая в свою очередь имеет значимые различия по факультетам, о чем мы говорили выше.
Для факультетов ФП и СП наблюдается, среди преобладающих, прагматическая и нормативная идентификация, малое самодистанцирование, низкая самотрансценденция и персональность. Факультетам ФМФ, ИФ и, в большей степени ЕГФ, свойственна эмоционально окрашенная субъектная позитивная идентификация, средние и выше средних значения по шкалам экзистенции. Негативная или нейтральная идентификация присутствует среди студентов всех факультетов. Студенты с этим типом идентификации обладают низкими значениями по всем шкалам экзистенции.
Библиографический список
1. Газман О.С. Гражданское воспитание / О.С. Газ-ман, А.Ф. Никитин, Я.В. Соколов // Российская педагогическая энциклопедия. Т. 1. - М., 1993. - С. 224225.
2. Дрозд К.В. Воспитательное пространство вуза как условие формирования социально-личностных компетенций студентов гуманитарных факультетов: монография / К.В. Дрозд, А.В. Зоб-ков, Е.Н. Малова, И.В. Плаксина; Владим. гос. ун-т имени А.Г. и Н.Г. Столетовых. - Владимир: Изд-во ВлГУ 2012. - 264 с.
3. Журавлев А.Л. / А.Л. Журавлев, А.Б. Купрей-ченко Экономическое самоопределение: теория и эмпирические исследования. - М., 2007.
4. Журавлев А.Л. Психологическое и социально-психологическое пространство личности: теоретические основания исследования / А.Л. Журавлев,
A.Б. Купрейченко // Знание. Понимание. Умение. -№ 2, 2012.
5. Зобков А.В. Развитие социально-личностных компетенций студенческой молодежи, обучающейся в вузах с разными воспитательными традициями / К.В. Дрозд, А.В. Зобков, И.В. Плаксина // Вестник Владимирского государственного гуманитарного университета. Сер. Педагогические и психологические науки. - 2011. - Вып. 11 (30). - С. 380-387.
6. Иванова В. С. Проблема жизненного самоопределения в контексте повседневной практики /
B.С. Иванова. дисс. к.ф.н. 09.00.11. Томск, 2003, 167 с.
Zobkov A.
THE SPECIFICITY OF SELF-IDENTIFICATION OF STUDENTS OF HUMANITARIAN AND PEDAGOGICAL ORIENTATION IN TERMS OF MODELING THE EDUCATIONAL SPACE OF UNIVERSITY
In the article the results ofresearch of the life ofself-determination ofstudents. Given the professional orientation (faculties) was revealed professional identification ofstudents, serving one of the qualitative characteristics of the student, as the subject of educational process and plays a leading role in professional and life self-determination. Describes the relationship ofprofessional identification with existential of individual. The data relating to self-organization activity. Keywords: life-determination, students, educational space, professional identity.